Некоторые советы духовному чаду. Часть 2

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 9486

Некоторые советы духовному чаду
Часть 2 (см. Часть 1): Первая исповедь, как готовиться к Причастию, епитимья

Первая исповедь
Слава Богу, если она будет очистительной баней для вашей души и оставит светлые воспоминания. Но пастырский опыт показывает, что враг рода человеческого, сатана, постарается помешать человеку начать духовную жизнь или испортить настроение хотя бы в первые дни воцерковления.

Не сосчитать, сколько раз мне рассказывали о том грустном впечатлении, которое на кающегося произвела его первая исповедь. То священник торопится и не слушает кающегося, то вообще оглушат его неожиданным: «Правило вычитал? Три дня постился?» и дальше не слушают, отсылают. Для того чтобы, по возможности, первая исповедь состоялась и не оставила горького впечатления, дам несколько советов:

· На первую исповедь желательно не приходить в выходные или праздничные дни.
Я прекрасно понимаю, что для работающих людей приходить в выходные удобно, но поймите и вы – в эти дни приходят в храмы на исповедь от сотни и более человек (на Рождество и Пасху – от 300 до 800). При всем желании, священник больше, чем полминуты, уделить каждому не может.

· О первой исповеди лучше договориться со священником заранее.
Лучше, чтобы это было дневное время, тот день, когда священник находится в храме, как говорят – «требный», или «дежурный».

· Если, прежде чем приступить к первому Причастию, (или первому за большой промежуток времени), вы хотите исповедаться основательно, за всю жизнь, то можно разделить исповедь на несколько частей.
За каждый свой приход к священнику (раз или два раза в неделю) вы сможете покаяться за какой-то период жизни или в какой-то части совершенных за свою жизнь грехов.

· Пожалуйста, узнайте, как проходит исповедь в том храме, в который вы хотите прийти на первую исповедь.
В разных храмах и у разных священников порядок совершения исповеди может различаться.
· Исповедоваться основательно, подробно рассказывая о своей жизни, у незнакомого батюшки (например, во время паломничества) не рекомендую.
Если брать в исповеди ее сакраментальную сторону – исповедался и получил от Бога прощение грехов, то подробной беседы тут не нужно, достаточно просто перечислить грехи. Но исповедь – это не только сакраментальное действо, это и духовническое окормление – направление христианина в правильную сторону и его исправление. Однократная беседа, после которой вы уедете и больше этого священника не увидите, исправить и направить в духовном пути не сможет.
Лучше поискать священника в вашем городе и попросить его быть духовником. И вот ему исповедаться подробно.

Как готовиться к Причастию?

Пост…
Как готовиться к Причастию?
Меру должен установить ваш духовник, я могу лишь рассказать об общих правилах подготовки к Причастию.
Часто можно услышать, что перед Причастием христианин должен поститься 3 дня. Это верно для тех, кто причащается редко (раз в месяц). Тем, кто причащается, например, 3-4 раза в год, Церковь предписывается поститься даже не 3 дня, а неделю (это предписывает Типикон). Также неделю нужно поститься тем, кто первый раз приступает к Таинству.
Но тем, кто причащается часто (еженедельно или раз в 2 недели), многие духовники дают другие рекомендации: поститься лишь в те дни недели, в которые положено поститься всем христианам, – в среду и пятницу. В другие дни не поститься и с миром в душе приступать к Таинству Причащения (разумеется, натощак). В таком «режиме» живут священнослужители, которые часто совершают Божественную литургию и часто причащаются.
Но по этому вопросу вы должны получить указание от духовника.

Молитвы…
Какие молитвы следует читать перед Причащением?
Чаще всего батюшки говорят, что перед Причастием необходимо прочитать 3 канона (Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю) плюс канон и молитвы перед Причастием. Церковный Устав, действительно, дает такие рекомендации. И если христианин в силах исполнить такое правило, только не механически «вычитать», а помолиться, молитвенно прожить эти тексты, – слава Богу, это можно только приветствовать.
Однако, как показывает приходская практика, многие миряне (имеющие семью, неверующих родственников, живущие в стесненных жилищных условиях и проч.), физически не могут выполнить это правило. Дело ведь не в том, чтобы вычитать, – как заметила мне одна бабушка: «Не понимаю о чем разговор. У меня на все уходит 20 минут!»:), – а в том, чтобы помолиться словами этих текстов...

Следует знать, что полное правило составлено для монахов и рекомендовано Уставом – монахам. Именно поэтому в Греции миряне его никогда не совершают и даже о нем не знают. Мирянам, в той же Греции, рекомендовано читать только канон перед Причастием и молитвы перед Причастием.
Но исторически так произошло, что многие предписания, касающиеся монахов, на Руси были рекомендованы и обычным людям. Благочестие русских людей, живущих практически по монашескому Уставу, поражало паломников, приезжавших к нам с Востока. И это было бы хорошо, если бы оговаривалось, что эта норма рекомендуется тем, кто может это понести… А в механическом применение таких суровых, монашеских, требований ко всем без разбора нет ничего хорошего.
Поэтому, если вы увидели, что не можете серьезно исполнить большое правило перед Причастием, – просите о послаблении. Это совершенно нормально, и духовник это поймет.

Вечернее богослужение накануне…
То же самое можно сказать о посещении вечернего богослужения накануне Причастия. Устав предписывает всем желающим причаститься посетить вечернее богослужение в храме. Это действительно так. Но Устав-то у нас используется монашеский.
В Греции существует и приходской Устав, но в России составлением особого Устава для мирян никто не занимался. Поэтому мы пользуемся монашеским, но корректируем его в соответствии с реалиями современной жизни. И каждый священник может скорректировать его в сторону ослабления, а может и усилить. Вот и приходится слышать от прихожан раздраженное: «Да что вы, батюшки, все разное говорите. Один – одно, другой – другое».
Лично я в этом многообразии не вижу проблемы, лишь бы каждый священник не выходил за рамки здравого смысла и руководствовался принципами любви и заботы о людях. А каждый прихожанин может подобрать себе духовника, соответствующего его аскетическим запросам. Кто-то хочет максимума подвигов: бдений, поклонов, постов и проч., кто-то понимает, что это – не его путь. В любом случае, каждый духовник поможет христианину пройти путь церковной и духовной жизни и прийти к Царствию Небесному.

Но мы отвлеклись…
Насчет вечернего богослужения – посетить желательно, но учитывать и обстоятельства. В уже неоднократно упоминавшейся Греции для мирян посещение вечернего богослужения не считается обязательным. В России этот вопрос решается с духовником.

Духовник по Домострою…
В известной древнерусской книге «Домострой» дано прекрасное описание отношений духовника со своим духовным чадом: «Призывайте его (духовного отца) к себе в дом часто (и к нему приходите) и извещайте о себе всегда. Наказание его с любовью принимайте, и слушайте его во всем, чтите его и бейте челом пред ним низко. Он учитель наш и наставник, и относитесь к духовнику со страхом и любовью и приношение ему давайте от своих плодов и трудов, каждый сколько может. И советуйтесь с ним часто о житии полезном и освобождайтесь от грехов своих. И учитесь: как любить мужу жену и детей, а жене мужа своего слушать. И всегда извещайте о грехах своих отца духовного и обнажайте их и покоряйтесь ему во всем, ибо пастыри заботятся о душах наших и ответ дадут за нас в день Страшного Суда. И не позволяйте себе поносить, или осуждать, или укорять отца духовного…» (рус.пер.)

Как искупить грех
Вот мы осознали ужас соделанного греха. Может быть прошли годы и только теперь мы доросли до понимания, что это грех, но, наконец, осознали.

Каковы наши следующие действия?
Прежде всего, мы должны постараться исправить последствия нашего греховного поступка.
Если мы поссорились с кем-то, необходимо примириться;
Если мы что-то украли – должны возместить;
Если согрешили блудом – решительно прекратить подобное поведение.

Далее: Мы должны начать бороться с тем внутренним состоянием, которое привело нас к греховному падению.
Святые отцы говорили, что страсти побеждаются делами и мыслями, противоположными им.
Злость побеждается доброжелательным (пусть через силу, с усилием) отношением к людям.
Жадность – милостынею, помощью бедным.
Лень – какой-то активной деятельностью.
Мы должны наизусть знать слова Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12)! Только приложив силы, мы победим грех, дурную наклонность, само собою ничего не сделается.
Недавно прихожанка жаловалась мне: «Батюшка, я парализована ленью. Недавно вышла на пенсию, и не знаю, куда себя деть. Встаю не спеша утром, слоняюсь по квартире. Завтракаю уже за полдень. Включу телевизор, полистаю книжку, смотрю – уже темнеет. Даже за продуктами лень спуститься. Обедаю, ужинаю… Так день и проходит». Я говорю ей: «Прекрасно, что вы это понимаете! Вот и начнем работать. Только вчера одна монахиня, работающая в хосписе с умирающими, жаловалась, что у нее совсем нет помощников. Пусть раз-два, для начала, в неделю, по нескольку часов вы можете приходить туда и…» Прихожанка меня перебила: «О-о-о, нет, это не для меня!» и перевела разговор.

Отдельно мы поговорим о самых сложнопобедимых страстях – например, блудной или унынии.

О… наказании за грех
Церковное наказание за грех называется епитимьей. Его смысл не в том, чтобы наказать человека, в нашем современном понимании этого слова, а чтобы, через исполнение некоего послушания, научить побеждать грех. Славянское слово наказание и переводится как – научение (корень наказ).

Верующие люди должны знать о правилах назначения целительных церковных епитимий. Именно целительных, потому что они преследуют цель – помочь человеку освободиться от страсти, дурной греховной наклонности.

Духовник может дать вам епитимью, которую вы должны понести как подвиг – радостно и не колеблясь, во искупление своей вины. Если духовник не дал никакой епитимьи, можно самому себе дать некое послушание. И обязательно исполнить его.

Очень многие люди неправильно понимают значение епитимьи. Они думают, что епитимья – это что-то вроде наказания, которое нужно смиренно, стиснув зубы, вынести, и после этого можно радоваться и чувствовать себя прощенным. Для кого-то, может быть, и так. В древности у простых людей было во многом отличное от нашего, сегодняшнего, представление о искуплении грехов. «Не наказан – не прощен», – говорили в Древней Руси и налагали на себя жестокие послушания и епитимьи. На это не значит, что подобная установка верна. Наказание может быть или его может не быть, но обязательно должно быть исправление! Вот что самое главное.

Очень важно помнить вот еще какие две вещи:
1. Епитимью может дать вам только духовник, а не посторонний батюшка, к которому вы подошли на исповедь во время, например, паломничества.
2. Духовник не должен давать епитимьи непосильной. Если вы понимаете, что батюшка возлагает на вас послушание, которое вам не под силу, что вы его, скорее всего, нарушите, просите о смягчении.
Очень часто приходят люди, которые каются в том, что не смогли выполнить данную им священником (это как раз происходит во время исповеди у незнакомого священника) епитимью. Я расспрашиваю, что это за епитимья, и нередко оказывается, что это неудобоносимая епитимья. Теоретически, кому-то, – ее можно исполнить, но тому человеку, которому ее дали, учитывая его жизненные обстоятельства, возраст, здоровье и проч., ее исполнить невозможно. Этого можно было бы избежать, разумно оценив свои силы, во время беседы с батюшкой.

Один мой знакомый христианин периодически впадал в грех блуда. Он приходил в храм, и священник каждый раз отлучал его от Причастия на год. Так Причастие откладывалось от года к году. Когда я познакомился с этим христианином, он не причащался уже лет 8. Разве не очевидно, что механическое отлучение от Причастия едва ли исцелит и убережет этого человека от греха?

Часто согрешившие просят: «Батюшка, накажите…» На такую просьбу я обычно отвечаю: «А как вы думаете, какое послушание (епитимью) вы можете взять на себя, чтобы искупить совершенный грех?» Люди пугаются: «Я?..». Но на самом деле, зачем перекладывать ответственность за искупление совершенного греха на священника? Разве не более достойно, посоветовавшись с духовником, самому себе назначить наказание? А священник «утвердит» его.

Несколько фотографий Пасхи-2011 из нашего собора. Хотя фотографии Пасхи не имеют прямого отношения к нашей теме, все же некоторое отношение имеют. Пасха Воскресение Христово. Пасха вместе с тем говорит и о воскресении нашей души. О воскресении в душе всего самого светлого, высокого.
Вот так же и Таинство Покаяния. Через него наша душа испытывает перерождение и обновление. Поистине покаяние Пасха нашей души.
Пусть вместе с этими радостными и яркими фотографиями Пасхи, сделанными Дмитрием Заболоцким, в вашу душу войдет свет, радость и желание изменяться в лучшую сторону.

пасха8.jpg
Иже Херувимы, тайно образующе...

пасха9.jpg
«Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя...»
Пока народ поет «Символ веры», священники колышут специальным покрывалом воздухом над хлебом и вином.
Что это за обряд, читайте: Литургия верных. Снятие покрова с Чаши и дискоса
  • Алёнушка_
  • Алёнушка_
  • Елена Панцерева
  • Михаил Л
  • священник Константин Пархоменко
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии