Комментарии к первым 10 мифам о христианстве
Вопросы, возникшие у читателей после статьи Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни, показали необходимость комментариев к опубликованным тезисам. Постарался сделать их максимально краткими, для более подробного изучения дал ссылки. Дабы не утомлять большим количеством комментариев, буду публиковать их по десяткам.
Итак, начнём:
1) Бога никто не видел.
а) Воплотившегося Бога – Богочеловека Иисуса Христа видели многие тысячи людей.
б) Сам Бог даёт любому желающему возможность Боговидения: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
в) Любому желающему доступен опыт Богообщения святых угодников Божиих, изложенный в Предании Церкви.
Подробнее см. статью: Кто видел Бога.
2) Убедиться в существовании Бога можно только после смерти.
а) Большую часть информации люди получают не из собственного опыта, а на основании доверия опыту других людей. Этот опыт зафиксирован во множестве источников и доступен всем желающим еще при жизни.
б) Основа христианства – опыт личного Богообщения. Внимательная, богоугодная жизнь позволяет явственно ощущать присутствие Господа, его Промысл.
в) Чаще всего Бог говорит с человеком языком обстоятельств, человек – отвечает языком поступков. Этот опыт есть у каждого из нас, но большинство склонно списывать его на волю случая.
г) Богом нельзя увлекаться, Богом нужно жить. У нас не вызывает сомнения реальность радиоволн и электричества, хотя мы и не видим их. Но мы имеем ежедневный опыт того, что они есть. Если мы ежедневно не обращаемся к Богу в молитве, не соединяемся с Ним в Таинствах, не синхронизируем свою жизнь с Его заповедями, Его волей, то Он будет казаться нам далёким и абстрактным. Если мы не будем заслоняться от Бога своим невниманием, не разменивать свою жизнь суетой, то Его действие в мире, в нашей жизни, станет для нас явственным, реальным.
д) Для Богопознания требуется собственное усилие. Бог не насилует человеческую волю и открывается тому, кому Он нужен, кто имеет жажду Его познать, кто стремится к Нему. Или тому, в чьей душе это может найти отклик.
См. Богообщение.
3) Для правильного Богопознания достаточно интеллектуального усилия.
а) Даже с точки зрения исполнения элементарных нравственных норм ум не является гарантом правильного выбора. Вспомним хотя бы диктаторов последних столетий, разве им откажешь в уме? Разве атеистов можно обвинять в недостатке интеллекта? Важно помнить, что в результате грехопадения были повреждены все силы души, в том числе и разум человека.
б) Познавать Бога возможно исключительно из Его откровения. Оно различается на естественное – видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное – когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (Пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви.
Поэтому в собственных умозаключениях необходимо учитывать оба эти откровения.
в) Особенность нашего времени – попытка собственного богомыслия, без хотя бы элементарных знаний вероучения. Причём это свойственно и людям, интеллектуально развитым, которые ни в одной другой сфере не позволяют себе подобного дилетантизма – делать выводы, не имея даже базовых знаний предмета.
г) Для размышления о Боге необходимо иметь смирение, осознавать хотя бы то, что мы не равны Богу, мы Его создания и потому можем познавать Творца лишь в определённых пределах, ограниченных тем, что Он посчитал нужным открыть нам, и уровнем нашей духовной чистоты, нашего духовного развития.
д) Теория без практики, как и во многих других областях человеческого знания, бесплодна. Можно выучить сальфеджио на отлично, но это не даст возможность порадовать игрой на скрипке даже ближайших родственников. Можно зазубрить теорию иностранного языка, но без практики общаться на нём не получится.
См. Ум.
4) Бог Отец старше Бога Сына. Бог Сын был когда-то рождён от Бога Отца.
Рождение Сына осуществляется вне условий времени, не было момента, когда не было Отца, Сына и Святого Духа.
См. Святая Троица.
5) Иисус Христос – наполовину Бог, наполовину человек.
Иисус Христос – Богочеловек. Можно сказать, что Он на 100% Бог и на 100% человек, подобный нам, но без греха. Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын (Слово, Логос) в определённый исторический момент воплотился (от слова плоть), стал человеком.
См. Богочеловек.
6) Богу требуется от человека вера в Его существование и исполнение религиозных обрядов.
Бог Всемогущ и Вседоволен (обладает высшей степенью блаженства). Он ни в чём не нуждается, всё, что исходит от Бога в отношении нас, – чистый дар. Жизнь – дар, спасение – дар. Мы – творение Бога, Он желает нам вечного счастья. Отец Небесный желает общаться с любящими детьми, ему не нужны роботы или автоматы.
Бог ждёт от человека верности и любви, всё остальное обретает совершенный смысл в качестве их выражения.
См. Любовь.
7) Бог постоянно борется с дьяволом, это две равные силы.
Весь мир является Божиим творением. Дьявол (греч. diabolos – клеветник) – падший ангел, восставший, по причине гордости, против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру. Дьявол совершает зло лишь в той мере, в которой ему попускает это делать Господь.
См. дьявол.
8) Служат дьяволу только сатанисты и его почитатели.
У человека всего два пути – исполнять волю Творца или не исполнять её. Второе соответствует воле дьявола и фактически является служением ему. "Кто не со Мною, тот против Меня" (Лк. 11:23).
По словам Апостола и евангелиста Иоанна "кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1Ин.3:8).
См. О смысле жизни.
9) Богу сложно понять трудности и проблемы простых людей.
Бог, создатель человечества, обладает всеведением. Кроме того, вочеловечившись, Бог Сам жил на Земле среди людей более трёх десятков лет.
Священное Писание свидетельствует: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).
По словам одного церковного журналиста: Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
См. Бог.
10) Вселенная бесконечна, Бог в ней обитает.
Бог бесконечен, не ограничен ни временем, ни пространством. Вселенная – Его творение, она конечна (даже по мнению современной науки).
С другой стороны, Бог вообще находится вне категорий времени и пространства, являющихся атрибутами тварного, материального мира.
См. Вселенная.
11) Продолжение:
См. второй десяток комментариев.
См. третий десяток комментариев.
См. четвёртый десяток комментариев.
См. пятый десяток комментариев.
Буду благодарен за дополнительные комментарии и уточнения.
Вопросы, возникшие у читателей после статьи Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни, показали необходимость комментариев к опубликованным тезисам. Постарался сделать их максимально краткими, для более подробного изучения дал ссылки. Дабы не утомлять большим количеством комментариев, буду публиковать их по десяткам.
Итак, начнём:
1) Бога никто не видел.
а) Воплотившегося Бога – Богочеловека Иисуса Христа видели многие тысячи людей.
б) Сам Бог даёт любому желающему возможность Боговидения: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
в) Любому желающему доступен опыт Богообщения святых угодников Божиих, изложенный в Предании Церкви.
Подробнее см. статью: Кто видел Бога.
2) Убедиться в существовании Бога можно только после смерти.
а) Большую часть информации люди получают не из собственного опыта, а на основании доверия опыту других людей. Этот опыт зафиксирован во множестве источников и доступен всем желающим еще при жизни.
б) Основа христианства – опыт личного Богообщения. Внимательная, богоугодная жизнь позволяет явственно ощущать присутствие Господа, его Промысл.
в) Чаще всего Бог говорит с человеком языком обстоятельств, человек – отвечает языком поступков. Этот опыт есть у каждого из нас, но большинство склонно списывать его на волю случая.
г) Богом нельзя увлекаться, Богом нужно жить. У нас не вызывает сомнения реальность радиоволн и электричества, хотя мы и не видим их. Но мы имеем ежедневный опыт того, что они есть. Если мы ежедневно не обращаемся к Богу в молитве, не соединяемся с Ним в Таинствах, не синхронизируем свою жизнь с Его заповедями, Его волей, то Он будет казаться нам далёким и абстрактным. Если мы не будем заслоняться от Бога своим невниманием, не разменивать свою жизнь суетой, то Его действие в мире, в нашей жизни, станет для нас явственным, реальным.
д) Для Богопознания требуется собственное усилие. Бог не насилует человеческую волю и открывается тому, кому Он нужен, кто имеет жажду Его познать, кто стремится к Нему. Или тому, в чьей душе это может найти отклик.
