Музей истории религии: 1

Эта запись является частью серии записей Музей истории религии
Музей истории религии
Прогулка по залам музея: редкие иконы

Бывший музей религии и атеизма, некогда оккупировавший Казанский кафедральный собор, последние 15 лет имеет новое здание, на ул. Почтамтской. Бродя по просторным залам музея, не могу преодолеть двойственное чувство. Сняв вывеску «Музей атеизма», по сути, музей таковым и остался. Тенденциозно подобранные экспонаты, в которых чувствуется не уважение к миру веры, а ирония, насмешка, безграмотные этикетки, халтурный подбор экспонатов... Ниже всякой критики христианский отдел, собранный из награбленных в храмах и частных собраниях коллекционеров церковных артефактов.
Побродил по залам музея и я и сделал фотографии экспонатов, интересных для нас.

1.JPG
Икона святых Космы и Дамиана, изображенных в виде известных просветителей 19-го века А. Пушкина и В. Даля.

2.JPG
Удивительной резьбы складень-иконостас, выполненный беззвестным иереем Петром в 1702 году.

3.JPG
Резьба очень тонкая и изящная (фрагмент складня).

4.JPG
Икона «Сотворение мира». Конец 19-го – начало 20-го века.
Икона эта изображает все этапы библейского рассказа о Сотворении мира и жизни первых людей.

5.JPG
Фрагмент иконы: сотворение живых существ.

6.JPG
Убийство Каином Авеля и оплакивание убитого сына Адамом и Евой.

7.JPG
Низвержение сатаны с неба в бездну.

8.JPG
Господь почил от дел Своих после Сотворения мира.

9.JPG
Редкая «икона» святого Христофора. Отличавшийся зверообразным видом (как сказано в житии), в народном благочестии св. Христофор иногда изображался вот в таком виде. Иконы эти, конечно, церковной властью были запрещены.

10.JPG
Рай и изгнание согрешивших прародителей из Рая. Редкий рисунок-лубок 18-го века.

11.JPG
Икона «Чудный улов», написанная... на рыбьей кости. Палестина. 19-й век.
В основе сюжета лежит Евангельский рассказ о том, как ловившие всю ночь Апостолы ничего не поймали. Тут появился Спаситель, Который приказал им забросить сети. Сети оказались полны рыб, всего их оказалось 153.
Это чудо имеет то значение, что Апостолы пойдут по всему лицу земли с проповедью, чтобы привести ко Христу все народы: в то время считалось, что на земле существует 153 народа.

На этой же иконе – другой мотив: Христос дает возможность прийти к Нему по воде Апостолу Петру.
Перейти к следующей записи Музей истории религии: 2

Комментарии

"в которых чувствуется не уважение к миру веры, а ирония, насмешка"
Ох... Значит, это дух всего музея... Наверное, не случайно мне туда ходить совсем не хочется... :(

Дело в том, что в этом музее с советских времён работает моя тётя. И то настроение, которое Вы почувствовали в экспозиции, очень свойственно лично ей. К сожалению, это камень преткновения между нашими семьями. На всех семейных праздниках нашей верующей ветке приходится очень трудно в общении с ней. Как лицо, занимающее одну из высоких должностей в этом музее, тётя чувствует себя полным знатоком в вопросах веры. Её принимают во многих монастырях и даже в Европе, с ней здоровается за руку сам Патриарх. Поэтому тётя считает, что ориентируется в церковных вопросах лучше нас - тех, кто ходит в церковь и уважает священноначалие. Увы, тётя нашего уважения не разделяет и очень часто при встрече излагает свой взгляд на Церковь - ироничный, циничный и нетерпимый... Это так грустно всегда. :(

Иной раз вспоминаю о том, где работает моя тётя, и появляется мысль посетить музей, посмотреть, чем она там занимается, какие экспозиции готовит (ведь это же так интересно!). Но всякий раз что-то останавливает - какое-то внутреннее сопротивление...
 
Да, не всегда большие познания в области христианской религии делают человека религиозным...Или даже просто лояльным к православной вере.
 
Алёнушка написал(а):
Да, не всегда большие познания в области христианской религии делают человека религиозным....

Аленушка, а почему Вы полагаете, что эти люди имеют большие познания в области... Если человек 20 или 50 атеистических советских (где правда смешана с ложью) книжек прочитал, то нельзя говорить не только о больших познаниях, но и вообще о компетенции... Я встречался в разных дискуссиях с людьми, имеющими самые высокие степени по истории религий и научному атеизму. Даже краткий разговор показывает, что люди эти не ориентируются в богословии и истории христианства. Это мыльные пузыри, надутые советской системой.

Вот Виктория, чуть выше, написала про свою тетю. Я бы предложил этой тете встретиться со мной и поговорить на тему религии. Хоть бы за чашкой чая. При свидетелях. Если она готова отстаивать свои убеждения, а не просто в них верить. И, уверен, окажется, что это колосс на глиняных ногах.
Виктория. Не бойтесь поспорить с тетей на религиозные темы, прощупать меру ее знаний, и Вы убедитесь в этом и сами.
А то, что тетю принимают в монастырях и с ней за руку здоровается Патриарх, ничего не значит. Ее принимают как представителя музея, как официально уполномоченное лицо. Патриарх и с буддистскими лидерами, и с коммунистами здоровается за руку. Но, уверяю, никто всерьез этих "ученых" не принимает.
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
Виктория. Не бойтесь поспорить с тетей на религиозные темы, прощупать меру ее знаний, и Вы убедитесь в этом и сами.

О! В том, что тётя недостаточно знакома с основами христианства и со многими церковными вопросами, я даже не сомневаюсь! Большая часть её реплик - это цитирование жёлтой прессы. Как-то раз в её присутствии я стала пересказывать брату историю из Ваших дневников, и она тут же перебила меня заявлением, что настоящий священник не может писать никаких дневников. Что его дело - это служить. А писать он не имеет никакого права. Это было бы очень даже смешно слушать, если бы произносилось не при атеистично настроенном брате, для которого такая реплика всезнающей тёти подорвала авторитет к моим словам... К сожалению, спорить с ней в такие моменты бессмысленно: она переходит на крик, перебивает, говорит очень резко и безапелляционно. А если начать проталкивать какую-нибудь весьма убедительную мысль, противоречущую её суждениям, она даже может вскочить и уйти... В тот раз я успела только сказать ей, что она ошибается... Позже уже (когда через год прослушала радиопередачу о Вашей книге "Дневник Петербургского священника") подумала, что можно было "крыть" дневниками Иоанна Кронштадского, прот. Александра Шмемана (уверена, что она их никогда не читала)... Но, понимаете, это такое воинствующее незнание, что даже самые сильные аргументы в споре не имеют силы. Они попросту игнорируются, заминаются, тема резко переводится... Конечно, колосс на глиняных ногах! Но, к сожалению, он еще и без ушей... :( А то, что к ней с таким уважением относится высокое священноначалие, что у неё такое высокое положение в музее, даёт ей повод считать себя абсолютно правой во всём, знающей церковь изнутри. Вот и получается, что спорить смысла нет. Наверное, и Вам, батюшка, приходилось встречать таких людей... Жалко их очень. Я могу только молиться за мою тётю, чтобы Бог её образумил.
 
Про изображение св. Христофора с собачьей головой прочитала интересное объяснение: копты (египетские христиане) хотели сохранить в своей новой христианской религии образ бога Анубиса. В самом деле, есть у них что-то общее.
 
Иванова Екатерина Юрьевна написал(а):
Про изображение св. Христофора с собачьей головой прочитала интересное объяснение: копты (египетские христиане) хотели сохранить в своей новой христианской религии образ бога Анубиса. В самом деле, есть у них что-то общее.

Нет, дорогая Е.Ю. К Египту эта легенда не имеет отношения, это византийская легенда. Об этом можно посмотреть в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%FF%F2%EE%E9_%D5%F0%E8%F1%F2%EE%F4%EE%F0

Другая икона св. Христофора, уже с лошадиной головой, из собрания церковно-археологического музея СПб Духовной Академии: http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=4280

 
Я помню, как в школе нас водили в Казанский и Исаакиевский соборы, но не для чего-нибудь иного, а для того именно, чтобы доказать, что вся религия - ложь. Почему-то главным доказательством в этом деле служил огромный маятник Фуко. Каким именно образом он это доказывал - я не помню: это было очень, очень давно:))
 
Людмила Никеева написал(а):
, а для того именно, чтобы доказать, что вся религия - ложь. Почему-то главным доказательством в этом деле служил огромный маятник Фуко. Каким именно образом он это доказывал - я не помню: это было очень, очень давно:))
Дело в том, что этот опыт демонстрирует вращение Земли. Плоскость качания маятника сохраняется неизменной, и за несколько минут поверхнось пола немного смещается относительно этой плоскости. Обычно немного в стороне от начальной точки качания ставился спичечный коробок, который через некоторое время сбивался маятником. (Почему это должно было доказать ложность учения Церкви -непонятно!)
 
Спасибо, Татьяна Анатольевна, Вы очень толково объяснили про маятник Фуко, и, конечно, он скорее всего ничего не доказывал, просто это у меня в голове создалась такая устойчивая ассоциация маятника Фуко с Антирелигиозным музеем:). Не убираю свой предыдущий комментарий только для того, чтобы сохранить Ваше четкое объяснение. Спасибо!
 
Ну да, конечно, вспомнила! Благодаря Вам, дорогая Татьяна Анатольевна, сразу вспомнилось знаменитое "А все-таки она вертится!" Галилео Галилея, инквизиция и т.д.
 
впервые увидела икону "Сотворение мира " хотелось бы ,если это возможно поподробней познакомиться с фрагментами и описаниями ,а также узнать ,является ли эта икона канонической или нет и почему .Спасибо
 
Сверху