Соскучившись по путешествиям, община Свято-Троицкого Измайловского собора совершила двухдневную паломническую поездку по святым местам Псковской области. На этот раз главным «пунктом назначения» стало Пушкиногорье. Рассказ о поездке не хочется нагружать историческими справками, перечислением достопримечательностей и т. д. Все и так знакомо. Мне бы хотелось поделиться лишь тем, что затронуло, задело, «зацепило» лично меня. Поэтому предлагаю небольшое эссе, которое не претендует на объективность, а, наоборот, очень субъективно. Фото автора, а также Виктории Светличной, Татьяны Высоцкой, Андрея Сафонова.
Анастасия Коренькова
Осень в Михайловском (что роднит Пушкина и последнего русского царя)
Для меня каждая поездка на Псковщину всегда огромная радость. Событие в жизни. Моя малая родина совсем в другую сторону: мне – за Урал. Но вот почему-то именно сюда я еду с таким волнением, как будто домой. От чего так? Пожимаю плечами.
Ну а то, что в золотую осень нужно ехать в Пушкинские Горы – аксиома. Это вам скажет любой петербуржец, даже никогда здесь не бывавший. Я и сама всем всегда советовала. Хотя бывала только в мае. А тут – раз, и звонок. «Поедешь?» Еще бы! Золотая осень наступает…
… Дорога длинная. Туманно. Смотрим в автобусе фильм про Николая II. Обсуждаем. И тут я понимаю: а ведь все закончилось здесь, во Пскове! Да, его Голгофа была на Урале, но ведь «Гефсиманский сад» – именно тут! «В эти решительные дни в жизни России… признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть». Здесь зарождалась великая страна, здесь, на границе, псковичи первыми держали удар и здесь же последний русский царь, преданный народом и своими генералами, поставил точку. Или многоточие?.. Тот, кого принято было считать слабовольным и мягкотелым, сознательно пошел на этот шаг, хотя с самого начала знал, что его ждет. Горько плакал, прочитав послание прославленного при нем Серафима Саровского, ведь тот подробно описал, как Николай потеряет все. Россию. Свободу. Будущее. Жизнь. Осталась лишь только вера, и слова подкрепления: как истинный царь своего народа, искупишь вину его своей кровью. И искупил. А с ним и миллионы умерших в войну, в лагерях, в блокаду…
Вот такая, казалось бы, случайность, задала тон нашей поездке. Заставила задуматься о судьбе несчастного нашего народа, который, прямо скажем, тернистыми путями идет к… чему? Вопрос из разряда риторических.
… Разрушив до основания, как истинно русские, начинаем все энергично возрождать из руин. И вот уже в 21 веке матросы и солдаты (что символично!) помогают игумении Маркелле сжигать помойку, которую устроили жители города Остров на месте Спасо-Казанского Симанского женского монастыря. А матушка, по светским меркам женщина пенсионного возраста, которая нуждается в инвалидности по заболеванию, плачет на могиле старца Николая Гурьянова на острове Залит: «Батюшка, где я возьму деньги на купола?» Не успев подняться с колен, видит незнакомого мужчину, который выглядит как уверенный в себе человек. «Вы матушка Маркелла? Чем я могу вам помочь?» Золотые купола, установленные на деньги бизнесмена, теперь видны издалека. Благослови тебя Господь, Дмитрий из Петербурга.
По пути в Пушкинские Горы мы заехали в эту обитель, которая так и не успела достичь своего расцвета – ее освятили уже незадолго до революции (а сделал это сам Иоанн Кронштадтский) – но, тем не менее, нашла в себе силы возродиться вновь. И за каких-то 9 лет сестрам удалось, на диву всем, построить белоснежный храм, разбить сад, а 14 сентября 2013 года угостить нас чудесным творогом собственного производства. Но если серьезно, то обитель, построенная дворянами Симанскими, предками патриарха Алексия I, как никогда еще нуждается в помощи. Денежной. Молитвенной.
Хотите поработать – приезжайте. Здесь точно не откажут.
От Острова до Пушгор не больше часа. А как будто – несколько столетий. По крайней мере, такое ощущение возникает, когда находишься в темноте старого храма Святогорского монастыря. Здесь не было ремонта. К счастью. Поэтому закопченные темные своды помнят Пушкина. Здесь все осталось таким же, каким было при нем. Мы дышим одной пылью.
Каким он был? Если забыть про штампы школьных лет, пошлые шутки про взаимоотношения с Анной Петровной Керн и фразу «солнце русской поэзии», то мы получим примерно следующее. Нелюбимый, точнее, непонятый ребенок в своей семье; влюбчивый подросток, которому совсем не дается математика, зато хорошо получаются эпиграммы и подражания французским поэтам; человек, который противопоставляет себя правящему режиму (вот интересно, будь Пушкин нашим современником, вышел бы на Болотную площадь? наверное, да). Заядлый путешественник. Поэт, который пишет, потому что не может не писать. Человек, который всю жизнь мучительно ищет смысл жизни и долгие годы не находит: дуэли, «Гаврилиада», ссора с церковными иерархами. Одиночка, который предан родным отцом, согласившимся за ним шпионить. Муж, гибель которого превращает первую красавицу двора Наталью Николаевну в старушку. И лично я люблю его за то, что он был настоящим человеком: сомневающимся, ищущим («Жизнь, зачем ты мне дана?»), духовно возрастающим – таким же, как его любимые герои Татьяна Ларина, Евгений Онегин и Владимир Ленский. Хорошо помню, как на лекциях в родном госуниверситете преподаватель русской литературы 19 века назвала этих персонажей «люди-реки» (не зря они носят «водные» фамилии). Такой рекой был и сам Пушкин. И очень радостно, что умирал он как христианин, исповедавшись и причастившись. Правда, не простив ему «Гарилиады», поэта отказались отпевать многие известные священники того времени. Но то, что тело Александра Сергеевича покоится за алтарем монастырского храма – глубоко символично.
Сейчас исследователи приходят к выводу, что двухлетняя ссылка в Михайловском была в каком-то смысле спасением для поэта. Здесь, где «Русью пахнет», где захватывающие дух виды, где не было столичной суеты, где он посещал воскресные службы в Святогорском монастыре, Пушкин повзрослел, «переболел» лордом Байроном и вернулся к истокам родной культуры. Да и как можно не вернуться к истокам здесь, где упавшими яблоками усеян сад, где парк облюбовали серые цапли? Даже сейчас в Михайловском можно запросто встретить лису и угостить ее печеньем, а я бы не удивилась и ученому коту…
Пушкин – настоящий сын России, такой же, как Николай II, хотя в жизни поэт и самодержавие в какой-то момент оказались по разные стороны идейных баррикад… Но оба любили свою страну, свой народ. И, наверное, эти две Личности – мои главные открытия очередной псковской поездки.
***
Наверное, лучше всяких слов передадут атмосферу поездки эти фотографии:
Спасо-Казанский Симанский женский монастырь
Храм. Еще 9 лет назад здесь были руины
Пишем записки о родных и близких, живых и усопших
...И яблоки, яблоки...
Познакомившая нас с обителью монахиня Серапиона
Таким творогом собственного производства угостили нас в монастыре
А это Пушкинские Горы. Вход в Святогорский монастырь
По ступеням поднимаемся в храм...
Мы приехали практически с корабля на бал – к началу субботней вечерней службы
Белокаменный псковский храм. Не спутаешь ни с чем
Экскурсовод, патриотка родной земли и поклонница Пушкина Любовь Масленникова, призвав на помощь паломника, рассказывает, как псковичи строили храмы. Купол – как шея, руки – приделы...
На могиле Александра Сергеевича Пушкина. Поэт покоится за алтарем Успенского храма на месте, купленном им за год до кончины
Вспомнили, помолились, помолчали...
Эти «плоды земные» и милые вещицы, сделанные своими руками, можно купить в Пушкинских Горах
Местная жительница
Михайловское... Этот современный памятник консервативно настроенным людям не нравится. А по мне так симпатично
Дом поэта. Конечно, это не то самое здание. Во-первых, оно было деревянным, и его век был коротким, а, во-вторых, усадьбу практически сровняли с землей во время Великой Отечественной войны. Но фундамент и расположение комнат – те же
А какие виды открываются из окна! Дух захватывает! Начнешь тут стихотворения писать, шутили мои спутники
Очей очарованье...
Анастасия Коренькова
Осень в Михайловском (что роднит Пушкина и последнего русского царя)
Для меня каждая поездка на Псковщину всегда огромная радость. Событие в жизни. Моя малая родина совсем в другую сторону: мне – за Урал. Но вот почему-то именно сюда я еду с таким волнением, как будто домой. От чего так? Пожимаю плечами.
Ну а то, что в золотую осень нужно ехать в Пушкинские Горы – аксиома. Это вам скажет любой петербуржец, даже никогда здесь не бывавший. Я и сама всем всегда советовала. Хотя бывала только в мае. А тут – раз, и звонок. «Поедешь?» Еще бы! Золотая осень наступает…
… Дорога длинная. Туманно. Смотрим в автобусе фильм про Николая II. Обсуждаем. И тут я понимаю: а ведь все закончилось здесь, во Пскове! Да, его Голгофа была на Урале, но ведь «Гефсиманский сад» – именно тут! «В эти решительные дни в жизни России… признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть». Здесь зарождалась великая страна, здесь, на границе, псковичи первыми держали удар и здесь же последний русский царь, преданный народом и своими генералами, поставил точку. Или многоточие?.. Тот, кого принято было считать слабовольным и мягкотелым, сознательно пошел на этот шаг, хотя с самого начала знал, что его ждет. Горько плакал, прочитав послание прославленного при нем Серафима Саровского, ведь тот подробно описал, как Николай потеряет все. Россию. Свободу. Будущее. Жизнь. Осталась лишь только вера, и слова подкрепления: как истинный царь своего народа, искупишь вину его своей кровью. И искупил. А с ним и миллионы умерших в войну, в лагерях, в блокаду…
Вот такая, казалось бы, случайность, задала тон нашей поездке. Заставила задуматься о судьбе несчастного нашего народа, который, прямо скажем, тернистыми путями идет к… чему? Вопрос из разряда риторических.
… Разрушив до основания, как истинно русские, начинаем все энергично возрождать из руин. И вот уже в 21 веке матросы и солдаты (что символично!) помогают игумении Маркелле сжигать помойку, которую устроили жители города Остров на месте Спасо-Казанского Симанского женского монастыря. А матушка, по светским меркам женщина пенсионного возраста, которая нуждается в инвалидности по заболеванию, плачет на могиле старца Николая Гурьянова на острове Залит: «Батюшка, где я возьму деньги на купола?» Не успев подняться с колен, видит незнакомого мужчину, который выглядит как уверенный в себе человек. «Вы матушка Маркелла? Чем я могу вам помочь?» Золотые купола, установленные на деньги бизнесмена, теперь видны издалека. Благослови тебя Господь, Дмитрий из Петербурга.
По пути в Пушкинские Горы мы заехали в эту обитель, которая так и не успела достичь своего расцвета – ее освятили уже незадолго до революции (а сделал это сам Иоанн Кронштадтский) – но, тем не менее, нашла в себе силы возродиться вновь. И за каких-то 9 лет сестрам удалось, на диву всем, построить белоснежный храм, разбить сад, а 14 сентября 2013 года угостить нас чудесным творогом собственного производства. Но если серьезно, то обитель, построенная дворянами Симанскими, предками патриарха Алексия I, как никогда еще нуждается в помощи. Денежной. Молитвенной.
Хотите поработать – приезжайте. Здесь точно не откажут.
От Острова до Пушгор не больше часа. А как будто – несколько столетий. По крайней мере, такое ощущение возникает, когда находишься в темноте старого храма Святогорского монастыря. Здесь не было ремонта. К счастью. Поэтому закопченные темные своды помнят Пушкина. Здесь все осталось таким же, каким было при нем. Мы дышим одной пылью.
Каким он был? Если забыть про штампы школьных лет, пошлые шутки про взаимоотношения с Анной Петровной Керн и фразу «солнце русской поэзии», то мы получим примерно следующее. Нелюбимый, точнее, непонятый ребенок в своей семье; влюбчивый подросток, которому совсем не дается математика, зато хорошо получаются эпиграммы и подражания французским поэтам; человек, который противопоставляет себя правящему режиму (вот интересно, будь Пушкин нашим современником, вышел бы на Болотную площадь? наверное, да). Заядлый путешественник. Поэт, который пишет, потому что не может не писать. Человек, который всю жизнь мучительно ищет смысл жизни и долгие годы не находит: дуэли, «Гаврилиада», ссора с церковными иерархами. Одиночка, который предан родным отцом, согласившимся за ним шпионить. Муж, гибель которого превращает первую красавицу двора Наталью Николаевну в старушку. И лично я люблю его за то, что он был настоящим человеком: сомневающимся, ищущим («Жизнь, зачем ты мне дана?»), духовно возрастающим – таким же, как его любимые герои Татьяна Ларина, Евгений Онегин и Владимир Ленский. Хорошо помню, как на лекциях в родном госуниверситете преподаватель русской литературы 19 века назвала этих персонажей «люди-реки» (не зря они носят «водные» фамилии). Такой рекой был и сам Пушкин. И очень радостно, что умирал он как христианин, исповедавшись и причастившись. Правда, не простив ему «Гарилиады», поэта отказались отпевать многие известные священники того времени. Но то, что тело Александра Сергеевича покоится за алтарем монастырского храма – глубоко символично.
Сейчас исследователи приходят к выводу, что двухлетняя ссылка в Михайловском была в каком-то смысле спасением для поэта. Здесь, где «Русью пахнет», где захватывающие дух виды, где не было столичной суеты, где он посещал воскресные службы в Святогорском монастыре, Пушкин повзрослел, «переболел» лордом Байроном и вернулся к истокам родной культуры. Да и как можно не вернуться к истокам здесь, где упавшими яблоками усеян сад, где парк облюбовали серые цапли? Даже сейчас в Михайловском можно запросто встретить лису и угостить ее печеньем, а я бы не удивилась и ученому коту…
Пушкин – настоящий сын России, такой же, как Николай II, хотя в жизни поэт и самодержавие в какой-то момент оказались по разные стороны идейных баррикад… Но оба любили свою страну, свой народ. И, наверное, эти две Личности – мои главные открытия очередной псковской поездки.
***
Наверное, лучше всяких слов передадут атмосферу поездки эти фотографии:
Спасо-Казанский Симанский женский монастырь
Храм. Еще 9 лет назад здесь были руины
Пишем записки о родных и близких, живых и усопших
...И яблоки, яблоки...
Познакомившая нас с обителью монахиня Серапиона
Таким творогом собственного производства угостили нас в монастыре
А это Пушкинские Горы. Вход в Святогорский монастырь
По ступеням поднимаемся в храм...
Мы приехали практически с корабля на бал – к началу субботней вечерней службы
Белокаменный псковский храм. Не спутаешь ни с чем
Экскурсовод, патриотка родной земли и поклонница Пушкина Любовь Масленникова, призвав на помощь паломника, рассказывает, как псковичи строили храмы. Купол – как шея, руки – приделы...
На могиле Александра Сергеевича Пушкина. Поэт покоится за алтарем Успенского храма на месте, купленном им за год до кончины
Вспомнили, помолились, помолчали...
Эти «плоды земные» и милые вещицы, сделанные своими руками, можно купить в Пушкинских Горах
Местная жительница
Михайловское... Этот современный памятник консервативно настроенным людям не нравится. А по мне так симпатично
Дом поэта. Конечно, это не то самое здание. Во-первых, оно было деревянным, и его век был коротким, а, во-вторых, усадьбу практически сровняли с землей во время Великой Отечественной войны. Но фундамент и расположение комнат – те же
А какие виды открываются из окна! Дух захватывает! Начнешь тут стихотворения писать, шутили мои спутники
Очей очарованье...