См. Богообщение.
3) Для правильного Богопознания достаточно интеллектуального усилия.
а) Даже с точки зрения исполнения элементарных нравственных норм ум не является гарантом правильного выбора. Вспомним хотя бы диктаторов последних столетий, разве им откажешь в уме? Разве атеистов можно обвинять в недостатке интеллекта? Важно помнить, что в результате грехопадения были повреждены все силы души, в том числе и разум человека.
б) Познавать Бога возможно исключительно из Его откровения. Оно различается на естественное – видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное – когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (Пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви.
Поэтому в собственных умозаключениях необходимо учитывать оба эти откровения.
в) Особенность нашего времени – попытка собственного богомыслия, без хотя бы элементарных знаний вероучения. Причём это свойственно и людям, интеллектуально развитым, которые ни в одной другой сфере не позволяют себе подобного дилетантизма – делать выводы, не имея даже базовых знаний предмета.
г) Для размышления о Боге необходимо иметь смирение, осознавать хотя бы то, что мы не равны Богу, мы Его создания и потому можем познавать Творца лишь в определённых пределах, ограниченных тем, что Он посчитал нужным открыть нам, и уровнем нашей духовной чистоты, нашего духовного развития.
д) Теория без практики, как и во многих других областях человеческого знания, бесплодна. Можно выучить сальфеджио на отлично, но это не даст возможность порадовать игрой на скрипке даже ближайших родственников. Можно зазубрить теорию иностранного языка, но без практики общаться на нём не получится.
См. Ум.
4) Бог Отец старше Бога Сына. Бог Сын был когда-то рождён от Бога Отца.
Рождение Сына осуществляется вне условий времени, не было момента, когда не было Отца, Сына и Святого Духа.
См. Святая Троица.
5) Иисус Христос – наполовину Бог, наполовину человек.
Иисус Христос – Богочеловек. Можно сказать, что Он на 100% Бог и на 100% человек, подобный нам, но без греха. Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын (Слово, Логос) в определённый исторический момент воплотился (от слова плоть), стал человеком.
См. Богочеловек.
6) Богу требуется от человека вера в Его существование и исполнение религиозных обрядов.
Бог Всемогущ и Вседоволен (обладает высшей степенью блаженства). Он ни в чём не нуждается, всё, что исходит от Бога в отношении нас, – чистый дар. Жизнь – дар, спасение – дар. Мы – творение Бога, Он желает нам вечного счастья. Отец Небесный желает общаться с любящими детьми, ему не нужны роботы или автоматы.
Бог ждёт от человека верности и любви, всё остальное обретает совершенный смысл в качестве их выражения.
См. Любовь.
7) Бог постоянно борется с дьяволом, это две равные силы.
Весь мир является Божиим творением. Дьявол (греч. diabolos – клеветник) – падший ангел, восставший, по причине гордости, против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру. Дьявол совершает зло лишь в той мере, в которой ему попускает это делать Господь.
См. дьявол.
8) Служат дьяволу только сатанисты и его почитатели.
У человека всего два пути – исполнять волю Творца или не исполнять её. Второе соответствует воле дьявола и фактически является служением ему. "Кто не со Мною, тот против Меня" (Лк. 11:23).
По словам Апостола и евангелиста Иоанна "кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1Ин.3:8).
См. О смысле жизни.
9) Богу сложно понять трудности и проблемы простых людей.
Бог, создатель человечества, обладает всеведением. Кроме того, вочеловечившись, Бог Сам жил на Земле среди людей более трёх десятков лет.
Священное Писание свидетельствует: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).
По словам одного церковного журналиста: Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
См. Бог.
10) Вселенная бесконечна, Бог в ней обитает.
Бог бесконечен, не ограничен ни временем, ни пространством. Вселенная – Его творение, она конечна (даже по мнению современной науки).
С другой стороны, Бог вообще находится вне категорий времени и пространства, являющихся атрибутами тварного, материального мира.
См. Вселенная.
11) Продолжение:
См. второй десяток комментариев.
См. третий десяток комментариев.
См. четвёртый десяток комментариев.
См. пятый десяток комментариев.
Буду благодарен за дополнительные комментарии и уточнения.