Преподобный Александр Свирский и Апокалипсис

Судьба мощей великого чудотворца преподобного Александра Свирского

«…и тогдашние святые во время оно ухаплени будут от змия сиречь сына погибели
в пяту в последний день»


Из «Откровения» Мефодия Патарского

14 лет назад, благодаря стараниям нынешней насельницы Покрово-Тервенического монастыря, кандидата биологических наук инокини Леониды (Сафоновой), были обретены нетленные мощи Боговидца прп.Александра Свирского.
К сожалению, до сих пор появляются публикации «противников мощей», недавно кощунственная заметка за подписью бывшего дьякона РПЦ Александра Мусина появилась в «Аргументах и фактах». Несомненно, все эти публикации имеют цель не только выступить против святыни, но и опорочить Церковь и Патриарха Кирилла (по благословению которого не раз переиздавалась книга «Тайны и загадки мощей прп. Александра Свирского»). Инокиня Леонида передала нам текст, в котором вскрывается апокалиптическое измерение происходящих событий.

***​

Жизнь подвижников 15-го –16-го веков, воздвигавших новые монастыри и пустыни, была наполнена горением духа и ревностью о Боге, и покаянием монашеской братии, молящейся за весь мир.

Их было много, истинных подвижников, постоянно ходящих перед лицом Божиим. Среди них есть особые избранники Божии, избранность которых запечатлевается в веках, как бы они тщательно ни прикрывали ее при жизни своей кротостью, смирением и молчанием.
Одним из таких избранников был преподобный Александр Свирский.

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору: в первый раз – праведному Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие к роду человеческому; второй раз – на русской северной земле, преподобному Александру Свирскому.

Имя святого Александра покрыто некой тайной. Эта тайна не позволяет нам, сегодняшним людям, до конца понять и почувствовать то величие Преподобного, которое во все века понимали наши предки.

Преподобный Александр – один из немногих святых, который был канонизирован вскоре после праведной своей кончины, а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому “Житие” преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и, верится, что оно отличается особенной достоверностью, в нем нет “благочестивых схем”, оно отражает неповторимый лик святости “ всея России чудотворца Александра”.
Великое Небесное посещение святого Александра Свирского Самим Богом-Троицей отражено в “ Житии “Преподобного и в монастырской книге “Достопамятностей,” оно стало сюжетом многочисленных икон святого Александра Свирского, отражено в канонах , службах и акафисте. Наши предки знали о духовной силе этого великого чудотворца Православной Церкви, прославленного царем – первым Божиим Помазанником Иоанном Грозным, святителем Макарием – митрополитом Московским и всея Руси и простым народом.

Наши предки не только понимали величие преподобного Александра Свирского, но и, поняв, с благодарностью на века запечатлели память о нем еще тогда, в середине16-го века. Память о нем хранится в самом центре первопрестольной столицы на Красной площади. Его имя носит один из девяти приделов храма, ныне называемого храмом Василия Блаженного. Его изображение на знаменитой чудотворной иконе со 128 клеймами, повествующими о его житии, и написанной по велению Московского митрополита Макария в связи с канонизацией святого, находится в Успенском соборе Кремля. Частица его мощей хранится во многих храмах Москвы, и в том числе во вновь отстроенном храме во имя Казанской иконы Божией Матери на прежнем историческом месте Красной площади. Здесь она хранится в старинном мощевике вместе с частицами мощей святых апостолов, Предтечи Господня Иоанна и других прославленных святых.

Кто еще из русских подвижников на века и трижды прославлен в самом сердце России? Так прославлен в центре России только святитель Николай Чудотворец. Если соединить три точки: храм Василия Блаженного (с приделом Преподобного), Успенский собор (с его чудотворной иконой со 128 клеймами) и Казанский храм (с частицей его мощей), то получится своеобразный мистический треугольник над Красной площадью – местом, где во все века происходили важные и торжественные события в жизни Русского государства. Здесь, на площади, совершали и богослужения,
тогда лобное место перед храмом становилось амвоном, а храм Василия Блаженного иконостасом, одной из икон которого наряду с иконами Пресвятой Троицы – так называется главный придел, Покрова Богородицы – центральный придел, Николая Чудотворца, Варлаама Хутынского, Григория армянского была и икона – придел Александра Свирского, причем этот придел расположен рядом с приделом Пресвятой Троицы.

На Соборе в 1547 году святитель Макарий при канонизации Свирского подвижника сказал, что духовные подвиги Александра Свирского равняют его с преподобным Сергием Радонежским. Впоследствии преп. Сергия стали называть Игуменом земли Русской, а имя другого святого – преподобного Александра Свирского – новозаветного созерцателя Пресвятой Троицы, враг рода человеческого стирал из памяти верующих на протяжении всего ХХ века. Сегодня мало кто знает, что преп. Александра называли молитвенником за царей, а стало быть и за судьбы народные.

