Кровь Христова или вино?..

Литургия Преждеосвященных Даров: в Чаше
Кровь Христова или вино?..

Сегодня за Литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают, мотивируя это тем, что в Чаше – не Животворящая Кровь, а лишь вино, в которое была опущена частица Тела, напитанная Кровью.

Что же в Чаше? Лишь вино или все же Кровь Христова? Углубляясь в историю этого вопроса, мы узнаем, что вплоть до XVI века и в Византии, и на Руси считалось, что вино в Чаше прелагается в Кровь. Происходит это в момент, когда частица Тела опускается в Чашу.

Из многих документов того времени приведем хотя бы один. Это «Извещение царю» Патриарха Константинопольского Михаила (1143–1146 гг.): «В каждое воскресенье из посвящаемых у нас для поста честных дней... освящаются преждеосвященные хлебы... К этим хлебам, которые признаются и действительно суть самое животворящее Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, не приливается ни одной капли Божественной Крови, и они так отлагаются без окропления святой Кровью. В каждый из постных дней, когда не совершается полной Литургии, они переносятся из места предложения на святую трапезу в алтаре и над ними не произносится ни одной из таинственных и освятительных молитв... Во время святого причащения, немного ранее его совершения, диаконы касаются стоящих (на престоле) святых чаш ... и после того как священник ответит: «Благословен Бог наш всегда…»,— влагается преждеосвященный и ранее совершенный святой Хлеб в таинственную Чашу, и содержащееся в последней вино прелагается в святую Кровь Господню и признается прелагающимся». Из последних слов видно, что вино «прелагается в святую Кровь Господню» через опущение в него частицы Тела.

Идея о том, что в Чаше на Литургии Преждеосвященных Даров – не Кровь, а вино, появляется в России лишь в середине XVII века. Обычно ее приписывают творчеству митр. Петра Могилы. Он, в самом деле, разделял такие идеи, о чем пишет в книге 1644 года «Камень с пращи истины Церкве Святыя Православныя» (книга митр. Петра издана под псевдонимом Евсевия Пимина).

Для митр. Петра, как и для католических богословов, было невероятно представить какое-либо преложение Даров без установительных слов: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя…».

Митр. Петр последовательно проводил эти идеи в жизнь. В его Требнике (1646 года) есть слова: «Егда же от чаши пиеши, или диакону подававши, ничтоже глаголи: ибо тамо простое есть вино, а не Владычняя Кровь, точию церимонияльного ради обиходу употребляема бывает, вместо полоскания уст». Вместе с тем его Требник предлагает священнику и диакону причащаться за этой Литургией, как за Литургией Златоуста, под двумя видами – Телом и Кровью.

То есть, в Требнике митр. Петра мы встречаемся с противоречивыми указаниями. В самом чине Литургии указывается, что в Чаше – Кровь, в особой статье, называющейся «О некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя службы», сказано, что это вино. После 1676 года общепринятым в России стало толкование этого вопроса, данное практически посторонним человеком (не богословом), справщиком Чудовского монастыря иноком Евфимием. Работая при Патриархе Иоакиме, по его благословению, над новым Служебником, он вставил статью, печатающуюся и поныне в наших Служебниках: «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии».

«Изъявление...» запрещает «долженствующему потреблять Преждеосвященные Дары диакону или священнику испивать из святого потира сразу после причащения Тела Христова». Это запрещение объясняется тем, что «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресущественно в Кровь Божественную, понеже над ним словеса священия не чтошася зде, яко бывает в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустаго».
Эти и другие места «Изъявления» показывают, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше – лишь вино, хотя и «священное».

Итак, вопрос, поставлен, но не решен. Это один из пунктов споров с греками, и, конечно, этот вопрос будет поднят на Всеправославном соборе, о котором думают уже много лет.

Предлагаю два аудиофрагмента Литургии Преждеосвященных Даров.

Вы можете услышать знаменитый полный вариант Молений об оглашенных. Так в Древней Церкви называли людей, готовящихся к Крещению. Оглашение как курс занятий проводилось в дни Великого поста. Специально для оглашенных и об оглашенных в чин Великопостной литургии и были внесены особые моления, которые остались в чине Литургии и поныне.

Посмотреть вложение Ектении об оглашенных.mp3


IMG_8009.JPG
На этой и следующей фотографиях мы видим как раз этот момент службы: диакон произносит ектению.

IMG_8010.JPG

Второй аудиофрагмент, который вы можете прослушать, – момент перенесения Святых Даров с жертвенника на престол.
Священник, воздев руки, молится: Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы, се Жертва Тайная дориносится.
Диакон отвечает: Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Затем священник берет дискос и Чашу… Диакон не поворачивается к Святым Дарам спиной, но обращен к ним всегда лицом. При этом диакон кадит Дары.
Процессия, выйдя боковыми вратами алтаря, заходит в алтарь Царскими вратами. Святыня Тела и Крови Христовых ставится на престол.


Посмотреть вложение Перенесение Св. Даров на престол.mp3

Фотографии иллюстрируют данный момент службы:


IMG_8189.JPG
Воздев руки, священник молится у престола...

IMG_8212.JPG
...отходит к жертвеннику и берет Чашу и дискос.

IMG_8216.JPG
Вместе с диаконом, который кадит Святые Дары, священник заходит царскими вратами в алтарь.

Комментарии

А без Евхаристического канона, без слов "преложи Духом Твоим Святым..." разве может прелагаться вино в Кровь?
P.S. Статья о том, что вино не прелагается в Кровь (по-моему довольно обоснованно написана) - http://www.pravoslavie.ru/smi/45225.htm .
 
Сверху