Открыть для себя Таинство Крещения 2

Статус
Эта запись является частью серии записей Таинства
Открыть для себя Таинство Крещения
Часть 2: Оглашение как научение вере


Своим ходом идет Божественная литургия. Диакон выходит на амвон – площадку перед алтарем. Простирая руку с орарем, он возглашает: Оглашеннии, изыдите! Оглашеннии, изыдите! Елицы [только] вернии
Оглашенными в Древней Церкви называли тех, кто еще не принят в число членов Церкви, тех, кто лишь готовится принять Крещение.
После этих слов оглашенные, то есть те, имена которых огласили в числе имен других кандидатов на вхождение в Церковь, покидали храм.
Двери затворялись, и начиналась самая таинственная часть Литургии. Та часть, во время которой по молитвам священнослужителей и молящихся в храме верных хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми...

Итак, Церковь всегда разделяла верных и оглашенных. Первые – полноценные члены Церкви Христовой. Оглашенные же лишь подошли к Церкви. Они на пороге, но не переступили через него. И пока еще они – вне Церкви. К участию в Евхаристии невозможно допустить людей внешних, потусторонних, то есть посторонних полноте мистического опыта Церкви. Таинство Евхаристии (Причащения) потому и называется Таинством, что встреча человеческой души с Богом происходит таинственным, рационально непознаваемым образом.
Чтобы Таинство Причастия не было профанацией, насмешкой, необходимо следить за тем, кто подходит к Чаше: человек, приобщенный Тайне веры, или человек внешний, непосвященный.

Чтобы быть полноценным христианином, необходимо знать основы православной веры. Именно изучением основ веры должно предваряться всякое Таинство Крещения.
В древности человек, не прошедший хотя бы самого простого и элементарного курса оглашения — катехизации, или научения вере[1] , человек, который не знает, Кто такая Всесвятая Троица, зачем в наш мир пришел Иисус Христос, что мы празднуем на Пасху, и проч., — к Таинству Крещения, вводящему в Церковь, допущен быть не мог. Сегодня, увы, слова «Оглашеннии, изыдите!» хотя и сохранены в чине Божественной литургии, давно превратились в формальность.
Нет сомнения, что живая религиозная вера может быть лишь у человека, интересующегося верой Церкви и стремящегося эту веру постичь. Человек, который равнодушен к догматам Церкви и, тем не менее, просит его крестить, ищет в Церкви чего угодно, но только не жизни в живом единстве с Богом, не подвига, не усовершения. Такие люди крестятся «на всякий случай», «как все», «чтоб не болеть», «чтоб Бог помогал», и проч., и проч. И тут совершенно ясен ответ требующим Крещения: Крещение над ними совершать невозможно, ибо тогда Таинство Крещения превратилось бы в магический обряд, в суеверный обычай и вместо Таинства приобщения человека к Богу явилось бы кощунственным и богохульным актом.

До Октябрьского переворота 1917 года Россия считалась православной страной, и всякий рожденный здесь ребенок как бы, по умолчанию, принадлежал Православной Церкви. Если младенца приносили к крещальной купели, это гарантировало, что его будут воспитывать в православной вере — если не семья, то окружение, школа, гимназия и вся остальная жизнь.
История показала, что этот подход был небезупречным; что наряду с теми, кто жил в Церкви и любил ее, было много и таких, кто формально (по Крещению) к Церкви принадлежал, но ее ненавидел: ведь те, кто взрывал храмы и расстреливал священников и архиереев, тоже в свое время были крещены в Православие.
Однако здесь причина не в механизме приобщения к Православию, он был достаточно логичен, а в искажении самого понимания веры, когда живая вера схоластизировалась, юридизировалась; когда к жизни с Богом не приобщали, а принуждали.
При всем при этом важно заметить, что если детей в царской России крестили без всякого научения вере, то взрослых, обращающихся в Православие, допускали к Таинству Крещения только по тщательном научении основам веры. Не достигшие совершеннолетия (21 года) оглашались шесть месяцев, а взрослые научались основам Православной веры в течение 40 дней [2] .

После Октябрьского переворота дело приобщения к Церкви становится подсудным, поэтому количество Крещений резко сокращается. Однако и тогда, по дореволюционной инерции, продолжают крестить детей, хотя религиозная грамотность падает (сокращается количество храмов, становится невозможной проповедническая и просветительская деятельность и пр.).
К 70-м – 80-м годам ХХ века обычные советские люди почти ничего не знают о Православной вере, но продолжают (часто тайком) крестить своих детей. Эти крещенные дети вырастают вне храма и вне православной традиции и, как правило, так и остаются неверующими.
Но в конце 80-х советское государство дарует Православной Церкви свободу. Священнослужители появляются на телеэкране, о Церкви пишут в газетах и журналах. Происходит национальное возрождение и поиск путей национального самоотождествления, поиск утраченных корней. Советские люди вспоминают, что они русские.
Церковь осмысляется в ряду этих институтов национального самоотождествления, Церковь, как считают многие, поможет обрести национальные и религиозные корни, приобщит к исконной русской культуре.
Такое смещение акцентов в сознании бывших советских людей — при игнорировании того, что Церковь приобщает прежде всего к Богу, призывает к новой жизни, — привело к тому, что на рубеже 80-х – 90-х годов в Церковь хлынул большой поток людей. Большинство из этих людей были некрещенными, и они сразу захотели креститься. Все эти люди были крещены.
Конечно, нельзя проигнорировать и другую причину столь массового обращения к Церкви в тот период. Это религиозное чувство, тяга к Богопознанию, подавленная советским режимом, но при благоприятных условиях пробудившаяся и подвигшая людей в Церковь.
Здесь в сознании священнослужителей сработал стереотип прежних лет: главное — благодатным образом приобщить к Богу. Но если в годы гонений ни о какой катехизации не могло идти и речи и многие священники просто не умели катехизировать, роскошью было даже простое совершение Таинства, то для изменившихся условий существования Церкви эта практика оказалась порочной.
Привыкшие принимать в Церковь младенцев, священнослужители по этому же чину (то есть без наставления в истинах веры) принимали в Церковь и взрослых.
Количество Крещений могло достигать сотни в день, и... почти все эти люди, выйдя из храма, в Церковь не вернулись. Узнав, что Церковь не предлагает чудодейственных рецептов для жизни, а, напротив, призывает к аскезе, ежедневному труду и работе над собой, они, по их словам, «разочаровались в православии» и обратились к оккультным, магическим и прочим движениям [3] .
Но если для какой-либо партии иметь мертвые души даже иногда выгодно (для статистики), то для живого Тела Христова, для Богочеловеческого организма, как и всякого живого организма, иметь больные, умирающие или мертвые члены — значит страдать и болеть [4] .
Грех любого члена Церкви — страдание для Тела Христова, для Церкви. Представим, какое страдание этому Телу причиняют миллионы формально, по Крещению, принадлежащих Церкви людей, на самом деле живущих по стихиям мира сего, в грехах и беззакониях.

Именно поэтому следует непременно вернуться к практике обязательного курса оглашения для желающих креститься, существовавшей в Древней Церкви!

Было ли такое в истории Церкви время, когда от человека не требовалось вообще религиозных знаний и соответствующего религиозного настроения, но его допустили бы к Таинству? Не было!
Хотя в самое первое время, Апостольское время, когда казалось, что конец истории так близок, Христос обещал скоро снова вернуться и судить мир, к чему слова назидания, вразумления, – апостолы учили и назидали.
Кроме того, вспомним, что к Таинству приступали люди, не совершенно посторонние вере Церкви, далекие от нее. Это касается и иудеев, и язычников.
Напомним, что первоначальная проповедь апостолов была обращена именно к иудеям (см.: Деян., гл. 2-15), именно в синагогах св. апостолы начинали проповедь, приходя в тот или иной город. «Их слушатели уже были знакомы с Божественным Откровением книг Ветхого Завета, верили в Единого Бога – Творца мира, через обрезание и ежедневную молитву принадлежали к израильскому народу как богослужебному сообществу и тем самым в известной мере состояли в Завете с Богом и, как и каждый иудей, ожидали пришествия Мессии предсказанного пророками. У слушателей апостолов уже было основание, на котором могло быть воздвигнуто здание веры в Иисуса Христа как Распятого и Воскресшего Мессию» [5] .
Можно сказать несколько слов и о религиозной «базе» язычника. «И язычники, – отмечает современный автор, – к которым обратили свою проповедь апостолы после Собора в Иерусалиме (Деян. 15 гл.), легитимировавшего эту деятельность, не были «неверующими» в сегодняшнем смысле этого слова. Они не были атеистами, признавали наличие множества божеств, верили в тварность мира и отрицали его материальную самодостаточность.
Многие из них были посвящены в мистериальные культы… основа которых заключалась в мистико-ритуальном соединении с тем или иным божеством (часто – умирающим и воскресающим). Таким образом, и здесь в известной мере была подготовлена почва, пав на которую, семена апостольской проповеди дали богатые всходы – многочисленных членов молодой христианской Церкви» [6] . .

Конечно, в те времена не было катезизации в сегодняшнем смысле этого слова, не было продуманного и вдумчивого обучения вере христианской. Но наставление, рассказ о жизни Христа, Его служении, Спасении, которое через Христа дается всем желающим, присутствовали непременно.
Это несложно проследить по свидетельствам самого Священного Писания, в тех местах, где говорится о вступлении человека в число последователей Христовых.
Апостол Петр призывает христиан быть послушными: «…истине чрез Духа, очистив души …к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек… Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Петр. 1, 22-25).
Здесь несомненно, что силою, движущей сердца христиан к активной духовной жизни, апостол называет энергию проповеданного им некогда Слова Божьего.

Еще раньше, в Иерусалиме, в дни, когда сошел Дух Святой на апостолов, ап. Петр призывал всех к новой жизни. Он рассказал о Христе, его Воплощении, Крестной Смерти, Воскресении, отшествии (Вознесении) на небо. И далее, автор книги Деяний замечает: «…Другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 40-41).
Отметьте это – Другими многими словами.

А вот известные слова ап. Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5, 25-26).
Христос очищает уверовавших водами Крещения… посредством слова. Сначала было научение вере, потом – Крещение.
Иначе и быть не может. Ведь Сам Господь, отправляя учеников в мир, сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).
Не идите и крестите, а научите, лишь после этого крестя!

У автора послеапостольского времени, у св. Иустина Философа, первым из святых отцов описавшего Крещение своего времени, находим этому подтверждение:
«Кто убедится и поверит, что это [христианское] учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются ... как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго» [7] . .
Отметим, что сначала человек должен убедиться и поверить в истинность слов христианских наставников. Потом он должен обещать, что будет жить по-христиански. и только потом, после молитвы и поста, сподобляется возрождения.

Я мог бы привести множество ссылок на другие первохристианские источники. Но желающий сможет найти их самостоятельно. Мы сделаем лишь вывод: Апостольский век знает динамичную и яркую проповедь о Христе, проповедь, пробуждающую веру, зажигающую сердца желанием быть в числе святых Божиих. Крестили всякого и незамедлительно, однако прежде наставляли в вере. Никогда не совершалось Крещение поспешно над тем, кто не знает основ веры.
Очень быстро было понято, что мгновенно возникшее желание «креститься» и жить христианской жизнью так же мгновенно может пропасть, хотя человек будет крещен. Печальный пример лукавых Анании и Сапфиры (Деян., гл. 5) прекрасно показывает, что можно быть членом Церкви и не жить жизнью Церкви.

На смену типу катехизации, принятой в Апостольский век, пришла катехизация более глубокая и систематическая.
Протопресвитер Николай Афанасьев, пишет, что появление системы оглашения, сменившей практику незамедлительного Крещения: уверовал a крещен, стало необходимостью со времени гонений, когда появились во множестве «падшие», то есть люди, под угрозой мучений и смерти отрекшиеся от христианской веры [8] .

Можно уверенно утверждать, что обычай серьезного и как мы уже сказали, по возможности систематического, наставления в вере перед Крещением возник в конце I – начале II веков Первая часть Дидахе, памятника конца I века христианской эры, является именно таким наставлением в основах веры, о чем говорит и сам текст Дидахе (7. 1) [9] . . В документе начала II века – Пастырь св.Ермы – Крещение называется «печатью поучений» [10] . . «Уже к 150 г. в Риме независимо друг от друга, без какой-либо системы работает масса дидаскалов [наставников в вере], деятельность которых направлена на распространение христианского учения: Иустин, Татиан, дидаскалы Великой Церкви, Птолемей, Валентин, Маркион...» [11] .

В Древней Церкви были приняты различные сроки оглашения: от нескольких дней до нескольких лет.
К концу II – началу III веков было принято испытывать желающих креститься три года. Про три года мы читаем в Апостольских Постановлениях св. Ипполита [12] , у Климента Александрийского [13] . На Эльвирском Соборе (305 год, Испания) определялся срок в два года (для языческих жрецов – три). Такой же срок определил и византийский император Юстиниан. Но этот срок мог сокращаться, мог и удлиняться.

После того как человек заявлял о желании креститься, он вступал в «первый разряд» оглашенных.
Два или три года оглашенный должен был показывать добропорядочное поведение; он мог присутствовать на первой части Божественной литургии, так называемой Литургии оглашенных, но на Литургии верных, за Евхаристией, молиться не мог.
По истечении этого времени человек переходил во «второй разряд» оглашенных, то есть он уже интенсивно готовился к принятию Крещения (обычно это было в период Великого поста).
Итак, через два или три года после начала оглашения человек приходил с восприемниками, то есть, поручителями его веры, к епископу. Жизнь пришедшего подвергалась исследованию:
«Когда будут определены намеревающиеся принять Крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела? И когда те, которые привели их, засвидетельствуют о каждом: “Он поступал именно так”, то пусть слушают Евангелие. Со времени же, когда они были отделены, на них ежедневно возлагаются руки, пока заклинают их» [14] . .
После курса катехизических бесед, которые должны были прослушать оглашаемые, для них устраивался экзамен. Восседающий епископ (пресвитер) принимал по очереди оглашаемых и беседовал с ними.
«Этот экзамен давал руководителям общин еще одну возможность провести осторожный и в то же время строгий отбор. Они получали информацию не только об усердии кандидатов во время подготовительных занятий, но также и о нравственной стороне их поведения в течение всего периода, в частности, об их личном участии в благотворительной деятельности общины» [jumpto="_edn15"][15][/jumpto]. .

Указанные сроки могли сокращаться под влиянием некоторых причин, например при Крещении целого народа. Историк V века Сократ сообщает, что, когда епископ Галльский крестил бургундцев, он учил их истинам веры всего семь дней, а в восьмой крестил.
В случае смертной опасности крестили без оглашения; словом, смотрели по обстоятельствам [16] , но всегда научали вере, если крещаемый выздоравливал и восставал со смертного одра:
«В болезни принявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучать веру и познавать, яко Божественного дара сподобилися» [17] .
На Руси в XII веке требовалось начинать оглашение (интенсивную подготовку ко Крещению) для болгарина, половца, чухонца — за 40 дней до Крещения, для славянина — за 8 дней [18] . Сокращенный срок оглашения для славянина объясняется, скорее всего, желанием быстрее распространить христианство между славян, а также тем, что славянин, будучи окружен христианами, был в некотором смысле знаком с православной традицией. Латиняне оглашались, как и славяне, восемь дней [19] .
Таким образом, мы видим, что и в XII веке нормальным сроком оглашения считались 40 дней [20] . Сорок дней как норму упоминает и Требник Петра Могилы (XVII век). Такова была и дореволюционная практика.

Само собой разумеется, что взрослый крещаемый человек, приходящий сегодня в храм креститься, должен быть человеком верующим и иметь хотя бы начатки богословских знаний. Согласно дореволюционным правилам Церкви, которые никто не отменял, крещаемый должен знать как минимум: Символ веры, Десять Заповедей Божиих данных Моисею, молитву Господню (Отче наш), Богородичную (Богородице Дево, радуйся), а также ответы на те вопросы о вере, которые ему будут предложены [21] .
От оглашаемого требовалось также хождение в храм [22] . В этом есть замечательная логика. Потому что, как необходима проверка желания интеллектуального принятия веры (человеку поручается выучить минимум молитв), так необходима и проверка желания вести церковную жизнь, принять труд молитвенный. Жизнь истинного православного человека неотделима от жизни церковной, однако практика показывает, что многие из принимающих Крещение, уходя за церковный порог, в храме больше не показываются или заглядывают дважды в год: запастись крещенской водой в праздник Богоявления да освятить яйца и куличи в Пасху...
Подводя итог сказанному, как иллюстрацию типичной древней практики приведем отрывок из интересного документа конца IV века, в котором говорится о процессе научения вере. Это письма римской паломницы (ее звали Этерия).
Этерия рассказывает о последнем этапе оглашения, которое проводилось в течение всего Великого поста, чему она была свидетельницей. Оглашаемые ежедневно по три часа наставлялись беседами, в которых им преподавали основы веры, затем над ними, так же ежедневно, прочитывались молитвы на прогнание бесовской силы. На Пасху следовало Крещение. После Пасхи научение вере продолжалось еще неделю.

Допуск к слушанию основ веры, к оглашению, предварялся строгим исследованием жизни кандидатов [23] .
«Каждый, кто заявляет свое имя, делает это за день до начала Четыредесятницы, и пресвитер записывает все имена. И все это происходит за восемь недель, в течение которых здесь соблюдается пост... После того как пресвитер запишет имена всех желающих креститься, на следующий день, на первый день поста, день, с которого начинается восьминедельный пост, для епископа ставится кафедра в главной церкви, в Мартириуме. По обе стороны кафедры садятся пресвитеры на сидениях, а остальные клирики садятся вокруг. Затем один за другим вызываются имеющие принять Крещение, притом, если мужчины, то приходят со своими крестными отцами, а если женщины, то со своими крестными матерями. Епископ задает отдельно вопросы соседям имеющего принять Крещение, расспрашивая: “Ведет ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?” А также ищет в человеке и другие, более тяжелые пороки.
И когда человек бывает признан безупречным во всем, о чем расспрашивались свидетели, то епископ сам своей рукой записывает имя кандидата.
Если же кто-нибудь найдется в чем виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: “Пусть он исправит сперва свою жизнь и тогда только приступает к Таинству Крещения”.
Те же вопросы, какие задает о мужах, задает и о женах. Чужестранец же не может легко креститься, пока не представит свидетелей, знающих его» [24] .
Начиная со второго дня Великого поста приступали к оглашению внесенных в список кандидатов на Крещение. Каждое утро, после раннего богослужения (около 5 утра), над ними читались заклинательные молитвы [25] .
«По совершении этого чина в Мартириуме ставится кафедра для епископа, и все приступающие ко Крещению, мужи и жены, садятся рядом с епископом, в то время как крестные отцы и матери стоят. И, конечно, все те из народа, которые хотят слушать, и если они верные, могут войти и сесть. Оглашенные же в тот момент, когда епископ поучает закону, войти не могут [26] .
…В течение этих сорока дней он, начиная с Бытия, проходит все Писание, объясняя сперва его буквальное значение, а затем его духовный смысл. И в течение всего этого времени излагается не только то, что относится к Воскресению, но и все, относящееся к самой вере; и это называется “оглашение”.
И когда исполнится пять недель от начала их поучений, то приступают к изучению Символа веры. Епископ объясняет смысл отдельных слов и фраз Символа веры таким же образом, как он объяснял Священное Писание, то есть сперва буквальное значение, а затем их духовный смысл.
...И вот поэтому верные в этих местах могут следить с пониманием за Священным Писанием, когда оно читается в церквах, так как они поучаются в течение сорока дней и во время трех часов оглашения, от первого и до третьего часа (с 6 до 9 часов утра, причем, обратите внимание: каждый день в течение всего Великого поста по 3 часа! – прот. К. П.).
И видит Господь, госпожи мои сестры, что голоса одобрения верных, пришедших послушать поучения епископа во время оглашения, громче, чем во время обычной службы.
Отпуст с оглашения дается в третьем часу, и сразу же при пении гимнов ведут епископа в храм Воскресения, где совершается служба в третьем часу» [27] .

Мы продолжаем читать воспоминания паломницы в Иерусалим Этерии: Перед самой Пасхой, накануне Крещения, в главной церкви, в Мартириуме, для епископа ставили кафедру, и он, восседая на ней, «экзаменовал» оглашаемых:
«По очереди мужи со своими крестными отцами и жены со своими крестными матерями подходят к нему (епископу), и каждый говорит (наизусть) епископу Символ веры.
По прочтении Символа веры епископ обращается ко всем и говорит: “В течение этих семи недель вы поучались всему закону Священного Писания. Вы слышали поучение о вере, также слышали о воскресении плоти и о внутреннем смысле Символа веры, одним словом, о всем том, что, как оглашенные еще, вы можете усвоить. Что же касается сокровенных Таин Крещения, будучи еще оглашенными, вы поучаться о них не можете. И чтобы вы не подумали, что что-нибудь могло бы быть оставлено без объяснения, то, как только вы креститесь во Имя Божие, вы услышите обо всем в храме Воскресения во время этих восьми пасхальных дней, сразу после отпуста. Но пока вы все еще оглашенные, самые сокровенные Божественные Таины вам не могут быть поведаны» [28] .
Начиная с первого дня Пасхи Иерусалимский епископ, облокотясь на перегородку алтарной части храма Воскресения, объясняет самые сокровенные тайны веры, рассказывает о Таинствах Церкви, о Святой Евхаристии.
«В этот час ни один оглашенный не входит в храм Воскресения, только неофиты и верные, желающие услышать о Таинствах... И действительно, все двери запираются, чтобы никто из оглашенных не мог проникнуть внутрь. И в то время, как епископ излагает и объясняет все, голоса одобрения бывают так громки, что слышны вне церкви. Он излагает все Таинства таким образом, что нет человека, который, услышав, не был бы растроган» [29] .
Добавим, что при оглашении с епископом, который говорил по-гречески, всегда были переводчики.

Ежедневный труд изучения основ веры не был легким две тысячи лет назад, нельзя назвать его легким и сегодня. Но не следует забывать, что христианство своим чадам вообще не обещает легкой жизни. Святитель Кирилл Иерусалимский увещевает оглашенных:
«Не уклоняйся от огласительных поучений; сколько бы ни продолжительно они говорены были, дабы мысль твоя не ослабела... Ибо оружие ты получаешь противу сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. Много у тебя врагов, много и оружия иметь старайся» [30] .

Однако срок в два или три года не был всюду соблюдаемым правилом. Как замечает протопресв. Н. Афанасьев, «церковная власть определяла лишь минимальный срок пребывания в разряде оглашенных»[31] . Сами верующие могли откладывать этот срок на долгие годы, считая себя недостойными или не готовыми принять Крещение. Отчасти эта тенденция откладывать Крещение объясняется влиянием новацианства с его учением о невозможности покаяния после Крещения [32] . И особенно усилилось это стремление со времени объявления христианства государственной религией, когда в Церковь хлынули огромные массы жителей Римской Империи.
Состояние в разряде оглашенных давало этим людям, часто готовым принять Крещение по соображениям житейского порядка, все права христиан перед государственными законами, тем более что сама Церковь рассматривала оглашенных как уже принадлежащих к ней и даже присваивала им наименование христиан. Естественно, что многие из маловерующих людей не хотели брать на себя обязательств и ответственности христианской жизни и пребывали в разряде оглашенных многие годы. И вообще, в это время принятие Крещения в зрелом возрасте стало почти обычаем. Так, например, блаженный Августин, состоя в разряде оглашенных с малолетства, крестился лишь в 33 года. Церковная власть энергично, преимущественно проповедями пастырей с церковных кафедр и амвонов, боролась с этим обычаем. Но безрезультатно. Свт. Василий Великий восклицает:
«К жизни призываем тебя, человек: почему уклоняешься от призвания?
Призываем к приобщению благ, зачем проходишь мимо дара? Царство Небесное отверсто, Призывающий не лжив, путь удобен; не нужно ни времени, ни расходов, ни хлопот! Что медлишь? Зачем отступаешь назад? Что боишься ига, как юница, не изведавшая ярма? Иго благо, иго легко (Мф. 11, 30)… Вкусите, и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9). Как не знающим объяснить сладость меда? Вкусите, и видите. Чувства в опыте яснее всякого слова... Если бы золото раздавал я в Церкви, не сказал бы ты мне: завтра приду, завтра дай; но, прося поспешить раздачей, потребовал бы теперь же и негодовал бы на замедление. Но поелику Великодаровитый предлагает тебе не доброцветность вещества, но душевную чистоту, придумываешь предлоги и вычисляешь причины, когда надлежало спешить к дару.
О чудо! Тебя обновляют без переплавки, вновь созидают без предварительного сокрушения, врачуют без ощущения боли: и ты ни во что ставишь сию благодать…»[33] .

Ему вторил, обличая современников, cвт. Григорий Богослов:
«Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние, ... не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. … Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом, … пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, ... пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение»[34] .
Достигнув своего расцвета в IV – начале V веков, катехуменат начинает постепенно приходить в упадок. Срок обучения с нескольких лет сокращается до периода Великого поста.
К полному упадку этого института привело то обстоятельство, что начиная с V века почти исключительным контингентом крещаемых были младенцы. Да для Византии, в сущности, и не требовалось отдельно оглашать крещаемых: весь уклад жизни стал христианским. Крещение же языческих народов происходило в «государственном порядке», волею правителей этих народов. Самый близкий и понятный нам пример — Крещение Руси князем Владимиром.

Однако будем реалистами. Сегодня во многих храмах на вопрос – что нужно, чтобы креститься, служительницы за свечным ящиком отвечают примерно так: «сто рублей и полотенце». Никакой катехизации тут не требуют.
Автор этих строк неоднократно проводил грустные эксперименты в дни, когда приходило креститься множество народа. Это некоторые праздники, из которых, конечно, главным является праздник Крещения Господня (19 января). В этот день приходит креститься от 20 до 30 человек. На вопрос – кто знает наизусть Символ Веры, не отзывается никто (в редчайших случаях один человек). В лучшем случае двое или трое знают молитву Отче наш и с помощью священника могут ее прочитать.
Это не просто грустная ситуация, это удручающая ситуация...

Оглашение, научение вере мыслится как обременительная и скучная процедура. В храме, в котором автор служит, крещение, еще недавно, совершалось тотчас, как туда обращался человек. К священнику человек приходил уже с крестиком, свечками, полотенцем и незаполненным бланком свидетельства. За кассой крещение оформлено, и священник должен совершить требу.
...Помню, как-то я крестил женщину. После краткой беседы Таинство было совершено. Потом состоялся краткий разговор.
– Батюшка, спасибо вам… Я ведь из Волгограда приехала.
– А что ж там не крестились?
– Ой, у нас перед крещением в церквях ввели беседы. Три, а где-то и пять раз надо посетить, и только потом крестят. Хорошо у вас: пришла, деньги заплатила, и тут же покрестили…

Сегодня в наших храмах почти повсеместно крестят без научения вере, без какой-либо проверки кандидатов. В епархии подаются отчеты о совершении храмами количества треб, и епископы делают положительные или отрицательные выводы на основании цифр. А теперь подумайте, с точки зрения епархиального начальства, настоятеля какого храма наградить или понизить: того, в котором за месяц крестилось 500 человек, или 50?
Но кого мы увидим потом за богослужением?..

Как эту ситуацию хоть немного изменить, вернее, постараться изменить? Ответ таков: перед Таинством Крещения необходимо проводить с желающими креститься подготовительную работу.

Мы продолжаем иллюстрировать наши очерки фотографиями Таинства Крещения, которое было совершено не так давно в Свято Троицком Измайловском соборе Санкт-Петербурга.

Всегда грустно, когда креститься приходят люди без гостей. А бывает и так: «Да я, батюшка, вообще-то не одна пришла, просто мои на рынок зашли, пока я тут крещусь». (У нас рядом с собором – вещевой рынок.)
И радостно, когда на Крещение приходят родственники и гости.



01.jpg
Крещение предваряется беседой священника с собравшимися.

02.jpg
Всегда радостно, если на Крещение приходят люди, для которых слова священника имеют смысл, кто пришел не просто «поглазеть», а молитвенно участвовать в Таинстве.


03.jpg

04.jpg

04а.jpg

05.jpg

06.jpg
Похоже, Таинство Крещения пора начинать...

Примечания
[1] Но, конечно, всегда исключением были люди, особенно глубоко пережившие встречу с Богом и желающие войти в Церковь. Вспомним о благоразумном разбойнике или св. ап. Павле. Подобные примеры, которые изобильно дает нам и Священное Писание, и Предание Церкви, говорят о действительной вере, вспыхнувшей в сердце, а не об импульсивном порыве, за которым следуют охлаждение и вялость в духовной жизни.
Что же касается обычных людей, решивших, наконец, на 20-м, 30-м, 40-м или ином году жизни стать христианами, лучше установить для них своего рода испытательный срок, во время которого выяснится, действительно ли человек хочет жить жизнью Церкви, или поддался первому порыву, лишь увлекся христианством. Такого человека лучше всего направить во взрослую воскресную школу храма, где он сможет прослушать хотя бы несколько бесед об основах веры. Также можно предложить пришедшему походить несколько дней (или несколько суббот–воскресений подряд) в храм и помолиться в притворе или при входе в храм. Это имеет тем больший смысл, что человек, на самом деле не собирающийся жить церковной жизнью, не станет ходить в храм и молиться там. Тот же, кто всерьез готовится к Таинству Крещения, кто хочет жить вместе с Богом, несомненно, будет ходить в храм.

[2] Устав Духовной Консистории, § 24, предусматривает, что если во время катехизации у священника появятся сомнения в вере и благочестии оглашаемого, «то, не приступая ко Крещению, он (священник. — К. П.) должен донести об этом местному архиерею с изложением причин сомнения». Вообще о достаточно жестких правилах подготовки великовозрастных к Крещению см.: Булгаков С. В. Настольная книга... С. 1020сл.

[3] Мне приходится часто общаться с русскими протестантами, и могу засвидетельствовать, что подавляющее большинство людей, крестившихся в протестантизме в 90-х годах, первоначально, в конце 80-х – начале 90-х, были крещены в Православие. Сами они об этом охотно рассказывают, поясняя: «Когда мы крестились в Православие, в нас не произошло духовного возрождения, значит, это было не Крещение, а просто механический обряд». «Возрождение» у этих людей произошло в протестантизме, после второго «крещения», когда их обласкали, подарили Библию, научили основам веры, дали им возможность почувствовать себя нужными в общине. Православию, с его аскетической жизнью, в которую нужно вдумываться, углубляться, они предпочли психологический комфорт, востребованность в жизни и деятельности инославной конфессии. Однако заметим, что многие из людей, действительно пошедших за Христом, возревновавших о духовной жизни и нравственном совершенствовании, вскоре почувствовали узость протестантизма. Протестантизм, несомненно, приобщая на самом начальном уровне к Богу, не дает движения вперед, не дает динамики духовного развития, ввиду отсутствия культуры духовной жизни и всего, что дает Предание как опыт жизни Церкви. И эти люди, когда-то обратившиеся от Православия к протестантизму, теперь возвращаются обратно.

[4] Тут уместно напомнить, что, хотя грехи больных членов Церкви приводят к страданию всего Тела, но и праведность отдельных его членов чувствуется и переживается всем Телом.

[5] Хулап В. Ф. Катехуменат в истории Церкви. //Церковный Вестник. Изд. Санкт-Петербургской епархии. 2002-№11, С. 50.

[6] Хулап В. Ф. Катехуменат в истории Церкви… С. 50.

[7] Св. Иустин Философ. Апология 1. 61. М. 1993.

[8] Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь... С. 80.

[9] См.: Сидоров А. «Дидахе» (Вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи). //Символ. Париж. 1993-№ 29. С. 308.

[10] Подобия 9. 16. 5.

[11] Мюнье Ш. Крещение и общение в Древней Церкви (II–III вв.) /Крещение и общение. Сборник материалов коллоквиума в Крестовоздвиженском монастыре. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея (в дальнейшем — ББИ). С. 33.

[12] Хотя далее указывается: «если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться». § 17.

[13] Строматы 2. 96. 1.

[14] Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. /Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. Сост. иером. Иларион (Алфеев). М. 1993). § 21.

[15] Мюнье Ш. Крещение и общение в Древней Церкви (II–III вв.)... С. 35.

[16] Из истории Древней Церкви известно много случаев, когда люди обращались ко Христу и тут же были крещены. Целый ряд примеров мы имеем из истории мученичества, когда мучители, видя чудеса, происходившие с мучимыми христианами, исповедывали Христа, были крещены и умерщвлены. Однако мы имеем и другие примеры. Когда мальчик Августин (будущий блаженный Августин) заболел с опасностью для жизни, его мать, благочестивая и заботливая Моника, позволила ему принять только посвящение в катехуменат (то есть в оглашенные), но не позволила креститься.

[17] Лаодикийский Собор. Правило 47. Известного еретика III века, Новата, кстати, упрекали еще и в том, что он, будучи крещен на смертном одре, после выздоровления не потрудился узнать об истинной Православной вере и не прошел наставления у епископа или пресвитера. (См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. 6. 43. /Творения. Т. 1. СПб., 1858. С. 357-358.) Об этом см.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь... С. 44сл.

[18] См.: Вопросы Кирика и ответы Нифонта. Ответ 40. /Русская историческая библиотека. Т. 6. Ч. 1. СПб., 1880. С. 33.

[19] Вопросы Кирика и ответы Нифонта... Ответ 10. С. 20.

[20] Алмазов А. История... С. 61; Знаменский П. Руководство к истории Русской Церкви. Казань. 1870. С. 39. Е. Голубинский предполагает, что такой краткий огласительный срок имел и то соображение, чтобы слишком большой продолжительностью приготовления не отталкивать русских, еще находящихся в язычестве. (Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. С. 508.)

[21] Указ Св. Синода 1740 г. 11 сентября, Указ Св. Синода 1840 г. 20 февр.; Указ Духовной Консистории. Разд. II, ст. 31. СПб. 1841. С. 15.; См.: Алмазов А. История... С. 40. Даже когда речь идет о человеке, принимающем православную веру при смерти, сказано: «таковых крестить, если же выздоровеет, преподать им основы веры». (См. Указ Св. Синода от 13 марта 1862 г.) То, что эти постановления церковной властью были приняты 200 лет назад, ничего не значит. До сих пор их никто не отменял.

[22] В уже упомянутых ответах Нифонта Кирику (XII век) сказано, что желающий из латинян принять православную веру 7 дней должен ходить в храм, а на восьмой принимается в Православие.

[23] Напомним, что это были не просто некие люди, восхотевшие вдруг креститься, но те, кто два или три года уже состоял в разряде оглашенных, так называемомпервом разряде.

[24] К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. Перевод с ист. коммент. Н. С. Марковой-Помазанской. В кн.: Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М.: «Паломник». 1994. С. 217.

[25] У свт. Кирилла Иерусалимского находим трогательное наставление оглашаемым. Он пишет, что, если оглашенные придут в храм ранее заклинаний, они должны между собой не пустословить, а беседовать «о чем-нибудь благочестивом», или молиться, или читать вслух назидательную книгу. Если же из братьев или сестер кто-нибудь проспит, «пошлите за ним, ибо если бы тебя позвали на обед, то не стал ли бы ты ждать званного вместе с тобою? Если бы имел брата, то не постарался ли бы о благе его?» (Поучения огласительные. Предисловие. 13).

[26] Речь идет об оглашенных «первого разряда», то есть тех, кто лишь готовился приступить к великопостному оглашению.

[27] К источнику воды живой... С. 218.

[28] К источнику воды живой... С. 219.

[29] К источнику воды живой... С. 219.

[30] Св. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. Предисловие. 10. По свидетельству блаж. Феодорита Кирского, и диаконисы имели право частным образом наставлять желающих принять Крещение и поучать оглашенных. (Церковная история. СПб. 1852. С. 213-215.)

[31] Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь... С. 83.

[32] Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь... С. 83.

[33] Св. Василий Великий. Беседа 13-я, побудительная… С. 226-227, 229.

[34] Св. Григорий Богослов. Слово 40-е на Св. Крещение… С. 549-550.

Комментарии

С одной стороны, такие беседы перед крещением очень нужны. А с другой, если сделать их обязательными, то кое-где (хорошо, если не много где) их будут проводить лишь для галочки. Друг недавно стал крестным, и был на такой беседе - проводил сам настоятель и рассказывал о том как он землю под храм выбивал, и вообще о чем угодно, но не о сути. Вроде и есть беседа, а толку нет, даже наоборот. И какой выход из этого - непонятно...
 
Вадим-читатель написал(а):
С одной стороны, такие беседы перед крещением очень нужны. А с другой, если сделать их обязательными, то кое-где (хорошо, если не много где) их будут проводить лишь для галочки. Друг недавно стал крестным, и был на такой беседе - проводил сам настоятель и рассказывал о том как он землю под храм выбивал, и вообще о чем угодно, но не о сути. Вроде и есть беседа, а толку нет, даже наоборот. И какой выход из этого - непонятно...
Наш Святейший Патриарх слишком доверяет людям, надеется на человеческую ответственность. Вот и получается, что во многих храмах фактически, на бумаге как бы и есть беседы перед Крещением, но на самом деле это профанация. Я - плохой, я людям не доверяю.

Выход?
Я бы сделал так:
А) Составить в Патриархии текст Катехизационных бесед. И предписать всех священнослужителей выучить эти тексты и оглашать желающих принять Крещение именно по этим текстам. Несколько занятий, рассчитанных примерно на 2 месяца.
А потом экзамен по методичке, которая тоже спущена сверху.
После успешной сдачи "экзамена" человек получает свидетельство с печатью храма, что прошел курс оглашения, и после этого он может принять Таинство Крещения в любом храме Русской Православной Церкви по всему миру.

Б) Использовать "подставных лиц", чтобы контролировать этот процесс. В случае обнаружения халатности и попустительства снимать настоятеля!

Вот тогда процесс заработает.
 
Христос воскресе, батюшка! Хочется задать вопрос. А катехизаторы КТО? В нашей митрополии перед Таинством Крещения введены обязательные 4 беседы. Первые три проводит катехизатор, 4-я проходит со священником (для кандидатов в крестные родители или для родителей крещаемого ребенка в форме исповеди). Как результат - количество Крещений сократилось в разы. Некоторые едут в отпуск в другие города и крестятся там, где нет таких правил. В нашем приходе за катехизацию отвечает не настоятель, а священник, которому дано данное послушание. Катехизаторы - женщины из числа прихожан. Конкретной программы с методичками по катехизации нет. Но "подставных" используют. Недавно наш батюшка получил выговор за "некачественную" катехизацию. Беда в том, что профессиональных катехизаторов можно сказать, что нет... Я считаю, что крайне необходимо появление штатных катехизаторов при храмах. Очень нравится идея о том, что оглашаемые должны присутствовать при богослужении. Именно так человек может понять, нужно ли ему Православие.
 
Наталья Скоробогатова написал(а):
Христос воскресе, батюшка! Хочется задать вопрос. А катехизаторы КТО? В нашей митрополии перед Таинством Крещения введены обязательные 4 беседы. Первые три проводит катехизатор, 4-я проходит со священником (для кандидатов в крестные родители или для родителей крещаемого ребенка в форме исповеди). Как результат - количество Крещений сократилось в разы. Некоторые едут в отпуск в другие города и крестятся там, где нет таких правил. В нашем приходе за катехизацию отвечает не настоятель, а священник, которому дано данное послушание. Катехизаторы - женщины из числа прихожан. Конкретной программы с методичками по катехизации нет. Но "подставных" используют. Недавно наш батюшка получил выговор за "некачественную" катехизацию. Беда в том, что профессиональных катехизаторов можно сказать, что нет... Я считаю, что крайне необходимо появление штатных катехизаторов при храмах. Очень нравится идея о том, что оглашаемые должны присутствовать при богослужении. Именно так человек может понять, нужно ли ему Православие.
Конечно, катехизаторами могут быть миряне, например, из числа активных прихожан.
А вот принимать "экзамен" у прошедших курс занятий должен священник.
 
Отец Константин, я читала. что о. Даниил Сысоев считал обязательным при крещении взрослых людей полное погружение в воду. А меня когда крестили только голову слегка полили водой. А как вы относитесь к этому вопросу?
 
Христос Воскресе!
Отец Константин, посмотрел "Четверг 5-й седмицы по Пасхе", в ролики после минуты 24.55 вставлен повторяющийся кусок, который, уже, был до этого.

Спаси Господи!
 
Пришло время крестить сына. Я из Вологды, мне 47 лет. В младенчестве сына не окрестили, так как жена была против - считает, что сын должен креститься осознано. Но в школе учитель (классная) прививает критическое отношение к религии. У сына есть два вопроса

- Почему русский человек должен поклоняться еврейскому богу?
- Почему нужно поклонятся ожившему мертвецу? Это не то же самое что зомби?

Я понимаю, что это плохие вопросы, направленные на разрушение веры, и что их вложили в его голову враги православия. Но ребенка нельзя задавиить, нужно ответить правильно. Подскажите как?
 
Незарегистрированный написал(а):
Пришло время крестить сына. Я из Вологды, мне 47 лет. В младенчестве сына не окрестили, так как жена была против - считает, что сын должен креститься осознано. Но в школе учитель (классная) прививает критическое отношение к религии. У сына есть два вопроса

- Почему русский человек должен поклоняться еврейскому богу?
- Почему нужно поклонятся ожившему мертвецу? Это не то же самое что зомби?

Я понимаю, что это плохие вопросы, направленные на разрушение веры, и что их вложили в его голову враги православия. Но ребенка нельзя задавиить, нужно ответить правильно. Подскажите как?
Не пришло время крестить сына!..
Уважаемый аноним. Судя по вопросам Вашего сына, еще не пришло время его крестить. Он не знаком с азами веры, с самыми прописными азбучными истинами. Вы должны стать проводником сына в мир веры.
Правда, простите, но я не понимаю, почему Вы раньше не заложили какую-то религиозную базу? Задаваемые вопросы свидетельствуют, что в отношении христианства у сына нулевые познания. Вы никогда не праздновали Рождество и Пасху? Не ставили елку, не красили яйца? Уверен, все это делали. Почему же не объяснили, Кто и зачем родился в день Рождества. Не рассказали, что такое Пасха и что это значит, что Христос воскрес из мертвых...

Словом, дорогой брат, начинайте для себя открывать мир православной веры и делитесь с сыном. Вас ждут на этом пути прекрасные открытия. А по мере знакомства с христианством заданные Вами вопросы сами отпадут.

Ваш прот. К.
 
Удивительно такое слышать от священника. Не нужно крестить сына? И вы зря насмехаетесь, батюшка, мы с сыном праздновали Рождество, и Пасху, и все что нужно заложить я по мере сил закладывал. Проблема, как я уже писал в том, что в школе учитель привил ему к этим вопросам критическое отношение. И чем советовать мне познакомиться в 47 лет с христианством, лучше бы помогли ответить на вопрсоы сообразно своему опыту. От Вас помощи просили а вы - не надо сына крестить. Извини те если погорячился.
 
дорогой брат, начинайте для себя открывать мир православной веры и делитесь с сыном...
Удивительно такое слышать от священника... И вы зря насмехаетесь, батюшка...
Несколько часов назад я зачитал родителям последний ответ отца Константина как пример тактичного и глубокого отношения к собеседнику, несмотря на всю "экзотичность" его вопросов. У меня так не получается, к сожалению, люблю всё ещё "рубить с плеча"...
И вдруг, такая реакция вопрошающего!

Простите, но встряну в разговор.

1) Священник не обязан крестить первого встречного, более того, должен отказать тому, для кого Спаситель некий "еврейский бог" (прости, Господи!). Как можно креститься во Христа, имея о Нём смутное и извращённое представление? Запрет крестить таких людей основан на заповеди Христа и канонах Его Святой Церкви.
2) Священник не обязан объяснять азбучные истины тому, кто пальцем не пошевелил, чтобы самому попытаться их узнать, находясь на одном из крупнейших православных порталов: http://azbyka.ru Более того, наличие таких вопросов свидетельствует о необходимости системного и достаточно длительного обучения. Это не просто незначительные лакуны в знании веры, это практически полное отсутствие этих знаний.
3) Думаете в 47 лет поздно постигать азы веры? И в 80 не поздно! Ко мне на катехизацию (обучение основам христианства) приходят совсем пожилые люди и потом задают очень осмысленные вопросы.
4) Я специально показал вышеуказанные провокационные тезисы учителя своему 12-летнему младшему сыну. Его они ни чуть не смутили и он объяснил мне их нелепость и даже посмеялся немного (над вопросами). Разве Вас просто сбить с темы, которую Вы хорошо знаете? Не думаю...

Простите.

P.S. В качестве шутки. Можно принять правила игры в шовинизм и сказать: "Хорошо сынок, будем последовательны, тебе придётся отказаться от импортных вещей и гаджетов. Пока не найдешь чисто русского компьютера, мобильного телефона, личных вещей, откажемся от всех иностранных. А молится будем славянским богам, я вечерком съезжу в лес, привезу деревянных чурбанов...".
 
«…Конечно, и при крещении младенцев требуется вера их восприемников и родителей. По правилам Церкви дети неверующих родителей не могут быть допущены до этого таинства, ибо они не могут поручиться за то, что их ребенок будет воспитан в православии, а не уклонится, например, в протестантскую ересь. (Кстати, священник все-таки покрестивший такого младенца будет отвечать за него на Страшном Суде, что он бросил святыню псам (Мф. 7:6) и думаю, что ему лучше было бы не родиться!)…».
Даниил Сысоев.

Вот и я не так давно отговаривал своего коллегу по работе крестить новорожденного:
- Ты же не веруешь. Так зачем сына крестить собираешься?
- Как зачем? Мало ли что?
Я «прочитал» ему небольшую лекцию о том, что крещение, это не магический обряд, делающий ребёнка неуязвимым, что для крёстных это огромная ответственность в не зависимости от того, знают они об этом или нет и много чего ещё «умного»…. И вроде всё правильно говорил, а чувство осталось…, будто я не в своё дело лезу.
Поговорил с духовником, который подтвердил правильность моих слов:
- Я в девяностые по сто человек в день крестил, словно на конвейере работал. И где они теперь? В Церкви единицы остались….
Значит, верно я всё сделал…. А покоя так и не было.
Теперь понял почему....

Крестили сына через сорок дней после рождения:
- У меня было такое чувство, что Лёшку обязательно надо окрестить. Не знаю почему, может субботние лекции будущего Патриарха Кирилла сыграли свою роль (шёл 1994 год), может вот это вот «на всякий случай»…. - Вспоминает жена.
Ни о Православии, ни о Церкви, ни о молитвах мы не знали практически ничего и стоит ли говорить, что и в Храме не появлялись, даже чтобы просто поставить свечку….
Мы «вспомнили» о том, что сын крещён только тогда, когда его не стало. И я бы сейчас в ножки бухнулся тому священнику, который его окрестил при «нехристях» родителях и восприемниках потому, что за него можем молиться теперь не только мы, но и вся Церковь в своей совокупности.

А вот отец так и не покрестился. Лишь за день до смерти попросил маму почитать ему молитвы…. На девятый день написал его имя на проскомидию, автоматически вышло…. Потом вспомнил, вернулся и имя вычеркнул….
 
Игорь, христианин - это не просто крещенный человек, это член Христовой Церкви. Недаром в Церкви нет такого нелепого понятия, как "невоцерковленный христианин", а есть только верный, отпавший и оглашенный.
Церковь же ежедневно молится о всех, о "мире всего мира", о примирении всех людей с Богом.
 
То есть если христианин «отпавший», то записки на Литургию, проскомидию, ектению, панихиды, сорокоусты, на пол года, на год - где только можно, в сочетании с верой «опомнившихся» родителей, для конкретной души, отошедшей ко Господу – это всё напрасно?
А есть ли тогда разница между крещёным, но отпавшим и некрещёным вовсе?
 
Молитва не бывает напрасной, как минимум для тех кто молится...

Церковное поминовение подразумевает, что тот, о ком молятся, является членом Церкви.

Разница есть. Отпавший (или родители и восприемники младенца) фактически нарушает крещальные обеты перед Богом, клятву верности Ему, а не крещеный ничего и не обещает. Простите за пример, но это сравнимо с тем как быть холостым или венчаться и разрушить семью изменой.

Крещение - это духовное рождение, вхождение в церковную жизнь, главное в которой - Таинство Святого Причащения. Бог воплотился не для того, чтобы Ему можно было молиться, а для того, чтобы оживотворять Своими Телом и Кровью верных Ему, т.е. членов Его Церкви. Если же новорожденного родители вольно или невольно умертвили голодом или удушили, то в чем его преимущество перед тем, кто умер во чреве матери? Так же и крещеный, взрослеющий вне Церкви - корабля спасения, чем отличается от некрещеного?...
 
Новорождённый Христиан
Мир вам. Кирилл поражён вашими познаниями в догматических процессах православной церкви. Меня если честно ошеломили ваши высказывания «Крещение - это духовное рождение, вхождение в церковную жизнь, главное в которой - Таинство Святого Причащения.» простите откуда вы это взяли, если не секрет, в Писании такого не нашел, подскажите место. Если можно просветите что есть «верный,отпавший и оглашенный.» .Да и что значит «То есть если христианин «отпавший», то записки на Литургию и.т.д». Простите но, по вашим заметкам возникло очень много вопросов. Постараюсь более заметные если сможете, ответьте, пожалуйста, ну а не сможете хоть задумайтесь. Ваша цитата « 1) Священник не обязан крестить первого встречного, более того, должен отказать тому, для кого Спаситель некий "еврейский бог" (прости, Господи!). Как можно креститься во Христа, имея о Нём смутное и извращённое представление? Запрет крестить таких людей основан на заповеди Христа и канонах Его Святой Церкви»
1) Запрет крестить таких людей основан на заповеди Христа. Покажите эту заповедь.
2) Священник не обязан объяснять азбучные истины тому, кто пальцем не пошевелил, чтобы самому попытаться их узнать.
Простите не помню, кто сказал, да и в точности высказывания могу ошибиться «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.» Что он имел ввиду под тварью не ясно, но явно не тех о которых говорите вы «, кто пальцем не пошевелил, чтобы самому попытаться их узнать,» наверно Он подразумевал продвинутых наученных на «православных порталов: http://azbyka.ru» христиан и желательно православной веры, не приведи Господь, если какой другой. цитата «Это не просто незначительные лакуны в знании веры, это практически полное отсутствие этих знаний.» Конечно «Священник не обязан объяснять азбучные истины» Хотя опять запамятовал кто-то сказал «вера от слышания, а слышания, от Слова Божия» может, напомните, где это. Да хотелось спросить у вас, что для вас есть церковь и почему. «канонах Его Святой Церкви» Это что ? Нанесённые веками традиции и обряды о нет каноны, десять заповедей Моисея фарисеи превратили в более шестисот всяких постановлений и канонов, и соблюдать их было обязательно. А вы, об каких канонах ведете речь «канонах Его Святой Церкви» и какую вы имеете виду церковь? Если Церковь Христа то у неё всего два канона .
« возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Поверти и каноны тоже. Может вы о чем-то другом, то тогда извините, принять этого не могу. Даже если огонь из неба изведете. Да для справки в Библии обряд крешения описан за полторы тысячи лет до кришения Иоанна. Поищите и вы найдёте это описание. Поверти такие вопросы как о младенцах отпадут, сами совой. И на сам обряд крешения увидите совсем в других красках. Всех вам благ. Храни вас Господь.
 
Сергей, я отвечу на часть Ваших вопросов, но рекомендую Вам пройти курсы оглашения, так как без системного образования Вы будете продолжать путаться в понятиях и каждый ответ будет вызывать несколько новых вопросов.
в Писании такого не нашел
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин. 6:48-54). См. Таинство Причащения.
Покажите эту заповедь.
...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», и добавил: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19-20).
Т.е. сначала научите, а уже затем крестите.
Что он имел ввиду под тварью не ясно
Творение. В данной цитате - всех людей.
наверно Он подразумевал продвинутых наученных
Однозначно не тех, кто окружён огромным количеством книг, кто за три клика мышкой может найти святоотеческое толкование Священных текстов и найти ответ на свой вопрос среди тысяч имеющихся, например, в этом разделе.
Также все участники выразили согласие с Правилами, в которых написано: Форум предназначен для диалога с православными христианами и является приложением к интернет-порталу Азбука веры. Здесь вы сможете получить ответы на вопросы о христианстве, которые не смогли найти на сайте, или более подробные ответы на вопросы, которые нуждаются в дополнениях и уточнениях.
что для вас есть церковь
См. Церковь.
«канонах Его Святой Церкви» Это что?
См. Каноны.
Если Церковь Христа то у неё всего два канона
Это две главные заповеди, а не каноны.
такие вопросы как о младенцах отпадут, сами собой
Обряд и Таинство - это разные понятия, посмотрите у нас в словаре.
Также рекомендую раздел: Крещение детей.

Бог в помощь!
 
Кирилл. Попробуйте понять, что такое тело Слова и что такое кровь Слова. Как можно тело Слова есть (пережовывать или переживать) в Его воспоминание и как можно пить (впитывать) Его, Слова, кровь. Попробуйте понять, что значит окунуться (креститься) в покаяние и окунуться в Дух Святой. Если Вы поймете все это, то увидите, что все эти действия физически показать не возможно. Они происходят внутри человека, тайно от других. Поэтому они называются таинства.
 
Своим первым постом я хотел выразить немного другую мысль: тот батюшка, когда крестил нашего сына, заронил в наши души маленькие зёрнышки веры которым, чтобы прорасти, понадобилось почти двадцать лет. Но они проросли, хотя никаких видимых причин, на протяжение всех этих лет, к тому не было. Мог он нас отправить восвояси, ведь видел же, что перед ним люди неверующие? Мог, а сейчас выходит – должен был отправить. И если не допустил бы он нас к Таинству, вероятность того, что мы не при каких обстоятельствах больше в Церковь не пришли – многократно возрастала. Но батюшка нас к Таинству допустил….

Так и с моим коллегой по работе: рассказать ему всё, что я знаю о Крещении – это моя обязанность, как христианина. Но навязывать ему то или иное решение, хотя бы я в нём был стопроцентно уверен – права не имел: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».

То, что мой сын не был верным христианином не его, а моя вина и я за это буду отвечать перед Господом. С другой стороны, каждого ли человека, который не пропускает ни одной службы и регулярно причащается можно назвать верным христианином? Вот что по этому поводу говорил священник Александр Ельчанинов:

" Есть люди чудесного, райского типа, с душой до грехопадения, детски простые и непосредственные, чуждые всякой лжи и злобы. И это не как результат какой-нибудь борьбы с собой, усилий — такими они рождаются — людьми без греха. И странно, что постоянно эти люди стоят вне Церкви, даже иногда совсем обходятся без религии. Они слишком просты и цельны, чтобы богословствовать, и слишком стыдливы и целомудренны, чтобы выражать свои чувства какими-нибудь словами или знаками (обряд). В религии самое важное не вера, а любовь к Богу, а Бога они любят, потому что любят Красоту, Добро, Истину — а это все стихии Божества. Сколько есть людей, утверждающих, что они верующие, и не имеющих этого чувства Красоты, Добра, со злобой и грехом в душе, с полным безразличием к Истине, так как ее вполне для них заменяют полторы дюжины маленьких истин, за которые они самолюбиво держатся. А те — простые и верные души, живущие и на земле в радости — после смерти, я уверен, прямо идут в Царствие Света и Радости, как "подобное всегда стремится к подобному", и в обществе святых — простых и блаженных душ — они чувствуют себя, как в своей родной стихии. Мы, так называемые "верующие", говорим: "пойду" и не идем, а они ведь и не говорят "не пойду", а просто исполняют волю Отца".

Я знаю, что это высказывание о.Александра, мягко говоря, дискуссионное. Однако Ваше высказывание: «Церковное поминовение подразумевает, что тот, о ком молятся, является членом Церкви», в котором Вы подразумеваете, что человек крещённый, но невоцерковленный таковым не является – дискуссионно не менее:
«Свечница в храме отказалась принять прошение о сорокоусте по усопшем — крещеном, но неверующем и невоцерковленном, сказав, что о таком человеке нельзя подавать на сорокоуст и можно лишь заказать чтение о нем Псалтири. Права ли она?"

К сожалению, мы имеем здесь дело с той печальной ситуацией, когда свечница берет на себя функции Высшего судии. На сорокоуст можно подать о любом крещеном человеке, если только он не ушел из жизни самовольно или не был отъявленным богохульником, то есть грешен смертным грехом — хулой на Духа Святаго. Во всех остальных случаях следует положиться на милосердие Господне. «Участь отшедших не считается решенною до всеобщаго суда, — говорит святитель Феофан Затворник. — Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие» (Людмила Никеева «Долгие проводы»).

Храни Вас Бог!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
12.783
Комментарии
27
Последнее обновление
Сверху