Недооцененный Иосиф...

Эта запись является частью серии записей 50 заметок о Святой Земле
50 заметок о Святой Земле
20: Недооцененный Иосиф...

Иосиф Обручник… Личность, которой в Православной Церкви не уделяется, чего греха таить, достойного внимания. А ведь именно он воспитывал как отец Иисуса. Только на миг представьте, что они, вместе с Пресвятой Богородицей, привили Иисусу все те человеческие качества, которым учат сына родители. А в каком-то смысле его влияние на Иисуса было дальше большим, чем влияние Матери, как это всегда бывает между отцом и сыном…

Давайте коснемся этой грани: каким бы мы увидели Иисуса, если бы оказались на берегах Галилейского озера в 29 году 1-го века.

Мы бы увидели крепкого, высокого тридцатилетнего мужчину в полном расцвете жизненных сил.
На нем надета длинная тонкая шерстяная рубашка, схваченная кожаным поясом, в котором хранятся деньги. Поверх рубашки – свободная одежда, похожая на халат. К краям верхней одежды пришиты голубые кисточки – «канафы», которые говорят о благочестии человека. (Когда некая кровоточивая женщина прикоснется к краю ризы Христовой, она прикоснется именно к этим кистям, названным в славянском переводе воскрилиями.)
На плечи Иисуса наброшен плащ. На ногах у Него – простые кожаные сандалии: подошва привязана к ноге кожаными шнурками; вокруг головы обернута длинная полоска шерстяной ткани – тюрбан. Иисус много ходит, и поэтому с Ним всегда посох, облегчающий путешествие и служащий защитой на случай нападения диких зверей или диких людей.

Иисус был галилеянином. Население Галилеи трудолюбиво и весело. Галилеяне вспыльчивы, но всегда искренни. Эти люди обладают горячей религиозностью. Вместе с тем, они религиозно терпимы – Галилея соседствует с Самарией и языческими областями.

Иисус говорит лаконично и ярко. Когда современные специалисты перевели дошедшие до нас на греческом языке речения Иисуса на Его родной, арамейский, язык, они, к своему изумлению, увидели, что Он говорил почти стихами:

Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить,
ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных:
они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы;
и Отец ваш Небесный питает их.
Вы не гораздо ли лучше их?

…И об одежде что заботитесь?
Посмотрите на полевые лилии,
как они растут: ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам,
что и Соломон во всей славе своей
не одевался так, как всякая из них (Мф. 6: 25-29).

Русский перевод не может показать нам всей красоты того, как это прозвучало тогда, две тысячи лет назад…
Меткие сравнения, богатый образами язык.

Иисус – вдумчивый, внимательный человек. Он размышляет о тайнах природы, о скрытых процессах которые происходят, например, с зерном, брошенным в землю, с ветром, приходящим с края земли. Он обращает внимание на то, мимо чего проходят другие. В каждом Его слове, каждом жесте – большая любовь к миру, в котором живет Иисус, к людям, которые Его окружают:
Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк. 4: 26-28).
И сразу перед мысленным взором встает образ труженика, иудейского крестьянина, доверяющего Богу, установившему незыблемые законы природы. Эти законы действуют вне зависимости от нас. Спим мы или бодрствуем, Божий мир живет своею жизнью, процессы запущенного Божьей рукой великого механизма нашего мироздания происходят без сбоев…

О чем бы Иисус ни говорил, Он предпочитает язык конкретных представлений и образов общим или отвлеченным суждениям. Так, вместо того чтобы сказать: «Милостыню не подают напоказ», Он говорит: Когда творишь милостыню, не труби перед собою (Мф. 6, 2). Желая сказать, что человеческие отношения гораздо важнее религиозных обрядов, Он прибегает к образу: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5: 23-24).

Речь Христа полна мягкого юмора, гипербол, сравнений. Он говорит так, что от Него невозможно отвести глаз, невозможно перестать слушать…
Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Лк. 13: 20-21). Слушатели улыбаются, зачем женщина замесила сразу пятьдесят килограммов теста?
Или это: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3)
А вот это: Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13). Соль в жарком восточном климате – это не просто вкусовая добавка, это и консервант. Ее вкладывали в продукты, чтобы они не прокисали и не протухали. И когда Спаситель говорит, что ученики – это соль нашего мира, он имеет в виду, что христиане показывают этому миру пример чистой и праведной жизни, предохраняют мир от нравственной порчи и гибели. Все это –образы, совершенно понятные для слушателей Христовых. Обратите внимание на нюанс, который потерян в нашем переводе, но содержится в оригинале, – Христос не сказал: Если же соль потеряет силу, Он выразился так: «Если соль станет глупой (или сойдет с ума), чем ее осолить?»

Множество метких зарисовок, подмеченных жестов, таких привычных… Вы свет миру, – говорит Христос ученикам. И дальше – совершенно очевидная мысль: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. В то время дом состоял из одной комнаты, и с наступлением сумерек зажигали светильник и помещали его в подсвечник, подвешенный к потолку. Когда хотели погасить лампаду, ее просто накрывали горшком. Это так понятно и так привычно слушателям. Вот и вы, говорит Христос, Богом зажжены. Не гасите свет, который Бог в вас зажег, не накрывайте его сосудом. Светите перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14сл.).

Рисуя отношения человека с Богом, Спаситель говорит о том, что мы дети Божии, и Господь относится к нам с той же ласкою и заботой, как отец к любимому чаду
Есть ли между вами такой человек, – говорит Спаситель, – который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? (Мф. 7: 9-10)
Возникает образ: отец, который обманывает ребенка. Малыш просит хлеба, а отец протягивает ему каменную лепешку, которых немало в Палестине и которую можно легко принять за хлеб. Или более страшное: отец протягивает ребенку ядовитую рыбу-змею…
Это невозможно? Страшно даже подумать о таком отце. И в еще большей степени этого невозможно помыслить о Небесном Отце: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 11).


Невозможно переоценить то, что дал отец, пусть и мнимый, Иисусу. И, тем не менее, остается странное двойственное чувство, как будто Евангелия что-то не договаривают.
Почему Иосиф нигде, кроме рассказов о детстве Христа, не упоминается? Умер? Но об этом тоже ни слова, ни намека. Какой-то заговор молчания…
А что означают слова Христа: Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Мф. 13: 57)? Только вдумайтесь в последние слова этой фразы. Они – как ушат холодной воды на благочестивую разгоряченную голову. Неужели Иисуса, Который вырос и пошел по жизни Своим, надо сказать, своеобразным путем, не принимали в доме Его, в Его родной семье?..

А коснуться этой темы я решил вот по какому поводу:
На Святой Земле все чаще стали попадаться иконы, изображающие Иисуса с мнимым отцом Иосифом. Это несвойственно православной традиции. В православии скорее сдержанное отношение к Иосифу. И уж во всяком случае к тому, чтобы как-то объединять Иосифа с Иисусом. У Иисуса один Отец, Тот, Который на Небесах, – и точка.
Впервые такие иконы Святого Семейства мне попали в руки лет двадцать назад. Это были католические иконы. Как раз у католиков есть такой иконографический тип. Но не было и речи, чтобы делать такие иконы в православии. И вот сегодня они становятся все популярней и в православии и продаются в православных лавках. Хорошо это или нет?
Я поднял этот вопрос в поездке с нашими паломниками, и они высказались скорее в пользу того, что это хорошо. В самом деле, не пора ли переоткрыть праведного Иосифа Обручника и его роль в воспитании Иисуса? А может быть, скажет кто-то, это ненужный модернизм? Пусть остается так, как и прежде: место Иосифа – в уголке иконы Рождества Христова, пусть там и сидит в сторонке.

Что вы, дорогие, думаете об этом?

12...1.JPG
Внизу Елеонской горы, вблизи Иерусалима, находится драгоценное для всякого православного христианина место: Гробница Пресвятой Богородицы. Войдем туда, и...

12...2.JPG
...спустимся по ступенькам в залитый светом лампад сказочный храм.

12...5.JPG
На середине лестницы, слева от входа, – маленький придел. Это армянский придел. ]Гроб Иосифа Праведного, Обручника Пресвятой Богородицы и мнимого отца Иисуса.

12...7.JPG
Армянская икона изображает преставление Праведного Иосифа. У одра – Пресвятая Богородица. Такого образа вы точно нигде больше не увидите.

А теперь – несколько фотографий икон, изображающих «Святое Семейство» и отдельно – Иосифа с Иисусом.

12...9.JPG

12...10.JPG

12...11.JPG

12...13.JPG

Комментарии

Как-то выделяется на общем фоне икона, которая находится в армянском приделе. Невольно останавливаешь свой взгляд на ней, когда смотришь. Слышала, что в Израиле существует культ иконы "Святое семейство". Она не относится к каноническим иконам православия и является лжеиконой. Икона "Святое семейство" напоминает картину, написанную по библейскому сюжету. Во многих картинных галереях мира можно наблюдать картины на эту тему. Самые известные из них принадлежат кисти Рембрандта, Рафаэля,Рубенса, но ни одна из них не претендует на звание иконы.
 
Дорогой отец Константин,

Спасибо за Ваши заметки, очень много новых знаний и необычных впечатлений из них!
Невозможно переоценить то, что дал отец, пусть и мнимый, Иисусу. И, тем не менее, остается странное двойственное чувство, как будто Евангелия что-то не договаривают.
Почему Иосиф нигде, кроме рассказов о детстве Христа, не упоминается? Умер? Но об этом тоже ни слова, ни намека. Какой-то заговор молчания…
А что означают слова Христа: Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Мф. 13: 57)? Только вдумайтесь в последние слова этой фразы. Они – как ушат холодной воды на благочестивую разгоряченную голову. Неужели Иисуса, Который вырос и пошел по жизни Своим, надо сказать, своеобразным путем, не принимали в доме Его, в Его родной семье?..
И есть еще момент в описании истории о потерявшемся Иисусе: Мария и Иосиф ведь почему-то не пошли сразу в Храм. Они искали Его где-то, как обычного мальчика, и лишь на третий день пришли в единственное место, где пребывал Его Отец. Почему так, ведь они же знали, Чей сын Иисус? Иисус говорит им: "зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" "Но они не поняли сказанных Им слов". Не поняли... что с ними случилось, они все забыли? Может быть, испытывал их этим своим "потерянием" Христос?

На Святой Земле все чаще стали попадаться иконы, изображающие Иисуса с мнимым отцом Иосифом. ... Как раз у католиков есть такой иконографический тип. Но не было и речи, чтобы делать такие иконы в православии. И вот сегодня они становятся все популярней и в православии и продаются в православных лавках. Хорошо это или нет?

Мне кажется, такая традиция изображения Иосифа в православной иконе объясняется тем, что икона - это, кроме прочего, догмат Церкви, выраженный в живописной форме. Она учит. Богородица ведь по учению нашей Церкви - Приснодева. И брак Иосифа и Марии настоящим браком, как его определяет Церковь, не являлся. Иосиф был для Марии скорее опекуном, а не мужем. Такое уж было у него послушание перед Богом (но ведь взамен он получил радость многолетнего общения с самым удивительным мальчиком на свете). Поэтому, возможно, на иконах не изображали их, как семью. Икона учит о том, что Богородица - Пресвятая Дева, Иисус - Сын Божий, а Иосиф - святой, послушный Богу человек, опекун, который заботился о них.

А еще на всех иконах незримо присутствует Бог, и живописец изображает Его, не рисуя. Вот смотрит человек на икону "Св. Иосиф, Мария и Иисус" и видит семью, и даже, если он видит Бога в этой композиции, то в такой же мере, в какой Бог присутствует в простой верующей семье. А на иконе Богородицы со Христом Бог присутствует самым ярким образом, т.к. мысль идет так: "вот Ребенок на руках у Матери, значит есть и Отец, а кто Его Отец? - Бог-Всевышний!".

Вот из этих соображений я скорее за консервативность: за то, чтобы Святой Иосиф изображался на иконах (важных иконах-догматах) "в углу", не в центре композиции.
 
Израиль- страна нескольких религий. Самое сильное влияние в Израиле имеет иудаизм. Из покон веков иудеи почитали Иисуса за сына Иосифа. В связи с этим возникла традиция изображения "Святого семейства" как семьи, связанной обычными узами. У меня в "красном углу" нет такой иконы. Хотя,по духу мне близок образ, находящийся в армянском приделе.
 
Яна Михайлова написал(а):
Израиль- страна нескольких религий. Самое сильное влияние в Израиле имеет иудаизм. Из покон веков иудеи почитали Иисуса за сына Иосифа. В связи с этим возникла традиция изображения "Святого семейства" как семьи, связанной обычными узами. У меня в "красном углу" нет такой иконы. Хотя,по духу мне близок образ, находящийся в армянском приделе.

Дорогая Яна. Я не понял Вашего комментария... Вы хотите сказать, что иудеи-приверженцы иудаизма почитали Иисуса?.. И у них возникла традиция изображать "Святое семейство".
Да, услышав имя Иисус, правоверный иудей может плюнуть в вашу сторону. Иудеи винят во всех своих исторических бедах Иисуса и христиан, говорят: пока его не было, хорошо жили... Не у них возникла такая традиция, а у католиков.

С любовью прот. К.
 
У нас дома есть такая икона Святого семейства - Настя привезла из Вифлеема. Ей она очень понравилась. Наверное потому, что она передает взаимную любовь и нежность, связывавшую членов этой маленькой семьи.
Конечно, я согласна с мнением, высказанным Ольгой, о том, что икона еще и учит нас. Но лично мне не кажется, что эта икона учит как-то неправильно. На мой взгляд, понятно, Кто на этой иконе "главный" - маленький Иисус единственный смотрит на нас и нас благословляет. Пресвятая Богородица и святой Иосиф выглядят погруженными в свои размышления. Каждый из них кажется задумавшимся над своей ролью в величайшем деле - заботе о Богочеловеке, сидящем у них на руках.
Я очень уважаю Иосифа Обручника за его послушание Богу. Ведь у него могли быть свои "планы" по устройству семейной жизни, которые он смиренно отодвинул в сторону, чтобы принять Божий вариант развития событий. Невозможно даже представить, с какими трудностями могла бы столкнуться Пресвятая Богородица, если бы Иосиф, не послушав Ангела, сделал бы по-своему и "отпустил" ее.
 
Когда я увидел впервые икону святое семейство, я подумал, это умаление тайны Боговоплощения, сведения её к порядку естественному, земному. Посмотришь, и подумаешь, что Господь Иисус родился, прости меня Господи, от брака Иосифа и Марии. Поэтому я бы поостерёгся изображать в такой иконографической манере св. Семейство. Само по себе такое изображение возможно, исторически достоверно, и в принципе, зная догматы веры, можно допустить, что и молится перед ней можно, ведь Церковь тоже почитает прав. Иосифа Обручника. Но вот всё равно ощущение остаётся, что не знай я ничего о Христе, и увидев такую икону, подумал бы что Иисус был обычный человек, с родителями, как у всех нас. Простите, но как-то так получается.
 
Редко выхожу в интернет. Сейчас не до того - страстная неделя. Но полностью согласна с предыдущей записью. Чтец Николай написал то, что я никак не могла выразить. Спасибо, с интересом читаю все комментарии.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
10.229
Комментарии
7
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху