Один ли Бог в разных религиях?

Эта запись является частью серии записей Религии и секты
Не лги, когда ты говоришь: «Не все ли равно, как веровать?» Тебе далеко не все равно, как ты выглядишь и какого люди о тебе мнения. Почему ты думаешь, что о Боге можно что попало говорить и как попало к Нему относиться? Нет, совсем не так.
протоиерей Валериан Кречетов

Рассматриваемая нами тема распадается на две, тесно взаимосвязанные.
а) Синкретизм. Тезис: Бог один у всех людей, не важно насколько ты религиозен, так как религии – это человеческие выдумки. Стены религий не доходят до небес. Главное – иметь Бога в душе.
б) Формальная (некритическая) религиозность. Тезис: Я православный (мусульманин…), но считаю, что мы верим в одного Бога. Отличие только в обрядах.

В вопросах богопознания вера предшествует разуму, ибо «верою познаем» (Евр. 11:3). Для любого человека это привычно, изначально большая часть наших знаний основана на доверии тому или иному авторитету. Первый шаг на пути познания Бога – признание верой Его существования (признание того, что Он Творец, а ты – Его творение). Тому, кто поднимется на эту ступень от слепой, мнимой «самодостаточности», Господь открывает дальнейшие глубины богопознания (при условии, что жизнь человека будет богоугодной)»1.

Тем не менее, Бог дал нам разум – познавательную силу души, который святые отцы именуют «оком души». Без содействия Божественной благодати ум не способен к сверхъестественному Богопознанию, но простейшие богословские умозаключения доступны и на начальном уровне познания Бога.

Человечество создало множество разнообразных религиозных систем, уже одно это подтверждает христианский тезис о том, что мы живём в искажённом грехом, отпавшем от Бога мире. Если у каждого из нас есть цель жизни, жизнь имеет смысл и не прекращается на земле, а направлена в вечность, то наличие разных религий говорит о том, что верна лишь одна из них, так как пути спасения человека в них по сути взаимоисключают друг друга.

I. Религиозный синкретизм

1) Откуда мы можем узнать о Боге? Возможные источники наших представлений

Некоторые представления о Боге мы можем получить из окружающего мира (естественное откровение). Но выводы эти могут быть двояки. Сторонник единобожия увидит в окружающем мире свидетельство величия, мощи, благости Творца. Язычник же скажет, что мир представляет собой лишь арену борьбы богов или безличных стихий.

2) Как же познать истинного Бога?

Упростим задачу и сформулируем вопрос следующим образом: как получить достоверную информацию о каком-либо человеке? Во-первых, на основании каких-то косвенных сведений мы сможем делать предположения о нём, активно используя свою фантазию.
Во-вторых, мы можем пообщаться с теми, кто что-то слышал от других об интересующей нас персоне.
В-третьих, мы можем получить информацию от тех, кто лично знаком с ней.
И самую полную информацию мы сможем получить из совокупности сведений о человеке от других общающихся с ним и хорошо знающих его людей и личного опыта общения с этим человеком.
Аналогичный метод можно использовать и в Богопознании. Мы не можем независимо изучать Бога, истинную информацию о Себе может нам дать только Он Сам в Своём Откровении.

Существует три уровня откровения:
1. Общее Откровение для всех людей через Божиих избранников.
2. Индивидуальное откровение Бога конкретному человеку.
3. Естественное откровение, о котором мы упомянули выше.

Важно учесть, что практически все религии признают существование падших духов (бесов, дэвов, шайтанов), старающихся сбить человека с истинного пути. В Библии по этому поводу сказано: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога…» (1Ин.4:1-3). Поэтому принципиально важно выбрать истинное Божественное Откровение, а не ложный путь.

3) Как сравнивать религии? Классификация религий

Существуют две основные группы религий:
монотеистические (иудаизм, христианство, ислам) — признают единого Бога, в которых Бог — это личность;
политеистические (индуизм, буддизм, язычество) — многобожие, обожествление окружающего мира. «Они … поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25), говорит о них Библия.

Любая религия основана на откровении. Имеет смысл вникнуть: кем оно получено и от кого? Монотеистические религии имеют своего основателя. Будда и Мухаммед были и признавали себя обычными людьми, получившими откровения от Бога, Христос – Воплотившимся Богом, Богочеловеком. Последнему можно найти немало подтверждений в Священном Писании. Часто критики христианства старательно переписывают цитаты, где о Богочеловеке Иисусе Христе говорится как о человеке, но при этом не замечают цитат, подтверждающих его Божественное достоинство.

При анализе личности основателя религии полезно также более подробно рассмотреть вопросы: от кого он получил откровение; является ли он примером для подражания;менялось ли его мировоззрение в течение жизни; были ли в его жизни грехи, ошибки; какова была его самооценка; что он оставил и завещал после своей смерти. Например, Мухаммед насильственно получил откровение от некоего духа, образ его далёк от нравственного идеала, его мировоззрение претерпевало изменения, он был выдающимся политиком и военачальником, оставившим после своей смерти мощную империю, но не явил главного – любви и чистоты души.

Если Мухаммед утверждал, что ему являлся некий дух, то важно понять природу этого духа. Что это был за дух, который насильно давал «откровение» отрицающее Божество Христа, несложно догадаться, основываясь на вышеприведённом высказывании Евангелиста Иоанна.
Все три монотеистические религии имеют общий корень – Ветхий Завет. Раввинистический иудаизм не принял Иисуса Христа как Мессию и продолжает ожидать Спасителя, Коран наполнен искажёнными выдержками из Ветхого и Нового Заветов и признаёт Христа лишь как пророка.

4) Каковы представления о Боге в монотеистических религиях?

Представления о Боге в рассматриваемых религиях различается коренным образом. Среди различий важно выделить конкретный и абстрактный монотеизм.

К первому принадлежит христианство, поскольку раскрывает особенность личной Божественной жизни, конкретизирует представления о Боге сверхъестественным учением о Пресвятой Троице (непостижимым для рассудочной логики), Боговоплощении и прочими догматами, указывающими на личный характер Бога, и Его личное отношение к созданному человеку.

Ко второму принадлежат раввинистический иудаизм и ислам. Эти формы монотеизма ограничиваются абстрактным утверждением единобожия. Они не приоткрывают Божественной жизни, закрывают для верующего всякую перспективу Богопознания, оставляют человека один на один с непознаваемым верховным существом.

Почему в христианстве такое сложное представление о Боге как о Святой Троице? Если бы христианское богословие являлось плодом человеческих представлений о Боге, то, несомненно, была бы выбрана более простая и доступная обычному человеку «модель» абстрактного монотеизма. Но Бог Един по существу и троичен в Лицах, Он именно таков, и мы не вправе искажать истину ради простоты. «Да, действительно, мусульманство проще христианства. Но и учебник арифметики для первого класса проще учебника алгебры для одиннадцатого. И классическая механика понятнее, чем механика квантовая с её «принципом неопределённости». Однако, тем не менее, точнее, глубже и полнее описывает мир всё же университетский учебник и квантовая механика»2.

«Сама по себе идея монотеизма еще не является достаточным основанием для признания какой-либо религии истинной. Доктрина единобожия – свидетельство правильного отношения человека к Высшему, но еще не факт двусторонних взаимоотношений с Господом Богом. Важнейшим пунктом в определении истинного Объекта почитания является Его учение о спасении, то есть о способе осуществления духовной двусторонней связи с Ним»3.

Следует добавить, что коранические представления о Боге коренным образом отличаются от библейского откровения. Аллах не является духом, обладает зрением и телесными чувствами; является источником зла; он горд, хитёр; не желает спасения всем людям. «Расхождения между представлением о Боге в христианстве и исламе ряду исламоведов представлялись настолько серьезными, что некоторые западные переводчики Корана считают необходимым ввести различия между понятиями Бог и Аллах. См., например, переводы Р. Белла, Р. Блашера, Л. Ульмана, у нас – И. Ю. Крачковского»4.

5) Цель творения Богом человека. Представления о человеке

Представления о Боге важны для нас не в плане удовлетворения любопытства, а в плане осознания цели собственной жизни. Для чего Бог создал вселенную и человека, насколько нынешнее состояние человечества угодно Ему, в чём смысл нашей жизни, для чего она дарована нам Богом?
Христианство утверждает, что Бог создал человека не по необходимости, а от любви, создал нас для истинного счастья, которое возможно только с Ним. Но грехопадение прародителей исказило человеческую природу, разорвало для человека возможность прямого, непосредственного Богообщения.

Человек болен – утверждает христианство, исцелить его по силам только Богу, так как болезнь вызвана оторванностью от источника жизни – Бога, фундаментальным поражением человеческой природы. Собственными силами человеку это не преодолеть, Что же говорят иные религии? Они предлагают человеку утопичный путь: собственными силами войти в блаженную божественную реальность. Ислам же вообще говорит о предопределении участи человека Аллахом (именно предопределении, а не предвидении, как кажется мусульманам, поверхностно знающим своё вероучение).

«Общее отношение к доктринам других религий определяется тем фактом, что все они в той или иной степени не принимают вести о спасении рода человеческого от проклятия, греха и смерти, совершенном через крестную жертву Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека»5.

6) Пути спасения в разных религиях

Все религии в той или иной степени говорят о несовершенстве человека и необходимости определённых религиозных практик для угождения Богу (богам), избавления от страданий, блаженной вечности. Вопрос в том, насколько фатальным признаёт нынешнее положение человека религия и каковы средства избавления от нынешнего состояния.

Христианство рассматривает отношения Бога и человека как родственные, а не с позиций «большой начальник – подчинённый». Бог – наш Отец, мы Его дети. Первородный грех, совершённый прародителями, привёл к фундаментальному искажению человеческой природы. Исцеление человека стало невозможно его собственными усилиями, так как человек предал себя во власть греха и смерти. Ради нашего спасения Господь из блаженной вечности вошёл в тварную реальность, стал человеком и смиренно принял мученическую смерть. Потенциально Он спас всех людей, основав Церковь и дав средства для исцеления человеческой природы – обожения (святости) – воссоединения с Собой – источником жизни и блага. Таким образом спасение заключается в исцелении человеческой природы, основывается на Боговоплощении и совершается в мистическом Теле (организме) Христовом — Церкви.

Можно привести пример. Человек заболевает смертельной болезнью. Излечение своими силами невозможно. Нужно довериться врачу и сделать спасительную операцию. Человек может заниматься самолечением: делать зарядку, дышать свежим воздухом, читать мантру «я здоров, и у меня всё хорошо», даже звонить по телефону врачу, но это всё лишь может дать иллюзию выздоровления.

Что предлагает ислам? Пять столпов ислама: верить в Аллаха, пять раз в день по часам молиться в определённой позе на арабском языке, совершать материальное пожертвование определённого размера раз в году (закят), поститься один месяц в году в светлое время суток и совершить паломничество раз в жизни. То есть спасение (даже если абстрагироваться от предопределения) сводится к точному исполнению обрядовых предписаний и зависит от самого человека. Мусульмане вообще отрицают повреждение человечества первородным грехом и пребывают в иллюзии собственного здравия.

Далее рассмотрим буддистскую сотериологию. «После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия (курсив наш) и прекратить страдания, достичь нирваны можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие – на благие деяния, третьи – на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»6.

7) Схожесть религиозных практик

В этом вопросе важно различать внешне похожие практики религий и их содержание. На первый взгляд кажется, что практическое делание адептов всех религий аналогично – это самосовершенствование и нравственная, и духовная чистота. Так же внешне похожи и аскетические методы: пост, молитва, бдение. Попробуем вникнуть во внутреннее содержание и цель религиозных практик.

«Между аскетизмом христиан или, скажем, кришнаитов есть принципиальное различие. Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины. Вот об этом нам, увы, доктрина кришнаитов ничего не говорит»7.

«Религия – это органическое целое, а не набор традиций и культовых практик. Существует опасность такого поверхностного прочтения феноменологии религии, которое приводит к отождествлению элементов, присутствующих и функционирующих в разных контекстах. Религии являются живыми организмами, и в каждой из них отдельные составляющие находятся в связи друг с другом. Мы не можем вырывать какие-то элементы из определенной религиозной доктрины и практики и отождествлять их с подобными элементами в других религиях – с целью создания простых и «красивых» теорий»8.

Будем помнить, что кроме Христа «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Жизнью в Церкви Христовой, уподоблением Христу, причастием Ему в Таинстве Евхаристии, молитвой к Нему спасается человек. Сами же аскетические практики – это лишь средство, а не цель всех религий. Главное – понять чего добивается человек с помощью этих практик, это принципиальный вопрос. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:43-45).

8) Священные книги различных религий.

Священное Писание Церкви основано на реальных исторических фактах, не зря существует даже такая научная дисциплина как Библейская археология. Историками зафиксировано множество исполнившихся исторических событий, что лишний раз подтверждает богодухновенность Священного Писания. Оно записано людьми под водительством Духа Святого и безошибочно в вопросе Божественного промысла о человечестве и пути нашего спасения.

В языческих верованиях прослеживается определённая эволюция взглядов, и тот же Коран включает множество заимствований из Библии, даже еврейские слова перешли в текст этой книги, по словам мусульман, написанной на языке «арабском чистом»9.

Книги иных религий мифологичны и философичны, проникнуты ложной духовностью и человеческими измышлениями. Даже если мы возьмём христианские апокрифы (иудейские и раннехристианские подражания Священному Писанию), то и они не выдерживают никакого сравнения с Библией.

9) Новизна христианского вероучения.

Одним из ярких доказательств истинности христианства является история появления его появления и распространения в мире. Христианство возникло после смерти своего Божественного Основателя и развивалось в условиях жестоких гонений. Периоды гонений продолжались в течение первых трёх веков от Р.Х. Тем не менее, за этот период христианство распространялось всё шире.

Бог присутствует везде, но ни одна религия не приблизилась к той степени Богопознания, которая существует в христианской Богооткровенной религии. «…Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…» (1 Кор.1:23) – эти слова апостола Павла являются лучшей иллюстрацией новизны христианского учения. Вот как говорит об этом профессор Осипов А.И.: «Следует подчеркнуть факт логической невыводимости христианских истин из философских и религиозных представлений как иудейских, так и языческих. Догматы христианского вероучения не являются ни результатом логического вывода из предшествующих мировоззренческих установок, ни плодом какой-либо “доработки” соответствующих форм сознания. Ни догмат Троицы, ни догмат Боговоплощения, ни догмат спасения через Крест и страдания, ни тем более положение о соединении во Христе человеческой и Божественной природ, не находят никакого существенного подобия в картинах языческой теогонии и философских спекуляциях»10.

10) Возможность опытной проверки истинности религий.

Любой христианин причастен всем вышеперечисленным видам Божественного Откровения: общему, выраженному через пророков и апостолов в Священном Предании (частью которого является Священное Писание); индивидуальному, выражающемуся от ответа Бога на молитву до прямого Боговидения и Богообщения у святых; естественному, позволяющему видеть в окружающем мире совершенство и красоту Создателя.

Кто из людей смог наибольшим образом приблизится к Богу, каким путём они этого достигли, где почерпнуть их опыт? Одно из основных свойств Божиих – это святость, абсолютная чистота и чуждость греху. Приобщённые Богу, причастные Его жизни люди именуются святыми. Они лучше других познали Творца, очистив своё сердце от всего, что заслоняет от человека Бога. «Евангельская заповедь: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8) – ясно указывает на прямую зависимость способности к боговидению или богопознанию от нравственного состояния человека. Богопознание возможно только при условии нравственной чистоты, т.к. в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1:4). Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «совершенство чистоты есть начало богословия».11

Критерий истинной святости – не просто чудеса, они есть и у адептов нехристианских религий (к слову сказать, истинные чудеса ставят своей целью духовное преображение человека, а не его удивление необычайности присходящего). Сонм святых, уподобившихся Богу, являющих надмирные евангельские, а не просто общечеловеческие добродетели – одно из лучших подтверждением истинности христианской Богооткровенной религии.
Можно выделить следующие практические пути Богопознания в христианстве: исполнение заповедей; молитва; изменение ума, направление его к Богу – покаяние; Таинства Церкви; поучение в Священном Писании и творениях св. отцов; аскетические упражнения, восстанавливающие правильную иерархию ума, воли и чувств; доброделание. Результатом правильной духовной жизни является умножение в человеке любви, происходит уподобление Богу, дарующему возможность непосредственного Богообщения и Боговидения.

11) Высота идеала, который предлагают религии.

«…С чисто формальной точки зрения христианство не содержит в себе никаких положений в учении, которые противоречили бы совести человеческой, или разумному отношению к жизни человеческой, напротив, христианство призывает именно к жизни по совести, более того, возводит нравственное начало в человеке на такой высокий уровень, что даже люди, очень далекие от христианства сознаются в том, что более замечательного образа в истории, более совершенного образа, нежели образ Евангельского Иисуса, не встречали нигде. Это образ совершенного человека. Вот Он какой христианский идеал, вот на Кого мы ориентируемся. Иисус – идеал потрясающий: и любви, и мужества, и заботы о элементарных нуждах»12.
Какая религия может предложить идеал сравнимый со Христом, какая религия ставит любовь высшей целью человеческого развития и утверждает, что «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8)? Ответ очевиден…

II. Формальная (некритическая) религиозность
Этот тезис имеет смысл рассмотреть как с точки зрения внутренней миссии (катехизации), так и внешней, как способ помочь иноверцу задуматься об истинности главного вопроса его мировоззрения – истинности представлений о Боге.
Если христианин утверждает, что все религии – это разные пути к одному, то это первый признак того, что ему имеет смысл записаться в воскресную школу на катехизацию. Если об этом говорит иноверец, то такое высказывание является отличным поводом для миссионерской беседы.

Часто христиане утверждают, что исламское вероучение всего лишь не полно, мол, мусульмане поклоняются Богу Отцу и в рамках своего ветхозаветного ренессанса просто ещё не доросли до осознания того, что обещанный Мессия – не Мухаммед, а Христос. Выше мы уже увидели, что Аллаха некорректно отождествлять с Богом Отцом. В этом параграфе нам остаётся лишь вспомнить, что «Слово Божие последовательно утверждает, что без принятия Иисуса Христа как Сына Божия невозможно подлинное богопознание: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2:23), «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ин. 5:23), «никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Сам Господь говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), «видевший Меня видел Отца <...> Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:9,11). По свидетельству преподобного Иустина (Поповича), «связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней"»13.

В чём неполнота нехристианских религий? «Христианство – это единственная в мире религия, основанная Самим Богом. Проблема других религий заключается в том, что тайна Боговоплощения Иисуса Христа ими не осознана. Для мусульман Иисус Христос – пророк, для последователей New Age – человек, ставший Христом, для буддистов – бодхисаттва, но истинного представления об Иисусе Христе ни одна религия, кроме самого христианства, так и не познала. Во Христе человек воссоединился с Богом, этот факт уникален и ни в одной мировой религии не повторен»14.

Тезис о том, что все религии исповедуют одного Бога, имеет следующие внутренние противоречия:
  • Монотеистические религии исповедуют единого Бога, политеистические – многобожие. Единый Творец и Законодатель мира никак не может быть эквивалентен обожествлённым стихиям тварного мира или мифам.
  • Бог-Личность и безличная сила, закон – взаимоисключающие понятия. Так же, как и Всеблагой Бог и бог – творец равно добра и зла.
  • Отношения Бога и человека: сын или раб? Бог Любовь, ради Спасения Своего творения идущий на Крест, совершенно не похож на бога-хитреца, творящего зло наряду с добром и хладнокровно обрекающего на погибель нечестивых или безразличную и безличную силу.
  • Представление о цели создания человека и его несовершенстве несопоставимы в разных религиозных системах.
  • Не только пути спасения человека в разных религиях принципиально различны, но и даже нравственные понятия. Ни одно религиозное учение не достигло вершин нормативной для христианства «Нагорной проповеди».
Бог не может быть источником ложных религий, искажающих Его образ и ведущих людей по ложному духовному пути, значит, истинная религия всё же одна.

11) Два пути сравнения религий с христианством.

Все методы сравнения религий с Богооткровенным христианством можно выразить двумя схемами: насколько та или иная религия приближается к Божественному Откровению и насколько она удалена от него. Таким образом мы имеем два полюса: низший – атеизм как полное отвержение Бога вообще, и высший – христианство как религию непосредственного Богообщения.

В заключение предлагаю вашему вниманию тест: Сравнение религий.

***​
Примечания:
1. Ср. Доказательство существования Бога на примере порядка во вселенной, "Даниловский благовестник".
2. Церковь и современность. Вопросы и ответы, игумен Петр (Мещеринов), Вопрос 23.
3. Сходство религиозной практики, М. Шелудько.
4. Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и ислам, Ю. Максимов. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. ISBN: 978-5-7789-0173-9. Год издания: 2004.
5. О православном взгляде на нехристианские религии, Ю. Максимов. Газета «Церковный вестник».
6. Википедия. Статья «Буддизм».
7. Из книги «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни». Протоиерей Максим Козлов. Издание Сретенского монастыря, 2004 г.
8. Отношение Православия к другим религиям. Анастасий (Яннулатос), архиепископ Тиранский и всей Албании
9. Коран: 16: 105. 26:195
10. Истинность христианства, Осипов А.И.
11. Догматическое богословие, архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин);архимандрит Исайя (Белов)
12. Истинность христианства, Осипов А.И.
13. О православном взгляде на нехристианские религии, Ю. Максимов. Газета «Церковный вестник».
14. Много ли путей, ведущих к Богу, Питанов В.Ю.

Комментарии

Выше мы уже увидели, что Аллаха некорректно отождествлять с Богом Отцом.
Простите, Кирилл, но из ваших рассуждений я этого не увидел. Вы показали различия между христианским представлением о Боге Отце и исламским вероучением об Аллахе. Это убедительно. Но откуда следует, что христиане и мусульмане говорят о двух разных личностях, а не о разных представлениях об одной и той же Личности?

Поясню свой вопрос примером: единороссы восторгаются нынешним Президентом, белоленточники считают его авторитарным тираном — означает ли это, что у единороссов и оппозиции разные Президенты?
 
единороссы восторгаются нынешним Президентом, белоленточники считают его авторитарным тираном — означает ли это, что у единороссов и оппозиции разные Президенты?
Сергей, здравствуйте!
Спасибо, хороший вопрос!

Простараюсь пояснить на Вашем примере.
В.В. Путин, несомненно один человек, однако истинного Путина знает только Бог (как и любого человека). Сторонники или критики Президента воспринимают не того Путина, который есть на самом деле, а его "демонизированный" или наоборот "лубочный" образ, т.е. свой образ этого человека. Мы ведь рассуждаем не о внешнем облике Путина, а о Президенте, как должностном лице, значит вполне возможно, что у рассматриваемых общественных аудиторий в уме два разных президента, два разных образа одного и того же человека.
В нашем случае можно провести парралель: задача Богопознания - определить какой образ Бога является истинным, задача политологии - определить Whо is mr. Putin?

С представлением о Боге непосредственным образом связана вся жизнь человека. Бог неизменен и един, но узнать о Нём мы можем только из Его откровения, т.к. фантазия людей безгранична... Есть отличная статья по этому поводу: Ложные представления о Боге как источник суеверий.

Lex orandi lex est credendi ("Закон молитвы есть закон веры"), т.е. кому молимся, в того верим и наоборот. Если вероучение мусульман крайне искажено, их молитва (обязательно на арабском языке, определёнными словами, в определённое время и в определённой позе) направлена не ко Христу и Святой Троице, то молятся они своему ментальному идолу, а не Истинному Богу. О какой личности Бога говорят мусульмане? Точно не о Святой Троице, значит о какой-то другой личности. Коран имеет отношение к Библии, входит в её состав? Нет. Исповедует ли он Богом и признаёт ли личность Богочеловека Иисуса Христа как воплотившегося Бога Сына, второй ипостаси Святой Троицы? Увы, нет.

Если два человека могут быть внешне, по чертам характера, по отзывам друзей быть очень похожи друг на друга, то это не значит, что речь идёт об одной и той же личности. Если пророк Иса в Коране является искажённым, еретическим образом Богочеловека Иисуса Христа, то можно говорить скорее о карикатуре, чем о единой Личности.
Вот доказательства:
Иса был послан к Израилю, а не ко всему миру (Коран, 3:48) [23, c. 66].
Иса призывал людей верить в единого Бога и никогда не объявлял себя Богом (Коран, 5:17, 5:116-117) [23, c. 110, 116] или сыном Бога (Коран, 9:30) [60, c. 3454].
Иудеи не убили и не распяли Ису. Аллах вознёс его к себе до того, как они попытались это сделать (Коран, 3:55, 4:157) [23, c. 66, 99].
В День страшного суда Иса будет свидетельствовать против христиан, назвавших его сыном Бога (Коран, 4:159) [23, c. 99].
Иса предсказал пророчество Мухаммада (Ахмада) (Коран, 61:6) [72, c. 283-284].


Ну, и самое главное. От того, кем на самом деле является наш Президент, не зависит наша посмертная участь. (Хотя, в нашем случае, можно поблагодарить его за то, что он способствует большинству населения жить в непрестанном аскетическом подвиге:(). А вот от того, насколько мы продвинулись в деле Богопознания - наша участь в вечности зависит принципиальнейшим образом!
 
Кирилл, ваша мысль понятна: представления о Боге в христианстве и исламе различается коренным образом. Тем не менее, не могу отделаться от ощущения некоторой софистики в ваших логических построениях.
1. У православных и католиков тоже есть различия в учении о Святой Троице, но я не встречал, чтобы кто-то утверждал, будто у нас с ними разный Бог или что католики молятся "своему ментальному идолу, а не Истинному Богу".
2. Иудеи не признают Христа как Бога, но признают Бога Отца. Как сказать, один ли Бог у православных и иудеев? Подозреваю (но не утверждаю), что ни один из ответов "да" или "нет" с терминологической точки зрения нельзя считать до конца корректным. Просто сама постановка вопроса "один ли Бог у православных и иудеев" расплывчата и двусмысленна, поэтому любой однозначный ответ не будет в полной мере отражать истинное положение дел.

Подобные мысли посещают и при анализе ваших аргументов в отношении ислама. Безусловно, с полемической точки зрения очень выгодно причислить ислам к идолопоклонству, но нет ли в этом лукавства?..
 
Сергей, отвечу по пунктам.

1) Католики, в отличие от мусульман, так же, как и Православные, исповедут Святую Троицу и Спасение через Богочеловека Иисуса Христа.
Католизизм является ближайшей к Православию конфессией. Например, католический священник, обратившийся в Православие, принимается в сущем сане.

2) Современный раввинистический иудаизм имеет весьма неоднозначное представление о Боге. Однозначно, что раввинистический иудаизм не исповедует Святую Троицу и не признаёт Иисуса Христа как Спасителя, продолжая ожидать Мошиаха. В практической же жизни ислам скопировал иудаистическую модель - спасение исполнением закона.

Что касается "выгоды", то я привёл конкретные цитаты, про каронического Ису, можете самостоятельно оценить, можно ли считать, что это та же Личность, что Иисус Христос.

Тем не менее, в Ваших, Сергей, возражениях есть определённая доля истины. Я веду речь о сознательно верующем нехристианине, представителе определённого религиозного учения. Но среди людей, формально идентифицирующих себя как, например, мусульмане, есть очень много тех, кто ни разу не читал Коран, не в курсе различий между масхабами и пр. Вера таких людей - просо абстрактный монотеизм. Один православный священнослужитель из мусульманского региона рассказывал мне, что к нему в церковь периодически приходят помолиться и затеплить свечу такие мусульмане.
То есть в рамках монотеистических религий есть сознательно верующие (исповедующие вероубеждения принятой ими религиозной теории), а есть бессознательно, индифферентно верущие (просто верующие во всемогущего Бога).
Можно даже дерзнуть заявить, что чем меньше люди знают основы своей нехристианской религии, чем более они склоняются к абстрактному монотеизму, тем ближе их представление о Боге к христианскому. Ведь в душе каждого человека "генетически" заложено, что Бог един, что Он "благ и человеколюбец". И люди могут обращаться в молитве к истинному Богу, одновременно причисляя себя к религиозной системе, которая трактует своё собственное, ложное представление Творца, фактически не имеющего с Живым Богом ничего общего.

Естественно, мы не обсуждаем спасительности такой бессознательной, абстрактной веры, это уже другой вопрос. Никто не мешает мусульманам обратиться к истинному Богу, тем более, что такие примеры не единичны.
 

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
33.646
Комментарии
7
Последнее обновление
Сверху