«Людие Мои...»
Сия глаголет Господь иудеем: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну желчь: за воду оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный.
(Антифон 12, Глас 8. Из службы Великого Пятка)
Снимки, которые вы сейчас увидите, сделаны в разные годы (2009, 2010), в разное время суток, при разном освещении, объединяет же их одно: место действия. Храм Гроба Господня, или же Храм Воскресения Христова, коим он станет уже через считанные часы...
Святой Двор. Раннее утро. Тяжелые двери Храма только что распахнулись...
Первое, что мы видим, войдя через Святые Ворота, – это мраморный Камень Помазания. Место, куда «благообразный Иосиф» и Никодим перенесли Тело Христа, сняв Его с Креста и, готовя к погребению, помазали миром и обвили чистыми пеленами... «Плащаницею чистой обвив»...
На этом мозаичном панно изображена скорбная история снятия Господа со Креста...
Было еще очень рано, и потому нам с моей спутницей удалось улучить тот редкий момент, когда у Камня никого не было и мы могли поклоняться Святыне столько, сколько душа вмещала...
Эта сценка (увиденная в другой день и в другое время дня) невольно привела на память Евангельский сюжет о расслабленном, друзья которого разобрали кровлю, чтобы спустить ко Христу одр больного. По вере их да будет им...
Тронуло и неподдельное участие стоявших у Священного Камня посторонних, по обычным меркам, людей. Притом мы видим, что кто-то уже отошел, а кто-то так и стоит в сопереживании...
В левом углу – вход на лестницу из 27 ступеней (а здесь все ступени сосчитаны!), что ведет на «самую страшную гору Земли», как назвал Голгофу греческий богослов Георгиос...
«Я не берусь передавать свои чувства при виде всех этих мест, – писала я несколько лет назад в своих ИЕРУСАЛИМСКИХ ПИСЬМАХ (да простится мне этот автоплагиат). – Я даже думаю, что им следует оставаться некоей тайной пребывающих возле них. Если, конечно, ты не игумен Даниил. Которому даровано было написать такие слова:
«И есть там на склоне место, на которое прибежала святая Богородица. Она торопилась следом за Христом и говорила в болезни сердца Своего сквозь слезы: “Куда идешь Ты, дитя Мое? Чего ради движение Твое так быстро? Или снова брак в Кане Галилейской, и туда торопишься, Сын и Бог Мой? Молча не уходи от Меня, родившей Тебя, промолви Мне слово, рабе Своей”. И придя на то место, святая Богородица увидела с горы той Сына Своего, распинаемого на кресте, и, видев, ужаснулась, и согнулась, и села, одержимая печалью и рыданием. И здесь сбылось пророчество Симеона, как он прежде сказал святой Богородице: “Этот лежит на востание и на падение многим в Израиле. И Тебе же самой оружие душу пронзит, когда увидишь Сына Своего, убиваемого”».
Перед нами – римо-католический придел, который так и называется: «Придел Пригвождения ко Кресту».
Содержание этого снимка в пояснении не нуждается... Скажу только, что этот придел принадлежит православным грекам и называется «Придел Распятия».
Излишне говорить, что, едва войдя в этот придел, так же нерассуждающе, как перед Камнем Помазания, падаешь на колена перед Святым Престолом... Здесь, под Престолом, находится место, где был утвержден Честной Крест Господень...
Снова пройдя, теперь уже вниз, эти 27 ступеней, а затем еще 13, попадаешь прямо под Голгофу, в Пещеру Обретения Честного Креста... Здесь, по преданию, находилась заброшенная цистерна, где и были обретены Честной Крест, четыре гвоздя и кресты двух разбойников...
Пещера делится на две части: слева – католический придел, справа – православный, где в полу утверждена мраморная плита с начертанием Креста и словами: «ИИСУС ХРИСТОС НИКА 1810».
Сия глаголет Господь иудеем: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну желчь: за воду оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный.
(Антифон 12, Глас 8. Из службы Великого Пятка)
Снимки, которые вы сейчас увидите, сделаны в разные годы (2009, 2010), в разное время суток, при разном освещении, объединяет же их одно: место действия. Храм Гроба Господня, или же Храм Воскресения Христова, коим он станет уже через считанные часы...
Святой Двор. Раннее утро. Тяжелые двери Храма только что распахнулись...
Первое, что мы видим, войдя через Святые Ворота, – это мраморный Камень Помазания. Место, куда «благообразный Иосиф» и Никодим перенесли Тело Христа, сняв Его с Креста и, готовя к погребению, помазали миром и обвили чистыми пеленами... «Плащаницею чистой обвив»...
На этом мозаичном панно изображена скорбная история снятия Господа со Креста...
Было еще очень рано, и потому нам с моей спутницей удалось улучить тот редкий момент, когда у Камня никого не было и мы могли поклоняться Святыне столько, сколько душа вмещала...
Эта сценка (увиденная в другой день и в другое время дня) невольно привела на память Евангельский сюжет о расслабленном, друзья которого разобрали кровлю, чтобы спустить ко Христу одр больного. По вере их да будет им...
Тронуло и неподдельное участие стоявших у Священного Камня посторонних, по обычным меркам, людей. Притом мы видим, что кто-то уже отошел, а кто-то так и стоит в сопереживании...
В левом углу – вход на лестницу из 27 ступеней (а здесь все ступени сосчитаны!), что ведет на «самую страшную гору Земли», как назвал Голгофу греческий богослов Георгиос...
«Я не берусь передавать свои чувства при виде всех этих мест, – писала я несколько лет назад в своих ИЕРУСАЛИМСКИХ ПИСЬМАХ (да простится мне этот автоплагиат). – Я даже думаю, что им следует оставаться некоей тайной пребывающих возле них. Если, конечно, ты не игумен Даниил. Которому даровано было написать такие слова:
«И есть там на склоне место, на которое прибежала святая Богородица. Она торопилась следом за Христом и говорила в болезни сердца Своего сквозь слезы: “Куда идешь Ты, дитя Мое? Чего ради движение Твое так быстро? Или снова брак в Кане Галилейской, и туда торопишься, Сын и Бог Мой? Молча не уходи от Меня, родившей Тебя, промолви Мне слово, рабе Своей”. И придя на то место, святая Богородица увидела с горы той Сына Своего, распинаемого на кресте, и, видев, ужаснулась, и согнулась, и села, одержимая печалью и рыданием. И здесь сбылось пророчество Симеона, как он прежде сказал святой Богородице: “Этот лежит на востание и на падение многим в Израиле. И Тебе же самой оружие душу пронзит, когда увидишь Сына Своего, убиваемого”».
Перед нами – римо-католический придел, который так и называется: «Придел Пригвождения ко Кресту».
Содержание этого снимка в пояснении не нуждается... Скажу только, что этот придел принадлежит православным грекам и называется «Придел Распятия».
Излишне говорить, что, едва войдя в этот придел, так же нерассуждающе, как перед Камнем Помазания, падаешь на колена перед Святым Престолом... Здесь, под Престолом, находится место, где был утвержден Честной Крест Господень...
Снова пройдя, теперь уже вниз, эти 27 ступеней, а затем еще 13, попадаешь прямо под Голгофу, в Пещеру Обретения Честного Креста... Здесь, по преданию, находилась заброшенная цистерна, где и были обретены Честной Крест, четыре гвоздя и кресты двух разбойников...
Пещера делится на две части: слева – католический придел, справа – православный, где в полу утверждена мраморная плита с начертанием Креста и словами: «ИИСУС ХРИСТОС НИКА 1810».