Друзья!
Поздравляю с Днём борьбы с курением, или как он там ещё называется! Гордые американские индейцы и не предполагали, что их ритуальный обычай так понравится бледнолицым с "раздвоенным языком".
Но между ними (нами) тоже "согласья нет" (пусть "Минздрав предупреждает...")! Забавно, как разнится отношение к табаку в христианской среде. "Кто курит табаки, тот хуже собаки", - считают наши строгие старообрядцы. А как православные? Если не ошибаюсь, при Алексее Михайловиче за нюханье табака могли ноздри драть?! Всё изменил его сын - европеец и "мощный властелин судьбы".
Отец Георгий Митрофанов, опираясь на источники, говорил нам на лекции, что православного священника в синодальной России отличал от явного или тайного старовера стойкий запах табака (своего рода "лакмусовая бумажка"). Среди музейных личных вещей св. Иоанна Кронштадтского находится его любимая трубка! Я сам читал воспоминания современника (не помню кого) о Гоголе, посещавшем Московскую Духовную академию. Кто-то узнал о его приезде и искал писателя; ему сказали, что Гоголь беседует со студентами в курительной комнате. Это само собою разумелось. Сейчас в это трудно поверить: попробовал бы современный ректор Духовной академии устроить "курительную комнату", ссылаясь на почтенные традиции и авторитет знаменитого святого! В мои студенческие годы семинаристы, если не могли отлучиться "в город", находили для курения ближайшее убежище в зарослях кустарника рядом со зданием Академии и Семинарии или на набережной Обводного канала. На кодовом студенческом языке это называлось "пойти (покурить) тайнообразующе". Начальство относилось к этому с пониманием: никого не "обнюхивали" и не наказывали. (Вот запах алкоголя - это криминал! Впрочем, это уже другая история.) Познакомившись с начальным вариантом этой заметки, один сотрудник Духовной академии вчера мне написал (цитирую): "У нас развешаны объявления: "Курить на территории Духовной Академии запрещено!" Бедные сотрудники кухни, они или прячутся во дворе в кустах или сливаются с зеленым забором, судорожно куря, вздрагивая от каждого проходящего мимо".
Очевидцы из нашей церковной делегации в Иерусалим когда-то мне рассказывали, что после Литургии с тамошним Патриархом они сидели в ожидании обеда в особой комнате, беседовали. В качестве прелюдии их обносили кофе и трубками с душистым табаком. Все, ради уважения (гости ведь), взяли кофе и пригубили трубки, лишь один известный протоиерей отказался. Но говорят, что он из старообрядческой семьи...
Ещё вспомнил рассказ архимандрита Тимофея Маргаритиса из Иерусалимского Патриархата (ныне митрополит), моего однокурсника по тогдашней Ленинградской Духовной академии. Он рассказывал об их знаменитом отшельнике, который в основном живет в Иудейской пустыне в какой-то келейке, а в цивилизованную Патриархию заходит редко. "Он такой аскет: всё время курит"! Вероятно, ради умерщвления плоти? Для нас это звучит анекдотично.
А ещё вспомнил, как покойный профессор СПбГУ Александр Зайцев, наш гениальный филолог-классик (докторская диссертация по культурному перевороту в Древней Греции, переведена на разные языки; у него учился мой брат) и в жизни чудак, каким и должен быть великий учёный, "придирался" к терминам. Когда кто-то просто ругал "курение", то он занудливо уточнял: "А какое курение Вы имеете в виду? Табакокурение? Но ведь бывает и богоугодное курение, например, воскурение фимиама". Но это уже из другой оперы.
А в целом, ещё один пример историко-культурного плюрализма: в каждом монастыре - свой устав...
Поздравляю с Днём борьбы с курением, или как он там ещё называется! Гордые американские индейцы и не предполагали, что их ритуальный обычай так понравится бледнолицым с "раздвоенным языком".
Но между ними (нами) тоже "согласья нет" (пусть "Минздрав предупреждает...")! Забавно, как разнится отношение к табаку в христианской среде. "Кто курит табаки, тот хуже собаки", - считают наши строгие старообрядцы. А как православные? Если не ошибаюсь, при Алексее Михайловиче за нюханье табака могли ноздри драть?! Всё изменил его сын - европеец и "мощный властелин судьбы".
Отец Георгий Митрофанов, опираясь на источники, говорил нам на лекции, что православного священника в синодальной России отличал от явного или тайного старовера стойкий запах табака (своего рода "лакмусовая бумажка"). Среди музейных личных вещей св. Иоанна Кронштадтского находится его любимая трубка! Я сам читал воспоминания современника (не помню кого) о Гоголе, посещавшем Московскую Духовную академию. Кто-то узнал о его приезде и искал писателя; ему сказали, что Гоголь беседует со студентами в курительной комнате. Это само собою разумелось. Сейчас в это трудно поверить: попробовал бы современный ректор Духовной академии устроить "курительную комнату", ссылаясь на почтенные традиции и авторитет знаменитого святого! В мои студенческие годы семинаристы, если не могли отлучиться "в город", находили для курения ближайшее убежище в зарослях кустарника рядом со зданием Академии и Семинарии или на набережной Обводного канала. На кодовом студенческом языке это называлось "пойти (покурить) тайнообразующе". Начальство относилось к этому с пониманием: никого не "обнюхивали" и не наказывали. (Вот запах алкоголя - это криминал! Впрочем, это уже другая история.) Познакомившись с начальным вариантом этой заметки, один сотрудник Духовной академии вчера мне написал (цитирую): "У нас развешаны объявления: "Курить на территории Духовной Академии запрещено!" Бедные сотрудники кухни, они или прячутся во дворе в кустах или сливаются с зеленым забором, судорожно куря, вздрагивая от каждого проходящего мимо".
Очевидцы из нашей церковной делегации в Иерусалим когда-то мне рассказывали, что после Литургии с тамошним Патриархом они сидели в ожидании обеда в особой комнате, беседовали. В качестве прелюдии их обносили кофе и трубками с душистым табаком. Все, ради уважения (гости ведь), взяли кофе и пригубили трубки, лишь один известный протоиерей отказался. Но говорят, что он из старообрядческой семьи...
Ещё вспомнил рассказ архимандрита Тимофея Маргаритиса из Иерусалимского Патриархата (ныне митрополит), моего однокурсника по тогдашней Ленинградской Духовной академии. Он рассказывал об их знаменитом отшельнике, который в основном живет в Иудейской пустыне в какой-то келейке, а в цивилизованную Патриархию заходит редко. "Он такой аскет: всё время курит"! Вероятно, ради умерщвления плоти? Для нас это звучит анекдотично.
А ещё вспомнил, как покойный профессор СПбГУ Александр Зайцев, наш гениальный филолог-классик (докторская диссертация по культурному перевороту в Древней Греции, переведена на разные языки; у него учился мой брат) и в жизни чудак, каким и должен быть великий учёный, "придирался" к терминам. Когда кто-то просто ругал "курение", то он занудливо уточнял: "А какое курение Вы имеете в виду? Табакокурение? Но ведь бывает и богоугодное курение, например, воскурение фимиама". Но это уже из другой оперы.
А в целом, ещё один пример историко-культурного плюрализма: в каждом монастыре - свой устав...