Крест Господень: 3

Статус
Эта запись является частью серии записей Крест Господень
Крест Господень: 3

Крестное знамение

Крест – это внешний знак нашего спасения.
Это страшное орудие смерти, которое таинственным, непостижимым образом послужило к спасению человеческого рода.
Многие столетия крест, носимый на груди, напоминал христианину, что его путь жизни – путь крестоношения, путь уподобления Господу и Спасителю.

С крестами боролись во все времена, но наибольшей интенсивности эта борьба достигла в двадцатом веке в России.
За веру были истреблены миллионы людей, одних только священнослужителей было физически уничтожено 200 тысяч человек.
В обществе искусственно нагнеталась ненависть к Церкви, к ее служителям.
В 1922 году Ленин адресует членам Политбюро секретное письмо, в котором требует осуществить расправу над духовенством и верующими «с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».
30 января 1923 года в присутствии наркомов Троцкого и Луначарского было инсценировано заседание политического трибунала для вынесения смертного приговора... Богу.

И это было не просто дикой и кощунственной акцией, но выражением какой-то особой ненависти ко всему религиозному.
Здесь не просто ненависть к религии, желание отменить идею Бога. Здесь скорее ревность, зависть, желание своей религией заменить христианскую веру.
Заметьте, что у большевиков тоже были свои святые (Ленин, Маркс, Энгельс), мощи (Ленин), неоспоримые священные книги (труды Ленина и Маркса), крестные ходы (демонстрации), культ, идеология. Словом, большевизм – это тоже религия, которая претендует на власть над умами и чувствами. Она не потерпит христианства.
Грустно, но жертвами такой идеологии пали и те невинные простые люди и дети, которые участвовали в антирелигиозных маршах и демонстрациях, требовавших истребить религию, взорвать храмы, произвести скорый и жестокий суд над церковниками и всеми симпатизирующими вере.
Помните поэму Э. Багрицкого «Смерть пионерки»? Верующая мать уговаривает умирающую дочь надеть крестик:

Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Твой крестильный, маленький,
Твой нательный крест...

В шестидесятые годы мода на нательные крестики возвращается. Но их носят не в силу религиозных убеждений, а эпатируя государственную идеологию.
Но вот надеть крест наши диссиденты и артисты, еще в советское время, смогли, а сложить пальцы для крестного знамения не нашли сил…

Крестное знамение, которым себя осеняет христианин, означает, что человек распинается, умирает для этого мира: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), говорит Спаситель. Никто не считает, что Христос этими словами призывает к идолопоклонству. Он призывает, образно говоря, умереть для мира. Так и крестное знамение – это знак, печать нашей смерти для мира и его интересов. Осеняя себя крестом, мы как бы говорим: мы со Христом, мы идем за Ним.
Совершенно естественно, что, напоминая себе и другим о своем горячем желании жить, как жил Христос, подражать Ему, нести свой Крест, христианин осеняет себя знаком креста.
Сегодня, осеняя себя крестом, православный христиан складывает три первых пальца правой руки в щепоть, утверждая этим веру в Святую Троицу. Мизинец же и безымянный палец прижимаются к ладони, что изображает нашу веру в два естества Христова: Божественное и человеческое. Затем христианин накладывает знак креста на лоб, живот, правое и левое плечо.

Поговорим о том, насколько имеет смысл изображать этот знак креста на себе христианину.

Во-первых, совершенно понятно, что человек – не бесплотный Ангел, а значит, он всякое душевное действие облекает во внешнюю форму. Собственно, всякое душевное движение человеком облекается во внешний жест. Если мы кого-то любим, мы целуем этого человека (слово поцелуй происходит от корня цел, то есть, поцелуй восстанавливает целостность), если мы приветствуем кого-то, мы жмем ему руку. Мы улыбаемся, хмуримся… словом, всякое душевное движение «обряжаем» во внешний жест. Так что не стоит так категорично высказываться против внешних проявлений. В них нет ничего плохого, они лишь помогают собраться душе, представляют некий материал для душевных переживаний.

