Милостыня...

Давать или не давать милостыню? Конечно, давать. Всякому ли? Всегда?
Раннехристианский документ Учение Апостолов (Дидахе) советует: «Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь». То есть, пусть монеты, которые ты сжимаешь в руке, покроются потом; подумай, кому даешь. И святитель Василий Великий об этом же: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой».

Где найти правильное соотношение: надо дать – не надо давать? Не шепчет ли нам в ухо иной раз жадность, а не мудрая осмотрительность?..

Сегодня утром, собираясь на службу, открываю электронную почту. И письмо… Короткое письмо от незнакомой мне читательницы моей странички. Прочитал. Перечитал. И настолько это письмо показалось мне в точку, что решил поделиться с вами.

Здравствуйте, отец К.
Не знаю, назвать то, что произошло со мной чудом, однако это меня заставило задуматься.
Часто с дочкой стараюсь ходить в храм, который находится недалеко от нашего дома, у храма обычно сидят люди, просят милостыню, но рука поднимается подать не всем... Есть там один старичок, такой милый, что я не могу мимо пройти и не вложить в его руку денежку. Сначала это были копеечки, потом стала рука сама брать купюры поболее, помню, что есть несколько людей, для них отдельно отбираю и откладываю милостыню.
Однажды собралась в храм и денежку отложила, каждому по купюре, вот я иду по улице до храма и вижу, что того старичка нет, да и других людей знакомых мне тоже, чтобы милостыню подать. И ТУТ СЛЕВА У САМОГО УХА ТАКОЙ РАДОСТНЫЙ ГОЛОС: «НЕТ НИКОГО, И МИЛОСТЫНЮ НЕ НАДО ПОДАВАТЬ». Так радостно кто-то сказал и так отчетливо, что я аж обернулась... Не могла я сама до такого додуматься, было же желание подать... И тут до меня доходит, кто это мог сказать... Аж дрожь пробрала... С тех пор я стараюсь следить за своими мыслями и помогать всем.
Евгения К.
  • Like
Реакции: 10 человек

Комментарии

Отец Константин. А Вы своего мнения так и не написали. Вы, часто не отвечаете на заданные вопросы (из моего наблюдения).

Так давать всем или не давать? Но, т.к. Вы не ответили, а привели слова Великих старцев, то я скажу словами Евангелия: "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся." Мф.5:42
Господь не сказал, что разберись, выясни кто перед тобой стоит, а потом подай. И еще приведу слова Господа Иисуса Христа, это притча о ближнем. "Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам .... ...
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал:
— Оказавший ему милость.


Тогда Иисус сказал ему:
— Иди, и ты поступай так же
." (Лук.10:25-37)

Даже цыган, если, просит у тебя - ПОДАЙ! Ибо он оказался тебе ближним в данную минуту. Бог спросит за обман (если лженищий), а не за то, что ты подал "не тому"

Вот так!
 
думаю, с крупной суммой надо обязательно разбираться кому даёшь, ну а мелочь...может это и за милостыню Бог не посчитает. Хотя ситуации бывают разные.
 
Часто "отмазываются" тем что, де, пропьют и всё такое, а ведь без алкоголя иногда человек просто может умереть, он не даёт замёрзнуть до смерти в конце концов. Также сигареты, организм бывает настолько привык к ним что смертельно опасно бросать. А психически нездоровый человек совсем не способен бросить курить. Так что иногда можно жертвовать и алкоголем и сигаретами...
 
«Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь». То есть, пусть монеты, которые ты сжимаешь в руке, покроются потом; подумай, кому даешь.

А в чем собственно жертва, если отдал мелочь? Милостыня — это не только деньги.

Что значит узнать и подумать, кому даешь? Это значит, что надо тепло пообщаться с тем, кто просит, помочь добрым советом, как-то попытаться решить его проблемы. Это и называется помочь человеку. Не каждый способен оказать реальную помощь просящему денег, причем такую помощь, чтобы он более не побирался. Кто способен на общение с просящим для душевного участия в его жизни, тот и оказывает настоящую милость. Он и денег даст столько сколько нужно и реально может пожертвовать, а не столько, чтобы лишь формально откупиться.
 
Совсем недавно произошел эпизод:
Случился у моей знакомой инсульт, 3 месяце в коме, в такие моменты готов отдать последнее, чтобы произошло исцеление. Во время обеденного перерыва зашел в храм, поклонился мощам святого Прокопия, и на обратной дороге заметил краем глаза, что у придорожной скамейки несколько молодых цыган, одна тут же почуяв жертву стремительно направилась в мою сторону и настойчиво-требовательно склоняла меня на милостыню, одну фразу запомнил - "дай денег, чтобы купить молоко для сына...".
Не могу сказать что двигало моими действиями, но "деньги в руках не вспотели", я прибавил шаг. Спустя 2 часа сотрудник возмущался, что группа цыган отняла деньги у его сестры, пришлось подключать полицию.
Не знаю, от жадности я ускорил шаг или нет, но было явное ощущение, если бы дал ей пакет молока, то скорее всего, этим пакетом я бы получил бросок в спину.
Миролюбиво отношусь к разным национальностям, но когда представители этого племени выходят на промысел, я закрываюсь в "танке", а потом терзаюсь, вдруг это от Создателя мою жадность проверяли...
Больная тема, как в прочем и многие другие...
Сила веры, как оказалось, никудышная, молитвы не спасли мою знакомую, если не трудно, то помяните в своих молитвах н/п рабу Божию Елену.
 
Последнее редактирование:
В Дидахе кроме:«Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».
Есть еще (Дидахе. 1) «Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял» . Так что ответственность тут обоюдная)
 
Александр!
"...Так что ответственность тут обоюдная)."

Из чего сделали вывод?
 
Если исходить только из второго изречения, то согласен с Вами.
Есть другой вопрос. "Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен" о какой заповеди речь?
 
Насчёт алкоголя. Он вызывает расширение периферических кровеносных сосудов, отсюда кратковременное ощущение жара, но и главное - через эти расширившиеся внешние сосуды организм начинает активно _терять_ тепло. А из-за ощущения жара человек этого не замечает и продолжает оставаться на холоде, думая, что всё в порядке. Когда вскоре наступает вторая фаза действия алкоголя - сосудосуживающая, то, даже если человека завести в тёплое помещение, он уже потерял очень много тепла, а сузившиеся сосуды не могут взять тепло снаружи. Большинство погибших от переохлаждения погибают именно в состоянии подпития. Так что любой алкоголь давать категорически нельзя. Чтобы человеку помочь согреться, можно купить ему стакан чая, завести в блинную и накормить (пища согревает гораздо лучше пива-водки-коньяка), посмотреть, что у него на ногах, и если плохая, промокшая обувь, купить на рынке дешёвые, на иск.меху _непромокаемые_ полусапоги, как для дачи или для леса). В основном, конечно, это касается бездомных, но у нас сейчас и небездомные есть, настолько нуждающиеся, в т.ч.с псих.отклонениями.
Сигареты - так же сужают сосуды (хронически).
Если Вы наблюдаете человека в таком тяжёлом состоянии, то ему обязательно нужно вызвать скорую и подождать до её приезда, проследить, чтобы его забрали (они обязаны), спросить, в какую больницу человека повезут (чтобы врачи видели, что есть контроль за их действиями), записать номер бригады, (оптимально, если у больного есть мобильник - взять номер), если отказываются забирать - потребовать написать отказ (т.к. это две уголовные статьи - неоказание медпомощи и оставление в опасности), но это редко, обычно врачи нормальные, главное - проследить за судьбой пациента уже в больнице и после.
Позаботиться о человеке. Показать и ему, и врачам, что Вы включены в ситуацию, и так просто её не отпустите!
Но не давать алкоголь, это очень опасно для человека!
Кроме вот этой вот опасности для физической жизни, человек, которому подают "бухлом", разве ж он поднимется к новой духовной жизни? Он же уже знает, во что его ценят. Лучше показать ему _человеческие_ отношения, подружиться с ним, поздравить с Рождеством Христовым, подарить что-то праздничное (в Питере мы пару лет пели колядки для бездомных -взрослые мужики заглядывали в ноты и подпевали, а бездомные старушки плакали. Конечно, еду и что-то полезное тоже дарили, но колядки!).
А кроме этого, известно же, как хорошо описано в притче "Пьянство", что именно выпивший человек становится наиболее уязвимым к бесовским внушениям. Так что лучше чайку, чайку :)
 
Последнее редактирование:
Алкоголизм и курение это грехи суицидальные, и помогая алкоголем и сигаретами, это будет выглядеть как помощь подобрать камушек по весу, или чтобы веревочка шею не терла...
 
Вот, если не противоречит правилам сайта - видео о наших первых колядках на местах стоянок соц.автобуса фонда св. Димитрия Солунского. Тогда я поняла то, о чём позже услышала от о. Иоакима (Парра) - это не мы помогаем, это милость Божья быть нам тогда на том месте, чтобы иметь возможность помочь и через это немножко больше научиться любви. Т.е. это они - бездомные и нуждающиеся - нам нужны.
 
Последнее редактирование:
Михаил Хасьминский, православный кризисный психолог, говорит, что это не суицидальное поведение, а деструктивное, потому что всё-таки сильно отличается от решимости раз и навсегда покончить с жизнью. Тихий алкоголик может бояться жить, но хотеть.
Но в общем - безусловно, согласна. От бутылки человек себя и жизнь больше ценить не станет.
 
Последнее редактирование:
Суицидален сам алкоголизм и курение, и наркотики. А поведение людей деструктивно... Открывая пачку/бутылку/ "страждущий" не желает смерти, а укрыться в измененном состоянии от насущных проблем, или вкусить немножечко кайфа. Но методичное убиение клеток организма ускоряет приближение смерти.
Но вот как алкоголик будет воспринимать безалкогольную милость, если его трясет от отравления этанолом, его организм нужно укладывать на промывку, а согласится ли он так лечить похмелье?
Себе могу указать на то, что надо смиряться, а там куда Господь поведет, если не махнул уже рукой.
 
По собственному опыту - ни один не отказался от чая из термоса с блинчиками :) и конечно, все они понимают, что от волонтёров пива не дождёшься, и смиряются :) говорят "спасибо". У алкоголиков - абстинентный синдром, и их колотит именно от него, а не от похмелья, и худшая услуга - это именно дать им выпить. К сожалению, они обычно сами раздобывают.
Всё тёплое - чай, еда - уменьшают проявления синдрома, и им становится легче, да и общение, думаю, отвлекает.
Но не только алкоголики среди бездомных. Однажды я встретила своего знакомого по библиотеке АН, кажется - к.м.н., ему на тот момент лет 75 было, он прожил года три на Гостинке (мне рассказывали), стал известным, сейчас не знаю, жив ли. Помочь ему я не могла. И таких много.
 
Последнее редактирование:
Возвращаясь к теме. Деньги я лично подаю редко и это письмо приму к сведению, потому что деньги мне часто бывает жалко давать. А вот купив на эти же деньги продукты и испекши блинчики, заварив чай, мы иногда (в морозы) с компанией выходим "на промысел":) - подходим к людям, которые кажутся нам такими, которым "не хватает блинчика :)))" и предлагаем. Это не всегда оказываются бездомные, хотя чаще всего. И я хочу поделиться - вы бы видели, как сначала они недоверчиво на нас смотрят, а потом с детской радостью! И трескают за милую душу блинчики и сладкий чай с лимончиком "как дома"! Такой вечер для нас - волонтёров - очень радостный, ну и угощающиеся тоже рады. И никакой задней мысли нет, как бывает с теми, кто просит деньги.
Хорошая цитата насчёт обоюдной ответственности. Видимо, такие небольшие акции "чисты" в обоих отношениях, и это ощущается, пока мы общаемся, ведь если просящий обманывает, и ему на самом деле нужны только деньги, то никакой чай, запасные носки, адрес соц.помощи не будут нужны и лёгкое презрение к предлагающим что-то кроме денег "идеалистам" ещё как ощущается!


Из-за длинных рядов просящих я в 90-е даже перестала ездить в Лавру, настолько это угнетающе действовало.
Не знаю, как всё это трактовать. Моя точка зрения, что деньги - это конечный ресурс в руках одного человека, который можно направить на помощь конкретным нуждающимся (личным знакомым, на дела милосердия или вот опять-таки конкретным людям, сборы в пользу которых идут на сайтах Предание, Милосердие и др.). А то, как это случилось у автора письма - это уже аскетический вариант, тут действительно нужно упражняться давать милостыню всем.
Но может, это неправильная точка зрения? (если кто-то хочет присоединиться к нашей работе с бездомными - пишите мне, работы много :))
 
Последнее редактирование:
Отец Константин. А Вы своего мнения так и не написали. Вы, часто не отвечаете на заданные вопросы (из моего наблюдения).

А жена меня все время критикует, что я все разжевываю, как для глупых; что недооцениваю читателей, которые могут из сказанного сделать самостоятельные выводы.
 
Так на то, мы и стадо, которых надо пасти, и водить к водопою, и хворостиной путь поправить и шерсть остригать.
И ревность матушки понятна, если Вы разжевываете, то как бы и не совсем с ней. А мы, нуждаемся, ибо руками заняты, и мозги на работе задачи решают, а после работы домашние заботы надо поправить, и чуть передохнув правила исполнить, и на прочтение наставлений времени не хватает.
Трудно нам с завязанными глазами из темной комнаты выбираться, вот и идем на голос. Хорошо, когда это голос священника, а не станет его, шоубизнес пожрет...
 
Последнее редактирование:
мне кажется что лучшей помощью и милостыней нуждающимся, будет не акции с чайком и блинчиками. Не вы не подумайте что я против...просто это настолько малозначительно и реально мало помогает людям. Да, волонтёрам конечно приносит радость эта деятельность. Да, людям бедным тоже приятно и радостно.....но. Как хорошо бы было если бы при каждом приходе были:
1. касса взаимопомощи исключительно для прихожан, чтоб тот кто побогаче мог спонсировать тех кто победнее. Что бы нуждающиеся могли от туда взять без процентов денег на жильё или на лечение, и потом понемногу отдавать.
2. организация по узкому профилю помощи бедным, содержащаяся исключительно на пожертвования. В приходе победнее это может быть маленькая столовая. В приходе побольше и побогаче - больница или приют. Что бы там был ответственный человек, который после проверки, финансировал ту или иную помощь.
 
Я надеюсь, Вы включитесь в эту сферу хотя бы знакомством с реальными историями людей и поймёте, что деньги - это самое лёгкое, чем им можно помочь. Конечно, они нужны постоянно, например, один одинокий человек в 2006 году попал в аварию, ,благословлён жить на скиту Оптиной, но прежде, чем туда ехать, должен подлечить позвоночник и раз в несколько месяцев мы собираем по 5 тыс. ему на курс лечения, а живёт он пока у одного замечательного соцработника. Каждый раз деньги собираются со скрипом. А многим людям нужно юридическое сопровождение, кому-то - учебники для дочки, у кого-то -аутизм и нет документов, кто-то привык жить за счёт соцработников и это тоже своя специфика, кто-то ослеп (гражданин Беларуси), лежит в больнице без документов, бездомный, а консульство отказывается его принимать (наш главный организатор (который придумал и блинчики в морозы) добился бесплатного его возвращения в страну и бесплатной операции, после чего он выздоровел, прозрел) - попробуйте :) Я думаю, пробовать - это главное.
 
Последнее редактирование:
О. Констинтин писал о прихожанке-юристе, которая стала давать бесплатные консультации нуждающимся в них. Это блестящий пример. Мы в этом году обрели такого же специалиста - молодую девушку - врача поликлиники, которая, по возможности, ездит и осматривает людей, которых "ведёт" наш фонд.
 
Сверху