Паломничество в Макариевскую пустынь
Несколько дней назад группа паломников из Петербурга совершила паломничество в монастырь преп. Макария Римлянина, что находится в полутора часах езды от города.
В прошлом году я, по приглашению моего друга, протодиакона Сергия Шалберова, сподобился там побывать и поделился в блоге своими впечатлениями. Некоторые братья и сестры, наши читатели, вдохновились идеей в будущем году отправиться туда вместе с нами. И вот настало очередное 1 февраля – день памяти св. Макария и престольный праздник обители. И Господь сподобил нас туда отправиться.
В прошлом году я, по приглашению моего друга, протодиакона Сергия Шалберова, сподобился там побывать и поделился в блоге своими впечатлениями. Некоторые братья и сестры, наши читатели, вдохновились идеей в будущем году отправиться туда вместе с нами. И вот настало очередное 1 февраля – день памяти св. Макария и престольный праздник обители. И Господь сподобил нас туда отправиться.
Духовную радость от поездки трудно передать словами. Общение, совместная молитва, трапеза… и все это в месте, прославившемся своей мистической историей, напоенной молитвами известного подвижника и чудотворца преп. Макария и его преемников… Несколько слов об обители, а потом подборка фотографий, которые сделали, кроме меня, наши друзья Дмитрий Терентьев и Дмитрий Свечкаренко, передадут хотя бы малую толику тех впечатлений, что испытали мы.
Но сначала – несколько слов о монастыре:
Монастырь основан в середине 16-го века преподобным Макарием Римлянином – римлянином по происхождению, оставившим Италийские земли и пришедшим в земли Новгородские. Подвизаясь какое-то время в новгородских монастырях, Макарий получает благословение поселиться в уединенном месте отшельником. Для этих целей он находит островок посреди топкого болота, питаемого речкой Мгой. Здесь на протяжении ряда лет подвижник пребывает в уединении, питаясь ягодами, грибами и другими дарами леса. Кормиться к преподобному приходили дикие звери. Его покой охранял большой медведь.
Однажды к преподобному Макарию забрели заблудившиеся охотники. Макарий принял путников, накормил, обогрел и показал, как выбраться из леса. Охотники рассказали о старце, и на остров стали пробираться за духовным советом люди, а также христиане, желающие подвижнической жизни. Это вынудило преп. Макария перебраться из болота на твердую землю и основать скит – маленький монастырь. Когда монашеская жизнь наладилась, преп. Макарий оставил там наставника, а сам вернулся на остров, где и подвизался до самой своей блаженной кончины.
В Смутное время Макарьевская пустынь была разрушена шведами, но потом снова была восстановлена. В конце первой половины 18-го века пустынь вновь пришла в упадок. В 1764 году, при Екатерине Великой, в ряду других небольших монастырей, она была упразднена. Долгие годы пустынь пребывала в забвении. Лишь в 1840 году на месте обветшавшей Успенской церкви соорудили новую, с тем же именем, а также возобновили часовню с колодцем на острове, на котором подвизался преп. Макарий.
Второе рождение Пустынь пережила в 90-е годы 19-го века. В 1895 году были построены колокольня, братский корпус, гостиница, мастерские, хлебопекарня. Рядом с обителью возвели даже местную достопримечательность – миниатюрную модель Святой горы Афон.
На островке, на котором подвизался преп. Макарий, в 1900 году была построена деревянная церковь в честь преп. Отцов и Матерей, в подвиге и молитве просиявших. В 1912 – 1915 годах был построен новый храм Св. Архангела Михаила. В 1914 – 1916 годах была перестроена в камне церковь на островке.
После 1917 года Макарьевская пустынь постепенно разрушалась. В ней размещались ремесленная школа с интернатом, потом совхоз. В 1932 году пустынь была окончательно закрыта, и в ней разместилось отделение Свирьлага. Во время Великой Отечественной войны пустынь была захвачена фашистами. В ходе наступления советских войск все монастырские строения были разрушены.
Монастырь основан в середине 16-го века преподобным Макарием Римлянином – римлянином по происхождению, оставившим Италийские земли и пришедшим в земли Новгородские. Подвизаясь какое-то время в новгородских монастырях, Макарий получает благословение поселиться в уединенном месте отшельником. Для этих целей он находит островок посреди топкого болота, питаемого речкой Мгой. Здесь на протяжении ряда лет подвижник пребывает в уединении, питаясь ягодами, грибами и другими дарами леса. Кормиться к преподобному приходили дикие звери. Его покой охранял большой медведь.
Однажды к преподобному Макарию забрели заблудившиеся охотники. Макарий принял путников, накормил, обогрел и показал, как выбраться из леса. Охотники рассказали о старце, и на остров стали пробираться за духовным советом люди, а также христиане, желающие подвижнической жизни. Это вынудило преп. Макария перебраться из болота на твердую землю и основать скит – маленький монастырь. Когда монашеская жизнь наладилась, преп. Макарий оставил там наставника, а сам вернулся на остров, где и подвизался до самой своей блаженной кончины.
В Смутное время Макарьевская пустынь была разрушена шведами, но потом снова была восстановлена. В конце первой половины 18-го века пустынь вновь пришла в упадок. В 1764 году, при Екатерине Великой, в ряду других небольших монастырей, она была упразднена. Долгие годы пустынь пребывала в забвении. Лишь в 1840 году на месте обветшавшей Успенской церкви соорудили новую, с тем же именем, а также возобновили часовню с колодцем на острове, на котором подвизался преп. Макарий.
Второе рождение Пустынь пережила в 90-е годы 19-го века. В 1895 году были построены колокольня, братский корпус, гостиница, мастерские, хлебопекарня. Рядом с обителью возвели даже местную достопримечательность – миниатюрную модель Святой горы Афон.
На островке, на котором подвизался преп. Макарий, в 1900 году была построена деревянная церковь в честь преп. Отцов и Матерей, в подвиге и молитве просиявших. В 1912 – 1915 годах был построен новый храм Св. Архангела Михаила. В 1914 – 1916 годах была перестроена в камне церковь на островке.
После 1917 года Макарьевская пустынь постепенно разрушалась. В ней размещались ремесленная школа с интернатом, потом совхоз. В 1932 году пустынь была окончательно закрыта, и в ней разместилось отделение Свирьлага. Во время Великой Отечественной войны пустынь была захвачена фашистами. В ходе наступления советских войск все монастырские строения были разрушены.
Прибыли мы к монастырю еще затемно. Но в храме уже начиналась служба.
На фото – вид на монастырь. Фотография сделана, когда почти рассвело. Вы видите (слева направо) сторожку, деревянный храм и каменную церковь, которая находится в процессе строительства. Службы пока совершаются в деревянной церквушке.
Захожу в храм. Здесь сумрак. Сладко пахнет смолистыми бревнами, из которых он сложен, ароматом ладана, печными углями. Чтец читает на клиросе часы, батюшка в алтаре совершает проскомидию.
Склонившись над свечами, диакон и пономарь читают поминальные записки. В храме очень темно, а красные лампадные стаканчики окрасили атмосферу в мистический багрянец.
Собственно, вот и весь храм. Он маленький, так, что молящимся тесно. Тесно, но не обидно, ведь здесь собрались братья и сестры!
Чтение Апостола. Чтецу заботливо держат свечу, чтобы он мог разглядеть текст. Электричества здесь нет, весь свет – от свечей и из окон.
«Люди сюда пришли серьезные», – так написал я в прошлогодней записи. Достаточно обратить внимание на руки послушника, и вы согласитесь, что сюда многие попали извилистым и непростым путем.
Наша группа после службы у храма. Делимся впечатлениями. На фотографии видно, что повалил густой снег.
Вот сквозь этот снег и пошли наши пилигримы на остров, на котором подвизался преп. Макарий. Он находится на расстоянии 3 километров от монастыря, и зимой до него легко добраться по замерзшему болоту. Летом здесь топи.
Вот он, небольшой островок, шириной и длиной в пару десятков метров. На острове – руины храма, разрушенного в годы большевизма и окончательно уничтоженного в годы войны.
Пьем из святого колодца. Несмотря на то, что мы находимся на болоте, в колодце, вырытом преп. Макарием, всегда свежая вкусная вода.
На обратном пути...
Паломники, опередившие нас (когда мы шли на остров, они возвращались), пока мы были на островке, успели изваять снеговика, изображающего... отца Сергия. На фото – прототип рядом со снеговиком.
Возвращаемся в монастырь. Здесь нас ждут к столу, но мы хотим посетить храм.
Он открыт и совершенно пуст.
В храме есть уникальные находки, например эта деревянная колода, найденная здесь при строительных работах. В таких деревянных колодах хоронили людей на Руси в Средние века (гробов не делали).
Колода – это выдолбленный ствол дерева.
В колоде, которую вы видите на снимке, нашли останки захоронения, которому около 400 лет. Останки похоронили, а колоду оставили в храме. Покрывают ковриками и используют как... скамью.
Специально для этой фотосъемки, по нашей просьбе, коврики и тряпки сняли (одна из них лежит слева от колоды).
Мы открыли колоду. там находятся древние лапти и еще кое-какие артефакты, найденные при раскопках.
В связи с нашим знакомством с древнерусским гробом вспомнилась загадка, которой более пятисот лет: «Идут лесом, поют куролесом. Несут пирог с мясом».
Да, наши предки были людьми, жесткими на язык.
Отгадка: похороны.
Идут лесом – то есть, на кладбище;
Поют куролесом – то есть, Кирие элейсон (Господи, помилуй).
Несут пирог с мясом – несут колоду с покойником.
А сейчас – несколько эксклюзивных фотографий о Макарьевской пустыни, которым более 100 лет.
Из архива кино-фото-документов Санкт-Петербурга.
Из архива кино-фото-документов Санкт-Петербурга.
Возле деревянного храма. Он располагался на том самом месте, на котором стоит сейчас деревянный храм.
Монах с веригами преп. Макария.
Что такое вериги, смотрите у меня: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/uglich-03022
Братия монастыря. Начало 20-го века.