Несколько интересных полотен…

Несколько интересных полотен…
Из собрания Третьяковской галереи

Недавно оказался в Москве. Правда, у меня было всего два дня и было много дел, но удалось посетить несколько святых монастырей и храмов, а также Третьяковскую галерею.
Давайте сегодня посмотрим некоторые известные и малоизвестные картины на церковную тему. Из множества прекрасных картин, чтобы не злоупотреблять вашим временем, я отобрал чуть больше десятка.

0.JPG
Вот такая она, Москва, где старина соседствует с современностью.

1.JPG
Подчас это соседство выглядит совсем курьезно…

3.JPG
Темнеет очень быстро, поэтому не будем задерживаться на улице, а поспешим в Третьяковскую галерею.

4.JPG
Поленов В.Д. Среди учителей. 1896.
Работы Поленова, безусловно, самая яркая попытка передать моменты Евангельской Истории кистью художника. Поленов посещал Палестину, изучал быт, реалии той культуры. Именно поэтому его воссоздание времени Христа можно назвать самым удачным и исторически точным.
На картине изображен мальчик Иисус, который отстал от родителей в Иерусалиме и, как им казалось, потерялся. Об этом рассказывает Евангелист Лука:

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Но они не поняли сказанных Им слов.
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. (Евангелие от Луки. 2, 41-52)

На картине отрок Иисус беседует с мудрецами. У входа стоит Его взволнованная Мать. За нею мнимый отец Иосиф.

5.JPG
Поленов В.Д. Олива в Гефсиманском саду. 1882.

6.JPG
Поленов В.Д. Исполнялся премудрости... 1896.
На картине – эпизод из детства Христа. Художник представляет, что могло бы быть в действительности, но о чем умалчивают Евангелия. А Евангелия об этом периоде говорят кратко, всего одной строкой: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2, 40).
Мы видим, как юный Иисус учится в школе. В то время все иудейские мальчики обязательно должны были посещать школу при местной синагоге. Несомненно, что посещал такую школу и Иисус. Но почему Он один, где другие ученики? Давайте предположим, что Иисус был особенно одаренным учеником и старый мудрый учитель решил со способным мальчиком позаниматься дополнительно.

7.JPG
Поленов В.Д. Голова мальчика (юный Иисус). 1895. Эскиз к картине «Среди учителей».

8.JPG
Поленов В.Д. На Тивериадском (Геннисаретском) озере. 1888.
Изображенный здесь мужчина непохож на Христа. Впрочем, может быть, это молодой Иисус Христос. Вот он путешествует по берегу озера и размышляет о грядущих днях, о том, как призовет Себе в помощь рыбаков и наречет их Апостолами…
Мои фотографии с Геннисаретского озера: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/svjataja-zemlja-06923

9.JPG
Антокольский М.М. Не от мира сего (Христианская мученица). 1887.
Работа, которая очень удачно передает ощущение хрупкости и чистоты девушки-христианки. Правда, знак, который начертан у девушки на табличке, не мог быть в действительности. Это знак св. Константина Великого. Этот знак – монограмма «Иисус Христос» – получил распространение после эпохи мучеников.

10.JPG
Крамской И.Н. Христос в пустыне. 1872.
Иисус изображен в тот период, когда после крещения Он отправился для 40-дневного поста в пустыню. Иисус здесь не триумфален, не торжественен. Он предстает перед нами обычным человеком, для которого одиночество, зной и иные тяготы пустынной жизни имеют такое же значение, какое бы имели и для каждого из нас. Но Иисус – больше, чем простой человек. Перед Ним особая миссия – спасение мира. Поэтому Он погружен в думы о предстоящем пути.

