Основы духовной безопасности для новоначальных христиан

Статус
Эта запись является частью серии записей Новоначальным
Основы духовной безопасности для новоначальных христиан

Один мой знакомый серьёзно занимался горными лыжами и рассказывал, что первое, чему их учили, – правильно падать, иначе любое неверное движение могло свести на нет весь предыдущий труд. Несомненно, духовная жизнь – процесс не механический, но и здесь есть свои закономерности и опыт предыдущих поколений христиан, который полезно учесть.
Недавно уверовавший человек обычно склонен идеализировать церковную жизнь, кроме того, на пути духовного возрастания встают такие препятствия, как страсти (укоренённые грехи), социум (мир, лежащий во зле), сатана (стремящийся вернуть христианина под свою власть). Попытаемся кратко сформулировать основные принципы, которые могут помочь избежать хотя бы некоторых ошибок и духовных падений.
Прошу учесть, что данное пособие рассчитано исключительно на новоначальных, зрелые и глубоко воцерковлённые христиане могут рассматривать в более широком спектре допустимости некоторые указанные здесь намеренно однозначные предостережения.
Буду благодарен за критические замечания и дополнения.

ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

1. Правильная постановка цели
2. Что важнее: теория или практика?

ВЫБОР ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
3. Кого слушать? Иерархия авторитетов
4. Использование проверенных источников информации
5. Проверяйте информацию
6. Спрашивайте!
7. Как относиться к информации о грехах служителей Церкви?

ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА
8. Как научиться понимать церковное богослужение
9. О желании изменить в Церкви то, что кажется вам неправильным (несовременным, непонятным)
10. Никогда и ни за что не ждите благодарности и награды в этой жизни
11. Желание уйти в монастырь требует проверки опытом христианской жизни в миру
12. Внешний вид христианина
13. О просвещении ближних
14. Жития святых

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
15. Духовная жизнь не должна заслонять нравственную
16. Искренность в отношениях с Богом. Угодная Богу молитва
17. Участие в Церковных Таинствах
18. В духовной жизни спешка неуместна
19. Что значит «послушание»?
20. Духовничество
21. Искушения в выборе духовника и отношениях с ним
22. Как воспринимать замечания любезных сестёр и братьев. Церковный этикет
23. Правила чтения Библии и святоотеческой литературы
24. Аскетизм
25. Как относиться к видениям и откровениям
26. «Случайностей не бывает»
27. Если вера охладевает
28. Как не потерять веру
29. Рекомендуемые пособия

  • Like
Реакции: 11 человек

Комментарии

Спаси Господи!
Кирилл, прочитав раздел о "видениях и откровениях" отметил что о безопасности в молитве забыли...
Р.S. Так же в этом разделе формулировки просят корреткировки в каждом предложении.
 
Конкретные предложения в смысле "формуляр готовый к публикации" - нет, не смог бы. Сформулировать как Вы - кратко и ясно такое количество текста быстро не смогу.

Могу внести лишь конкретные предложение в отсутствующий раздел о молитве:

1. Например вот эта выборка из текста напутствия Игнатия Брянчанинова наверное имеет право быть названо "духовной безопасностью", а именно:

а) А теперь обратим внимание на то, что упускается из вида очень многими. Часто нам хочется, чтобы посредством молитвы мы достигли самоусовершенствования, духовной силы и, может быть, даже особых благодатных даров. Однако подобное настроение предполагает определенную корысть, за которой может последовать обманчивое впечатление о достигнутом, то есть прелесть.
б) Святитель Игнатий предостерегал: «Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов»[9]. «Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением»[10].

Резюме по пункту 1 (без претензий на оптимальный форумляр )
Поиск "сверхспособностей" и высоких состояний, восторга, блаженства, боговидения вызывает обратный эффект и удаляет от Бога.

2. О трех образах молитвы - классический текст Симеона Богослова или более легкий текст от Силуана Афонского: Глава VI О ВИДАХ ВООБРАЖЕНИЯ И О БОРЬБЕ С НИМ какой наверняка имеет фундаментальную базу слова Симеона Богослова, но не много легче для современного человека.

Резюме по пункту 2:
Мечтательная молитва "рисующая" образы из Святых Писаний чревата ложными видениями и явлениями нечистого духа. По этому воображение недопустимо, и ум должен оставаться безобразным, "скованным" сердечным вниманием в слова молитвы.

Как то так, с завершающим окончательным тезисом что несет настоящая сердечная молитва и чего должен искать новоначальный в ней. Этот тезис не берусь быстро сформулировать, так как нужно подумать как вместить "багаж" о видении греха, страстях и покаянии в простой тезис.

P.S. Тезисы о откровениях и видениях даже не трогал, так как разложить по частям даже первое предложение и показать иное объяснение аргументируя трудами и цитатами 10-20 Святых Отцов достаточно трудоемко, да и нужно ли доводить текст до безупречности отшлифовывая эти деликатные моменты, поможет ли это хоть как то новоначальным?

Если с первым предложением слоно, то например в последнем предложении классической формулы "не принимай, не отвергай" отсутствует аргументация почему нельзя отвергать, и аргемунт почему нельзя принимать стоит в измененном, упрощенном виде. То, что мы недостойны - догма, какая не обсуждается. Мы недостойны и прощения, и Причастия. Но не по достоинству, а из любви своей Бог дает нам спасение.

В общем есть сомнения, а нужно ли заострять на этом внимание и гравировать до безупречности данный текст?
Единственное в чем нет сомнений так это в том, что в духовной безопасности должно быть пояснение о молитве.
 
Последнее редактирование:
Прекрасная статья )))Читаю и узнаю себя))То в монастырь жаждала уйти,то срочно всех воцерковить )))'''':pО сколько же еще предстоит в себе побороть)))Спасибо огромное за труд:)
 
Здравствуйте, Кирилл. Не знаю к какой категории отнести себя к зрелому или новоначалному поскольку ситуация у меня двойственная. Почти 25 лет я исповедую христианство в протестанском выражении. Однако сейчас принял решение перейти в православную церковь. К православию приобщаюсь около двух лет, в основном самостоятельно на основании этого замечательного интернет ресурса. Правда около месяца назад, по рекомендации старой знакомой нашёл приход, в котором готовлюсь к крещению. Тем не менее хочу спросить у Вас совета относительно молитвенно практики. С одной стороны есть желание молится за многие нужды свои и близких, что предпологает продолжительный молитвы, с другой стороны очень трудно быть сосредоточенным в них. Короткие молитвы получаются более эффективными, условно говоря, но возникает ощущение, что я, якобы, ищу себе, что полегче, мол не усердствую в преодолении себя. Так же и с утренним и вечерним правилом. Иногда целиком оно даётся легко, иногда хватает сил лишь на краткий вариант. Я понимаю, что меру я должен сам найти и почувствовать но что надо делать, чтобы это чувство (меры и сил), было объективным, а не в угоду лени, нерадения. И потом, как эту меру увеличивать, развивать. Ведь неправильно же оставаться на одном месте в смысле не стараться возрастать?
Спасибо, и извините за много слов.
 
Последнее редактирование:
Сергей, день добрый!
Это вопрос индивидуальный, его лучше решать с духовником.
А если попробовать молиться чаще краткими молитвами так, чтобы в сумме было не меньше утреннего и вечернего Правил?
 
Спасибо и на том. Я от всего сердца чесслово)) я же понимаю, что у Вас нет инструкции к каждому отдельному случаю)))
 
Сергий, ещё совет: купите небольшие чётки, положите их в карман уличной куртки. Когда опустите руку в карман, сразу вспомните о молитве. Творите любую краткую молитву.
Только не нужно больших чёток, 20 бусин достаточно.
 
Спасибо. Хороший совет, но главная трудность даже не в том, чтобы вспомнить о молитве, а в том, чтобы ум держать в собранности. Злой навык мечтательности и праздномыслия часто усилия молитвенных на нет сводит.
 
Здравствуйте.
Воцерковляюсь в течении двух лет. Но видения своих грехов не было и нет. Вычитала список из пособия "В помощь кающимсяся" и им пользовалась. Могу осознать, что тот или иной поступок является грехом, но чувства вины не испытываю.
Когда на исповеди сказала, что не вижу своих грехов, то услышала "Вы святая, что ли?", с тех пор боюсь даже и упоминать об этом. Смысла не вижу ходить на исповедь без чувства вины. Профанация таинства получается, а не исповедь. Соответственно и не причащаюсь.
Пыталась поговорить об этом со священником, но его совет"молитесь, поститесь" как-то не помогает. Чувства любви к Богу я тоже не испытываю. Знаю, что есть, но где-то очень далеко от меня.
Вот и получилось, что без таинств с Богом не встретиться, а без Божией помощи нет ни покаяния, ни молитвы.
Не знаю что делать.
Буду очень благодарна, если вы сможете дать совет.
Ольга.
 

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
3.371
Комментарии
13
Последнее обновление
Сверху