Панихида по иудеям: окончание разговора

Эта запись является частью серии записей Панихида по иудеям...
Панихида по иудеям: окончание разговора


Чтобы расставить все точки над i, несколько слов скажу о том, что я вкладываю в идею молитв за инославных и иноверных.

Всякий человек – есть чадо Божие. Просто один знает это и находится в доме Отца Небесного, а другой – находится вне дома. Кто-то «на крыльце», как близкие нам католики (см. примечание в конце), кто-то на большем, или меньшем расстоянии от дома, как протестанты, иные же – в «стране далече», блуждают по религиям и «блудят» с ложными богами.
Первый – православный христианин, другие – инославные и иноверные.
Под инославными я понимаю неправославных (но тоже христиан), под иноверными – приверженцев иных религий (мусульман, иудеев, буддистов и проч.)

Инославные и иноверные для Господа не чужие. Отец ждет Свое чадо домой, Он готов принять его с распростертыми объятьями.
Мы, православные христиане, дети, живущие с Отцом, должны трудиться в том направлении, чтобы «блудные дети» вернулись в Отчий дом (как еретики) или впервые переступили порог этого дома (иноверные). Для этого мы молимся о не принадлежащих Церкви Христовой:
о вразумлении их;
о просвещении светом истинного Богопознания;
о исправлении в вере и жизни;
умягчении их сердец;
сопричислении их Церкви Христовой.
Молимся и о том, чтобы, если человек пока совершенно не готов к истинной вере и вразумлению, то благодать Божия даровала бы ему способность строить отношения с верными, то есть с православными христианами, мирно и добросердечно. Такова наша молитва сегодня о иудеях, мусульманах, буддистах, атеистах и проч.

Господь желает всем этим отделенным от нас братьям и сестрам, как и мы, потомкам Адама и Евы, познания Истины и приобщения к Церкви, которая дарует человеку полноту благодати. «Жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 15-16), – говорит Христос.

Итак, мы можем и должны молиться о живых инославных и живых иноверных. Что касается усопших, то и о них мы можем молитвенно воздыхать. По мысли святых отцов, нашими молитвами мы не можем перенести душу покойного из Ада в Рай, но можем весьма облегчить ее посмертную судьбу. Наша молитва – рука помощи людям, оказавшимся в состоянии, когда сами они для себя сделать уже ничего не могут.

Так же, как наша молитва нужна людям, живущим на Земле, даже если они не принадлежат к Церкви, так и молитва наша об усопших нехристианах служит им поддержкой и утешением.

А теперь вопрос: признавая о не принадлежащих к Церкви важной и необходимой молитву личную, келейную, можем ли мы допустить такую молитву в храме? Можем ли мы неправославных христиан помянуть в храме, на богослужении?

Такие вопросы возникали давно. В середине 19-го века к решению этого вопроса приступили греки. В 1869 году Константинопольский Патриарх Григорий VI установил особый чин погребения усопших неправославных. Чин этот состоит из Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста.

Незадолго до революции Петроградской Синодальной типографией было напечатано свое, составленное русскими богословами «Чинопоследование над усопшим неправославным». Этот чин указывается совершать и вместо панихиды.

В советское время «Чинопоследование над усопшим неправославным» составлено при личном участии Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) (ум. 1944) и утверждено Священным Синодом. Это Чинопоследование напечатано в 3-й части Требника, изданного Московской Патриархией в 1984 году.

Как относиться к подобным богослужебным «опытам»? При желании, можно усмотреть в этом измену Православию и отход от традиций. В интересной современной статье «О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных» священник Константин Буфеев пишет: «Дух модернизма, расшатывающий устои Православия, подвигал составлять подобные чинопоследования и в Русской Православной Церкви. …“Чинопоследование над усопшим неправославным” появилось в нашей Церкви как проявление революционно-демократических и обновленческих умонастроений, пленявших в начале XX века умы иных богословов и священнослужителей. Его текст совершенно не может быть оправдан с позиции церковно-канонической. Текст этого “Чинопоследования” в Требнике содержит ряд нелепостей… Справедливости ради следует отметить, что в изданиях Требника последних десяти-пятнадцати лет это этого “Чинопоследование” уже не печатается».

Действительно, молитва за не принадлежащих Святой Православной Церкви в Византийский период была непопулярна. Мир поляризовался на христиан (верных) и нехристиан (неверных). Но если обратиться к первохристианским временам, то мы увидим, что не все было так однозначно (об этом я писал в предыдущем очерке, размещенном в блоге).
И хорошо ли, что произошла такая поляризация? И может ли сердце христианина быть закрытым для людей, по той или иной причине находившихся вне спасительного ковчега Церкви?

Мне в том, что в Православной Церкви появились какие-то молитвенные чинопоследования о неправославных, видится не измена Преданию, а возвращение к первохристианским истокам.
Разве все было в истории Церкви так идеально, чтобы мы канонизировали все традиции прошлых столетий? Редкое причащение, утеря общинного духа, пассивность прихожан в богослужебной жизни, магическое отношение к церковным Таинствам и обрядам, нравственная деградация христиан… все это невыгодно отличает нас от первохристианской Церкви…

В последнее столетие поистине происходит возвращение к ситуации первохристианских времен. Христиане опять в меньшинстве, и опять они окружены озлобленным безбожным миром. Сегодня нашим знаменем может быть, как и у христиан первых поколений, вера, любовь и открытость несчастному, заблудившемуся в поисках Истины миру.

Я привел мнение своего тезки, священника Константина Буфеева, который «Чинопоследование над усопшим неправославным» называет модернистской выдумкой. Но иного взгляда придерживался святитель Афанасий (Сахаров), признанный литургический авторитет и подвижник, автор книги «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви».

Теме поминовения неправославных в своей известной книге святитель Афанасий посвящает целую главу.
Давайте познакомимся с его размышлениями, не вычитанными автором в книгах, за чашкой чая, а выношенными в сердце во время его 30-летнего (!) заточения в советских лагерях.

Владыка пишет: «…Следуя наставлениям апостольским, Святая Церковь всегда молилась о всем мире, о всех людях. Даже в чине литургии возносились моления не только о заблудших – еретиках, но и о внешних – язычниках. Напр., в литургии Апостольских Постановлений не только диакон возглашает: О внешних и заблуждших помолимся, но и Архиерей в важнейший момент литургии просит: Еще молимся Тебе... за внешних и заблуждших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их (Собрание древних литургий. Вып. I, СПб, 1874, стр. 109, 129). О святом Василии Великом известно, что он не отверг приношения арианина (императора Валента) и позволил ему присутствовать при совершении литургии. Правда, это все свидетельства о молитве за верных и иноверных живых, но у Господа нет мертвых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38) ,и потому молитва христианина как один из видов проявления живой христианской любви к ближнему – может (и должна) простираться и на живых, и на умерших. Известно, что преподобный Макарий Египетский молился о язычниках, а святитель Григорий Двоеслов молился о Траяне. Известно также, что злого гонителя святых икон богомерзкого Феофила, Феодора царица со святыми мужами и исповедниками от мучения исхити и спасе, якоже повествуется (Синаксарий субботы Мясопустной). При этом о Феофиле были возносимы соборные всенародные моления в храме. Святой Мефодий патриарх люди вся собрав и причет весь и архиереи, в Великую Божию Церковь приходят... моление всенощное к Богу сотворяют о Феофиле, всем молящимся со слезами и протяженным молением: и сие во всю первую седмицу постов совершается. Молитвы Церкви не остались не услышанными. Сам Господь, явившись Феодоре в сонном видении во образе Некоего Чудесного Мужа, возвестил: Жено, велия вера твоя. Разумей убо, яко слез ради твоих и веры, еще же и ради прошения и моления рабов Моих и священников Моих, прощение даю мужу твоему Феофилу (Синаксарий недели Православия).
Святой Исаак Сирии говорит, что сердце милующее возгорается у человека о всем творении: “о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно и со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились: а также и об естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу” (Творения, Сергиев Посад, 1911, стр. 205—206). А преп. Макарий Египетский пишет, “что те, которые сподобились сделаться чадами Божиими, и в себе имеют просвещающего их Христа”, которыми “различно и многообразно управляет Дух и в сокровенности их сердца согревает их благодать”, — такие... “иногда в плаче и сетовании слезно молят о спасении всех человеков, потому что, горя Божественною духовною любовью ко всем человекам, восприемлют на себя плач целого Адама”. (Творения, М. 1882, стр. 562—566).

Митрополит Московский Филарет о поминовении усопших, между прочим, пишет: “То несомненно, что дерзновение чудотворцев неудобно обращать в правило и примерами людей, достигших высших степеней совершенства, о которых можно сказать по апостолу, что для них закон не лежит (I Тим. 1, 9), нельзя руководствоваться всем и каждому. Но нередки случаи, когда православные желали бы помолиться о своих усопших сродниках или близких умерших не православных. Скажут: они могут молиться о них на своей домашней молитве. Но прежде всего надо с грустью сознаться, что очень часто у нас, в особенности миряне, не знают и не умеют, как молиться по тому или иному поводу. Еще в одиночку каждый тайно про себя, может быть, сумеет попросту своими словами высказать свою просьбу Господу. Но как совершать молитву без священника, когда желали бы помолиться совокупно несколько мирян? Для православного же человека всегда вожделенно молиться со служителями Церкви. Да, наконец, не отличается ли домашняя молитва от церковной главным образом только по обстановке. Как было уже отмечено, всякая молитва православных, православно исповедующих догмат искупления, – где бы и при каких обстоятельствах ни была она возносима, – по существу является непременно молитвой церковной, евхаристийной. Поэтому, кого можно поминать на домашней молитве, того можно поминать и в храме с некоторыми только ограничениями, касающимися главным образом внешней стороны, самого порядка поминовения”».

Далее владыка Афанасий (Сахаров) приводит пространную цитату из святителя Филарета Московского, которая завершается такой мыслью святителя Филарета: «Зная некоторых лютеран, имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, в утешение присных верных я дозволял о них молитву, НЕ ОТКРЫТУЮ В ЦЕРКВИ, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме».

Вспомним, однако, что молитва на проскомидии – это молитва Евхаристическая, литургийная. Вот это, пожалуй, крайность, хотя ее высказывает человек исключительного авторитета. Тем не менее, сам святитель Афанасий присоединяется к мнению св. Филарета: «Если же имена усопших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений — на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с другими именами, но при условии не выделять их из ряда других, не обращать на них особенное внимание богомольцев, не совершать только ради них одних православных чинопоследований. Посему, если, напр., эти имена необычны для православных, то их не следует вносить в помянники, предназначаемые для гласного всенародного чтения, а вспоминать таких усопших, когда возглашается И сродников их… Если же и имя инославного усопшего не отличается от имен православных, – лучше всего поминать его не в отдельности, а вместе с другими именами, присоединяя непременно и общую формулу о всех прежде почивших, испрашивая молитвенную помощь тех из них, которые уже сами получили благодать молиться о других».

Надо сказать, что вышесказанное относится к поминовению неправославных христиан. Сегодня распространена традиция, согласно которой имена христиан, принадлежащих к инославным конфессиям, чье крещение мы признаем, поминаются в храме во время молебнов, панихид.
Но возможно ли церковное поминание иноверцев?
Святитель Афанасий пишет, что никакого церковного поминовения иноверных или враждующих против веры быть не должно: «Но и такой чин церковного моления может быть совершаем не о всех безусловно умерших инославных христианах. Церковь не может молиться об отвергавших бытие Бога, открыто хуливших Церковь и ее веру, отрицавших Божество Господа Иисуса Христа и догмат искупления, хуливших Святого Духа и Святыя Таинства, и пребывающих нераскаянными в этих грехах».

В отношении враждующих против веры, хулящих ее разговора нет. Но что говорить о людях, которые родились в безбожное время (например, советское), по какой-то причине не сподобились Таинства Крещения и умерли? Не раз мне в пастырской моей деятельности приходилось встречаться с просьбой родственников помянуть на заупокойном богослужении дорогое имя, например ребенка, которого не крестили и он умер. А сколько раз я слышал про людей, которые «вот все собирались, даже крестик купили, но не дошли…» Налицо симпатия, расположение к Церкви, но не дошли… А может, и не дошли-то лишь потому, что видели в нас, христианах, плохой пример и это останавливало на пути к церковной жизни.

Литургийного поминания этих людей мы не должны совершать, но почему не присоединиться к молитвам родственников церковным песнопением?

Всякий раз, когда совершается общая панихида (например, о погибших в результате террористических актов), мы поминаем не только всех почивших православных христиан, но молимся и о «всех, в теракте убиенных». Да, почивший, может быть, был некрещеным человеком, но если он не враждовал против Истины, против Церкви, почему, в особом случае – это нельзя делать системой – не поддержать молитву его верующих родственников церковной молитвой? В этом случае знаком и делом нашей любви будет именно такая позиция, а не категорическое запрещение произносить имя некрещеного человека в храме. Может быть, допустить такую формулу: «в особых случаях, по просьбе близких, разрешается поминание во время заупокойного церковного богослужения людей, не являвшихся членами Церкви, но не выражавших свое неверие или вражду против Церкви».

Но тут встает важная тема: необходимо ввести формулировки, с которыми будет поминаться этот человек.
Приведу пример: В службе «Чинопоследование над усопшим неправославным», принятым Московской Патриархией в наше время, например, сказано: «Во блаженном успении не произносим, но сразу поем Вечная память». Это очень верно. Блаженное успение может быть у православного человека, а к неправославному оно не относится. (Под блаженным мы понимаем упокоение в Боге. О том, насколько успение неправославных в Боге мы сказать не можем.)
Также нельзя сказать о некрещеном «раб Божий». Не был он рабом, не был и верным сыном.
Необходимы формулировки, которые, с одной стороны, позволят нам проявить любовь к этому человеку, с другой – не заставят нас лгать, употребляя выражения и эпитеты, которые к некрещеному неприменимы.

Над всем этим надо думать. Святитель Афанасий (Сахаров) начинает свои размышления о поминовении неправославных с примеров того, как Святая Церковь в особых случаях ходатайствовала перед Богом за отдельных людей. Мы живем не за стеной, за которой находятся чужие нам существа, до которых нам нет дела. Есть близкие и родные нам люди, которые не стали членами Православной Церкви по той или иной причине. Очень больно не присоединять к молитве церковной, например во время панихиды, литии (краткого заупокойного богослужения) их имена. Автор убежден, что в некоторых случаях это делать можно.


Примечание: Мне сложно было «поместить» католиков, наших западных братьев и сестер, на крыльцо. Но и сказать, что они – в доме Отца Небесного, в полноте Истины и благодати, я не могу. Все же католики исказили Апостольскую веру и учинили раскол с Православием. А дальнейшее их вероучительное развитие (Догмат о папской непогрешимости, Догматы о Богоматери и проч.) еще дальше отнесло их в сторону от Истины. Наметившееся в последние годы сближение Католической Церкви с Православной Церковью позволяет нам надеяться, что со временем и Католическая Церковь войдет в полноту Истины, благодати и церковности.
Перейти к предыдущей записи Панихида по иудеям... Продолжение

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху