О безобразиях, творимых батюшками…
Ответ читателю
Когда кто-то думает, что я не даю острые и откровенные комментарии потому, что мне нравится, только когда меня хвалят, то скажу сразу – это неправда. Не даем мы такие комментарии, чтобы не потакать людям, которые хотят посеять сумятицу в сердцах и умах других читателей, которые высказывают откровенную глупость, или пытаются устроить какую-то провокацию.
Но когда читатель пишет вразумительные вещи, которые можно и нужно обсуждать, то мы никогда не уничтожаем такие комментарии.
Вот и совсем недавно появился новый читатель, который отреагировал на мою запись в блоге очень интересным, критичным комментарием.
Постепенно завязалась дискуссия. Кому интересно, могут прочитать это в комментариях к записи: https://azbyka.ru/forum/blog.php?bt=10099
Через какое-то время мне надоело, что читатель (он назвался Арсентием) говорит, как все плохо, а что именно плохо, примеров не приводит. Я попросил уважаемого Арсентия написать: что же он плохого видит в нашей церковной жизни?
Арсентий откликнулся. Письмо его мне показалось таким интересным, что я решил не оставлять его в графе комментариев, куда многие и не заходят, а вынести в отдельную блоговую запись. Благо, что вопросы, которые поднимает Арсентий, действительно важные и интересные.
Сразу скажу и Арсентию, и другим читателям, которые думают, что буду лукавить, буду кого-то покрывать, проявлять корпоративную поповскую солидарность и проч.: я буду честен!
Впрочем, кто не верит, пускай не верит.
Постараюсь разобрать аргументы Арсентия беспристрастно и объективно, как священник с 12-летним стажем.
Я знаю несколько сотен священников, бывал в сотнях храмов и думаю, что мое видение будет верным.
Сначала письмо Арсентия, потом мой разбор письма.
Арсентий:
Давайте с примерами:
Например: разговор священников перед жертвенником во время вынимания частиц. Разговоры чисто бытовые, шутки там и пр.
Просто шутки, разговоры, анекдоты. Выпивки. Ругань (редко мат). Рукоприкладство редко (чаще со стороны архиереев).
Присвоение чужих камилавок, подрясников и пр. во время большого скопления в алтаре во время архиерейских. Причем обычно оставляется замызганная ряса, а взамен берется новая. Это касаемо благоговения. Конечно, я не буду говорить, что службы состоят исключительно из вышеописанных грешков, это характерно больше для служб и приходов с большим количеством служащих, но степень «благоговения» видна сразу. Если служащий священник один, ему гораздо проще вести себя благоговейнее.
Гораздо неприятнее другое. Распространено лицемерие, сплетни, наговоры всякие, шепот из-за плеча, доносы. Зависть, например, когда у одного хороший голос, обычно другие его пытаются притравливать, чтобы, не дай Боже, не пролез вперед. Опять же поводом для зависти может послужить хорошая проповедь. Один священник стоит на амвоне старается, другие в это время деланно зевают, качают головой и демонстративно выглядывают из алтаря, пытаясь угомонить проповедника. Да буквально все может послужить поводом для зависти и травли. Любая незаурядность вызывает в собратьях-сослужителях страх и зависть. Страх того, что счастливчик будет замечен архиереем, что это ему, а не мне достанется протоиерейство или там наградной крест или местечко потеплее.
Я не священник и никогда им не был, но даже и меня умудрились оклеветать. Оклеветал диакон. При этом я не вижу за собой никаких достоинств, чему можно было бы завидовать. Да и диакон-то заезжий, с архиереем. Я его в глаза-то видел только несколько раз, никогда не общались. А наговорил на меня такого, чего я даже и сделать-то не мог. В итоге гнев архиерея и если бы не поддержка свидетелей, вылетел бы я из церковной ограды со свистом пули. Мне, конечно, попало все равно, даже когда все выяснилось, но такова уж система…
Мог бы и еще продолжать, да зачем?..
Теперь постараюсь ответить дорогому брату.
Например: разговор священников перед жертвенником во время вынимания частиц. Разговоры чисто бытовые, шутки там и пр.
Бывает, что частицы из просфор вынимают несколько священников. Такое бывает накануне больших праздников на всенощном бдении, когда нужно вынуть частицы из нескольких тысяч просфор. Собратья стоят у одного жертвенника и вынимают частицы: час-два, иногда и три. Тогда между священниками может возникнуть какой-то разговор или кто-то может рассказать другому шутку.
Отмечу, что в этот момент никто синодики с именами не читает, столько записок не набрать, а просфорок нужно много, так как завтра целый день будут идти люди и подавать записки, а в ответ им нужно будет дать вынутую просфорку.
И вот священник помянул всех своих близких и дальних, все синодики прочитаны, и идет процесс вынимания частиц из просфор. Вынимая частицу, священник говорит: «Помяни, Господи». И все, без упоминания конкретного имени.
И вот тут может возникнуть какой-то разговор. Это правда. Это не норма, но это может быть.
Но я не вижу здесь никакой трагедии. Священник – не механический аппарат, который должен функционировать в заданном режиме. Тем более разговоры, если они порой и возникают, – на духовную тему.
Тем более, добавлю, что это бывает только на Всенощном бдении. На Литургии этого никогда не бывает! И по строю самой службы проскомидии это невозможно, и по особому благоговейному отношению, которое все священники испытывают к Литургии.
Просто шутки, разговоры, анекдоты.
А что, священники не могут друг с другом пошутить, рассказать анекдот, обсудить прочитанную книгу или что-то другое?.. Это нормальное явление. Священники между собою общаются! – это для тех, кто об этом не знал.
Выпивки. Ругань (редко мат). Рукоприкладство редко (чаще со стороны архиереев).
Священник может выпить с собратьями за праздничным столом, это не запрещено. А Вы, собираясь с друзьями за столом, не поднимаете рюмку?
Среди священников бывают и пристрастившиеся к алкоголю. Это беда, но все-таки это достаточно редкое явление.
Про ругань и тем более мат скажу прямо: ни в Казанском кафедральном соборе, ни в нашем соборе (я служил в двух соборах) мата я не слышал. Но все зависит от уровня культуры. Допускаю, что где-то и поругаться, и подраться могут. Но это не от высокой культуры.
Про рукоприкладство вообще бред. Только один епископ этим прославился, тот самый Гавриил, про которого написал архимандрит Тихон в своей книге «Несвятые святые». Гавриил – да, мог кулаком помахать.
Но как только он учинил драку в своей епархии, его священноначалие запретило на 3 (кажется) года. Вот он и сидел на огородике своих прихожан и сторожил им капусту. Об этом отец Тихон хорошо и с юмором написал, кто читал «Несвятые святые», тот помнит.
Патриарх Кирилл вообще учредил «Высший церковный суд», куда можно обратиться священнослужителю, если его обидели. И авторитетная комиссия пригласит участников конфликта, разберет дело и вынесет приговор. Бывает, что какой-то владыка оскорбит священнослужителя и церковный суд предписывает владыку принести извинения клирику.
Присвоение чужих камилавок, подрясников и пр. во время большого скопления в алтаре во время архиерейских. Причем обычно оставляется замызганная ряса, а взамен берется новая.
Это просто смех. Это Вы какие-то анекдоты пишете. У всех священнослужителей есть ряса и камилавка. Это, так сказать, личные вещи, как брюки и рубашка.
Если, например, к нам приезжает архиерей и прибывают служить какие-то батюшки, то у них может не оказаться рясы и камилавки. Тогда такой батюшка просит меня: «Отец, умоляю, нет ли еще какой-то рясы, неудобно владыку без рясы встречать». Я спешу на помощь, потому что у меня две рясы и две камилавки. Почему не поделиться и не выручить?
Если где-то есть так, как Вы пишете, то такой наглый батюшка, который без спросу чье-то берет, сразу станет нерукопожатым в нашей поповской среде.
Но я ни разу даже не слышал про такое. Впервые слышу от Вас.
Гораздо неприятнее другое. Распространено лицемерие, сплетни, наговоры всякие, шепот из-за плеча, доносы.
Наверное, опять вопрос к культуре духовенства, с которым Вы общались. Я знаю многих батюшек и не вижу ни доносов, ни наговоров, ни чего-то другого. Есть в нашей епархии несколько священников, которые любят посплетничать и понаговаривать. Мы их знаем в лицо и общаться с такими не будем. Часто это батюшки, которые действительно кому-то завидуют, порой у них какие-то проблемы с психикой.
Есть, например, в Петербурге такой священник: отец Игорь П. Несколько лет назад он даже преподавал в Семинарии. Потом начались проблемы с психикой. Его уволили из Семинарии и отправили за штат, то есть лишили права служить. Отец Игорь написал абсолютно бредовую статью, в которой доказывает, что главный рассадник инфекций – это Церковь. Через Причастие, через лобзание икон и мощей в нас проникают миллиарды микробов, поэтому православные люди такие вялые и доверчивые. Кому интересно, можете прочитать: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-53319/
Мои знакомые психиатры классифицировали это как шизофренический бред.
Сегодня отец Игорь не служит в Церкви, а… ведет психологическое консультирование.
Недавно к нему обращалась одна дама, и он ей сказал, что о. К (то есть я) – страшный психопатический тип, еретик и прочее…
Я не обижаюсь, а жалею такого человека, это, как говорится, клиника.
Большинство наговоров и сплетен имеют похожую природу.
А вот кто сплетничает и наговаривает, так это не батюшки, а прихожане. Вот они это любят, и я об этом много раз писал.
Зависть, например, когда у одного хороший голос, обычно другие его пытаются притравливать, чтобы, не дай Боже, не пролез вперед. Опять же поводом для зависти может послужить хорошая проповедь. Один священник стоит на амвоне старается, другие в это время деланно зевают, качают головой и демонстративно выглядывают из алтаря, пытаясь угомонить проповедника. Да буквально все может послужить поводом для зависти и травли.
Шила в мешке не утаишь. Если у человека великолепный голос (как у нашего протодиакона Сергия: https://azbyka.ru/forum/blog.php?u=810, то завидуй – не завидуй, а это видно, и он будет занимать то место которое и занимает – главный диакон большого Собора. Если я умею сказать проповедь, то это тоже всем очевидно. Я не знаю, завидует ли кто-то мне? Завидует ли кто-то отцу Сергию? Если да, то пусть завидуют. Как они нам повредить-то могут? Надо не обращать внимания на эту ерунду и делать свое дело.
А то, что выглядывают и качают головой, то это не от зависти. Просто всем хочется поскорее на обед побежать. И я их понимаю
Выхожу недавно на проповедь, а на меня пономарь с кислым выражением на лице смотрит. Я ему шепотом: «Пять минут!» Он, грустно: «В кубе».
Любая незаурядность вызывает в собратьях-сослужителях страх и зависть. Страх того, что счастливчик будет замечен архиереем, что это ему, а не мне достанется протоиерейство или там наградной крест или местечко потеплее.
Дорогие. При чем тут награды, протоиерейства и кресты? А знаете ли вы, что их дают не по заслугам, а по выслуге лет? Да, это грустно, но протоиерейство (мне) и протодиаконство (отцу Сергию) дали аккурат через 10 лет священнического служения. Есть регламент о наградах, в котором черным по белому прописано, через сколько лет священнослужителю дается та или иная награда: http://www.patriarchia.ru/db/text/551935.html
Порой кому-то за особые заслуги (построил, например, храм) дается внеочередная награда, но это бывает редко.
В любом случае, для меня, как и для многих священнослужителей, награды не имеют принципиального значения. Какая разница, какой крест на твоей груди, какие ордена и медали? Главное – любовь прихожан, мир в семье, пастырская деятельность, которой ты посвящаешь всего себя.
Есть батюшки, озабоченные наградами. Над такими, по правде говоря, священнослужители посмеиваются.
А про местечко потеплее я не понял. Вы имеете в виду более денежный приход? Может быть, кто-то этим и озабочен, но это какой-то процент от всех священников.
Я не священник и никогда им не был, но даже и меня умудрились оклеветать. Оклеветал диакон. При этом я не вижу за собой никаких достоинств, чему можно было бы завидовать. Да и диакон то заезжий, с архиереем. Я его в глаза-то видел только несколько раз, никогда не общались. А наговорил на меня такого, чего я даже и сделать то не мог. В итоге гнев архиерея и если бы не поддержка свидетелей вылетел бы я из церковной ограды со свистом пули. Мне конечно попало все равно, даже когда все выяснилось, но такова уж система…
Да ладно, не придавайте этому значения. Ну, сказал кто-то кому-то… Что проблему из-за этого раздувать? А Вы никогда не говорили чего-то лишнего? Эх, наш язык – наш враг.
Живите достойно и честно и пусть говорят, что хотят. Мне вот, например, все равно, что говорят. Когда говорят, что Антихрист будет за всеми следить и это будет ужас, я отвечаю: пожалуйста, моя жизнь перед вами, как на ладони.
Обо мне и владыке митрополиту, и секретарю епархии много раз что-то сплетничали. Они сами с юмором мне об этом рассказывали, но мне-то какая разница? Я делаю дело, в которое влюблен, у меня дорогие дети и жена, любимые студенты, драгоценные прихожане и собратья. Какая мне разница, кто что болтает? Как говорит наш батюшка, отец Георгий: «Собаки лают, караван идет»
На этом я заканчиваю письмо моему дорогому брату Арсентию. Прошу высказываться. Согласны вы со мной или нет? Приветствуются все мнения! (Провокации и глупости буду удалять.)
Храни всех Бог, Ваш прот. К.
Несколько фотографий, которые, кажется, уместно сегодня привести.
День Святой Троицы, чтение коленопреклоненных молитв. Пока священник читает эти молитвы, посмотрим, что же делают люди в алтаре. Может быть, болтают, сплетничают? Я сделал эти снимки просто так, как говорится, в архив. Но вот сегодня они пригодились.
Благовейная молитва, и ничего более...
Даже десятилетние мальчишки, и то подтянулись за старшими.
Кто-то молится и так.
Наши прихожане: золотой фонд Где унижение и прессинг, где жадность и лицемерие?.. Эта милая семья, похоже, не страдает от того, что священники хотят ее как-то обидеть!
Ответ читателю
Когда кто-то думает, что я не даю острые и откровенные комментарии потому, что мне нравится, только когда меня хвалят, то скажу сразу – это неправда. Не даем мы такие комментарии, чтобы не потакать людям, которые хотят посеять сумятицу в сердцах и умах других читателей, которые высказывают откровенную глупость, или пытаются устроить какую-то провокацию.
Но когда читатель пишет вразумительные вещи, которые можно и нужно обсуждать, то мы никогда не уничтожаем такие комментарии.
Вот и совсем недавно появился новый читатель, который отреагировал на мою запись в блоге очень интересным, критичным комментарием.
Постепенно завязалась дискуссия. Кому интересно, могут прочитать это в комментариях к записи: https://azbyka.ru/forum/blog.php?bt=10099
Через какое-то время мне надоело, что читатель (он назвался Арсентием) говорит, как все плохо, а что именно плохо, примеров не приводит. Я попросил уважаемого Арсентия написать: что же он плохого видит в нашей церковной жизни?
Арсентий откликнулся. Письмо его мне показалось таким интересным, что я решил не оставлять его в графе комментариев, куда многие и не заходят, а вынести в отдельную блоговую запись. Благо, что вопросы, которые поднимает Арсентий, действительно важные и интересные.
Сразу скажу и Арсентию, и другим читателям, которые думают, что буду лукавить, буду кого-то покрывать, проявлять корпоративную поповскую солидарность и проч.: я буду честен!
Впрочем, кто не верит, пускай не верит.
Постараюсь разобрать аргументы Арсентия беспристрастно и объективно, как священник с 12-летним стажем.
Я знаю несколько сотен священников, бывал в сотнях храмов и думаю, что мое видение будет верным.
Сначала письмо Арсентия, потом мой разбор письма.
Арсентий:
Давайте с примерами:
Например: разговор священников перед жертвенником во время вынимания частиц. Разговоры чисто бытовые, шутки там и пр.
Просто шутки, разговоры, анекдоты. Выпивки. Ругань (редко мат). Рукоприкладство редко (чаще со стороны архиереев).
