Пасха в Петербурге сто лет назад
Открытки: 1
На выставке, проходящей в эти дни в стенах Петропавловской крепости, представлено большое количество старинных пасхальных открыток. Рассматривая эти открытки, можно мысленно реконструировать эпоху, в которой они были созданы. Небольшая, в ладонь, карточка может сообщить внимательному зрителю много интересных подробностей из жизни ушедшей эпохи.
Давайте и мы с вами прикоснемся к этому пласту старинной пасхальной культуры.
Сначала несколько вводных слов:
Открытки выпускались как в России, так и в Европе. Особенно много для России печатали открыток в Германии. Понятно, что с началом Первой Мировой войны в 1914 году поток немецких открыток в Россию прекратился.
Что можно сказать про эти «заграничные» открытки? Уже тогда, можно отметить, Пасха в Германии не ассоциировалась с Иисусом Христом, а скорее была весенним праздником. На немецких открытках присутствует назойливый заяц (на русских открытках мы никаких зайцев не найдем). Что это за заяц? Заяц с древности считался символом плодовитости. В языческие времена весенние праздники в честь плодородия всегда имели своим символом – зайца. Отсюда засилие ушастых героев на западноевропейских пасхальных открытках.
Надо отметить, при том, что немецкие открытки подчас трогательны, умилительны, иногда встречаются такие абсурдные композиции, что диву даешься…
Русские открытки тоже не блещут философией, но все же… Нельзя не обратить внимание на то, что в русских открытках большой упор делается на русскую народную культуру. Русская деревня, сельский храм, колокола, христосующиеся дети… Многие русские открытки перерастают собственно уровень открытки и становятся маленьким шедевром, картиной на тему русского благочестия, русского православия.
Свое громкое слово в искусстве пасхальной открытки сказала Елизавета Бем, петербургская художница, скончавшаяся в возрасте 71 года в 1914 году. Елизавета Бем работала в детских журналах и иллюстрировала детские книги. Особая страница в ее жизни и творчестве – рисование пасхальных открыток. Вы обратите внимание на ее открытки, отличающиеся характерной авторской стилистикой.
Единственная открытка, в которой как-то упомянуто о Иисусе Христе, главной фигуре Пасхи. 1907 год.
Но хватит теории. Давайте рассмотрим открытки и поразмышляем над ними.
Хочу призвать вас делиться в комментариях своими мыслями на тему о том, как открытка позволяет нам приоткрыть дверь в ту, дореволюционную, эпоху.
Начнем, пожалуй, с заграничных открыток, выпускавшихся специально для России. Здесь комментировать нечего, эти открытки говорят сами за себя. Цыплята, зайцы и кролики, девочки, сидящие в огромных яйцах...
Какая-то противная, на мой взгляд, картинка...
Модная открытка: Пасхальные зайцы играют в новомодную игру начала 20-го века – теннис.
А вот эта открытка, на мой взгляд, просто великолепна. Пусть глупость – град из пасхальных яиц, но цветовое решение – в духе Энди Уорхола, в стиле китча 1960-х – 1970-х.
Хоть и уже надоевшие зайцы, но со вкусом, ничего не скажешь...
Какие-то безумные открытки...
Эти рыболовы-охотники решили попьянствовать на яйце
А смысл этой открытки я не понимаю вообще: что, в школе, где они учатся, им показывают, что у курицы яйца бывают белые, а у зайца – голубые?..
?..
Неприятные танцующие яйца.
Пасхальная открытка для влюбленных...
Завтра мы продолжим эту тему, и я покажу вам российские пасхальные открытки.
Открытки: 1
На выставке, проходящей в эти дни в стенах Петропавловской крепости, представлено большое количество старинных пасхальных открыток. Рассматривая эти открытки, можно мысленно реконструировать эпоху, в которой они были созданы. Небольшая, в ладонь, карточка может сообщить внимательному зрителю много интересных подробностей из жизни ушедшей эпохи.
Давайте и мы с вами прикоснемся к этому пласту старинной пасхальной культуры.
Сначала несколько вводных слов:
Открытки выпускались как в России, так и в Европе. Особенно много для России печатали открыток в Германии. Понятно, что с началом Первой Мировой войны в 1914 году поток немецких открыток в Россию прекратился.
Что можно сказать про эти «заграничные» открытки? Уже тогда, можно отметить, Пасха в Германии не ассоциировалась с Иисусом Христом, а скорее была весенним праздником. На немецких открытках присутствует назойливый заяц (на русских открытках мы никаких зайцев не найдем). Что это за заяц? Заяц с древности считался символом плодовитости. В языческие времена весенние праздники в честь плодородия всегда имели своим символом – зайца. Отсюда засилие ушастых героев на западноевропейских пасхальных открытках.
Надо отметить, при том, что немецкие открытки подчас трогательны, умилительны, иногда встречаются такие абсурдные композиции, что диву даешься…
Русские открытки тоже не блещут философией, но все же… Нельзя не обратить внимание на то, что в русских открытках большой упор делается на русскую народную культуру. Русская деревня, сельский храм, колокола, христосующиеся дети… Многие русские открытки перерастают собственно уровень открытки и становятся маленьким шедевром, картиной на тему русского благочестия, русского православия.
Свое громкое слово в искусстве пасхальной открытки сказала Елизавета Бем, петербургская художница, скончавшаяся в возрасте 71 года в 1914 году. Елизавета Бем работала в детских журналах и иллюстрировала детские книги. Особая страница в ее жизни и творчестве – рисование пасхальных открыток. Вы обратите внимание на ее открытки, отличающиеся характерной авторской стилистикой.
Единственная открытка, в которой как-то упомянуто о Иисусе Христе, главной фигуре Пасхи. 1907 год.
Но хватит теории. Давайте рассмотрим открытки и поразмышляем над ними.
Хочу призвать вас делиться в комментариях своими мыслями на тему о том, как открытка позволяет нам приоткрыть дверь в ту, дореволюционную, эпоху.
Начнем, пожалуй, с заграничных открыток, выпускавшихся специально для России. Здесь комментировать нечего, эти открытки говорят сами за себя. Цыплята, зайцы и кролики, девочки, сидящие в огромных яйцах...
Какая-то противная, на мой взгляд, картинка...
Модная открытка: Пасхальные зайцы играют в новомодную игру начала 20-го века – теннис.
А вот эта открытка, на мой взгляд, просто великолепна. Пусть глупость – град из пасхальных яиц, но цветовое решение – в духе Энди Уорхола, в стиле китча 1960-х – 1970-х.
Хоть и уже надоевшие зайцы, но со вкусом, ничего не скажешь...
Какие-то безумные открытки...
Эти рыболовы-охотники решили попьянствовать на яйце
А смысл этой открытки я не понимаю вообще: что, в школе, где они учатся, им показывают, что у курицы яйца бывают белые, а у зайца – голубые?..
?..
Неприятные танцующие яйца.
Пасхальная открытка для влюбленных...
Завтра мы продолжим эту тему, и я покажу вам российские пасхальные открытки.