Ап. Павел говорит: «вы куплены дорой ценой (Крестными Страданиями и Смертью Христа – прот. К.П.). Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» (1 Кор. 6, 20).
Это очень важная фраза: прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших. Что такое крестное знамение, как не прославление Бога особым жестом, когда ты подчеркиваешь, что принимаешь Крест Христов, что готов взять крест и следовать за Христом.
Такие физические действия, подчеркивающие действительность веры, были знакомы издревле.
В 3 Царств 8, 22 мы читаем о том, что Соломон и Давид молились с воздетыми руками.
В Евангелии от Луки 18, 13 мы читаем, что мытарь, каясь, бил себя в грудь.
Для христиан Евангельской эпохи было совершенно естественно воздевать руки во время молитвы, так что и крестное знамение можно отнести к такого рода благочестивым воздеваниям рук. В этой связи у Ап. Павла читаем: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2, 8).

Почему же бить себя в грудь, каясь, или воздевать руки можно, а изображать на себе знак Креста нельзя, это уже магические жесты, как говорят некоторые протестанты?..

Интересно, что прообразы Крестного знамения мы наблюдаем еще в Ветхом Завете. У пророка Иезекииля читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9, 4). В еврейском и греческом оригиналах Библии стоит: начертай букву тав, которая писалась по-еврески в виде андреевского креста (т.е. креста в виде буквы х)).
Этот же знак тав, то есть крест, начертан на лбу святых, находящихся на Небесах, рядом с Господом.
В книге о видениях небесной реальности, в Откровении Иоанна Богослова читаем: «и видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7, 2-4).
Или, далее, в этой же книге: «и взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14, 1).

Начертывать знак крестного знамения на своих лицах христиане стали с глубокой древности. «Перед началом каждого дела и при каждом движении вперед, при входе и выходе, обуваясь, умываясь, садясь за стол, зажигая свечу, ложась в постель, присаживаясь, чтобы побеседовать с кем-нибудь, чертим на лбу крестное знамение. Если ты потребуешь, где в Писании закон на все эти и другие такого же рода учреждения, нигде не найдешь: Предание – скажут тебе – так учит, обычай подтверждает, а вера хранит» (Тертуллиан. 3-1 век).

Вера хранит немало историй, свидетельствующих о чудесных происшествиях, связанных с крестным знамением.
Один из христианских подвижников, мученик Ермий, когда ему предложили чашу с ядом, помолился, перекрестил ее и выпил. Яд не подействовал.
С другим подвижником случилась похожая история. Звали этого человека Венедиктом.
В одном монастыре, известном своей развращенной жизнью, умер настоятель. Тогда иноки, зная про славу молодого инока Венедикта, обратились к нему с просьбой принять начальствование над их обителью.
Улыбнувшись, Венедикт ответил: «Но мои нравы будут не согласны с вашими».
Монахи настаивали, и тогда Венедикт согласился.

«Святый Венедикт, – читаю дальше Житие преп. Венедикта, – с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе нового игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Самые дурные из иноков задумали даже следующее: они смешали яд с вином и, влив все это в чашу, дерзнули подать это смертоносное питие преподобному во время обеда. Он же своею честною рукою сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать Животворящего Креста; тотчас он позвал к себе братию и без всякой злобы и даже с улыбкой на лице сказал им: «О чада! Да помилует вас милосердный Господь. Зачем вы задумали сделать мне это? Разве я не говорил вам раньше, что мои нравы не подойдут к вашим? Итак, поищите себе другого отца, я же оставаться у вас не могу».
После этих слов преподобный удалился в пещеру, где опять предался подвигам молитвы и духовных упражнений (Житие преподобного отца нашего Венедикта. Жития святых. 14 марта).

В житии св. Епифания Кипрского, прославившегося борьбой с ересями, читаем о замечательном случае, происшедшем в его юности.
Родился он в еврейской семье, рано лишился отца, и его мать, вынужденная одна кормить и воспитывать детей, испытывала значительные трудности.
Однажды мать послала четырнадцатилетнего мальчика на рынок продать бешеного осла. В их хозяйстве осел уже не мог пригодиться, и мать решила обмануть покупателей, выдав больного осла за здорового.
Задача продать осла была поручена юному Епифанию.
– Ты знаешь, мама, – сказал юноша, – что осел буйный, и если на рынке это заметят, меня побьют.
– Иди, сын мой, – ответила мать. – Бог отцов наших (повторяю, они были иудеями) укротит осла.
Повинуясь словам матери, Епифаний отправился на рынок.
Первым покупателем оказался тоже еврей.
– Сын мой, – сказал он мальчику. – Мы веруем с тобой в одного, любящего правду Бога, и нам не следует обижать друг друга, чтобы не прогневать Бога нашего и потом не сетовать друг на друга. Итак, оценим осла справедливо.
Тронутый словами покупателя, Епифаний ответил:
– Я не желал бы продать тебе осла, так как он еще не обучен, а кроме того, упрям и буен. Только из-за голода, не имея, на что купить пищи, моя мать решила его продать. Но вот от тебя я слышу, что причинять зло ближнему ради корысти – грех. Честно сказать, я боюсь, как бы Бог не покарал меня.
Еврей, изумленный рассудительностью и честностью юноши, протянул ему значительную сумму денег:
– Вот, возьми. Купи на эти деньги еды и возвращайся домой. Если осел успокоится, держите при себе, в противном же случае прогоните его, чтобы, не дай Бог, он никого не убил.

Епифаний отправился домой и недалеко своего селения встретил христианина по имени Клеовий. Христианин просил продать ему осла, но Епифаний не желал продавать буйного осла и обманывать доброго путника.

Во время их беседы осел заупрямился и начал с фырканьем брыкаться, а затем, сбросивши с себя Епифания, побежал по дороге. Юноша при падении сильно разбился и лежал, не имея сил подняться. Особенно сильно при падении было повреждено бедро.
Христианин Клеовий, подошедши к мальчику, ощупал бедро, и Епифаний застонал. По всей видимости, бедро было раздроблено. Тогда Клеовий трижды перекрестил сломанное бедро. Епифаний тут же почувствовал облегчение и в изумлении поднялся. Оказалось, что он совершенно здоров.
Затем Клеовий обрался к ослу, трусившему далеко впереди по дороге, и сказал: – Именем Господа нашего, Распятого Иисуса Христа, повелеваю тебе остановиться за то, что ты хотел убить своего господина.
Тотчас осел упал на землю и издох.
Изумленный юноша обрался к Клеовию с вопросом:
– Кто этот такой, отче, про кого ты говорил: Распятый Христос, что Его именем совершаются такие чудеса?
– Это Сын Божий, – отвечал христианин. – Сын Божий, Которого распяли иудеи...».
Епифаний постеснялся открыть Клеовию свое еврейское происхождение и побежал домой с мыслью о Христе. Имя Христово пленило его сердце.
Спустя годы Епифаний примет Крещение и станет епископом Кипра, известным богословом и христианским писателем.
Крестное знамение, наложенное на сломанное бедро в юности, запомнится на всю жизнь. (Житие богоносного отца Епифания Кипрского. Жития святых. 12 мая).

16.JPG
Нательные кресты 1960-х –1980-х гг.
Изготовленные из алюминиевых сплавов, почти невесомые, покрытые напылением, которое стирается за неделю, эти кустарные крестики стали для многих людей якорем надежды посреди бушующих волн безбожия.

17.JPG
Крест викингов, появившийся в 10-м веке. Обратим внимание на пасть хищного волка - символ викингов. По мысли скандинавских христиан, Господь усмиряет все звериное, некогда бывшее в их народе.

18.JPG
Некоторые люди, боясь народной приметы – чем больше крест, который ты носишь, тем больше скорбей и испытаний будет в жизни, покупают крест поменьше.
На фотографии – священник нашего собора, отец Георгий, только что освятивший такой маленький крестик.

19.JPG
Посмотри, о.К., ты видел такой маленький крестик?..
Отвечаю ему, что видел и меньше...

20.jpg
Крест из... Гондураса, который мне привезли в подарок несколько дней тому назад прихожане.
  • Like
Реакции: 2 человек

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху