Пасха в Троицком соборе
Фотоочерк
Мы еще приветствуем друг друга радостным Христос воскресе, а куличи и крашеные яйца уже все съедены – Пасха идет третью неделю.
Предлагаю вам, дорогие, вновь пережить состояние светлого праздника, через прикосновение к прекрасным фотографиям, сделанным (за исключением некоторых, особо оговоренных) моим другом и замечательным петербургским фотографом Дмитрием Заболоцким.
В этот день мы, священнослужители, приходим в храм к 8 утра, хотя служба начнется в 10. Много подготовительной работы, кроме того, с этого времени начинается освящение куличей, пасок, крашеных яиц, всего того, что с такой любовью приготовили люди к празднику Святой Пасхи. (Фото Дмитрия Терентьева)
Юная прихожанка с писанками - так называются яйца, расписанные традиционным образом. (Фото прот. К.Пархоменко)
Другие прихожанки, постарше, помогают в этот торжественный и немного суетный день с уборкой, следят за подсвечниками. (Фото прот. К.Пархоменко)
Мы начали освящение пасхальной снеди.
Освящает пасхальные яства священник Александр Бартов. (Фото прот. К. Пархоменко)
В этом году из-за строительных мероприятий (восстановление западной части собора), чтобы не создавать толчеи в храме, освящение вынесли на улицу, во двор храма.
И, знаете, обнаружилась интересная вещь: в храме стало спокойно и благоговейно. Дело в том, что в этот день приходят освятить пасхальную снедь даже нецерковные люди. Они, собственно, наверное, раз в год приходят в храм (впрочем, еще в Крещение – набрать святой воды). И вот эти люди не понимают, как вести себя в храме, что главное – это не яйца и куличи, а богослужение и проч. В этот день, когда в одном из приделов мы обычно устраивали столы для освящения, народ суетился, толкался. Хор поет Да молчит всякая плоть человеча и стоит со страхом и трепетом, а из придела, где идет освящение пасхальной снеди, слышны крики: Николай, Николай, Коля! Я заняла место, пробирайся сюда!..
В этом году освящение происходило на улице, и многие нецерковные люди, освятив снедь, с сознанием выполненного долга уходили, не заходя в храм. Отсюда порядок, тишина и благолепие в самом храме. Заходили сюда те, кто считал, что это ему нужно, а это были преимущественно церковные люди, знающие, как себя вести во время богослужения.
Можно было бы и в будущем проводить освящение куличей и яиц во дворе, однако проблема в климате. В этом году Пасха была поздней и на улице было уже тепло. А как переносить освящение на улицу, если метет снег или моросит колючий холодный дождь? (Фото прот. К. Пархоменко)
... (Фото прот. К. Пархоменко)
«Наши малыши». Наши – в том смысле, что родители этих детей – наши прихожане. Мама просила благословение на вынашивание ребенка, исповедовалась и причащалась, пока ребенок в ней рос. Потом мы крестили этого малыша, и вот он духовно возрастает под сенью нашего храма. (Фото прот. К. Пархоменко)
Тут как тут цыгане. Сторожа получили указание не пускать их во двор храма, где они приставали к людям. Тогда они перебрались за ворота храма и здесь клянчили деньги. Увидев, что я навел объектив фотоаппарата, мгновенно закрыли лицо руками. (Фото прот. К.Пархоменко)
В трудах прошел весь день. Наступил вечер. И вот уже совершается полунощница. Мы воспеваем погребенного Христа. Богослужение возглавляет настоятель Собора протоиерей Геннадий Бартов.
Мы совершаем каждение плащаницы и, поклонившись...
...уносим ее в алтарь. Теперь до дня Вознесения Господня плащаница будет лежать на престоле; Божественная литургия будет совершаться прямо на ней.
Очень трогательный и торжественный момент. Мы в алтаре, за несколько минут до крестного хода. Свет погашен. Каждый думает о своем; молится, просит прощения за плохо проведенный Пост, дает какие-то обещания Господу...
Настоятель храма.
Диакон задает тон, и мы тихо начинаем петь Воскресение Твое, Христе Спасе... Первый раз поем совсем тихо, второй раз громче, на третий свет в храме вспыхивает и процессия выходит на крестный ход.
Человеческое море идет по ночным улицам.
Мы – словно мироносицы, шедшие под утро помазать Иисуса благовониями. Только мироносицы не знали, что Иисус воскрес, а мы – знаем!
Обойдя вокруг Собора, мы останавливаемся у врат. Настоятель крестит трехсвечником пространство входа в храм и возглашает: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...
А потом – бесконечное Христос воскресе из мертвых, этот тропарь Пасхи, который знают и взрослые, и дети и который, по мнению историков, восходит ко 2-му или 3-му веку, то есть ведет свое происхождение от самых ранних христианских времен.
Малыши с красными свечками берегут их огонек и ликуют не меньше, чем взрослые.
Мы входим под своды Собора. Тут же привозят в специальной герметичной лампе огонь с Гроба Господня. Его спецрейсом доставили из Иерусалима в Петербург, и многие храмы отправили в аэропорт своего представителя, чтобы получить пламя этого чудесного огня.
Отец настоятель объявляет, чтобы все погасили свечи, которые держат в руках. А потом зажигает свечи прихожан уже Благодатным огнем.
От одного к другому заструилось пламя Благодатного огня, и через три минуты у всех в руках полыхали свечи иерусалимским пламенем, которое несколько часов назад сошло с Небес.
Но богослужение идет своим порядком. Юные алтарники не дают погаснуть свечам, которые используются во время богослужения.
Идет Пасхальная Утреня. Она совершается в белом облачении.
Но вот все переоблачаются в красные, пасхальные одежды. Один из священников получает благословение совершить проскомидию.
Просфора для этой проскомидии весит почти килограмм (на этой фотографии акцент сделан именно на просфоре, поэтому именно ее фотограф поместил в зоне резкости). Мы рассчитываем, что причащаться будет 700–800 человек.
Чтение Евангелия. Протодиакон Сергий Шалберов, обладатель роскошного бархатного баса, словно камни, веско кладет слова: В начале бе Слово. И Слово бе у Бога. И Бог бе Слово...
Великий вход: перенесение хлеба и вина с жертвенника на престол.
Призывание Святого Духа на хлеб и вино. Благодатью Божией простые продукты становятся носителями Божества, становятся Телом и Кровью Христовыми.
На часах – 3 ночи, но спать не хочется. Хочется петь Господу, приветствовать друг друга и жизнью своей утверждать христианские ценности.
Дорогие, Господь да пребудет со всеми вами! Пусть свет и радость Пасхи наполняют вас! А дополнив до краев, пусть переливаются и достигают до всех людей, живущих в нашем мире. Людей, мучающихся от внутренних проблем и экзистенциального одиночества, слепо тычущихся в сумраке ложных ценностей и целей, не знающих Бога и Истины.
Фотоочерк
Мы еще приветствуем друг друга радостным Христос воскресе, а куличи и крашеные яйца уже все съедены – Пасха идет третью неделю.
Предлагаю вам, дорогие, вновь пережить состояние светлого праздника, через прикосновение к прекрасным фотографиям, сделанным (за исключением некоторых, особо оговоренных) моим другом и замечательным петербургским фотографом Дмитрием Заболоцким.
В этот день мы, священнослужители, приходим в храм к 8 утра, хотя служба начнется в 10. Много подготовительной работы, кроме того, с этого времени начинается освящение куличей, пасок, крашеных яиц, всего того, что с такой любовью приготовили люди к празднику Святой Пасхи. (Фото Дмитрия Терентьева)
Юная прихожанка с писанками - так называются яйца, расписанные традиционным образом. (Фото прот. К.Пархоменко)
Другие прихожанки, постарше, помогают в этот торжественный и немного суетный день с уборкой, следят за подсвечниками. (Фото прот. К.Пархоменко)
Мы начали освящение пасхальной снеди.
Освящает пасхальные яства священник Александр Бартов. (Фото прот. К. Пархоменко)
В этом году из-за строительных мероприятий (восстановление западной части собора), чтобы не создавать толчеи в храме, освящение вынесли на улицу, во двор храма.
И, знаете, обнаружилась интересная вещь: в храме стало спокойно и благоговейно. Дело в том, что в этот день приходят освятить пасхальную снедь даже нецерковные люди. Они, собственно, наверное, раз в год приходят в храм (впрочем, еще в Крещение – набрать святой воды). И вот эти люди не понимают, как вести себя в храме, что главное – это не яйца и куличи, а богослужение и проч. В этот день, когда в одном из приделов мы обычно устраивали столы для освящения, народ суетился, толкался. Хор поет Да молчит всякая плоть человеча и стоит со страхом и трепетом, а из придела, где идет освящение пасхальной снеди, слышны крики: Николай, Николай, Коля! Я заняла место, пробирайся сюда!..
В этом году освящение происходило на улице, и многие нецерковные люди, освятив снедь, с сознанием выполненного долга уходили, не заходя в храм. Отсюда порядок, тишина и благолепие в самом храме. Заходили сюда те, кто считал, что это ему нужно, а это были преимущественно церковные люди, знающие, как себя вести во время богослужения.
Можно было бы и в будущем проводить освящение куличей и яиц во дворе, однако проблема в климате. В этом году Пасха была поздней и на улице было уже тепло. А как переносить освящение на улицу, если метет снег или моросит колючий холодный дождь? (Фото прот. К. Пархоменко)
... (Фото прот. К. Пархоменко)
«Наши малыши». Наши – в том смысле, что родители этих детей – наши прихожане. Мама просила благословение на вынашивание ребенка, исповедовалась и причащалась, пока ребенок в ней рос. Потом мы крестили этого малыша, и вот он духовно возрастает под сенью нашего храма. (Фото прот. К. Пархоменко)
Тут как тут цыгане. Сторожа получили указание не пускать их во двор храма, где они приставали к людям. Тогда они перебрались за ворота храма и здесь клянчили деньги. Увидев, что я навел объектив фотоаппарата, мгновенно закрыли лицо руками. (Фото прот. К.Пархоменко)
В трудах прошел весь день. Наступил вечер. И вот уже совершается полунощница. Мы воспеваем погребенного Христа. Богослужение возглавляет настоятель Собора протоиерей Геннадий Бартов.
Мы совершаем каждение плащаницы и, поклонившись...
...уносим ее в алтарь. Теперь до дня Вознесения Господня плащаница будет лежать на престоле; Божественная литургия будет совершаться прямо на ней.
Очень трогательный и торжественный момент. Мы в алтаре, за несколько минут до крестного хода. Свет погашен. Каждый думает о своем; молится, просит прощения за плохо проведенный Пост, дает какие-то обещания Господу...
Настоятель храма.
Диакон задает тон, и мы тихо начинаем петь Воскресение Твое, Христе Спасе... Первый раз поем совсем тихо, второй раз громче, на третий свет в храме вспыхивает и процессия выходит на крестный ход.
Человеческое море идет по ночным улицам.
Мы – словно мироносицы, шедшие под утро помазать Иисуса благовониями. Только мироносицы не знали, что Иисус воскрес, а мы – знаем!
Обойдя вокруг Собора, мы останавливаемся у врат. Настоятель крестит трехсвечником пространство входа в храм и возглашает: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...
А потом – бесконечное Христос воскресе из мертвых, этот тропарь Пасхи, который знают и взрослые, и дети и который, по мнению историков, восходит ко 2-му или 3-му веку, то есть ведет свое происхождение от самых ранних христианских времен.
Малыши с красными свечками берегут их огонек и ликуют не меньше, чем взрослые.
Мы входим под своды Собора. Тут же привозят в специальной герметичной лампе огонь с Гроба Господня. Его спецрейсом доставили из Иерусалима в Петербург, и многие храмы отправили в аэропорт своего представителя, чтобы получить пламя этого чудесного огня.
Отец настоятель объявляет, чтобы все погасили свечи, которые держат в руках. А потом зажигает свечи прихожан уже Благодатным огнем.
От одного к другому заструилось пламя Благодатного огня, и через три минуты у всех в руках полыхали свечи иерусалимским пламенем, которое несколько часов назад сошло с Небес.
Но богослужение идет своим порядком. Юные алтарники не дают погаснуть свечам, которые используются во время богослужения.
Идет Пасхальная Утреня. Она совершается в белом облачении.
Но вот все переоблачаются в красные, пасхальные одежды. Один из священников получает благословение совершить проскомидию.
Просфора для этой проскомидии весит почти килограмм (на этой фотографии акцент сделан именно на просфоре, поэтому именно ее фотограф поместил в зоне резкости). Мы рассчитываем, что причащаться будет 700–800 человек.
Чтение Евангелия. Протодиакон Сергий Шалберов, обладатель роскошного бархатного баса, словно камни, веско кладет слова: В начале бе Слово. И Слово бе у Бога. И Бог бе Слово...
Великий вход: перенесение хлеба и вина с жертвенника на престол.
Призывание Святого Духа на хлеб и вино. Благодатью Божией простые продукты становятся носителями Божества, становятся Телом и Кровью Христовыми.
На часах – 3 ночи, но спать не хочется. Хочется петь Господу, приветствовать друг друга и жизнью своей утверждать христианские ценности.
Дорогие, Господь да пребудет со всеми вами! Пусть свет и радость Пасхи наполняют вас! А дополнив до краев, пусть переливаются и достигают до всех людей, живущих в нашем мире. Людей, мучающихся от внутренних проблем и экзистенциального одиночества, слепо тычущихся в сумраке ложных ценностей и целей, не знающих Бога и Истины.
Христос Воскресе!