Лекционар. Неделя 22-я по Пятидесятнице

Опубликовал иподиакон Георгий Рубан в блоге «иподиакон Георгий Рубан». Просмотры: 2007

Неделя 22-я по Пятидесятнице приходится в 2019 году на 17 ноября (по н. ст.).
Литургийные рядовые чтения приводятся ниже.

Апостольское чтение на Литургии
(Послание к Галатам 6:11–18. – 215 зачало)
[Обрезание и Крест Христов]

Братья, посмотрите, какими большими буквами я написал вам своей рукой. Все те, которые желают покрасоваться в плоти, принуждают вас к обрезанию, лишь бы не быть гонимыми за Крест Христов. Ведь обрезывающиеся и сами не соблюдают Закон, но желают вашего обрезания, чтобы вашей плотью похвалиться.

А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, но новое создание. Тем, которые поступают по этому правилу, – мир и милость им, и Израилю Божию.

В остальном же никто не отягощай[1] меня, потому что я ношу клейма (знаки)[2] Господа Иисуса в теле моём (в себе).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братья. Аминь.


Примечания к апостольскому чтению
[1] Буквально, «не возлагай бремени» или «не доставляй мне трудностей». Здесь резюмируется смысл всего послания к Галатам: или «рабство» Иисусу, или – «неудобоносимым» бременам Моисеева Закона. Или – или. Никто не может служить двум господам. (Благодарю за разъяснение этого «тёмного» места своего друга архимандрита Ианнуария (Ивлиева). – Ю. Р.).
[2] Греч. стигмата – рабские клейма на теле, знаки принадлежности тому или иному господину. В религиозном смысле, как знак принадлежности Богу, у иудеев – это обрезание (видимый знак на крайней плоти), у христиан – крещение и волевая всецелая преданность Богу (невидимые знаки-стигматы). Павел – раб Христов и не будет подчиняться больше никому. (Заметим, что никакого отношения к кровоточащим «стигматам» на руках и ногах это место не имеет.)

Смотрите проповедь на это чтение архим. Ианнуария (Ивлиева): https://azbyka.ru/ivliev/apostol_22_nedelia_po_pjatideciatnice.shtml .


Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Луки 8:41–56. – Зачало 39)
[Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира]

[​IMG]


[В то время] пришел [к Иисусу] человек по имени Иаир; он был старейшиной местной синагоги. Припадая к ногам Иисуса, он умолял Его войти к нему в дом, потому что была у него единственная дочь, лет двенадцати, и она умирала.

Иисус пошел, а по дороге Его со всех сторон теснила толпа. И одна женщина, – которая страдала кровотечениями уже двенадцать лет и потратила на врачей всё, что у неё было, и никто не мог ее вылечить, – сзади подошла к Нему и дотронулась до кисти [или: бахромы, греч. ту краспеду] на краю Его плаща (гиматия)[1]; и тотчас кровотечение у нее остановилось. И сказал Иисус: «Кто прикоснулся ко Мне?»

Между тем как никто не сознавался, Петр сказал: «Наставник, толпа отовсюду окружает Тебя и теснит [а Ты спрашиваешь: "Кто прикоснулся ко Мне?"]». Но Иисус сказал: «Кто-то дотронулся до Меня, ибо Я почувствовал, как сила вышла из Меня».

Тогда женщина, видя, что ей не удалось утаиться, с трепетом приблизилась, припала к Его ногам и объявила перед всем народом, по какой причине дотронулась до Него и как тотчас получила исцеление. Он же сказал ей: «Дочь Моя, твоя вера спасла тебя; иди с миром!»

Он еще говорил, а из дома синагогального старейшины приходит кто-то и говорит [отцу]: «Умерла твоя дочь! Не беспокой Учителя». Но Иисус, услышав это, сказал старейшине синагоги: «Не страшись, только веруй, и она будет спасена!» А войдя в дом, Он не допустил войти больше никого, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца, и матери той девочки. Все плакали о ней и причитали. Но Он сказал: «Не плачьте! Она не умерла, но спит». И над Ним смеялись, зная, что она умерла. А Он, [выслав всех вон и] взяв её за руку, громко возгласил: «Дитя, встань!» И возвратился дух её; и тотчас она встала; и Он велел, чтобы дали ей поесть. И родители её были изумлены; но Он наказал им никому не говорить о том, что произошло.


Примечание к евангельскому чтению
[1] В Законе Моисея читаем: «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих <...> и в кисти <...> вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни» (Книга Чисел 15:38–39). Эти кисти (евр. цицит) на плаще навсегда вошли в употребление верующих евреев (особенно равви – учителей). Иисус порицал книжников и фарисеев за склонность к тому, чтобы делать их чересчур заметными в качестве внешнего знака благочестия своего носителя: «Делают всё шире молитвенные повязки свои и всё больше – кисти»; по-славянски: «Разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих» (Мф. 23:5). В то же время, будучи по официальному статусу странствующим Учителем, Сам соблюдал этот древний благочестивый обычай. Подробнее см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/eschjo-odna-oshibka-sinodalnogo-perevoda.2358/ .

* * *​

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Воскрешение дочери Иаира
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Как же мы похожи на людей, окружавших умершую дочь Иаира! Сам Бог к ним пришел, Сам Господь, и Он Сам им говорит: «Не плачьте, она не умерла, она уснула...» А люди так твердо «знают», что она умерла и с такой уверенностью об этом говорят! С ними говорит Господь, Которого они сами же призвали сотворить чудо, но теперь они над Ним смеются. Пока она была больна – ещё можно было надеяться на чудо; теперь же она умерла – и смешно говорить о том, что есть надежда...

Так бывает и с нами. Господь жил, умер, воскрес, и Он Сам говорит нам, что временная смерть подобна сну, что за ней стоит Жизнь, которой уже живут души человеческие, – Жизнь, которая охватит также и наши тела в день славного Воскресения. А мы всё продолжаем говорить: «Он умер, она умерла». И когда нам читают в храме слова апостола Павла: «Я не хочу, чтобы вы были без надежды, как прочие, которые верят в смерть...», – то мы эти слова слушаем, но всё равно «знаем», что перед нами лежит человек, который умер, и хотим быть безутешными.

Мы не верим и слову Воскресшего Господа, что мы воскреснем, и Его же делам и словам, когда Он воскрешал людей ещё при Своей земной жизни (дочь Иаира, Лазаря), что есть Воскресение. Мы «знаем», что есть смерть, и не верим, что есть жизнь. Как странно и как ужасно, что эта очевидность смерти закрывает нам реальность жизни! Пусть каждый из нас спросит себя: сколько раз Бог говорил нам о жизни, и сколько раз мы отвечали: «Да я же знаю, что победила и побеждает смерть!..». И это относится не только к телесной смерти. Если бы мы только верили в жизнь, то мы бы верили, что, когда умирает родной или близкий – это не конец: наши отношения с ним и наша жизнь по отношению к нему продолжаются. Чтобы найти живого человека, мы не должны говорить «вчера», «когда-то», «в прошлом», не должны смотреть назад, а теперь должны жить с этим живым человеком в этой живой жизни, и ждать большего, а не меньшего.

Это же относится к душевным и к духовным явлениям. Как легко мы говорим, что «человек умер», что «умерла дружба», «умерла любовь», – умерло то, что было самое драгоценное между людьми. И когда Господь нам говорит, что оно только уснуло, только таится, но живёт (потому что всё самое важное – любовь, дружба, ласка – живет; а умирает только то, что уже на земле несет на себе печать смерти и тления), мы все-таки Ему возражаем: «Нет, Господи, я же знаю – это вымерло до корня...».

А Христос притчей о сухом дереве, которое три года обхаживали, пока оно не ожило, говорит нам: «Пусть оно и до корня умрет, но ведь жизнь – от Меня! Всё может воскреснуть, всё – но в новой славе, не в тленном прошлом, а в совершенно новом сиянии не временной жизни, а вечной!» Каждый год в Великую Субботу утром мы слушаем пророчество Иезекииля о сухих костях (37:3): «Сын человеческий, оживут ли эти кости?» – и отвечаем: «Нет, это уже область смерти...». А этот дохристианский пророк был мудрее, и он ответил: «Господи Боже, Ты знаешь это; а я не знаю...».

Это относится ко всему – идет ли речь о наших личных отношениях с другими, либо о судьбе чьей-то человеческой души. Евангельский рассказ – не притча, а быль о том, как воскресла дочь Иаира, когда все знали, что она умерла. Знал это и Христос, только для Него смерти нет: есть жизнь, и есть сон. Обратимся к самим себе, оценим наши отношения к тем, кто почил, – то есть к тем, кто теперь уснул и отдыхает. Подумаем и об окружающих нас людях, духовное состояние которых мы осудили и вынесли «окончательный» приговор: «Этот мёртв! Не утруждай Учителя, и Богу незачем сюда приходить – не восстанет!» Подумаем о наших «умерших» дружеских отношениях. Действительно ли они умерли или лишь на время потускнели и «почили»? Вчитайтесь в этот евангельский рассказ и как в притчу: ведь это притча жизни против смерти, притча надежды против очевидности, притча безусловной веры против нашего глубокого, убивающего неверия! Аминь.

* * *​

Другие материалы по темам 22-й Недели по Пятидесятнице см. в соответствующем календарном разделе этого года: https://azbyka.ru/days/2019-11-17 .


* * *

[​IMG]

Из событий, предшествующих 22-й Неделе, отметим лишь трагический день 13 ноября (31 октября) 1917 года – начало эры Новомучеников и Исповедников Российских. См.: https://azbyka.ru/days/p-pervyj-rossijskij-novomuchenik ; https://azbyka.ru/days/assets/upload/pdf/ioann_kochurov.pdf ;
https://azbyka.ru/days/p-novosvjash...skoselskij-pervomuchenik-russkogo-duhovenstva .

* * *​

«ВЕРА – ОТ СЛЫШАНИЯ...»

