Почему священник так поступил? 3

Эта запись является частью серии записей Почему священник так поступил?
Почему священник так поступил?
Часть 3
(см. Часть 2, Часть 4)

Здравствуйте, отец К. Я хочу рассказать Вам историю короткой жизни маленького, но в тоже время большого человека. И может быть Вы мне дадите ответ на мои вопросы. Так вот, где то в одной глухой деревне, под Комсомольском - на-Амуре, жили мальчик Артем и его старшая сестра Маша. Родители их беспробудно пили. И допились до того, что папа убил маму! Артема с сестрой отправили в детский дом, а папа попал в тюрьму. Шло время и когда Маша выросла, вышла замуж и встала на ноги, она оформила опекунство и забрала Артема из детского дома. Теперь уже с новой семьей (которую составляли многочисленные родственники мужа) Артем с Машей перебрались в более цивилизованное село Малеево Рязанской области. Там они купили очень маленький бревенчатый домик и стали там жить. Они стали разводить коров и продавать молоко. Артем работал наравне со взрослыми. Пас коров, вычищал стойла, косил и собирал в снопы сено и помогал по хозяйству. Деревенские жители его жалели, так как Артем был очень загружен работой. Он был очень добрый и благодарный мальчик, свою работу выполнял с удовольствием. Он очень любил животных. Все случилось когда Артем растапливал баню. Газовый баллон, стоявший возле бани, упал и каким-то образом из него начал выходить газ. Газ, а вместе с ним и баня вспыхнули и начался страшный пожар. Артем оказался заперт огнем в бане и долго не мог оттуда выбраться. Один из родственников смог оттащить горящее бревно, преграждавшее выход из бани и Артем начал выбираться из бани, но в проеме банной двери висела синтетическая шторка. Она загорелась и упала на Артема, когда он выбегал. Тем не менее, уже горящий Артем выбежал из бани и бросился к своей приемной бабушке. Она отпрянула от него в испуге. Видевший все это дедушка в первую очередь начал спасать от огня имущество, а не горящего ребенка. Артем потушил себя сам, упав и катаясь по земле. После этого, бедный ребенок с ужасными ожогами схватил вилы и стал отгребать сено от горящей бани. А потом побежал открывать ворота, что бы выгнать скот. Подъехала скорая, Артем самостоятельно в нее сел, рассказал врачам как его зовут, где живет, номер телефона родной сестры и о том, как ему очень больно. Артем просил врачей все время с ним разговаривать, так как боялся впасть в беспамятство. В больнице Артему сделали уколы обезболивающего и снотворное, что бы ребенок уснул и не чувствовал боли. Больше мальчик не проснулся. Он умер не следующее утро от болевого шока. Его сердечко не выдержало страшной боли. Тело Артема обгорело на 85 процентов. Обгорела спина, руки, ноги, обгорели волосы на затылке и обуглилась половина уха. А в месте с этим сгорел алюминиевый нательный крестик, который Артем купил себе сам. Но самое страшное то, что Артема не отпевали и не предавали земле, так как мальчик оказался не крещеный. Его сестра сама, оказывается, крестилась со своим сынишкой два года назад. Артем тоже хотел креститься, но в целях экономии его не стали крестить. Ему пообещали, что позже крестят его и он терпеливо этого ждал. А пока купил себе самый дешевый крестик на веревочке и носил его, что бы хоть как то быть ближе к Богу. Я пытаюсь понять в чем виноват Артем. Неужели он виноват в том, что не был нужен никому, кроме своей сестры. Да и кто мог заниматься его духовной жизнью и крестить его? Пьяная мать или уголовник отец? Детский дом или новая родня, для которой он был приживалкой? На похоронах по настоящему плакала только его сестра Маша. Я хотела бы узнать – что можно сделать для спасения души Артема. Может быть в частном порядке как то можно Артема предать земле? Ведь он не виноват, что его не крестили. Он всего лишь пятнадцатилетний ребенок, который хотел любви. Я очень надеюсь, что Вы сможете помочь Артему, а я сделаю все от меня зависящее. С уважением Анна.

Дорогая Анна. Не можем мы отпевать и поминать на Божественной литургии людей, не принадлежащих Церкви. Это не связано с какими-то амбициями, отрицательным отношением к некрещеным, это связано с самой природой Церкви. Церковь – не структура, не партия, куда можно «записать» человека и после смерти, а живой организм. Это люди, соединенные живительной связью со Христом. От Христа в крещеных переливается животворящая сила, благодать. Если нет этой связи, если она через Таинства Крещения и Миропомазания не установлена, то после смерти ее никак не установить. Это как желать перелить кровь человеку, для поддержания его жизни, а трубки не подвести…

В Древней Церкви пытались крестить людей после смерти (Ап. Павел на этот обычай намекает: 1 Кор. 15, 29), но потом это было запрещено.

Но Церковь никогда не учила, что некрещеные – погибнут. Тем более, если в человеке было желание соединиться с Господом. На древних гробницах писали: оглашенный (вернее, писали – катехумен, но по-русски это слово мы переводим как оглашенный). Этим указывалось, что человек хотел стать членом Церкви, но не успел.

Господь знает душу этого юного оглашенного, носившего алюминиевый крестик и желавшего, но не успевшего принять Таинство Крещения. И воздаст ему по Своей огромной Любви.

Что мы можем сделать для этого юноши? Молиться о его бессмертной душе в домашней молитве, негласно поминать его – в храме. Буду и я о нем молиться, думаю, и те, кто прочитал Ваше письмо.

Здравствуйте дорогой батюшка.
Я с большим интересом читаю и смотрю Ваши статьи и фотографии в блоге.
Очень интересно, познавательно, узнаю для себя много нового. У меня вот такой вопрос:
В нашем храме когда в конце Божественной литургии все подходят к батюшке целовать крест, бывает, что батюшка как-то начинает махать крестом, что даже можно не прикоснуться к кресту, а потом опять батюшка стоит спокойно и можно поцеловать крест, может быть он так торопит прихожан, когда в храме много народу?
Надо ли целовать руку священнику после креста?
С уважением Ольга

Вот это загадка:). Никакие церковные правила такого не предписывают. Наоборот, положено, чтобы, даже осеняя людей крестом (например, на Великом входе) священник не наклонял крест верхней частью вперед, а держал его ровно. И ровно чертил в воздухе знак креста.

Почему Ваш батюшка машет крестом? Лучше всего спросить у него самого. Можно спросить в такой форме: «Батюшка, я смущаюсь, когда Вы крестом размахиваете. Так положено? Это что-то значит?»

Насчет руки – как хотите. Предписаний на этот счет нет, есть благочестивые обычаи. Где-то целуют руку, и священники этому учат прихожан, где-то не целуют. Обычно не целуют в монастырях (целуют крест на поруче), чтобы не искушать монахов прикосновениями губ.

Уважаемый отец Константин!
Общаюсь на светском форуме, имею там много подруг, симпатичных мне людей. И вот один раз всплыло обсуждение именно этой темы. С "классической" завязкой: автор темы была в храме, священник грубо разговаривал с прихожанами, на кого-то накричал, кого-то прогнал за отсутствие крестика на шее. Разумеется, нашлись тут же другие участники форума, с которыми произошло нечто подобное и теперь "ноги их там не будет". Одна моя подруга изо всех сил доказывала, что все, что делают священники - Промысел Божий. Если накричал, если выгнал - значит, так было надо для их духовного роста. Что надо не обижаться, а принимать это со смирением. И что обсуждать поведение священников - вообще грех.
Думаю, вы понимаете, что никого она этим не убедила - напомню, форум светский.
Я заняла "промежуточную" позицию - попыталась объяснить, что священник тоже человек, и работа у него такая же напряженная, как у учителя, врача или милиционера, поэтому надо относиться с пониманием к срывам. Но с тем, что это Промысел Божий и так было надо - не согласилась.
Как бы вы посоветовали православному человеку вести себя в такой ситуации? Или вообще воздерживаться от участия в подобных спорах? Но ведь получается вроде трусости - ругают твою Церковь...
Марина (из Нижнего Новгорода)

Дорогая Марина. Да, есть такие священники. Ну и что? Это же вопрос личной культуры. Вы спросите подруг на форуме: вот они приходят к хирургу с болезнью. И тот начинает грубо говорить: Не лечились, сами себя довели, режим не соблюдаете, едите непонятно что…
Вопрос: как Ваши подруги отнесутся к такому «разносу». Едва ли им будет приятно. Но скажется ли это на их желании лечиться? Не верю, что хоть кто-то скажет, что уйдет из больницы и ноги его там больше не будет.
Нормальный человек подумает: «Хирург устал от людей, от человеческой глупости, у хирурга свои проблемы, которые он не может держать в себе, а выплескивает на других».
Менее адекватный скажет: «Пойду в ту больницу (какой-нибудь Евромед), где мне будут улыбаться».
Лишь совсем неадекватный, откровенно говоря – ненормальный, человек скажет: «Лучше помру, а лечиться у этих грубиянов не буду. Раз они так со мной, таким хорошим, так разговаривают, значит, их медицина – выдумка хитрых и жадных врачей».

Мне кажется, что на серьезном уровне обсуждать тему некультурности или грубости священников просто несерьезно. Это вопрос воспитания. Вас же не ранит, что кто-то где-то малокультурно поступил. Это его, в конце концов, дело. Вы будете требовать культурного поведения от мужа, от своих детей, но едва ли будете от чужого человека,
Еще раз напомню: священников никто не учит культуре общения. Это закладывается в семье, а не в Семинарии и Академии.

Как себя вести, если попали в такую переделку, что священник Вам грубит? Интеллигентно спросите его, почему он так делает? Если это не помогает, предупредите, что Вы обратитесь к благочинному. Или напишите в Епархию. И Вам объяснят, почему священник грубо разговаривает с людьми.

Я бы на вашем форуме (где много симпатичных людей) задал бы такой вопрос для всех участников: «Друзья, что сделали лично вы, чтобы помочь нашим пастырям стать лучше? Чтобы помочь Русской Православной Церкви стать лучше, чем она есть?»

Вообще всем, кому интересно, какие проблемы поджидают пастыря, когда он выходит на свое служение, я бы посоветовал прочитать замечательную книгу: «Православное пастырское служение». Ее написал 60 лет назад выдающийся богослов архимандрит Киприан (Керн). Написал не для мирян, а именно для священников.
Первая часть книги немного скучная, а вторая очень интересная и отрезвляющая.
На страницах этой книги архимандрит Киприан не раз вздыхает о некультурности иных священников и призывает всех над этим работать.

Здравствуйте, о.Константин!
Однажды я пригласила священника пособоровать старенькую бабушку, которая как раз сломала ногу. После соборования я спросила ее, не хочет ли она исповедаться (мы с ней предварительно об этом говорили). Она согласилась, но священник сказал, что не нужно, т.к. соборование смывает все грехи. Я тогда была поражена, поскольку знаю, что это не так, но виду не подала. Не знаю нужно ли было что-то сказать и что именно.. И почему священник мог такое сказать?
С уважением, Екатерина

Дорогая Екатерина. Считается, что Таинство Соборования действительно освобождает от грехов. Вот как об этом Таинстве пишет Апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

На основании этих слов некоторые священники считают лишним совершать исповедь над соборовавшимся человеком. А некоторые все равно исповедь проводят, считая, что лишний раз человеку подумать о грехах будет только полезно.

Здравствуйте, отец Константин!
Большое спасибо Вам за Вашу работу и за то, что именно Вы начали такой проект.
Мой вопрос. Я верующая, но не воцерковленная. В церковь хожу "по зову души" с 14 лет, православием интересуюсь примерно столько же, читаю, размышляю. Свою маленькую дочь регулярно носила к Причастию. И однажды почувствовала, что тоже испытываю потребность в Причастии. Не только на духовном, но даже на физическом уровне. Почувствовала необходимость этого для себя.
Я знаю, что для этого нужно исповедоваться, а т.к. в своей жизни я практически не исповедовалась (один раз был в детстве, и один раз я приходила к исповеди перед родами, когда мне почти сразу отпустили грехи), то нужно исповедаться за всю свою жизнь. И я пошла в церковь рядом с домом, отстояла службу, а после службы стала ждать своей очереди, чтобы задать вопрос священнику, как правильно подготовиться к такой непростой исповеди, и когда на нее удобнее прийти, ведь всю свою жизнь можно очень долго рассказывать, а кроме меня будут и другие люди. В тот день на вопросы отвечал священник, который мне очень нравился. Он всегда улыбался, прихожане его любят, и даже свечница (хотя обычно мне попадаются какие-то суровые служительницы храма) подошла вдруг ко мне и сказала: "О, вы к о.И. идете с вопросом? вам очень повезло! он такой человек, что даже может принять исповедь не в положенное время". И на душе у меня посветлело. Передо мной задавала вопрос молодая девушка, видимо, старая знакомая о.И. и регулярная прихожанка. Я сделала такой вывод по их лицам - они долго и увлеченно о чем-то беседовали, о.И. шутил и улыбался. Когда подошла моя очередь, я задала свой вопрос - "Здравствуйте, я хочу исповедаться за всю жизнь, т.к. настоящей большой исповеди у меня еще не было" и не успела договорить, как о.И. изменился в лице, отвел глаза и заговорил совершенно отчужденным тоном, что он не знает, есть ли в нашей церкви такие священники, которые способны принять такую исповедь. Я стушевалась, попробовала еще раз задать вопрос, как мне быть. Но ответа так и не получила. О.И. сказал, что сам не знает, когда будет его очередь принимать исповедь, сказать мне точно ничего не может, но я могу попробовать прийти в воскресенье утром, и может, батюшка меня и будет слушать, но он не уверен. И все это совершенно холодным тоном, не глядя на меня. Я ушла и долго плакала, т.к. очень больно, когда идешь к священнику с чем-то, к чему долго готовишься, превозмогаешь внутренний страх, а в ответ получаешь такую реакцию. Я долго думала, почему священник не обрадовался тому, что кто-то, пусть и не из его знакомой паствы (я хожу в церковь редко, когда есть возможность, а всю службу стою еще реже, каюсь) хочет исповедоваться и воцерковиться. Почему вообще в православной церкви приходящие к вере сами должны бегать за священниками, а не священники за ними. Может, для того, чтобы укрепиться в своем желании? Но у меня пропало желание воцерковляться. Мне хорошо в церкви, я читаю молитвы дома и крещу свою дочь перед сном. Но я не хочу воцерковляться через унижение, через отторжение. Мне кажется, что приход к Богу должен быть радостным, что в церковь надо идти без страха, что простой человек не должен испытывать страха перед священником. Я очень хочу причащаться, и не понимаю, почему я лишена такой доступной всем радости. Ведь пока я не исповедаюсь - я не имею права причаститься. А как исповедаться, к кому идти, куда - я не знаю. Перед Богом сама я уже многое исповедала, но ведь Причастие доступно только в церкви...
В моей жизни были уже случаи, когда я шла с какой-то болью, а священник мне говорил что-то вроде - "да из-за таких как ты Христос страдает. небось ешь колбасу в Пост?". Я знаю, что священники - люди, и что их искушают гораздо больше, чем нас, простых людей. Что на них лежит огромная ответственность. Но как быть человеку, у которого есть вопросы? Ждать случая, когда Бог однажды приведет к "своему" священнику? Молчать? Я молчу, давно молчу, хотя у меня за много лет интереса православием, чтения, накопилось очень много вопросов. Я часто представляю, что я беседую со священником, настолько мне не хватает этого общения.
А в случае с о.И. что я сделала не так? Возможно, он не хотел принимать исповедь у человека, которого он не знает, и мне нужно было сначала полгода каждую неделю ходить на службы? Как мне кто-то сказал, священники не любят "захожан" и "прохожан". Но ведь условия жизни у каждого разные. И не нужно судить о людях по количеству прочитанных молитв и отстоянных в церкви часов.
Прошу прощения за долгое письмо.
Н.

Дорогая Н.
Я не знаю, почему у отца И. была такая реакция. Могу предположить, что он… испугался длинной исповеди, так как сзади стояли люди и он понимал, что не успеет всех исповедовать.
Когда у меня мало времени и подходит человек, который хочет за всю жизнь исповедоваться, я говорю, что сегодня это невозможно, но человек может прийти в будний день и я его исповедаю. Более того, если человек хочет очень серьезно продумать всю жизнь, то за один раз это сложно осуществить. Можно такую исповедь разделить на несколько частей.

Не вариант, дорогая Н., не ходить на исповедь и Причастие. Да, проблема нехватки времени у священников есть, а на иных приходах она стоит прямо-таки катастрофично. Вы, наверное, слышали, что Патриарх Кирилл сейчас запустил программу постройки храмов в шаговой доступности. В одной Москве намечено строительство как минимум 200 храмов. СМИ представляют это как что-то плохое, постоянно читаю какие-то безумные выпады против этой программы, а ведь всего-то это делается для того, чтобы каждый человек дошел до храма и каждый мог поговорить со священником.

Что делать, если хочется подробно исповедаться, а у священника в вашем храме такой возможности нет? Можно сделать так: продумайте свои грехи, сделайте выводы, покайтесь в них перед Богом. Потом придите с написанной исповедью в храм. Будет священник Вас слушать или ничего не скажет и сразу порвет бумажку – какая разница. Исповедь Вами совершена. Ведь исповедь подразумевает раскаяние души, а не произнесение вслух.

Есть и такой вариант: Поищите храм, в котором мало людей. Храмы в городах перегружены, но если вы отъедете километров 40 от города, вы найдете прекрасные церквушки, в которых у священников больше времени. Посмотрите на сайте вашей епархии, какие храмы есть в пригородах. Возможно, там даны телефоны этих храмов. Позвоните, договоритесь со священником о встрече. Может быть Вы в лице какого-нибудь сельского пастыря найдете духовника и друга на всю жизнь.

И последнее: Все, что с нами случается, нужно осмыслять смиренно, как попущение Божие. Может быть, это лукавый искусил священника так поступить. Или Вас искусил увидеть такую реакцию, а она была в реальности немного другой. В любом случае, лукавый своей цели добился и в адском мире, от начальства получил повышение:). Вы не приступаете к Таинствам.
Не дайте лукавому Вас победить!

Дорогой отец Константин, мой вопрос касается назначения и отмены епитимьи.
История вопроса такова. Меня долго уговаривали креститься – тетушка, школьная подруга, сын. И вот как-то сын принес мне книгу свт. Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (и я считаю его своим «крестным»: именно он до меня достучался). А потом я стала слушать протестантское радио «Теос» и католическое радио «Мария» (православных радиостанций тогда, в начале 1999-го, еще не было; или был, кажется, уже «Православный Петербург», но он у меня как-то не пошел). Там были интересные передачи, а на «Теосе» по четвергам давался прямой эфир православным священникам. Это были Вы, батюшка, и прот. Борис Безменов, и я, можно сказать, жила от четверга до четверга… Креститься ли мне в Католической или в Православной Церкви – этот вопрос для меня не стоял: конечно, в Православной.
В марте 99-го я крестилась, а в мае услышала на «Марии» объявление о том, что для работы на радио требуются волонтеры. И я туда помчалась: мне, новокрещенной, как воздух нужно было общение с верующими людьми. Меня взяли. Я должна была принимать по телефону и записывать вопросы к священникам и молитвенные просьбы. Работать там мне нравилось, тем более что среди «штатных» сотрудников и среди приходящих на эфир священников были и православные.

А где-то через месяц сын спросил, взяла ли я благословение на эту работу: радио-то католическое. Я тогда ходила в маленький, еще дореволюционной постройки храм недалеко от того места, где мы тогда жили. Настоятелем и единственным священником там был отец А. Причащалась – и, значит, исповедалась – я тогда редко, мне достаточно было просто быть на службе, это уже было для меня тогдашней очень много. Так что со священником этим каких-то особых контактов у меня не было, он меня практически не знал. И вот, когда подходили после службы ко кресту, я задала свой вопрос... «Упаси Боже! – в ужасе воскликнул отец А. и даже отвел от меня крест. – Не только что работать там, СЛУШАТЬ это радио нельзя!»
Придя на радио, я поделилась этой новостью со своими православными коллегами. «Это, конечно, вопрос послушания… – задумчиво сказал один из них, ведущий В. – Но нам будет жаль, если вы уйдете». И я – не ушла… А потом институт добровольцев ликвидировали и оставили одну из нас, пятидесятницу, на штатной основе.
Было все это в декабре, и, помню, когда однажды я пришла на исповедь перед всенощной и стояла в таинственной полутьме храма, меня замучила совесть. И я решилась признаться, что не послушалась запрета на сотрудничество с католиками. «Так… – произнес отец А. – Сколько ты там месяцев работала? Семь, говоришь? Значит, так: на семь месяцев отлучаю от Причастия. А по пятницам – стакан воды и кусок хлеба». – «А я еще и в протестантском издательстве работаю…» (С июля я по договорам сотрудничала с одним протестантским издательством: работа на «Марии» была во славу Божию, а жить на что-то надо было.)
«Ну, ты, матушка, даешь!» – искренне удивился батюшка. «Ну, и что же мне теперь делать – уходить? Жить-то мне с сыном на что-то надо…» – «Уходить».
И я ушла… Перебивалась социологическими опросами.
На Благовещение отец А. смилостивился и допустил к Причастию. Но епитимью раньше времени не снял.
И надо же было так случиться, что мне предложили работу редактора опять-таки в Католической (!,,) Духовной семинарии. Я сказала о своей проблеме. Решать надо было срочно: мне там дали на получение благословения три дня. И я подумала о тех православных батюшках, которые сотрудничали с «Теосом». Получилось так, что отец Борис в тот день, когда я пришла к нему в Муринский храм, был занят и не мог уделить мне время. Тогда я позвонила в Троицкий собор, куда за несколько месяцев перед тем Вас перевели (услышала об этом по «Теосу»), узнала, когда Вы дежурите. И через два дня к Вам пришла – и так у Вас и осталась. Вы мне дали благословение на работу в Семинарии – с тем условием, чтобы, если в католической литературе, над которой я буду работать, увижу «наезды» на Православие, с этим не соглашаться. Я проработала там два года (кстати, одна из двух библиотекарей Семинарии тоже была православной), и, к чести католиков, могу сказать, что таких «наездов» не было, а к тому времени я уже кое-что понимала, в чем расходятся эти две христианские конфессии… Ну, а потом уже Господь даровал мне счастье работать над православной литературой.
Но совсем недавно, отец Константин, я призналась Вам, что все же иногда меня смущает, что та епитимья – так и не снята. А отменить ее, насколько я знала, может либо сам наложивший ее священник, либо – правящий архиерей.
Мне бы хотелось, отец Константин, чтобы Вы сказали здесь то, что ответили мне 10 лет назад, когда я пришла к Вам с этими своими проблемами, и повторили теперь... Может быть, это и еще кому-то пригодится.

Дорогая Л.А. Во-первых, надо сразу сказать, что любую епитимью, данную любым священником, может отменить духовник. Раз я тогда стал Вашим духовником, то именно я назначаю и снимаю епитимьи.

Во-вторых, любой священник может отменить епитимью, если она противоречит здравому смыслу. Недавно в храм пришла бабушка, которая в молодости блудно жила. И священник, где-то в Казахстане, лет 15 назад дал ей епитимью: не причащаться до самой смерти и читать Покаянный канон. И вот эта женщина в храм ходила, а никогда не причащалась.
Конечно, это неразумная епитимья, и ее нужно отменить.

Еще про епитимьи важный момент, который будет полезен читателям: посторонний священник не может назначать какие-то серьезные епитимьи. Недавно приехали наши прихожане – семейная пара, которые были в паломничестве в каком-то монастыре. И они говорят: «Отец К., извините, но мы причащаться не можем, нас отлучили».
Так не делается! Священник в монастыре должен был спросить у людей, есть ли у них духовник? И если у него был вопрос по поводу какого-то недолжного их поведения, нужно было сказать: «Благословляю обсудить это с духовником, что он вам скажет».

Продолжение...
Перейти к следующей записи Почему священник так поступил? 4
Перейти к предыдущей записи Почему священник так поступил? 2

Комментарии

Про мальчика Артема просто сердце разорвалось...
Господи, сопричти Артемия избранному Твоему стаду.
 
Да, фантастическая по какому-то тупому бессердечию история... Записала этого мальчика в свой синодик...
 
Очень интересный и нужный- "новый проект"!Если даже таких случаев в твоей жизни и не было, то читаешь и понимаешь, как себя вести в таких ситуациях.Насчет "хитрых и жадных врачей, придумавших медицину"- это непробиваемый аргумент в любом споре.Здорово! Момент с епитимьей уникальный, такой опыт должен становиться достояние гласности.Это непременно поможет очень многим. И еще- вот эта борьба с лукавым, который не пускает к исповеди. Именно так ведь и происходит, когда мы думаем, что через унижение и обиду в церковь к Богу не пойдем. Как ВЫ сказали? "Не дайте лукавому себя победить!"
О бедном мальчике будем молиться.О. Борис Старк обязательно бы его отпел...
 
Страшная история о мальчике Артеме.:( Упокой, Господи, его душу! Мне кажется, такие истории случаются для того, чтобы смягчить жестокие сердца. Не вижу другого объяснения…
Порадовала новость о планах строительства храмов шаговой доступности. У нас город растянут вдоль берега реки. Храмы почти все в центре. Точно, иной раз и не дойдешь! Правда, пока это доберется до Дальнего Востока...:)
 
Наталья Скоробогатова написал(а):
Страшная история о мальчике Артеме.:( Упокой, Господи, его душу! Мне кажется, такие истории случаются для того, чтобы смягчить жестокие сердца. Не вижу другого объяснения…

Это точно -мое смягчило аж до самых слез в Душе.

Про неудавшуюся исповедь, Н. - хочется Вас поддержать, не стоит судить по одному поступку/случаю обо всем и всех. Может Господь проверяет силу Вашей Веры?, не надо так просто ломаться на пол пути, Покажите Господу и всем вашу стойкость и крепость-дойдите все таки до исповеди и исповедуйтесь, причаститесь. Удачи.! (у многих мирян такие же проблемы, вы не одна).
 
Добрый день! Хочу вставить свои пять копеек:)

Почему-то именно В Великую Среду, на вечернее богослужение (воцерковленные уже представляют себе что это значит !:)) я впервые за несколько лет пришла в храм. Была огромная очередь исповедоваться, хоть храм большой, исповедовали несколько священников, я простояла в очереди очень долго. Когда подошла моя очередь,я от волнения сначала не смогла сказать, потом исповедовала один грех (не самый крупный из совершенных), священник накрыл епитрахилью, не читая молитвы, перекрестил. Я отошла, потом подумала - так я же самых страшных грехов не назвала, испугалась, что останусь без полной исповеди и без Причастия завтра. Ничего, подождала, уже все почти разошлись, я одна из последних подошла (это был уже другой священник), исповедовалась, он краткое наставление дал. В общей сложности провела в храме без учета службы - часа 4. Ноги болели дико. Представляю,каково священникам, и на них не обижаюсь. Возможно, потому что моя профессия связана с постоянным общением с людьми, как это тяжело, по себе знаю. Иногда хочется их стукнуть чем-нибудь тяжелым:)
Кстати, у нас на работе сделали статистику по жалобам, причинам возникновения конфликтов, и получилось следующее: треть - ошибка самого клиента, треть - недопонимание м\у клиентом и сотрудником (один неверно понял ответ, другой не верно понял вопрос...дальше - конфликт), еще меньшая часть (15-20% вроде) - ошибка самого сотрудника.
 
Сверху