Об Афоне: Язычники на фресках

Эта запись является частью серии записей Об Афоне
Заметки об Афоне
Язычники на фресках

Сегодня, дорогие, мне хотелось бы сказать несколько слов на очень важную в богословском и культурологическом плане тему. Вы все, вероятно, слышали, как неверующие люди обвиняют христиан в презрении к дохристианской культуре. Якобы Церковь разрушала античные памятники, боролась с тем прекрасным и мудрым, что было создано дохристианским человечеством, и так далее. Действительно, было такое, что некоторые языческие памятники и идолы, которых сегодня можно было бы объявить культурными объектами, были уничтожены христианами. Но было и такое, что памятники античной культуры епископы сохраняли в своих резиденциях и домах, складировали на заднем дворе монастыря, не разрушали, а перепрофилировали под христианские храмы (как, например, поступили с Афинским Парфеноном). Еще бережней христиане поступали с письменным наследием античной культуры, например, книги языческих мудрецов сохранялись в монастырских библиотеках.

Но давайте не будем сужать вопрос до обсуждения частностей: книги, статуи, капища и проч. В то время, когда происходило противостояние юного христианства и старой, часто агрессивной, языческой идеологии и системы, неприятие христианами язычества было вполне объяснимым. Гораздо важнее разобраться: как вообще Христианская Церковь с древнейших времен относилась к тому богатейшему наследию, которое было оставлено античной культурой. И здесь для многих будет откровением, что Церковь никогда не воспринимала дохристианскую культуру как полный мрак и бесовщину. Господь, говорили святые отцы, и до Своего Воплощения действовал в нашем мире и открывался не только евреям, но и язычникам. Бог Сам говорит, что, как Он вывел Израиль из Египта, так же Он участвовал и в судьбе языческих народов и вывел Филистимлян из Кафтара и Арамеян из Кира (Ам. 9, 7).
На некоторых язычников Бог, согласно Его Собственным словам, возложил спасительную миссию. Так например, царю Киру он поручил вывести израильтян из Вавилонского плена (см.: Ис. 41, 1-5; 45, 1-6).
Библия нередко прославляет великих из язычников, например: Мелхиседека (Быт. 14, 18); Иофора (Исх. 18, 12); Неемана (4 Цар. 5, 17)... А вспомните святого праведного Иова, которому посвящена библейская книга. А ведь Иов, память которого отмечается в Православной Церкви 19 мая, – это язычник из земли Уц.

Святые отцы ранней Церкви много размышляли над этим. В этом отношении очень важными представляются размышления св. Иустина Мученика (или Иустина Философа), мученически скончавшегося в самом начале 2-го века.
Св. Иустин свидетельствует: «Христос – есть первородный Бога, Его Логос, к Которому причастны все люди: вот что мы познали и о чем свидетельствуем... Все жившие согласно Логосу – суть христиане, даже если их считали атеистами – как, например, у греков Сократ, Гераклит и подобные им...» (Апол. 1, 46)

Иустин Философ много размышляет над тайной проблесков Истины Божией у язычников. Это он объясняет двумя причинами.
Первая состоит в том, что лучшее в языческой философии должно быть приписано влиянию Моисея. «Моисей – древнее всех греческих писателей. Да и во всем, что философы и поэты говорили о бессмертии душ, о наказаниях по смерти, о созерцании небесного и о подобных предметах, они пользовались от пророков; через них они могли понять и излагать это» (Апол. 1, 44). Платон знает учение Моисея о творении мира ( Апол. 1, 59). Учение Платона о Мировой Душе, разлитой повсюду наподобие буквы X, понимается Иустином как учение о Сыне Божием и заимствовано из Μоисеева повествования о медном змее (Апол. 1, 60). Те же философы узнали от Моисея (Второз. 32, 22) о конце мира в попаляющем огне. «Поэтому, говорит Иустин, не мы держимся мнений таких же, как другие, но все они подражают и повторяют наше учение» (там же).
Вторая причина особенно характерна для Иустина. Ее он видит в том что Логос причастен всем людям и всем поколениям. Поэтому и до Христа истина частично открывалась другим людям. «У всех, кажется, есть семена истины» (Апол. 1, 44). «Семя Слова насаждено во всем роде человеческом».

До явления Слова во плоти философы открывали и говорили в меру нахождения ими и созерцания Слова, но, так как они не знали всех свойств Слова, Которое есть Христос, то они часто сами себе противоречили. «Все писатели, – говорит св. Иустин, – посредством врожденного им семени Слова, могли видеть истину, но темно ... я не потому всеми силами стараюсь быть и на самом деле есть христианин, что учение Платона совершенно различно от Христова, но потому, что не во всем с ним сходно, равно как и учение стоиков, поэтов и историков» (Апол. 2, 13).

Чуть позже на тему существования проблесков Истины у язычников размышлял св. Климент Александрийский. Приведу только одну цитату, хотя их можно было бы подобрать немало: «Виновником всякого добра, является Бог, но в одних случаях Он руководит непосредственно, как, например, в Ветхом Завете, а в иных случаях — опосредствованно, как, например, в философии... Она была для эллинов таким же руководителем, каким был Закон для евреев, и приводила их, как детей, ко Христу» (Строматы, I, 5).

В 4-м веке тему пользы языческих сочинений для православного юношества поднимает свт. Василий Великий. В своей беседе с парадоксальным названием «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» свт. Василий приводит множество примеров античной мудрости, которая не утратила своего значения и в христианстве. Языческая мудрость – это шаг к познанию Бога. И эту мысль святитель подкрепляет примером Моисея: «Славный Моисей, которого имя за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию Сущего… Сии внешние науки не бесполезны для душ». Исходя из этого, святитель рекомендует брать у великих мыслителей античности все самое прекрасное и использовать его на благо христианства: «Не все по порядку надобно нам брать, а только полезное».

Эта тема сияния жемчужин Истины во всем том, что нам оставила языческая культура, отразилась и в иконописи.
Сегодня я познакомлю вас с уникальными фресками, которые можно увидеть в монастырях святой Горы Афон.

Нечто подобное встречается и в древних обителях России, но сегодня, речь об Афоне. Я считаю наш сегодняшний очерк очень важным потому, что он еще раз всем нам, православным, напоминает: Церковь не отрицает, то доброе, что было создано до Пришествия в мир Христа Спасителя.
Более того, сегодняшний материал является своего рода оружием в наших руках против всех тех, кто утверждает: Церковь признает только свои учения, а все иное – отвергает.
Не отвергает и не унижает, но оставляет и прославляет лучшее, созданное дохристианскими мудрецами, а также указывает надлежащее место всем им: они предтечи истинного Боговедения, истинной Правды о Боге, мире и человеке.

Сначала приблизимся к знаменитому Ватопеду, древней обители, в которой хранится Пояс Пресвятой Богородицы.
Итак, мы приближаемся к Ватопедской обители и подходим к входным вратам. Над ними сооружен навес, таким образом получилась часовня...

00.JPG
На этой фотографии хорошо видна входная часовня.

00а.JPG
Вместе с моим другом остановимся и рассмотрим фрески, нанесенные на купол часовни. Это фрески середины 19-го века, однако они сделаны с более ранних, относящихся к 17-му веку.
Мы видим Святую Троицу, видим разных святых – и видим... языческих мудрецов. Они без нимбов, так как не являются святыми. Но характерно, что они помещены на одну фреску с пророками, то есть они тоже прорицали о Истине, О Христе.

00б.JPG
Сделаю другой снимок и выделю античных мудрецов желтым цветом, чтобы вам было легче их заметить.

01.JPG
Приблизим эти фрески и переведем надписи, размещенные на свитках, которые держат античные мудрецы в руках. Как легко догадаться это фрагменты их собственных сочинений. Те отрывки, в которых эти мудрецы изрекают, по сути, христианскую истину.
Первыми мы видим Аристотеля и Платона.

Аристотель изображен в округлой шапке, опоясанной лентой, которую носит, должно быть, как представитель школы перипатетиков. Правой рукой философ указывает на свиток, на котором читаем: Рождение Бога, по природе Своей безначального. Из Которого имеет бытие свое слово.

Платон изображается с головной повязкой. Правой рукой указывает вверх, а в левой руке держит свиток, на котором читаем: Новый становится древним, и Тот, кто Безначальный, становится Новым. Отец в потомке и потомок в своем отце. Единый разделяется в троицу и трое в одном.

02.JPG
Сивилла (языческая пророчица) изображена с платком на голове. Правой рукой указывает на свиток, на котором читаем: Вечный Царь небесный грядет в будущем судить всякую плоть и всю Вселенную.
Софокл изображается с головной повязкой. Обеими руками держит свиток на котором читаем: Бог безначальный, простой по природе, тот, кто родил из Себя небо и землю.

03.JPG
Фулис (царь египетский): изображается в царской короне. Правой рукой указывает на свиток, на котором читаем: Отец в потомке и потомок в отце, Бесплотный воплощается, Бог сущий.
Аполлон: изображается с головной повязкой. Правой рукой указывает вверх, а в левой руке держит свиток на котором читаем: В Троице исповедую единого Бога, Коего Нетленное слово пребывать во чреве тленной девы будет.

Вот такие потрясающие, по сути, пророчества можно найти в сочинениях мудрецов, живших за столетия до Рождества Христова.

04.JPG
А теперь отправимся в другой монастырь, в Великую Лавру св. Афанасия. Здесь в трапезной увидим подобные фрески 16-го века. Они еще более удивительны. Посередине лежит пророк Исаия – величайший ветхозаветный пророк. А справа и слева от Исаии – языческие мудрецы. В руках у них – также свитки с цитатами из их сочинений.

Приблизим мудрецов и рассмотрим внимательней.

05.JPG
Диалид, Сократ, Пифагор.

07.JPG
Галинос и Сивилла.

08.JPG
Солон, Плутарх.

09.JPG
Аристотель, Платон.

10.JPG
Клеанфис, Филон, Омирос.

11.JPG
Направимся в другую древнюю афонскую обитель, а именно, в Иверский монастырь (Иверон). Здесь мы также встретимся с изображениями языческих мудрецов. Это уже 17-й век.
Софокл, Солон, Плутарх и Фукидид.

12.JPG
Платон, Филон и Аристотель.
Перейти к предыдущей записи Об Афоне: монашеский маркет

Комментарии

Здравствуйте отец Константин, из дневника: Аполлон: изображается с головной повязкой.
А что за Аполлон? Аполлон — в древнегреческой мифологии — бог Солнечного Света, сын Зевса и Лето, брат-близнец богини Луны — Артемиды. Это он имеется ввиду?
 
Незарегистрированный написал(а):
Здравствуйте отец Константин, из дневника: Аполлон: изображается с головной повязкой.
А что за Аполлон? Аполлон — в древнегреческой мифологии — бог Солнечного Света, сын Зевса и Лето, брат-близнец богини Луны — Артемиды. Это он имеется ввиду?

Не знаю... Так написано на фреске. А что имел в виду художник?..
 
Может быть это кто-то из этих людей:
АПОЛЛОНИЙ ПЕРГСКИЙ (ок. 260 - 170 до н. э.) - древнегреческий математик и астроном, ученик Евклида. В основном труде "Конические сечения" (8 книг) дал полное изложение их теории. Для объяснения видимого движения планет построил теорию эпициклов. Идеи Аполлона Пергского оказали большое влияние на развитие естествознания нового времени.
Естествоиспытатель возможно видя гармоничность творения мог заключить о том что Бог один.
или
Аполло́ний Тианский (Ἀπολλώνιος ὁ Τυανεύς, 1 год н. э. — 98 год н. э.) — философ-неопифагореец. Сохранилось 97 писем, приписываемых Аполлонию. хотя последний - сомнителен -он колдун
 
Спасибо за Ваши интересные статьи, о.Константин.

А в каких трудах/трактатах этих мудрецов можно прочесть их пророчества, приведенные в этом очерке?
Я, будучи человеком необразованным, не знаю где искать, а прочесть очень хочется.

Спасибо большое!
 
Незарегистрированный написал(а):
Спасибо за Ваши интересные статьи, о.Константин.

А в каких трудах/трактатах этих мудрецов можно прочесть их пророчества, приведенные в этом очерке?
Я, будучи человеком необразованным, не знаю где искать, а прочесть очень хочется.

Спасибо большое!

Дорогой брат (сестра?)
У этих писателей не так много трудов, поэтому при желании можно поискать и найти. Правда, не все переведено на русский язык...
Но если есть желание изучить тему предчувствия Истины в трудах языческих авторов, то это возможно; на этот счет есть немало исследований. Начать советую с книги протоиерея Александра Меня "Дионис, логос, судьба". Она как раз о античных авторах предчувствовавших приближение Спасителя.
 
Хотелось бы узнать Ваше мнение, или, если хотите суждение, об определение "язычник" - и что оно означает?

И ещё. Когда же на нашей славянской земле, одна из христианских церквей заимствовала православие (правь славь)? Вопрос "когда" очень важен, а главное зачем и как это происходило. Христос, учение которого (что нам доступно из Евангелие), ничего не говорил о том , что надо идти к "язычникам" ("я пришел к погибшим овцам дома израилева"). И зачем нам навязывают исТОРию чужого народа, и замалчивают нашу? Церковь - это что, институт промывания мозгов? Спасибо, здравия всем.
 
Дмитрий СС написал(а):
Хотелось бы узнать Ваше мнение, или, если хотите суждение, об определение "язычник" - и что оно означает?

И ещё. Когда же на нашей славянской земле, одна из христианских церквей заимствовала православие (правь славь)? Вопрос "когда" очень важен, а главное зачем и как это происходило. Христос, учение которого (что нам доступно из Евангелие), ничего не говорил о том , что надо идти к "язычникам" ("я пришел к погибшим овцам дома израилева"). И зачем нам навязывают исТОРию чужого народа, и замалчивают нашу? Церковь - это что, институт промывания мозгов? Спасибо, здравия всем.

Дорогой Дмитрий. Я писал об этом. См:
http://azbyka.ru/parkhomenko/stati/yazichestvo_segodnia-all.shtml
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=84

Что касается вопроса о том, почему Апостолы пошли к язычникам (если Христос им этого не заповедал), смотрите: http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=684
 
А скажите отче pls тогда, с каким Богом судился Иов, и как это Авраам отдал десятину "язычнику" Мельхиседеку, и как теперь нам понимать "Ты священник по чину Мельхиседеку"? Страшно даже домысливать, исходя из того, что Мельхиседек язычник.
 
Александр Дрэничеру написал(а):
А скажите отче pls тогда, с каким Богом судился Иов, и как это Авраам отдал десятину "язычнику" Мельхиседеку, и как теперь нам понимать "Ты священник по чину Мельхиседеку"? Страшно даже домысливать, исходя из того, что Мельхиседек язычник.

Так в том, дорогой Александр, и суть, что и до откровения Единого Истинного Бога, и даже после этого откровения у некоторых людей (до откровения - у всех, после откровения - в языческих народах) сохранялись крупицы истинного знания о Боге!
 
"Библия нередко прославляет великих из язычников, например: Мелхиседека...."
"Слово язычник имеет два значения. Во-первых, это человек, не принадлежащий к иудейскому народу, аналогично варвару для эллина; во-вторых, язычник означает политеиста (многобожника), идолопоклонника. Ап. Павел говорит: Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников, конечно и язычников, потому что Один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру (Рим. 3, 29-30). Как видите, здесь слово язычник(не принадлежащий к иудейскому народу )имеет этнический характер. Целью Послания было свидетельство о том, что если ветхозаветные иудеи и язычники (монотеисты вне Израиля) одинаково спасаются верой.
"Мелхиседек назван "священником Бога Вышнего", следовательно, хранителем древнего Предания(он никогда не был идолопоклонником). Приношение Мелхиседека Аврааму хлеба и вина было священнодействием и прообразом будущей евхаристии.
Апостол Павел говорит о таинственном происхождении Мелхиседека, о его особом священстве; тем более главной целью служения Мелхиседека среди язычества, которое, как второй всемирный потоп, уже начало поглощать землю, была проповедь о Мессии, как непосредственно через слово, так и через священные символы богослужения.
Иов был старейшим в своем племени; в богослужебных книгах он даже называется царем. Если бы члены племени были бы иноверцами(язычниками-идолопоклонниками) по отношению к Иову, то он не смог бы управлять ими, а они не захотели бы подчиняться ему.
Иов регулярно приносил жертвоприношение за своих детей - вид умилостивительной жертвы. Друзья Иова, пришедшие выразить ему соболезнование, обнаруживают в своих речах веру в единого Бога и высоту богословской мысли. Даже иудейский раввин не стал бы отрицать святости праведного Иова, который был идумеем, и праведного Авраама - халдея и уж никак не назвал бы их спасающимися язычниками - идолопоклонниками."
Святитель Иоанн Златоуст пишет:"А под эллинами разумеет здесь Павел не идолопоклонников, но людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, сохраняли все относящееся до благочестия. Таковы были Мелхиседек, Иов, ниневитяне, Корнилий".
А читая Вашу статью,батюшка,можно сделать заключение,что спасаются идолопоклонники-многобожники. И ведь многие,кто прочел Вашу статью,поняли именно,что спасаются благочестивые идолопоклонники. А ведь это совершенно неверно.
Уверен.что этот комментарий Вы не опубликуете,но хотя бы прочтете.
 
Незарегистрированный написал(а):
"Библия нередко прославляет великих из язычников, например: Мелхиседека...."
"Слово язычник имеет два значения. Во-первых, это человек, не принадлежащий к иудейскому народу, аналогично варвару для эллина; во-вторых, язычник означает политеиста (многобожника), идолопоклонника. Ап. Павел говорит: Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников, конечно и язычников, потому что Один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру (Рим. 3, 29-30). Как видите, здесь слово язычник(не принадлежащий к иудейскому народу )имеет этнический характер. Целью Послания было свидетельство о том, что если ветхозаветные иудеи и язычники (монотеисты вне Израиля) одинаково спасаются верой.
"Мелхиседек назван "священником Бога Вышнего", следовательно, хранителем древнего Предания(он никогда не был идолопоклонником). Приношение Мелхиседека Аврааму хлеба и вина было священнодействием и прообразом будущей евхаристии.
Апостол Павел говорит о таинственном происхождении Мелхиседека, о его особом священстве; тем более главной целью служения Мелхиседека среди язычества, которое, как второй всемирный потоп, уже начало поглощать землю, была проповедь о Мессии, как непосредственно через слово, так и через священные символы богослужения.
Иов был старейшим в своем племени; в богослужебных книгах он даже называется царем. Если бы члены племени были бы иноверцами(язычниками-идолопоклонниками) по отношению к Иову, то он не смог бы управлять ими, а они не захотели бы подчиняться ему.
Иов регулярно приносил жертвоприношение за своих детей - вид умилостивительной жертвы. Друзья Иова, пришедшие выразить ему соболезнование, обнаруживают в своих речах веру в единого Бога и высоту богословской мысли. Даже иудейский раввин не стал бы отрицать святости праведного Иова, который был идумеем, и праведного Авраама - халдея и уж никак не назвал бы их спасающимися язычниками - идолопоклонниками."
Святитель Иоанн Златоуст пишет:"А под эллинами разумеет здесь Павел не идолопоклонников, но людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, сохраняли все относящееся до благочестия. Таковы были Мелхиседек, Иов, ниневитяне, Корнилий".
А читая Вашу статью,батюшка,можно сделать заключение,что спасаются идолопоклонники-многобожники. И ведь многие,кто прочел Вашу статью,поняли именно,что спасаются благочестивые идолопоклонники. А ведь это совершенно неверно.
Уверен.что этот комментарий Вы не опубликуете,но хотя бы прочтете.


Дорогой брат (сестра?). Не думаю, что аргументы, которые Вы заимствовали у отца Рафаила (Карелина): http://karelin-r.ru/newstrs/28/16.html имеют какое-либо отношение к науке. И к библейскому богословию, и к исторической науке. Не буду устраивать дискуссию, но только несколько замечаний по поводу Вашего комментария:

Вы пишете: Ап. Павел говорит: Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников, конечно и язычников, потому что Один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру (Рим. 3, 29-30). Как видите, здесь слово язычник(не принадлежащий к иудейскому народу )имеет этнический характер.

Ничего не вижу. Почему Вы приписываете Ап. Павлу это толкование? Почему Вы думаете, что Ап. Павел как-то разделял язычников на разные категории? Они все для него равно идолопоклонники. Другое дело, что Ап. Павел считал, что и они, если исполняют законы, записанные на скрижалях сердца, естественные, врожденные нравственные законы, - Божии чада.

Если Вы не согласны, приведите ссылки, где Ап. Павел разделяет язычников на идолопоклонников и просто язычников по происхождению (этнических).

Вы пишете: Мелхиседек назван "священником Бога Вышнего", следовательно, хранителем древнего Предания(он никогда не был идолопоклонником). Приношение Мелхиседека Аврааму хлеба и вина было священнодействием и прообразом будущей евхаристии.

Не надо фантазировать насчет Мелхиседека. Это легендарный персонаж, по иудейскому преданию, первый священник Иерусалима, который непонятно каким образом, когда все были во тьме язычества, служил Истинному Богу.
О нем нам сообщает 14 глава Книги Бытие. Когда Авраам возвращался после победы над царем Северного Ханаана и его союзниками (Быт 14, 18-24) и они приблизились к городу Салиму (иудеи отождествляли этот город с Иерусалимом), Мелхиседек вынес праотцу Аврааму угощение: хлеб и вино.

Этот таинственный Мелхиседек появляется еще лишь раз в Писании, а именно в Псалме 109, 4. Там сказано, что Мессия будет "священник вовек по чину Мелхиседека". Это означает, что как Мелхиседек не имеет родства (появляется ниоткуда), так будет и Мессия.

В последующие времена иудейские мыслители много всего понаписали про Мелхиседека, но, честно говоря, более, нежели сообщает нам Писание об этой фигуре, а именно 14-я глава Книги Бытие, нам неизвестно. Апогей иудейских фантазий о Мелхиседеке - в текстах Кумрана: он изображен как небожитель, имеющий не человеческую, но ангельскую природу.

В Новом Завете мы лишь в одном тексте встречаемся с загадочным Мелхиседеком. В Послании к Евреям. Это Послание, как признают все настоящие библеисты, Апостолу Павлу не принадлежит. Впервые, кстати, оно было приписано авторству Ап. Павла в конце 2-го века, до этого времени было анонимным. Но уже в 3-м веке историки спорили, так кто же мог быть автором Послания. Тертуллиан (160?-230?) считал автором Ап. Варнаву, а Ориген (185?-254?) написал так: «Кто в действительности написал это послание – знает один Бог».

В Послании к Евреям, стиль, слог и богословие которого отличаются от Ап. Павла, впервые появляется Мелхиседек. В этом Послании Мелхиседек, внезапно появившийся в библейском повествовании (в 14 гл. Книги Бытие) и так же внезапно исчезнувший, не имеющий священнического родословия, рассматривается как прообраз Христа.

По мысли автора Послания к Евреям, священство «по чину Мелхиседекову» превосходит священство «по чину Аарона», поскольку Мелхиседек благословил Авраама, и Авраам, предок Аарона, дал Мелхиседеку десятину, показав этим, что признает его священником.

И уж никаким образом подношение угощения Аврааму не надо воспринимать как священнодействие или что-то указывающее на Евхаристию. (Хотя, при желании, придумать можно что угодно, но мы должны честно отдавать себе отчет, что это наши идеи, наши мысли, а не мысли Священного библейского автора).

Вы (вернее, архим. Рафаил (Карелин)) пишете: Апостол Павел говорит о таинственном происхождении Мелхиседека, о его особом священстве; тем более главной целью служения Мелхиседека среди язычества, которое, как второй всемирный потоп, уже начало поглощать землю, была проповедь о Мессии, как непосредственно через слово, так и через священные символы богослужения.

С авторством Послания к Евреям разобрались. Павлу оно не принадлежит, хотя, конечно, является священным новозаветным текстом. А откуда эти фантазии про главную цель служения Мелхиседека, которое…… и т.д.?
Перечитайте 14 главу Книги Бытие, и Вы ничего такого не найдете. Нет этих умствований и у богодухновенного автора Послания к Евреям.

Вы пишете: Иов был старейшим в своем племени; в богослужебных книгах он даже называется царем. Если бы члены племени были бы иноверцами(язычниками-идолопоклонниками) по отношению к Иову, то он не смог бы управлять ими, а они не захотели бы подчиняться ему.
Иов регулярно приносил жертвоприношение за своих детей - вид умилостивительной жертвы. Друзья Иова, пришедшие выразить ему соболезнование, обнаруживают в своих речах веру в единого Бога и высоту богословской мысли. Даже иудейский раввин не стал бы отрицать святости праведного Иова, который был идумеем, и праведного Авраама - халдея и уж никак не назвал бы их спасающимися язычниками - идолопоклонниками."

Здесь, что ни слово, то вымысел. Иов не был старейшиной в своем племени; подчиняющиеся ему были всего лишь рабами (Иов 1, 3); его жертвоприношения – обычные для язычника того времени и не имеют никаких параллелей с ветхозаветными (поэтому нельзя сказать, что его жертвоприношения - «вид умилостивительной жертвы»); его собеседники обнаруживают «в своих речах веру в единого Бога и высоту богословской мысли», в связи с тем, что эти речи были не стенографически записаны, а написаны иудейским автором, создавшем книгу Иова.

То есть все речи этой книги – плод боговдохновенного творчества библейского автора, а совсем не подлинные записи слов Иова или других персонажей этой книги.

И т.д. и т.п.

Дорогой брат, какой смысл мне опровергать написанное Вами по пунктам, практически, слово за словом?..

И слова святителя Иоанна Златоустого - это просто его личное мнение, которое святитель проецирует на Ап. Павла. Не думал Павел так, как ему приписывает св. Иоанн Златоуст.

Вы пишете: Читая Вашу статью,батюшка,можно сделать заключение,что спасаются идолопоклонники-многобожники. И ведь многие,кто прочел Вашу статью,поняли именно,что спасаются благочестивые идолопоклонники. А ведь это совершенно неверно.

А как же иначе? Как не идолопоклонники-многобожники? А разве те, кто изображен на фресках (Платон, Аристотель), не были такими обычными язычниками идолопоклонниками и многобожниками?
Не надо приписывать Ап. Павлу, что он считает, что вот идолопоклонники-многобожники не спасаются, а какие-то верящие в Единого Истинного Бога, живущие среди язычников, спасаются… Нет у него этого разделения, все для него язычники и спастись могут они не благодаря какой-то тайной, особой религиозности, а только благодаря вере во Христа Иисуса.

Спасения помимо Иисуса – нет! Другое дело, что по мысли Ап. Павла не все язычники помрачены бесовщиной и творят гнусности. Те, которые стараются следовать нравственному закону, записанному в их сердце, – те живут богоугодно (насколько для них это возможно).

Много-много можно было бы написать, но приглашаю Вас познакомиться самостоятельно с серьезными хорошими исследованиями на эту тему, а не с псевдо-благочестивыми, а на самом деле, безграмотными, богословскими текстами.

С любовью, Ваш…
 
Дорогой батюшка! Извините меня,но я искренне считаю отца Рафаила(Карелина) светочем нашего темного времени и своим духовным отцем (и не только я). У меня есть почти все его книги. Это Феофан Затворник нашего времени. Я знаю,что он очень раздражает модернистов и обновленцев.Кто останется у нас после него!
Еще одна цитата-"Ведь язычник, не веря своим богам становится от этого не христианином, а просто атеистом; а веря своим богам - демонопоклонником. Даже один из лучших и самых мудрых язычников Сократ, когда его спросили о его последнем желании перед казнью попросил принести жертву богам, которую он обещал, но не успел сделать. Язычество - это прежде всего внутреннее демонообщение, а не только ритуал." (отец Рафаил Карелин). Логично и просто!
Я почитаю Толкование еще более великого светоча Иоанна Златоустого одного из «вселенских учителей» и не могу ,как Вы,батюшка, не верить его толкованию на Апостола Павла. Кстати, Феофилакт Болгарский дает такое же толкование.
А, если Вы не верите Святым Отцам,значит считаете себя духовнее их. И как я не уважаю Вас ,батюшка,не думаю,что это возможно.
А не верю я проф. Осипову (поддерживает ересь Оригена), о. Александру Меню, Шмеману и др."духовным" просветителям того же толка. Их произведения мне знакомы,но после них на долгое время остается очень неприятный осадок на душе и,почтя их один раз,я уже никогда не вернусь к ним.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
12.675
Комментарии
16
Последнее обновление
Сверху