Пасха в Петербурге сто лет назад
Часть 1
Я в Петропавловской крепости. В лучах весеннего солнца играет молодая сочная листва… Вокруг гомон туристов, тарахтенье моторов экскурсионных корабликов, мелодичное позвякивание Петропавловского карильона, играющего Коль славен наш Господь с Сиона…
Вхожу в дверь с плакатом «Пасха в Петербурге: 7 апреля – 3 июня 2012».
Здесь находится замечательная выставка, посвященная Пасхе в дореволюционном Петербурге.
То в одном, то в другом музее я встречал экспонаты, имеющие отношение к Пасхе в старой России. Это, конечно, пасхальные яйца, открытки, формы для куличей… Но здесь все это представлено в наиболее полном виде. Из музеев города были собраны замечательные экспонаты, позволяющие нам прикоснуться к этой замечательной странице нашей истории. Прекрасная подборка, точные этикетки с полным указанием, что это и откуда… Работа была проведена отличная, и я рад сегодня познакомить вас с некоторыми экспонатами этой выставки.
Прикоснитесь к старинной Пасхе, постарайтесь воочию увидеть то, о чем читали у Шмелева, что нами воспринимается, как утерянная, ушедшая на дно Атлантида старой России. А тех, кто сможет до 3 июня добраться до Петропавловской крепости, приглашаю посетить эту выставку.
Я не буду приводить всех выходных данных экспонатов (где хранятся, откуда поступили на выставку и т.д.) Если кому-то это будет интересно или вы захотите использовать фотографию в научно-исторических целях, напишите мне, и я вам эти данные пришлю.
Петропавловский собор за массивными стенами крепости. Здесь проводится выставка, на которую мы зайдем.
Вход на выставку. Если точнее, она находится в Невской куртине (правая сторона).
При входе нас встречают старинные хромо-литографии Святой Земли, тех мест, где произошло Воскресение Христово. С середины 19-го века Святая Земля становится самым желанным местом паломничества русских людей.
Шарль Дуссе. Иерусалим 1851 года: «Крестный путь». Этим путем Христос шел на Голгофу. На иллюстрации – место, где Спаситель встретил Свою Мать.
Шарль Дуссе. Иерусалим 1851 года: Здесь Спаситель упал.
Шарль Дуссе. Иерусалим 1851 года: Голгофа. Место, где стоял Крест, на котором был распят наш Спаситель.
Шарль Дуссе. Иерусалим 1851 года: Камень Помазания.
Пасхальное яйцо «Вид Святой Земли».
Императорский фарфоровый завод в С.-Петербурге. 1850-1860-е годы.
Настенный церковный календарь на 1906 год.
Рисунок Е.П. Самокиш-Судковской.
Гостиный двор на Вербной неделе. К.П. Вейерман. 1880-е.
Продавец яиц и крестьянин. Гейслер Христиан Готфрид Генрих. Из цикла: Костюмы, нравы и обычаи русских. 1801-1803 год.
Солдатский пасхальный юмор. Литография времен Крымской войны. 1850-е годы.
Рынок на Сенной площади перед Пасхой.
Фото Сергея Соколова: Пасхальный крестный ход на Светлой седмице у Исаакиевского собора. 1910-е.
Освящение пасхальных куличей в Экспедиции изготовления государственных бумаг протоиереем Философом Орнатским. 1912 год.
Отец Философ был расстрелян в 1918 году и сейчас прославлен в лике святых как новомученик.
Освящение куличей в Петербургском ночлежном доме. 1912.
Пасхальные лотки на Николаевской улице в СПб. 1910-е.
Диаконское облачение: стихарь с орарем. Середина 19-го века.
Элемент священнического облачения: епитрахиль. Середина 19-го века.
Элемент священнического облачения: фелонь. Середина 19-го века.
Об облачениях священнослужителей можно узнать подробней: .........
Подставка для пасхальных яиц с двумя солонками. Германия. Начало 20-го века.
Подарочное пасхальное яйцо с Архангелом Гавриилом. 19 век.
...Рассказывают, что однажды Мария Магдалина посетила римского императора Тиберия и рассказала ему, гонителю христиан, о том, что Христос воскрес из мертвых.
Император взял лежавшее перед ним яйцо и воскликнул: «Так же невозможно Христу воскреснуть, как невозможно этому яйцу стать красным». И тотчас яйцо стало красным.
Так это или нет, мы не знаем. Известно, что с глубокой древности яйцо символизировало жизнь. Внешне яйцо холодное и мертвое, как камень. Но внутри, под скорлупой, таится жизнь – маленький птенец.
Вот так же и пасхальное яйцо указывает на победу жизни над смертью, света над тьмой.
Верующие люди с глубокой древности раскрашивали яйца, писали на них Х.В., что значит «Христос Воскрес», дарили эти яйца друг другу.
Подарочные пасхальные яйца простой работы. Дерево. Начало 20-го века.
Часть 1
Я в Петропавловской крепости. В лучах весеннего солнца играет молодая сочная листва… Вокруг гомон туристов, тарахтенье моторов экскурсионных корабликов, мелодичное позвякивание Петропавловского карильона, играющего Коль славен наш Господь с Сиона…
Вхожу в дверь с плакатом «Пасха в Петербурге: 7 апреля – 3 июня 2012».
Здесь находится замечательная выставка, посвященная Пасхе в дореволюционном Петербурге.
То в одном, то в другом музее я встречал экспонаты, имеющие отношение к Пасхе в старой России. Это, конечно, пасхальные яйца, открытки, формы для куличей… Но здесь все это представлено в наиболее полном виде. Из музеев города были собраны замечательные экспонаты, позволяющие нам прикоснуться к этой замечательной странице нашей истории. Прекрасная подборка, точные этикетки с полным указанием, что это и откуда… Работа была проведена отличная, и я рад сегодня познакомить вас с некоторыми экспонатами этой выставки.
Прикоснитесь к старинной Пасхе, постарайтесь воочию увидеть то, о чем читали у Шмелева, что нами воспринимается, как утерянная, ушедшая на дно Атлантида старой России. А тех, кто сможет до 3 июня добраться до Петропавловской крепости, приглашаю посетить эту выставку.
Я не буду приводить всех выходных данных экспонатов (где хранятся, откуда поступили на выставку и т.д.) Если кому-то это будет интересно или вы захотите использовать фотографию в научно-исторических целях, напишите мне, и я вам эти данные пришлю.
Петропавловский собор за массивными стенами крепости. Здесь проводится выставка, на которую мы зайдем.
Вход на выставку. Если точнее, она находится в Невской куртине (правая сторона).
При входе нас встречают старинные хромо-литографии Святой Земли, тех мест, где произошло Воскресение Христово. С середины 19-го века Святая Земля становится самым желанным местом паломничества русских людей.
Шарль Дуссе. Иерусалим 1851 года: «Крестный путь». Этим путем Христос шел на Голгофу. На иллюстрации – место, где Спаситель встретил Свою Мать.
Шарль Дуссе. Иерусалим 1851 года: Здесь Спаситель упал.
Шарль Дуссе. Иерусалим 1851 года: Голгофа. Место, где стоял Крест, на котором был распят наш Спаситель.
Шарль Дуссе. Иерусалим 1851 года: Камень Помазания.
Пасхальное яйцо «Вид Святой Земли».
Императорский фарфоровый завод в С.-Петербурге. 1850-1860-е годы.
Настенный церковный календарь на 1906 год.
Рисунок Е.П. Самокиш-Судковской.
Гостиный двор на Вербной неделе. К.П. Вейерман. 1880-е.
Продавец яиц и крестьянин. Гейслер Христиан Готфрид Генрих. Из цикла: Костюмы, нравы и обычаи русских. 1801-1803 год.
Солдатский пасхальный юмор. Литография времен Крымской войны. 1850-е годы.
Рынок на Сенной площади перед Пасхой.
Фото Сергея Соколова: Пасхальный крестный ход на Светлой седмице у Исаакиевского собора. 1910-е.
Освящение пасхальных куличей в Экспедиции изготовления государственных бумаг протоиереем Философом Орнатским. 1912 год.
Отец Философ был расстрелян в 1918 году и сейчас прославлен в лике святых как новомученик.
Освящение куличей в Петербургском ночлежном доме. 1912.
Пасхальные лотки на Николаевской улице в СПб. 1910-е.
Диаконское облачение: стихарь с орарем. Середина 19-го века.
Элемент священнического облачения: епитрахиль. Середина 19-го века.
Элемент священнического облачения: фелонь. Середина 19-го века.
Об облачениях священнослужителей можно узнать подробней: .........
Подставка для пасхальных яиц с двумя солонками. Германия. Начало 20-го века.
Подарочное пасхальное яйцо с Архангелом Гавриилом. 19 век.
...Рассказывают, что однажды Мария Магдалина посетила римского императора Тиберия и рассказала ему, гонителю христиан, о том, что Христос воскрес из мертвых.
Император взял лежавшее перед ним яйцо и воскликнул: «Так же невозможно Христу воскреснуть, как невозможно этому яйцу стать красным». И тотчас яйцо стало красным.
Так это или нет, мы не знаем. Известно, что с глубокой древности яйцо символизировало жизнь. Внешне яйцо холодное и мертвое, как камень. Но внутри, под скорлупой, таится жизнь – маленький птенец.
Вот так же и пасхальное яйцо указывает на победу жизни над смертью, света над тьмой.
Верующие люди с глубокой древности раскрашивали яйца, писали на них Х.В., что значит «Христос Воскрес», дарили эти яйца друг другу.
Подарочные пасхальные яйца простой работы. Дерево. Начало 20-го века.