Об Афоне: Старцы 1

Эта запись является частью серии записей Об Афоне
Заметки об Афоне
Старцы 1

Давайте познакомимся с ликами афонских старцев, переснятых мною из альбомов, хранящихся в келии св. Модеста. Большинство фотографий из известного альбома: «Χαρίτων μοναχός, Ματιές στον Αθω. Ι.Μονή Βατοπεδίου, 1997».
Сначала несколько фотографий 1950-х – 1960-х годов. Они черно-белые, из старых альбомов. Потом цветные фотографии 1970-х – 1980-х годов.
Про каждого из этих старцев можно было бы рассказать. В книгах о современных афонских подвижниках про них есть истории, приводятся их поучения. Я не буду сопровождать каждую фотографию рассказом о старце, я сделаю это только в отношении некоторых фотографий. Но зато я дам под каждой фотографией имя старца и скажу, где он подвизался. Если вы будете читать книги об Афоне и афонских подвижниках, вы легко сможете узнать кое-кого из героев нашей фотогалереи.

старцы1.JPG

старцы2.JPG

старцы3.JPG

старцы4.JPG

старцы5.JPG

старцы6.JPG

старцы7.JPG

старцы8.JPG

старцы9.JPG

старцы10.JPG
Старец Поликарп. На Афоне с 1922 года. Скончался в 1974 году.

старцы11.JPG
Старец Макарий из Фласки. На Афоне с 1914 года.

старцы12.JPG
В мастерской.
При каждом монастыре есть мастерская, в которой можно починить садовый инвентарь. Не забудем, что монахи питаются преимущественно сельскохозяйственными продуктами.

старцы13.JPG
Старцы Хрисанф и Савва из Капсаллы.

старцы14.JPG

старцы15.JPG
Монахи в костнице одной из обителей. Напомню, что по афонским традициям умершего монаха хоронят, а через несколько лет раскапывают и извлекают кости. На черепе делают надпись – кто это такой и складывают отдельно. Остальные кости хранят в другом месте.
Монахи любят приходить в костницу, в которую доступ свободен, и размышлять о бренности нашей жизни и о вечности.

старцы16.JPG
Старец Исидор из келии св. Петра Афонского.

старцы17.JPG
Он же. Старец более семидесяти лет провел на Афоне.

Сербский философ, переводчик и публицист Пауле Рак в заметках об Афоне пишет:

Вы видели, какие брови у него? Мощные! Исидор тоже из тех, которые долго прожили на Афоне. Он из зилотской семьи, поэтому и на Святой горе был среди зилотов. (Зилоты, то есть ревнители. Так называют монахов, которые из-за действий руководства Константинопольской Церкви (экуменизм, новый календарный стиль и др.) порвали с ней общение. Зилоты не причащаются со всей полнотой Православной Церкви и находятся в состоянии, так сказать, раскола. Впрочем, на Афоне к ним относятся терпимо. Понимают, что это искренние и очень верные Православию люди. Бог, по Своей большой любви, наверное, простит им крайности и перегибы их духовного пути. – прот. К.П.)

Но это не значит, что он плохо относился к другим, зилотизм – его семейная традиция. Он имел старую закалку, вел строгую, аскетическую жизнь.

Исидор в миру, кажется, был учителем или что-то в этом роде. Он очень любил читать, в отличие от многих простых монахов (таких среди зилотов много), хорошо знал Святых отцов. У себя в келье держал небольшое их собрание. Жил он вместе с Петром, своим учеником (про Петра смотрите в самом конце этого очерка. – прот. К.П.).
Пётр пришел к Исидору молодым. Он не имел образования, поэтому обычно читал вслух Исидор, а Пётр слушал.

В 1991 году я жил на Афоне послушником и тогда ещё не знал, что там запрещено купаться. Я прибыл на Святую гору в феврале. Великий пост, напряжённый период: всё время в Церкви, да и работы много (меня поставили на послушания в монастырской гостинице и помогать на огороде). Поэтому и думать было нечего куда-то отлучиться. В середине апреля наступила Пасха. Стояла жаркая погода. На второй день Пасхи – работы никакой, и я пошёл прогуляться к морю и искупался. После этого меня отправили до святого Нила заказать резной крест, и по дороге я свернул к Исидору. Он спросил, как я живу, а я в восторге рассказываю ему, что хорошо – даже на Пасху пошёл и искупался. Он удивлённо посмотрел на меня: «Как купался?! Ой, ужас. Ты знаешь, что руки можно открывать вот до сих… », – и показал приблизительно на ладонь выше запястья. Затем подумал-подумал: «…ну можно и до локтя. Но выше никак» – «Почему?» – «Телу угождать плохо». И всё.

А вот ещё история про одного афонского владыку – лаврского монаха. Когда он стал владыкой, то жил в Карее, в Андреевском скиту, в одном корпусе с Афониадой, школой для мальчиков. Кроме того, там постоянно толпились паломники. И в какой-то момент владыка Хризостом воспротивился: «Я пришел сюда, чтобы быть монахом. А тут настоящий "Вавилон"». Он взял келью на лаврской территории. Это больше часу ходьбы от святого Петра Афонского (а воздушной линией всего километр-полтора). Келья владыки виднелась от святого Петра Афонского, где жил Исидор. Владыка поселился один, без помощников и учеников, в полуразрушенной келье и потихоньку ее чинил. Однажды к нему в гости приехал друг-иеромонах из Греции. И вместе они отправились прогуляться до святого Петра, чтобы навестить соседей. Греки, вы же знаете, одеваются просто, и не отличишь даже послушника от владыки – подрясник, скуфья и всё. Пришли. Друг владыки спрашивает Исидора: «Ну как у вас здесь? Хорошо? Никого поблизости нет, тихо, спокойно, молитва…!» А Исидор отвечает: «Да, было тихо. Но некоторое время назад внизу поселился один владыка, и с тех пор "бум-бум, бам-бам". Покой – в прошлом!»
Друг владыки рассмеялся. Тогда Исидор понял, что что-то не так, пригляделся и узнал владыку.
Упал ему в ноги: «Владыка святой, прости меня, старого дурака. Я семьдесят лет на Афоне, но так и не научился сдерживать язык свой поганый!» Владыка его обнял. Удивительная сцена – святой владыка и Исидор – зилот, его не признающий (то есть находящийся в состоянии раскола и не причащающийся с владыкой. - прот. К.П.), но искренне перед ним кающийся…

старцы18.JPG
Старец Иаков из монастыря Каракал.
На Афоне с 1922 года. Почил в 1996 году.

старцы19.JPG
Старец Серафим из Нового скита.

старцы20.JPG
Гора Афон вечером.

старцы21.JPG
Старец Иоанн из скита Колицу. На Афоне с 1923 года. Скончался в 1996 году.

старцы22.JPG
Игумен монастыря святого Павла.
В этом монастыре, основанном в 10-м веке, кроме прочих святынь находится одна, совсем необычная. Это, согласно преданию, тот самый ладан, который был принесен новорожденному Младенцу Христу волхвами.

Как мы помним, волхвы Каспар, Мельхиор и Валтасар, принесли Ему, новорожденному, ценнейшие дары: золото — как царю, ладан — как Богу и смирну — как смертному. Всю Свою земную жизнь берегла эти драгоценности Пресвятая Богородица. И лишь незадолго до того, как оставить наш мир, Она передала их на хранение Иерусалимской Церкви. В 400 г. император Аркадий совершил перенесение Даров в Византийскую столицу — Константинополь. На протяжении тысячи лет Дары волхвов были одной из главнейших святынь Византии. Но, когда Константинополь пал, они оказались в руках у Магомета II — турецкого султана. Его дочь, Мария, царевна сербская, — таков был Божий промысел — стала христианкой. В 1453 г. она тайно передала Дары в монастырь Святого Павла. Там они и находятся по сей день.
Именно в этой обители и именно из Даров волхвов, по преданию, впервые изготовили ладан, которые известен в православном мире как Афонский. В Дарах волхвов измельченный ладан и смирна были смешаны, из них скатали шарики величиной с маслину — и аромат их сохранился до наших дней.
Дары волхвов находятся сейчас в монастыре, в драгоценном ларце и по-прежнему благоухают.

старцы23.JPG
Иеромонах Варлаам из Нового Скита. Блаженно почил в 1995 году.

старцы24.JPG
Старец Никодим из Керасии.
Керасия – это пустынная, труднодоступная и самая высокая над уровнем моря местность, где подвизаются монахи-отшельники. Отсюда начинается трудная тропа на вершину Афона.

старцы25.JPG
Старец Савва из Зографского монастыря.

старцы26.JPG
Старец Андрей из Ватопедской келии.

старцы27.JPG
Старец Евфимий из скита Ксенофонтова монастыря.

старцы28.JPG
Монах Петр из келии Петра Афонского.
Он был учеником старца Исидора (про него смотрите в начале этого очерка).
Пауле Рак вспоминает:

Однажды весной старец Исидор послал своего ученика Петра – ну, Петру уже тогда было лет семьдесят, ученику-то, – в лавру за рассадой помидоров. Сами они её без теплицы вырастить не могли в столь суровом климате. А в тот год у лаврского огородника её осталось в избытке. Исидор ждал, что Пётр принесёт штук 10–15, а он принёс и посадил 50 или 70. Когда Исидор увидел это, он испугался: «Господи, что мы с ними будем делать! Мимо нас никто не проходит, кому раздадим? А вдвоём нам не съесть такое количество!» Эту историю Исидор рассказывал мне, сидя за алтарной частью храма на скамеечке. Тем временем Пётр приносил угощения. Потом (на скамеечке места уже не было) Петр уселся на землю и смотрел Исидору прямо в уста, впитывая каждое слово. Вот такой семидесятилетний ребёночек – ученик!
Эти картины мне никогда не забыть!

старцы29.JPG
Старец Евдоким из Керасии.

старцы30.JPG
Старец Стефан.

Пауле Рак вспоминает:

Это серб отец Стефан, который тоже жил на Карулях. Отец Стефан провел там около сорока лет в келье, где во время Второй мировой войны жил старец Софроний (Сахаров). И где, скорее всего, он начал писать книгу о старце Силуане. Там позади есть пещера. В этой пещере Стефан устроил маленькое искусственное озеро, и зимой собирал дождевую воду, а летом поливал ей свои цветы. У него был прямо-таки райский сад!

Мне кажется, он юродствовал (хотя некоторые говорят, что был в прелести). Во время войны отец Стефан находился в Жиче, и владыка Николай (Велимирович) рукоположил его в диакона. Однажды в самом конце войны коммунисты хотели его расстрелять, он прыгнул в овраг и убежал от них. За такие «заслуги», за связи с владыкой Николаем его уважал сербский престолонаследник, между ними существовала переписка (я видел его письма к отцу Стефану).

Отец Стефан был человеком чудовищной физической силы! Он мог затаскивать по извилистой тропинке к себе с моря брёвна по сто пятьдесят килограмм каждое. Он служил литургию ежедневно и, как правило, один (что, как вы знаете, по канонам не положено, его осуждали за это).

Вынимая частицы на проскомидии, он поминал людей. Я приносил ему имена, и потом через год или два он меня переспрашивал: «А как тот, а как этот?» Я уже забыл, кого я ему написал, а он все молился о них. Тысячу имён поминал ежедневно! И мне говорил: «Божественная литургия – это такое великое дело! Если бы я знал, что последняя литургия на земле будет отслужена в Южной Америке тогда-то, я бы сейчас же отправился туда пешком, чтобы присутствовать на ней. Потому что литургия – это всё. Она держит мир».
Он сетовал на то, что наш мир пал... /.../ «Ночью встал, читаю правило перед литургией. А там, за хребтом, луна – приблизительно как сейчас. Вижу, благодать поднялась, – и руками показывает, – и ушла. Лишь немножко ее здесь, на Карулях, осталось». Однажды ему в маленьком храме святого Саввы Сербского (который он сам соорудил) явился святой Савва, похвалил его и говорит: «Стефан, мы ждём тебя. Ты придешь к нам раньше, чем ты думаешь». Стефан вспоминал: «Мне так хорошо было. А потом проснулся и стал размышлять: «Что значит: раньше, чем я думал? Я рассчитывал, что буду жить ещё тридцать лет. А что значит раньше? Пятнадцать? Ну, это так много, так много! Целых пятнадцать лет ещё жить!»
Перейти к следующей записи Об Афоне: Старцы 2
Перейти к предыдущей записи Об Афоне: В келье старца Паисия

Комментарии

Какие замечательные фотографии. Люблю смотреть на лица старых людей, в каждой морщинке характер видно...Нет на них пышных одеяний, а видно, что это именно священство святое, люди, взятые в удел Христов. Пусть воздаст Господь за ваш труд, отец Константин.
 
Монахи преисполнены завидной умиротворенности,
но мне их жаль, как отказаться от семьи от творчества?

Читать такие рассказы конечно приятно, и даже перечитывать хочется,
благодатное воздействие умиротворенности (усталость и ненужные мысли перестают беспокоить).

Только остается вопрос, на каких языках можно разговаривать с монахами Афона?
 
Возвращаюсь к просмотру фотографий с изображением старцев из Афона снова и снова, разглядываю их и не могу оторваться. Согбенные фигуры, глубокие морщины, седые волосы, натруженные руки и… прекрасные лица, которые хочется назвать ликами! Да услышаны будут слов ваших молитвы! Спаси Вас Господи, о.Константин!
 
В
Спасибо отче, как на Афоне побывал...
 
Редкое ощущение умиротворения от просмотра. Спасибо огромное! Особенно поразили лица старца Хрисанфа, старца Никодима из Керасии, а от фото Ст. Стефана как-будто бьет энергия, потрясающе, такая сила!
 
Удивительные фото, особенно интересно рассматривать глаза, взгляд: у некоторых вдумчивый, печальный, устремленный, у других - детский, открытый, но у всех - уже не здешний. Очень интересны снимки монахов за работой, по ним можно сочинение написать. О.Серафим показался похожим на капитана Немо из советского фильма. О.Стефан на снимке действительно выглядит очень сильно, а голос-то у него совсем детский на видео в Интернете. И такая прическа интересная и борода. И шапочка.
 
Вот это интересно. Афон - место особенное и люди там живут - особенные. Примите мои благодарности отец Константин.
Не так давно по телеканалу "Культура" показывали передачу об Афоне. И в одном из эпизодов показывали старенького-старенького монаха. Он с такой радостью и так просто, по-особенному, пел какую-то песенку на греческом, что я подумал будто он светскую песню поет. Оказалось нет - молитву. Удивительное место, одним словом.
А Вы обратили внимание на глаза этих старцев? У меня есть своя теория взглядов, которая практически никогда меня не подводит. По ней, хорошие люди - это люди именно с таким взглядом. У них взгляд не просто добрый, но присутствует в нем некая пелена, которая возникает в процессе жизни, далекой от разгула и безобразий (А люди с ясным, открытым, но пустым взглядом скорее всего распутны). Взгляды же Афонских старцев способны согреть. За это им спасибо и Вам спасибо еще раз.
 
очень надоела эта странная мода на афонских греков.

В земле Российской есть не менее святые места, чем пресловутый Афон, и в них гораздо более святых подвижничают и сияют.
 
Мальцев написал(а):
очень надоела эта странная мода на афонских греков.

В земле Российской есть не менее святые места, чем пресловутый Афон, и в них гораздо более святых подвижничают и сияют.

Если бы мы устроили конкурс комментариев, Вы бы, дорогой Мальцев, получили первый приз за самые... непредсказуемые комментарии:)
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
Если бы мы устроили конкурс комментариев, Вы бы, дорогой Мальцев, получили первый приз за самые... непредсказуемые комментарии:)

извините
 
ИХ МОЛИТВАМИ МИР ЕЩЁ ДЕРЖИТСЯ. НЕ СТАНЕТ ИХ, КТО ЗА НАС ПОМОЛИТСЯ ? ЭТИ МОНАХИ СТАРОЙ ЗАКАЛКИ : НА НИХ ПОЧИВАЕТ ДУХ СВЯТЫЙ. А НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ МОНАХОВ, ОНО И ЕСТЬ НОВОЕ. А САМИ МЫ МОЛИТЬСЯ НЕ УМЕЕМ... ТАК ДАЙ ЖЕ, ГОСПОДИ, НАШИМ СТАРЦАМ ТЕРПЕНИЯ, СИЛ И ЗДОРОВЬЯ, ЧТОБЫ ЕЩЁ ХОТЬ НЕМНОГО ОТДАЛИТЬ КОНЕЦ И ЧТОБЫ У НАС ХВАТИЛО ВРЕМЕНИ РАЗБУДИТЬ СВОИ БЕДНЫЕ ДУШИ !
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
25.405
Комментарии
14
Последнее обновление
Сверху