«По слову Твоему…»

Раскрывает батюшка в воскресный день Евангелие на литургии, и мы слышим, знакомые,а иногда и заученные слова, написанные рукою апостола и евангелиста Луки:

«1.Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2.увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3.Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4.Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5.Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6.Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7.И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8.Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9.Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11.И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним».

Мудрый человек сказал как-то мне, что читая некий сюжет в Писании, нужно хорошо понимать конкретную ситуацию, понимать мотивацию каждого участника истории, и логику его поступков. Тогда сюжет евангельского отрывка станет для нас не покрытой пылью историей, а обретёт краски жизни и покажет ситуацию глубже и яснее.

Итак. Ученики Господа промывали сети после неудачного лова. Большинство апостолов были рыбаками, то есть, простыми людьми. Сегодня о них сказали бы, что они не то что высшего образования не имеют, а вообще не имеют никакого.

Весь их жизненный труд состоял в ежедневных скитаниях по озеру в надежде принести к вечеру домой рыбу. Естественно, науки были им не по карману, да они и не нужны были рыбаку. Он не знал наук книжных, зато прекрасно знал науку ловли рыбы, приученный этому с детских лет.

Однако, не имея книжных знаний, эти люди, с натруженными обветренными руками, стали светилами мудрости для множества поколений самых образованейших людей,академиков и богословов.

Почему? Возможно, этот отрывок даст нам ответ на этот вопрос.

Итак, после трудной ночи, когда ничего поймать не удалось, рыбаки возвращались с тем, чтобы принести печальную весть. Что для бедного рыбака означает бесплодный лов? Это большая неприятность, учитывая, что он с этого кормился, и кормил всю свою семью.

Итак, окончив учить, Господь предложил Симону снова отплыть на глубину, и забросить сети.
Когда мы читаем эти строки, то видим просьбу Господа перед Своим очередным чудом. Но только ли?

Рассмотрим внимательно этот стих. Каким земным ремеслом владел Христос? Евангелие говорит нам, что юных лет Он обучался столярному делу, следовательно, знал все тонкости этого ремесла. До 30-х лет Господь был плотником, то есть, большую часть Своей земной жизни.

Но, и будущие апостолы – рыбаки, не в праздности жили свои годы. Потому, можно быть уверенным в том, что Симон, родившись в семье бедного рыбака, знал в совершенстве своё дело.

И вот представьте себе ситуацию. Всю ночь (!) опытные рыболовы на своих лодках избороздили Генисаретское озеро (а озеро всё же не море), но ничего не сумев поймать, вынуждены были вернуться обратно к утру, уставшие и измученные.
И вот к опытнейшему потомственному рыбаку подходит плотник, и просит, измученных людей, уже чистящих сети, снова войти в лодку, и заняться с точки зрения рыболовства абсолютно бессмысленным и нелепым делом – снова закидывать сети!
Чтобы нагляднее представить себе ситуацию, представьте себе, что вы многолетний опытный водитель фуры, или автобуса. У вас есть друг, которого вы очень уважаете, но который возможно сидел один-два раза за рулём, а скорее всего, что и вовсе никогда не ездил. Другими словами, водительского опыта у него нет, со всеми вытекающими отсюда деталями.

И вот, сидя рядом с вами на переднем сидении, он советует вам, нажать «вот эту кнопку, «или вот эту педаль», когда весь ваш водительский опыт говорит вполне ясно, что нажимать именно ту кнопку, или ту педаль не стоит, и не имеет смысла, и тысяча лучших водителей подтвердили бы вашу правоту.

Что бы вы сказали своему другу при всём вашем уважении к нему?
Вернёмся к Галилейскому морю. Перед нами опытнейших рыбак, к которому подходит Учитель плотник по ремеслу, и просит его сделать то, что ни один опытны и измученный рыбак не сделал бы никогда – после бесплодное ловли снова выйти в лодке, и бросить сеть. Ну что может плотник понимать в тонкостях рыбацкого труда?

Есть ещё более поразительный отрывок у апостола Иоанна Богослова:

«3.Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4.А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
5.Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
6.Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы».
Понимаем ли мы, насколько это поразительно: опытные рыбари не могли поймать всю ночь никакой рыбы. И тут их просят даже не отплыть снова на глубину. Нет. Их просят просто закинуть невод по другую сторону лодки. С точки зрения логики любого рыбака абсолютно бесполезное дело, ведь полтора метра ничего не решают. Но это, если только не Господь попросит. Просьба Господа человеку – призыв к благодатным дарам. Найдём ли мы в себе мудрость последовать словам Христа, какими бы сложными для понимания, они, нам порой, не казались?

И во все века мир поражала сила молитвы святых отцов, логика их мышления, которая весьма отличалась от логики мира.

Эта покорность воле Творца, смиренное послушание воле Учителя, вопреки, бессмысленной, на первый взгляд, просьбе читаются в словах апостола-рыбака: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть».

Вот эти заветные слова «но по слову Твоему»!

Этим Симон, по моему мнению, и отличается от любого другого рыбака, любого академика с тремя высшими образованиями – он сумел смирить свою волю в послушание воле Божественного Учителя; смирить свой ограниченный разум в послушание бесконечно мудрому разуму Творца, и… оказался вознаграждён! Это способно понять и принять только верующее сердце, «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор.1:19).

Какое отношение имеет этот эпизод к сегодняшней жизни? Самое, что ни на есть, прямое.
Нередко, церковные, и не церковные люди, отвергают что-либо в церковном строе, канонах, традициях, или церковной логике. Логика проста: то, что я не могу понять, я не хочу и принимать.

Не понимает человек, зачем в храме нужен церковнославянский язык? И тут-же выносит приговор: это пережитки прошлого. Не видит человек необходимости в посте, и снова приговор и хула на Церковь… Странно человеку покланяться кресту, и снова хула. А ведь ещё в древности мы читаем: «Крест для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых, сила Божия». Церковная логика нередко для не церковного разума является юродством и нелепостью, но тысячи спасшихся этой логикой, убедительно свидетельствуют обратное.

В образце молитвы, данным нам Господом, не случайно звучали слова «да будет воля Твоя». Любая наша просьба к Богу, должна сопровождаться смиренным осознанием того, что мы не знаем, к пользе ли своей просим, или к беде. Потому любую просьбу Богу важно соотносить с отданием себя в руки Божии, дабы свершилась не наша человеческая, но Его Святая воля.

То, что кажется нам порой нелогичным, чего мы не понимаем, но что важно для Церкви, и есть та просьба, которая стояла перед апостолом Симоном две тысяч лет назад: переступить через своё «я»; через весь свой жизненный опыт, и смирив свой разум в послушание разуму Господа, получить от Его милосердия, благодатные и щедрые дары. Аминь.

Комментарии

Великое дело- смирение. Как просто, казалось бы- доверься Творцу, но как сложно перебороть свою гордыню... Только истинная вера в Его Святую Волю может заглушить и уничтожить эту заразу. Помоги нам Господи.
 
Трудиться человек обязан, чтобы уделять от своих трудов немощным, и трудиться на свою потребу, чтобы не быть обузой для других.
Чтобы более точно объяснить данную притчу, надо знать аллегорическое значение «рыбы».
 
Незарегистрированный написал(а):
Трудиться человек обязан, чтобы уделять от своих трудов немощным, и трудиться на свою потребу, чтобы не быть обузой для других.
Чтобы более точно объяснить данную притчу, надо знать аллегорическое значение «рыбы».
Это не аллегорическая притча,а элементарная бытовая ситуация. Притча - это совсем другое. К примеру: притча о сеятеле, о злых виноградарях,о двух заимодавцах,о званных на брак. Аллегория здесь не в слове "рыба", а в слове "ловец человеков",но в этой статье рассматривается первая часть евангельского повествования. Тему "ловцов человеков" я не рассматривал здесь.
 
Но ведь Петр до улова рыбы не знал, что перед ним сам Господь Бог, а как Вы говорите всего лишь "глубокоуважаемый наставник" или во втором отрывке просто человек (поскольку Иисус был не узнан).

Покорность воле Творца во всём - это ясно, но в данных случаях ведь Петр не знал, что перед ним Творец... почему же он выполнил "бессмысленную" просьбу неизвестного человека (во втором случае)?
 
Геннадий1 написал(а):
Но ведь Петр до улова рыбы не знал, что перед ним сам Господь Бог, а как Вы говорите всего лишь "глубокоуважаемый наставник" или во втором отрывке просто человек (поскольку Иисус был не узнан).

Покорность воле Творца во всём - это ясно, но в данных случаях ведь Петр не знал, что перед ним Творец... почему же он выполнил "бессмысленную" просьбу неизвестного человека (во втором случае)?
Для Симона это не был неизвестный человек.

[Лк.4:38] Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
[Лк.4:39] Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

Как видим,Симон уже успел убедиться в том,что слова "этого Человека" не пустой звук.

Этот эпизод произошёл практически накануне эпизода с рыбаками.
 
Конечно же Симон даже чутьем своим мог угадать, Кто перед ним. Тем более,
что перед этим Господь учил народ, "как власть имеющий". И Симон наверное просто Ему поверил от всего сердца, так же, как любой человек в один прекрасный момент начинает верить в Бога.
 
Сверху