Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Недавно попалась в интернете очередная страшилка на тему родовых грехов, которая набрала огромное количество просмотров и реакций: «Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до 4-го колена». В качестве средства освобождения предлагается «отмаливать род», приводится описание апокрифического видения свт. Петра (Могилы) и инструкция по чтению Псалтири, которая ему не принадлежит. Что здесь не так?
1. В православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании». В Священном Писании есть ясные слова Бога, опровергающие этот вздор: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:20-24).
2. Дети действительно могут быть наказаны за грехи родителей (как это произошло с египетскими первенцами или умершим ребенком царя Давида за его грех) в педагогических целях, но никакого автоматического переноса вины или «проблем рода» не существует.
3. Православное учение не предполагает возможности «вымаливания» нераскаянных грешников. В действительности, «доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года). Церковь никогда не призывала к вымаливанию всего своего рода!
4. В основе таких страшилок лежит представление о том, что канонических церковных молитв недостаточно, Церковь якобы скрывает от вас какие-то «сильные» молитвенные правила, которые способны гарантированно дать ожидаемый результат. Тем самым культивируется недоверие к Церкви и магическое восприятие молитвословий.
Профилактикой против таких страшилок является изучение Слова Божия и учения Церкви. Пренебрежение этим полезным делом может привести вас к тому, что вам можно будет внушить любую несусветную чушь и заставить беспокоиться о несуществующей проблеме.
1. В православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании». В Священном Писании есть ясные слова Бога, опровергающие этот вздор: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:20-24).
2. Дети действительно могут быть наказаны за грехи родителей (как это произошло с египетскими первенцами или умершим ребенком царя Давида за его грех) в педагогических целях, но никакого автоматического переноса вины или «проблем рода» не существует.
3. Православное учение не предполагает возможности «вымаливания» нераскаянных грешников. В действительности, «доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года). Церковь никогда не призывала к вымаливанию всего своего рода!
4. В основе таких страшилок лежит представление о том, что канонических церковных молитв недостаточно, Церковь якобы скрывает от вас какие-то «сильные» молитвенные правила, которые способны гарантированно дать ожидаемый результат. Тем самым культивируется недоверие к Церкви и магическое восприятие молитвословий.
Профилактикой против таких страшилок является изучение Слова Божия и учения Церкви. Пренебрежение этим полезным делом может привести вас к тому, что вам можно будет внушить любую несусветную чушь и заставить беспокоиться о несуществующей проблеме.