Присвоение чужих камилавок, подрясников и пр. во время большого скопления в алтаре во время архиерейских. Причем обычно оставляется замызганная ряса, а взамен берется новая. Это касаемо благоговения. Конечно, я не буду говорить, что службы состоят исключительно из вышеописанных грешков, это характерно больше для служб и приходов с большим количеством служащих, но степень «благоговения» видна сразу. Если служащий священник один, ему гораздо проще вести себя благоговейнее.
Гораздо неприятнее другое. Распространено лицемерие, сплетни, наговоры всякие, шепот из-за плеча, доносы. Зависть, например, когда у одного хороший голос, обычно другие его пытаются притравливать, чтобы, не дай Боже, не пролез вперед. Опять же поводом для зависти может послужить хорошая проповедь. Один священник стоит на амвоне старается, другие в это время деланно зевают, качают головой и демонстративно выглядывают из алтаря, пытаясь угомонить проповедника. Да буквально все может послужить поводом для зависти и травли. Любая незаурядность вызывает в собратьях-сослужителях страх и зависть. Страх того, что счастливчик будет замечен архиереем, что это ему, а не мне достанется протоиерейство или там наградной крест или местечко потеплее.
Я не священник и никогда им не был, но даже и меня умудрились оклеветать. Оклеветал диакон. При этом я не вижу за собой никаких достоинств, чему можно было бы завидовать. Да и диакон-то заезжий, с архиереем. Я его в глаза-то видел только несколько раз, никогда не общались. А наговорил на меня такого, чего я даже и сделать-то не мог. В итоге гнев архиерея и если бы не поддержка свидетелей, вылетел бы я из церковной ограды со свистом пули. Мне, конечно, попало все равно, даже когда все выяснилось, но такова уж система…
Мог бы и еще продолжать, да зачем?..
Теперь постараюсь ответить дорогому брату.
Например: разговор священников перед жертвенником во время вынимания частиц. Разговоры чисто бытовые, шутки там и пр.
Бывает, что частицы из просфор вынимают несколько священников. Такое бывает накануне больших праздников на всенощном бдении, когда нужно вынуть частицы из нескольких тысяч просфор. Собратья стоят у одного жертвенника и вынимают частицы: час-два, иногда и три. Тогда между священниками может возникнуть какой-то разговор или кто-то может рассказать другому шутку.
Отмечу, что в этот момент никто синодики с именами не читает, столько записок не набрать, а просфорок нужно много, так как завтра целый день будут идти люди и подавать записки, а в ответ им нужно будет дать вынутую просфорку.
И вот священник помянул всех своих близких и дальних, все синодики прочитаны, и идет процесс вынимания частиц из просфор. Вынимая частицу, священник говорит: «Помяни, Господи». И все, без упоминания конкретного имени.
И вот тут может возникнуть какой-то разговор. Это правда. Это не норма, но это может быть.
Но я не вижу здесь никакой трагедии. Священник – не механический аппарат, который должен функционировать в заданном режиме. Тем более разговоры, если они порой и возникают, – на духовную тему.
Тем более, добавлю, что это бывает только на Всенощном бдении. На Литургии этого никогда не бывает! И по строю самой службы проскомидии это невозможно, и по особому благоговейному отношению, которое все священники испытывают к Литургии.
Просто шутки, разговоры, анекдоты.
А что, священники не могут друг с другом пошутить, рассказать анекдот, обсудить прочитанную книгу или что-то другое?.. Это нормальное явление. Священники между собою общаются! – это для тех, кто об этом не знал.
Выпивки. Ругань (редко мат). Рукоприкладство редко (чаще со стороны архиереев).
Священник может выпить с собратьями за праздничным столом, это не запрещено. А Вы, собираясь с друзьями за столом, не поднимаете рюмку?
Среди священников бывают и пристрастившиеся к алкоголю. Это беда, но все-таки это достаточно редкое явление.
Про ругань и тем более мат скажу прямо: ни в Казанском кафедральном соборе, ни в нашем соборе (я служил в двух соборах) мата я не слышал. Но все зависит от уровня культуры. Допускаю, что где-то и поругаться, и подраться могут. Но это не от высокой культуры.
Про рукоприкладство вообще бред. Только один епископ этим прославился, тот самый Гавриил, про которого написал архимандрит Тихон в своей книге «Несвятые святые». Гавриил – да, мог кулаком помахать.
Но как только он учинил драку в своей епархии, его священноначалие запретило на 3 (кажется) года. Вот он и сидел на огородике своих прихожан и сторожил им капусту. Об этом отец Тихон хорошо и с юмором написал, кто читал «Несвятые святые», тот помнит.
Патриарх Кирилл вообще учредил «Высший церковный суд», куда можно обратиться священнослужителю, если его обидели. И авторитетная комиссия пригласит участников конфликта, разберет дело и вынесет приговор. Бывает, что какой-то владыка оскорбит священнослужителя и церковный суд предписывает владыку принести извинения клирику.
Присвоение чужих камилавок, подрясников и пр. во время большого скопления в алтаре во время архиерейских. Причем обычно оставляется замызганная ряса, а взамен берется новая.
Это просто смех. Это Вы какие-то анекдоты пишете. У всех священнослужителей есть ряса и камилавка. Это, так сказать, личные вещи, как брюки и рубашка.
Если, например, к нам приезжает архиерей и прибывают служить какие-то батюшки, то у них может не оказаться рясы и камилавки. Тогда такой батюшка просит меня: «Отец, умоляю, нет ли еще какой-то рясы, неудобно владыку без рясы встречать». Я спешу на помощь, потому что у меня две рясы и две камилавки. Почему не поделиться и не выручить?
Если где-то есть так, как Вы пишете, то такой наглый батюшка, который без спросу чье-то берет, сразу станет нерукопожатым в нашей поповской среде.
Но я ни разу даже не слышал про такое. Впервые слышу от Вас.
Гораздо неприятнее другое. Распространено лицемерие, сплетни, наговоры всякие, шепот из-за плеча, доносы.
Наверное, опять вопрос к культуре духовенства, с которым Вы общались. Я знаю многих батюшек и не вижу ни доносов, ни наговоров, ни чего-то другого. Есть в нашей епархии несколько священников, которые любят посплетничать и понаговаривать. Мы их знаем в лицо и общаться с такими не будем. Часто это батюшки, которые действительно кому-то завидуют, порой у них какие-то проблемы с психикой.
Есть, например, в Петербурге такой священник: отец Игорь П. Несколько лет назад он даже преподавал в Семинарии. Потом начались проблемы с психикой. Его уволили из Семинарии и отправили за штат, то есть лишили права служить. Отец Игорь написал абсолютно бредовую статью, в которой доказывает, что главный рассадник инфекций – это Церковь. Через Причастие, через лобзание икон и мощей в нас проникают миллиарды микробов, поэтому православные люди такие вялые и доверчивые. Кому интересно, можете прочитать: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-53319/
Мои знакомые психиатры классифицировали это как шизофренический бред.
Сегодня отец Игорь не служит в Церкви, а… ведет психологическое консультирование.
Недавно к нему обращалась одна дама, и он ей сказал, что о. К (то есть я) – страшный психопатический тип, еретик и прочее…
Я не обижаюсь, а жалею такого человека, это, как говорится, клиника.
Большинство наговоров и сплетен имеют похожую природу.
А вот кто сплетничает и наговаривает, так это не батюшки, а прихожане. Вот они это любят, и я об этом много раз писал.
Зависть, например, когда у одного хороший голос, обычно другие его пытаются притравливать, чтобы, не дай Боже, не пролез вперед. Опять же поводом для зависти может послужить хорошая проповедь. Один священник стоит на амвоне старается, другие в это время деланно зевают, качают головой и демонстративно выглядывают из алтаря, пытаясь угомонить проповедника. Да буквально все может послужить поводом для зависти и травли.
Шила в мешке не утаишь. Если у человека великолепный голос (как у нашего протодиакона Сергия: https://azbyka.ru/forum/blog.php?u=810, то завидуй – не завидуй, а это видно, и он будет занимать то место которое и занимает – главный диакон большого Собора. Если я умею сказать проповедь, то это тоже всем очевидно. Я не знаю, завидует ли кто-то мне? Завидует ли кто-то отцу Сергию? Если да, то пусть завидуют. Как они нам повредить-то могут? Надо не обращать внимания на эту ерунду и делать свое дело.
А то, что выглядывают и качают головой, то это не от зависти. Просто всем хочется поскорее на обед побежать. И я их понимаю
Выхожу недавно на проповедь, а на меня пономарь с кислым выражением на лице смотрит. Я ему шепотом: «Пять минут!» Он, грустно: «В кубе».
Любая незаурядность вызывает в собратьях-сослужителях страх и зависть. Страх того, что счастливчик будет замечен архиереем, что это ему, а не мне достанется протоиерейство или там наградной крест или местечко потеплее.
Дорогие. При чем тут награды, протоиерейства и кресты? А знаете ли вы, что их дают не по заслугам, а по выслуге лет? Да, это грустно, но протоиерейство (мне) и протодиаконство (отцу Сергию) дали аккурат через 10 лет священнического служения. Есть регламент о наградах, в котором черным по белому прописано, через сколько лет священнослужителю дается та или иная награда: http://www.patriarchia.ru/db/text/551935.html
Порой кому-то за особые заслуги (построил, например, храм) дается внеочередная награда, но это бывает редко.
В любом случае, для меня, как и для многих священнослужителей, награды не имеют принципиального значения. Какая разница, какой крест на твоей груди, какие ордена и медали? Главное – любовь прихожан, мир в семье, пастырская деятельность, которой ты посвящаешь всего себя.
Есть батюшки, озабоченные наградами. Над такими, по правде говоря, священнослужители посмеиваются.
А про местечко потеплее я не понял. Вы имеете в виду более денежный приход? Может быть, кто-то этим и озабочен, но это какой-то процент от всех священников.
Я не священник и никогда им не был, но даже и меня умудрились оклеветать. Оклеветал диакон. При этом я не вижу за собой никаких достоинств, чему можно было бы завидовать. Да и диакон то заезжий, с архиереем. Я его в глаза-то видел только несколько раз, никогда не общались. А наговорил на меня такого, чего я даже и сделать то не мог. В итоге гнев архиерея и если бы не поддержка свидетелей вылетел бы я из церковной ограды со свистом пули. Мне конечно попало все равно, даже когда все выяснилось, но такова уж система…
Да ладно, не придавайте этому значения. Ну, сказал кто-то кому-то… Что проблему из-за этого раздувать? А Вы никогда не говорили чего-то лишнего? Эх, наш язык – наш враг.
Живите достойно и честно и пусть говорят, что хотят. Мне вот, например, все равно, что говорят. Когда говорят, что Антихрист будет за всеми следить и это будет ужас, я отвечаю: пожалуйста, моя жизнь перед вами, как на ладони.
Обо мне и владыке митрополиту, и секретарю епархии много раз что-то сплетничали. Они сами с юмором мне об этом рассказывали, но мне-то какая разница? Я делаю дело, в которое влюблен, у меня дорогие дети и жена, любимые студенты, драгоценные прихожане и собратья. Какая мне разница, кто что болтает? Как говорит наш батюшка, отец Георгий: «Собаки лают, караван идет»
На этом я заканчиваю письмо моему дорогому брату Арсентию. Прошу высказываться. Согласны вы со мной или нет? Приветствуются все мнения! (Провокации и глупости буду удалять.)
Храни всех Бог, Ваш прот. К.
Несколько фотографий, которые, кажется, уместно сегодня привести.
День Святой Троицы, чтение коленопреклоненных молитв. Пока священник читает эти молитвы, посмотрим, что же делают люди в алтаре. Может быть, болтают, сплетничают? Я сделал эти снимки просто так, как говорится, в архив. Но вот сегодня они пригодились.
Благовейная молитва, и ничего более...
Даже десятилетние мальчишки, и то подтянулись за старшими.
Кто-то молится и так.
Наши прихожане: золотой фонд Где унижение и прессинг, где жадность и лицемерие?.. Эта милая семья, похоже, не страдает от того, что священники хотят ее как-то обидеть!