Memento mori – Помни о смерти (лат.)
Часть 4
Есть места, в которые любишь возвращаться вновь и вновь. У меня таких мест в Петербурге много. Одно из них – старинное кладбище Александро-Невской лавры, или, как его называют на античный манер, некрополь.
Густо гудят колокола Лавры, кричат галки и вороны, за оградой шумит автомобильная трасса. Я брожу меж старинных могил и тихо пою песнопения панихиды, поминая поименно всех, лежащих здесь.
Есть какая-то трогательная красота у этих старинных надгробий, отчего-то они очень трогают душу.
Может быть, от безыскусных надписей, украшающих надгробия? Может быть, от того, что каменные и металлические надгробия, строенные на века, начинают поддаваться естественным процессам распада материи – века-то прошли?.. Может быть, оттого, что мы с этими людьми связаны одним городом – нашим прекрасным Петербургом? А может быть… Впрочем, много таких причин. Но главное, что влечет меня сюда, – конечно то, что здесь, как нигде в другом месте, осознаешь мимолетность и хрупкость земной жизни.
Я предложу вам несколько фотографий, сделанных мною на кладбище Лавры. Это не «фотоснимки могильных памятников», не фотофиксация моей прогулки по некрополю. Это что-то такое, что в этот раз отозвалось в душе, если хотите, это запечатленное мое переживание, зафиксированные мои чувства. Современная техника дает возможность не просто зафиксировать событие, а расставить акценты именно так как желает фотограф. Как при помощи слов мы можем выражать свои мысли, как при помощи кисти и красок можем выражать свои чувства, так же это можно сделать и при помощи фотографии.
Может быть, то, что отозвалось в моей душе, затронет и вас?
Некоторые снимки могут показаться непонятными: а что я здесь увидел? На этот счет напомню японскую историю о том, как Сэн Рикю (1522–1591), мастер чайной церемонии, учил своего сына убирать садовую тропинку.
Сын тщательно все подмел, до последнего листика и веточки. Но Рикю сказал: «Садовую тропинку нужно убирать не так». Затем он тряхнул дерево, чтобы с него упало несколько листьев.
Никогда человеку, даже самому искусному мастеру составления натюрмортов, не добиться той естественности в красоте, какую предоставляет нам природа.
Начнем наше путешествие с этой фотографии. Пир увядающей и мимоходящей красоты.
Вот так и наша жизнь. Буйствует многоцветьем, лепотствует… Но не будем забывать о вечности. Все пройдет, все закончится и умолкнет. За все, сын человеческий, дашь ответ перед Тем, Кто вывел тебя из небытия к бытию.
Исчезоша яко дым дние мои...
Одно из моих любимейших надгробий. Под ним покоятся двое малюток.
Коротко и ясно: смерть сломала прекрасный цветок.
Любой сезон года окрашивает чувства и мысли посещающего кладбище в свои тона. Весной, когда природа пробуждается, ты ощущаешь здесь прикосновение к тайне Пасхи, к тайне победы Жизни над смертью. Зимой– все замирает, покрытое снегом. Ты словно воочию прикасаешься к тайне ожидания Воскресения из мертвых.
Осенью испытываешь меланхоличные чувства, переживаешь светлую грусть. Все проходит… Увядает природа, прекрасные изящные золотые и багряные листья напоминают о бренности всего земного.
...
Молчаливо смотрит невидящими железными глазами этот человек вот уже 200 лет. Останавливаюсь, стираю пыль с таблички, на которой начертано имя, и отдельно молюсь за него.
Посмотрите, как сильно переданы чувства скорби…
Жизнь жительствует!..
Чаша для святой воды, модный аксессуар, украшающий надгробие, заимствованный из традиции Католической Церкви. От времени чаша раскололась. Смотрю и размышляю: а ведь это очень глубокий символ. В смерти происходит то же самое: тело треснуло, пришло в ветхость, и жизнь вылилась из него…
А для желающих освежить в памяти Молитву Господню– вот такой, каменный, вариант.
Добрый Ангел, скорбящий над еще одной могилой (здесь погребены тела младенца и непосредственно за ним – умершей матери). Но глубоко символично выглядят деревья за спиной Ангела. Одно уже опало и как бы затаилось в ожидании пробуждения к жизни, весеннего воскресения. Другое пока еще живет полнокровной жизнью, хотя уже тронуто желтизной, уже клонится к закату своих дней. Не так ли и мы, люди?..
Никогда человеку не создать такой щемящей красоты, какую сотворила природа, бросив несколько пригоршней каштанов и золотые листья на это надгробие.
Какая потрясающая, осязательная фактура камня! Как искусно использовал ее мастер, изготовивший надгробие, для того чтобы передать определенные мысли и чувства.
Для меня загадка: почему из-под медной тарелочки что-то змеится? И что было закреплено на этой тарелочке? Изображение почившего? Икона? Но почему змея? Или лента?..
Туда, к Небесам, должны быть всегда устремлены очи нашей души.
Этот снимок указывает, как мне кажется, на две грани одной реальности, к которой мы должны относиться с философским спокойствием: на жизнь и на смерть. Полнокровная жизнь и... бренность и тлен.
Надгробие над телом скульптора М. Козловского (1753–1802). Скульптор – В. Демут-Малиновский (1806).
Обратите внимание на барельеф. Над телом почившего скульптора скорбит… бог Аполлон, античный покровитель изящных искусств. В его руке – опущенный факел, символ того, что смерть погасила яркий светильник российского художественного Олимпа.
Мимо этого гусара, героя войны 1812 года, пройти никак невозможно. Он прилег ненадолго. Только отдохнет – и...
Эта малышка прожила 5 лет. Для родителей, родственников, всех нас она навсегда осталась такой, с непослушными локонами. В вечности, конечно, она имеет другой возраст.
Здесь – только тела. Душа в Небесном Отечестве воспарила в мир иной.
Фрагмент надгробия над телом почившего юноши. О, как скорбит вся семья: отец, мать, брат и сестренка.
...
«Утешавшая родителей семь месяцов и три дня...» Разве можно сказать точнее?..
...
Библейский Ангел смерти?..
Здесь – молчаливая красота и покой. За оградой – город, сияющий своими мнимыми, иллюзорными ценностями, живущий скоропреходящими заботами…
Эта прекрасная мозаичная картина украшает надгробие над телом художника А. Куинджи. Сам художник был мастером выразительных и сочных пейзажей. Посмотрите, как искрится светом и цветом эта мозаика. Обратите внимание на маленький храм. Что изображает эта картина? Красоту ли нашего мира? Или чаемую красоту Царства Божьего, которая откроется в будущем?
Для тех, кто хочет познакомиться с предыдущими моими прогулками по старинному кладбищу Александро-Невской лавры, предлагаю:
Memento mori 1
Memento mori 2
Memento mori 3
Часть 4
Есть места, в которые любишь возвращаться вновь и вновь. У меня таких мест в Петербурге много. Одно из них – старинное кладбище Александро-Невской лавры, или, как его называют на античный манер, некрополь.
Густо гудят колокола Лавры, кричат галки и вороны, за оградой шумит автомобильная трасса. Я брожу меж старинных могил и тихо пою песнопения панихиды, поминая поименно всех, лежащих здесь.
Есть какая-то трогательная красота у этих старинных надгробий, отчего-то они очень трогают душу.
Может быть, от безыскусных надписей, украшающих надгробия? Может быть, от того, что каменные и металлические надгробия, строенные на века, начинают поддаваться естественным процессам распада материи – века-то прошли?.. Может быть, оттого, что мы с этими людьми связаны одним городом – нашим прекрасным Петербургом? А может быть… Впрочем, много таких причин. Но главное, что влечет меня сюда, – конечно то, что здесь, как нигде в другом месте, осознаешь мимолетность и хрупкость земной жизни.
Я предложу вам несколько фотографий, сделанных мною на кладбище Лавры. Это не «фотоснимки могильных памятников», не фотофиксация моей прогулки по некрополю. Это что-то такое, что в этот раз отозвалось в душе, если хотите, это запечатленное мое переживание, зафиксированные мои чувства. Современная техника дает возможность не просто зафиксировать событие, а расставить акценты именно так как желает фотограф. Как при помощи слов мы можем выражать свои мысли, как при помощи кисти и красок можем выражать свои чувства, так же это можно сделать и при помощи фотографии.
Может быть, то, что отозвалось в моей душе, затронет и вас?
Некоторые снимки могут показаться непонятными: а что я здесь увидел? На этот счет напомню японскую историю о том, как Сэн Рикю (1522–1591), мастер чайной церемонии, учил своего сына убирать садовую тропинку.
Сын тщательно все подмел, до последнего листика и веточки. Но Рикю сказал: «Садовую тропинку нужно убирать не так». Затем он тряхнул дерево, чтобы с него упало несколько листьев.
Никогда человеку, даже самому искусному мастеру составления натюрмортов, не добиться той естественности в красоте, какую предоставляет нам природа.
Начнем наше путешествие с этой фотографии. Пир увядающей и мимоходящей красоты.
Вот так и наша жизнь. Буйствует многоцветьем, лепотствует… Но не будем забывать о вечности. Все пройдет, все закончится и умолкнет. За все, сын человеческий, дашь ответ перед Тем, Кто вывел тебя из небытия к бытию.
Исчезоша яко дым дние мои...
Одно из моих любимейших надгробий. Под ним покоятся двое малюток.
Коротко и ясно: смерть сломала прекрасный цветок.
Любой сезон года окрашивает чувства и мысли посещающего кладбище в свои тона. Весной, когда природа пробуждается, ты ощущаешь здесь прикосновение к тайне Пасхи, к тайне победы Жизни над смертью. Зимой– все замирает, покрытое снегом. Ты словно воочию прикасаешься к тайне ожидания Воскресения из мертвых.
Осенью испытываешь меланхоличные чувства, переживаешь светлую грусть. Все проходит… Увядает природа, прекрасные изящные золотые и багряные листья напоминают о бренности всего земного.
...
Молчаливо смотрит невидящими железными глазами этот человек вот уже 200 лет. Останавливаюсь, стираю пыль с таблички, на которой начертано имя, и отдельно молюсь за него.
Посмотрите, как сильно переданы чувства скорби…
Жизнь жительствует!..
Чаша для святой воды, модный аксессуар, украшающий надгробие, заимствованный из традиции Католической Церкви. От времени чаша раскололась. Смотрю и размышляю: а ведь это очень глубокий символ. В смерти происходит то же самое: тело треснуло, пришло в ветхость, и жизнь вылилась из него…
А для желающих освежить в памяти Молитву Господню– вот такой, каменный, вариант.
Добрый Ангел, скорбящий над еще одной могилой (здесь погребены тела младенца и непосредственно за ним – умершей матери). Но глубоко символично выглядят деревья за спиной Ангела. Одно уже опало и как бы затаилось в ожидании пробуждения к жизни, весеннего воскресения. Другое пока еще живет полнокровной жизнью, хотя уже тронуто желтизной, уже клонится к закату своих дней. Не так ли и мы, люди?..
Никогда человеку не создать такой щемящей красоты, какую сотворила природа, бросив несколько пригоршней каштанов и золотые листья на это надгробие.
Какая потрясающая, осязательная фактура камня! Как искусно использовал ее мастер, изготовивший надгробие, для того чтобы передать определенные мысли и чувства.
Для меня загадка: почему из-под медной тарелочки что-то змеится? И что было закреплено на этой тарелочке? Изображение почившего? Икона? Но почему змея? Или лента?..
Туда, к Небесам, должны быть всегда устремлены очи нашей души.
Этот снимок указывает, как мне кажется, на две грани одной реальности, к которой мы должны относиться с философским спокойствием: на жизнь и на смерть. Полнокровная жизнь и... бренность и тлен.
Надгробие над телом скульптора М. Козловского (1753–1802). Скульптор – В. Демут-Малиновский (1806).
Обратите внимание на барельеф. Над телом почившего скульптора скорбит… бог Аполлон, античный покровитель изящных искусств. В его руке – опущенный факел, символ того, что смерть погасила яркий светильник российского художественного Олимпа.
Мимо этого гусара, героя войны 1812 года, пройти никак невозможно. Он прилег ненадолго. Только отдохнет – и...
Эта малышка прожила 5 лет. Для родителей, родственников, всех нас она навсегда осталась такой, с непослушными локонами. В вечности, конечно, она имеет другой возраст.
Здесь – только тела. Душа в Небесном Отечестве воспарила в мир иной.
Фрагмент надгробия над телом почившего юноши. О, как скорбит вся семья: отец, мать, брат и сестренка.
...
«Утешавшая родителей семь месяцов и три дня...» Разве можно сказать точнее?..
...
Библейский Ангел смерти?..
Здесь – молчаливая красота и покой. За оградой – город, сияющий своими мнимыми, иллюзорными ценностями, живущий скоропреходящими заботами…
Эта прекрасная мозаичная картина украшает надгробие над телом художника А. Куинджи. Сам художник был мастером выразительных и сочных пейзажей. Посмотрите, как искрится светом и цветом эта мозаика. Обратите внимание на маленький храм. Что изображает эта картина? Красоту ли нашего мира? Или чаемую красоту Царства Божьего, которая откроется в будущем?
Для тех, кто хочет познакомиться с предыдущими моими прогулками по старинному кладбищу Александро-Невской лавры, предлагаю:
Memento mori 1
Memento mori 2
Memento mori 3