Несколько интересных полотен…
Из собрания Третьяковской галереи
Недавно оказался в Москве. Правда, у меня было всего два дня и было много дел, но удалось посетить несколько святых монастырей и храмов, а также Третьяковскую галерею.
Давайте сегодня посмотрим некоторые известные и малоизвестные картины на церковную тему. Из множества прекрасных картин, чтобы не злоупотреблять вашим временем, я отобрал чуть больше десятка.
Вот такая она, Москва, где старина соседствует с современностью.
Подчас это соседство выглядит совсем курьезно…
Темнеет очень быстро, поэтому не будем задерживаться на улице, а поспешим в Третьяковскую галерею.
Поленов В.Д. Среди учителей. 1896.
Работы Поленова, безусловно, самая яркая попытка передать моменты Евангельской Истории кистью художника. Поленов посещал Палестину, изучал быт, реалии той культуры. Именно поэтому его воссоздание времени Христа можно назвать самым удачным и исторически точным.
На картине изображен мальчик Иисус, который отстал от родителей в Иерусалиме и, как им казалось, потерялся. Об этом рассказывает Евангелист Лука:
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Но они не поняли сказанных Им слов.
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. (Евангелие от Луки. 2, 41-52)
На картине отрок Иисус беседует с мудрецами. У входа стоит Его взволнованная Мать. За нею мнимый отец Иосиф.
Поленов В.Д. Олива в Гефсиманском саду. 1882.
Поленов В.Д. Исполнялся премудрости... 1896.
На картине – эпизод из детства Христа. Художник представляет, что могло бы быть в действительности, но о чем умалчивают Евангелия. А Евангелия об этом периоде говорят кратко, всего одной строкой: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2, 40).
Мы видим, как юный Иисус учится в школе. В то время все иудейские мальчики обязательно должны были посещать школу при местной синагоге. Несомненно, что посещал такую школу и Иисус. Но почему Он один, где другие ученики? Давайте предположим, что Иисус был особенно одаренным учеником и старый мудрый учитель решил со способным мальчиком позаниматься дополнительно.
Поленов В.Д. Голова мальчика (юный Иисус). 1895. Эскиз к картине «Среди учителей».
Поленов В.Д. На Тивериадском (Геннисаретском) озере. 1888.
Изображенный здесь мужчина непохож на Христа. Впрочем, может быть, это молодой Иисус Христос. Вот он путешествует по берегу озера и размышляет о грядущих днях, о том, как призовет Себе в помощь рыбаков и наречет их Апостолами…
Мои фотографии с Геннисаретского озера: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/svjataja-zemlja-06923
Антокольский М.М. Не от мира сего (Христианская мученица). 1887.
Работа, которая очень удачно передает ощущение хрупкости и чистоты девушки-христианки. Правда, знак, который начертан у девушки на табличке, не мог быть в действительности. Это знак св. Константина Великого. Этот знак – монограмма «Иисус Христос» – получил распространение после эпохи мучеников.
Крамской И.Н. Христос в пустыне. 1872.
Иисус изображен в тот период, когда после крещения Он отправился для 40-дневного поста в пустыню. Иисус здесь не триумфален, не торжественен. Он предстает перед нами обычным человеком, для которого одиночество, зной и иные тяготы пустынной жизни имеют такое же значение, какое бы имели и для каждого из нас. Но Иисус – больше, чем простой человек. Перед Ним особая миссия – спасение мира. Поэтому Он погружен в думы о предстоящем пути.
Семирадский Г.И. Оргия времен Императора Тиберия на острове Капри. 1881.
Известный и высокооплачиваемый художник последних десятилетий 19-го века, посвятивший свое творчество изображению Евангельских сюжетов и сюжетов из древней истории.
Гонорары за картины позволили художнику построить прекрасный двухэтажный дом в Риме. Семирадский там и жил, путешествуя по Италии и знакомясь с историей этих мест. Можно предположить, что во время посещения острова Капри он узнал о дионисийских оргиях, совершавшихся там во времена римских цезарей. Оргии сопровождались кровопролитиями иступленных участников.
На картине мы видим пляски и беснования, рядом лежат окровавленные жертвы.
Кто-то спросит: а что побудило меня поместить картину из языческой жизни среди картин на духовную тему? То, что я хотел показать, в какой мир пришло христианство со своей проповедью.
Корзухин А.И. Перед исповедью. 1877.
Замечательная картина без всяких оговорок. Мы видим детей, которые говели, а теперь, перед праздником (скорее всего, перед Пасхой), пришли на исповедь.
Обратите внимание, что каждый из пришедших держит свечку. В старину не было обычая покупать десять-двадцать свечей и ставить перед всеми иконами, как сейчас. Для многих наших современников весь смысл похода в храм – поставить свечку. Но еще сто лет назад было иначе. Люди покупали и ставили свечу перед наиболее чтимыми иконами: одну, две. Чаще всего ставили не на подсвечники, которых практически не было, а к лампаде, висящей у иконы. Если вы увеличите фотографию, то увидите, что в храме нет свечей, но у икон висят лампады с подставочками для свечей.
На исповедь приходили со свечами. Эти свечи отдавали священнику, а тот ставил во время службы перед иконами. Так как электрического света не было, свет от свечей был единственным светом, который освещал храм.
Обратите внимание и вот на какие детали: например, на ширму. Исповедь в старину совершалась за ширмой.
Или вот: Мы видим две кружки для пожертвований. Одна – на табурете. Рядом записка. Думаю, что там написано: Пожертвование на храм. А вот другая кружка – у иконостаса, на столике. Деньги, опущенные туда, – законный заработок батюшки.
Привлекает внимание наклоненная лампада. Почему она так закреплена? Обратите внимание – под нею ящик, а рядом с ящиком лежит какая-то труба. Что это?
Если вы посмотрите на другие лампады, нарисованные на картине, то увидите, что в середину лампад вставлена стеклянная труба. Значит, непонятная труба, которую мы видим у ящика, – вынутое из лампады стекло. Почему лампада разобрана? Просто ее чистят перед праздником. Думаю, что это праздник Пасхи. В Пасху меняют простые стеклянные лампады на красные, пасхальные стаканчики. В этом ящике, наверное, и лежат красные стаканы. Обратите внимание на столик возле исповедальной ширмы. Он уже покрыт красной, пасхальной накидкой. Идет подготовка к празднику. Время на картине: Великий Четверг или Великая Пятница. Пасха совсем скоро, поэтому люди исповедуются накануне праздника.
Максимов В.М. Больной муж. 1881.
Художник – певец крестьянской жизни.
Одна из выдающихся его картин перед нами. Позднее утро, но хозяйка забросила свои дела (в избе беспорядок – позор для русской крестьянки-хозяйки), она молится о муже. На полу – странная веревка с раковинами. Оберег? В любом случае, теперь надежда только на Господа.
Савицкий К.А. Встреча иконы. 1878.
Савицкий не является художником первой или даже второй величины. От него осталось несколько картин, лучшая из которых – «Встреча иконы». Картина писалась в тяжелые для художника дни, в городе Динабурге. Его жена покончила жизнь самоубийством, на русско-турецкой войне был убит муж его сестры, и художник остался практически единственным попечителем вдовы и двух малолетних детей. Катастрофически были нужны деньги. Савицкий принимает заказ на написание нескольких икон для местного храма, но настоятель написанные иконы отверг. До нас дошло письмо современницы тех дней, в котором можно прочитать следующее: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и писал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения. Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».
Тогда художник бросает пробовать писать иконы и работает над картиной модного тогда «передвижнического» направления. В самом деле, эта икона удалась и ее приобрел для своей галереи меценат Третьяков.
Прежде чем оказаться в Третьяковской галерее, «Встреча иконы» демонстрировалась на восьмой передвижнической выставке с такими общепризнанными полотнами, как «Протодьякон» И. Репина, «Рожь» И. Шишкина. По поводу творения Савицкого знаменитый критик того времени В. Стасов писал: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».
Теперь– собственно о картине.
Мы видим, как священник привез в отдаленный приход чтимую икону. Обычно отмечают «противную образину» священника, однако подумайте вот над чем: священник привез в далекую деревню икону. Он сделал это для людей. Вид священника и его помощника позволяет предположить, что перед нами – игумен монастыря (у него игуменский посох). Значит, икона привезена из монастыря. Пожертвования людей (а помощник священника держит кружку для пожертвований) пойдут на обитель.
Крестьяне встречают икону с радостью, они празднично одеты (значит, ждали). Сам же священник отчего-то недоволен.
Может быть, конфликт с местным священником, который отказался принимать иконы, написанные Савицким, побудил художника написать такого отталкивающего батюшку? Эх, надо было священнику одобрить иконы, написанные художником, тогда, может быть, лицо батюшки на картине было бы иным. Впрочем, заработав на иконах, может быть, Савицкий вообще бы не стал писать картину.
Другая картина Савицкого – у меня на сайте: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/kineshma-04671
В.Г. Перов. Христос в Гефсиманском саду. 1878.
Картина удивительная экспрессией, чувствами, которые вложил художник в фигуру Христа. К сожалению, фотография не передает того состояния, которое возникает, когда находишься рядом с картиной. А она сначала пугает тебя, потом захватывает и повергает рядом с Господом. Тебе передается та внутренняя борьба, которую испытывал Спаситель в Гефсиманском саду.
Заглянуть в Гефсиманский сад, какой он сейчас, можно: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/den-v-ierusalime-07342
Перед нами картина Василия Пукирева «Неравный брак». Написанная в 1863 году, картина произвела большой резонанс в обществе. В картине видели нередкую в то время (да и сейчас) ситуацию: старый богатый человек берет себе в жены молодую девушку. Надо сказать, что, несмотря на то, что в советское время экскурсоводы любили подчеркивать, что «при царизме» это была распространенная практика, это было не совсем так. Вступавшие в такой брак осуждались общественным мнением, а Русская Православная Церковь так и прямо запрещала венчание таких браков. В дореволюционной «Настольной книге священно-церковно служителя» С. Булгакова, если кому интересно, можно найти ссылки на постановления Святейшего Синода, запрещавшего такие браки. Сегодняшнее отношение к подобным неравным бракам, кстати говоря, более терпимое и даже оправдывающее, нежели до революции. Дело в том, что сегодня девушки часто вступают в брак для того, чтобы хорошо жить, выгодно устроиться, переехать в крупный город и проч. Сегодня, когда главным лозунгом становится: главное – хорошо устройся и получай от жизни удовольствие, на такие браки общество смотрит с пониманием. До революции отношение к браку было иным. Брак считался в первую очередь не взаимовыгодным социальным явлением, а Таинством. Девушка вступала в брак, прежде всего, для того, чтобы прожить с мужем жизнь в верности и предстать потом с ним перед Богом. Главным элементом брака мыслилось рождение и воспитание детей. А какие дети от старика или пожилой женщины (если та брала в мужья молодого человека)?
Поэтому на девушек или молодых людей, вступавших в брак из соображений выгоды, смотрели презрительно. Их мотивы понимали, но не оправдывали.
Но все же такие браки происходили…
Впрочем, вернемся к картине. Уверен, что трагизм ситуации (молодую девушку выдают за старика) может нас сбить с толку, и мы не узнаем подлинного смысла изображенного сюжета. Однако, если мы познакомимся с обстоятельствами написания картины, то будем удивлены. А на картине – вовсе не несчастная жертва старческого сластолюбия, как кажется на первый взгляд. На картине – девушка… которая предала свою любовь из соображения выгоды.
Главным источником идеи картины стало действительное событие – история несчастной любви друга Пукирева С.М. Варенцова. Его невеста, по фамилии Рыбникова, бросила жениха, вступив в брак с пожилым богатым фабрикантом. Эту новость тогда все обсуждали.
И вот Пукирев пишет картину, где показывает этот брак. Невеста списана с расчетливой Рыбниковой, себя же художник изображает сзади невесты. Со скрещенными руками, сурового и, кажется, осуждающего.
Как сложилась судьба девушки, предавшей любовь? Пятнадцать лет тому назад Третьяковская галерея приобрела рисунок художника Владимира Сухова, на котором изображена Рыбникова спустя 44 года после своего брака (рисунок 1907 года). Это старушка с грустными глазами, которая доживает свой век в одиночестве, в московской богадельне. Там, в Мазуринской богадельне на Котельнической набережной, и закончилась жизнь этой женщины.
P.S. Обратите внимание на уникальную резную золоченую раму из цельного дерева, которой обрамлена картина. Эту раму сделал друг художника Пукирева Гребенский. В благодарность за такой роскошный подарок Пукирев изобразил одного из персонажей картины с портретными чертами Гребенского. Павлу Третьякову, который приобрел картину с рамой за полторы тысячи рублей, так понравилась эта рама, что впоследствии он стал заказывать Гребенскому рамы и для других картин своей галереи.
Из собрания Третьяковской галереи
Недавно оказался в Москве. Правда, у меня было всего два дня и было много дел, но удалось посетить несколько святых монастырей и храмов, а также Третьяковскую галерею.
Давайте сегодня посмотрим некоторые известные и малоизвестные картины на церковную тему. Из множества прекрасных картин, чтобы не злоупотреблять вашим временем, я отобрал чуть больше десятка.
Вот такая она, Москва, где старина соседствует с современностью.
Подчас это соседство выглядит совсем курьезно…
Темнеет очень быстро, поэтому не будем задерживаться на улице, а поспешим в Третьяковскую галерею.
Поленов В.Д. Среди учителей. 1896.
Работы Поленова, безусловно, самая яркая попытка передать моменты Евангельской Истории кистью художника. Поленов посещал Палестину, изучал быт, реалии той культуры. Именно поэтому его воссоздание времени Христа можно назвать самым удачным и исторически точным.
На картине изображен мальчик Иисус, который отстал от родителей в Иерусалиме и, как им казалось, потерялся. Об этом рассказывает Евангелист Лука:
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Но они не поняли сказанных Им слов.
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. (Евангелие от Луки. 2, 41-52)
На картине отрок Иисус беседует с мудрецами. У входа стоит Его взволнованная Мать. За нею мнимый отец Иосиф.
Поленов В.Д. Олива в Гефсиманском саду. 1882.
Поленов В.Д. Исполнялся премудрости... 1896.
На картине – эпизод из детства Христа. Художник представляет, что могло бы быть в действительности, но о чем умалчивают Евангелия. А Евангелия об этом периоде говорят кратко, всего одной строкой: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2, 40).
Мы видим, как юный Иисус учится в школе. В то время все иудейские мальчики обязательно должны были посещать школу при местной синагоге. Несомненно, что посещал такую школу и Иисус. Но почему Он один, где другие ученики? Давайте предположим, что Иисус был особенно одаренным учеником и старый мудрый учитель решил со способным мальчиком позаниматься дополнительно.
Поленов В.Д. Голова мальчика (юный Иисус). 1895. Эскиз к картине «Среди учителей».
Поленов В.Д. На Тивериадском (Геннисаретском) озере. 1888.
Изображенный здесь мужчина непохож на Христа. Впрочем, может быть, это молодой Иисус Христос. Вот он путешествует по берегу озера и размышляет о грядущих днях, о том, как призовет Себе в помощь рыбаков и наречет их Апостолами…
Мои фотографии с Геннисаретского озера: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/svjataja-zemlja-06923
Антокольский М.М. Не от мира сего (Христианская мученица). 1887.
Работа, которая очень удачно передает ощущение хрупкости и чистоты девушки-христианки. Правда, знак, который начертан у девушки на табличке, не мог быть в действительности. Это знак св. Константина Великого. Этот знак – монограмма «Иисус Христос» – получил распространение после эпохи мучеников.
Крамской И.Н. Христос в пустыне. 1872.
Иисус изображен в тот период, когда после крещения Он отправился для 40-дневного поста в пустыню. Иисус здесь не триумфален, не торжественен. Он предстает перед нами обычным человеком, для которого одиночество, зной и иные тяготы пустынной жизни имеют такое же значение, какое бы имели и для каждого из нас. Но Иисус – больше, чем простой человек. Перед Ним особая миссия – спасение мира. Поэтому Он погружен в думы о предстоящем пути.
Семирадский Г.И. Оргия времен Императора Тиберия на острове Капри. 1881.
Известный и высокооплачиваемый художник последних десятилетий 19-го века, посвятивший свое творчество изображению Евангельских сюжетов и сюжетов из древней истории.
Гонорары за картины позволили художнику построить прекрасный двухэтажный дом в Риме. Семирадский там и жил, путешествуя по Италии и знакомясь с историей этих мест. Можно предположить, что во время посещения острова Капри он узнал о дионисийских оргиях, совершавшихся там во времена римских цезарей. Оргии сопровождались кровопролитиями иступленных участников.
На картине мы видим пляски и беснования, рядом лежат окровавленные жертвы.
Кто-то спросит: а что побудило меня поместить картину из языческой жизни среди картин на духовную тему? То, что я хотел показать, в какой мир пришло христианство со своей проповедью.
Корзухин А.И. Перед исповедью. 1877.
Замечательная картина без всяких оговорок. Мы видим детей, которые говели, а теперь, перед праздником (скорее всего, перед Пасхой), пришли на исповедь.
Обратите внимание, что каждый из пришедших держит свечку. В старину не было обычая покупать десять-двадцать свечей и ставить перед всеми иконами, как сейчас. Для многих наших современников весь смысл похода в храм – поставить свечку. Но еще сто лет назад было иначе. Люди покупали и ставили свечу перед наиболее чтимыми иконами: одну, две. Чаще всего ставили не на подсвечники, которых практически не было, а к лампаде, висящей у иконы. Если вы увеличите фотографию, то увидите, что в храме нет свечей, но у икон висят лампады с подставочками для свечей.
На исповедь приходили со свечами. Эти свечи отдавали священнику, а тот ставил во время службы перед иконами. Так как электрического света не было, свет от свечей был единственным светом, который освещал храм.
Обратите внимание и вот на какие детали: например, на ширму. Исповедь в старину совершалась за ширмой.
Или вот: Мы видим две кружки для пожертвований. Одна – на табурете. Рядом записка. Думаю, что там написано: Пожертвование на храм. А вот другая кружка – у иконостаса, на столике. Деньги, опущенные туда, – законный заработок батюшки.
Привлекает внимание наклоненная лампада. Почему она так закреплена? Обратите внимание – под нею ящик, а рядом с ящиком лежит какая-то труба. Что это?
Если вы посмотрите на другие лампады, нарисованные на картине, то увидите, что в середину лампад вставлена стеклянная труба. Значит, непонятная труба, которую мы видим у ящика, – вынутое из лампады стекло. Почему лампада разобрана? Просто ее чистят перед праздником. Думаю, что это праздник Пасхи. В Пасху меняют простые стеклянные лампады на красные, пасхальные стаканчики. В этом ящике, наверное, и лежат красные стаканы. Обратите внимание на столик возле исповедальной ширмы. Он уже покрыт красной, пасхальной накидкой. Идет подготовка к празднику. Время на картине: Великий Четверг или Великая Пятница. Пасха совсем скоро, поэтому люди исповедуются накануне праздника.
Максимов В.М. Больной муж. 1881.
Художник – певец крестьянской жизни.
Одна из выдающихся его картин перед нами. Позднее утро, но хозяйка забросила свои дела (в избе беспорядок – позор для русской крестьянки-хозяйки), она молится о муже. На полу – странная веревка с раковинами. Оберег? В любом случае, теперь надежда только на Господа.
Савицкий К.А. Встреча иконы. 1878.
Савицкий не является художником первой или даже второй величины. От него осталось несколько картин, лучшая из которых – «Встреча иконы». Картина писалась в тяжелые для художника дни, в городе Динабурге. Его жена покончила жизнь самоубийством, на русско-турецкой войне был убит муж его сестры, и художник остался практически единственным попечителем вдовы и двух малолетних детей. Катастрофически были нужны деньги. Савицкий принимает заказ на написание нескольких икон для местного храма, но настоятель написанные иконы отверг. До нас дошло письмо современницы тех дней, в котором можно прочитать следующее: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и писал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения. Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».
Тогда художник бросает пробовать писать иконы и работает над картиной модного тогда «передвижнического» направления. В самом деле, эта икона удалась и ее приобрел для своей галереи меценат Третьяков.
Прежде чем оказаться в Третьяковской галерее, «Встреча иконы» демонстрировалась на восьмой передвижнической выставке с такими общепризнанными полотнами, как «Протодьякон» И. Репина, «Рожь» И. Шишкина. По поводу творения Савицкого знаменитый критик того времени В. Стасов писал: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».
Теперь– собственно о картине.
Мы видим, как священник привез в отдаленный приход чтимую икону. Обычно отмечают «противную образину» священника, однако подумайте вот над чем: священник привез в далекую деревню икону. Он сделал это для людей. Вид священника и его помощника позволяет предположить, что перед нами – игумен монастыря (у него игуменский посох). Значит, икона привезена из монастыря. Пожертвования людей (а помощник священника держит кружку для пожертвований) пойдут на обитель.
Крестьяне встречают икону с радостью, они празднично одеты (значит, ждали). Сам же священник отчего-то недоволен.
Может быть, конфликт с местным священником, который отказался принимать иконы, написанные Савицким, побудил художника написать такого отталкивающего батюшку? Эх, надо было священнику одобрить иконы, написанные художником, тогда, может быть, лицо батюшки на картине было бы иным. Впрочем, заработав на иконах, может быть, Савицкий вообще бы не стал писать картину.
Другая картина Савицкого – у меня на сайте: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/kineshma-04671
В.Г. Перов. Христос в Гефсиманском саду. 1878.
Картина удивительная экспрессией, чувствами, которые вложил художник в фигуру Христа. К сожалению, фотография не передает того состояния, которое возникает, когда находишься рядом с картиной. А она сначала пугает тебя, потом захватывает и повергает рядом с Господом. Тебе передается та внутренняя борьба, которую испытывал Спаситель в Гефсиманском саду.
Заглянуть в Гефсиманский сад, какой он сейчас, можно: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/den-v-ierusalime-07342
Перед нами картина Василия Пукирева «Неравный брак». Написанная в 1863 году, картина произвела большой резонанс в обществе. В картине видели нередкую в то время (да и сейчас) ситуацию: старый богатый человек берет себе в жены молодую девушку. Надо сказать, что, несмотря на то, что в советское время экскурсоводы любили подчеркивать, что «при царизме» это была распространенная практика, это было не совсем так. Вступавшие в такой брак осуждались общественным мнением, а Русская Православная Церковь так и прямо запрещала венчание таких браков. В дореволюционной «Настольной книге священно-церковно служителя» С. Булгакова, если кому интересно, можно найти ссылки на постановления Святейшего Синода, запрещавшего такие браки. Сегодняшнее отношение к подобным неравным бракам, кстати говоря, более терпимое и даже оправдывающее, нежели до революции. Дело в том, что сегодня девушки часто вступают в брак для того, чтобы хорошо жить, выгодно устроиться, переехать в крупный город и проч. Сегодня, когда главным лозунгом становится: главное – хорошо устройся и получай от жизни удовольствие, на такие браки общество смотрит с пониманием. До революции отношение к браку было иным. Брак считался в первую очередь не взаимовыгодным социальным явлением, а Таинством. Девушка вступала в брак, прежде всего, для того, чтобы прожить с мужем жизнь в верности и предстать потом с ним перед Богом. Главным элементом брака мыслилось рождение и воспитание детей. А какие дети от старика или пожилой женщины (если та брала в мужья молодого человека)?
Поэтому на девушек или молодых людей, вступавших в брак из соображений выгоды, смотрели презрительно. Их мотивы понимали, но не оправдывали.
Но все же такие браки происходили…
Впрочем, вернемся к картине. Уверен, что трагизм ситуации (молодую девушку выдают за старика) может нас сбить с толку, и мы не узнаем подлинного смысла изображенного сюжета. Однако, если мы познакомимся с обстоятельствами написания картины, то будем удивлены. А на картине – вовсе не несчастная жертва старческого сластолюбия, как кажется на первый взгляд. На картине – девушка… которая предала свою любовь из соображения выгоды.
Главным источником идеи картины стало действительное событие – история несчастной любви друга Пукирева С.М. Варенцова. Его невеста, по фамилии Рыбникова, бросила жениха, вступив в брак с пожилым богатым фабрикантом. Эту новость тогда все обсуждали.
И вот Пукирев пишет картину, где показывает этот брак. Невеста списана с расчетливой Рыбниковой, себя же художник изображает сзади невесты. Со скрещенными руками, сурового и, кажется, осуждающего.
Как сложилась судьба девушки, предавшей любовь? Пятнадцать лет тому назад Третьяковская галерея приобрела рисунок художника Владимира Сухова, на котором изображена Рыбникова спустя 44 года после своего брака (рисунок 1907 года). Это старушка с грустными глазами, которая доживает свой век в одиночестве, в московской богадельне. Там, в Мазуринской богадельне на Котельнической набережной, и закончилась жизнь этой женщины.
P.S. Обратите внимание на уникальную резную золоченую раму из цельного дерева, которой обрамлена картина. Эту раму сделал друг художника Пукирева Гребенский. В благодарность за такой роскошный подарок Пукирев изобразил одного из персонажей картины с портретными чертами Гребенского. Павлу Третьякову, который приобрел картину с рамой за полторы тысячи рублей, так понравилась эта рама, что впоследствии он стал заказывать Гребенскому рамы и для других картин своей галереи.