По слову Моему закиньте сети...
Мы можем очень живо представить себе, что произошло однажды утром на берегу Галилейского озера. Хоть еще очень рано, но Христос Спаситель – у воды. От нее поднимается туман. Ко Христу льнет, как сказано, теснит народ. Все жаждут услышать слово о Боге, и не потому, что им о Боге никто не говорил, а потому, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:46).
Но чуть поодаль своим делом занимаются рыбаки, приставшие к берегу. Им недосуг заниматься такими делами, как бегать за проповедником: им нужно кормить семьи. Всю ночь они ловили рыбу и к утру страшно устали. Сейчас они пойдут отдыхать, чтобы с вечера опять отправиться на промысел. И если бы они даже нашли силы послушать популярного проповедника – они его хорошо знали, кто не знал Иисуса, живущего в Капернауме в их же городке, но у них не было никакого настроения это делать: они напрасно всю ночь высматривали рыбу – их сети пусты, они ничего не поймали.
Теперь вы можете представить себе вдохновенное лицо Спасителя, любопытные, а то и лениво праздные лица слушателей и недовольные, суровые лица неудачливых рыбаков.
Христос приближается к знакомым рыбакам и просит пустить Его в лодку. Хочешь – не хочешь, а известному в округе Учителю неудобно было отказать. Иисус попросил немного отплыть от берега и, сев, учил народ. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк 5: 1-11).
Вот такой рассказ сегодня мы слышали за богослужением. Это замечательная история, такой свежестью пахнет от этого рассказа. Эта свежесть, это ощущение какого-то простора, оно у меня очень живо в сознании, потому что я был там. Я несколько раз был возле Галилейского озера и даже жил какое-то время там, и я представляю себе, что могло происходить там на самом деле. Я ходил к озеру ночью и видел огоньки лодок – рыбу на Галилейском озере всегда ловят ночью; я ходил к озеру на рассвете и видел, как рыбаки вытаскивают свои лодки, моют свои сети... Когда я читаю этот рассказ, я очень зримо представляю всё, о чем рассказано в Евангелии.
История всем известная, и ловить, как кажется, тут нечего – мы, как и те незадачливые рыбаки, останемся без улова. Но мы сейчас этот рассказ перечитаем и над ним немножко поразмышляем. И кто знает, может быть, нам удастся так закинуть сети, чтобы в них что-то попало...
Итак, Спаситель проповедовал и его теснил народ. И тогда Он вдруг увидел две лодки, стоящие на озере, а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети. Наверное, Христос увидел, что они ничего не поймали, они только раздраженно вымывали сети от травы и водорослей, попавших туда.
Спаситель садится в лодку и говорит: «Плыви вдоль берега, чтобы Я мог народу преподать учение». Рыболов Симон смиренно везет Его, и Христос преподает ученье. Далее сказано: «Когда же перестал учить, сказал Симону...». То есть, мы видим, что Христос проверил, как Симон откликнется на Его просьбу, впустит ли в лодку, выполнит ли повеление везти его вдоль берега. Да, смиренно откликнулся. Ну что ж, тогда Спаситель решил ему кое-что показать: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова».
Я словно воочию вижу лицо Симона, на котором были написаны плохо скрываемые усталость и раздражение: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали».
Понятно, что Иисуса уважают, но Он же не профессионал рыбной ловли. Христос хорошо может учить, но какое Он имеет отношение к рыбному промыслу? Это, знаете, самоуверенность – думать, что человек разбирается, компетентен во всех вопросах. Здесь нужно пояснить: есть определенные хитрости в рыбной ловле на Галилейском озере. Во-первых, рыбу ловят там ночью, а уже был день. Рыбу днем не ловят, это бесполезно. Рыба с восходом солнца уходит на глубину, а ночью поднимается к поверхности и плавает, поэтому тогда ее и можно поймать.
И второй момент: рыба, которая водится в Галилейском озере, поодиночке не плавает, она плавает небольшими косяками. И если вы сегодня поедете на берег Галилейского озера, то увидите рыболовецкие лодки и увидите, что на всех на них есть такой специальный прибор, типа эхолота, который сканирует воду и показывает скопления рыб. Это очень интересно, я при помощи бинокля наблюдал за рыбаками. Медленно плывет лодка, за штурвалом стоит рыбак, и у него этот аппарат перед ним. И рыбак смотрит, где тот показывает скопление. И сегодня рыбу непросто ловить, да и меньше ее стало, конечно. Но сегодня все-таки ее реально ловить, а теперь представьте древность, времена Христа... Ну как ты узнаешь ночью, где косяк рыбы? Были, конечно, какие-то соображения: я с рыбаками разговаривал в Израиле и спрашивал: «А как ваши деды ловили, расскажите мне». Они говорят: «Ну, у них приметы были, вот где-то там плеснула, значит, надо туда закидывать, потом прикармливали в определенных местах, и другие хитрости такого типа». Но все-таки, согласитесь, это детский сад. Рыбаки добавляют: «Да и учтите, что рыбы раньше было больше...»
В общем, вы поняли, какой это был труд. И теперь поймите сарказм слов Симона: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали...».
А дальше Симон говорит самое главное, что Христос и хотел от него услышать: «Но по слову Твоему закину сеть».
И они закидывают сеть. «И поймали великое множество рыбы, так что даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы те пришли помочь им». Как-то закричали, дали какой-то знак, те приплыли и с двух лодок еле-еле вытащили эту сеть, наполненную рыбой. Наполнили обе лодки так, что они начали тонуть. Лодки были небольшие, корма была невысокая, полметра. Наполнили обе лодки!
Увидев это чудо, а это именно чудо, перед которым нельзя не затрепетать, «Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыбы, ими пойманных».
От чего ужас-то? Что Христос им показал? Он показал Свое сверхъестественное знание! Кто знает путь птицы в небе, кто знает путь рыбы в воде? Господь! В Ветхом Завете мы много раз читаем, что только Бог знает путь птицы в небе, путь рыбы в воде, путь зверя в лесу. Только Господь знает. И вот здесь Христос показывает, что Он – от Бога, Он имеет эту сверхъестественную, сверхчеловеческую, Божественную силу. И Петр припал к ногам Иисуса, упал перед Ним как перед Богом – перед Богом падали на колени. И ужас объял его. Ужас – это не просто, знаете, страх какой-то, как мы боимся какой-нибудь бешеной собаки или темноты. Здесь стоит слово, которое обозначает священный трепет, религиозный трепет. Как когда, например, в нашей жизни происходит какое-то чудо, то мы начинаем трепетать, нам становится страшно от того, что Господь нам, грешным, такое чудо проявил. И вот здесь Петр тоже затрепетал. «Ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыбы, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков».
Рыбы поймал много, а теперь будешь ловить людей. «И, вытащив обе лодки на берег, оставили все (все бросили) и последовали за Ним». За Ним, за Иисусом, потому что Тот только что коротко, но ясно показал, что Он – от Бога.
Вот такая история... О чем она нам говорит? На самом первом уровне эта история обнаруживает, что Иисус был не просто человек, не просто благочестивый учитель, что в Нем была сверхъестественная сила. Он как Бог знает, куда закинуть сеть, где проходит рыба и где ее можно поймать.
А на втором уровне эта история говорит о том, что этот лов рыбы, на самом деле, ничего не стоит. Бог с ней, с этой рыбой, оставьте, помощники вытащат, отнесут, куда надо — семья не останется голодной. Дело не в этом. А в том, что: «Видите этот дивный улов рыб, пойдемте со Мной, Я сделаю вас ловцами людей! Вы так же будете ловить людей, как вы сейчас много поймали рыбы». Это намек на будущее Церкви, которая будет распространяться, и все больше и больше людей будут вплывать в эти сети. Ветхий Завет говорит, что, когда уже наступят последние дни, Бог пошлет дивных рыболовов, которые закинут свои сети, чтобы людей вести на Суд. Здесь, в общем, исполняются как бы ветхозаветные пророчества, но немножко по-другому. Здесь не на Суд людей ловят, не для осуждения (в Ветхом Завете есть намек на осуждение), а здесь, наоборот, этих рыбок, этих людей ловят, чтобы привлечь в Церковь, к Спасению. Помните, когда Христос воскрес, похожее чудо было: тоже по слову Воскресшего Христа бросили сети в воду и поймали 153 рыбы. Почему это число? Потому, что по одному из древних исчислений в древности было 153 народа. И вот они вытащили 153 рыбины, а это указывало, что апостолы ко всем народам пойдут и будут всем народам проповедовать.
То есть, на первом уровне эта история показывает нам сверхъестественное, Божественное достоинство Христа, на втором уровне – говорит о Церкви, о дивной рыбной ловле. О том, как апостолы, их ученики, проповедники, как они будут забрасывать духовные сети, слово, все эти проповеди, и люди потекут в Церковь.
Я бы сказал, дорогие, что у этой истории еще и другой уровень. Понятно, что глобальные уровни мы разобрали. Но ведь здесь, в этой притче, есть еще и такой бытовой уровень, низовой уровень, касающийся всех нас. Смотрите, как история срежиссирована: Христос говорит: «Забрось сети». Скепсис. Сомнения. Но говорят: «По слову Твоему послушаемся Тебя». Забрасывают – и у них дивный улов. Разве в нашей жизни не так? Так именно. Надо слушаться Господа. Надо прийти к вере. Надо жить в вере. Надо стараться слушаться Господа, и тогда улов, то есть результат твоей жизни, будет очень значительным. Вот это очень важно.
Священники, которые трудятся с людьми, они каждый день видят чудо исцеления человеческой души. Когда душа, нищая в прямом смысле, обезображенная, измученная, истерзанная грехами, страстями, слабостями, ошибками, когда душа приползает к Богу, начинает жить перед Богом, – мы, священники, наблюдаем за удивительным процессом: душа исцеляется, душа возрождается. Евангельская история, о которой мы сегодня говорим, – это история о том, как важно слушаться Иисуса Христа – и изобилие, радость, полнота придут в твою жизнь.
Я помню, как-то лет 15 назад давал интервью одному журналу (сейчас, когда я даю какие-то интервью, я обязательно говорю, что я не согласен на публикацию, если мне не предоставят текст, потому что редакторы, знаете, любят тексты как хотят, кромсать, кроить). И вот я как-то давал интервью, и меня спросили: «Почему Вам нравится быть священником?» И я назвал какие-то шутливые немножко причины, ну, например, идешь ты утром на службу, похрустывает снег под ногами, видишь темные окна, только несколько окон светятся, все спят еще, а ты идешь молиться за людей. Но это такие шуточные причины. А главная причина была в другом, я говорю: «Мне нравится быть священником, потому что я вижу каждый день счастливые глаза людей, которые обратились к Богу, и в их жизни начали происходить позитивные изменения. Вот когда видишь это возрождение души, видишь, как человек, который месяц назад пришел совсем никакой, как он начал жить в Церкви, и постепенно его душа раскрывается, как бутончик под воздействием солнца. Вот это чудо настоящее, чудо возрождения души человеческой...»
И редакторы при публикации все это выкинули, оставили только «нравится, потому что иду на службу, снег хрустит под ногами». Так и вышла эта статья. Какой-то сумасшедший получается священник, неадекватный. Я как взял номер в руки и это увидел, тут же от расстройства в урну журнал выбросил, мне было неприятно и самому перечитывать, и сгорал от мысли, что другие это читать будут...
Так вот, дорогие, эта история, смотрите, о том, что если ты пускаешь Христа в жизнь свою, это может нарушить твой покой, твой комфорт. Вот как эти рыбаки сказали: «Мы всю ночь ловили, ничего не поймали...» А подразумевали, мне кажется: «Мы голодны, мы устали, в конце концов, отстань от нас!»
Но потом говорят: «Но по слову Твоему сделаем». И поймали богатый улов. Вот так же и нам нужно впустить Господа в свою жизнь, как бы ни было тяжело. Тогда улов нашей жизни будет огромным!
Господь укрепляет нас, утешает, помогает, поддерживает. Жизнь с Богом становится многоцветнее, ярче, прекрасней, чем жизнь без Бога. Знаете, вот пример из психологии. Многие люди говорят: «Зачем нам обращаться к психологу?» И психолог отвечает, это такой стандартный ответ психологов: «Можно не обращаться». А потом добавляет: «Но работа с психологом повышает комфорт жизни».
Что имеется в виду? Например, люди в семье ругаются. Ну, они могут и дальше ругаться. Будут они жить? – будут жить! Проживут они жизнь? – проживут! Если ты грызешься с близкими, скандалишь, если у тебя есть какие-то фобии, страхи, комплексы, неврозы, проживешь ты? – проживешь! Но если ты хочешь повысить, так сказать, «комфорт жизни», ты можешь обратиться за квалифицированной психологической помощью, и тебе помогут урегулировать семейные взаимоотношения, помогут разобраться с родственниками, с самим собой психолог немножко поможет разобраться. То есть, повысится комфорт твоей жизни. За это психологам платят деньги. Хочешь увеличить комфорт жизни? – плати деньги.
В каком-то смысле можно сказать, что и вера христианская, условно говоря, повышает комфорт нашей жизни. Можно прожить без Бога? – можно. И множество людей доказывают нам, что можно прожить без Бога. Но жить с Богом лучше? – лучше! Однозначно лучше. Ты чувствуешь мощную поддержку от Господа, чувствуешь Отца Небесного, Который тебя утешает, укрепляет, поддерживает. Ты можешь попросить о чем-то, и, может быть, Бог исполнит твою просьбу, а может быть, не исполнит. Может быть, скажет тебе: «Сам побарахтайся как-то в этой жизни, сам решай свои вопросы». Но ты все равно будешь чувствовать Его невидимое участие в твоей жизни, Его любовь и заботу.
В любом случае, жить с Богом гораздо прекраснее, чем жить без Бога. Я хочу сказать: как священник я общаюсь с сотнями людей, это моя работа. И вот я могу засвидетельствовать, что все люди, которые пришли и сказали: «Мы хотим начать жизнь с Богом» и начали воцерковляться, все эти люди потом приходят и благодарят. Они говорят, что «жизнь наша стала другой, когда свет веры вошел в нее».
И, заметьте, бесплатно! Психолог за свою работу, за повышение «комфорта жизни» деньги берет, а Господь не берет.
Вот, дорогие, такая сегодняшняя история. Она указывает и на то, что Христос – Бог, и на то, что начинается дивное время, когда ученики Христовы и проповедники будут привлекать в Церковь огромное количество людей. Наступает время, когда Бог входит в лодку нашей жизни и плывет с нами! Мы должны слушаться Его, поступать по Его слову, и тогда лодка жизни нашей, плывущая по волнам житейского моря, наполнится всяким изобилием и радостью.
Впустите в лодку своей жизни Христа Спасителя! Аминь!