О безобразиях, творимых батюшками…

О безобразиях, творимых батюшками…
Ответ читателю


Когда кто-то думает, что я не даю острые и откровенные комментарии потому, что мне нравится, только когда меня хвалят, то скажу сразу – это неправда. Не даем мы такие комментарии, чтобы не потакать людям, которые хотят посеять сумятицу в сердцах и умах других читателей, которые высказывают откровенную глупость, или пытаются устроить какую-то провокацию.
Но когда читатель пишет вразумительные вещи, которые можно и нужно обсуждать, то мы никогда не уничтожаем такие комментарии.
Вот и совсем недавно появился новый читатель, который отреагировал на мою запись в блоге очень интересным, критичным комментарием.
Постепенно завязалась дискуссия. Кому интересно, могут прочитать это в комментариях к записи: https://azbyka.ru/forum/blog.php?bt=10099

Через какое-то время мне надоело, что читатель (он назвался Арсентием) говорит, как все плохо, а что именно плохо, примеров не приводит. Я попросил уважаемого Арсентия написать: что же он плохого видит в нашей церковной жизни?
Арсентий откликнулся. Письмо его мне показалось таким интересным, что я решил не оставлять его в графе комментариев, куда многие и не заходят, а вынести в отдельную блоговую запись. Благо, что вопросы, которые поднимает Арсентий, действительно важные и интересные.

Сразу скажу и Арсентию, и другим читателям, которые думают, что буду лукавить, буду кого-то покрывать, проявлять корпоративную поповскую солидарность и проч.: я буду честен!
Впрочем, кто не верит, пускай не верит.
Постараюсь разобрать аргументы Арсентия беспристрастно и объективно, как священник с 12-летним стажем.
Я знаю несколько сотен священников, бывал в сотнях храмов и думаю, что мое видение будет верным.

Сначала письмо Арсентия, потом мой разбор письма.

Арсентий:
Давайте с примерами:
Например: разговор священников перед жертвенником во время вынимания частиц. Разговоры чисто бытовые, шутки там и пр.
Просто шутки, разговоры, анекдоты. Выпивки. Ругань (редко мат). Рукоприкладство редко (чаще со стороны архиереев).
Присвоение чужих камилавок, подрясников и пр. во время большого скопления в алтаре во время архиерейских. Причем обычно оставляется замызганная ряса, а взамен берется новая. Это касаемо благоговения. Конечно, я не буду говорить, что службы состоят исключительно из вышеописанных грешков, это характерно больше для служб и приходов с большим количеством служащих, но степень «благоговения» видна сразу. Если служащий священник один, ему гораздо проще вести себя благоговейнее.
Гораздо неприятнее другое. Распространено лицемерие, сплетни, наговоры всякие, шепот из-за плеча, доносы. Зависть, например, когда у одного хороший голос, обычно другие его пытаются притравливать, чтобы, не дай Боже, не пролез вперед. Опять же поводом для зависти может послужить хорошая проповедь. Один священник стоит на амвоне старается, другие в это время деланно зевают, качают головой и демонстративно выглядывают из алтаря, пытаясь угомонить проповедника. Да буквально все может послужить поводом для зависти и травли. Любая незаурядность вызывает в собратьях-сослужителях страх и зависть. Страх того, что счастливчик будет замечен архиереем, что это ему, а не мне достанется протоиерейство или там наградной крест или местечко потеплее.

Я не священник и никогда им не был, но даже и меня умудрились оклеветать. Оклеветал диакон. При этом я не вижу за собой никаких достоинств, чему можно было бы завидовать. Да и диакон-то заезжий, с архиереем. Я его в глаза-то видел только несколько раз, никогда не общались. А наговорил на меня такого, чего я даже и сделать-то не мог. В итоге гнев архиерея и если бы не поддержка свидетелей, вылетел бы я из церковной ограды со свистом пули. Мне, конечно, попало все равно, даже когда все выяснилось, но такова уж система…
Мог бы и еще продолжать, да зачем?..


Теперь постараюсь ответить дорогому брату.

Например: разговор священников перед жертвенником во время вынимания частиц. Разговоры чисто бытовые, шутки там и пр.
Бывает, что частицы из просфор вынимают несколько священников. Такое бывает накануне больших праздников на всенощном бдении, когда нужно вынуть частицы из нескольких тысяч просфор. Собратья стоят у одного жертвенника и вынимают частицы: час-два, иногда и три. Тогда между священниками может возникнуть какой-то разговор или кто-то может рассказать другому шутку.
Отмечу, что в этот момент никто синодики с именами не читает, столько записок не набрать, а просфорок нужно много, так как завтра целый день будут идти люди и подавать записки, а в ответ им нужно будет дать вынутую просфорку.
И вот священник помянул всех своих близких и дальних, все синодики прочитаны, и идет процесс вынимания частиц из просфор. Вынимая частицу, священник говорит: «Помяни, Господи». И все, без упоминания конкретного имени.
И вот тут может возникнуть какой-то разговор. Это правда. Это не норма, но это может быть.
Но я не вижу здесь никакой трагедии. Священник – не механический аппарат, который должен функционировать в заданном режиме. Тем более разговоры, если они порой и возникают, – на духовную тему.
Тем более, добавлю, что это бывает только на Всенощном бдении. На Литургии этого никогда не бывает! И по строю самой службы проскомидии это невозможно, и по особому благоговейному отношению, которое все священники испытывают к Литургии.

Просто шутки, разговоры, анекдоты.
А что, священники не могут друг с другом пошутить, рассказать анекдот, обсудить прочитанную книгу или что-то другое?.. Это нормальное явление. Священники между собою общаются! – это для тех, кто об этом не знал.

Выпивки. Ругань (редко мат). Рукоприкладство редко (чаще со стороны архиереев).
Священник может выпить с собратьями за праздничным столом, это не запрещено. А Вы, собираясь с друзьями за столом, не поднимаете рюмку?
Среди священников бывают и пристрастившиеся к алкоголю. Это беда, но все-таки это достаточно редкое явление.
Про ругань и тем более мат скажу прямо: ни в Казанском кафедральном соборе, ни в нашем соборе (я служил в двух соборах) мата я не слышал. Но все зависит от уровня культуры. Допускаю, что где-то и поругаться, и подраться могут. Но это не от высокой культуры.
Про рукоприкладство вообще бред. Только один епископ этим прославился, тот самый Гавриил, про которого написал архимандрит Тихон в своей книге «Несвятые святые». Гавриил – да, мог кулаком помахать.
Но как только он учинил драку в своей епархии, его священноначалие запретило на 3 (кажется) года. Вот он и сидел на огородике своих прихожан и сторожил им капусту. Об этом отец Тихон хорошо и с юмором написал, кто читал «Несвятые святые», тот помнит.

Патриарх Кирилл вообще учредил «Высший церковный суд», куда можно обратиться священнослужителю, если его обидели. И авторитетная комиссия пригласит участников конфликта, разберет дело и вынесет приговор. Бывает, что какой-то владыка оскорбит священнослужителя и церковный суд предписывает владыку принести извинения клирику.

Присвоение чужих камилавок, подрясников и пр. во время большого скопления в алтаре во время архиерейских. Причем обычно оставляется замызганная ряса, а взамен берется новая.
Это просто смех. Это Вы какие-то анекдоты пишете. У всех священнослужителей есть ряса и камилавка. Это, так сказать, личные вещи, как брюки и рубашка.
Если, например, к нам приезжает архиерей и прибывают служить какие-то батюшки, то у них может не оказаться рясы и камилавки. Тогда такой батюшка просит меня: «Отец, умоляю, нет ли еще какой-то рясы, неудобно владыку без рясы встречать». Я спешу на помощь, потому что у меня две рясы и две камилавки. Почему не поделиться и не выручить?
Если где-то есть так, как Вы пишете, то такой наглый батюшка, который без спросу чье-то берет, сразу станет нерукопожатым в нашей поповской среде.
Но я ни разу даже не слышал про такое. Впервые слышу от Вас.

Гораздо неприятнее другое. Распространено лицемерие, сплетни, наговоры всякие, шепот из-за плеча, доносы.
Наверное, опять вопрос к культуре духовенства, с которым Вы общались. Я знаю многих батюшек и не вижу ни доносов, ни наговоров, ни чего-то другого. Есть в нашей епархии несколько священников, которые любят посплетничать и понаговаривать. Мы их знаем в лицо и общаться с такими не будем. Часто это батюшки, которые действительно кому-то завидуют, порой у них какие-то проблемы с психикой.
Есть, например, в Петербурге такой священник: отец Игорь П. Несколько лет назад он даже преподавал в Семинарии. Потом начались проблемы с психикой. Его уволили из Семинарии и отправили за штат, то есть лишили права служить. Отец Игорь написал абсолютно бредовую статью, в которой доказывает, что главный рассадник инфекций – это Церковь. Через Причастие, через лобзание икон и мощей в нас проникают миллиарды микробов, поэтому православные люди такие вялые и доверчивые. Кому интересно, можете прочитать: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-53319/
Мои знакомые психиатры классифицировали это как шизофренический бред.
Сегодня отец Игорь не служит в Церкви, а… ведет психологическое консультирование.
Недавно к нему обращалась одна дама, и он ей сказал, что о. К (то есть я) – страшный психопатический тип, еретик и прочее…
Я не обижаюсь, а жалею такого человека, это, как говорится, клиника.

Большинство наговоров и сплетен имеют похожую природу.
А вот кто сплетничает и наговаривает, так это не батюшки, а прихожане. Вот они это любят, и я об этом много раз писал.

Зависть, например, когда у одного хороший голос, обычно другие его пытаются притравливать, чтобы, не дай Боже, не пролез вперед. Опять же поводом для зависти может послужить хорошая проповедь. Один священник стоит на амвоне старается, другие в это время деланно зевают, качают головой и демонстративно выглядывают из алтаря, пытаясь угомонить проповедника. Да буквально все может послужить поводом для зависти и травли.
Шила в мешке не утаишь. Если у человека великолепный голос (как у нашего протодиакона Сергия: https://azbyka.ru/forum/blog.php?u=810, то завидуй – не завидуй, а это видно, и он будет занимать то место которое и занимает – главный диакон большого Собора. Если я умею сказать проповедь, то это тоже всем очевидно. Я не знаю, завидует ли кто-то мне? Завидует ли кто-то отцу Сергию? Если да, то пусть завидуют. Как они нам повредить-то могут? Надо не обращать внимания на эту ерунду и делать свое дело.
А то, что выглядывают и качают головой, то это не от зависти:). Просто всем хочется поскорее на обед побежать. И я их понимаю:)
Выхожу недавно на проповедь, а на меня пономарь с кислым выражением на лице смотрит. Я ему шепотом: «Пять минут!» Он, грустно: «В кубе».

Любая незаурядность вызывает в собратьях-сослужителях страх и зависть. Страх того, что счастливчик будет замечен архиереем, что это ему, а не мне достанется протоиерейство или там наградной крест или местечко потеплее.
Дорогие. При чем тут награды, протоиерейства и кресты? А знаете ли вы, что их дают не по заслугам, а по выслуге лет? Да, это грустно, но протоиерейство (мне) и протодиаконство (отцу Сергию) дали аккурат через 10 лет священнического служения. Есть регламент о наградах, в котором черным по белому прописано, через сколько лет священнослужителю дается та или иная награда: http://www.patriarchia.ru/db/text/551935.html
Порой кому-то за особые заслуги (построил, например, храм) дается внеочередная награда, но это бывает редко.

В любом случае, для меня, как и для многих священнослужителей, награды не имеют принципиального значения. Какая разница, какой крест на твоей груди, какие ордена и медали? Главное – любовь прихожан, мир в семье, пастырская деятельность, которой ты посвящаешь всего себя.
Есть батюшки, озабоченные наградами. Над такими, по правде говоря, священнослужители посмеиваются.

А про местечко потеплее я не понял. Вы имеете в виду более денежный приход? Может быть, кто-то этим и озабочен, но это какой-то процент от всех священников.

Я не священник и никогда им не был, но даже и меня умудрились оклеветать. Оклеветал диакон. При этом я не вижу за собой никаких достоинств, чему можно было бы завидовать. Да и диакон то заезжий, с архиереем. Я его в глаза-то видел только несколько раз, никогда не общались. А наговорил на меня такого, чего я даже и сделать то не мог. В итоге гнев архиерея и если бы не поддержка свидетелей вылетел бы я из церковной ограды со свистом пули. Мне конечно попало все равно, даже когда все выяснилось, но такова уж система…
Да ладно, не придавайте этому значения. Ну, сказал кто-то кому-то… Что проблему из-за этого раздувать? А Вы никогда не говорили чего-то лишнего? Эх, наш язык – наш враг.
Живите достойно и честно и пусть говорят, что хотят. Мне вот, например, все равно, что говорят. Когда говорят, что Антихрист будет за всеми следить и это будет ужас, я отвечаю: пожалуйста, моя жизнь перед вами, как на ладони.
Обо мне и владыке митрополиту, и секретарю епархии много раз что-то сплетничали. Они сами с юмором мне об этом рассказывали, но мне-то какая разница? Я делаю дело, в которое влюблен, у меня дорогие дети и жена, любимые студенты, драгоценные прихожане и собратья. Какая мне разница, кто что болтает? Как говорит наш батюшка, отец Георгий: «Собаки лают, караван идет»:)

На этом я заканчиваю письмо моему дорогому брату Арсентию. Прошу высказываться. Согласны вы со мной или нет? Приветствуются все мнения! (Провокации и глупости буду удалять.)

Храни всех Бог, Ваш прот. К.

Несколько фотографий, которые, кажется, уместно сегодня привести.

арсентий1.JPG
День Святой Троицы, чтение коленопреклоненных молитв. Пока священник читает эти молитвы, посмотрим, что же делают люди в алтаре. Может быть, болтают, сплетничают? Я сделал эти снимки просто так, как говорится, в архив. Но вот сегодня они пригодились.


арсентий2.JPG
Благовейная молитва, и ничего более...


арсентий3.JPG
Даже десятилетние мальчишки, и то подтянулись за старшими.


арсентий4.JPG
Кто-то молится и так.


арсентий5.JPG
Наши прихожане: золотой фонд:) Где унижение и прессинг, где жадность и лицемерие?.. Эта милая семья, похоже, не страдает от того, что священники хотят ее как-то обидеть!

Комментарии

Одно время мои знакомые сдавали квартиру,и буквально одна после другой к ним заехали две семьи из Москвы. Первые,уезжая,ругались, на чем свет стоит:'У вас в Питере грязь и одни помойки,зачем мы приехали' , а вторые-прямо контраст:'Какой прекрасный город,сколько романтики'. Вот так-одним помойки,другим -романтика, а город-то - один и тот же:) А если серьёзно-в любой сфере есть люди, которые пламенеют,а есть-которые хорошо,если не вредят -смотрите -медицина , педагогика. И как часто мы судим обо всей сфере по отдельным субъектам. С ними встречаться,конечно,неприятно. Но Иисус Христос,как мне кажется,должен быть важнее.
 
Хочется вспомнить слова Христа:"И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь” (Матф.7:3). Наше желание постоянно кого-то уличить в чем-либо,заметить недостатки отвлекает от главного - от спасения своей души. Милый человек, ведь ты приходишь в Храм Бога твоего. Какое тебе дело до того, как молятся другие люди, даже если это священники? Важно, с чем ты стоишь перед Господом.
 
Что значит, ожидаемо?
Четко, по пунктам, о. Константин разобрал Ваше письмо, претензии в котором, кстати, более чем ожидаемы. Все равно получился набор неконкретных недовольств. Разве это трагедия для Церкви, разговоры, камилавки, зависть? Как написала в своем замечательном комментарии Анна, это страсти. Даже Сергий Радонежский отдавал новую рясу завидующему послушнику, а сам ходил в старенькой и линялой. Человек меняется с трудом, но все-таки меняется, с Божьей помощью
 
А прихожане безобразий не творят? У любого настоятеля лежит пачка доносов от своих прихожан на своих батюшек! Но это жизнь, это люди со своими грехами и недостатками, и, несмотря на это, Господь все покрывает своей любовью.
 
Доброго дня всем! Так хочется грамотно ответить, но косноязычие мешает..Помоги Господи.. Уважаемый Арсентий, все настолько просто и банально, что даже кажется, что здравомыслящий человек не должен поддаваться искушению такого осуждения...Абсолютно в ЛЮБОЙ сфере человеческой деятельности есть разные люди - хорошие и плохие, есть правила и отступления от этих правил и так далее..Нельзя судить по отдельно взятым объектам и субъектам всю церковь целиком, как впрочем и ЛЮБОЙ институт, организацию в государстве, даже на человека по отдельным его поступкам нельзя навешивать ярлык "плахой" или "хороший"...И даже если и Вы столкнулись с чем-то подобным лично, то оставьте этих людей и ситуацию на суд БОжий..Ваша задача не опуститься в данной ситуации до осуждения, обиды и добычи (напишу это так, именно добычи) справедливости, Ваша задача ,как православного человека, сохранить свою душу...Если Вам несправедливо "попало" радуйтесь..Если Вы к этому отнесетесь по христиански, не обижаясь, а молясь за обидчика, это есть маленькие шаги к Царствию Небесному..Конечно это трудно, но в том и смысл...Ведь если Вы будете стараться быть милостивым, то и Господь будет к Вам милостив, если Вы оступитесь, Господь будет Вам давать тысячи шансов искупить вину...так почему Вы не даёте такого шанса другим? Вы столкнулись с проявлением в Вашем понятии с неблагоговейностью священнослужителей и их мирской сущностью? Так оставьте отвечать им за это, не осуждайте, думайте о своей душе. ТЕМ БОЛЕЕ, что это может быть Ваше мнение ОШИБОЧНО! Мы никогда до конца не знаем, что происходит на самом деле где-то, даже если внешне это и выглядит как-то для нас неприглядно. Я на собственном опыте столько раз убеждалась в этом, что даже стыдно. Вот подумаешь плохо или обидишься, а через некоторое время выясняется, что было все не так, как я это видела...Просите, если сумбурно написала, если ненароком обидела. ОЧень надеюсь что смысл донести удалось. С Уважением!
 
Спасибо отце Константин! Очень интересно. Всегда очень интересно "заглянуть в алтарь" - узнать побольше о жизни священников, что и как проходит, особенно когда Вы еще подкрепляете статьи фотокарточками.
На всю жизнь запомнил фразу Паисия Святогорца, скажу своими словами: "Одни люди похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие - на муху, и во всём стремятся увидеть только... дурно пахнущее."
Тут уж как не старайся, а всегда найдется человек которому не в чем не угодишь. Это в любой области нашей жизни так происходит. Церковь ни кому не навязывается, если тебе нужен Бог, сердце твое завет тебя в Храм, то тут уже вряд-ли ты будешь копаться, простите, в грязном белье. Я совсем недавно это понял, так сказать прочувствовал всей душей. Не нужно ориентироваться на священников, они ведь люди (всегда найдутся равнодушные, прости Господи), отец Константин иногда затрагивает эту тему (тему обычной приходской жизни) в своих рассказах.
Нужно то обращать внимание на святых отцов, на старцев - вот эталон! Вот та планка до которой нам как до луны. Нужно все силы отдавать на то, чтобы хоть немного приближаться к такой духовности и свету, которого достигли они в свой любви к Богу. А мы тратим силы на осуждение, злобу, наговоры. Нету смирения в нас, все нас задевает и злит.
Есть один путь, которым нужно идти - ежедневно бороться со СВОИМИ грехами, почаще причащаться, научиться любви и горячо верить Богу, всем сердцем..., ну и побольше читать хороших книг ;)
Наверно я не в праве учить людей, сам греховен во всем, но нам есть на кого ориентироваться.
Спаси Господи!
 
"А... Все так ожидаемо... А что еще вы могли ответить..."
С таким скучным печоринским хамством отвечает этот человек священнику который возился с ним весь день (надо полагать, занятый и прочими заботами), а потом уже на ночь глядя еще раз сел к компьютеру, чтобы и другие этой демагогией не соблазнялись.
Молчал я, молчал, но не выдержал. Мне резко не нравится этот Арсентий (на самом деле наверняка совсем не Арсентий). Я бы на месте батюшки ему сказал: "меньше надо отираться по алтарям и выносить сор из избы. Каждый профессиональный мир имеет свою изнанку, но Вы только ее и видите. Ваше и наше дело - молиться!"
Братья и сестры, вы такие прекрасные ответы написали этому человеку, столько в них любви и ума, читал и радовался! Но, по-моему, бессмысленно пытаться что-то объяснить человеку, который никого не любит. Слишком много чести обыкновенному околоцерковному сплетнику. Христос, Церковь, Богородица. И всё!
Павел.
 
=У любого настоятеля лежит пачка доносов от своих прихожан на своих батюшек! = Ну хоть стой, хоть падай! Чего творится-то :)
 
Незарегистрированный написал(а):
"А... Все так ожидаемо... А что еще вы могли ответить..."
С таким скучным печоринским хамством отвечает этот человек священнику который возился с ним весь день (надо полагать, занятый и прочими заботами), а потом уже на ночь глядя еще раз сел к компьютеру, чтобы и другие этой демагогией не соблазнялись.

Павел, я с вами солидарен!
 
Бедный, бедный, Арсентий...
После стольких добрых откликов оказался способен на "ожидаемо.что вы могли еще ответить". Да, слова - отражение нашей внутренней сути. Бог с Вами, Арсентий... и со всеми Вашими "обидчиками" - Бог. Он рассудит.
Вас душит и разъедает обида, поэтому Вы так настойчиво транслируете, я бы даже сказала, навязываете свой опыт, свое отношение к происходящему. На самом деле у каждого из нас есть что сказать и что вспомнить. У каждого есть разный опыт общения с батюшками - радостный, печальный, удивительный, восхитительный, поканепонятнокакой). Но всех нас объединяет, знаете что? Стремление измениться. Огромное желание поменять свой ржавый, искареженный ум на новый, освященный Христом. Поверьте, людей выбирающих светлую сторону жизни больше, гораздо больше. Тут дело в выборе. Как говорится: подобное к подобному...

Александр Архангельский, интервью Правмиру:

- Что было для вас за эти последние девять месяцев печальным, радостным – относительно обсуждаемой темы?

- Радостным оказалось, что те, кого мы считали нормальными, умными и чуткими людьми внутри Церкви, таковыми и остались. Они ни в истерику не впали, не дрогнули, не стали меняться, в зависимости от ситуации.

Печальным было почти все – со всех сторон. А самым грустным стало то, что во всех этих битвах, спорах, раздорах, выяснении отношений никто не говорит о главном: Церковь – это невеста Христова. Мы о Христе не говорим ничего.

В бесконечных дискуссиях мы забыли, что Церковь – путь к спасению, место радости. Мы перевели все в инструментальную систему, споря на темы, какими все должны быть, либералы мир погубят, нет, либералы мир спасут… Давайте мы потом это обсудим. Давайте скажем, ради чего Церковь существует. Ради радости познания Христа. Почему про это почти никто не говорит?

http://www.pravmir.ru/aleksandr-arxangelskij-cerkov-stala-dymovoj-zavesoj-ot-problem-v-gosudarstve/

Анжела
 
"Всякий монах и мирянин, который придает первостепенное значение этой мирской церковной суете и преходящим ценностям мира сего, в конце концов, охладевают сердцем к духовной жизни и даже полностью теряют из виду саму суть Православия и Спасения. Поучения монаха Симеона Афонского."
 
Бедный Арсентий, видно его действительно шибко обидели, что его никакие батюшкины доводы не удовлетворяют. Чтож батюшку-то теребить, если Вас ничего не устраивает. Соберите доказательства и отправьте письмо Патриарху. Только доказательства, касающиеся лично Вас, не наше это дело - за батюшками подглядывать, они сами разберутся.
 
Батюшка, спасибо за четкие аргументы, все предельно просто и понятно. Хочу сказать, что я искренне рада за Вас, что Вам Господь дал служить среди добрых, порядочных людей. Это чувствуется, когда присутствуешь на службах в Вашем соборе. Такая доброта и любовь исходит и от священства, и от прихожан. Ни разу не замечала хамства, ругани. А вот в своем приходе многое из того, что пишет Арсентий - правда. Помоги Вам Господь в Вашем служении Господу и просвещении нас!
 
Отец Константин, а зачем было тогда говорить «дорогой Арсентий… как мне понравилась твоя конструктивная критика»? Если все , что вы можете на нее ответить- «ну этого не может быть, это вообще бред, такого не бывает, а вот с этим я не сталкивался».
Вы упорно хотели услышать от меня конкретики, а после того как я наконец сделал небольшую зарисовку с элементами конкретики, меня тут же окрестили околоцерковным сплетником. Те кто меня сейчас критикуют могут узнать, что я не являюсь уже околоцерковным как и вообще православным. Никогда не делал из этого тайны. Те, кого обижают моя несговорчивость, несмотря на потраченное драгоценное время своего батюшки, могу лишь ответить- мое время оцениваю не менее драгоценным, а то, что отцу Константину не удалось «наставить меня на путь истинный» так это было и так заранее известно и мне и ему. Отец Константин вообще полемизировал со мной не ради моей «дорогой», как он выражается персоны, а лишь в апологетических целях, чему я могу только радоваться- человек занимает свое место.
А вообще такой полемический прием, который вы использовали, отец Константин, является классикой жанра. Реакция со стороны ваших почитателей на мою конкретику была очень предсказуема, лучшая защита, как говориться, наступление, и вы плавно перенесли обсуждение темы на обсуждение Арсентия. Но я оправдываться не собираюсь, т.к. все свои сообщения был корректен с вами и если чего и написал, то с вашего на то благословения. Я не лгал и не лжесвидетельствовал. Всему был свидетелем лично. Верить или не верить, Бог вам Судья.
 
Арсентий написал(а):
... я не являюсь уже околоцерковным как и вообще православным... Те, кого обижают моя несговорчивость, несмотря на потраченное драгоценное время своего батюшки, могу лишь ответить- мое время оцениваю не менее драгоценным...
Тогда тем более, забудьте все обиды "как страшный сон", не вводите в соблазн других.
 
Арсентий, вы же понимаете, что выборка из мнения одного человека - это всего лишь исключение.
Такое ощущение, как будто отец Константин открыл нам всем глаза - что не все так, как вы пишете. Так под этим и я могу подписаться. Замечу, что на службе в храме отца Константина я был всего раза 3-4. Так вот и в остальных храмах (благо в Питере их не один десяток) никакого осуждения, никаких неприятных моментов тоже не видел. Вы до сих пор думаете, что ответ Вам был просвещением всех остальных? Отнюдь. Он был дан лично Вам, так как остальные итак видят и знают, что все хорошо.


И вот что самое интересное - ваша реакция "была предсказуема". Подумайте - почему Вы этого сразу ожидали. Ответ типа "Вы тут защищаете отца Константина, так как он у вас является чуть ли не небожителем " - не примется (А вы абсолютно точно настроены именно на такой манер)
 
Может и существуют проблемы,озвученные Арсентием,но я стараюсь об этом не думать.Зачем? Я знаю,что только православие истинно,только на православных батюшках почивает благодать и только в православной церкви возможно спасение,вот это для меня главное.А Арсентию хочется сказать,что видимо этого и добивался враг рода человеческого-его ухода из церкви.
Валентина.
 
Дорогие братья и сестры! Давайте поставим точку и закончим обсуждение. Если Арсентий готов услышать - услышит, мы во всяком случае постарались все для этого сделать.
Арсентию я благодарен за то, что он поднял вопросы, которые, может быть, не его одного волнуют.
Еще мне было радостно читать о том, что многие любят нашу Матушку Церковь, несмотря на все недостатки нас, служителей Божиих и прихожан.
Очень порадовала и мудрость многих комментариев.
Храни всех Бог!
Ваш...
 
Интересная тема .
Сразу хочу сказать :
1 Священники люди , и как люди они могут оступаться и даже падать .
Поэтому даже если , Арсентий , или кто ещё встретил описанные случаи - это лишь показатель того что священство живёт теми-же проблемами что и миряне .
2 Арсентий проблема таки в Вас . Вспомните Христа ! От него отступили апостолы , люди Его распяли ! Но ведь Спаситель не бросил нас , не Отвернулся от апостолов .
Вы пишите "... я не являюсь уже околоцерковным как и вообще православным... " . Я очень опечален этими словами , потому что , вместо того чтоб последовать примеру Христа , вы обозлились на людей и пытаетесь убежать от себя .
Но Арсентий ! Вы находитесь на православном форуме и в ваших постах видна определённая степень смирения . А потому не наговаривайте на себя этими "... я не являюсь уже околоцерковным как и вообще православным..." словами . Вы Православный и я верю , а Церковь молит Бога о Вашем возвращении и единении со Христом .
Спаси Вас Господь ! И святыми Вашими молитвами меня грешного .

Евгений .
 
Сверху