Неизвестные высказывания Иисуса Христа: Часть 1

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 24894

Неизвестные высказывания Иисуса Христа
Часть 1

У меня для вас две новости: хорошая и плохая, с какой начать? Начну с хорошей: они есть, науке они известны, и я вас с ними познакомлю!
А теперь плохая новость: эти неизвестные высказывания Иисуса не имеют никакого отношения к Дэну Брауну с его Кодом да Винчи, к так называемому «евангелию» от Иуды, к кумранским рукописям, «которые Ватикан прячет в своих темных подвалах», и к прочей околонаучной чуши.
Не верьте газетам и популярным журналам, не верьте даже документальным фильмам, которые якобы раскрывают для нас «тщательно скрываемые Церковью на протяжении тысячелетий тайны». Все это – страшилки для неграмотных обывателей. Мир ученых людей прекрасно знает о всех обнаруженных в песках и пещерах Востока рукописях, о всех документах, и нет в научном мире ничего такого, что могло бы как-то поколебать или даже качнуть христианское учение.
Те высказывания, которые порой приписывают Иисусу, на самом деле – историческая фальсификация, или тексты еретиков (как, например, гностическое «евангелие» от Иуды).

Но не будем об этом, все это слишком скучно и глупо, чтобы об этом говорить. Не хочется тратить время. Поговорим о тех высказываниях Христа, которые наука может признать подлинными. Как я сказал в начале, они есть.

Но сначала несколько уточнений:

1. Как вы знаете, первые тексты христиан, вошедшие в Новый Завет, были написаны через десятилетия после Воскресения Христова. А до этого на протяжении 20-30 лет все учение Христа сохранялось в устной форме.
У иудеев существовала особая традиция запоминания и устного рассказа. Как когда-то в Греции сказители декламировали эпосы, как на Руси гусляры пересказывали былины, так в Иудее особые люди запоминали и рассказывали большие фрагменты учения Иисуса Христа.
Об этом можно прочитать в соответствующей литературе по библеистике, поэтому я подробно говорить об этом не буду.
Так что: все хранилось в устной памяти и ничего не терялось.
Необходимость записать устные рассказы появилась после того, как христианская проповедь начала распространяться за пределы Иудеи, к иным народам, и тогда, когда стали дряхлеть и умирать первые очевидцы происшедшего, которые могли бы подтвердить подлинность того, что доносят сказители.

2. Слова Иисуса Христа представляли большую ценность. Такую ценность, что боялись изменить даже одно слово. Поэтому, например, мы имеем четыре рассказа о Воскресении Христовом. У каждого Евангелиста – свой рассказ, потому что он основывается на своей традиции. В ученом мире так и говорят: традиция Матфея, традиция Иоанна. Как оно было на самом деле (то есть кто первый прибежал ко Гробу, из которого восстал Христос, кто первый что увидел и услышал), установить невозможно. Это как если бы несколько человек стали рассказывать о потрясшем их событии, которому они оказались очевидцами. Один будет настаивать, что в этот момент он стоял здесь, другой – что нет, это он стоял здесь… Специалисты, восстанавливающие ход события по свидетельству очевидцев, подтвердят, что это невероятно трудно. Каждый твердит свое, и не потому, что обманывает, а потому, что ему так кажется, он и сам уже верит, что все происходило именно так. Если не было видеозаписи, то по рассказам людей очень трудно восстановить точный ход события.
Поэтому в отношении рассказа о Воскресении решили поступить так: приняли разные версии. И у каждого Евангелиста рассказ немного отличается от рассказа другого Евангелиста.
Это, кстати, – сильное подтверждение подлинности текста. Если бы Евангелисты старались создать придуманную историю, они бы позаботились, чтобы таких нестыковок не было.

Итак, все, что попало в Евангелия, можно назвать тщательно собранным и неискаженным подлинным материалом – высказываниями Иисуса Христа.

3. Одну и ту же мысль Христос высказывал по-разному. Это нормально, ведь аудитория слушателей менялась и Спаситель мог повторить что-то, что уже говорил. В Евангелиях мы имеем много таких примеров, хотя бы молитва Отче наш. В Евангелиях от Матфея и Луки она передана немного по-разному.

Что делали Евангелисты? Они тщательным образом собрали материал о Иисусе и создали Евангелие – письменный труд о служении и проповеди Иисуса.
Вот эти моменты нам необходимо учитывать, прежде чем мы попытаемся отыскать слова Иисуса, не попавшие в Евангелия.

Теоретически – могли остаться «неучтенные», не внесенные в Евангелие высказывания Иисуса? Могли, но это редчайшие случаи. Редчайшие потому, что при создании Евангелий их авторы тщательным образом собирали все известное. Сначала писал Марк, потом Матфей и, примерно в это же время, Лука, затем Иоанн. Они знали Евангелия друг друга, сверялись (тут есть разные оговорки, но я не хочу касаться этой темы). Черпали материал они из устных преданий.
Кстати, в том же первом веке, кроме Евангелистов, писали и ранние отцы Церкви. Они постоянно ссылаются на слова Иисуса, но выписывают их не из Евангелий, которые если и существовали (кроме Евангелия от Иоанна, написанного на самом рубеже первого-второго веков), едва ли были им известны. Отцы цитируют Иисуса по тем же устным преданиям. Ученым доставляет большое удовольствие читать такое сочинение (например, Дидахи), находить изречения Христа и узнавать: ага, вот это использовал Матфей, а вот это встречаем у Луки.

Итак, почти все, что принадлежало к подлинным рассказам об Иисусе и к Его подлинным высказываниям, было «уловлено» и попало в Новый Завет. И все же сохранились крупицы, зерна высказываний, которые, вероятнее всего, могли принадлежать Иисусу, но не попали в Священное Писание. Не попали туда, но были сохранены для нас в документах 1-го – 2-го столетий.

Сегодня я вас с ними познакомлю. Называются эти высказывания Христа, не вошедшие в канонические тексты, аграфы (то есть незаписанные).

Когда я учился в Духовной Семинарии, еще господствовало мнение Иоахима Иеремиаса, тщательным образом изучившего дошедшие до нас аграфы. Исследовав более двух сотен приписываемых Иисусу высказываний, которые мы не находим в Новом Завете, Иеремиас пришел к выводу, что с уверенностью можно говорить о 18 подлинных аграфах. (См. Joachim Jeremias, The Unknown Sayings of Jesus, 2nd ed. London: SPCK, 1964.)
Однако в последнее время мнение Иеремиаса было пересмотрено другим выдающимся ученым – Готфридом Хофиусом. (См.: Otfried Hofius, «Unknown Sayings of Jesus», in The Gospel and the Gospels, ed. Peter Schtuhlmacher. Grand Rapids: Eerdmans, 1991.)
Хофиус много лет и сил потратил на изучение темы аграф, и его вывод еще более ригористичен. Только про 9 аграф мы можем с большой вероятностью говорить, что они принадлежат Иисусу. Таким образом, мы видим, что список Иеремиаса был сокращен вдвое.

Вот эти девять аграф. Приведу их и немного прокомментирую.

1. В 1905 году был обнаружен один поврежденный лист пергаментной книги 1-го или 2-го века. Микроскопическим почерком там был описан спор Иисуса с фарисейским старейшиной по имени Леви. Этот фарисей осуждает Иисуса за то, что Тот, вместе с учениками приходя в Иерусалимский храм, не омывает ног. Иисус отвечает Леви резко:
«Что же с вами? Вот, вы здесь, в храме. Но разве вы чисты? Горе вам, слепцам, ничего не видящим! Вы омылись в стоячей воде, где день и ночь валяются собаки и свиньи — там вы омылись и очистили кожу свою, как блудницы и флейтистки умащаются, омываются, чистятся и украшают себя, чтобы возбуждать в мужчинах желание — но внутри они полны скорпионов и [всяческого з]ла. Но я и [мои ученики], о ком говорите вы, что мы не [омываемся, — омы]лись в воде жи[вой и чистой], текущей от [Отца Небесного]» (Папирус Оксиринх 840).

Как вы догадались, забранное в квадратные скобки – это утерянные, но предположительно восстановленные учеными слова.
Эти слова Иисуса по форме, стилистике, многим другим приметам похожи на Его подлинные слова из Евангелий. Они говорят о важном: о той категоричной позиции, которую Иисус занимал по отношению к чистоте и нечистоте. Если евреи делали акцент на внешнюю чистоту (а некоторые христиане и сейчас ищут, что чисто, а что нечисто), то Христос говорит, что чистота – нравственная категория. Нечистота – это грех. И грех не уврачевывается омовением тела или каким-то иным обрядовым действием, а только покаянием.
Я пишу об этом: Чистое и нечистое .
Также о так называемой «женской нечистоте».

Окончание

израиль 2.JPG
Вот в таких еврейских поселках и звучала проповедь Иисуса Христа.
Мамука Метревели нравится это.
  • дмитрий м
  • Елена М
  • священник Константин Пархоменко
  • Максим Николаевич
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • Алексей Анатольевич Чирков
  • Незарегистрированный
  • священник Константин Пархоменко
  • Алексей Анатольевич Чирков
  • Незарегистрированный
  • Елена Панцерева
  • Елена М
  • Незарегистрированный
  • священник Константин Пархоменко
  • Мамука Метревели
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии