О молитве за других людей. За всех ли можно молиться?

Эта запись является частью серии записей Жизнь в Церкви
О молитве за других людей. За всех ли можно молиться?

Эта подборка была сделана в качестве ответа на вопрос слушателей катехизических бесед. В своей основе она состоит из советов святых и священников. Возможно, она будет полезна и читателям блогов. Буду благодарен за дополнения и уточнения.

Кто мой ближний?
Можно условно разделить людей, о молитве за которых возникают смущения, на:
- незнакомых, за которых нас просят помолиться,
- людей, про которых мы знаем, что они атеисты или отпали от Церкви,
- усопших нераскаянными (крещёных, но отпавших от Церкви Божией),
- усопших атеистов, иноверцев и самоубийц.

Воля Бога о молитве за других людей
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Мф.5:44)

Молитесь за обижающих вас. (Лк.6:28)
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лк.6:30-31)

Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. (1Тим.2:1)

По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал или сделал что-то нехорошее, неподобающее — мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: «Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» И это уже будет молитва.

Ведь мы должны понять, что мы — сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы — тело Христово (ср.: Рим.12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать — хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это — наш христианский долг.

За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь. Святитель Тихон (Задонский)

Если Церковь главным образом молится только за своих членов, то не излишне ли дерзновенно келейно молиться за тех, кто вне Церкви?
Если литургическая молитва не включает самоубийц, некрещеных, инославных, отпавших, то личная молитва не ограничена ничем.

Очевидно, что Евхаристия, как соединение с Богом, будет насилием над теми, кто Его отвергает своей жизнью.

Святитель Филарет Московский: Или, спросят, — не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую: тщетна — за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесною, — за тех, которые внутренно отпали от духовного тела Церкви Христовой и от жизни по вере, своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением благодати Божией.

Однако преподобный Силуан Афонский советует: Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы.

Искушения в молитве
Искушения в молитве могут иметь своим источником:
- ревность не по разуму, взятие подвига сверх меры и без благословения;
- искушения падшими духами, желающими отвратить христианина от молитвы.

Если человек пленён падшими духами, то, молясь за него, мы вызываем их противодействие, ведь они уже считают его своей добычей; это подобно тому, как вырывать кость из пасти у пса. Несомненно, Бог значительно ограничивает силу падших Ангелов, но пугать нас они могут.

Если мы берём на себя подвиг молитвы за нераскаянного усопшего, то она требует усилий. «Молиться – кровь проливать» - говорили древние.

Для укрепления от нападения всяческих искушений и наваждений старайтесь советоваться со своим духовником. Любая молитва — это духовная война с тёмными силами, а на войну нужно идти, заручившись поддержкой Церкви и благословением священника.

Часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то. Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились.

Одна женщина молилась за своего усопшего отца, который скончался, будучи атеистом. Во сне он явился ей в страшном гневе и требовал прекратить молитву. История интересная, но возникает вопрос: кто явился женщине? Её отец или падший дух в облике её отца?

Любая искренняя молитва неугодна бесам, но бывают случаи, когда молитва неугодна и Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил. Но бывают и иные случаи. Великий молитвенник афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде.

Требуется рассуждение
Важна мера нашей молитвы. Одно дело - помянуть на утренней молитве, другое дело - брать сугубый подвиг «вымаливания» других, да ещё без благословения.

Молящийся должен осознавать, что своей молитвой он бросает вызов сатане. Без сугубой благодати Божией, Божьего покрова, исход этой борьбы будет плачевен. Эту благодать человек обретает христианской, церковной жизнью.

Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.

Чтобы молиться за конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.

Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает, как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только — как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по той причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом — проявление нашей любви ко Христу и к человеку.

Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи мир душевный, и вокруг тебя спасутся тысячи». Другими словами, помочь ближним мы можем лишь настолько, насколько мы уже помогли себе.

Не отнимет ли молитва за других силы молиться за себя?
Мнение о том, что, молясь за других, не хватит сил на себя, безосновательно. Молитва – это привлечение благодати Божией и тому, за кого молятся, и тому, кто молится.

Святитель Филарет Московский: «Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, - опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете... Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели».

Более того, говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».

Молясь о своих ближних, мы не можем буквально говорить о том, что берем на себя их грехи, мы лишь своим молитвенным участием разделяем с ними, помогаем понести болезни, которые следуют за совершением всякого греховного поступка (не случайно в православии грех воспринимается не как преступления, но как болезнь).

Как молиться о незнакомых людях? Советы прп. Паисия Святогорца.
– Геронда, когда некоторые паломники оставляют нам записки для поминовения, а мы не знаем их нужд, то как нам за них молиться?
– Говорите: «Господи, помилуй рабов Твоих, нужды которых Ты Сам ведаешь».

А когда, геронда, молимся о людях и не знаем, живы ли они или умерли?
– Говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».

Иногда, геронда, я не помню имён людей, которые просят молитв.
– Если не помнишь имён, которые тебе дают, то молись в общем: о больных, о молодых, сбившихся с пути, и т.д. Вначале говори: «Помоги, Боже мой, сначала тем, кто больше нуждается в помощи», – а потом продолжай: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».

Преподобный также советовал: «Ты, после того как немного помолишься о себе, потом вспоминай о бедствующем мире в целом, о тех, кто удалился от Бога, о почивших, которые не воспользовались временем, которое Бог им даровал, чтобы к Нему приблизиться, и теперь раскаиваются, но уже без пользы; и твори молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Так молишься и о себе, и о тех, кто просил тебя молиться, и обо всём мире».

Молитва о самоубийцах
Церковь, как богочеловеческий организм, не просто отказывается молиться за самоубийц, она не дерзает делать этого. «Мы не дерзаем молиться» - это означает, что люди не дерзают входить в какую-то запретную область.

Это подтверждает и практика. Один священник рассказал такой случай. Ему на отпевание привезли незнакомую девушку. При совершении чина, несмотря на то, что это было далеко не первое отпевание за время его служения, ему стало плохо, силы его оставили, пришлось даже выйти на свежий воздух. Через некоторое время он встретился со священником из другого храма, и неожиданно оказалось, что и у того случилось подобное при отпевании молодого человека. В результате небольшого расследования оказалось, что пара добровольно умертвила себя, но родственники скрыли это от Церкви.
  • Like
Реакции: 6 человек

Комментарии

Как происходит поминовение усопшего в церкви, если заказана треба - ежегодное поминовение усопшего ?
 
Последнее редактирование модератором:
Смотря что заказывали... И подозреваю, что не ежегодное, а годовое.
 
Последнее редактирование:
"- людей, про которых мы знаем, что они атеисты или отпали от Церкви,
- усопших нераскаянными (крещёных, но отпавших от Церкви Божией),
- усопших атеистов, иноверцев и самоубийц."

На мой взгляд, мы слишком собираемся судить кто верующий а кто нет, исходя из собственных представлений о человеке. На мой взгляд ап. Павел говорит по поводу этого так:"
1Кор.4:5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога". Мы же судим себя и другого человека не по состоянию сердца, а по нашим и его внешним признакам веры. Хотя и тут апостол говорит верные слова: Рим.14:4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его"."1Кор.10:12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть".
И к тому же человек имеет право испытывать самого себя и приступать к причастию, не другие , которые по внешним признакам будут судить со стороны о человеке не зная что творится в его сердце, а он сам: "1Кор.11:28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей."" 1Кор.2:11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?".
Мы же со стороны может взглянуть и сказать: как этот идет Причащаться ?- совсем не зная что творится в недрах сердца этого человека.

На Богослужениях Церковь молится о всем мире: " о мире всего мира, о правителях и т.д" - а здесь все и верующие и не верующие.
Впрочем : Матф.7:12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.." Если мы хотим чтобы о нас молились то оставаться нам в стороне не совсем по евангельски.
 
Последнее редактирование модератором:
На мой взгляд, мы слишком собираемся судить кто верующий а кто нет, исходя из собственных представлений о человеке.
Георгий, люди крайне редко скрывают своё мировоззрение. Да его и невозможно скрыть. Кроме того, есть такие очевидные факты как Крещение и регулярное участие в Евхаристии, как принадлежность к Церкви Божьей. Даже канон о регулярности причащения есть.
Кто ты, осуждающий чужого раба?
Кроме осуждения есть ещё рассуждение. Это неотъемлемое свойство человека. А ещё есть обличение.
На Богослужениях Церковь молится о всем мире: " о мире всего мира, о правителях и т.д" - а здесь все и верующие и не верующие.
Будем внимательны, не о всём мире, а о мире всего мира.
Содержание молитв о правителях рассмотрено здесь: О молитве Церкви за власти.

И позвольте небольшую рекомендацию. Перед цитированием Священного Писания, посмотрите как толковали этот отрывок святые отцы, чтобы не придавать ему свои вольные смыслы.
 
Последнее редактирование модератором:
И всё же , Вы перечисляете лишь внешние признаки веры, но не содержание. Вы пробегаетесь по экстерьеру, по внешним действиям человека определяя его веру. Это не совсем по православному! Рассуждения быть могут. Но когда мы касаемся молитвы, то мы рассуждаем о человеке по форме его веры, по внешним признакам. И приходя к выводу что о таком то молиться не надо, то это уже признаки осуждения с нашей стороны.

Христос о хананеянке говорит что велика вера ее. Члены синедриона, сказать бы такое не посмели о хананеях.
Ис.55:8 Мои мысли - не ваши мысли.. говорит Господь.
Поэтому я и привел слова ап. Павла" 1Кор.4:5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения.."
Здесь обнаружится и твоя вера, внутренний твой человек, а не внешняя форма человека по которой мы одних хвалим а иных судим.


И когда я написал " о властях и воинстве ее" то в этих структурах есть люди и крещенные и некрещенные.
 
Последнее редактирование модератором:
Георгий, в начале заметки я очертил о ком и о каких временах идёт речь идёт речь.
В ней не говорится о молитве за членов Церкви Божией.
В ней не говорится о временах земной жизни Спасителя.
В ней не говорится о Коринфской (т.е. раннехристианской) общине.
Речь идёт о наших временах и о тех, кто очевидно вне Церкви.

Так же я объяснил, что подразумевает молитва о властях, и дал ссылку для более подробного изучения этого вопроса. Не имеет значения крещёные или некрещёные властители и воины, там речь о другом. Пользуясь случаем, отмечу, что Крещение без духовной жизни не спасительно; не причащающийся без особых причин отпадает от Церкви. См. отпавшие.
 
Последнее редактирование:
Кирилл, нужно ли молиться о упокоении крещеных младенцев, а если нужно, то как молиться с учетом того, что грехов на них нет и они умерли в святости?
 
Юрий, келейно молиться можно об упокоении и некрещёных младенцев.

Есть последствия первородного греха, есть личные грехи (они реальны и у детей до 7-ми лет). Святость - это чуждость злу, причастность Богу, не думаю, что корректно считать младенцев святыми лишь в силу их возраста.
 
Я же спрашивал о крещеных младенцах. Они крещением очищены от всякого греха и поэтому, если умрут во младенчестве, то считаются святыми и достойными рая. Ведь мы же не молимся о упокоении тех, кто признан церковью святым, например, о упокоении святого Иоанна Кронштадтского. Потому и спрашивал о целесообразности молитвы о упокоении крещеных младенцев.
 
Юрий, простите за невнимательность.
Традиции автоматической канонизации усопших крещёных младенцев в Православии нет и святыми все они не считаются.
Можем поразмышлять над причинами.
1. Святость это не только физическая невозможность совершить грех, но в первую очередь причастность к Богу. Одно дело младенец, которого Причащают, которого хоть ненадолго приносят в храм на богослужение, у постели которого молится мать, который живёт в освящённом жилище и зрит святые иконы. Другое дело, когда ребёнка крестили и духовно не поддерживают.
2. Младецем считается ребёнок до 7-ми лет. Ближе к этому возрасту у ребёнка могут начать "расцветать" уже не просто личные грехи, а даже страсти. Это зависит от семьи, но всё же.

Поэтому Церковь заранее не определяет участь крещёных младенцев, а молится за них и поминает их в Таинстве Евхаристии.
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте,подскажите пожалуйста,у меня умер папа и его 9 дней выпадают на день рождения моей дочери,его любимой внучки,что мне делать?Можно ли ребенку отметить праздник,ведь она не в чем не виновата,ей всего будет 8 лет.И еще вопрос как ей об этом сказать,чтобы не травмировать,для нее это будет шок,она его любила до безумия,а он любил так же ее.
 
Здравствуйте, Лана.
Примите соболезнования...
Это личный практический вопрос, ответ на который может быть диаметрально противоположным в зависимости от конкретных обстоятельств.
Могу лишь поделиться опытом нашей семьи. Когда преставился мой отец, то детям сразу же об этом сказали. Теоретически до этого они были подготовлены к тому, что жизнь земная - лишь подготовка к жизни вечной, что умирает лишь тело человека (и то до момента Всеобщего воскресения), а наши души бессмертны. Они понимали, что смерть тела это безусловная и всеобщая закономерность нашего мира и в любой момент любой из нас может перейти в вечность.
Естественно, теория проще практики. Детям тяжело было переживать смерть любимого дедушки, но они понимали, что нужно делать. Что скорбь нужно излить в молитве, а не в унынии, что дедушка очень нуждается в их молитве, что он продолжает их любить и вся семья за него молится и поминает на Литургии. Они знали как молиться, мы распечатали им небольшие заупокойные последования. Они присутствовали на отпевании и молились со всем храмом. На сами похороны брать детей мы не стали.

Может быть Вам помогут эти статьи:
https://azbyka.ru/deti/kak-rasskazat-rebenku-o-smerti

https://azbyka.ru/deti/kak-rasskazat-rebenku-o-smerti-2
 
Последнее редактирование:
Поэтому Церковь заранее не определяет участь крещёных младенцев, а молится за них и поминает их в Таинстве Евхаристии.
Да, действительно, крещеный младенец, даже, случись такое, умерев сразу после крещения, не гарантировано попадет в рай. Ему надо после смерти как-то, например, живя в воскресшем теле, выразить свое волеизъявление по отношению к Христу и Его заповедям. Ведь без собственного свободного выбора – исполнять свою волю или волю Бога принудительно никто не может попасть в рай. И по результату этого выбору младенец может попасть либо в Царство Небесное, либо в геенну. Это же относится и к некрещеным младенцам, которые сами, не зная или не осознавая евангельское слово, не могли в земной жизни выразить свой выбор. Крещеные младенцы должны пройти тот же путь, что и некрещеные.

Что же тогда дает крещение младенца? Крещение дает заботу церкви о нем. Оно привлекает благодать Божию, которая способствует возрастанию в вере младенца и которая по молитвам членов церкви исцеляет как духовно, так и телесно в случае болезни. Крещение более уверенно ведет к спасению.

Поэтому надо и крестить и не оставлять молитвы о упокоении крещеных младенцев.
 
Последнее редактирование:
Церковь, как богочеловеческий организм, не просто отказывается молиться за самоубийц, она не дерзает делать этого. «Мы не дерзаем молиться» - это означает, что люди не дерзают входить в какую-то запретную область.

Во время Чеченской войны множество молодых людей погибло, взрывая себя гранатой или вызывая огонь артиллерии на себя, чтобы не попасть в плен к боевикам, т.е. по факту совершали самоубийство. Однако церковь молилась за них и отпевала всех погибших. И солдаты, убившие сами себя, чтобы не попасть в плен, т. е. совершившими самоубийство, почему самоубийцами не объявлялись, и никому из священнослужителей, молившихся за них плохо не становилось.
Значит, иногда церковь всё-таки молится за самоубийц?
 
Во время Чеченской войны множество молодых людей погибло, взрывая себя гранатой или вызывая огонь артиллерии на себя, чтобы не попасть в плен к боевикам, т.е. по факту совершали самоубийство.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
«Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14)».

Как издевались над нашими воинами «духи» в войне во всех подробностях изложено в книге Виктора Николаева. Живый в помощи Вышняго (Записки афганца); а также https://azbyka.ru/fiction/zhivyj-v-pomoshhi-chast-ii-a-pomnish-major-viktor-nikolaev/ (см. Рулетка Аллаха). Лишь только читая это, не будучи участником этих событий, можно тронуться умом. И не каждому дано устоять. Некоторым лучше подорвать себя гранатой и захватить с собой жизни врагов, чем остаться в живых. Есть канонизированные святые, которые, чтобы избежать издевательств и не допустить осквернения своего тела, лишали себя жизни.
Наши воины вызывали огонь на себя не от чувства бесцельности своей жизни, а ради победы. Поэтому не будем называть их самоубийцами.
 
Последнее редактирование модератором:
Конечно, этот формальный штамп без учёта конкретной ситуации оскорбителен для всех порядочных людей, стоящих перед альтернативой: любой ценой сохранить свою "шкуру" или последовать присяге, долгу, чести. Иногда трагическая ситуация заставляет несчастную роженицу делать выбор между своей жизнью и жизнью ещё не родившегося ребёнка. Её можно назвать самоубийцей? Жители осаждённого Ленинграда, вопреки фашистской пропаганде и стараниям засланных предателей, не последовали "цивилизованному" примеру Парижа – не сдали город, хотя хорошо понимали, что их решение "самоубийственно" с точки зрения самосохранения (они не знали, что в любом случае были заранее приговорены к тотальному уничтожению). Когда солдаты одного полка под Сталинградом, проходившие перевооружение летом 1942 года, вдруг увидели прорвавшиеся немецкие танки, они даже не думали о выборе, хотя прекрасно понимали, что вступить в бой с несколькими винтовками и гранатами – самоубийственно. Среди них был и мой отец – сержант-автоматчик. Действительно, почти все погибли: их просто "раскатали". А вот двумя годами ранее хорошо вооружённые французские солдаты при виде этих знаменитых танков сделали "цивилизованный" выбор (чтобы не стать "самоубийцами") – подняли руки вверх и остались живы.
 
Последнее редактирование:

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
45.766
Комментарии
17
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху