Почему Понтий Пилат воспевается за Литургией?

"РАСПЯТАГО ЖЕ ЗА НЫ ПРИ ПОНТИЙСТЕМ ПИЛАТЕ..."

Друзья! Имя злосчастного римского префекта Понтия Пилата известно всему миру (титул «прокуратор» связан с историческим недоразумением). К сожалению, его личное имя (praenomen) остаётся пока неизвестным. Но почему он воспевается у нас за каждой Литургией? Не много ли чести невольному убийце Иисуса Христа? Парадокс? Описательное излишество? Но в закреплённом церковными Соборами Символе Веры выверено каждое слово!
Ответ на вопрос предлагаю поискать каждому любознательному человеку. Можно знать наизусть и петь Символ Веры всю жизнь, но так и не понять предлагаемый его составителями вызов... Помещаю далее свою краткую словарную статью. (Смотрите при статье ссылки на литературу относительно кесарийской надписи, а также другие небезынтересные, надеюсь, материалы.)

Понтий Пилат (Пилат, Понтий) (годы рождения и смерти неизвестны), из сословия всадников, – пятый по счету римский префект Иудеи (26–36 гг.), вынужденно утвердивший смертный приговор Иисусу Христу. Закрепившийся за ним в истории титул «прокуратор» связан с недоразумением. Так его называет только историк Корнелий Тацит (ум. ок. 117 г.), писавший через несколько десятилетий после этих событий («Христос... был казнён при Тиберии прокуратором Понтием Пилатом», – Анналы, XV, 44, 2). В Евангелиях Пилат именуется «правителем» (иге́моном), аналогично и у других авторов. Как установлено, введённая императором Августом должность префекта просуществовала до 44 года, когда император Клавдий присвоил правителям Иудеи титул прокуратора. В 1961 году во время раскопок в Кесарии (Цезарее) Палестинской, резиденции римских правителей, был найден обломок гранитной плиты с латинской надписью, содержащей имена Тиберия и Пилата. Читаются его родовое имя (nomen), прозвище (cognomen) и должность: «[Pon]tius Pilatus / [...raef]ectus Iuda[ae]e – Понтий Пилат префект Иудеи». К сожалению, из-за повреждения текста так и осталось неизвестным стоявшее на первом месте его личное имя (praenomen).
В 36 году Понтий Пилат был снят с должности по обвинению в плохом управлении и отослан в Рим. Его дальнейшая судьба неизвестна (легенды не в счёт). Пилат и его жена канонизированы Эфиопской Церковью (совместная память 25 июня); они почитаются также коптами. Супруга Пилата, ходатайствовавшая перед ним за Иисуса Христа (Мф. 27:19), – почитается православными греками (без мужа) с именем Клавдия Прокула (память 27 октября). Лит.: [26. С. 155–160; 35. С. 157–160; 54. С. 350–355].
(https://azbyka.ru/days/p-pasha-istorija-bogosluzhenie-tradicii#n27.)


  • Like
Реакции: 3 человек

Комментарии

Имя человека, отдавшего приказ казнить Богочеловека Иисуса Христа, добавлено в Символ веры для того, чтобы подчеркнуть историчность события.
Очевидно, что "вынудило" его сделать это жажда власти или боязнь потерять своё место...

Что же касается монофизитской Эфиопской церкви, то канонизация ею убийцы Спасителя является лишь ещё одним подтверждением еретичности этой общины. Отколовшиеся от Церкви сообщества неминуемо деградируют и в дальнейшем. При этом не следует считать, что Эц просто "законсервировалась" в своём учении, её учение о Боговоплощении окончательно сформировалось относительно недавно – в XIX веке.
Подробнее о том, почему монофизиты канонизировали Пилата:
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_9014
 
Последнее редактирование:
Да, здесь – апофеоз христианского историзма. Ставлю "пять"! Постараюсь в ближайшие дни написать об этом подробнее. Для меня, скромного историка, – любимая тема. Быть может, кто-то из любознательных читателей (студентов) выскажет своё исторически обоснованное мнение?
Что же касается вопроса о парадоксальной на первый взгляд канонизации Понтия Пилата, то его формулировка, а, тем более, попытка ответить в статье неподготовленного автора – не выдерживают критики. Эфиопские христиане, много веков отрезанные от остального Христианского Мира мусульманским поясом, вопреки всему сохранили свою веру, за что им честь и слава! Могут сказать, что они законсервировались, сохранив древние традиции, в чём-то будто бы "отстали" по сравнению с греко-римским миром. Но тем интереснее. Всё великое совершается не без Промысла Божия. Этим и обусловлен к ним интерес выдающихся учёных всего мира, среди которых одно из первых мест занимают наши абиссиноведы Василий Болотов и Борис Тураев (см.: hhttps://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/xozjain-drevnego-vostoka.2343/.). Эфиопы любят Христа не меньше, чем мы, и оценивают Понтия Пилата не менее критически. В нашей Духовной академии училось немало представителей Эфиопской Церкви, священников и мирян. Они защищали диссертации и получали степени кандидата (православного) богословия, наравне с нашими студентами, которые утверждались Святейшим Патриархом (один даже получил магистра, что в те времена почти соответствовало докторской и обеспечивало профессорство). Наши почтенные профессора, продолжатели исторической школы великого Василия Болотова, и мы, студенты, всё понимали и дорожили общением с этими интересными людьми. Ходили к ним на Литургию. Они – а также копты и армяне, тоже наши студенты и друзья – не считают себя "монофизитами" в старом полемическом аспекте и обижаются за этот устаревший с 5-го века термин. Всё дело – в традициях и недостаточно разработанной терминологии. Но не будем углубляться в тему для немногих учёных богословов.
Хорошо, что привели ссылку на статью – отрицательное пособие для студентов о том "как нельзя писать историю". Автор, даже если не изучал формальную логику, то на уровне здравого смысла должен был догадаться, что многие события (персоналии) древнехристианской истории рационально недоказуемы. Нет достоверных источников, а обращение к апокрифам – личное дело каждой Церкви. Нет никаких данных о том, что жену Пилата, будто бы ставшую христианкой, звали Клавдия и что именно её имеет в виду ап. Павел (2 Тим. 4:21). Греки её канонизировали, использовав апокриф, а мы – нет. И не ссоримся по этому поводу. Далее. Покаяние возводило людей из бездны греха к вершинам святости. Вспомним ап. Петра (никто из людей не простил бы ему троекратного – да ещё клятвенного – от него отречения), ап. Павла, Марии Египетской, разбойника Опта (Оптия) и др. Существуют древнехристианские предания о том, что Понтий Пилат стал христианином и был казнён либо Тиберием, либо Нероном. Версия о его самоубийстве, приводимая арианствующим историком Евсевием Кесарийским, находится с ними на одном уровне достоверности. И честному человеку не позволено самочинно "канонизировать" одну апокрифическую версию и отвергать другие равноправные. Если эфиопы продолжили – вслед за греками – логику канонизации семьи Пилата, то у историка это не вызывает удивления. Тем более, что через Пилата – как и через ужасный Крест! – совершилось предначертанное Отцом (см. ответ на человеколюбивое возражение ап. Петра: Мф. 16:22–23). Легче всего назвать других "еретиками" и "дураками", но это лишь свидетельство собственной умственной инфантильности и незрелости. Спорить бесполезно. Уровень не академический. Надо критически оценивать свой уровень, расти и учиться.
Вообще же историческая методология – вещь деликатная, в неё нельзя вторгаться в грязных сапогах и с мужицкими замашками преподавателя ЦПШ: "Я всё знаю и сейчас обо всём вам точно расскажу" (это "методология" советского партинструктора, "знавшего" ответы на все тайны истории и мироздания). Советую всем 1-й том "Лекций по истории Древней Церкви" нашего великого Василия Болотова – настольной книге каждого студента, изучающего историю (см. о нём: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/chernorabochij-ot-istorii.2176/.).
 
Последнее редактирование:
Религия историков
Уникальный характер Христианства (недаром же День Рождения его Основателя стал всемирной точкой отсчёта Новой – Христианской – эры) лаконично выражают замечания французского историка Марка Блока:
«Можно, разумеется, представить себе религиозный опыт, ничем не обязанный истории. Для чистого деиста достаточно внутреннего озарения, чтобы верить в Бога. Но не в Бога христиан. Ибо христианство… – по сути своей религия историческая, то есть такая, в которой основные догмы основаны на событиях. Перечитайте "Credo": "Верую в Иисуса Христа..., распятого при Понтии Пилате... и воскресшего из мёртвых на третий день". Здесь начала веры являются и её основаниями» (Марк Блок. Апология истории, или Ремесло историка. Изд. 2-е, доп. М.: «Наука», 1986. С. 20). Работы этого замечательного «анналиста», одного из основателей одноименной школы («Анналистов»), серьёзно повлиявшие на развитие исторической методологии XX столетия, – крайне желательное чтение для каждого, стремящегося к историческому осмыслению прошлого и настоящего. По крайней мере – обязательное чтение процитированной работы (смотрите и в интернете: http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt, и др.).

В самом деле: чеканные формулировки Символа веры содержат лишь Имена Ипостасей Святой Троицы (и Иисуса Христа – Логоса Воплощённого) и Богородицы. Нет ни имени даже «величайшего из рождённых жёнами» (Мф. 11:11), ни имён апостолов. И вдруг – воспеваемое за каждой Литургией (и не только) имя римского префекта, ответственного за смерть Господа! Почему? Да просто потому, что это – единственная безусловная историческая мета (универсальной хронологической системы при утверждении Символа веры в IV веке ещё не было). Великие Отцы Церкви, составлявшие Символ веры, этим хотели сказать: Христос умер и воскрес не в мифологическое "время оно", а в конкретное время римского правителя (как уточнили позднее – между 26 и 36 гг.). Одновременно это и указание на место действия – не Олимп, где обитают античные боги, а реальная Палестина, так как Понтий Пилат был наместником Иудеи. Здесь – апофеоз христианского историзма.
P. S. О смысле эры "от Рождества Христова" см.: Рубан Ю. От Рождества до Сретения: Праздники Рождественского цикла. Изд. 2-е. / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). СПб., 2019. С. 25–27. А также: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ot-rozhdestva-do-sretenija.2146/#comment-33241#mladenets_iz_vifleema.
 
Последнее редактирование:
Предполагаю что имена первосвященников , которые были организаторами казни, были бы более не уместны , да и имя Ирода так же было бы ещё более странным в этом тексте. Если бы Понтий Пилат поступил как то по другому то как бы сбылись пророчества о Христе. Вообще меня иногда несколько удивляет то отношение к этому чиновнику Римской империи, тот негатив, очевидно потому что я бывший юрист, поэтому не могу понять тех претензий к чиновнику-язычнику . С таким же успехом можно было бы обвинять и римских воинов за то что они сделали, однако наверное все понимают что таковыми были нравы того времени и эти воины совершили в своей жизни множество подобных казней.

Имя же императора Тиберия так же было бы неверным в этом тексте, так как он не принимал непосредственного участия в этих событиях. Поэтому святые отцы руководствовались очевидно тем что наиболее уместно и время казни и обстоятельства связать с непосредственным земным судьёй имя которого среди христиан уже стало нарицательным и даже обросло легендами.
 
Последнее редактирование:
«Злодей» ли Понтий Пилат?

Отец Михаил!
Разумеется, то, что только имя римского наместника Иудеи внесено в Символ веры в качестве хронологической меты, – исторически безусловно и сомнений не вызывает. Относительно отношения к нему и его окружению всё не столь однозначно.

Вы пишете: «…Меня иногда несколько удивляет то отношение к этому чиновнику Римской империи, тот негатив, очевидно, потому что я бывший юрист, поэтому не могу понять тех претензий к чиновнику-язычнику. С таким же успехом можно было бы обвинять и римских воинов за то, что они сделали, однако, наверное, все понимают, что таковыми были нравы того времени и эти воины совершили в своей жизни множество подобных казней».

Не совсем так: бесповоротно негативного отношения не было, ибо появление различных легенд о судьбе Понтия Пилата и некоторых участниках трагедии как раз и свидетельствует о плюрализме мнений древних христиан. Они хорошо сознавали, что свершившееся было не без Божественного промысла. Здесь – трагическая «диалектика божественного и человеческого», говоря словами Николая Бердяева, – до конца человеку неподвластная. Мы уже касались диалога между ап. Петром и Учителем (Мф. 16:22–23). Человеческие чувства Петра вполне понятны. В апокрифическом письме царь Авгарь V Чёрный (личность историческая) обращается к «благому Спасителю» с предложением политического убежища: «Слышал… что иудеи ропщут на Тебя и хотят причинить Тебе зло. Город же маленький есть у меня и прекрасный, который достаточен для обоих». Его тоже можно понять. В ответ Христос (точнее, автор переписки) разъясняет ему смысл Своего прихода в мир (подробнее см.: https://azbyka.ru/days/p-tretiy-spas).

Разумеется, по-человечески к Понтию Пилату, насколько можно судить по его поступкам, особой симпатии быть не может; мне приходилось об этом писать (https://azbyka.ru/days/p-pasha-istorija-bogosluzhenie-tradicii#n7). Тем не менее, многие христиане не отказывали ему в возможности покаяния и обращения, что и привело к появлению апокрифов. Они отражают внутреннее (а не навязанное извне!) отношение древнехристианского сознания к этой «богочеловеческой диалектике», а потому не могут игнорироваться. Вы справедливо указываете, что внеисторические претензии к этому «чиновнику-язычнику» безосновательны. Он ведь действовал в рамках римской правовой системы. Конечно, Вы знаете «трактат» известного библеиста Александра Лопухина, посвящённый суду над Христом, в его книге «Законодательство Моисея: Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения» (СПб., 1882). Существует немало и современных работ на эту тему. Своё суждение высказывать не вправе: не юрист, не моя епархия.

Разумеется, жена Пилата, упоминаемая в Евангелии (Мф. 27:19), занимает здесь особое место: её легче всего канонизировать, что и сделали греки. А как относиться к воинам у Креста, просто бывшим «при исполнении»? Показательно, что их офицер, центурион (сотник), давно канонизирован с именем Лонгин, память 16/29 октября (см.: https://azbyka.ru/days/p-svjatoj-centurion). Таковы факты.

Поэтому канонизация Понтия Пилата – логичный шаг в сторону расширения божественной «икономии». Характерно, что это сделали представители Эфиопской Церкви, хранящей традиции первых веков христианства. То, что эта Древневосточная Церковь не состоит с православными в евхаристическом общении, смущать не должно: мы признаём благодатный характер её иерархии и таинств и с уважением относимся к самобытным агиографическим реалиям.
Здесь интересно замечание протоиерея Олега Стеняева в его очерке "Жена Пилата": "Я видел икону Понтия Пилата и его жены в Хургаде в Египте. Расспрашивал коптов о том, почему они их почитают. Мне сказали, что эта традиция восходит к самым древним временам. В Греческой Церкви её память совершается 27 октября по юлианскому календарю. Эфиопская Церковь совершает память Клавдии Прокулы вместе с её мужем Понтием Пилатом 25 июня. Заметим, что их почитают вместе – мужа и жену, и это один из самых ранних случаев христианского прославления четы. В нашей Церкви, кстати, таких святых супружеских пар мало. Из Предания известно, что Понтия Пилата и его жену казнили. …" (http://www.pravoslavie.ru/87482.html).
Думаю, в целом мы с Вами согласны.
 
Последнее редактирование:
Я конечно согласен что личность префекта Кесарии и прокуратура или лучше одного из четырёх властителей Иерусалима Понтия Пилата является уникальной. Судя по Символу веры, в котором он упоминается, святые отцы твёрдо знали что Пилат не был христианином до конца своей земной жизни. Благодарен Вам за то что упомянули трактат известного библеиста Александра Лопухина, посвящённый суду над Христом, я его не читал и теперь хочу ознакомиться.

Как то пытался отследить дальнейшую жизнь Пилата после Воскресения Христа, но понял что достоверных источников нет. То что археологи нашли камень с указаниями на то что Пилат был префектом Кесарии это уже радостно.
 
Как оценивать события прошлого?

Дорогой отец Михаил!
Вы правы: каждый интеллигентный христианин, для которого вера неотделима от знания (см. кондак праздника Богоявления: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ot-rozhdestva-do-sretenija.2146/#svjatoe_bogojavlenie_kreshhenie_gospodne), радуется тому, что историко-археологические изыскания последних двух столетий подтвердили историчность главных событий библейской истории. Даже будто бы «легендарная» Вавилонская башня нашла своё объяснение. А в 1961 году официозная советская историография, придерживавшаяся пресловутой «мифологической школы», испытала шок от Кесарийской надписи (см. выше): скрепя сердце пришлось признать историчность Понтия Пилата! (Неумолимая логика развития честной исторической науки привела к преодолению мифологической школы ещё в советский период: в 1989 году в издательстве «Наука» вышел прекрасный трёхтомник «История древнего мира», где в главе, посвящённой евангельскому периоду, его события и персонажи были впервые признаны безусловно историческими. Впрочем, это особая тема.) Кстати, гениальный Теодор Моммзен ещё в XIX веке писал, что, по своему статусу, Пилат должен был быть не прокуратором, а префектом. Его предположение блестяще подтвердилось!
Разумеется, Понтий Пилат "уникален"! У нас этот термин имеет часто оценочный характер, хотя переводится просто как "единственный". В этом смысле каждый человек уникален, хотя, разумеется, существуют в истории личности, уникальные в превосходной степени. Позволю себе несколько замечаний из области методологии истории.

Вы пишете: «Судя по Символу веры, …святые отцы твёрдо знали, что Пилат не был христианином до конца своей земной жизни».

Вряд ли мы можем быть столь категоричны. Распространённая (но извинительная) ошибка при оценке событий прошлого – подставлять своё сознание на место сознания древних: античные и средневековые люди жили в совершенно иной исторической реальности, и наши методы научной критики источников (окончательно сформировавшиеся лишь в XIX веке!) были им неизвестны. Начитанные авторы Символа веры несомненно были знакомы с легендами о Пилате, но здесь у них была не оценочная, а строго хронологическая задача. Впрочем, обратите внимание на нейтральную форму обозначения: Христос распят не «Понтием Пилатом» или «по приказу Понтия Пилата», но лишь «при Понтии Пилате»! Очень корректно: не обвинение, а лишь датировка, хотя вина с него, разумеется, не снимается. В первые века христианства – эпоху становления догматики в условиях ожесточённой полемики – имели хождение многочисленные трактаты «contra»: «Против ересей», «Против язычников», против отдельных людей... Но мне неведом ни один трактат под названием, например, «Против еретиков, считающих Понтия Пилата святым», или что-то в этом роде. А нынешние строгие судьи злосчастного префекта такие трактаты писали бы, имей они литературный талант. Ещё одно свидетельство отличия древнего оптимистичного от современного «пессимистичного» восприятия христианской Истории Спасения от Рождества Христова.

В этой связи важно методологическое замечание нашего великого Василия Болотова: «Апостольский период я не считаю относящимся к церковной истории. ... Митрополит Филарет относит этот период к библейской истории, и это справедливо по многим основаниям. … Библейская история имеет своим источником богодухновенные книги, в содержание которых мы веруем; вследствие этого мы лишаемся права ставить критическое исследование источников библейской истории с такою же свободою, как исследование источников позднейшей истории. Предмет библейской истории совершенно особый и имеет особое значение. Апостольский период в особенности отличается от тех, которыми занимается церковная история, тем, что вопросы, которыми занимались в этот период, имели принципиальное значение, и решение их было бесповоротно (курсив мой. – Ю. Р.)» (Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. I. Введение в церковную историю. СПб., 1907. С. 227–228; а также: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bolotov/lektsii-po-istorii-drevnej-tserkvi/1_19). (О его научной методологии см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/chernorabochij-ot-istorii.2176/.)

Древние христиане руководствовались не научной критикой источников, но, если так можно выразиться, оптимистичной верой в то, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Ясно, что канонизация жены Пилата и центуриона у Голгофы, на возможность обращения которых Евангелие лишь намекает (Мф. 27:19; Мк. 15:39), была обусловлена этой логикой становления церковного самосознания. Появление древнейших легенд (или преданий – термин несущественен) об обращении и мученической смерти Пилата лежит в русле той же оптимистичной логики. Повторяю: эти апокрифы отражали внутреннее и органичное развитие христианского богословия, а не были нарочитой фальсификацией (как некоторые памятники позднейшего времени). Потому историк не вправе их игнорировать, хотя, разумеется, далеко не всё в них надо воспринимать буквально.

Впрочем, мы вышли за рамки основной темы. Личность и конечная участь Понтия Пилата навсегда останется в мировой истории «знамением пререкаемым». Этот человек знал от испуганных стражников, что склеп Иосифа Аримафейского вдруг опустел, что ученики и умножающиеся последователи Царя Иудейского уверовали в Его воскресение, а иудейская верхушка усиленно распространяла версию о похищении тела Распятого и делала всё, чтобы этот позорный «соблазн» (греч. скандалон!) как можно скорее забылся. Несомненно, у него были разговоры с женой, а, быть может, и тайные встречи с учениками Иисуса… Мы никогда не узнаем о последних днях и часах трагической жизни Понтия Пилата; знаем лишь твёрдо, что конечный Суд принадлежит не нам. Мой скромный историко-хронологический этюд был призван лишь привлечь внимание к парадоксальному на первый взгляд появлению имени римского префекта в Символе веры. Думается, основную причину мы уяснили.
 
Последнее редактирование:
Дорогой отец Михаил!
Спасибо за внимание! Диалог с умным собеседником – всегда интеллектуальное наслаждение! В период Античности диалог (от диа-легонтай – "пере-говариваться") – основная форма философского познания. Вспомним "перипатетиков"; так же, "прогуливаясь" (!), беседовал с учениками наш Основатель христианства. Отсюда – литературный жанр диатрибы: это – диалог с воображаемым собеседником, который умело использовал и классически образованный апостол Павел (см.: https://azbyka.ru/days/p-vozvrashchenie-v-dom-otchij; https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/zapovedi-i-ili-svoboda.2092/), и Отцы христианской Античности, особенно свт. Иоанн, получивший титул "Хризостом" (Злато-устый). Потом об этом забыли. (Если не ошибаюсь, один почтенный иерарх XIX века, воспитанный в иной традиции, называл свт. Иоанна многоречивым "болтуном". Источник не могу указать; слышал от кого-то из преподавателей в студенческие годы.) Когда-то мне посчастливилось приобрести "Диалоги" Платона в старом издании. Один из переводчиков – гениальный Владимир Соловьёв. Кстати, его "Три разговора" – завещание в буквальном смысле слова – не уступают по литературному изяществу и философской глубине платоновским диалогам. Когда-то в студенческие годы получил этот соловьёвский диалог в зарубежном издании в подарок от старшего друга – отца Ианнуария (Ивлиева). В нём можно найти ответы едва ли не на все вопросы современности. Моё любимое чтение.
Да, некоторые периоды истории не избалованы материальными фактами. В школьные годы мечтал о "машине времени"; вероятно, потому и стал историком. Как известно, "рукописи не горят", и научные истины, основанные на "предании" ("передаче"), всё равно торжествуют, хотя иногда почему-то не спешат (не будем упрекать в этом Промысл). Кто бы мог подумать, что "легендарный" Понтий Пилат протянет нам свою руку в буквальном смысле слова, и в музее мы можем её пожать?! А какие ещё открытия ждут нас в дальнейшем?!
Кстати, 10 августа исполняется 90 лет со дня смерти не менее "легендарного" – хотя и в другом смысле – человека. Считаю его своим "виртуальным" дедушкой и учителем...
Поздравляю с памятью "Мудрейшей из русских жён" (https://azbyka.ru/days/p-krestiteli-russkoj-zemli)! Желаю сугубой помощи Божией в пастырском служении, учитывая его место. Я родился в Краматорске. Прошу молитв!

P. S. Обсуждать философские вопросы можно было не только в роще Академа (отсюда "Академия"), прогуливаясь (περι-πατέω, перипатέо – "ходить кругом", "прохаживаться"; отсюда название школы – "перипатетики"), но и на пиру с друзьями. Все знают – хотя бы по названию – знаменитый диалог Платона "Пир", или "Пиршество" (в переводе Вл. Соловьёва). Оригинальное название – Συμπόσιον, Симпόзион, букв. "совместное распитие вина", "попойка" (смешит французский перевод – «Bunquet»). В русле этого диалога – знаменитое по форме подражание "Пир десяти дев, или О девстве" свт. Мефодия Патарского (Олимпийского, Олимпского), +312 (https://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpijskij/pir-desjati-dev-ili-o-devstve/9).
 
Последнее редактирование:
Обязательно помолимся всей общиной. В Вас чувствуется очень большая эрудиция (простите что хвалю), поэтому Вы и больше даёте в общении. Так как видно что Вы учёный муж, то и учение от Вас воспринимается легко, так как расширяет способность осмысливать факты с разных сторон. У нас сейчас какое то странное время, так что сугубо молимся и святой равноапостольной Ольге и великому князю Владимиру, надеемся что их заступничеством установится порядок в уме и душах наших правителей.
 
Дорогой отец Михаил!
Да, наша история трагична. Думается, лучше всего её характер выражают поэтические строки Булата Окуджавы:
«Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба – то гульба, то пальба...»
(из «Песенки о Моцарте»).

Мы любим крайности, живём ими. Или разбойник – или святой! А просто законопослушных людей презрительно называют «мещанами». Некоторые разбойники становились монахами и причислялись к лику святых, как разбойник Опта (Оптий) – основатель знаменитой Оптиной пустыни.

Бравый Генерал из соловьёвских «Трёх разговоров» правильно указывал, что в наших Святцах половина людей – князья, то есть люди военные, «экстремалы» (в хорошем смысле), как говорит молодёжь, а половина – монахи – «духовные воины», – тоже «экстремалы», – люди, не живущие обычной жизнью, то есть в семье и с детьми. До канонизации св. Иоанна Кронштадтского, кажется, в Святцах не было ни одного женатого священника (ситуацию изменили новомученики). А ведь первое чудо Христос не случайно совершил на браке в Кане Галилейской, благословив этим нормальную семейную жизнь.

В дни памяти равноапостольных Крестителей Русской земли свв. Ольги и Владимира уместно задуматься об истоках нашей христианской истории: (https://azbyka.ru/days/p-krestiteli-russkoj-zemli; https://azbyka.ru/days/p-sozdatel-russkoy-kultury). Поздравляю всех именинниц и именинников.

А за правителей и политиков следует усердно молиться и дарить каждому икону «Прибавление ума». Поможет?

Хвалить меня, раба лукавого и ленивого, не нужно. Это моя работа и ответственность пред Богом, замечательными учителями и историей. Разумеется, приятно осознание своей помощи ближнему. Пишите, если могу чем-то помочь.

Да, вскоре после памяти князя Владимира воспоминаем Великого Пророка Ветхого Союза-Завета, не случайно беседовавшего со Христом на Фаворе. Он – и его ученик – обозначили границу древнего периода моисеевой религии (https://azbyka.ru/days/p-groznyj-prorok). Вскоре появятся Амос и Осия, чьи богооткровенные строки положат начало прямой дороги к Новому Завету. А ещё один Пророк вскоре ясно скажет о смысле этого принципиально Нового Союза-Завета Бога со всем человечеством и впервые употребит этот привычный для нас термин за шесть веков (!) до Тайной Вечери. Немного об этом писал.

Впрочем, это особая тема. Прошу молитв также о матушке иподиаконице Марии, как её называет один Архиерей, и о чадах Иоанне, Никите и Анфисе. На князя Владимира – день рождения покойной мамы, Веры. Прошу помянуть.
 
Последнее редактирование:
Имена переписал, будем молить Бога о милости. Жду шестое чадо, прошу помолиться о Татьяне жене моей, если будет Божья милость то назову сына Серафимом. Признателен за переписку.
 
Отец Михаил!
Спасибо за молитвы и понимание. Это редкое качество на современном общем уровне. Будем молиться за матушку Татиану и будущее чадо. Вы "пламенеете" о славе нашей Православной Церкви, и потому имя будущего сына вполне оправдано. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Серафимы).
Да, детей должно быть много, особенно у священников. У моего преподавателя церковнославянского языка отца Александра Кудряшова в Духовной семинарии было 10 детей! У крёстного (и диссертанта по МинДА) моего Никиты протоиерея Ростислава Соловьева шестеро детей: знаменательно, что сначала – трое сыновей, а потом – трое дочерей. Последняя родилась 7 декабря (по н. ст.) 2018 года; проблем с выбором имени, как понимаете, не было. А Вы не были в его благочинии - город Лида (Беларусь, Гродненская обл.)? Там сохранился уникальный средневековый замок (14 в.), во дворе которого проходили рыцарские турниры; восстановлена домовая церковь.
А у крёстного Анфисы – протоиерея Сергия Стольникова, настоятеля Казанской церкви в Чудово, – пока пятеро детей. В этом богоспасаемом граде (ок. 100 км от СПб по Московской ж/д; Новгородская митрополия), по моему мнению, должен побывать каждый православный христианин (и не только). В 10 км от Казанской церкви – село Грузино на высоком холме у "Седого Волхова", где, по преданию, побывал апостол Андрей Первозванный (https://azbyka.ru/days/p-apostol-rusi) после Днепровских берегов. Недалеко – также Селище, где поражают внимание циклопические развалины "Аракчеевских казарм" с домовой церковью (ни у кого пока нет средств на восстановление); там проходили "летнюю стажировку" военные, в том числе и Михаил Лермонтов. Об этом извещает мемориальная доска.
При имени "Чудово" всегда вспоминаю смешной (но и грустный) рассказ отца настоятеля: однажды к церкви подкатил большой автобус с паломниками (из какого города – не знаю). Из оного вышел степенный батюшка-экскурсовод с длинной бородой и строго спросил: "А ну показывайте, где тут у вас "Чудов монастырь"! Быть может, надо было заодно показать и останки Гришки Отрепьева – Лжедмитрия I? Занавес падает: элементарным образованием многие наши современные пастыри не избалованы. А мы ещё удивляемся нападкам на Церковь!
Центр – Великий Новгород, столица Северной Руси, в описании не нуждается. Не побывать там – "смертный грех"!
Да, хотел ещё сказать, что Апостольское чтение 6-й недели по Пятидесятнице – важное и назидательное (https://azbyka.ru/days/p-ravenstvo-ljudej-i-razlichie-darovanij). На Апостол редко проповедуют, а жаль! Быть может, пригодится в следующем году, когда не будет совпадать с памятью св. Князя Владимира.
А ещё вспомнил о вечно актуальной теме 9-й Недели на апостольское чтение, на которую проповедовал в Юрьевом монастыре Великого Новгорода. Посмотрите. Пригодится: https://azbyka.ru/days/p-ispytuyushchiy-ogon-poslednego-dnya.
Пишите мне приватно, мэйл легко узнаете на "Азбуке веры". Там же смотрите годовые воскресные и праздничные лекционары. Будут полезны и Вашим коллегам. Пишите при необходимости. Буду рад помочь.
 
Последнее редактирование:
Обязательно напишу лично, не хватает общения с людьми ищущими. Когда был под руководством настоятеля было хорошо, сейчас как то сам по себе. Конечно можно обратиться к архиерею по тому или иному вопросу, но уровень владыки очень высок, да и загружен он очень. Духовенство Бердянской епархии образовано, владыка пригласил в собор священников которые преподавали в Киевской семинарии и выпускников славной Одесской семинарии, но бытовые проблемы как Вы знаете для каждого священнослужителя это иногда очень серьёзное испытание. Испытываю какой то духовный голод, потому что знаю , только разговаривая с человеком пламенным в вере можно двигаться вперёд, но таких искренних собеседников крайне мало. Почему то все разговоры заканчиваются темой о новых марках машин, что меня мало интересует, так как у меня нет даже велосипеда...)))
 
Последнее редактирование:
Отец Михаил! С Праздником! Мои поздравления семейству и приходу! Показывали крестный ход в Киеве. Впечатляет. О трудностях служения в сане и говорить нечего – иногда они критичны, но ведь это те искушения, о которых предупреждает Священное Писание и опыт Церкви. Святого Иоанна Златоуста водили по местам ссылки пешком, даже старой колесницы или осла не дали. А "иномарки" у него даже в период Патриаршего служения не было, и его искренняя христианская простота сильно раздражала двор, столичных сановников и прикормленное богатое духовенство (забывшее о жизни Христа и апостолов и неправедно осудившее своего Архипастыря с подачи политиков), считавшее это нарочитым вызовом или обличительным "юродством". На одном из участков горной дороги силы оставили старца; он попросил стражников остановиться, лёг на старый плащ и умер, не дойдя до Питиунта (Пицунды), где его ждал не дом отдыха. Последние слова Святителя: "Слава Богу за всё!"
В период политической свободы (вседозволенности) людям в чём-то даже труднее, чем при советской власти. Это парадокс, но так считают опытные пастыри, прошедшие старую школу. И поведение молодых пастырей об этом свидетельствует. Важно не соблазняться материальными возможностями и не ронять свой богословский уровень даже в деревне. В старые времена в число сельской интеллигенции входили священник, учитель и врач. А велосипед – вещь полезная! Любил с детства; ездил на рыбалку и даже зимой с ребятами из велосипедной секции гонял по лесным тропинкам и лыжне. Сейчас у нас со старшим сыном один "железный конь" на двоих, подаренный настоятелем (прежний украли при переезде). Из своего подросткового велосипеда Ваня вырос, нужен свой. Копим. Желаю помощи Свыше и от благодарных прихожан.
 
Последнее редактирование:
В этом выразился и утвердился принцип самого Иисуса Христа и Св. Евангелия о прощении и молитве за врагов.
 
Аминь! "Ничесоже вопреки глаголю!" Спасибо за критерий - для подлинных христиан единственный - Евангелие Христово. Часто о нём даже не упоминают. Но - бойтесь закваски фарисейской! - недаром предупреждал Спаситель: многие формальные "христиане" живут не по евангельскому, а по партийному принципу, питающему их злобу на "неправоверных" (носители "правоверия" - только они, как думают в маниакальной гордыне), - то есть людей и с "неправильной" национальностью, и с "неправильным" носом, и вообще - цветом лица (д-р Геббельс с его "лицевым углом" зачислил бы их в сотоварищи) и с другими "неправильностями". Иисус Христос ошибался в своём "либерализме": еретик-самарянин нам не ближний! Без "борьбы с врагами" (как и большевики) они жить не могут, потому что не имеют в себе положительного содержания, как эти адские существа у Достоевского: "... и будут гореть в огне злобы своей вечно...".
 
Последнее редактирование:
Мне кажется Понтий пилат тоже виноват, но в гораздо меньшей степени чем, те же начальники иудейские. Про это я говорю судя по словам Христа, который сказал что на народе который кричит, чтоб распяли Христа больше греха чем на том же Пилате.
Но встаёт вопрос насколько виновен Пилат, ведь он отдал на распятие не только Христа но и своего создателя бога. Я пишу бога потому что в начале евангелия от Иоана написано что Христос пребывал в недрах божьих. По этому я думаю что творение божье в виде начальников иудейских и в лице самого Пилата осудило на смерть не только Христа но и самого бога. И бог чувствовал ту же самую боль как и Иисус. когда Христа бичевали, ту же самую боль что и Иисус чувствовал сам наш творец, когда Христу вбивали гвозди в руки и те же мучения со Христом испытывал бог пребывая в месте с ним на кресте. Только перед самой смертию Христа на кресте бог отшел от Иисуса.
Мог ли Пилат заглушить недовольство иудейского народа и помиловать Иисуса. После долгих размышлений я понял что свободно мог.
Да скажи Пилат например слова - кто против Христа тот не друг кесарю. То я думаю пылкости у Иудейских начальников намного бы по убавилось. Ведь Пилат знал что Христос праведник и чудотворец, и мудрец.
Пилат своей властию свободно мог оправдать Христа и сохранить свою власть но он находился во тьме. Законы божьи и сам бог неизменны во все времена. По этому хоть как крути, но у Пилата есть вечная вина не только перед Христом но и перед самим создателем.
 
Последнее редактирование:
Сверху