11.JPG
Семирадский Г.И. Оргия времен Императора Тиберия на острове Капри. 1881.
Известный и высокооплачиваемый художник последних десятилетий 19-го века, посвятивший свое творчество изображению Евангельских сюжетов и сюжетов из древней истории.
Гонорары за картины позволили художнику построить прекрасный двухэтажный дом в Риме. Семирадский там и жил, путешествуя по Италии и знакомясь с историей этих мест. Можно предположить, что во время посещения острова Капри он узнал о дионисийских оргиях, совершавшихся там во времена римских цезарей. Оргии сопровождались кровопролитиями иступленных участников.
На картине мы видим пляски и беснования, рядом лежат окровавленные жертвы.
Кто-то спросит: а что побудило меня поместить картину из языческой жизни среди картин на духовную тему? То, что я хотел показать, в какой мир пришло христианство со своей проповедью.

13.JPG
Корзухин А.И. Перед исповедью. 1877.
Замечательная картина без всяких оговорок. Мы видим детей, которые говели, а теперь, перед праздником (скорее всего, перед Пасхой), пришли на исповедь.
Обратите внимание, что каждый из пришедших держит свечку. В старину не было обычая покупать десять-двадцать свечей и ставить перед всеми иконами, как сейчас. Для многих наших современников весь смысл похода в храм – поставить свечку. Но еще сто лет назад было иначе. Люди покупали и ставили свечу перед наиболее чтимыми иконами: одну, две. Чаще всего ставили не на подсвечники, которых практически не было, а к лампаде, висящей у иконы. Если вы увеличите фотографию, то увидите, что в храме нет свечей, но у икон висят лампады с подставочками для свечей.
На исповедь приходили со свечами. Эти свечи отдавали священнику, а тот ставил во время службы перед иконами. Так как электрического света не было, свет от свечей был единственным светом, который освещал храм.
Обратите внимание и вот на какие детали: например, на ширму. Исповедь в старину совершалась за ширмой.
Или вот: Мы видим две кружки для пожертвований. Одна – на табурете. Рядом записка. Думаю, что там написано: Пожертвование на храм. А вот другая кружка – у иконостаса, на столике. Деньги, опущенные туда, – законный заработок батюшки.
Привлекает внимание наклоненная лампада. Почему она так закреплена? Обратите внимание – под нею ящик, а рядом с ящиком лежит какая-то труба. Что это?
Если вы посмотрите на другие лампады, нарисованные на картине, то увидите, что в середину лампад вставлена стеклянная труба. Значит, непонятная труба, которую мы видим у ящика, – вынутое из лампады стекло. Почему лампада разобрана? Просто ее чистят перед праздником. Думаю, что это праздник Пасхи. В Пасху меняют простые стеклянные лампады на красные, пасхальные стаканчики. В этом ящике, наверное, и лежат красные стаканы. Обратите внимание на столик возле исповедальной ширмы. Он уже покрыт красной, пасхальной накидкой. Идет подготовка к празднику. Время на картине: Великий Четверг или Великая Пятница. Пасха совсем скоро, поэтому люди исповедуются накануне праздника.

14.JPG
Максимов В.М. Больной муж. 1881.
Художник – певец крестьянской жизни.
Одна из выдающихся его картин перед нами. Позднее утро, но хозяйка забросила свои дела (в избе беспорядок – позор для русской крестьянки-хозяйки), она молится о муже. На полу – странная веревка с раковинами. Оберег? В любом случае, теперь надежда только на Господа.

15.JPG
Савицкий К.А. Встреча иконы. 1878.
Савицкий не является художником первой или даже второй величины. От него осталось несколько картин, лучшая из которых – «Встреча иконы». Картина писалась в тяжелые для художника дни, в городе Динабурге. Его жена покончила жизнь самоубийством, на русско-турецкой войне был убит муж его сестры, и художник остался практически единственным попечителем вдовы и двух малолетних детей. Катастрофически были нужны деньги. Савицкий принимает заказ на написание нескольких икон для местного храма, но настоятель написанные иконы отверг. До нас дошло письмо современницы тех дней, в котором можно прочитать следующее: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и писал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения. Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».
Тогда художник бросает пробовать писать иконы и работает над картиной модного тогда «передвижнического» направления. В самом деле, эта икона удалась и ее приобрел для своей галереи меценат Третьяков.
Прежде чем оказаться в Третьяковской галерее, «Встреча иконы» демонстрировалась на восьмой передвижнической выставке с такими общепризнанными полотнами, как «Протодьякон» И. Репина, «Рожь» И. Шишкина. По поводу творения Савицкого знаменитый критик того времени В. Стасов писал: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».

Теперь– собственно о картине.
Мы видим, как священник привез в отдаленный приход чтимую икону. Обычно отмечают «противную образину» священника, однако подумайте вот над чем: священник привез в далекую деревню икону. Он сделал это для людей. Вид священника и его помощника позволяет предположить, что перед нами – игумен монастыря (у него игуменский посох). Значит, икона привезена из монастыря. Пожертвования людей (а помощник священника держит кружку для пожертвований) пойдут на обитель.
Крестьяне встречают икону с радостью, они празднично одеты (значит, ждали). Сам же священник отчего-то недоволен.

16.JPG
Может быть, конфликт с местным священником, который отказался принимать иконы, написанные Савицким, побудил художника написать такого отталкивающего батюшку? Эх, надо было священнику одобрить иконы, написанные художником, тогда, может быть, лицо батюшки на картине было бы иным. Впрочем, заработав на иконах, может быть, Савицкий вообще бы не стал писать картину:).

Другая картина Савицкого – у меня на сайте: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/kineshma-04671

17.JPG
В.Г. Перов. Христос в Гефсиманском саду. 1878.
Картина удивительная экспрессией, чувствами, которые вложил художник в фигуру Христа. К сожалению, фотография не передает того состояния, которое возникает, когда находишься рядом с картиной. А она сначала пугает тебя, потом захватывает и повергает рядом с Господом. Тебе передается та внутренняя борьба, которую испытывал Спаситель в Гефсиманском саду.
Заглянуть в Гефсиманский сад, какой он сейчас, можно: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/den-v-ierusalime-07342

18.JPG
Перед нами картина Василия Пукирева «Неравный брак». Написанная в 1863 году, картина произвела большой резонанс в обществе. В картине видели нередкую в то время (да и сейчас) ситуацию: старый богатый человек берет себе в жены молодую девушку. Надо сказать, что, несмотря на то, что в советское время экскурсоводы любили подчеркивать, что «при царизме» это была распространенная практика, это было не совсем так. Вступавшие в такой брак осуждались общественным мнением, а Русская Православная Церковь так и прямо запрещала венчание таких браков. В дореволюционной «Настольной книге священно-церковно служителя» С. Булгакова, если кому интересно, можно найти ссылки на постановления Святейшего Синода, запрещавшего такие браки. Сегодняшнее отношение к подобным неравным бракам, кстати говоря, более терпимое и даже оправдывающее, нежели до революции. Дело в том, что сегодня девушки часто вступают в брак для того, чтобы хорошо жить, выгодно устроиться, переехать в крупный город и проч. Сегодня, когда главным лозунгом становится: главное – хорошо устройся и получай от жизни удовольствие, на такие браки общество смотрит с пониманием. До революции отношение к браку было иным. Брак считался в первую очередь не взаимовыгодным социальным явлением, а Таинством. Девушка вступала в брак, прежде всего, для того, чтобы прожить с мужем жизнь в верности и предстать потом с ним перед Богом. Главным элементом брака мыслилось рождение и воспитание детей. А какие дети от старика или пожилой женщины (если та брала в мужья молодого человека)?
Поэтому на девушек или молодых людей, вступавших в брак из соображений выгоды, смотрели презрительно. Их мотивы понимали, но не оправдывали.
Но все же такие браки происходили…

Впрочем, вернемся к картине. Уверен, что трагизм ситуации (молодую девушку выдают за старика) может нас сбить с толку, и мы не узнаем подлинного смысла изображенного сюжета. Однако, если мы познакомимся с обстоятельствами написания картины, то будем удивлены. А на картине – вовсе не несчастная жертва старческого сластолюбия, как кажется на первый взгляд. На картине – девушка… которая предала свою любовь из соображения выгоды.
Главным источником идеи картины стало действительное событие – история несчастной любви друга Пукирева С.М. Варенцова. Его невеста, по фамилии Рыбникова, бросила жениха, вступив в брак с пожилым богатым фабрикантом. Эту новость тогда все обсуждали.
И вот Пукирев пишет картину, где показывает этот брак. Невеста списана с расчетливой Рыбниковой, себя же художник изображает сзади невесты. Со скрещенными руками, сурового и, кажется, осуждающего.
Как сложилась судьба девушки, предавшей любовь? Пятнадцать лет тому назад Третьяковская галерея приобрела рисунок художника Владимира Сухова, на котором изображена Рыбникова спустя 44 года после своего брака (рисунок 1907 года). Это старушка с грустными глазами, которая доживает свой век в одиночестве, в московской богадельне. Там, в Мазуринской богадельне на Котельнической набережной, и закончилась жизнь этой женщины.

P.S. Обратите внимание на уникальную резную золоченую раму из цельного дерева, которой обрамлена картина. Эту раму сделал друг художника Пукирева Гребенский. В благодарность за такой роскошный подарок Пукирев изобразил одного из персонажей картины с портретными чертами Гребенского. Павлу Третьякову, который приобрел картину с рамой за полторы тысячи рублей, так понравилась эта рама, что впоследствии он стал заказывать Гребенскому рамы и для других картин своей галереи.

Комментарии

Благословите, батюшка!

Спасибо, о. Константин, за Вашу работу.
Почему-то представленный Вами ряд художественных произведений, вновь заставил меня задуматься о свободе. Свободе мировоззрений, свободе обмана и бездумного навешивания ярлыков. Особенно картина – «Неравный брак».

Помню своё юношеское впечатление от этой картины, репродукцию которой я впервые увидел в одном из учебников советской школы (в свете, понятное дело, атеистического мировосприятия): «Вот оно, прогнившее общество дореволюционных «сумерек». Вот оно, угодническое церковное мракобесие, во всём потакающее деньгам, чину и власти. Вот оно, обывательское болото, в котором тонут все самые светлые и возвышенные чувства». И не возникало никаких сомнений, что представленное полотно может иметь какой-то другой смысл и историю создания, помимо навязываемого атеистической пропагандой: «Дорога к «светлому» будущему одна и только одна. Не сомневайся, не рассуждай и не думай – всё это за тебя будем делать мы. Верь нам и иди за нами – вот всё, что от тебя нужно». И мы верили, и мы шли, да только, как оказалось, не к светлому будущему, а к тупику бездуховности, аморальности и потере смысла в жизни.

Наверное, поэтому так тяжело сейчас людям из советского прошлого найти свою дорогу к Богу и, тем более, показать эту дорогу своим детям. Тем ценнее становится любая помощь человеку, в поисках этой дороги. К этой помощи я отношу и Вашу, для нас, работу на форуме. Спасибо Вам.

Храни Вас Бог.
 
Девушка на картине не похожа на расчетливую особу. Лицо ее печально, глаза заплаканы. Расчетливая была бы торжествующей и радостной - она достигла своей цели, богатого замужества.
 
Батюшка, огромное Вам спасибо за совершенно удивительный очерк. Если есть возможность, продолжите пожалуйста свой рассказ и о других картинах. Вы открыли для меня нового Поленова и заново позволили взглянуть на любимую с детства картину Пукирева. С уважением и горячим приветом из Баку.
 
Большое спасибо, дорогой о.Константин, за экскурсию по Третьяковке. И пояснения лучше, чем у профессионального экскурсовода. А что касается мрачного вида священника на картине Савицкого, мне не кажется отталкивающим его лицо. Представляется, что это лицо очень уставшего старого больного человека, долго ехавшего по ухабистой дороге в разбитой телеге. Дорога отняла у него все силы, а ведь еще ехать в обратный путь...
Анна
 
Благословите, о.Константин. Хочу вступиться за бедную невесту. Мне почему-то показалось, что мужчина сзади невесты смотрит с осуждением совсем не на нее, да и выражение у него на лице вряд ли можно назвать осуждением, скорее, это какое-то угрюмое созерцание. У невесты выражение лица очень грустное и покорное, даже я бы сказала, обреченное. Я бы не применила к ней эпитет "расчетливая". Если принимать во внимание то, что главное в картине - это те чувства, которые она вызывает в зрителе, то вряд ли это история о коварной, предавшей любовь эгоистке. Девушка вызывает сочувствие и сострадание к обстоятельствам, побудившим ее с такой покорностью согласиться на неравный брак. Это личные впечатления. Если рассматривать историю картины, которую не составляет труда найти в интернете, то оказывается: 1. На брак с нелюбимым, но богатым фабрикантом девушку осудили родители, да в те времена и не могло быть иначе. 2. В отместку за друга автор картины превратил нестарого еще фабриканта, который был старше избранницы всего на 13 лет, в престарелого замшелого вояку в отставке. Девушка же была не так молода, как на картине, где она изображена почти подростком, что указывает явно на добрые чувства к ней. 3. На месте "осуждающего" художника Пукирева первоначально должен был быть изображен сам несчастный жених С.М.Варенцов. Но тот, увидев себя на картине, запротестовал, так как САМ СОБИРАЛСЯ ЖЕНИТЬСЯ на другой, а именно на Ольге Урусовой.
 
Ольга из Нижнего написал(а):
Благословите, о.Константин. Хочу вступиться за бедную невесту. Мне почему-то показалось, что мужчина сзади невесты смотрит с осуждением совсем не на нее, да и выражение у него на лице вряд ли можно назвать осуждением, скорее, это какое-то угрюмое созерцание. У невесты выражение лица очень грустное и покорное, даже я бы сказала, обреченное. Я бы не применила к ней эпитет "расчетливая". Если принимать во внимание то, что главное в картине - это те чувства, которые она вызывает в зрителе, то вряд ли это история о коварной, предавшей любовь эгоистке. Девушка вызывает сочувствие и сострадание к обстоятельствам, побудившим ее с такой покорностью согласиться на неравный брак. Это личные впечатления. Если рассматривать историю картины, которую не составляет труда найти в интернете, то оказывается: 1. На брак с нелюбимым, но богатым фабрикантом девушку осудили родители, да в те времена и не могло быть иначе. 2. В отместку за друга автор картины превратил нестарого еще фабриканта, который был старше избранницы всего на 13 лет, в престарелого замшелого вояку в отставке. Девушка же была не так молода, как на картине, где она изображена почти подростком, что указывает явно на добрые чувства к ней. 3. На месте "осуждающего" художника Пукирева первоначально должен был быть изображен сам несчастный жених С.М.Варенцов. Но тот, увидев себя на картине, запротестовал, так как САМ СОБИРАЛСЯ ЖЕНИТЬСЯ на другой, а именно на Ольге Урусовой.

Наверное, Вы правы. Художник хотел показать картиной не грех Рыбниковой, а общую проблему: когда женятся не по любви, а по расчету.
Хотя персонаж за невестой (художник написал сам себя) все же смотрит с осуждением именно на невесту.
В любом случае, я рад, что наше обсуждение позволило заново открыть прекрасную старинную картину.
 
Батюшка, спасибо за ссылку на вашу фотографию с Генисаретского озера, буду перечитывать и пересматривать то путешествие Ваше. Огромная работа проделана для нас, спасибо вам большое!
 
Священник и его помощник на иконе, очень-очень устали, это видно, не недовольное лицо, а именно вымотанное, усталость, бессилие, взгляд в одну точку - может быть человек болел, скорее всего очень сильная усталость, а лицо очень хорошее у него и помощника.
 
Батюшка о.Константин, чуть-чуть не согласна с вами (простите), это о картине "Неравный брак", мне кажется совсем иное: тут видно залихватского старика, который еще очень даже может твердо повелевать и властвовать надо всеми, и характерец его виден, а невеста бедная: вся ее внешность, фигура облик - глаза выплакала, видно она как в силках, нет, она не хочет за него, там что-то такое: серьезная ситуация, что именно насильно ее выдают, а она ничего сделать не может - это очень видно, вся картина кричит об этом, для нее это горе, и ее жених молодой, он не на нее смотрит, там взгляд идет совсем в другое точку, он понимает что также бессилен что-либо поменять, так художник сказал. А реальная история предшествующие этой картине, это не сама картина, это просто история рассказанная художнику, много он взял оттуда, но сам сюжет он сделал совсем иным, герои с другим душевным миром, не как в той истории которой он знал, это другое родилось в нем самом, художник именно писал убитую, несчастную девушку которая выходит не по своей воле, она не любит его, а любит того кто стоит за ней. С глубоким уважением к вам и неизменной благодарностью за все!
 
Спасибо за подборку картин.
Обратила внимание на мужчину на картине СавицкогоК.А. "Встреча иконы", часто в церкви бывают подобные выражения лиц у некоторых "захожан".
И, конечно, «Неравный брак» Пукирева. Бросился в глаза браслет на левой руке невесты , явно недавний подарок (запястье даже покраснело). Помню, как я перечитывала "Дубровского" с детьми, была удивлена, что жизнь иначе расставила акценты для меня сейчас, в более зрелом возрасте. Дубровский -сам бандит, других в шайку собрал, за родительский дом заступиться не смог, шлялся неизвестно где, да и Машу с ним ничего хорошего не ожидало бы.
А священник на картине "Неравный брак" в детстве мне казался инициатором всего события, а теперь, я вижу как он пытается заглянуть в глаза невесты, понять ее.
 
Благословите, о. Константин. Простите за любопытство, вопрос не совсем по теме, а как устроялись подобные "исповедальни" (как на картине Корзухина) - как у католиков (священник отделялся от исповедуемого), или же просто часть храма отделялась ширмою?
 
Евгений17 написал(а):
Благословите, о. Константин. Простите за любопытство, вопрос не совсем по теме, а как устроялись подобные "исповедальни" (как на картине Корзухина) - как у католиков (священник отделялся от исповедуемого), или же просто часть храма отделялась ширмою?

Часть храма на время исповеди отделялась ширмой.
 
Поискала еще информацию о картине «Неравный брак». Вот что нашла:
Начало истории
В 1860 году в Москве венчались Андрей Александрович Карзинкин и Софья Николаевна Рыбникова. Ничего особенного не было в том, что родители невесты предпочли влюбленному в их дочь молодому Сергею Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире Карзинкина. Жених, кстати, был совсем не стар, всего на 13 лет старше невесты. Влюбленный в невесту молодой Варенцов вынужден был стать на свадьбе своей любимой… шафером. Потому что сестра жениха была замужем за его старшим братом. В общем, несчастный влюбленный и удачливый жених были почти родственниками. Вы представляете себе напряженность такой ситуации, да?
Это печальное событие запечатлел друг пострадавшего влюбленного – молодой художник Василий Пукирев. Но тогда он сделал только набросок.
А потом…
Потом любимую девушку самого художника, Прасковью, выдали замуж точно таким же образом. Рана была столь глубокой, что… Пукирев закончил набросок, да с таким чувством, что его крик души стал всемирноизвестным!
При этом, преображая давний набросок в картину, художник изобразил свою невесту, а друга Варенцова так и оставил. Говорят, друг страшно возмутился этим фактом – на момент окончания картины он собирался успешно жениться. И художник перерисовал пострадавшего влюбленного, нарисовав себя. Таким образом на картине он стал шафером на свадьбе у своей любимой.
P.S.
Брак Карзинкина и Рыбниковой (с венчания которых был написан набросок) оказался очень счастливым. У них родилось трое детей.
Что касается судьбы невесты художника, изображенной в окончательном варианте…. В 1907 году в Третьяковскую галерею попал рисунок старухи, сделанный художником Мазуринской богадельни. На нем было написано: «Древняя старуха Прасковья Варенцова сорок четыре года назад позировала Василию Пукиреву для картины «Неравный брак». Постаревшая невеста художника скончалась в приюте для бедных. Как сложилась ее семейная жизнь – неизвестно. Взято с сайта http://pik-tanya.livejournal.com/431318.html
А в Википедии есть статья о жизни и судьбе А.А.Карзинкина и С.Н.Рыбниковой и их потомков.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0...E5%E9_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7 Где есть такая сноска:
Мать Карзинкиных, красавица, в девичестве Рыбникова, была сестрой собирателя народных песен. У неё была замечательная библиотека, много книг в художественно-изящных дорогих переплетах. Приобретала она и картины лучших русских мастеров, среди них был «Христос на Генисаретском озере» Поленова, где так тонко передан цвет неба и воды. Эта картина висела у Телешовых в столовой, когда они переехали на Покровский бульвар в дом Карзинкина.
 
Спасибо огромное, милый батюшка и с Новым годом всю Вашу семью. Поразила картина Поленова "Исполнялся премудрости...". Вся она проникнута ощущением тишины, умиротворяющего покоя южного дня. Чувствуешь, что мальчику Иисусу хорошо жить. Его окружают любящие родные, благодатная природа, Ему интересно учиться... А потом через картину Крамского "Христос в пустыне", где Он готовит Себя к делу великого Служения, мы приходим к пронзительному полотну Перова "Христос в Гефсиманском саду"
 
Очень занятно рассматривать многофигурные картины. В каждой фигуре целая прожитая жизнь, характер, привычки, состояние души и намерение. Интересно, как изображены дети на картине Савицкого "Встреча иконы". Одного ребенка мать подвела, видимо, под благословение игумена, и тот смирно стоит, другому насильно пригибают голову для поклона перед иконой, кто-то повис на матери, с девочки платок слетел, кто-то даже явно не по возрасту, простите, палец сосет. Но детей очень много, больше, чем взрослых. Наверно, сейчас встреча иконы выглядела бы иначе: детей или не было бы совсем, или их бы было очень мало и их отвели бы подальше, дабы они не раздражали всех своим шумом. Меня еще заинтриговал второй помощник игумена, который на картине слева. Левой рукой он вроде придерживает полог, чтобы игумену было удобнее выйти, а вот почему он отвернулся, и что он делает правой рукой? Похоже, будто по сотовому разговаривает :)
 
Ольга из Нижнего написал(а):
...Одного ребенка мать подвела, видимо, под благословение игумена, и тот смирно стоит, другому насильно пригибают голову для поклона перед иконой, кто-то повис на матери, с девочки платок слетел, кто-то даже явно не по возрасту, простите, палец сосет. Но детей очень много, больше, чем взрослых... :)

Да, детей много. Это, кстати, очень хорошо показывает как много детей было в русских семьях. Сегодня, конечно, взрослые бы превалировали. Но именно потому, что детей рожают мало. У кого-то не получается по причинам здоровья, экологии и проч., другие сами отказываются от этого Божьего дара...
 
Ольга из Нижнего написал(а):
Меня еще заинтриговал второй помощник игумена, который на картине слева. ...почему он отвернулся, и что он делает правой рукой? Похоже, будто по сотовому разговаривает :)

Нет, Ольга. Он просто сморкается; по-простому, по-народному. Не в платок, а так...:)
 
Сверху