Комментарии к первым 10 мифам о христианстве

Эта запись является частью серии записей 90 наиболее популярных мифов о Боге, вере, Церкви и духовной жизни
Комментарии к первым 10 мифам о христианстве

Вопросы, возникшие у читателей после статьи Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни, показали необходимость комментариев к опубликованным тезисам. Постарался сделать их максимально краткими, для более подробного изучения дал ссылки. Дабы не утомлять большим количеством комментариев, буду публиковать их по десяткам.
Итак, начнём:

1) Бога никто не видел.
а) Воплотившегося Бога – Богочеловека Иисуса Христа видели многие тысячи людей.
б) Сам Бог даёт любому желающему возможность Боговидения: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
в) Любому желающему доступен опыт Богообщения святых угодников Божиих, изложенный в Предании Церкви.
Подробнее см. статью: Кто видел Бога.

2) Убедиться в существовании Бога можно только после смерти.
а) Большую часть информации люди получают не из собственного опыта, а на основании доверия опыту других людей. Этот опыт зафиксирован во множестве источников и доступен всем желающим еще при жизни.
б) Основа христианства – опыт личного Богообщения. Внимательная, богоугодная жизнь позволяет явственно ощущать присутствие Господа, его Промысл.
в) Чаще всего Бог говорит с человеком языком обстоятельств, человек – отвечает языком поступков. Этот опыт есть у каждого из нас, но большинство склонно списывать его на волю случая.
г) Богом нельзя увлекаться, Богом нужно жить. У нас не вызывает сомнения реальность радиоволн и электричества, хотя мы и не видим их. Но мы имеем ежедневный опыт того, что они есть. Если мы ежедневно не обращаемся к Богу в молитве, не соединяемся с Ним в Таинствах, не синхронизируем свою жизнь с Его заповедями, Его волей, то Он будет казаться нам далёким и абстрактным. Если мы не будем заслоняться от Бога своим невниманием, не разменивать свою жизнь суетой, то Его действие в мире, в нашей жизни, станет для нас явственным, реальным.
д) Для Богопознания требуется собственное усилие. Бог не насилует человеческую волю и открывается тому, кому Он нужен, кто имеет жажду Его познать, кто стремится к Нему. Или тому, в чьей душе это может найти отклик.
См. Богообщение.

3) Для правильного Богопознания достаточно интеллектуального усилия.
а) Даже с точки зрения исполнения элементарных нравственных норм ум не является гарантом правильного выбора. Вспомним хотя бы диктаторов последних столетий, разве им откажешь в уме? Разве атеистов можно обвинять в недостатке интеллекта? Важно помнить, что в результате грехопадения были повреждены все силы души, в том числе и разум человека.
б) Познавать Бога возможно исключительно из Его откровения. Оно различается на естественное – видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное – когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (Пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви.
Поэтому в собственных умозаключениях необходимо учитывать оба эти откровения.
в) Особенность нашего времени – попытка собственного богомыслия, без хотя бы элементарных знаний вероучения. Причём это свойственно и людям, интеллектуально развитым, которые ни в одной другой сфере не позволяют себе подобного дилетантизма – делать выводы, не имея даже базовых знаний предмета.
г) Для размышления о Боге необходимо иметь смирение, осознавать хотя бы то, что мы не равны Богу, мы Его создания и потому можем познавать Творца лишь в определённых пределах, ограниченных тем, что Он посчитал нужным открыть нам, и уровнем нашей духовной чистоты, нашего духовного развития.
д) Теория без практики, как и во многих других областях человеческого знания, бесплодна. Можно выучить сальфеджио на отлично, но это не даст возможность порадовать игрой на скрипке даже ближайших родственников. Можно зазубрить теорию иностранного языка, но без практики общаться на нём не получится.
См. Ум.

4) Бог Отец старше Бога Сына. Бог Сын был когда-то рождён от Бога Отца.
Рождение Сына осуществляется вне условий времени, не было момента, когда не было Отца, Сына и Святого Духа.
См. Святая Троица.

5) Иисус Христос – наполовину Бог, наполовину человек.
Иисус Христос – Богочеловек. Можно сказать, что Он на 100% Бог и на 100% человек, подобный нам, но без греха. Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын (Слово, Логос) в определённый исторический момент воплотился (от слова плоть), стал человеком.
См. Богочеловек.

6) Богу требуется от человека вера в Его существование и исполнение религиозных обрядов.
Бог Всемогущ и Вседоволен (обладает высшей степенью блаженства). Он ни в чём не нуждается, всё, что исходит от Бога в отношении нас, – чистый дар. Жизнь – дар, спасение – дар. Мы – творение Бога, Он желает нам вечного счастья. Отец Небесный желает общаться с любящими детьми, ему не нужны роботы или автоматы.
Бог ждёт от человека верности и любви, всё остальное обретает совершенный смысл в качестве их выражения.
См. Любовь.

7) Бог постоянно борется с дьяволом, это две равные силы.
Весь мир является Божиим творением. Дьявол (греч. diabolos – клеветник) – падший ангел, восставший, по причине гордости, против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру. Дьявол совершает зло лишь в той мере, в которой ему попускает это делать Господь.
См. дьявол.

8) Служат дьяволу только сатанисты и его почитатели.
У человека всего два пути – исполнять волю Творца или не исполнять её. Второе соответствует воле дьявола и фактически является служением ему. "Кто не со Мною, тот против Меня" (Лк. 11:23).
По словам Апостола и евангелиста Иоанна "кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1Ин.3:8).
См. О смысле жизни.

9) Богу сложно понять трудности и проблемы простых людей.
Бог, создатель человечества, обладает всеведением. Кроме того, вочеловечившись, Бог Сам жил на Земле среди людей более трёх десятков лет.
Священное Писание свидетельствует: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).
По словам одного церковного журналиста: Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
См. Бог.

10) Вселенная бесконечна, Бог в ней обитает.
Бог бесконечен, не ограничен ни временем, ни пространством. Вселенная – Его творение, она конечна (даже по мнению современной науки).
С другой стороны, Бог вообще находится вне категорий времени и пространства, являющихся атрибутами тварного, материального мира.
См. Вселенная.

11) Продолжение:
См. второй десяток комментариев.
См. третий десяток комментариев.
См. четвёртый десяток комментариев.
См. пятый десяток комментариев.

Буду благодарен за дополнительные комментарии и уточнения.

Комментарии

Особенность нашего времени – попытка собственного богомыслия, без хотя бы элементарных знаний вероучения. Причём это свойственно и людям, интеллектуально развитым, которые ни в одной другой сфере не позволяют себе подобного дилетантизма – делать выводы, не имея даже базовых знаний предмета.

Это не просто особенность, это беда. Все,кому ни лень лезут в СМИ, чтобы высказать свое "компетентное мнение":(
 
Кирилл, есть желание немного добавить, так сказать, "от себя":

По 1) В Священном Писании (а точнее, в Новом Завете), как минимум, два случая прямого Божьего явления людям. Собственно, по первому - всем известный и почитаемый праздник Крещения Господня, но второе его название и, собственно, Главное Значение, которое все почему-то забывают - Праздник Богоявления, когда в одном месте и в одно время Бог явил себя простым смертным людям во всем своем Триединстве - Бог Отец - глас, раздавшийся с небес: "Сей Есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение", Бог Сын, который был крещаем в Иордане, и Бог Святой Дух - который снисшел с небес в виде голубя. И это событие четко зафиксировано в Евангелии и его видело несколько тысяч людей, которые в это время крестились в Иордане. И второе - конечно, недавно прошедший праздник, с чем Вас и поздравляю, Преображения Господня - также, описанный в Евангелии апостолами, которых Христос взял с собой на гору и ведевших все своими собственными глазами и слышавших глас с небес и видевших Божественный свет.
Если бы православные люди почаще читали, а главное, вникали в Евангелие, Вам такой длинный список мифов не пришлось составлять бы. :)

По 2) Убедиться в существовании Бога после смерти уже, к сожалению, поздно...:( Ибо утащат твою несчастную неверующую душу туда, откуда до Бога ой как далеко.... Конечно, перед этим предварительный суд Божий (на 40-й день после смерти) душой будет пройден, но что она скажет на этом суде в свое оправдание?? Господи, теперь я верю, Ты Есть?! Куча народа верят экстрасенсам, колдунам, бабкам-гадалкам, "заговаривающим" пупочные грыжи у детей почем зря, а вот додуматься, что есть Сила, гораздо мощнее, благодатная, на самом деле исцеляющая тело через исцеление души, ну вот никак не могут...:( Это беда нашего времени... Люди падки на "чудеса", чтобы уверовать. Но еще Господь сказал: "Род сей лукавый и прелюбодейный знамения ищет, но знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка". И еще. "Блажен не видевший и уверовавший".Не прельститесь.. Откройте сердце Господу и Он Сам даст Вам увидеть Его и прочувствовать всем существом. Для спасения.

По 3) Вот как раз о Богопознании. Давайте уж наконец признаем, что первую заповедь, по-сути, никто до конца не понимает.. Но если сопоставить ее со второй заповедью, все станет предельно ясно. Самопознанием и копанием в себе мы занимаемся всю нашу жизнь. Ну, вот, немного о Любви. Себя мы знаем? По большей части, да, не совсем, но да. Любим? Определенно!!! Ближнего? Если любим ближнего, ну, или думаем, что любим - стараемся его узнать, ведь правда?! Что он любит, чем увлекается, какие у него проблемы, мечты и т.д... А Бога? Как мы любим Бога?! И можем ли мы вообще утверждать, что мы Его любим, уж коли мы ничего про Него не знаем?? А самое ужасное, не пытаемся узнать.... Как рассуждает большинство? Ну, Бог, наверное, где-то есть... Может, даже так: "Бог определенно есть. Я ощущаю Его действие в своей жизни". А ты пытаешься узнать, что или кто есть Бог, чтобы по-настоящему полюбить Его? Ведь истинно любить можно только того, кого знаешь, с кем тесно взаимодействуешь, с кем соединяешься душой. А мы так мало знаем о вере и о Боге... Хочется просто дать совет. Чтобы истинно познать, а значит, полюбить Бога, читайте Священное Писание, творения святых отцов Церкви, избегайте, ненавидьте грех, так оскорбляющий Любовь к нам нашего Божественного Отца и будет Вам Царствие Небесное. :)

По 7) Типичное заблуждение, из-за коего в наше время так и распространена эта мерзость, как то - экстрасенсы, биоэнерготерапевты, "бабушки" и "дедушки" и т.п. Да кто может быть сильнее Бога?! И почему люди в скорбях и нуждах своих идут за помощью, утешением не к Отцу, любящему их, создавшему их, а к какой-нибудь "потомственной целительнице", грешной по жизни и не осознающей, что действует через нее, несчастную, явно не Божественная сила (а за какие-такие заслуги, собственно?) Вот вы мне скажите на милость, когда мы, будучи ребенком, разбиваем в кровь коленку, мы жаловаться и за лечением к чужому дяде бежим, что-ли?! Нет, к папе с мамой! Почему же, вырастая и разбив в кровь душу или тело, мы не к Отцу небесному обращаемся, не в Церковь, матерь нашу, за спасением и утешением бежим, а к чужому дяде или тете, которые делают непонятные нам пассы руками и бубнят невразумительные слова, надеясь таким прямо скажем "сомнительным" образом получить спасение.. К слову сказать, никто ни с кем уже вот 8 000 лет не борется. Уже побороли. :) Еще Архангел Михаил. Бог даже ни снизошел. Ибо Он - Бог и силы его хватило бы на сиюсекудное уничтожение таких вот 1000 бунтовщиков. Читайте, опять же, Писание. Некую "подчиненность" Богу сатаны можно опять же, увидеть еще в Евангелии. Ибо даже в свиней бесы не могли войти и спрашивали разрешения у Господа нашего Иисуса Христа войти в них, не то что в человека... Люди сами дают права диаволу над собой своими грехами. Помните, еще у Булгакова: "«- Ба! – воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего,- менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?
- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово.
- Потому, что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.
- Но тебе придётся примириться с этим,- возразил Воланд, и усмешка искривила его рот...- Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?
- Он прислал меня.
- Что же он велел передать тебе, раб?
- Я не раб,- всё более озлобляясь, ответил Левий Матвей,- я его ученик.
- Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, - отозвался Воланд,- но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак….
- Он прочитал сочинение мастера,- заговорил Левий Матвей,- и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
- Мне ничего не трудно сделать,- ответил Воланд,- и тебе это хорошо известно.- Он помолчал и добавил: - А что же вы не берёте его к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой,- печальным голосом проговорил Левий.
- Передай, что будет сделано,- ответил Воланд и прибавил, причём глаз его вспыхнул:- И покинь меня немедленно."
Я намеренно привела мысли обычного человека, писателя, не священника, ибо даже он в своем нетленном произведении четко понимал иерархию духовного мира. Итак, не бойтесь диавола, бойтесь греха своего, дающего диаволу власть над Вами, а самое главное, отнимающего у Вас Божественную защиту.
 
Кирилл, спасибо за проделанную работу!
Хотелось бы обратиться к Вам и другим понимающим христианам, мне не до конца понятен пункт 7. Т.е. я, вроде бы, понимаю, что нет борьбы. Есть падение ангела, есть ненависть его к людям за Любовь Божию к ним. Но я не понимаю, зачем Господь позволяет нас искушать, если в Его власти всё это прекратить. Похоже на эксперимент или попытку доказать (кому??), что мы достойны Его любви!
И я понимаю, что это не так... Но не могу понять мотива! Мне как раз таки всегда казалось, что Господь просто не может вмешаться, т.к. дал нам свободу выбора, и мы должны прийти к Нему самостоятельно! Но мысль, что Он намерено позволяет, да ещё и контролирует все дьявольские проделки не даёт мне покоя!!
Объясните, спасибо большое заранее.
 
протоирей Ефанов написал(а):
Кроме того, Бог Сам был человеком более трёх десятков лет.
Бог, однажды вочеловечившись, пребывает человеком и доныне.
Отец Андрей, благодарю за уточнение, поправлю.

Но я не понимаю, зачем Господь позволяет нас искушать, если в Его власти всё это прекратить.
Да, но тогда мы не будем свободны, не будем иметь свободы выбора.
 
Незарегистрированный написал(а):
Кирилл, спасибо за проделанную работу!
Хотелось бы обратиться к Вам и другим понимающим христианам, мне не до конца понятен пункт 7. Т.е. я, вроде бы, понимаю, что нет борьбы. Есть падение ангела, есть ненависть его к людям за Любовь Божию к ним. Но я не понимаю, зачем Господь позволяет нас искушать, если в Его власти всё это прекратить. Похоже на эксперимент или попытку доказать (кому??), что мы достойны Его любви!
И я понимаю, что это не так... Но не могу понять мотива! Мне как раз таки всегда казалось, что Господь просто не может вмешаться, т.к. дал нам свободу выбора, и мы должны прийти к Нему самостоятельно! Но мысль, что Он намерено позволяет, да ещё и контролирует все дьявольские проделки не даёт мне покоя!!
Объясните, спасибо большое заранее.

Доброе утро! Понимаю Ваше недоумение, сама задавалась таким же вопросом. Со временем появляется понятие, что скорби, искушения смиряют нас, помогают выработать терпение. Начинаешь доверять свою жизнь Богу, а это и есть жизнь христианина.
Мало того, священники даже советуют в тяжелых искушениях просто начать благодарить Бога за все. Затем происходит примирение с ситуацией, возрастает вера и даже появляется в душе мир и благодать, которой раньше не было.
Все это проходится опытным путем, описываю свой личный опыт, невозможно убедить человека только словами.
Мир Вам и духовного возрастания!
 
Благодарю Вас за ответ. Дело в том, что я понимаю для чего скорби, падения и горести. Но я всегда считала, что искушения это проделки лукавого. Прекрасный пример "Письма баламута" Клайва Льюиса. Но я не могу вместить в себе понимание того, что это контролирует Господь. Я понимаю, почему Он не вмешивается (пока мы сами не попросим), понимаю для чего Он даёт испытания. Но не может Он руководить мерзостью (даже писать такое неприятно).
 
Бог везде, всегда и во всем. Ему не надо ничего никому доказывать. И некоторые вещи, я думаю, надо просто принять.
 
Кирилл, не увидела сразу Ваш ответ, спасибо.
Возможно, я пока не совсем могу это понять. Поэтому не буду особо бередить этот вопрос. Ведь раньше я тоже не могла понять очень многого. А сейчас вполне всё ясно. С Божьей помощью приду к Истине, надеюсь:)
Вы уж извините, если мои вопросы дилетантские. Ещё раз спасибо.
 
2) Убедиться в существовании Бога можно только после смерти.
- языковая ошибка. Существует материя. Присутствует душа.

Бог присутствует повсюду, в каждой точке.
Его можно чувствовать в общении с Ним (это стало возможно благодаря жизни Иисуса).
 
6) Богу требуется от человека ... .
... Он ни в чём не нуждается, всё, что исходит от Бога в отношении нас, – чистый дар.
... Бог ждёт от человека верности и любви....

1) Согласен: любая кара Господа - это благоустройство.
2) Бог нуждается в чувствах человека.
В жертвовании сыном, Авраам подарил Богу чувства, а тело (жизнь) Исаака оказались без надобности.
 
Дьявол совершает зло лишь в той мере, в которой ему попускает это делать Господь

Дьявол совершает зло лишь в той мере, в которой ему попускает это делать человек.
Без человека дьявол ничего не делает, дьявол только направляет.
 
8) Служат дьяволу только сатанисты и его почитатели.
достаточно (Иоан.8:44) Иисус говорит фарисеям:
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего.
Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.
Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
 
Дьявол совершает зло лишь в той мере, в которой ему попускает это делать человек.
Без человека дьявол ничего не делает, дьявол только направляет.
Несомненно, Господь попускает с учётом свободы человека. Человек не имеет в себе сил самостоятельно бороться с дьяволом.
Согласно святым отцам (напр. Иоанну Кассиану Римлянину), даже если человек просто увидел бы дьявола во всей его омерзительности, то он мог бы лишиться рассудка.

достаточно (Иоан.8:44)
Благодарю, ценное замечание.
 
Воплотившегося Бога – Богочеловека Иисуса Христа видели многие тысячи людей
Полагаю, в том комментарии имелось ввиду, что никто не видел не Иисуса, а его отца - Яхве. Разве его самого хоть кто-то видел?
 

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
11.588
Комментарии
17
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху