О «бесполезном эгоизме»

Эта запись является частью серии записей Мой «патерик»
Мой «патерик»
О «бесполезном эгоизме»
Недавно я была в гостях у своей одноклассницы, очень дорогого мне человека, которого знаю с 14 лет. И в задушевном разговоре она спросила меня: «Скажи, пожалуйста, вот я читала недавно про Симеона Столпника. Богу это всё нужно?» В книге, читанной мною совсем недавно: А.Н. Смерти нет! Льеж, 1957 — я нашла простой и четкий ответ на этот вопрос... Данный на примере Преподобного, «егоже память ныне совершаем».

Глава VI. О СМЫСЛЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ
Наше призвание — не здесь, на земле, наша родина и наша цель — «там», в том мире, к которому призвал нас Господь. Люди, не сочувствующие Церкви, говорят, что церковное учение о той жизни — какой-то темный и беспредметный мистицизм. Так ли это? Правы ли мы? Мы, христиане, — не от мира сего. Это не значит, что наш мир — где-то отсюда за миллиарды верст, где-то за бесконечными звездными мирами. Совсем нет. Он внутри нас же самих, в окружающей нас природе, на всяком месте, в каждой душе. Стремиться из этого мира в тот не значит нестись и рваться куда-то в беспредельную звездную даль, в неизвестные пространства солнц и созвездий. Нет, это значит — просто войти внутрь того, что находится в нас самих и кругом нас. В моей душе, какова бы она сейчас ни была, все же просвечивает нечто высшее, благороднейшее и святое, хорошие мысли, чувства и желания, та же душа, но только в более совершенной и прекрасной форме бытия. Идти туда, к этому просвету, вживаться в его атмосферу, ткать из нее свои жизненные нити, — это значит идти в тот небесный мир, к которому мы призваны Господом. Стараться отдавать свое глубокое внимание всему окружающему нас живому, всякой былинке и вещи, входить своим умиротворенным сердцем в то светлое и прекрасное бытие, которое проникает во все и отражается во всем, созерцая все в Боге, отказавшись от себя, — это значит идти в царство «не от мира сего». Тот мир есть лишь просветление, утончение и одухотворенный расцвет этого.

Милый друг, иль ты не видишь, что все видимое нами
Только отблеск, только тени от незримого очами.
Милый друг, иль ты не слышишь, что житейский шум
трескучий
Только отклик искаженный торжествующих созвучий.

Вл. Соловьев

Мы смотрим на то же, на что смотрят и другие, но видим в нем тот мир, который для других пока остается сокрытым. Можем ли представить себе, что говорил незаметный цветок — лилия — сердцу и очам Господа, когда Он всю славу Соломона повергал перед нею ниц!

Мы не от мира сего. Это, однако же, не значит, что мы должны чуждаться тех людей, с которыми нас сводит действительная жизнь, и мечтать о других существах, которые более бы подходили к нашему идеалу. Да, мы должны быть как можно дальше от всего худого и в нас, и в других, — наш долг бороться с этим неустанно. Верующий в «то» царство входит в самое внутреннейшее общение с окружающими его людьми, хотя часто и неведомо для них. Не помимо их он ищет того неба, к которому призван, а в них же и через них же. Он идет к тому миру через деятельное общение с ближними, будь оно в сфере мысли, дела или невидимой молитвы и любви. То, что может казаться уединением христианина, — только видимость; он ближе к своим ближним, чем сами ближние между собою и к самим себе. Он сквозь них же, в их собственной глубине, видит просветленный чудный мир того царства всякой красоты, жизни и гармонии, который всегда обнимает их, но в который они никак войти не могут, неудержимо скользя по блестящей поверхности этого мира... Наш рассудок склонен протестовать против подвигов, предпринимаемых нашими подвижниками, как например, уединение, столпничество, пост, частая и долгая молитва.

Приведем очень характерный образчик такого протеста, сказавшийся в отзыве одного русского публициста о преп. Серафиме Саровском. Как известно, преп. Серафим предался столпничеству в конце 18-го столетия, в эпоху крупных революционных движений на Западе, и публицист по этому случаю бросает подвижнику такой укор: «Дух Божий и дух тьмы столкнулись, как два урагана в крутящемся смерче революции, и рушились царства, гибли народы, а он, Серафим, стоял тысячу дней на камне в безмолвной молитве. Люди боролись с людьми за будущность мира, а он боролся с бесами за одного себя»...

Конечно, если оценивать людей со стороны их способности к борьбе за формальное право, стремящееся установить в мире внешнюю правду, в которой до сего времени многие видят единственное лекарство от всех зол, — то преп. Серафим, как такой общественный деятель (с точки зрения «многих»), был явлением отрицательным. Но не следует судить о такой огромной и просветленной силе, как этот праведник Божий, лишь по этой мерке, ибо у него были основания искать других средств к врачеванию людей, и для этого он стремился прежде всего постигнуть внутреннюю духовную жизнь человека, найти правду внутреннюю, во внутренней совести, стремился для этого очистить себя от низменных страстей, а потом помогать людям в этом же направлении. И результаты жизни преп. Серафима, как мы знаем, оправдали его подвиги: преп. Серафим сделал в свое время (и по сие время делает и будет делать), много, о, как много, для страждущего человечества, неизмеримо больше, чем те, которые думают борьбою на баррикадках устанавливать внешнюю правду. Тысячи страждущих душею и телом приходили к старцу за помощью, помощью не призрачной, а действительной, врачующей людей; приходили измученные жизнью, протекшею для многих из них в бесплодной борьбе в среде того самого формального права, в котором малый разум человеческий только и видит свое спасение от всех зол. Всякому св. подвижник давал мир Христов, и все, кто имел с Преподобным общение, ощущали его великую любовь и ее благодатную силу. И чем больше в народе таких «бесполезных эгоистов», борющихся с бесами в самом себе, тем совершеннее делается общественный строй, если не по внешней форме, то по духу своей жизни. Здесь совершается великая тайна воздействия благодати Божией чрез избранные «сосуды» — на общество людей.

Одиночество подвижника — только путь к высшему е д и н е н и ю.

Подвижники уходили в пустыню, леса, порывали связь с людьми и всецело отдавались подвигам нравственного совершенствования, но разобщение с миром продолжалось только до тех пор, пока они не чувствовали того, что могут быть полезны людям; почувствовав же это, они с энтузиазмом и настойчивостью отдавались делу духовно-нравственного руководства людьми, искавшими спасения. В этом смысле наши подвижники были общественными деятелями в самом высоком и благородном значении этого слова: отдавшись стремлению к идеалу нравственного совершенства, они шли твердо и неуклонно к этой цели, и лучи этого подвига освещали не их одних, но всех, кто соприкасался с ними.









  • Like
Реакции: 8 человек

Комментарии

С
Ответ хорош. Но очень смущает, что нет Бога в этом ответе.
Решил святой, что надо ему очистить душу подвигом - начал подвиг. Решил, что уже чист и готов "быть полезным людям" - вернулся из затвора, стал принимать страждущих.
А где же для Бога место? Ведь и преподобный Серафим не сам из затвора вышел, а по велению Пресвятой Богородицы. Да и другие подвижники не самовольничали, совершая подвиги.
 
Последнее редактирование:
Рад Вашему возвращению на форум, дорогая Людмила Александровна. Дай Бог Вам здоровья!

Светлана, не святой Серафим Саровский решил, что "надо ему очистить душу подвигом", а... обычный человек. Такой же, как и все мы. Каждого из нас Господь к себе призывает, да не каждый откликается. А ведь, кажется, чего "проще" - уверуй всем сердцем, да и заберись на камушек на три года. Только вот что-то желающих.... И это при том, что "камней"-то кругом... - видимо невидимо, выбирай любой себе по силам.

Не мог Господь принудить Серафима Саровского к его подвигам. И Богородица не могла. Это был его личный выбор: самому достичь вершины с тем, чтобы показать другим, что путь возможен. Об этом, на мой взгляд, и статья.
 
С
Я говорила о выходе из затвора. Святой Серафим Саровский (именно уже СВЯТОЙ тогда, а не обыкновенный человек) удостоился видения Пресвятой Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. А в приведенной статье получается, что по своему человеческому измышлению подвижник решал, когда ему в затвор уходить, когда к людям выйти.
Такие вопросы не человеческой волей решались, а только в случае совпадения воли человеческойй и воли Божией. А волю Божию узнавали у старцев, подвиги совершали по послушанию, а не в самоволии.
Тот же Симеон Столпник, услышав повеление старцев "сойти со столпа", немедленно начал сходить вниз. И старцы, увидев его полное послушание, поняли, что подвижник не в прелести и благословили его на столпничество.
Читайте внимательней Жития Святых!
А статья хорошая, только хотела заметить, что недостает слов о действии воли Божией в деяниях святых подвижников.
 
..."И чем больше в народе таких «бесполезных эгоистов», борющихся с бесами в самом себе, тем совершеннее делается общественный строй, если не по внешней форме, то по духу своей жизни. Здесь совершается великая тайна воздействия благодати Божией чрез избранные «сосуды» — на общество людей".
На мой взгляд, совершенно достаточно.

Что касается внимательного чтения Жития Святых:
..."Мы хотели бы показать, что биография преп. Серафима требует пересмотра: как среди общины, так и среди паломников преп. Серафим начал старчествовать уже в тридцать шесть или сорок лет, а тысячедневное столпничество следует, очевидно, отнести к началу его отшельнической жизни. Настоятель Исайя I (1794—1806) высоко ценил преп. Серафима. Поскольку Нифонт, избранный настоятелем в 1806 году, относился к нему неприязненно, преп. Серафим демонстративно прекратил старческое попечение о монахах (только о них). В 1810 году Нифонт под благовидным предлогом принуждает его покинуть пустыньку и вернуться в монастырь. Весьма вероятно, что преп. Серафим продолжал принимать паломников и Нифонт решил положить этому конец. Получив запрет на посещения и не желая оставаться духовным наставником братии при осуждающем его настоятеле, преп. Серафим ушел в затвор. Не позднее чем через четыре с половиной года и при обстоятельствах, о которых нам не рассказано, он возобновил старчество, принимая и паломников и «многих из братии» (110 1/2). Весьма вероятно, что преп. Серафим, как и старец Леонид, о котором мы будем говорить, был слишком известен, чтобы возможно было надолго запретить ему принимать посетителей. Принимая мирян, он не мог отказывать и обращавшимся к нему братьям. Но ради мира в общине — не в меньшей степени, чем по призванию, — он стал с конца 1825 года проводить дневное время в пустыньке.
   Объясняя перемены образа жизни преп. Серафима его благоразумием, мы вовсе не хотим тем самым отрицать, что он руководствовался одновременно и указаниями свыше, как утверждают биографы, хотя эти данные, почерпнутые из житий, изданных Саровским монастырем, вызывают сомнения. Ведь жития ссылаются, помимо откровения, и на его состояние здоровья. Но, как уже было сказано» история строительства преп. Серафимом Дивеевского монастыря свидетельствует, согласно надежным документам, что указания, полученные в откровениях, никогда не связывали здравомыслия преподобного: одно не мешало другому".
Из статьи Рошко В.Л. "Преподобный Серафим: Саров и Дивеево". Ссылка здесь:: http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/prepodobnyj-serafim-sarov-i-diveevo/2

Канонизировали Серафима Саровского в лике святых в 1903 году, к Вашему сведению.
 
Последнее редактирование:
С
И о чем Вы, Игорь? О том, что есть житие святого, признанное Православной Церковью, а есть измышления современных "биографов", взявших на себя "тяжкий труд исправления прежних ошибок"? А по сути - подтасовывающие архивные данные под удобное их пониманию "жительство простого человека"?
С большим уважением отношусь к автору блогаи очень сожалею, что с моей подачи начался такой пустой спор.
Людмила Александровна, прошу Вас простить мою несдержанность. Если Вы посчитаете нужным удалить мои коменты, буду Вам весьма признательна.
Всего Вам самого доброго!
 
Последнее редактирование:
Дорогие Светлана и Игорь, спасибо вам на добром слове! Что же до вашего неожиданного спора, возможно, вам (и другим читателям) интересно будет узнать следующее:
«Предлагаемый любезному читателю, - пишут издатели в утраченном уже ныне стиле, - апологетический труд о бессмертии души и загробной жизни впервые был напечатан в «Сергiевских Листках» в 1930-31 гг. как скромный труд бывшего студента Богословского Института в Париже и печатался, согласно существовавшему тогда обычаю, в «Сергiевских Листках», без обозначения имени автора, только под инициалами "А.Н."». Книга имела большой успех, неоднократно переиздавалась, и цитируемое издание (восьмое по счету) вышло с разрешения автора, «ставшего к тому времени (1956) из скромного студента-богослова выдающимся архипастырем, управляющим обширной епархией». То есть, если бы автор хотел что-то добавить, уточнить или переформулировать в своем давнем труде, он бы это сделал. Примем этот труд с уважением.
Кстати, в ближайшее время книга «Смерти нет!» впервые появится в Сети в полном, а не отрывочном или включенном в тематические подборки виде. У нас на "Азбуке".
 
Последнее редактирование:
С
Людмила Александровна, благодарю Вас за более точное указание произведения, из которого Вы привели отрывок.
Просмотрев этот труд, в очередной раз убедилась, что нельзя строить суждение о целом по небольшой части. Потому что автор заканчивает это произведение фразой "За многовековое существование человечества ни один человек только своими силами, без помощи свыше, не мог подняться над жизнью в область духа." То есть не было смысла и спор начинать.
Обязательно постараюсь более глубоко изучить этот труд. И благодарю Вас за знакомство с этим автором!
 
Последнее редактирование:
Светлане: Я рада, что Вас заинтересовал этот труд. Однако приведенной Вами фразой он не заканчивается, далее следует довольно обширное "Дополнение", отсутствующее в более ранних изданиях.
 
С
Спасибо за уточнение. Буду искать в Интернете вариант более позднего издания.
Спасибо, что делитесь прочтенным-это важно, помогает выбрать"свое". Сейчас так много издается хорошего и разного, а с возрастом понимаешь, что времени на прочтение и осмысление остается все меньше.)))
 

Информация о записи

Автор
Людмила Никеева
Просмотры
2.517
Комментарии
10
Последнее обновление
Сверху