Ложные чудеса

Получил прекрасное письмо. Оно располагает к интересному разговору:

Здравствуйте, о. Константин!
Спасибо Вам огромное за Ваши проповеди. Я слушаю все подряд и не могу насытиться - такие они живые и назидательные, а главное - глубокие, с таким скрупулёзным анализом оригинальных текстов. Для меня это очень важно. Я тоже предпочитаю максимально близко к оригиналу изучать Божье Слово.
Спасибо также огромное, что предоставили возможность задать Вам вопрос. Но прежде я немного расскажу о себе, чтобы было понятнее.

Уверовала я в Бога (будучи до этого знаменательного события агрессивной атеисткой) и родилась свыше в лоне протестантской церкви, а точнее харизматической или неопятидесятнической в начале 90-х. Затем я полностью посвятила себя Богу, активно участвуя в наших церковных служениях, параллельно развивая Дары Святого Духа и соответственно применяя их на практике. Тогда я была абсолютно убеждена, что самое правильное представление о Боге и самое точное толкование Священного Писания именно у харизматов, что именно эта христианская конфессия самая-пресамая правильнославная, если можно так выразиться :)

Но вот несколько лет тому назад Господь начал сильно касаться моего сердца через православных старцев и нестарцев - монахов, отшельников и священников (начиная от Антония Великого и заканчивая Антонием Сурожским, Николаем Гурьяновым и Андреем Лемешонком и т.д.) Вот сейчас я с огромным упоением слушаю Вас на Азбука.ру и духовно-душевно расцветаю (по крайней мере, хочется так верить). Именно в православных храмах во время литургии под хоровое пение я испытываю самый благоговейнейший трепет и умиление, что ранее мне было неведомо. У меня такое ощущение как будто я второй раз пережила духовное рождение, как будто Бог открыл мне ещё более глубокий уровень близости с Ним.
Теперь я понимаю, что всё-таки православие - самая наивысшая ступень познания Бога, что я раньше просто была слишком неотёсанной, "мирской" и приземлённой для понимания православия - такого содержательного и утончённого. Так сразу современному духовно невежественному и меркантильному молодому человеку, который заквашен на ценностях материализма, нигилизма и постмодернизма, очень сложно уверовать в православии - слишком огромен контраст и по сути, и по форме. Согласитесь, харизматические церковные собрания очень адаптированы к светской среде, там используют все современные музыкальные направления, стили одежды, клубную культуру общения, финансовые семинары похожи на мотивационные тренинги по бизнес-развитию. Проповедуется вполне популярное, ласкающее слух обывателя евангелие. Акцент в основном ставится на финансовом процветании и физическом исцелении, а не на жертвенной любви к людям и смирении. Хотя эти темы тоже затрагиваются, но как-то уж слишком вскользь и про между прочим. А ведь они в Новом Завете центральные. Без них и христианство - не христианство.
Но, с другой стороны, действительно, есть такое и я тому свидетель, что в наших собраниях есть огромный опыт успешного применения Даров Святого Духа - люди массово исцеляются и даже есть много случаев воскрешения из мёртвых, ну прямо духовное пробуждение, как будто во времена земного служения Иисуса Христа. Моя мама исцелилась от опухоли мочевого пузыря (и врач это подтвердил несколько лет тому назад), когда всё собрание помолилось за неё. Но всё это очень напоминает мне притчу Христа: именем моим исцеляли, бесов изгоняли, а воли Моей не творили; и, конечно же, знаменитый отрывок Апостола Павла о любви из послания Коринфянам о кимвалах звучащих. В общем незрелое такое поверхностное христианство, младенческое, возможно, плотское.

Но я прихожу к такому мнению, что при всём при этом, Бог любит харизматов и принимает их как Своих учеников, что Ему не угодны эти межконфессиональные барьеры, Он хочет рушить их, чтобы не было разделения в Теле Христа: „я Павлов“; „я Аполлосов“; „я Кифин“; „а я Христов“ (Кор.11). Вот, если бы харизматы отказались от своих заблуждений и многому поучились у православных - и любви к людям, и нестяжательности, и смирению, и страху Господнему. А православные, скажем, научились у харизматов смелее практиковать 9 Даров Святого Духа (под чутким руководством наставников, разумеется), чтобы как истинные ученики Христа исцелять больных и изгонять бесов (всё-таки это ведь прерогатива не только православного священноначалия и монахов-отшельников, а всех последователей Иисуса). И начали бы делать шаги навстречу к братьям и сёстрам из других христианских конфессий к достижению духовного единства и обмену опытом. Тогда бы Церковь, Невеста Христа, пришла "в единство веры и познания Сына Божия.., в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13)...

...

«Многие скажут Мне в тот день:
Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?
и не Твоим ли именем бесов изгоняли?
и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас;
отойдите от Меня, делающие беззаконие»
(Мф.7, 22-23).


Дорогая сестра. Спасибо Вам большое за Ваше свидетельство. Я рад пробуждению Вашей души в лоне столь любимой нами и истинной Православной веры.

Вы, кроме всего прочего, затронули важный вопрос о чудесах, совершающихся в протестантских конфессиях.

По этому поводу хочу немного сказать.

Первое:

Нет никакого сомнения, что у инославных христиан, как и у иноверцев, совершаются чудеса. Если это истинное чудо, то мы должны возблагодарить Господа - это творение Его рук. Господь видит ситуацию и видит, что некоторые люди находятся в инославии и иноверии не по злому умыслу, а по другой причине (там родились и не познакомились с православием, имеют грустный опыт знакомства с православием и проч.). Если мы вспомним, что все люди - дети Отца Небесного, все Ему дороги, все любимы, то нет никаких сомнений, что Господь откликается на молитвы этих людей.

Это никак не доказывает, что люди веруют правильно. Чудеса должны расположить их к размышлениям о Боге и о вере и помочь им обратиться в правоверие.

Святой Афанасий Александрийский, в 4-м веке, отвечая на вопрос: «Каким образом еретики часто совершают знамения?» отвечал:
«Это никого не должно удивлять, ибо мы слышали, что Господь сказал: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? Тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 22-23). Часто причиной чуда бывает не жизнь чудотворящего, а вера приходящих, ибо написано: "вера твоя спасла тебя". Однако следует знать и о том, что иногда, находящиеся в зловерии приносят Богу великие труды подвижничества, и в качестве возмездия в нынешнем веке, принимают дар исцелений, дабы в будущий век услышать: "…ты получил уже доброе твое в жизни твоей" (Лк.16, 25); а теперь ничем тебе не должны. Смотрите, чтобы не было того же и с православными».

Преп. Анастасий Синаит на вопрос: «Какой силой неверные совершают знамения, чудотворения и пророчества?» отвечает так:
«Знамения, чудотворения и прорицания часто совершают и недостойные, по какой-нибудь необходимости или Промыслу; как это было с Валаамом и женой-волшебницей.
...Поэтому, если увидишь, что еретики или неверные совершают какое-либо знамение, по некоторому суду Божию, то не удивляйся, и по этой причине не сомневайся в Православной вере. Часто, подобные знамения бывают как следствие веры приходящего, а не достоинства того, кто их совершает. Так, не видно, чтобы Иоанн, больший из рожденных женами, совершил какое-либо знамение; тогда как Иуда, так или иначе — совершал, ибо был он вместе с посланными воскрешать мертвых и очищать прокаженных. Поэтому не удивляйся, если видишь, кого-нибудь недостойного или зловерного, творящего знамения. Ибо не знамения и пророчества удостоверяют святость православного мужа, но его вера и жизнь. Поскольку часто не только грешники из православных, но также еретики и неверные творили знамения и пророчествовали, по некоторому Промыслу, как мы упоминали, по попущению Бога, что было с Валаамом, Саулом, Навуходоносором и Каиафой: — с определенной целью, в них действовал Святой Дух, при том, что они оставались недостойными и грешниками.
Таким образом, грешники и неверные часто совершают знамения и пророчества по неведомому Промыслу, что не является проявлением святости...»

Второе:

Не выдают ли люди, находящиеся в иных конфессиях и иной вере, за чудеса какие-то естественные процессы и события? В еще более жесткой форме скажу так: Не придумывают ли люди эти чудеса?

Однажды я сидел на кухне протестантского радио "Теос" и ждал своей передачи (у меня был час для православной беседы). Вместе со мной пили чай протестантские пасторы, эфир которых закончился. Мы доверительно общались. В кухне шла трансляция "Теос", а сам ведущий сидел в прямом смысле за стеной и вел передачу. Пастору в студию звонили прихожане его конфессии и свидетельствовали о чудесах, которые сотворил Бог в их жизни и в жизни их семей. Позвонила женщина и рассказала, что прозрела, позвонил юноша и сказал, что был парализован и начал ходить. Звонки не иссякали. Я спросил пасторов: правда ли, что в этой общине совершаются такие чудеса? Мои собеседники рассмеялись: "Пастор Н. - известный чудотворец" - сказали они, смеясь. А потом пояснили, что этот пастор не считает зазорным, ради прославления имени Иисуса и ради рекламы его общины, прибегать к откровенному... обману. В студию звонят заранее подговоренные люди и на весь Северо-Запад в радио-эфире рассказывают небылицы...

И так понятно, что община эта росла как на дрожжах, и сегодня в Петербурге это очень большая конфессия (может быть, самая большая). Люди были привлечены туда, наслушавшись о дивных чудесах...

Третье:

Чудеса могут творить бесы. Это, конечно, не настоящие чудеса, а морок, обман, иллюзия. Задача таких чудес - убедить человека, что Бог - его слушает, а значит, нужно расслабиться и не нужно ничего в своей жизни менять. В этом случае, мы имеем дело не с подлинным изменением ситуации (исцеление и др.), а с временным разрешением ситуации, или временным облегчением, за которым следует более страшная болезнь.

Я как пастырь видел много людей, приходивших в храм и рассказывавших об обращении в их прежней жизни к колдунам и экстрасенсам. Они делились поразительными вещами, происходившими с ними самими и их близкими благодаря чародеяниям этих специалистов. Я не ленюсь всегда спрашивать: "И какие последствия?" И всегда (!) рассказывают, как потом на этого человека или его семью обрушились горькие беды и скорби. Здоровье, казалось, улучшившееся, совсем пошатнулось, причем вылезли болезни, о которых не подозревали, другие ситуации, казалось, благополучно разрешившиеся, потом обернулись бедой.

Преп. Никон, игумен Черной горы близ Антиохии (он жил в 9-м веке), писал о многих чародеяниях бесов: "Ибо нечистые демоны, служащие лжепророкам, устраивают знамения и исцеления телесных страданий для обольщения тех и других, представляя умершего воскресающим и беседующим призрачно с живыми. Демон входит в мертвое человеческое тело и показывает, будто оно двигается, словно воскресшее, по суетной молитве человека-обманщика. И как бы от лица мертвого, разговаривает лукавый с обольщаемым человеком, о чем хочет, и о чем его спрашивают, сообщая человеческие тайны и слова, как знающий и наблюдающий, когда что-нибудь происходит у людей, посещая их и подслушивая. Но да избавит нас Господь от этого обольщения.
Опять-таки, демоны совершают знамения умножения земных плодов, или их оскудения, движения ветров, дождей, бездождия и засухи; отягощения земли и тому подобного; говорят, подобно людям, и открывают человеческие мысли и рассуждения, догадываясь о них по внешним телесным признакам, соответствующим тем или иным помыслам, а особенно по лицам, и предсказывают задолго или незадолго. Точно так же, могут предсказывать и те, кто внимательно и досконально изучили врачебное искусство. Подобно предсказывают и некоторые сарацины, наверняка узнавая о тех, кто погибнет на войне, по определенным признакам. Так же и демоны, вникая в свойства человеческой природы, предвозвещают людскую смерть. Ибо, будучи безплотными духами, они рассматривают человеческие тела, силы, действия, избытки и недостатки тела, жизненных сил и крови, не нуждаясь ни в каком врачебном искусстве. — Угадывают, а не знают заранее, предсказывая смерть; то же можно сказать о волхвах и чревовещателях: ибо демоны зная то, кто украл, и где находится украденное, могут о том рассказать».

О подобных бесовских чудесах сообщает и святитель Иоанн Златоуст: «Ибо антихрист, который придет по попущению Бога, совершит, посредством прислуживающих ему демонов, многочисленные знамения и ложные чудеса, для погибели неверных и для испытания верных. И ничего удивительного в этом нет, что он призрачно совершит различные знамения при помощи диявола, если известно, что и другие чародеи и волхвы совершали различные чудеса посредством демонов, какими были Ианний и Иамврий, при Моисее, жезлы свои превратившие в змей, воду обратившие в кровь и произведшие многочисленных жаб, наполнивших египетскую землю. Опять-таки, Симон волхв, во времена Апостолов, совершил всевозможные знамения и привидения, заставляя ходить статуи, не сгорал лежа в огне, летал по воздуху, и обращал камни в хлеб; превращался в змея и представлялся в виде различных животных; открывал запертые ворота, разрывал железные путы; во время пиров показывал разнообразных идолов: домашние сосуды сами по себе ходили прислуживая, при отсутствии носящих; заставлял передвигаться тени, выдавая их за души умерших. Помирившись со многими чародеями, которые хотели его обличить, заколол им вола и, угощая их, обложил всевозможными болезнями и демонами. А когда кесарь его преследовал, он в страхе бежал, в своем обличье представив другого».

Примеры чудес

О чудесах, совершавшимися еретиками (инославными) и даже бесами преподобный Никон, игумен Черной горы, писал много.
Во вступлении к 33-му Слову книги «Пандекты» преподобный пишет:
«О тех, кто совершает знамения и пророчествует, или видит видения, по попущению Бога; и что этому не следует придавать значения, или считать признаком святости; но принимать во внимание только Правую веру и соблюдение Господних заповедей. Также, о том, что многие из верных, живущих развращенно, совершили и совершают знамения и чудеса, получают откровения и пророчества, дабы посредством знамений многих обольстить и увлечь своими лукавыми деяниями, выдавая свой путь за путь жизни, для чего подобные знамения и совершаются. И некоторые из них, имея помощь от демонов, порождают явственные ереси. Также, что не следует быть легковерными, но если увидим кого-нибудь из верных, или неверных, которые проходят великое телесное подвижничество, или обитают в пустыне, искусные в Писании, или неученые, или сочиняющие собственные писания; или какое-нибудь тело, не разрушившееся за многие годы, или что-нибудь подобное: то не рассматривать это как признак святости, если при этом не увидим наличия совершенного исполнения Господних заповедей и даров Духа, указанных Апостолом, а также, совершенной ненависти тщетной мирской славы, и полного исповедания Православной веры; — без чего все является действием демонов, при попущении Бога, Ему Одному известными судами".

Далее, в книге преп. Никона мы находим немало случаев ложных чудес, которые и приведем:

Чудо, совершенное безнравственным человеком:

Был некоторый старец, который часто ходил в именитый град Антиохию и приобрел веру (доверие) многих. Сам же он не был подвижником, но любил насыщаться пищей и питием, и жил во всевозможном небрежении; а имел он смиренный облик и обитал в (подвижническом) месте, из-за чего верили ему многие антиохийцы.

Затем, по судьбам, известным одному Богу, он прославился различными чудотворениями, и этим был известен тогда среди людей. При этом, часто поучал его Блаженный наш отец, Кир Лука, митрополит анаварзский, чтобы он перестал чудотворить, а тот не покорялся.

Однажды, его собственный ученик, встретившись со мной, рассказал: «Как-то днем, мы вместе со старцем, пришли в Антиохию, в дом одного из христолюбцев, где старец насытился, и отягощенный пищей и питием, лег спать. А меня и второго брата взял другой христолюбец на ночлег в свой дом, и с ним был его друг. Когда мы шли вместе, то слышали, как они говорили: видим, что сказанное в Писании не является обязательным, ибо этот отец ест, пьет, насыщается, имеет другие наслаждения, и при этом — свят и имеет действие дарования исцелений».
Так рассказывал ученик того старца, из чего можно было заключить, что смысл этих чудес состоял в опровержении Божественных Писаний и насаждении плотоугодной жизни. Блаженный же патриарх, Кир Феодосии, заключил старца, для исправления, в темницу. Но антиохийцы этого не допустили и освободили его силой. Однако же, в конце он сам от этого и пострадал, ибо случилось, что начальник разбойников, принадлежащий к армянской ереси, призвал того старца, чтобы он его, еретика, благословил; старец же имел пресвитерское рукоположение и, совершив все по чину, вернулся в свое жилище. И тогда постиг его праведный Божий суд, чему не помешали ни совершаемые им чудеса, и ничто другое, но был наказан он за тот же самый грех; ибо начальник разбойников, которого он благословил, пришел к жилищу старца, со своими разбойниками, и схватив его, мучил страшными пытками: положил раскаленные угли в обувь, которую носил старец, и одел ему на ноги, чем их обжег, после чего удалился. Старец с тех пор чудес не совершал и ничего другого не делал, но переходил с места на место, страшно страдая, чем и окончил свою жизнь.

Еще подобная история:

Другой из наших, — монах, имеющий пресвитерское рукоположение, — жил в миру; затем случилось, что он пал в грех с посвященной женщиной. И не только не отступил от страсти, но и больше прежнего пристрастился, совершенно потерял стыд перед Богом и людьми, явно и прилюдно предаваясь этой страсти, и при этом он совершал чудеса. Когда он видел лежащих в огненной лихорадке, ставил на них ногу, и они исцелялись. Так это все и продолжалось; но впоследствии Всещедрый Бог вложил в его сердце Божественную мысль: если все грешники и согрешают, то делают это тайно и стыдятся, я же — открыто и без стыда, и при том имею действие чудотворений. Так он подумал. Тогда увидел он некоторого старца, у которого был небольшой монастырь в Лиде Халинзийской, и придя к нему, рассказал обо всем. Старец же, будучи рассудительным, все понял, и сказал ему: горе, горе тебе! Это коварное действие диявола; во-первых, в том, что предался ты страсти, а во-вторых, что безстыдно грешил и совершал чудотворения, обольщая своими чудесами людей, чтобы говорили, — добро и благоугодно перед Богом творить грех и пренебрегать божественными Писаниями и истинной волей Божией. Так что демоны нашли в тебе пособника, чтобы тобой многих людей привести в погибель. Услышав это и прочее, он поверил старцу всем сердцем и с тех пор отступил от бесовского чудотворения, и впредь так не делал и, обратившись к покаянию, рассказал мне обо всем подробно, имея ко мне любовь.

И еще одна, о чудотворившей могиле сластолюбца:

Далее, мы слышали, что один брат вступил в связь с некоторой инокиней. И, желая с ней жить по-мирски, как муж с женой, но стыдясь в своей стране оставить иноческую жизнь, он решил вместе с ней уйти в чужую страну, чтобы это исполнить. Когда же они выходили, то еще не успели полностью исполнить страсть, поскольку находились в пути. А между тем подошли к обители, где задумались о раскаянии, и сказали друг другу: представим, что мы уже совершили грех, какая нам от этого польза? Поэтому возвратимся теперь в свои жилища. И, возвращаясь, дошли до обители, называемой царская, и остановились на отдых; тогда, побежденные дияволом, они пали в грех. А вечером, перед тем, как закрывались ворота города Антиохии, брат упал и умер за городом. Инокиня, не зная, что делать, пошла в город, взяла у одного знакомого лопату и мотыгу, и затемно, когда никто не видел, вышла, вырыла землю и засыпала тело монаха, затем, подождав до утра, пошла в Антиохию. Когда же антиохийцы с утра вышли из города, то увидели могилу, которой не было вечером, и не знали, что об этом подумать. Тогда они пришли к мысли, что это умер какой-то святой Божий раб, который, не желая человеческой славы, якобы велел своим ученикам здесь ночью тайно себя похоронить. Так рассудив, они стали приносить своих больных, и по сатанинскому действию и Божию попущению, одному Богу известными судьбами, все исцелялись от своих Болезней.

Но Бог, видя такое обольщение, исправил все следующим образом. Упомянутая инокиня, уже в Антиохии услышав о происшедшем и не зная, что делать, взяла с собой другую инокиню, вышла из города, и стоя в стороне от народа, смотрела на происходящие чудеса. Тогда, по Божественному промыслу, пришел из пустынных монастырей некоторый монах, который увидел многочисленный народ и стоящих отдельно инокинь, и стал поучать их безмолвствовать в своих кельях, и не ходить среди мирян. И спросил их: «Имеете ли вы духовного отца?» Та, которая знала тайну, ответила: нет, отче, не имеем. Тогда монах, руководимый Божиим промыслом, задержал ее на исповедь, и она ему все подробно открыла. Услышав об этом, он наставил инокиню как подобало и отпустил, а сам пошел в город, взял лопату и заступ, вышел, и, оставшись вне города, ночью достал тело монаха и бросил его в реку, а место разровнял, как было прежде, и удалился. И с тех пор дьявольское действие в том месте прекратилось.

Чудеса, совершенные еретиками:

«…Подобное происходит и у иноверцев, по действию демонов, для утверждения ереси. Расскажем теперь о том, как в Черной горе, в области Антиохийской, был некоторый подвижник, еретического исповедания, родом армянин; приближаясь к смерти, он созвал близких и послал своего единоверца принести лопату и заступ, для погребения, а перед смертью предсказал: — после того, как я скончаюсь, вы найдете, что тело мое сгорело. Затем, когда все ушли, то, возвратившись, нашли, что все исполнилось по предсказанию инока и тело его сгорело; так они его и похоронили. Затем, взяли землю с его могилы, и когда сошла роса, посыпали ее в тех пределах на нивы, пораженные вредителями, и бедствие прекратилось. С тех пор они так делали всегда, для защиты нив, и бедствие каждый раз прекращалось под действием земли, взятой с могилы. Услышав об этом, один наш брат сделал крест на котором написал: «Иисус Христос, Сын Божий», — пошел и поставил его над гробом еретика, после чего эти чудеса прекратились.

"Расскажем также и о добродетельном еретике: старец, часто упоминаемый нами, рассказал: по соседству со мной, в той же Черной горе, в уединении, жил армянин-еретик, весьма украшенный делами и добродетелями. Однажды, когда я с ним беседовал, то он произнес: «Внутри моего сердца я вижу нечто необычное и удивительное, однако встречаюсь с какой-то преградой, препятствующей отчетливому познанию». Когда я услышал об этом, то, имея определенный опыт, понял, что его душа, очистившись деятельной добродетелью, достигла свойственного ей состояния, но еретическое омрачение создавало завесу. Я все ему рассказал, и он, будучи добродетелен, поверил моим словам и решил перейти в Православие. Когда узнали об этом еретики-армяне в одном из монастырей, то, опасаясь, чтобы такой добродетельный муж не отступил от их веры, вызвали его, и не позволили ему уйти, пока тот не скончался".

В этом случае мы имеем то, что описали под номером один. Благочестие и искреннюю ревность по Богу, которые расположили еретика принять истинную православную веру.

И история напоследок:

…Некоторые иноки-еретики, носящие власяницы, прослышав о святом Пахомии, пришли к нему в монастырь и передали некоторым из братий: мы посланы нашим отцом к Великому сказать: если ты в действительности, как я слышал, человек Божий, и Бог тебя слушает, то пойдем и вместе перейдем ногами через реку, чтобы знали все, кто из нас имеет большее дерзновение перед Богом. Когда братия сообщили об этом Великому, то он вознегодовал на братьев и сказал: зачем даже слушать стали такие слова? Разве не знаете, что подобные испытания чужды Бога и далеки от жительства нашего и от православной веры? Даже и здравомыслящие миряне не додумаются до такого. Какой Божественный закон велит нам так делать? Даже наоборот, Спаситель заповедует в Евангелии: «… пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6,3). Нет ничего страшнее того безумия, если бы мы оставили оплакивать свои грехи и перестали бы заботиться о том, как избежать вечных мук, но, младенчествуя умом, обратились бы к подобным испытаниям. Братья спросили: как же этот еретик, чуждый Бога, осмелился призвать тебя к этому? Блаженный им ответил: если бы попустил Бог, то смог бы он, с помощью диявола, перейти через реку, ходя как по суше, для укрепления их нечестивой ереси, посредством такого деяния увлекая обольщенных. Идите и скажите принесшим эту весть: «Так говорит человек Божий Пахомий: весь подвиг мой и все мое усердие состоит не в том, чтобы ногами ходить по реке, но в том, чтобы избавиться от осуждения на Божественном Суде, перейти через ту огненную реку, которая потечет пред престолом Христовым, и преодолеть подобные сатанинские действия силой Господней». И заповедал он братии не думать высоко о своих достижениях, и не стремиться видеть видения или демонов, и самим не устраивать подобного, и не искушать Божество такими прошениями, как сказано в Писании: «… не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

E72A5692.JPG

Божественная Евхаристия: Таинство Тела и Крови Христовых.
На фотографии: священник раздробляет Агнец (Тело Христово) для Причащения.
  • Like
Реакции: 15 человек

Комментарии

Спасибо больше читательнице за интересный вопрос и спасибо о. Константину за столь развёрнутый ответ. Немного утомляет такое количество примеров бесовского чудодейства :).
И только под конец я услышал самое главное (чему стоило больше уделить внимания): что множество ерисей опираются на чудеса и, что одна из главных ошибок католичества и вытекающих из него законнорожденных протестантов, англиканцев и иже сними - это поиски чудес!
Очень заманчиво и видеть чудеса, и творить их, и ставить себе цель в духовной жизни добиться чудотворения (почти как йоги). Всё это от лукавого. Большое количество древних Святых Отцов говорили о недопустимости мечтательности, о запрете представлять картины во время молитв, о запрете стремления к чудесам и о том, что любое чудо, происходящее с тобой, надо воспринимать как искушение. Примеров истинного общения живых Святых с Ангелами, Богородицей и почившими Святыми единицы, когда напротив, примеров общения с падшими духами великое множество.
Православие работает над очищением души от страстей и стремится к "стяжанию духа мирна", "благодати Святаго Духа". Очень здорово наработать навык не грешить, но самое важное наработать навык невозможности для себя грешить - вот она, нам почти недосягаемая цель жизни.
От себя, пожелаю читательнице искреннего и глубокого интереса к изучению православия и духовной жизни + изучению творений древних Святых Отцов (сложная к пониманию манера изложения мысли), для начинающих попроще - творения Игнатия Брянчанинова (язык 19 века тоже сложноват), и совсем доступно - лекции А.И. Осипова (я начал с них). А так же скорейшего отхождения, как ни крути, но от еретических учений. На мой вопрос интернету что такое "применение Даров Святого Духа" (с заглавными буквами) выпала масса всевозможных ссылок на пятидесятников, адвентистов, протестантов и пр., где каждый хвастался своими чудесами и заманивал в свою общину - выглядит как секты. И только 1 православная ссылка: http://www.pravoslavie.ru/94128.html
Будем стараться идти потихоньку к смирению, кто я такой, чтоб использовать Дары Святого Духа, я столь немощен, что и вместить Его в себя на причастии не могу, почти тут же теряю всё своей суетной жизнью :(.
Прости Господи, и помоги мне стать сосудом хоть чуточку способным Тебя вместить и удержать. (какие уж тут чудеса и применение Даров).
Простите за много букв и если кого задел или обидел своими рассуждениями.
 
Сверху