Нисхождение во ад

Час души
Нисхождение во ад
Восемь лет назад Вероника А., мой многолетний друг, подарила мне книгу под названием «Размышления с Евангелием в руках» (М.: Путь, 1997). Упоминаю об этом неслучайно: активное ее воцерковление во многом было связано с Храмом святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, где служил прот. Александр Мень. В свои приезды в Москву она всегда этот храм посещала, а когда о. Александра убили, приезжала (пока была в силах) туда каждое 9 сентября, в день его памяти. Написавший эту книгу священник Георгий Чистяков был клириком этого храма.
Об о. Георгии Чистякове, блестящем ученом и священнике, в интернете сказано много. Но для моих целей мне показались наиболее важными и уместными сведения, которые я выбрала из сказанного о нем здесь: http://www.school4you.ru/uchebniki/chistiakov/topic_2.htm:


Георгий Петрович Чистяков
(4 августа 1953, Москва – 22 июня 2007, Москва) – священник Русской Православной Церкви, филолог, историк.

Окончил Московский государственный университет в 1975 году по специальности древняя история. Кандидат исторических наук (тема диссертации: «Павсаний как исторический источник»). Имел научное звание доцента по кафедре классической филологии. Владел латынью, древнегреческим, французским, итальянским и английским языками.
…Последователь протоиерея Александра Меня. С 7 декабря 1992 года – диакон, с 25 ноября 1993 года – священник в храме Космы и Дамиана в Москве с правом окормления детей в Российской детской клинической больнице, где являлся настоятелем открытого весной 1994 года храма Покрова Богородицы.
…Настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине, в котором служил о. Георгий, протоиерей Александр Борисов вспоминал о нём: «Это был замечательный человек блестящего ума и образования, блестящего знания классических и новых европейских языков. Человек высочайшего уровня культуры. И все это он отдал на служение Церкви. При всём блеске светского образования он был человеком глубоко верующим, прекрасно понимающим православное богослужение и богословие. При этом он имел огромное почтение к духовному измерению человеческой жизни. Главной его чертой было сочувствие к человеку. Потому так тянулись к нему люди. Вот почему сейчас сотни людей переживают эту утрату как глубоко личную потерю. Он действительно обладал даром сочувствия. Главным в его жизни было примирение и союз всех людей. В каждом человеке он видел образ Божий. Его дар сострадания, противостояния и сочувствия физической боли наиболее ярко проявился в его почти десятилетнем служении в детской республиканской больнице. Это был настоящий подвиг. Он исповедовал и причащал часто смертельно больных детей, хоронил их и умел утешать их родителей перед лицом такой смерти. Это был великий дар утешения».


chistiakov.jpg
Фото взято из публикации Памяти отца Георгия на сайте Храма Святых бессребреников Космы и Дамиана
(http://www.damian.ru/Actualn_tema/Chistakov/letters.html)

Готовя публикацию в связи с недавней горячей дискуссией об отпевании некрещеных, я зашла в свой давний каталог Memorial, где у меня собрано множество работ на тему смерти и поминовения усопших, которую, оказавшись на склоне лет в Церкви, я открыла для себя в совершенно новом свете. И среди них увидела перепечатанную мною когда-то, сразу по прочтении, главу из книги о. Георгия. А когда перечитала — решила, что негоже держать под спудом свечу, которая для кого-то может развеять предрассветную мглу. Для себя, для других... Хотя отец Георгий и ставит всех нас перед очень тяжелыми вопросами... к Богу, вопросами, на которые, казалось бы, и ответа-то нет, но после Преполовения свет уже брезжит... «Мы — люди Страстной Субботы. Иисус уже снят с Креста. Он уже, наверное, воскрес, ибо об этом повествует прочитанное во время обедни Евангелие, но никто еще не знает об этом. Ангел еще не сказал: "Его здесь нет. Он воскрес", об этом не знает никто, пока это только чувствуется, и только теми, кто не разучился чувствовать».

За последний месяц я похоронил шесть детей из больницы, где каждую субботу служу литургию. Пять мальчиков: Женю, Антона, Сашу, Алешу и Игоря. И одну девочку — Женю Жмырко, семнадцатилетнюю красавицу, от которой осталась в иконостасе нашего больничного храма икона великомученика Пантелеимона. Умерла она от лейкоза. Умирала долго и мучительно, не помогало ничто. И этот месяц не какой-то особенный. Пять детских гробов в месяц — это статистика. Неумолимая и убийственная, но статистика. И в каждом гробу — родной, горячо любимый, чистый, светлый, чудесный. Максимка, Ксюша, Настя, Наташа, Сережа...

За последний день я навестил трех больных: Клару (Марию), Андрюшу и Валентину. Все трое погибают — тяжело и мучительно. Клара уже почти бабушка, крестилась недавно, но можно подумать, что всю жизнь прожила в Церкви — так светла, мудра и прозрачна. Андрюше — 25 лет, а сыну его всего лишь год. За него молятся десятки, даже, наверное, сотни людей, достают лекарства, возят на машине в больницу и домой, собирают деньги на лечение — а метастазы повсюду. И этот день (как и этот месяц) не какой-то особенный, так каждый день.
...Прошло полдня. Умерла Клара. Умерла Валентина. ... Умерла Катя (из отделения онкологии) — девочка с огромными голубыми глазами. Об этом мне сказали прямо во время службы.


Легко верить в Бога, когда идешь летом через поле. Сияет солнце, и цветы благоухают, а воздух дрожит, напоенный их ароматом. «И в небесах я вижу Бога» — как у Лермонтова. А тут? Бог? Где Он? Если Он благ, всеведущ и всемогущ, то почему молчит? Если же Он так наказывает их за грехи или за грехи их пап и мам, как считают многие, то Он уж никак не «долготерпелив и многомилостив», тогда Он безжалостен.
Бог попускает зло для нашей же пользы, либо когда учит нас, либо когда хочет, чтобы с нами не случилось чего-либо еще худшего, — так учили со времен Средневековья и Византии богословы прошлого, и мы так утверждаем следом за ними. Мертвые дети — школа Бога? Или попущение меньшего зла, чтобы избежать большего?


Если Бог все это устроил, хотя бы для нашего вразумления, то это не Бог, это злой демон, зачем ему поклоняться, его просто надо изгнать из жизни. Если Богу для того, чтобы мы образумились, нужно было умертвить Антошу, Сашу, Женю, Алешу, Катю и т.д., я не хочу верить в такого Бога. Напоминаю, что слово «верить» не значит «признавать, что Он есть», «верить» — это «доверять, вверяться, вверять, или отдавать себя». Тогда, выходит, были правы те, кто в 30-е годы разрушал храмы и жег на кострах иконы, во всяком случае, те, кто храмы превращал во дворцы культуры. Грустно. Хуже, чем грустно, — страшно.
А, может быть, не думать об этом, а просто утешать. Давать тем, кому совсем плохо, этот «опиум для народа», и им все-таки, хотя бы так, но будет легче. Утешать, успокаивать, жалеть. Но опиум не лечит, а лишь на время усыпляет, снимает боль на три или четыре часа, а потом его нужно давать снова и снова. И вообще страшно говорить неправду — особенно о Боге. Не могу.


Господи! Что же делать? Я смотрю на Твой крест и вижу, как мучительно Ты на нем умираешь. Смотрю на Твои язвы и вижу Тебя мертва, нага, непогребенна... Ты в этом мире разделил с нами нашу боль. Ты, как один из нас, восклицаешь, умирая на Своем кресте: «Боже, Боже Мой, почему Ты Меня оставил». Ты, как один из нас, как Женя, как Антон, как Алеша, как, в конце концов, каждый из нас, задал Богу страшный этот вопрос и «испустил дух».

Если апостолы утверждают, что Христос умер за наши грехи и искупил их Своею кровию, то мы выкуплены (см. 1 Кор 6: 20, а также Петр 1: 18-19), значит, мы страдаем не за что-то, не за грехи, свои, родительские, чьи-то. За них уже пострадал Христос — так учат апостолы, и на этом зиждется основа всего их богословия. Тогда, выходит, неизвестно за что страдаем мы.
Тем временем Христос, искупивший нас от клятвы законныя чеcтною Своею кровию, идет по земле не как победитель, а именно как побежденный. Он будет схвачен, распят и умрет мучительной смертью со словами «Боже, Боже Мой, почему Ты Меня оставил». Его бросят все, даже ближайшие ученики. Его свидетелей тоже будут хватать и убивать, сажать в тюрьмы и лагеря. Со времен апостолов и вплоть до Дитриха Бонхофера, матери Марии и Максимилиана Кольбе, вплоть до тысяч мучеников советского ГУЛага.
Зачем все это? Не знаю. Но знаю, что Христос соединяется с нами в беде, в боли, в богооставленности — у гроба умершего ребенка я чувствую Его присутствие. Христос входит в нашу жизнь, чтобы соединить нас перед лицом боли и беды в одно целое, собрать нас вместе, чтобы мы не остались в момент беды один на один с этой бедой, как некогда остался Он.
Соединяя нас в единое целое перед лицом беды, Он делает то, что никто другой сделать не в силах. Так рождается Церковь.


Что мы знаем о Боге? Лишь то, что явил нам Христос (Ин 1: 18). А Он явил нам кроме всего прочего и свою оставленность Богом и людьми — именно в этой оставленности Он более всего соединяется с нами.
Кто виноват в боли? Бог, Который может все? Не знаю. Бог — Всемогущий, the Almighty в старой английской Библии (в новых переводах такого слова нет) или Omnipotens латинского Символа веры. Но в Библии нет такого слова, в Библии Он — только Бог сил или Саваоф.
Грекам, а вслед за ними и римлянам всегда хотелось все знать. На этом основана вся античная цивилизация. Именно на этой неуемной, бурлящей и неутомимой жажде знания. И о Боге, когда они стали христианами, им тоже захотелось знать, может Он все или нет — отсюда слово «Всемогущий», или Omnipotens, один из эпитетов Юпитера в римской поэзии, которым очень любит пользоваться в своей «Энеиде» Вергилий.
А Бог «неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь» (это мы знаем не из богословия, нередко попадавшего под влияние античной философии, а из молитвенного опыта Церкви, из опыта Евхаристии — не случайно же каждый священник непременно повторяет эти слова во время каждой литургии), поэтому мы просто не в состоянии на вопрос: «Может ли Бог все?» — ответить ни «да», ни «нет». Поэтому, кто виноват в боли, я не знаю, но знаю, Кто страдает вместе с нами, — Иисус.


Как же понять тогда творящееся в мире зло? Да не надо его понимать — с ним надо бороться. Побеждать зло добром, как зовет нас апостол Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать и т. д. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие, как за единственную надежду.

«Бога не видел никто никогда». И только одна нить соединяет нас с Ним — человек по имени Иисус, в Котором вся полнота Божия пребывает телесно. И только одна нить соединяет нас с Иисусом: имя этой нити — любовь.
Он умер на кресте как преступник. Мучительно. Туринская плащаница со страшными следами кровоподтеков, со следами от язв, по которым современные патологоанатомы в деталях восстанавливают клиническую картину последних часов жизни Иисуса, — вот, действительно, подлинная святыня для ХХ века. Весь ужас смерти, ничем и никак не прикрытый! Посмотрев на картину Гольбейна «Мертвый Христос», герой Достоевского воскликнул, что от такой картины можно веру потерять. А что бы он сказал, если бы увидел Туринскую плащаницу, или гитлеровские концлагеря, или сталинщину, или просто морг в детской больнице в 1995 году?


Что было дальше? Мы верим, что Он воскрес, но мы не знаем этого. Не знаем! В начале 20-й главы Евангелия от Иоанна мы видим Марию Магдалину, потом апостолов Петра и Иоанна и чувствуем пронзительную боль, которой пронизано все в весеннее утро Пасхи. Боль, тоску, отчаяние, усталость и снова боль. Но эту же пронзительную боль и эту же пронзительную безнадежность, о которых так ярко рассказывает Евангелие от Иоанна, я ощущаю всякий раз у гроба ребенка... Ощущаю и с болью сквозь слезы и сквозь отчаяние верю — Ты воистину воскрес, мой Господь.

Пока писался этот очерк, умерла Клара, затем Валентина Ивановна, последним умер Андрюша — еще три гроба. Один мальчик признался мне на днях, что он не верит в загробную жизнь и поэтому боится, что он плохой христианин. Я возразил ему на это, что трудности с восприятием того, что касается жизни за гробом, свидетельствуют как раз об обратном — о честности его веры.
И вот почему. Один, причем не очень молодой, священник как-то сказал мне, что ему трудно судить о смерти и учить своих прихожан не бояться ее, поскольку он сам никогда никого из людей по-настоящему близких не терял. Честно. Очень честно. И очень верно. Мне всегда страшно смотреть на вчерашнего семинариста, который важно и мягко, но чуть-чуть свысока втолковывает матери, потерявшей ребенка, что на самом деле это хорошо, что Бог так благословил, и поэтому слишком уж убиваться не надо.


«Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы», — да, об этом говорит нам Христос в Своем Евангелии (Лк. 20: 38). Но для того, чтобы эта весть вошла в сердце, каждому из нас, необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас в бездну настоящего отчаяния, тоски и слез, нужны не дни и недели, а годы пронзительной боли — эта весть входит в наше сердце только без наркоза и только через собственные потери. Как школьный урок ее не усвоишь. Смею утверждать обратное: тот, кто думает, что верит, не пережив этого опыта боли, ошибается. Это — еще не вера, это только прикосновение к вере других, к вере тех, кому бы нам хотелось подражать в жизни. И более: тот, кто утверждает, что верит в бессмертие, и ссылается при этом на соответствующую страницу катехизиса, вообще не верит в Бога, а всего лишь в идола, имя которому — его собственный эгоизм.
Вера в то, что у Бога все живы, дается нам, только если мы делаем все возможное для спасения жизни тех, кто нас окружает, только если мы не прикрываемся этой верой в чисто эгоистических целях, чтобы не слишком огорчаться, чтобы не сражаться за чью-то жизнь или просто, чтобы не было больно.


Но откуда все-таки в мире зло? Почему болеют и умирают дети? Попробую высказать одну догадку. Бог вручил мир нам («Вот я даю вам» — Быт. 1: 29). Мы сами все вместе, испоганив его, виноваты если не во всех, то в очень многих бедах. Если говорить о войнах, то наша вина здесь всегда, о болезнях — она видна не всегда, но часть (экология, отравленная среда и т. п.). Мир в библейском смысле этого слова, мир, который лежит во зле, то есть общество или все мы вместе, — вот кто виноват.

В наших храмах среди святых икон довольно заметное место занимает «Нисхождение во ад». Иисус на этой иконе изображен спускающимся куда-то в глубины земли, а вместе с тем и в глубины человеческого горя, отчаяния и боли, в глубины тоски и безнадежности. В Новом Завете об этом событии вообще не говорится, только в Апостольском Символе веры есть об этом два слова, descendit ad inferos («спустился во ад»), и довольно много в наших церковных песнопениях.
Иисус не только страдает Сам, но и спускается в ад, чтобы там разделить боль других. Он всегда зовет нас за собою, говоря нам: «По мне гряди». Часто мы стараемся, действительно, идти вслед за Ним. Но тут...
Тут мы стараемся не видеть чужой боли, зажмуриваем глаза, затыкаем уши. В советское время мы прятали инвалидов в резервациях (как, например, на Валааме), чтобы их никто не видел, как бы жалея психику своих соотечественников. Морги в больницах так тщательно прятали на заднем дворе, чтобы никто никогда не догадался бы, что здесь иногда умирают. И проч., и проч. Мы и теперь, если считаем себя неверующими, пытаемся играть со смертью в «кошки-мышки», делать вид, будто ее нет, как учил Эпикур, отгораживаться от нее и т.д. Иными словами, чтобы не бояться смерти, используем что-то вроде анальгетика.
Если же мы считаем себя верующими, то поступаем не лучше: говорим, что она не страшна, что на то воля Божия, что не надо горевать по усопшему, потому что тем самым мы ропщем на Бога, и проч. Так или иначе, но подобно неверующим тоже отгораживаемся от боли, заслоняем себя от нее, инстинктивно, словно от удара занесенной над нами руки, то есть тоже используем если не наркотик, то, во всяком случае, анальгетик.
Это для себя. А для других мы поступаем еще хуже. Человеку, которому больно, пытаемся внушить, что это ему только кажется, причем кажется, ибо он Бога не любит, и т.д., и т.п. А в результате человека, которому плохо, тяжело и больно, мы оставляем наедине с его болью, бросаем одного на самом трудном месте жизненной дороги.


А надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом — почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте, неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе.
Когда у моей 80-летней родственницы умерла сестра, с которой вместе в одной комнате они прожили всю жизнь, примерно через год она сказала: «Спасибо вам, что вы меня не утешали, а просто все время были рядом». Думаю, в этом и заключается христианство, чтобы быть рядом, вместе, ибо утешать можно только человека, который потерял деньги, или посадил жирное пятно на новый костюм, или сломал ногу. Утешать — это значит показывать, что то, что с кем-то случилось, не такая уж большая беда. К смерти ближнего такое утешение отношения не имеет. Здесь оно больше чем безнравственно.


Мы — люди Страстной Субботы. Иисус уже снят с Креста. Он уже, наверное, воскрес, ибо об этом повествует прочитанное во время обедни Евангелие, но никто еще не знает об этом. Ангел еще не сказал: «Его здесь нет. Он воскрес», об этом не знает никто, пока это только чувствуется, и только теми, кто не разучился чувствовать.

DSC00158.JPG
17 декабря 2009 года как раз с Вероникой А. мы шли по Виа Долороса (Крестному пути). И две наши спутницы, уже не раз бывавшие и живавшие в Иерусалиме, сказали, указывая на плиты (которые я поспешила запечатлеть, так что у нас есть уникальная возможность рассмотреть их хорошенько через двойной щелчок мышки), что они сохранились со времен Христа. Чьи-то ноги, попавшие в кадр, дают наглядное представление о масштабе этих плит.
Тех самых, быть может, по которым Его вели на Распятие...


DSC00155.JPG
...и по которым Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные бежали ко Гpобy Господню с миpом в pyках, «чтобы возлить благовонные аpоматы
на бездыханное Тело своего Божественного Учителя»...

DSC00157.JPG
...бежали, спотыкаясь в темноте и падая, изнемогая от скорби и печали...

DSC00156.JPG
...и Ангел и им еще не сказал: «Его здесь нет. Он воскрес»...

  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Сегодня думала, ехав на работу, как запрятана от нас сегодня смерть..и тут статья Ваша - такая удивительная.
спасибо.
 
Ваше наблюдение, дорогая Елена Б., тоже удивительное, спасибо Вам. Я долго думала, прежде чем отдать предпочтение этой статье перед другой, тоже на тему смерти и нашего к ней отношения (ведь завтра последняя в Великом посту поминальная суббота, далее пойдут совсем другие темы, а наши частные скорби уступят место общей СКОРБИ), а потом все-таки стало ясно: нет, вот это... И ваш комментарий подтвердил мой выбор.
 
Если бы не Вы, дорогая Людмила, я, может быть, так близко и не познакомилась с работами о. Георгия.(Тут же зашла в Озон и заказала себе три его книги) Но тут прочла на одном дыхании. Получила ответы на такие вопросы, которые со страхом себе задавала и не решалась продумывать ответы...Поняла, что главное - верить, даже пока Ангел еще не сказал...Этой вере трудно научиться, но ее можно возжечь в своем сердце. Жены - мироносицы - та свеча, свет от которой дошел до нас, до нашего времени. И какое подтверждение! Эти камни, эти плиты! По ним ступал ОН. По ним бежали страдающие женщины. Не нужно утешений. Просто быть с ними. Со-чувствовать. Со-переживать. Все рядом. Только руку протяни. Поверь.
 
Дорогая Людмила Александровна, спасибо Вам большое. В каждой Вашей записи я нахожу не только ответы на свои вопросы, но вижу и то, в чём я заблуждаюсь. Взгляд со стороны, который очень мне необходим. Моя Вера в то, что Бог есть Бог живых, оказалась лишь ширмой, прикрывающей эгоистическое желание не огорчаться, ничего не делать. Страшно, но это действительно так. И нужно много трудиться, чтобы моя Вера стала честной. Храни Вас Господь!
 
Всё верно. Большое спасибо.


Настоящая вера бескорыстна во всех смыслах. Бескорыстна и безусловна.
 
"Бог — Всемогущий, the Almighty в старой английской Библии (в новых переводах такого слова нет) или Omnipotens латинского Символа веры. Но в Библии нет такого слова, в Библии Он — только Бог сил или Саваоф".
Когда я начала читать Тору, (мне казалось, что это тот же Ветхий Завет), первое разительное отличие от нашего издания Библии было то, что Бог там называется Всесильным и только Всесильным. От "Бога сил" отличается тем, что именно ВСЕсильный. То есть Всемогущий.
 
Отец Георгий продолжает нести свое служение... Возблагодарим его и помолимся.
А от себя хочу сказать, что все мои публикации адресованы прежде всего мне самой, обращены к тому, что оставляет желать лучшего во мне самой. Больше всего боюсь, чтобы кто-то подумал, что они адресованы только моим читателям, а мною, любимой, все проблемы уже решены и вот теперь можно и поучить.
Спасибо всем, дорогие!
 
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы», — да, об этом говорит нам Христос в Своем Евангелии (Лк. 20: 38). Но для того, чтобы эта весть вошла в сердце, каждому из нас, необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас в бездну настоящего отчаяния, тоски и слез, нужны не дни и недели, а годы пронзительной боли — эта весть входит в наше сердце только без наркоза и только через собственные потери".

Людмила Александровна, спасибо за «Час души», за то, что встали рядом. Ведь «в этом и заключается христианство, чтобы быть рядом, вместе». Завтра поминовение усопших. Становлюсь рядом с матерями, потерявшими своих детей. Со святыми упокой...
 
Тяжело мне далась данная публикация. Несколько раз хотелось закрыть и как Скарлетт О’Хара сказать себе «Я подумаю над этим завтра». Пришлось признаться себе, что тема смерти для меня некое табу, я не могу смотреть в глаза смертельно больным людям, не способна понести их немощи. Нет у меня ни должной силы духа, ни любви. Думала об этом, как о факте, не очень понимая пока, что и как могу изменить.

Сегодня у нас на литургии всё было как-то особенно медленно. Долго читали записки, медленно молился священник. Маруся моя извелась, капризничала, устала, была голодна. Эти «лишние» 40 минут до Причастия для меня были просто испытанием. Старалась умом быть в службе, но при этом параллельно в моей голове звучало «Господи, пожалуйста, быстрее, Господи помоги дождаться вожделенной Чаши». Уже по дороге домой после Причастия, (Маруся «перекусила» двумя просфорами), совсем в другом настроении, подумалось: вот это желание скорой встречи и соединения с Господом нас должно сопровождать всю нашу жизнь. И если мы будем думать об этом правильно, то сможем переосмыслить свое отношение к смерти. И такие публикации нам нужны как воздух.

Низкий Вам поклон, дорогая Людмила Александровна, «зацепили» за самое сердце.
 
Христос входит в нашу жизнь, чтобы соединить нас перед лицом боли и беды в одно целое, собрать нас вместе, чтобы мы не остались в момент беды один на один с этой бедой, как некогда остался Он.

Чуть больше года назад я пришла в собор к о. Константину. У наших родственников случилось несчастье: погиб сын. Я ждала, наверное, слов утешения от батюшки, в первую очередь, для матери. А о. Константин, изменившись в лице от боли, тихо сказал: «Какое горе! Я буду молиться». Это трудно объяснить словами, но в тот момент я почувствовала, что «Христос посреди нас». И Он разделяет наше горе. Это было потрясением. Спасибо, дорогая Людмила!
 
Спаси Бог, Людмила Александровна, за эту статью.
Страшные вопросы и честные ответы:

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы», — да, об этом говорит нам Христос в Своем Евангелии (Лк. 20: 38). Но для того, чтобы эта весть вошла в сердце, каждому из нас, необходим личный опыт бед, горя и потерь, опыт, ввергающий нас в бездну настоящего отчаяния, тоски и слез, нужны не дни и недели, а годы пронзительной боли — эта весть входит в наше сердце только без наркоза и только через собственные потери. Как школьный урок ее не усвоишь».

Невозможно понять боль другого человека, пока не испытал эту боль на себе. Пока ты сам не стоял перед пропастью, в которой ничего нет и больше уже не будет. И никто не в силах, кроме Господа, осветить эту бездонную черноту Своей Любовью и показать, что «у Него все живы».

Храни Вас Бог!
 
Где Он? Если Он благ, всеведущ и всемогущ, то почему молчит?...
Бог попускает зло для нашей же пользы, либо когда учит нас, либо когда хочет, чтобы с нами не случилось чего-либо еще худшего, — так учили со времен Средневековья и Византии богословы прошлого, и мы так утверждаем следом за ними. Мертвые дети — школа Бога? Или попущение меньшего зла, чтобы избежать большего?...
Если Бог все это устроил, хотя бы для нашего вразумления, то это не Бог, это злой демон, зачем ему поклоняться, его просто надо изгнать из жизни. Если Богу для того, чтобы мы образумились, нужно было умертвить Антошу, Сашу, Женю, Алешу, Катю и т.д., я не хочу верить в такого Бога...
А, может быть, не думать об этом, а просто утешать. Давать тем, кому совсем плохо, этот «опиум для народа», и им все-таки, хотя бы так, но будет легче. Утешать, успокаивать, жалеть. Но опиум не лечит, а лишь на время усыпляет, снимает боль на три или четыре часа, а потом его нужно давать снова и снова. И вообще страшно говорить неправду — особенно о Боге. Не могу.
Да, правда жизни в том, что хотя Бог и не создает Сам зла, но мертвые дети это школа Бога. Великий потоп, сжигание городов, жестокости Ветхого Завета тоже школа Бога. И даже допущение зла в виде змия в райский сад для испытания Адама и Евы тоже школа Бога по совершенствованию человека в богоподобии. Без воли Божией не может к нам приблизиться никакая болезнь.
Но мы верим, что эти жертвы не напрасны. Если быть честным, то надо признать, что смерть маленького ребенка также нужна Богу, как и смерть безгрешного Христа. А также я верю в то, что страдания и смерть любого ребенка попускаются Богом не только для спасения нас, но и не разлучают его в вечности не только с Богом, но и с теми, кто его любил.
Мы верим Богу в Его промысле. Бог знает наши скорби. Мы не оставлены Им.Он всем желает блага, но для осуществления этого блага каждый должен с благодарностью к Богу нести свой крест, пройти через тяготы жизни, испытать себя земной жизнью в доверии к Богу. Мы все-таки верим в то, что Бог всесильный, что по Его промыслу смерть это начало новой жизни в Боге и что Бог это вечная любовь, которая в каждом человеке рождается через страдания, смирение, страх Божий и благодарность Ему за нашу жизнь.
Думаю, в этом и заключается христианство, чтобы быть рядом, вместе, ибо утешать можно только человека, который потерял деньги, или посадил жирное пятно на новый костюм, или сломал ногу. Утешать — это значит показывать, что то, что с кем-то случилось, не такая уж большая беда. К смерти ближнего такое утешение отношения не имеет. Здесь оно больше чем безнравственно.
Все-таки скажу несколько слов в защиту утешения.
Я бы понял, если бы было написано, что одного только утешения недостаточно. Но в таком категорическом виде, что утешение это опиум и безнравственно? Мне этого не понять. Да, не все хотят утешения от людей. Некоторые хотят побыть в одиночестве, внутренне пережить горе. В таком случае, навязчивое утешение действительно может нанести вред. Но часто сам человек в горе хочет выплакаться, ищет утешения. И тогда надо только найти слова - для каждого человека разные.

Нет, утешать – это совсем не «значит показывать, что то, что с кем-то случилось, не такая уж большая беда». Утешение надо понимать по-другому – по-христиански. Мы все, и больные и здоровые, знаем, что смерть неизбежна и ищем Утешителя. Христианское утешение дает радость и надежду. И, конечно, для православного человека наилучшим утешением является покаяние и исповедь.

Для больного в первую очередь важны сострадание и любовь, чтобы кто-то был рядом с ними и никогда их не оставил. Быть рядом, проявлять заботу, милосердие, любить ближнего. Но это не исключает утешения. Как бы мы не заботились о больном, он все равно страшится боли и смерти и нередко впадает в отчаяние и уныние. В отличие от опиума и наркотиков утешение не ведет к уходу от проблем жизни, а дает силы в борьбе с болезнью и способствует духовному выздоровлению и спасению. И как радстно видеть как у маленького ребенка уходит боль при утешении.

Просто посидеть и помолчать или поговорит о своей любви и даже о любви Бога. Главное найти слова утешения. А главные слова в том, что любовь не кончается. Достаточно смириться с волей Божьей и страдания уходят не на время, как при наркотике, а навсегда. Что в таком утешении может быть безнравственного? Лишь бы оно не было навязчивым и поучительным, а было бы ответом на отчаяние безнадежно больного.

P.S. Священники помогут онкопсихологам утешать больных.
 
Человеку, которому больно, пытаемся внушить, что это ему только кажется, причем кажется, ибо он Бога не любит, и т.д., и т.п. А в результате человека, которому плохо, тяжело и больно, мы оставляем наедине с его болью, бросаем одного на самом трудном месте жизненной дороги.

А надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом — почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте, неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе.
Удивительные и такие нужные слова. Я, например, всегда теряюсь, когда у кого-то горе. Что делать, что сказать? Всегда подсознательно как-то стыдно утешать, т.к. понимаешь, что не была в подобной ситуации. Мудрые советы из состояния собственного благополучия - как-то это нечестно. Поэтому всегда старалась стушеваться, не попадать в ситуацию, когда надо что-то сказать, не оказаться рядом. Но для христианина тоже - не выход. Первый раз я столкнулась с этим советом - просто быть рядом в лекции митр. Антония Сурожского http://azbyka.ru/audio/propovedi-i-besedy/mitropolit-surozhskij-antonij.html Лекция 2 - О смерти . Теперь снова. Наверное, это - единственно правильное и честное решение, хотя требует самоотверженности. Утешить всегда легче - и себя заодно утешаешь : " Смотри веселей, не все так страшно!". Но одно дело утешать в преходящих трудностях, другое - когда речь идет о вещах жизни и смерти. Нужно набраться сил, чтобы не спрятаться за словами утешения, а побыть рядом. Этому надо учиться...
Спасибо, Людмила Александровна за затронутую тему.
 
Совершенно разное отношение и восприятие смерти собственной или близкого тебе человека. Это невозможно сравнить!!!!
Как часто только этого хочется: "Легко верить в Бога, когда идешь летом через поле. Сияет солнце, и цветы благоухают, а воздух дрожит, напоенный их ароматом. «И в небесах я вижу Бога» — как у Лермонтова. А" Но быть с Богом и верить ему при потери любимого - это честнее.

Спасибо, Людмила Александровна ( я Вам верю!)
 
Я тоже неоднократно сталкивалась с чужим горем -"лицом к лицу", когда нужно как-то отреагировать, что-то сказать или сделать. В достаточно давнем случае я все сделала так, как пишет священник, - как не надо было делать. И совсем недавно мы пришли в больничную палату по уходу за бездомными, и там лежала женщина, еще не пожилая, у которой недавно погибла дочь. Мы с сестрой тоже стали ее "утешать", советовали больше молиться и причащаться Св.Таин. Но после нас к ней подошла наша старшая сестра (не по возрасту), когда она от нее вернулась, у нее были глаза опухшими от слез. Вот это был урок "утешения" для нас. Я согласна, что если нет в душе любви к людям, то никакого утешения не получится, фальш будет сразу видна, и принесет дополнительное горе человеку.
Спаси Вас Господи, дорогая Людмила, за Ваши посты, пишите пожалуйста побольше, мне трудно описать те светлые ощущения, которые возникают в душе после чтения Ваших записей.
 
Я тоже неоднократно сталкивалась с чужим горем -"лицом к лицу", когда нужно как-то отреагировать, что-то сказать или сделать. В достаточно давнем случае я все сделала так, как пишет священник, - как не надо было делать. И совсем недавно мы пришли в больничную палату по уходу за бездомными, и там лежала женщина, еще не пожилая, у которой недавно погибла дочь. Мы с сестрой тоже стали ее "утешать", советовали больше молиться и причащаться Св.Таин. Но после нас к ней подошла наша старшая сестра (не по возрасту), когда она от нее вернулась, у нее были глаза опухшими от слез.
Спасибо Вам за это краткое, но такое яркое свидетельство!
 
Сверху