По слову Моему закиньте сети...

E72A4651.JPG


По слову Моему закиньте сети...

Мы можем очень живо представить себе, что произошло однажды утром на берегу Галилейского озера. Хоть еще очень рано, но Христос Спаситель – у воды. От нее поднимается туман. Ко Христу льнет, как сказано, теснит народ. Все жаждут услышать слово о Боге, и не потому, что им о Боге никто не говорил, а потому, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:46).
Но чуть поодаль своим делом занимаются рыбаки, приставшие к берегу. Им недосуг заниматься такими делами, как бегать за проповедником: им нужно кормить семьи. Всю ночь они ловили рыбу и к утру страшно устали. Сейчас они пойдут отдыхать, чтобы с вечера опять отправиться на промысел. И если бы они даже нашли силы послушать популярного проповедника – они его хорошо знали, кто не знал Иисуса, живущего в Капернауме в их же городке, но у них не было никакого настроения это делать: они напрасно всю ночь высматривали рыбу – их сети пусты, они ничего не поймали.
Теперь вы можете представить себе вдохновенное лицо Спасителя, любопытные, а то и лениво праздные лица слушателей и недовольные, суровые лица неудачливых рыбаков.

Христос приближается к знакомым рыбакам и просит пустить Его в лодку. Хочешь – не хочешь, а известному в округе Учителю неудобно было отказать. Иисус попросил немного отплыть от берега и, сев, учил народ. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк 5: 1-11).

Вот такой рассказ сегодня мы слышали за богослужением. Это замечательная история, такой свежестью пахнет от этого рассказа. Эта свежесть, это ощущение какого-то простора, оно у меня очень живо в сознании, потому что я был там. Я несколько раз был возле Галилейского озера и даже жил какое-то время там, и я представляю себе, что могло происходить там на самом деле. Я ходил к озеру ночью и видел огоньки лодок – рыбу на Галилейском озере всегда ловят ночью; я ходил к озеру на рассвете и видел, как рыбаки вытаскивают свои лодки, моют свои сети... Когда я читаю этот рассказ, я очень зримо представляю всё, о чем рассказано в Евангелии.

История всем известная, и ловить, как кажется, тут нечего – мы, как и те незадачливые рыбаки, останемся без улова. Но мы сейчас этот рассказ перечитаем и над ним немножко поразмышляем. И кто знает, может быть, нам удастся так закинуть сети, чтобы в них что-то попало...

Итак, Спаситель проповедовал и его теснил народ. И тогда Он вдруг увидел две лодки, стоящие на озере, а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети. Наверное, Христос увидел, что они ничего не поймали, они только раздраженно вымывали сети от травы и водорослей, попавших туда.
Спаситель садится в лодку и говорит: «Плыви вдоль берега, чтобы Я мог народу преподать учение». Рыболов Симон смиренно везет Его, и Христос преподает ученье. Далее сказано: «Когда же перестал учить, сказал Симону...». То есть, мы видим, что Христос проверил, как Симон откликнется на Его просьбу, впустит ли в лодку, выполнит ли повеление везти его вдоль берега. Да, смиренно откликнулся. Ну что ж, тогда Спаситель решил ему кое-что показать: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова».

Я словно воочию вижу лицо Симона, на котором были написаны плохо скрываемые усталость и раздражение: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали».
Понятно, что Иисуса уважают, но Он же не профессионал рыбной ловли. Христос хорошо может учить, но какое Он имеет отношение к рыбному промыслу? Это, знаете, самоуверенность – думать, что человек разбирается, компетентен во всех вопросах. Здесь нужно пояснить: есть определенные хитрости в рыбной ловле на Галилейском озере. Во-первых, рыбу ловят там ночью, а уже был день. Рыбу днем не ловят, это бесполезно. Рыба с восходом солнца уходит на глубину, а ночью поднимается к поверхности и плавает, поэтому тогда ее и можно поймать.
И второй момент: рыба, которая водится в Галилейском озере, поодиночке не плавает, она плавает небольшими косяками. И если вы сегодня поедете на берег Галилейского озера, то увидите рыболовецкие лодки и увидите, что на всех на них есть такой специальный прибор, типа эхолота, который сканирует воду и показывает скопления рыб. Это очень интересно, я при помощи бинокля наблюдал за рыбаками. Медленно плывет лодка, за штурвалом стоит рыбак, и у него этот аппарат перед ним. И рыбак смотрит, где тот показывает скопление. И сегодня рыбу непросто ловить, да и меньше ее стало, конечно. Но сегодня все-таки ее реально ловить, а теперь представьте древность, времена Христа... Ну как ты узнаешь ночью, где косяк рыбы? Были, конечно, какие-то соображения: я с рыбаками разговаривал в Израиле и спрашивал: «А как ваши деды ловили, расскажите мне». Они говорят: «Ну, у них приметы были, вот где-то там плеснула, значит, надо туда закидывать, потом прикармливали в определенных местах, и другие хитрости такого типа». Но все-таки, согласитесь, это детский сад. Рыбаки добавляют: «Да и учтите, что рыбы раньше было больше...»

В общем, вы поняли, какой это был труд. И теперь поймите сарказм слов Симона: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали...».

А дальше Симон говорит самое главное, что Христос и хотел от него услышать: «Но по слову Твоему закину сеть».
И они закидывают сеть. «И поймали великое множество рыбы, так что даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы те пришли помочь им». Как-то закричали, дали какой-то знак, те приплыли и с двух лодок еле-еле вытащили эту сеть, наполненную рыбой. Наполнили обе лодки так, что они начали тонуть. Лодки были небольшие, корма была невысокая, полметра. Наполнили обе лодки!

Увидев это чудо, а это именно чудо, перед которым нельзя не затрепетать, «Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыбы, ими пойманных».
От чего ужас-то? Что Христос им показал? Он показал Свое сверхъестественное знание! Кто знает путь птицы в небе, кто знает путь рыбы в воде? Господь! В Ветхом Завете мы много раз читаем, что только Бог знает путь птицы в небе, путь рыбы в воде, путь зверя в лесу. Только Господь знает. И вот здесь Христос показывает, что Он – от Бога, Он имеет эту сверхъестественную, сверхчеловеческую, Божественную силу. И Петр припал к ногам Иисуса, упал перед Ним как перед Богом – перед Богом падали на колени. И ужас объял его. Ужас – это не просто, знаете, страх какой-то, как мы боимся какой-нибудь бешеной собаки или темноты. Здесь стоит слово, которое обозначает священный трепет, религиозный трепет. Как когда, например, в нашей жизни происходит какое-то чудо, то мы начинаем трепетать, нам становится страшно от того, что Господь нам, грешным, такое чудо проявил. И вот здесь Петр тоже затрепетал. «Ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыбы, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков».
Рыбы поймал много, а теперь будешь ловить людей. «И, вытащив обе лодки на берег, оставили все (все бросили) и последовали за Ним». За Ним, за Иисусом, потому что Тот только что коротко, но ясно показал, что Он – от Бога.

Вот такая история... О чем она нам говорит? На самом первом уровне эта история обнаруживает, что Иисус был не просто человек, не просто благочестивый учитель, что в Нем была сверхъестественная сила. Он как Бог знает, куда закинуть сеть, где проходит рыба и где ее можно поймать.

А на втором уровне эта история говорит о том, что этот лов рыбы, на самом деле, ничего не стоит. Бог с ней, с этой рыбой, оставьте, помощники вытащат, отнесут, куда надо — семья не останется голодной. Дело не в этом. А в том, что: «Видите этот дивный улов рыб, пойдемте со Мной, Я сделаю вас ловцами людей! Вы так же будете ловить людей, как вы сейчас много поймали рыбы». Это намек на будущее Церкви, которая будет распространяться, и все больше и больше людей будут вплывать в эти сети. Ветхий Завет говорит, что, когда уже наступят последние дни, Бог пошлет дивных рыболовов, которые закинут свои сети, чтобы людей вести на Суд. Здесь, в общем, исполняются как бы ветхозаветные пророчества, но немножко по-другому. Здесь не на Суд людей ловят, не для осуждения (в Ветхом Завете есть намек на осуждение), а здесь, наоборот, этих рыбок, этих людей ловят, чтобы привлечь в Церковь, к Спасению. Помните, когда Христос воскрес, похожее чудо было: тоже по слову Воскресшего Христа бросили сети в воду и поймали 153 рыбы. Почему это число? Потому, что по одному из древних исчислений в древности было 153 народа. И вот они вытащили 153 рыбины, а это указывало, что апостолы ко всем народам пойдут и будут всем народам проповедовать.

То есть, на первом уровне эта история показывает нам сверхъестественное, Божественное достоинство Христа, на втором уровне – говорит о Церкви, о дивной рыбной ловле. О том, как апостолы, их ученики, проповедники, как они будут забрасывать духовные сети, слово, все эти проповеди, и люди потекут в Церковь.
Я бы сказал, дорогие, что у этой истории еще и другой уровень. Понятно, что глобальные уровни мы разобрали. Но ведь здесь, в этой притче, есть еще и такой бытовой уровень, низовой уровень, касающийся всех нас. Смотрите, как история срежиссирована: Христос говорит: «Забрось сети». Скепсис. Сомнения. Но говорят: «По слову Твоему послушаемся Тебя». Забрасывают – и у них дивный улов. Разве в нашей жизни не так? Так именно. Надо слушаться Господа. Надо прийти к вере. Надо жить в вере. Надо стараться слушаться Господа, и тогда улов, то есть результат твоей жизни, будет очень значительным. Вот это очень важно.

Священники, которые трудятся с людьми, они каждый день видят чудо исцеления человеческой души. Когда душа, нищая в прямом смысле, обезображенная, измученная, истерзанная грехами, страстями, слабостями, ошибками, когда душа приползает к Богу, начинает жить перед Богом, – мы, священники, наблюдаем за удивительным процессом: душа исцеляется, душа возрождается. Евангельская история, о которой мы сегодня говорим, – это история о том, как важно слушаться Иисуса Христа – и изобилие, радость, полнота придут в твою жизнь.

Я помню, как-то лет 15 назад давал интервью одному журналу (сейчас, когда я даю какие-то интервью, я обязательно говорю, что я не согласен на публикацию, если мне не предоставят текст, потому что редакторы, знаете, любят тексты как хотят, кромсать, кроить). И вот я как-то давал интервью, и меня спросили: «Почему Вам нравится быть священником?» И я назвал какие-то шутливые немножко причины, ну, например, идешь ты утром на службу, похрустывает снег под ногами, видишь темные окна, только несколько окон светятся, все спят еще, а ты идешь молиться за людей. Но это такие шуточные причины. А главная причина была в другом, я говорю: «Мне нравится быть священником, потому что я вижу каждый день счастливые глаза людей, которые обратились к Богу, и в их жизни начали происходить позитивные изменения. Вот когда видишь это возрождение души, видишь, как человек, который месяц назад пришел совсем никакой, как он начал жить в Церкви, и постепенно его душа раскрывается, как бутончик под воздействием солнца. Вот это чудо настоящее, чудо возрождения души человеческой...»
И редакторы при публикации все это выкинули, оставили только «нравится, потому что иду на службу, снег хрустит под ногами». Так и вышла эта статья. Какой-то сумасшедший получается священник, неадекватный. Я как взял номер в руки и это увидел, тут же от расстройства в урну журнал выбросил, мне было неприятно и самому перечитывать, и сгорал от мысли, что другие это читать будут...

Так вот, дорогие, эта история, смотрите, о том, что если ты пускаешь Христа в жизнь свою, это может нарушить твой покой, твой комфорт. Вот как эти рыбаки сказали: «Мы всю ночь ловили, ничего не поймали...» А подразумевали, мне кажется: «Мы голодны, мы устали, в конце концов, отстань от нас!»
Но потом говорят: «Но по слову Твоему сделаем». И поймали богатый улов. Вот так же и нам нужно впустить Господа в свою жизнь, как бы ни было тяжело. Тогда улов нашей жизни будет огромным!

Господь укрепляет нас, утешает, помогает, поддерживает. Жизнь с Богом становится многоцветнее, ярче, прекрасней, чем жизнь без Бога. Знаете, вот пример из психологии. Многие люди говорят: «Зачем нам обращаться к психологу?» И психолог отвечает, это такой стандартный ответ психологов: «Можно не обращаться». А потом добавляет: «Но работа с психологом повышает комфорт жизни».
Что имеется в виду? Например, люди в семье ругаются. Ну, они могут и дальше ругаться. Будут они жить? – будут жить! Проживут они жизнь? – проживут! Если ты грызешься с близкими, скандалишь, если у тебя есть какие-то фобии, страхи, комплексы, неврозы, проживешь ты? – проживешь! Но если ты хочешь повысить, так сказать, «комфорт жизни», ты можешь обратиться за квалифицированной психологической помощью, и тебе помогут урегулировать семейные взаимоотношения, помогут разобраться с родственниками, с самим собой психолог немножко поможет разобраться. То есть, повысится комфорт твоей жизни. За это психологам платят деньги. Хочешь увеличить комфорт жизни? – плати деньги.
В каком-то смысле можно сказать, что и вера христианская, условно говоря, повышает комфорт нашей жизни. Можно прожить без Бога? – можно. И множество людей доказывают нам, что можно прожить без Бога. Но жить с Богом лучше? – лучше! Однозначно лучше. Ты чувствуешь мощную поддержку от Господа, чувствуешь Отца Небесного, Который тебя утешает, укрепляет, поддерживает. Ты можешь попросить о чем-то, и, может быть, Бог исполнит твою просьбу, а может быть, не исполнит. Может быть, скажет тебе: «Сам побарахтайся как-то в этой жизни, сам решай свои вопросы». Но ты все равно будешь чувствовать Его невидимое участие в твоей жизни, Его любовь и заботу.
В любом случае, жить с Богом гораздо прекраснее, чем жить без Бога. Я хочу сказать: как священник я общаюсь с сотнями людей, это моя работа. И вот я могу засвидетельствовать, что все люди, которые пришли и сказали: «Мы хотим начать жизнь с Богом» и начали воцерковляться, все эти люди потом приходят и благодарят. Они говорят, что «жизнь наша стала другой, когда свет веры вошел в нее».
И, заметьте, бесплатно! Психолог за свою работу, за повышение «комфорта жизни» деньги берет, а Господь не берет.

Вот, дорогие, такая сегодняшняя история. Она указывает и на то, что Христос – Бог, и на то, что начинается дивное время, когда ученики Христовы и проповедники будут привлекать в Церковь огромное количество людей. Наступает время, когда Бог входит в лодку нашей жизни и плывет с нами! Мы должны слушаться Его, поступать по Его слову, и тогда лодка жизни нашей, плывущая по волнам житейского моря, наполнится всяким изобилием и радостью.

Впустите в лодку своей жизни Христа Спасителя! Аминь!
  • Like
Реакции: 7 человек

Комментарии

Спасибо отец Константин, Христос посреди нас!
Насчёт символа о рыбах, числом 153, есть ещё одно интересное толкование о том что, в первое время спасались 100% из тех, кто призывал Бога, затем – 50 %, а в последнее время – всего 3%».
(Дай Господи, спасения нам попасть в эти три процента)
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху