50 заметок о Святой Земле
12: Мария Магдалина
У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.
Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.
Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.
Будущее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.
Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь нá землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
1949
Я очень люблю это стихотворение Бориса Пастернака, которое называется Магдалина. Единственное, что смущает: Пастернак отождествляет Магдалину с грешницей из Евангелия от Луки. С той, которая на пиру у Симона-фарисея облила ноги Христа слезами и помазала миром.
Это средневековые католические представления, которые Православная Церковь никогда не поддерживала. Впрочем, последние сто лет и католики от этого отказались.
Магдалина – не Евангельская грешница!.. Тогда – кто она?.. Об этом – сегодняшний очерк.
Мария Магдалина у Императора Тиберия. Фреска в соборе монастыря св. равноап. Марии Магдалины в Иерусалиме.
...Кроме всего прочего замечательного, что я вижу в стихотворении Пастернака, мне кажется особо ценным, что стихотворение насквозь целомудренно.
О Магдалине сложено стихов больше, чем о ком бы то ни было из Апостолов. Людей привлекает и будоражит тема: молодой, прекрасный Иисус и женщина, которая сопровождает Его на всех путях Его жизни. Стоит у Креста, хоронит, первая приходит ко гробу, потом становится свидетельницей о Иисусе до края земли.
И все время в размышления о странной дружбе Иисуса с Магдалиной вплетаются какие-то искусительные мысли.
Надо сказать, что подобные мысли диагностируют нечистоту наших душ. Причем, под словами наших я имею в виду не наше поколение, а род человеческий. Потому что еще во 2-м веке существовали апокрифы (например, «Евангелие от Марии»), в которых в отношении Иисуса и Магдалины делались различные романтические намеки.
Но это абсолютно надуманные вещи. Евангелие лаконично и очень сдержанно повествует о Магдалине. Все остальное – от нашей фантазии. Чтобы не быть голословным, выпишу те Евангельские места, где говорится о Марии Магдалине:
Женщины в числе учеников Иисуса:
После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8: 1-3);
Женщины у Креста:
Были и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим (Мк. 15: 40-41);
Женщины смотрят, как погребают Иисуса, и запоминают место:
Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба (Мф. 27: 57-61);
Женщины приходят ко Гробу и видят, что он пуст:
Магдалина была в числе других женщин: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу (Мк. 16: 1-2).
Мария встречает Воскресшего Иисуса:
Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей (Ин. 20: 11-18)
Видим ли мы какие-то намеки на особые отношения Иисуса с Марией Магдалиной? Положа руку на сердце – нет. Мария – просто одна из учениц Христа. Нигде, кроме одного-единственного рассказа, Магдалина не упоминается одна, а всегда в обществе других учениц Христовых.
К слову, это было революцией, так как иудейские учителя никогда не брали женщин в круг своих учеников. Иисус размыкает свой круг для женщин. Слова Апостола Павла: Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3: 27-28) – не нововведение Апостола Павла, а следование пути Христа. Это Он впервые стал так поступать, призывая женщин в число Своих учеников. Можно предположить, что в стиле Иисуса было бы включить женщин и в круг Двенадцати Апостолов, однако современники Христа, мягко говоря, не поняли бы этого.
Еще раз задумайтесь: в то время, когда место женщины было четко указано и очерчено, Иисус Христос допускает следовать за собой и учиться у Него женщин. Евангелие от Луки донесло до нас прекрасный эпизод, который характеризует отношение Иисуса к этому вопросу:
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10: 39-42).
Мы все так хорошо знаем этот отрывок (он читается за Литургией во все Богородичные праздники), что от нас зачастую ускользает его смысл. А для современников Христа смысл был революционный! Слушать Христа и учиться у Него лучше нежели заниматься своими прямыми, в представлениях того времени, женскими обязанностями!
Итак, что мы можем знать об этой известной и чтимой Древней Церковью женщине? То, что она – уроженка Магдалы, города, название которого переводится как Башня (есть варианты перевода, например Сторожевая башня, Рыбная башня и проч.).
То, что она преданнейшая ученица Иисуса Христа. Она сопровождала Христа и училась от Него.
Знаем то, что Магдалина первая сподобилась быть свидетельницей Его Воскресения!
Возможно, она была в Иерусалиме вместе с Апостолами, когда в день Пятидесятницы на них сошел Святой Дух. После Вознесения Иисуса она была очень известна в Церкви и пользовалась уважением. То, что про Магдалину сообщают все предания о Христе, которые потом вошли в Евангелия и что Евангельские предания очень позитивно оценивают Магдалину, позволяет предположить, что и в последующее после Воскресения Христова время она занимала в жизни Церкви активную роль. Вероятно, она занималась миссионерством.
Но так же предания, с уважением подчеркивающие ученичество Магдалины, сообщают одну достаточно личную подробность ее биографии. Она стала ученицей Христовой благодаря тому, что пережила личный опыт чуда: из нее Иисус изгнал семь бесов.
Что это были за бесы, вернее, каково было их действие на Марию Магдалину? Сказать определенно мы это не можем. Во времена Христа бесовскому воздействию приписывались и телесные недуги, и душевные. Может быть, Магдалина была просто физически больной и Иисус ее поднял в прямом смысле со одра болезни. А может быть, у нее были проблемы с психикой.
Некоторые святые отцы предполагали, что Мария была грешницей и Иисус, изгнав бесов, исцелил ее от страстей. Но это вряд ли, так как иудеи одержимость отличали от сознательного греха. Одержимость – это болезнь, бесовская атака; человек тут не виноват – он бессознательная жертва. А вот грех – это сознательное деяние. Мы привыкли к святоотеческому учению, что грешник сам открывает канал своей души для проникновения в нее бесов. Это верно, но не было известно в Евангельскую эпоху. Открытие и обоснование этого духовного закона – заслуга христианского богословия эпохи аскетов-подвижникв (4–5-го веков).
Поэтому в отношении Марии Магдалины корректно говорить о каких-то телесных или душевных ее проблемах, но не о греховности.
Вот, собственно, и все, что достоверно известно о Марии Магдалине. В последующие века появилось много легенд, доказать или опровергнуть которые не представляется возможным… В любом случае, перед нами – не влюбленная в Иисуса страстная женщина, а глубоко уверовавшая и преданная ученица. Та, которая служила делу Христову еще многие годы после того, как Иисус ушел к Отцу Небесному.
…
Сегодня мы с вами побываем на родине Марии Магдалины. В это сложно поверить, но это правда: древний город Магдала был погребен в земле. В 2006, 2008 и 2009-м годах католики приобрели 4 больших участка территории и сразу приступили к раскопкам. Сегодня, менее десяти лет спустя, перед нами – раскопанные кварталы и остатки домов времен Христа, самый центр древнего города. Может такое быть, что один из раскопанных домов принадлежал Марии Магдалине? Очень даже может!
Вид на окрестности Галилейского озера. Очерченный красным кругом район – место древней Магдалы. Сегодня этот район раскапывают. (Снимок с горы Арбель.)
Мы в самой Магдале. Перед нами – горы. Этот пейзаж, несомненно, видела и Мария Магдалина. Неэстетичный синий павильон – накрытое пленкой место археологических раскопок.
Мы в вестибюле католического храма.
Здесь четыре маленьких алтаря и один большой. Перед нами – один из маленьких алтарей. Престол, а за ним мозаика: воскрешение дочери Иаира. Это воскрешение произошло в Капернауме, который находится от Магдалы на расстоянии нескольких километров.
По-моему, мозаики этих крошечных алтарей замечательны! Кроме всего прочего, они точно изображают нам быт людей времен Христа.
Чуть крупнее – фрагмент предыдущей фрески. В галилейских деревнях возле многих домов археологи находят каменные прудики-корытца. В них держали живой пойманную галилейскими рыбаками рыбу. Таким образом, рыба оставалась свежей и ее можно было постепенно продавать. Или, брать для собственных нужд.
Можно представить, что такие прудики были и у наших Апостолов-рыбаков.
Обратите внимание, как из Марии Магдалины вылетают семь бесов, изгнанных Христом.
...
Удивительный храм с алтарем в виде лодки. Крест – парус.
Наша группа сфотографировалась на память у такого удивительного алтаря. Пастырь (автор этих строк) взошел на место кормчего и воздел руки (тогда казалось, что это уместно, на фотографии оказалось глуповато). Во время службы на этом месте стоит священник.
Если спуститься из храма под землю, попадаешь в странное помещение: посередине стол, по кругу скамьи. На самом деле мы в раскопанной древней синагоге. В Магдале было несколько синагог. Одна большая и несколько маленьких. Сейчас мы в маленькой.
Можно посидеть на каменных скамьях, на которых сидела и Мария Магдалина.
Раскопанные кварталы жилых домов.
Это самый центр города (поскольку рядом – главная городская синагога). Здесь самые богатые дома. Возможно, здесь жила св. Мария Магдалина. Из Евангелий мы знаем, что она служила Христу имением, то есть давала средства к существованию Христу и Его ученикам. Значит, Мария была совсем не бедной.
Раскопанная синагога 1-го века.
Кому интересно, можно познакомиться с тем, как выглядела синагога и что найдено при раскопках.
Элемент декора из синагоги с изображением меноры – ритуального семисвечника Иерусалимского Храма.
Вот такая мозаика найдена на полу большой синагоги.
12: Мария Магдалина
У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.
Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.
Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.
Будущее вижу так подробно,
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.
Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь нá землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
1949
Я очень люблю это стихотворение Бориса Пастернака, которое называется Магдалина. Единственное, что смущает: Пастернак отождествляет Магдалину с грешницей из Евангелия от Луки. С той, которая на пиру у Симона-фарисея облила ноги Христа слезами и помазала миром.
Это средневековые католические представления, которые Православная Церковь никогда не поддерживала. Впрочем, последние сто лет и католики от этого отказались.
Магдалина – не Евангельская грешница!.. Тогда – кто она?.. Об этом – сегодняшний очерк.
Мария Магдалина у Императора Тиберия. Фреска в соборе монастыря св. равноап. Марии Магдалины в Иерусалиме.
...Кроме всего прочего замечательного, что я вижу в стихотворении Пастернака, мне кажется особо ценным, что стихотворение насквозь целомудренно.
О Магдалине сложено стихов больше, чем о ком бы то ни было из Апостолов. Людей привлекает и будоражит тема: молодой, прекрасный Иисус и женщина, которая сопровождает Его на всех путях Его жизни. Стоит у Креста, хоронит, первая приходит ко гробу, потом становится свидетельницей о Иисусе до края земли.
И все время в размышления о странной дружбе Иисуса с Магдалиной вплетаются какие-то искусительные мысли.
Надо сказать, что подобные мысли диагностируют нечистоту наших душ. Причем, под словами наших я имею в виду не наше поколение, а род человеческий. Потому что еще во 2-м веке существовали апокрифы (например, «Евангелие от Марии»), в которых в отношении Иисуса и Магдалины делались различные романтические намеки.
Но это абсолютно надуманные вещи. Евангелие лаконично и очень сдержанно повествует о Магдалине. Все остальное – от нашей фантазии. Чтобы не быть голословным, выпишу те Евангельские места, где говорится о Марии Магдалине:
Женщины в числе учеников Иисуса:
После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8: 1-3);
Женщины у Креста:
Были и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим (Мк. 15: 40-41);
Женщины смотрят, как погребают Иисуса, и запоминают место:
Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба (Мф. 27: 57-61);
Женщины приходят ко Гробу и видят, что он пуст:
Магдалина была в числе других женщин: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу (Мк. 16: 1-2).
Мария встречает Воскресшего Иисуса:
Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей (Ин. 20: 11-18)
Видим ли мы какие-то намеки на особые отношения Иисуса с Марией Магдалиной? Положа руку на сердце – нет. Мария – просто одна из учениц Христа. Нигде, кроме одного-единственного рассказа, Магдалина не упоминается одна, а всегда в обществе других учениц Христовых.
К слову, это было революцией, так как иудейские учителя никогда не брали женщин в круг своих учеников. Иисус размыкает свой круг для женщин. Слова Апостола Павла: Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3: 27-28) – не нововведение Апостола Павла, а следование пути Христа. Это Он впервые стал так поступать, призывая женщин в число Своих учеников. Можно предположить, что в стиле Иисуса было бы включить женщин и в круг Двенадцати Апостолов, однако современники Христа, мягко говоря, не поняли бы этого.
Еще раз задумайтесь: в то время, когда место женщины было четко указано и очерчено, Иисус Христос допускает следовать за собой и учиться у Него женщин. Евангелие от Луки донесло до нас прекрасный эпизод, который характеризует отношение Иисуса к этому вопросу:
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10: 39-42).
Мы все так хорошо знаем этот отрывок (он читается за Литургией во все Богородичные праздники), что от нас зачастую ускользает его смысл. А для современников Христа смысл был революционный! Слушать Христа и учиться у Него лучше нежели заниматься своими прямыми, в представлениях того времени, женскими обязанностями!
Итак, что мы можем знать об этой известной и чтимой Древней Церковью женщине? То, что она – уроженка Магдалы, города, название которого переводится как Башня (есть варианты перевода, например Сторожевая башня, Рыбная башня и проч.).
То, что она преданнейшая ученица Иисуса Христа. Она сопровождала Христа и училась от Него.
Знаем то, что Магдалина первая сподобилась быть свидетельницей Его Воскресения!
Возможно, она была в Иерусалиме вместе с Апостолами, когда в день Пятидесятницы на них сошел Святой Дух. После Вознесения Иисуса она была очень известна в Церкви и пользовалась уважением. То, что про Магдалину сообщают все предания о Христе, которые потом вошли в Евангелия и что Евангельские предания очень позитивно оценивают Магдалину, позволяет предположить, что и в последующее после Воскресения Христова время она занимала в жизни Церкви активную роль. Вероятно, она занималась миссионерством.
Но так же предания, с уважением подчеркивающие ученичество Магдалины, сообщают одну достаточно личную подробность ее биографии. Она стала ученицей Христовой благодаря тому, что пережила личный опыт чуда: из нее Иисус изгнал семь бесов.
Что это были за бесы, вернее, каково было их действие на Марию Магдалину? Сказать определенно мы это не можем. Во времена Христа бесовскому воздействию приписывались и телесные недуги, и душевные. Может быть, Магдалина была просто физически больной и Иисус ее поднял в прямом смысле со одра болезни. А может быть, у нее были проблемы с психикой.
Некоторые святые отцы предполагали, что Мария была грешницей и Иисус, изгнав бесов, исцелил ее от страстей. Но это вряд ли, так как иудеи одержимость отличали от сознательного греха. Одержимость – это болезнь, бесовская атака; человек тут не виноват – он бессознательная жертва. А вот грех – это сознательное деяние. Мы привыкли к святоотеческому учению, что грешник сам открывает канал своей души для проникновения в нее бесов. Это верно, но не было известно в Евангельскую эпоху. Открытие и обоснование этого духовного закона – заслуга христианского богословия эпохи аскетов-подвижникв (4–5-го веков).
Поэтому в отношении Марии Магдалины корректно говорить о каких-то телесных или душевных ее проблемах, но не о греховности.
Вот, собственно, и все, что достоверно известно о Марии Магдалине. В последующие века появилось много легенд, доказать или опровергнуть которые не представляется возможным… В любом случае, перед нами – не влюбленная в Иисуса страстная женщина, а глубоко уверовавшая и преданная ученица. Та, которая служила делу Христову еще многие годы после того, как Иисус ушел к Отцу Небесному.
…
Сегодня мы с вами побываем на родине Марии Магдалины. В это сложно поверить, но это правда: древний город Магдала был погребен в земле. В 2006, 2008 и 2009-м годах католики приобрели 4 больших участка территории и сразу приступили к раскопкам. Сегодня, менее десяти лет спустя, перед нами – раскопанные кварталы и остатки домов времен Христа, самый центр древнего города. Может такое быть, что один из раскопанных домов принадлежал Марии Магдалине? Очень даже может!
Вид на окрестности Галилейского озера. Очерченный красным кругом район – место древней Магдалы. Сегодня этот район раскапывают. (Снимок с горы Арбель.)
Мы в самой Магдале. Перед нами – горы. Этот пейзаж, несомненно, видела и Мария Магдалина. Неэстетичный синий павильон – накрытое пленкой место археологических раскопок.
Мы в вестибюле католического храма.
Здесь четыре маленьких алтаря и один большой. Перед нами – один из маленьких алтарей. Престол, а за ним мозаика: воскрешение дочери Иаира. Это воскрешение произошло в Капернауме, который находится от Магдалы на расстоянии нескольких километров.
По-моему, мозаики этих крошечных алтарей замечательны! Кроме всего прочего, они точно изображают нам быт людей времен Христа.
Чуть крупнее – фрагмент предыдущей фрески. В галилейских деревнях возле многих домов археологи находят каменные прудики-корытца. В них держали живой пойманную галилейскими рыбаками рыбу. Таким образом, рыба оставалась свежей и ее можно было постепенно продавать. Или, брать для собственных нужд.
Можно представить, что такие прудики были и у наших Апостолов-рыбаков.
Обратите внимание, как из Марии Магдалины вылетают семь бесов, изгнанных Христом.
...
Удивительный храм с алтарем в виде лодки. Крест – парус.
Наша группа сфотографировалась на память у такого удивительного алтаря. Пастырь (автор этих строк) взошел на место кормчего и воздел руки (тогда казалось, что это уместно, на фотографии оказалось глуповато). Во время службы на этом месте стоит священник.
Если спуститься из храма под землю, попадаешь в странное помещение: посередине стол, по кругу скамьи. На самом деле мы в раскопанной древней синагоге. В Магдале было несколько синагог. Одна большая и несколько маленьких. Сейчас мы в маленькой.
Можно посидеть на каменных скамьях, на которых сидела и Мария Магдалина.
Раскопанные кварталы жилых домов.
Это самый центр города (поскольку рядом – главная городская синагога). Здесь самые богатые дома. Возможно, здесь жила св. Мария Магдалина. Из Евангелий мы знаем, что она служила Христу имением, то есть давала средства к существованию Христу и Его ученикам. Значит, Мария была совсем не бедной.
Раскопанная синагога 1-го века.
Кому интересно, можно познакомиться с тем, как выглядела синагога и что найдено при раскопках.
Элемент декора из синагоги с изображением меноры – ритуального семисвечника Иерусалимского Храма.
Вот такая мозаика найдена на полу большой синагоги.