Для меня человек – не мыслящее животное, а существо, имеющее в себе нечто от Бога, родственное Небу, причастное Вечности. И человеческую историю я рассматриваю не как общественный процесс высокоорганизованных приматов, а как движение детей Божиих к инобытию, к Царству Божьему.
Это касается не только христиан, но и нехристиан. Просто христианин имеет карту пути, имеет цель и в каком-то смысле уже един со Христом. Другим людям, не знавшим Истины при жизни, Абсолютная реальность и Истина откроется за порогом земной жизни. Там они встретятся со Христом, и если эта встреча покажет, что душой своей они служили Христу-Логосу, даже не зная о Нем, то они, возможно, приобщатся Царства. Если окажется, что их жизненный путь шел вразрез с теми базовыми нравственными представлениями, которые от Бога и которые вопиют в нашей душе, пытаясь как-то сориентировать нехристианина в жизни, то их судьбу я оставляю на попечение Божие.
Итак, для меня любой человек движется по пути к Вечности.
Вот почему я ценю человеческий опыт; все то, что является выражением человеческого духа – от неандертальца (даже ранее) до современного человека. За каждым раскопанным археологами черепком я вижу живого человека с его поисками смысла, Бога и вечной Правды.
Вот почему я посещаю музеи. Мне не просто интересно, как жили люди в древности. Я размышляю над тем, о чем они думали, что их волновало, радовало, пугало... Я пытаюсь разглядеть за этим внешним, внутреннее содержание жизни тех людей. Если даже по обломкам нескольких костей можно представить, как выглядело животное, то, так мне кажется, имея несколько небольших артефактов, элементов прошлого, мы можем примерно воссоздать духовный портрет древнего человека.
Впрочем, я подзатянул вступление к этому очерку.
Сегодня я хочу поделиться несколькими десятками фотографий различных экспонатов музеев мира. Бывая в какой-то стране, я стремлюсь попасть в музей. И, посещая музеи, я всегда покупаю билет на фотосъемку…
У меня в фотоархиве больше двухсот тысяч фотографий и из них какая-то значительная часть – фото экспонатов музеев мира.
Давайте попробуем посмотреть на фотографии и прикоснемся к людям, жившим столетия – тысячелетия тому назад.
Кроме того, что, уверен, вы откроете для себя много нового, думаю, это будет полезно и с духовной точки зрения. Мы увидим, что человек всегда был человеком. Со свойственным ему поиском Бога, стремлением к прекрасному, со своими противоречиями и грехами.
Многие фотографии я уже выкладывал в различных очерках и статьях, поэтому вы их узнаете. Фотографию можно увеличить, кликнув по ней.
Лодка времен Иисуса Христа. Найдена в 1980-х годах. Проведена масштабная консервация, занявшая больше десяти лет.
(Музей Бейт Игаль Алон, расположенный в кибуце Гиносар. Израиль)
Ладья викингов. 10-й век.
(Музей викингов в Осло. Норвегия)
Поразительная резьба ладьи...
Сани викингов. На таких санях викинги перевозили свой скарб, перемещаясь с места на место. 10-й век. (Музей викингов в Осло. Норвегия)
Сундук вигингов. В таких сундуках хранилось ценное имущество. 10-й век. (Музей викингов. Осло. Норвегия)
Обувь викингов. 10-й век. (Музей викингов. Осло. Норвегия)
Реконструкция домов Капернаума. В таких домах жил Ап. Петр, другие Апостолы, да и Сам Христос, Который во взрослом возрасте жил в Капернауме. (Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Раскопанный комплекс домов центра Капернаума времен Христа.
Деревянная посуда. 1-2-й век по Р.Х.
Мы привыкли к тому, что посуда была керамической. Но мало кто знает, что бедные люди ели из деревянной посуды. На фото – как раз такая посуда времен Христа.
Если предположить, что Иисус получил от мнимого отца Иосифа профессию плотника, то можно предположить, что Иисус также занимался изготовлением деревянной посуды.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Другая деревянная посуда того же времени. (Там же)
Уникальная икона: Иисус овладевает мастерством плотника в доме Матери и мнимого отца. Икона 1923 года. В это время на веру уже были воздвигнуты гонения. Чтобы приблизить Иисуса к народу, показать, что и Он – простой труженик, и была написана эта икона.
(Музей истории религии. Санкт-Петербург)
P.S. Мы знаем, что модный современный тренд – бедность и скромность. Золотые ризы священников, кресты, роскошные храмы смущают народ. Похоже, настало время писать иконы, в которых будет подчеркиваться бедность и просто Иисуса и первых христиан...
Копья римских воинов 1-2-го века. Вот таким лезвием был на Кресте пронзен Иисус. "Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. 19: 34).
(Музей истории Рима. Рим)
Детские игрушки и погремушки древних израильтян. Возможно, такие погремушки были и у Младенца Иисуса.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Посуда хананеев. 2-1-е тыс. до Р.Х.
Напомню, что хананеи – это язычники, жившие в Палестине до евреев. Евреи захватили эту землю, частью истребив хананейские племена, частью ассимилировавшись с ними. Об этой истории повествуют такие библейские книги, как Левит, Числа, Иисуса Навина, Судей и др.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Посуда хананеев и изображение языческого божка.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Статуя богини Артемиды. Считаясь богиней плодородия, Артемида изображалась со множеством грудей. Культы эти сопровождались развратом и создали большую оппозицию христианству.
(Музей Ватикана. Рим)
Лампада со множеством фитильков времен Христа. Такие лампады зажигали в особые праздники. Когда Христос говорит в притче о Богаче и Лазаре, что "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно" (Лк. 16: 19), то слово блистательно правильней перевести "как со многим светом, с блеском светильников". Возможно, здесь имеются в виду именно такие лампады.
Стеклянная посуда богатых жителей Палестины. 3-4-й век.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Древнее сито. 1-е тыс. до Р.Х.
(Музей истории религии. Санкт-Петербург)
Водосвятная чаша. 19-й век, Санкт-Петербург. (Музей истории религии. Санкт-Петербург)
Крест эфиопского священника.
При рукоположении эфиопскому (коптскому) священнику вручают такой крест, который символизирует его служение. Эти кресты бывают достаточно массивны. Я, когда смотрю на них, вспоминаю шутку: "Отец Амфилохий предпочитал нефритовые четки. В случае нужды их можно было использовать в качестве кастета..." (Музей истории религии. Санкт-Петербург)
Икона Божией Матери на стекле. 4-5-й век. Перед нами – одно из древнейших изображений Богородицы. (Музей Ватикана. Рим)
Икона свв. Апп. Петра и Павла. 4-5-й век. (Музей Ватикана. Рим)
Крест нательный. 5-й век. Обратите внимание, что Христос на этом кресте – живой. Действительно, вплоть до 8-го века Христос изображался на Кресте живым и даже жизнерадостным (подразумевалось, что это Воскресший Христос).
(Музей Ватикана. Рим)
Евхаристическая Чаша (Потир). Из таких чаш причащались верующие римляне на заре христианства. 3-4-й век.
(Музей Ватикана. Рим)
Евхаристическая Чаша (Потир).
(Музей Ватикана. Рим)
Бутылка для святой воды из Рима. 5-й век.
(Музей Ватикана. Рим)
Изображение священника, совершающего Литургию. 3-й век.
Примечательно, что священник стоит у престола. На шее у него – епитрахиль. Он молится, воздев руки. В углу – голубь, символизирующий Святого Духа.
(Музей Ватикана. Рим)
Как это похоже на сегодняшний чин!
Грамота священника. Такие грамоты выдаются и сейчас, правда, выглядят они по-другому. Здесь сказано о том, что священник законно рукоположен и имеет право совершать службы и Таинства.
(Церковно-археологический музей СПб Духовной Академии)
Антиминс, изготовленный вручную. Это антиминс страшных 1930-х годов. Он был нарисован вручную, а не напечатан (как обычно). На нем – благословение совершать Литургию в любом месте, которое священник сочтет подходящим.
Такие антиминсы имели тайные священники, скрывавшие свой сан. Это было необходимо потому, что в 1930-е годы казалось, что Советская власть поставила себе целью уничтожить священство под корень. Чтобы не лишать людей Таинств, многие люди принимали священный сан тайно.
(Церковно-археологический музей СПб Духовной Академии)
Первая икона, побывавшая в космосе.
(Церковно-археологический музей СПб Духовной Академии)
Ордена и медали митрополита Никодима, Ленинградского и Новгородского (скончался в 1978 году).
(Церковно-археологический музей СПб Духовной Академии)
Железная шапка-вериги, которую носил подвижник для усиления подвига под обычной шапкой.
(Музей истории религии. Санкт-Петербург)
Вериги, носившиеся монахом под одеждой для усиления подвига.
(Угличский историко-архитектурный и художественный музей. Углич)
Часы председателя Петроградского военно-революционного комитета большевиков Подвойского. По этим часам отмерялось время для штурма Зимнего дворца в 1917 году. (Музей политической истории. Санкт-Петербург)
Шахматы из хлеба, изготовленные узниками. Соловецкий монастырь. 1920-е гг.
(Музей политической истории. Санкт-Петербург)
Это касается не только христиан, но и нехристиан. Просто христианин имеет карту пути, имеет цель и в каком-то смысле уже един со Христом. Другим людям, не знавшим Истины при жизни, Абсолютная реальность и Истина откроется за порогом земной жизни. Там они встретятся со Христом, и если эта встреча покажет, что душой своей они служили Христу-Логосу, даже не зная о Нем, то они, возможно, приобщатся Царства. Если окажется, что их жизненный путь шел вразрез с теми базовыми нравственными представлениями, которые от Бога и которые вопиют в нашей душе, пытаясь как-то сориентировать нехристианина в жизни, то их судьбу я оставляю на попечение Божие.
Итак, для меня любой человек движется по пути к Вечности.
Вот почему я ценю человеческий опыт; все то, что является выражением человеческого духа – от неандертальца (даже ранее) до современного человека. За каждым раскопанным археологами черепком я вижу живого человека с его поисками смысла, Бога и вечной Правды.
Вот почему я посещаю музеи. Мне не просто интересно, как жили люди в древности. Я размышляю над тем, о чем они думали, что их волновало, радовало, пугало... Я пытаюсь разглядеть за этим внешним, внутреннее содержание жизни тех людей. Если даже по обломкам нескольких костей можно представить, как выглядело животное, то, так мне кажется, имея несколько небольших артефактов, элементов прошлого, мы можем примерно воссоздать духовный портрет древнего человека.
Впрочем, я подзатянул вступление к этому очерку.
Сегодня я хочу поделиться несколькими десятками фотографий различных экспонатов музеев мира. Бывая в какой-то стране, я стремлюсь попасть в музей. И, посещая музеи, я всегда покупаю билет на фотосъемку…
У меня в фотоархиве больше двухсот тысяч фотографий и из них какая-то значительная часть – фото экспонатов музеев мира.
Давайте попробуем посмотреть на фотографии и прикоснемся к людям, жившим столетия – тысячелетия тому назад.
Кроме того, что, уверен, вы откроете для себя много нового, думаю, это будет полезно и с духовной точки зрения. Мы увидим, что человек всегда был человеком. Со свойственным ему поиском Бога, стремлением к прекрасному, со своими противоречиями и грехами.
Многие фотографии я уже выкладывал в различных очерках и статьях, поэтому вы их узнаете. Фотографию можно увеличить, кликнув по ней.
Лодка времен Иисуса Христа. Найдена в 1980-х годах. Проведена масштабная консервация, занявшая больше десяти лет.
(Музей Бейт Игаль Алон, расположенный в кибуце Гиносар. Израиль)
Ладья викингов. 10-й век.
(Музей викингов в Осло. Норвегия)
Поразительная резьба ладьи...
Сани викингов. На таких санях викинги перевозили свой скарб, перемещаясь с места на место. 10-й век. (Музей викингов в Осло. Норвегия)
Сундук вигингов. В таких сундуках хранилось ценное имущество. 10-й век. (Музей викингов. Осло. Норвегия)
Обувь викингов. 10-й век. (Музей викингов. Осло. Норвегия)
Реконструкция домов Капернаума. В таких домах жил Ап. Петр, другие Апостолы, да и Сам Христос, Который во взрослом возрасте жил в Капернауме. (Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Раскопанный комплекс домов центра Капернаума времен Христа.
Деревянная посуда. 1-2-й век по Р.Х.
Мы привыкли к тому, что посуда была керамической. Но мало кто знает, что бедные люди ели из деревянной посуды. На фото – как раз такая посуда времен Христа.
Если предположить, что Иисус получил от мнимого отца Иосифа профессию плотника, то можно предположить, что Иисус также занимался изготовлением деревянной посуды.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Другая деревянная посуда того же времени. (Там же)
Уникальная икона: Иисус овладевает мастерством плотника в доме Матери и мнимого отца. Икона 1923 года. В это время на веру уже были воздвигнуты гонения. Чтобы приблизить Иисуса к народу, показать, что и Он – простой труженик, и была написана эта икона.
(Музей истории религии. Санкт-Петербург)
P.S. Мы знаем, что модный современный тренд – бедность и скромность. Золотые ризы священников, кресты, роскошные храмы смущают народ. Похоже, настало время писать иконы, в которых будет подчеркиваться бедность и просто Иисуса и первых христиан...
Копья римских воинов 1-2-го века. Вот таким лезвием был на Кресте пронзен Иисус. "Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. 19: 34).
(Музей истории Рима. Рим)
Детские игрушки и погремушки древних израильтян. Возможно, такие погремушки были и у Младенца Иисуса.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Посуда хананеев. 2-1-е тыс. до Р.Х.
Напомню, что хананеи – это язычники, жившие в Палестине до евреев. Евреи захватили эту землю, частью истребив хананейские племена, частью ассимилировавшись с ними. Об этой истории повествуют такие библейские книги, как Левит, Числа, Иисуса Навина, Судей и др.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Посуда хананеев и изображение языческого божка.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Статуя богини Артемиды. Считаясь богиней плодородия, Артемида изображалась со множеством грудей. Культы эти сопровождались развратом и создали большую оппозицию христианству.
(Музей Ватикана. Рим)
Лампада со множеством фитильков времен Христа. Такие лампады зажигали в особые праздники. Когда Христос говорит в притче о Богаче и Лазаре, что "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно" (Лк. 16: 19), то слово блистательно правильней перевести "как со многим светом, с блеском светильников". Возможно, здесь имеются в виду именно такие лампады.
Стеклянная посуда богатых жителей Палестины. 3-4-й век.
(Францисканский археологический музей. Иерусалим)
Древнее сито. 1-е тыс. до Р.Х.
(Музей истории религии. Санкт-Петербург)
Водосвятная чаша. 19-й век, Санкт-Петербург. (Музей истории религии. Санкт-Петербург)
Крест эфиопского священника.
При рукоположении эфиопскому (коптскому) священнику вручают такой крест, который символизирует его служение. Эти кресты бывают достаточно массивны. Я, когда смотрю на них, вспоминаю шутку: "Отец Амфилохий предпочитал нефритовые четки. В случае нужды их можно было использовать в качестве кастета..." (Музей истории религии. Санкт-Петербург)
Икона Божией Матери на стекле. 4-5-й век. Перед нами – одно из древнейших изображений Богородицы. (Музей Ватикана. Рим)
Икона свв. Апп. Петра и Павла. 4-5-й век. (Музей Ватикана. Рим)
Крест нательный. 5-й век. Обратите внимание, что Христос на этом кресте – живой. Действительно, вплоть до 8-го века Христос изображался на Кресте живым и даже жизнерадостным (подразумевалось, что это Воскресший Христос).
(Музей Ватикана. Рим)
Евхаристическая Чаша (Потир). Из таких чаш причащались верующие римляне на заре христианства. 3-4-й век.
(Музей Ватикана. Рим)
Евхаристическая Чаша (Потир).
(Музей Ватикана. Рим)
Бутылка для святой воды из Рима. 5-й век.
(Музей Ватикана. Рим)
Изображение священника, совершающего Литургию. 3-й век.
Примечательно, что священник стоит у престола. На шее у него – епитрахиль. Он молится, воздев руки. В углу – голубь, символизирующий Святого Духа.
(Музей Ватикана. Рим)
Как это похоже на сегодняшний чин!
Грамота священника. Такие грамоты выдаются и сейчас, правда, выглядят они по-другому. Здесь сказано о том, что священник законно рукоположен и имеет право совершать службы и Таинства.
(Церковно-археологический музей СПб Духовной Академии)
Антиминс, изготовленный вручную. Это антиминс страшных 1930-х годов. Он был нарисован вручную, а не напечатан (как обычно). На нем – благословение совершать Литургию в любом месте, которое священник сочтет подходящим.
Такие антиминсы имели тайные священники, скрывавшие свой сан. Это было необходимо потому, что в 1930-е годы казалось, что Советская власть поставила себе целью уничтожить священство под корень. Чтобы не лишать людей Таинств, многие люди принимали священный сан тайно.
(Церковно-археологический музей СПб Духовной Академии)
Первая икона, побывавшая в космосе.
(Церковно-археологический музей СПб Духовной Академии)
Ордена и медали митрополита Никодима, Ленинградского и Новгородского (скончался в 1978 году).
(Церковно-археологический музей СПб Духовной Академии)
Железная шапка-вериги, которую носил подвижник для усиления подвига под обычной шапкой.
(Музей истории религии. Санкт-Петербург)
Вериги, носившиеся монахом под одеждой для усиления подвига.
(Угличский историко-архитектурный и художественный музей. Углич)
Часы председателя Петроградского военно-революционного комитета большевиков Подвойского. По этим часам отмерялось время для штурма Зимнего дворца в 1917 году. (Музей политической истории. Санкт-Петербург)
Шахматы из хлеба, изготовленные узниками. Соловецкий монастырь. 1920-е гг.
(Музей политической истории. Санкт-Петербург)