Дорогой Прихожанин!
«Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия», – писал апостол Павел римским христианам (Рим. 10:17). С самого начала храм Божий для христиан был не только Домом Молитвы, но и Школой. Достаточно сказать, что первая часть православной Литургии до сих пор носит название «Литургия оглашенных», что можно перевести как «Литургия учащихся» или «Литургия обучаемых». Дело в том, что, до появления книгопечатания, большинство людей практически не пользовалось конспектами и учебниками, как это делаем мы, потому что писчий материал был слишком дорог, а процесс создания каждой книги (всегда в единственном экземпляре!) растягивался на месяцы и даже годы. Поэтому люди учились «с голоса» (отсюда и термин «оглашение»), то есть внимательно слушали наставника и запоминали сказанное.
В богослужебном смысле «оглашенными» называли людей, долго готовившихся к принятию таинства Крещения. В первые века христианства считали, что человек должен сознательно участвовать в «Таинстве вхождения в Церковь», поэтому люди крестились взрослыми (часто в тридцатилетнем возрасте, подражая в этом Самому Христу) и подготовленными в отношении важнейших богословских истин. Оглашенные молились на предназначавшейся для них «вступительной» части Литургии (предшествующей Евхаристическому канону), получившей поэтому название «Литургия оглашенных», и – по возгласе дьякона «Оглашенные, выйдите!» («Оглашеннии, изыдите!») – покидали храм[1] (данный возглас, в качестве анахронизма, сохранился до настоящего времени). Поэтому первая часть Литургии и носит преимущественно учительный характер, а ее важнейшими элементами являются апостольское и евангельское чтение (в древности читали также ветхозаветных пророков) и проповедь, разъясняющая смысл Священных текстов. В настоящее время проповедуют, как правило, в конце Литургии, что противоречит изначальному смыслу проповеди как обязательному литургийному элементу, а не факультативному дополнению к службе (см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/propoved-slovo-ili-posleslovie.2381/).
К VIII столетию, в связи с христианизацией Византийской империи и распространившейся практикой крещения детей, институт оглашаемых потерял свой первоначальный смысл, но «Литургия оглашенных» сохранилась, потому что была предназначена для всех: с принятием крещения человек перестаёт быть «оглашенным», но никогда не перестаёт быть «учащимся» в широком смысле этого слова.
Прихожане «оглашаются» не только устно – во время богослужений и занятий в Воскресной школе, – но и «письменно» (разумеется, там, где раздают прихожанам Лекционары для изучения их дома, как на нашем приходе). Предлагаемые здесь материалы – это «Лекционар», то есть воскресные и праздничные чтения из Апостола и Евангелия, распределенные в Православном календаре по годовому циклу. Если мы не понимаем буквального (не говоря уже о богословском!) смысла этих чтений, через которые к нам обращаются Сам Христос и Апостолы, не задумываемся над логикой их чередования и связью с основной темой церковного праздника, – мы не только не участвуем сознательно в богослужении, но, сами того не желая, отмахиваемся от предлагаемых нам к назиданию Вечных Слов. Если человек по каким-то причинам не причащается Слову Воплощённому в Таинстве Евхаристии, то от "причащения" Слову Звучащему для всех его никто не освобождает.
Наше богослужение носит «соборный» («коллективный») и диалогичный характер: верующие (а не хор!) отвечали в древности на обращенные к ним священнослужителем призывы и возгласы. Вот как звучит диалог перед Анафорой в древнейшем византийском Евхологионе (Служебнике) VIII века (Барберини 336): «Священник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Возлюбим друг друга! И, после преподания любви, диакон говорит: Двери, двери! Будем внимательны! Народ: Верую… [поётся Символ веры]. Диакон говорит: Будем стоять благопристойно! Народ: Милость, мир! Священник [говорит:] Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами. Народ: И со духом Твоим! Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца! Народ: Имеем (вознесём) ко Господу! Священник: Будем благодарить Господа! Народ: Достойно и справедливо!». Это значит, что мы молимся Господу «вместе» («миром»), а не тайно медитируем (как буддист) о чем-то «своём», игнорируя весь окружающий мир и происходящее в храме.

Лекционары размещены в календарном разделе "Азбуки веры", куда далеко не все обращаются регулярно. Священники и миряне посоветовали мне сделать материалы более доступными, размещая ссылки на них в главном разделе. Согласен. Ссылки будут обновляться в начале каждой грядущей недели (понедельник-среда). Заодно можем уточнить цель и смысл подобных фрагментов Нового Завета, имеющих многовековую традицию.
Счёт всех этих этих "недель" (воскресений) начинается, как явствует из заголовка, сразу после Дня Святой Троицы, или Пятидесятницы, и завершается уже в следующем календарном году Неделей о Закхее. После неё начинается новый Пасхальный, или Триодный, цикл. (Подробнее см. https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/pasxalnyj-cikl-2019-goda.2377/.) Каждый год даты Недель по Пятидесятнице меняются, и это следует учитывать, обращаясь к Неделям грядущим.

[1] Это было связано с тем, что далее начиналась Литургия верных (крещёных), и все оставшиеся в храме принимали участие в Евхаристии. Если обнаруживался человек, обманувший бдительность привратников, выпроваживавших оглашенных (к ним относился возглас диакона "двери, двери, будьте внимательны!»), который остался с верными и не причащался, – то им мог быть либо еретик, засланный какой-либо сектантской группировкой со злокозненными целями, либо агент римской полиции, стремившейся установить места тайных христианских собраний с целью их уничтожения.
  • иподиакон Георгий Рубан
  • Смирнов Игорь
  • иподиакон Георгий Рубан
  • иподиакон Георгий Рубан
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии