Мой Шмеман

Мой Шмеман
13 декабря 2013 года исполнится ровно 30 лет со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана. Сегодня дата еще не круглая, но могу ли я знать, где буду через год?
Поэтому я хочу отдать дань памяти отца Александра сегодня.
Не в первый раз обращаюсь я к этому имени (чтобы не повторяться, просто отошлю
желающих к активной ссылке Шмеман в своем «облаке меток»). Но на этот раз хочу предложить нечто другое. Когда-то я сделала для себя выборки из его «Дневников», этой огромной книги, и назвала их «Мой Шмеман». А сейчас
сделала выборку из выборок. Пройдя из 185 вордовских страниц 60, или избранные записи первых четырех лет, я остановилась, решив, что для возобновления в памяти этой удивительной и даже уникальной книги или для первого знакомства с ней сказанного будет достаточно... Если кто-то сочтет мой отбор тенденциозным (а дневники эти были восприняты, мягко говоря, неоднозначно) или односторонним, то я ведь так и говорю: мой Шмеман...

shmeman_vera-i-cerkov_500.jpg
Источник фото: miloserdie.ru

Пятница, 9 марта 1973
Страшная ошибка современного человека: отождествление жизни с действием, мыслью и т.д. и уже почти полная неспособность жить, то есть ощущать, воспринимать, «жить» жизнь как безостановочный дар. Идти на вокзал под мелким, уже весенним дождем, видеть, ощущать, осознавать передвижение солнечного луча по стене — это не только «тоже» событие, это и есть сама реальность жизни. Не условие для действия и для мысли, не их безразличный фон, а то, в сущности, ради чего … и стоит действовать и мыслить. И это так потому, что только в этом дает нам Себя ощутить и Бог, а не в действии и не в мысли. … То же самое и в общении. Оно не в разговорах, обсуждениях. Чем глубже общение и радость от него, тем меньше зависит оно от слов. Наоборот, тогда почти боишься слов, они нарушат общение, прекратят радость. … Разговаривал ли Христос со Своими Двенадцатью, идя по галилейским дорогам? Разрешал ли «проблемы» и «трудности»? Между тем все христианство есть, в последнем счете, продолжение этого общения, его реальность, радость и действенность. «Добро нам зде быти».

Понедельник, 2 апреля 1973
Смиренное начало весны. Дождливое воскресенье. Тишина, пустота этих маленьких городков. Радость подспудной жизни всего того, что за делами, за активизмом, что сам субстрат жизни. И поздно вечером снова тьма, дождь, огни, освещенные окна… Если не чувствовать этого, что могут значить слова: «Тебе поем. Тебе благословим. Тебе благодарим…»? А это суть религии, и если ее нет, то начинается страшная подмена. Кто выдумал (а мы теперь в этом живем), что религия — это разрешение проблем, это ответы… Это всегда — переход в другое измерение и, следовательно, не разрешение, а снятие проблем. Проблемы — тоже от Диавола. Боже мой, как он набил своей пошлостью и суетой религию, и она сама стала «проблемой религии в современном мире», все слова, не имеющие ни малейшего отношения к субстрату жизни, к голым рядам яблонь под дождливым весенним небом, к страшной реальности души во всем этом.

Четверг, 5 апреля 1973
Во время «пассии», стоя в алтаре, думал: какая огромная часть жизни, с самого детства, прошла в этом воздухе, в этом «состоянии», точно все это один длящийся, вечно тождественный себе момент: алтарь, священник в великопостной ризе, совершающий каждение, тот же радостно-смиренно-горестный напев великопостного «Господи, помилуй». Немножко позже снова то же чувство: пели «Тебе одеющагося», неуверенно, медленно, какая-то почти девочка там усердно управляла. И снова пришло это удивительное: «Увы мне, Свете мой!..» Так вот и останется от жизни в момент смерти: единое видение неизменного алтаря, вечный жест, вечный напев. И, конечно, лучше этого ничего нет: «явление»…

Понедельник, 28 мая 1973
Когда Бог трогает душу — ничего не надо, но ничего и «доказать» нельзя. Два, три раза в жизни, [в корпусе] в марте 1934 или 1935 года (четырнадцать — пятнадцать лет). После службы, на «плацу». В те же, приблизительно, годы в Экуанском лесу, в Лазареву субботу (гулял с о. Шимкевичем). В Великую субботу. … Действительно — свет и радость и мир, но что же к этим словам можно прибавить? Не читать же об этом лекции.

Суббота, 20 октября 1973
…почему мы знаем, что кроме «мира сего» — падшего и во зле лежащего — есть, несомненно есть, иной, чаемый? Прежде всего, через природу, ее «свидетельство», ее раненую красоту. И мне совершенно непонятно и чуждо искушение какого бы то ни было пантеизма. Все свидетельство, вся красота природы — об ином, о Другом.
Богословие изучает Бога, как наука изучает природу. Без «тайны».


Четверг, 21 февраля 1974
Touch base — вот в моей суетной жизни назначение этой тетради. Не столько желание все записать, а своего рода посещение самого себя, «визит», хотя бы и самый короткий. Ты тут? Тут. Ну, слава Богу. И становится легче не раствориться без остатка в суете.

Четверг, 21 марта 1974
Вчера Преждеосвященная в East Meadow. Проповедь. Лекция о Солженицыне. Полная церковь. Причастие из двух чаш. Внутренний подъем от всего этого погружения в саму реальность Церкви. Утром лекция о покаянии, одна из тех, редких, когда получаешь внутреннее удовлетворение. Днем — несколько часов писания «Крещения», тоже с радостью. Наконец, поздно вечером, после лекции, — полчаса у Коблошей с ними и с Губяками. Радостное чувство братства, единства, любви. Почему нужно все это записывать? Чтобы знать, сознавать, сколько все время дает Бог, и греховность нашего уныния, ворчания.

Четверг, 28 марта 1974
Достигать полного и настоящего, а не показного, равнодушия к тому, что о тебе говорят. Раньше я был очень чувствительным к этому: меня угнетало невнимание, несправедливость, вражда — всегда, по моему убеждению, незаслуженная. Но я с радостью убеждаюсь в том, что освобождаюсь от этой чувствительности. Особой заслуги тут нет: тут, как и всюду, привычка. К этому приучает Сам Бог. В эти дни умирает Аркадий Борман, поливавший меня грязью все эти годы. Ни малейшего чувства враждебности. Только жалость ко всей этой «passion inutile».
Один за другим — лучезарные холодные дни. И вот уже завтра: «Радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, заре таинственного дня…». С детства — любимейший день.


Пятница, 5 апреля 1974
Рай, открытый детям, из них сияющий.

Великий понедельник, 8 апреля 1974
Чехов («Письмо»): «…наказующие и без тебя найдутся, а ты бы… милующих поискал!»

Понедельник, 23 сентября 1974
В ужасе перед смертью одно из самых сильных чувств — это жалость покидать этот мир: le doux royaume de la terre (Bernanos), то, что так сильно чувствовал тоже Mauriac. Однако что если le doux royaume de la terre: это открытое, светлое небо, эти залитые солнцем горы и леса, эта безмолвная хвала красок, красоты, света, — что, если все это и есть, в конечном итоге, не что иное, как единственное явление нам того, что за смертью? «Да, но вот того — единственного, неповторимого, серенького денька и в сумерках его вдруг вспыхнувших огней — того, что так мучительно помнит душа, его-то нет, не вернуть…». Но душа потому-то и помнит, что этот «денек» явил ей вечность. Что не его я буду помнить в вечности, а сам он был «прорывом» в нее, неким — наперед — «воспоминанием» о ней, о Боге, о жизни нестареющей…
Все это так или иначе было сказано тысячу раз. Но вот когда входит в душу и становится опытом — откуда? почему? — такой покой, такая радость, такое растворение страха, печали, уныния? И одно желание: пронести это чувство нерасплесканным, не дать ему засохнуть, выдохнуться в суете. Почти (но только почти, увы) начинаешь слышать: «Для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение…». Как же жить? Собирать жизнь для вечности, а это значит — всем жить как вечным. Сеять в тлении, дабы потом восстала она в нетлении. Но можно в жизни собирать и смерть. Жить — «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской» (уже мучение, уже смерть). Покоряться суете (опустошение души, смерть), служить идолам (тупик, смерть).

Воскресенье, 29 сентября 1974
Вчера и сегодня — в церкви. Какая радость, когда люди на исповеди заявляют, что счастливы.


Четверг, 24 октября 1974
Только что длинный разговор с К.Т. Удивительно, как, только стараясь помочь другому, сам начинаешь «понимать»! Человек хочет быть любимым — и потому страдает. А разрешение в том, чтобы полюбить. Это божественное решение: так все «проблемы» решает Бог: любя, а не ища ответной любви.

Пятница, 8 ноября 1974
Если мерить жизнь решающими «личными» встречами, то получится, пожалуй, так: ген[ерал] Римский-Корсаков, о. Савва (Шимкевич, «поручик»), В.В. Вейдле, о. Киприан. Каждый из них что-то действительно «вложил» в мое сознание, тогда как другие только так или иначе влияли на него. И это так потому, наверное, что каждый из этих четырех не только что-то «давал», но и брал от меня — то есть любил меня, и я, следовательно, был ему нужен. Каждый раз здесь был своего рода «роман», а не только умственное общение. И этого «романа» совсем не было с другими, может быть, гораздо более замечательными, людьми: Карташовым, Булгаковым, Зеньковским. Насколько же, по-видимому, личная встреча и взаимность и личная любовь важнее в жизни, чем «умственное» влияние. А вместе с тем точно описать и определить, что эти четыре мне дали, — невозможно, «влияние» же других вполне для меня очевидно.
Осень. Все больше неба, все больше этого удивительного, отрешенного света.

Понедельник, 18 ноября 1974
...смысл христианства в том, чтобы быть правым и уступить и в этом дать засиять победе: Христос на кресте — и «воистину Человек сей Сын Божий…». В четверг вечером, накануне Рождественского поста, говорим, вернее — пытаемся говорить все это студентам. Почему пришествие в мир Бога в образе «Отроча Млада» — не только «кеносис», но и самое адекватное Богоявление. Поэтому-то в нем так очевидна, так божественна — ненужность силы, славы, правоты, прав, самоутверждения, авторитета, власти, всего того, что нужно только там, где нет истины и что, поэтому, не нужно Богу. Навсегда поразившие, убедившие меня слова Клоделя: «…и я понял вечную детскость Бога…».

Понедельник, 16 декабря 1974
Дриллок волнуется о намерении антиохийцев открыть собственную семинарию. И все это звонит мне, а меня все это очень мало интересует. Но как нести сквозь всю эту суету нерасплесканным мир душевный, тайную радость, глубокий взор?

Четверг, 19 декабря 1974
Корпусной праздник. Воспоминание о детском опыте праздника, «квинтэссенции» праздничности. Так ясно, что все дано, все предопределено в детстве. Как я благодарен Богу за эту, в сущности, странную — безбытную и по-своему на какие-то куски разорванную жизнь (корпус и Подворье, лицей и эмиграция, Кламар и Америка и т.д.), теперь осознаваемую в своем глубоком единстве. «Но веял над нею какой-то томительный свет, какое-то легкое пламя, которому имени нет…».

Понедельник, 10 февраля 1975
Вчера, в воскресенье, — служба и лекции в Sea Cliff, потом завтрак у Кишковских, чай у А.А. Боголепова. И все это на фоне глубокой неподвижной радости воскресного дня, падающего снежка, заснеженных садов. А когда ехал обратно: огромный морозный закат вдали над нью-йоркскими небоскребами.
Как блаженна жизнь и как «всуе мятутся земнородные».

Суббота, 1 марта 1975
В Питсбурге утром — снег, а потом синее небо, солнце. На аэродроме около четырех часов, оставшись один, переживаю — как всегда, внезапно — эту, уже знакомую мне минуту блаженства, непонятной, но полной и блаженной радости. Лучи солнца из огромных окон, музыка под сурдинку, льющаяся отовсюду и ниоткуда, и вдруг — это полное единство со всем, что тебя окружает, точно все предметы как-то мягчают, оборачиваются к тебе дружбой, близостью. Это мгновение — вне времени, но в нем сосредоточивается, собирается вся жизнь. Все тут, хотя и неназванное, но объективированное, все — от самого детства. Прикосновение к душе вечности — когда не нужно «вспоминать», ибо нет пропасти между собою вспоминающим — и вспоминаемым, то есть самой жизнью.
Вечером — у всенощной в семинарии. Поспел прямо к «На реках Вавилонских» и «Покаяния отверзи ми двери…». И снова — вторично — тот же «укол» полноты и блаженства. Однако — оно ведь все время, всегда тут, рядом, вокруг. И вот как редко и мимолетно, как вместе с тем даром — вдруг изливается в душу.

Среда, 5 марта 1975
Уже который день — все то же солнце, все та же удивительная, ликующая синева неба! И в тишине залитого солнцем дома со страхом и трепетом пишу свою «Иерархию ценностей». Утренние евангелия этих предпостных дней: о страстях Христовых. Всегда этот цикл, всегда все приходит к этому концу, без которого невозможно никакое начало.
Вечный вопрос: как действительно провести черту между удовольствием от «успеха» (гордыня) и радостью, что что-то, что ощущалось важным и истинным, доходит («для Бога», «не нам, не нам…»). Страшная недостижимость подлинного смирения. Вечное, немедленное, моментальное выскакивание маленького «я», о котором сразу же узнаешь его ничтожность и пошлость. Боязнь всего того, чем Бог это самодовольство «врачует».


Пятница, 11 апреля 1975
Вчера Сереже — тридцать лет! Как незаметно для меня наступила моя старость. В лучшие минуты ее это, по слову Ходасевича: «и невозбранно небом дышит почти свободная душа».

Великая пятница, 2 мая 1975
Великий четверг в его двойном воплощении — «красная» Литургия утром, двенадцать Евангелий вечером. Снова и снова, каждый год, воплощение того же дня, абсолютно надвременного в своей сущности. Величайшая, глубочайшая правда традиции — эта возможность, данная нам, погружаться опять в неизменное. И, кроме этого погружения, смиренного, благодарного и радостного, от нас ничего не требуется.


Суббота, 26 июля 1975
«Северный день»: ослепительно ясный, ветреный, весь — изнутри — праздничный. Один из тех дней, когда от этой красоты, от этого солнца, света, блеска делается почти больно: «о чем это?» и «как этим пользоваться?»

Преображение, 19 августа 1975
Преображение. Ясно и холодно. Чудная служба. До Литургии много исповедников. И такое ясное чувство: что все — и грехи, и сомнения наши — от измены внутри себя свету и радости, тому, что составляет всю суть этого удивительного праздника. «Земля вострепета…». Чувствовать этот «трепет» во всем: в словах, в вещах, в природе, в себе — вот и вся христианская жизнь, или, вернее, сама жизнь, христианством дарованная и даруемая.

Успение, 28 августа 1975
Ясность и красота этих — здесь уже первых осенних — дней, ярко-красных кленов. Очевидная для меня «одушевленность» природы, только совсем не «пантеистическая», а вся целиком состоящая в откровении именно Лица, Личности. И это так потому как раз, что природы нет «самой по себе». Она «становится» каждый раз, когда из-за нее, в ней, благодаря ей происходит встреча личности с Лицом, совершается «эпифания».


Пятница, 26 сентября 1975
Утром архиерейская Литургия, чинная, строгая, вся несущая на себе отпечаток арх. Павла. Все «тайные молитвы» читает вслух, во всем смысл, продуманность. Чудная служба. …
Потом финская баня с Владыкой и Кириллом. Когда мы втроем сидели голые и парились, я подумал: вот бы снять эту фотографию и послать кому-нибудь. То-то был бы фурор… Удивительно, как такой человек, как арх. Павел, который весь светел, весь светится миром и святостью, продолжает так же светиться и голым. То, что грубо, смешно, неприлично в «плотяном» человеке, в «духовном» — преображено! Я был потрясен этим настоящим для себя откровением…

Воскресенье, 28 сентября 1975
Литургия в соборе — и опять то же впечатление большой литургической культуры и подлинности, исходящих, очевидно, от арх. Павла. Пение прекрасное — выдержанное, цельное от начала до конца, без «номеров». Без всякого преувеличения: лучшая архиерейская служба, на которой мне довелось быть. В какой-то момент службы — прорыв вечности, наслаждения «странствием владычным». Белый владыка, возносящий молитву, десять иереев, а за алтарем — золотые, осенние березы, остановка времени, прикосновение к высшему, вечному, над чем время безвластно.


Вторник, 4 ноября 1975
Длинный, длинный день в семинарии. Но вечером — лекция о чеховском «Архиерее», как какое-то внутреннее освобождение и очищение: поразительная музыка этого рассказа, которую я и пытался дать почувствовать; эти темы — матери и детства, Страстной — на фоне Сисоев и Демьянов-Змеевидцев, все это такое высокое, такое чистое искусство, и в нем больше какой-то внутренней сущности христианства и Православия, чем в богословских триумфалистских определениях. Тайна христианства: красота поражения, освобождение от успеха. «Скрыл сие от премудрых…». Все в этом рассказе — поражение, и весь он светится необъяснимой, таинственной победой: «Ныне прославился Сын Человеческий…».

Среда, 10 декабря 1975
По возвращении из Kennedy Airport, куда я провожал маму. Эти пять недель с ней были трудными, а вот — в свете расставанья — остается только и именно свет, а также острая жалость к старости, одиночеству, беспомощности. <…> И становится стыдно, что раздражался, что она «мешала» нашей жизни и т.д. Остается только то, что она дала нам «детство без печали». И что — по сравнению с этим медленным нисхождением в смерть — вся суета, окружающая нас и к этому торжественнейшему из всех возрастов жизни равнодушная? До сих пор — пятьдесят четыре года! — я неизменно жил в мире, в котором у меня была мать. А сегодня утром, когда она уходила от меня в коридорчик, ведущий к аэроплану, я так остро почувствовал, что скоро-скоро будет мир без мамы и что с этого момента начнется и мое собственное «нисхождение».

Среда, 14 января 1976
Кончил вчера биографию Жусса. Читая о его смерти (умирал три года в мучениях), о его нечеловеческих усилиях служить мессу, об этой верности, смирении, послушании — прослезился. Всегда чувствую, что тут — самая важная и потому самая трудная тайна христианства: спасительность страдания. Не «искупительность», а именно «спасительность». Единственное, чего «природный» человек хочет на глубине, — это не страдать. Единственное, что христианство ему предлагает, — это страдание. Почему? Потому что в духовной победе над ним, в духовном «претворении» страданья — совершается духовный рост человека, вхожденье его в другое измерение.

Среда, 18 февраля 1976
Странная, таинственная вещь — работа мысли, точно прислушивание в себе к кому-то, чему-то другому, узнавание, а потом — попытка это сказать, выразить адекватно. Но всегда ощущение какой-то подспудной работы, совершающейся помимо меня. То, что говоришь, — не от себя, от себя лишь то, как говоришь. И все творчество, в конце концов, только в том, чтобы как соответствовало что. Таково сотрудничество человека с Богом, тайна человеческой свободы.

Понедельник, 8 марта 1976
Великий Пост. И, как всегда в эти дни, — в памяти длинная, в самое детство уходящая гряда «прощеных воскресений».

Пятница, 12 марта 1976
Вчера закончили Великий канон, литургическую «массивность» первых дней Поста, и он вступил в то, что — внутри себя — я называю его «легкостью» и в чем вижу и чувствую его главное и содержание, и цель. Сегодня утром — вот именно такая «облегченная» утреня, вся как бы в полутонах, вся светящаяся и звучащая «светлой печалью».

Понедельник, 12 апреля 1976
…Скрипт, вчера, о Фоме Неверном, о «блаженни не видевшие и уверовавшие». Вера в воскресение Христа начинается с веры во Христа, а не наоборот. Те, кто не верили в Него, не поверили, не узнали воскресшего. Воскресение Христа не чудо. В него невозможно поверить, если не сказать: «Никогда не говорил человек так, как Этот Человек», если не принять Христа. Принять же Христа — это знать, что Он воскрес. Мы верим во Христа, мы знаем, что Он воскрес.

Лазарева суббота. 17 апреля 1976
Чудная служба и вчера, и, особенно, сегодня — в этот любимейший из любимейших праздников. Полная церковь. Детский крестный ход. Жаркое, совсем летнее солнце. <...> У всех то же «высокое» настроение, и как радостно чувствовать, как все мы тут — без слов и дебатов — единодушны: тут сердце, тут центр всего, оправдание, жизнь всей «церковной деятельности».

Великая Среда. 21 апреля 1976
Только что вернулся с последней Преждеосвященной. Не служил, стоял в храме и думал: вот, дал Бог жить в литургическом раю. Залитая солнцем церковь. Чудный хор. Чудная служба. Все то, без чего все объяснения Православия невозможны, неубедительны и беспредметны, ибо явление, «эпифания» его — только тут… А вечером — утреня Великого Четверга, «Странствия владычна…».

Суббота, 12 июня 1976
После двух чудовищно душных и мокрых дней — рай земной! Прохладно, солнечно, легко, светозарно… Утром — один в церкви, готовя ее к Троице, переоблачая престол, жертвенник из белого, пасхального — в зеленое, «пятидесятнее»… Всегда люблю это время в пустой церкви, это «приуготовление»…

Понедельник, 27 сентября 1976
На исповеди вчера Н.Н. говорит, что сделала аборт. Как обухом по голове! Чувство такое, что вдруг — сквозь болтовню о религии, о Церкви, сквозь все это поверхностное возбуждение — наталкиваешься на царство диавола, на всю его силу. И только тут ощущаешь всю меру нашего бессилия, нашей теплохладности.

Понедельник, 11 октября 1976
Мучительный разговор в субботу с Н.Н. о совершенном ею аборте. Что говорить? Ужас от непоправимости случившегося. Прикосновение к бездонной печали греха.
Чудная служба вчера. После обеда ездили к Ане — в апофеозе солнечного света и яркой осенней листвы.


Вторник, 12 октября 1976
Начало «ложной религии» — неумение радоваться, вернее — отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней — правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости — они легко становятся «демоническими», извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это «прелесть». Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у «религиозных» людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе…». Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает.

Комментарии

Благодарю Вас, Людмила Александровна. Последнее время жила с одним вопросом в душе(никак не могла ответить для себя на него): неужели только скорбями спасается человек?, а как же радость, ведь в Евангелии столько раз повторяется слово: "Радуйтесь", и вот в последней записи А. Шмемана такой долгожданный ответ(именно для меня,так как вот уже месяц размышляю на эту тему): Радость о Господе спасает! Так что теперь Ваш Шмеман будет немножечко и моим): Спаси Вас Господи!
 
Спасибо, Людмила Александровна! Вдохновляющее воспоминание из дорогой сердцу книги...
 
Большое Вам спасибо.После прочтения на душе ощущение омытости, хрустальности какой-то.Дневники о.Александра написаны прозой, а впечатление такое, будто прочла хорощие стихи.
 
Спасибо, дорогие! Я рада, что отец Александр так по-хорошему "зацепил" и Ваши души. А прочитав комментарий Натальи-88, вспомнила слова старца Порфирия Кавсокаливита (Капли Любви Божией...): Чтобы стать христианином, нужно стать поэтом. И еще решила повторить здесь сказанное мною в другой записи: "Когда вышли «Дневники» отца Александра, несколько месяцев моей внутренней жизни были отданы этой объемистой книге. Найдя, уже позже, электронный ее вариант, я сделала для себя своего рода «дайджест» под названием «Мой Шмеман», оставив за скобками преходящую «злобу дня» и выбрав то, что наиболее созвучно моей душе. И что более всего ее трогает какой-то застенчивой нежностью, неожиданной для человека с таким твердым, мужественным лицом... И голосом – мужественным, пронизанным внутренней силой, но спокойным, без аффектации и «сценических эффектов».
 
Шмеман - откровенный еретик. Привели тут цитаты из его дневничка, а что ж не все то? Уж если открывать и показывать, то все "добро".
 
Вторник, 13 янв.1976г. ("все больше и больше не люблю Византии, Древней Руси, Афона, то есть всего того, что для всех - синоним Православия. Я бы умер со скуки на "конгрессе византинистов". Только самому себе я могу признаться в том, что мой интерес к Православию обратно пропорционален тому, что интересует - и так страстно! - православных"
Византия (в лучшем своем периоде), Афон дали немало славных святых, Древняя Русь цвела святыми подвижниками, но что-то так претит Шмеману. Ах, вспомнила, наверное, монашество, у него ж на него такая нездоровая аллергия, что и комментировать не хочется! Впрочем, и более поздним святым отцам от Шмемана доставалось. Все ж вокруг дураки и невежды, фанатики, зато он один шибко умный, ну еще аббат Жусс и ему подобные, которые не раздражают "православия" Шмемана.)

Пятница, 13 фев.1976г. (Как это интересно Шмеман якобы "любит Православие" и не любит Православной Церкви? "Я не люблю, не могу любить Православной Церкви",- говорит он в своей записи.
Известное выражение - "кому Церковь не мать, тому Бог не Отец", уж не потому ли ему любится "православие", что это сугубо его "православие", придуманное им и согласующееся с его философией и мировоззрением, а Православная Церковь "не любится" потому что там православие (истинное) основывается на непреложном учении, и эти истины не согласуются с его мозгословием, не по нутру, СВОЕГО хочется.
Удивляет, что такое говорит священник, пусть и формально, раз не по духу (хотя видимо этим все и объясняется) принадлежащий к той самой Православной Церкви, которая освящена Духом Святым и призвана рождать чад для Господа в жизнь вечную. И несмотря на все проблемы, в ней присутствующие, почти кощунственно говорить "я не люблю, не могу любить Православной Церкви", это значит признавать этот богочеловеческий организм не достойным любви, как безблагодатный, а ведь еще апостол сказал, что глава Церкви - Христос, значит он и Христа не любит. Возможно придуманный им самим образ Христа (или лжехриста) и был им любим)

И много таких штучек. Не охото расстилать "простыни". Я уж не говорю о всяких "богословских" закидонах, в разрез идущих с учением Церкви, с догматами (даже уже не канонами), постановлениями Соборов, словами святых (а не сомнительных мозгословов) отцов.
 
Большое спасибо автору записи.... храни Господь!
...
Как дополнение замечу, что "Дневники" ценны тем, что многие темы о проблемах Православия и общества, для России ранее не существенные, Шмеман рассматривает как уже актуальные в США и мире. И ищет пути их разрешения. Например, гей-вакханалия в США началась в 1980 году (от Шмемана и узнал). Теперь, сами видим, и к нам пришло.
...
А что до ругани в адрес Шмемана... сохраним благодушие... Голос охранительного невежества крайне полезен. Он является балластом, грузом вроде и бесполезным - который, однако ж, придает кораблю более высокие мореходные качества.
 
Очень благодарна Вам, Александр Станиславович, за блестящую реплику по поводу "ругани" в адрес о. Александра Шмемана. "Снимаю шляпу":).
 
Сверху