Когда думаешь о преподобном Александре Свирском, поставив во главу угла тот общий признак, который объединяет его с ветхозаветным Авраамом, – явление Пресвятой Троицы, то снова и снова задаешь вопрос : “Кто ты, святой Александр? В чем состоит твоя миссия перед Господом?“ Ты получил так много знаков избранности, тебе явился Бог в трех Ипостасях. Тебя коснулась десница Господня, приподнимающего тебя с колен. Тебе являлась Пресвятая Богородица с Младенцем Господом на руках, вокруг Них предстояло множество Ангельских Чинов, в невыразимой светлости блистающих. К тебе, от страха упавшему на землю, обратилась Пресвятая Владычица со словами: “Востани, избранниче Сына и Бога Моего”… Твои мощи были явлены в годы правления первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича и были восприняты им как благословение Господне. Это благословение покрывало династию Романовых на протяжении трех веков. Убили последнего Императора Николая Александровича – и первым из “арестованных” святых стал его молитвенник, святой Александр Свирский. Ничьи мощи не претерпевали столько споров и сомнений, сколько мощи царя и его молитвенника.

Тайна избранности Богом Своего Тайнозрителя и молитвенника за царей хранилась и в его святых мощах. Необычайная сохранность мощей удивляла всех, кто их видел: монахи – из тех, кто обрели мощи тогда, в 1641 году, а также митрополит Новгородский Афоний с настоятелями Юрьева и Варлаама Хутынского монастырей, которые освидетельствовали лик преподобного в его святых мощах, сравнивая его с ликом на его святой иконе середины 16-го века, или современные эксперты ХХ века, которые тоже получили возможность провести подобное сравнение. Удивительная сохранность была нечаянно подчеркнута и “властелинами революции“. Только они могли назвать мощи, не мудрствуя лукаво, “восковой куклой“, увидев обнаженное, полностью сохранившееся тело, покрытое неоднократно слоями миро, придававшего телу желтый восковой цвет.

Восковой цвет лежит и в преданиях. На протяжении веков земля, на которой произошло явление Пресвятой Троицы, считалась святой. По этому поводу распространено было предание, которое в архивном документе от 1734 года (хранится в Новгородском архиве) звучит так: “Если которого чада по смерти тело в том монастыре погребено в землю будет, то погребением от самой земли оному чаду спасение”. В ”доношении” Святейшему Синоду, хранящемся в том же архиве, говорится, что “… будто многих мертвых телеса привозят тайно ночью и в оном монастыре погребают“. Монастырским настоятелям приходилось оправдываться перед обер-прокурором Синода [1], только оправдание звучало неубедительно, скорее наоборот, – показывало, как верят люди в то, что, где было явление Пресвятой Троицы, там и земля святая, и потому только там хочется быть захороненным.
Просматривая документы 1918–1922 годов по результатам освидетельствования мощей святых Ликвидационной кампанией, невольно обращаешь внимание на тот факт, который заметили и богоборцы: среди 63 изъятых мощей лишь некоторые имели практически полностью сохранившееся тело, остальные сохранились в костях. Достоинство таких мощей нисколько не умаляется церковью, но ликвидаторам мощей это дало повод для глумления.
Почему Господь тела одних святых сохранял в целости, а у других хранит только кости, – наверное, неведомо никому. Сравнивая данные биологического исследования тканей мощей святых, описанных учеными того, революционного, времени, невольно снова приходишь к выводу об особой избранности святого Александра Свирского Богом. Подкожная ткань его тела – белая, рыхлая, воздушная, а не уплотненная, волокнистая, коричневого цвета, как у других святых. Благодаря этой рыхлости и воздушности само тело легкое; лицо, кисти рук и ступни не потеряли своей объемной конфигурации. Когда видишь белую ткань его плоти, выступающей на правой стопе на месте отшелушившейся желтой кожицы, невольно возникает мысль: «вот они - белые одежды преображения»[2].

Преподобный Александр Свирский, встав на путь служения Творцу постом, трудом и молитвенным бдением, плоть свою “духови покоривый”. Немощное его естество человеческое укреплялось силою Божией, и, как писал его ученик, игумен Иродион, через 14 лет после преставления преподобного Александра, “тело его закалилось так, что не боялось даже каменного ударения”. Вот эта-то плоть святого избранника Божиего, сохраненная в небывалом нетленном виде, укрепила веру наших предков в силу Божию и святость Преподобного, когда они через 107 лет и 7 месяцев обрели его мощи. То, что послужило источником укрепления веры для людей 17-го века, которые жили в страхе Божием и в чистоте веры без сомнений (собственных мнений), стало источником искушения для тех представителей ХХ века, кто уже в полной мере обладал и собственным мнением, и кичливым разумом.

Своему святому избраннику Александру Свирскому в ХХ веке Господь дважды попустил подвергнуться хуле и клевете. Первый раз – от откровенных безбожников времени революции. Второй – от тех наших современников, для кого мощи преподобного Александра Свирского стали камнем преткновения и искушения. Видимо, не без попущения Божиего искушенными оказались прежде всего представители православного мира Санкт-Петербурга. Этот мир разделился на тех, кто поверил, выстаивал громадные очереди, чтобы поклониться мощам святого, просил помощи и получал просимое, и на тех, кто, услышав о хуле, усомнился сам и стал сеять сомнения в других. Таким образом, в последнем случае приоритет отдавался измышлениям человеческого ума, но не благодати Божией, явленной в мироточивых и благоухающих мощах преподобного Александра Свирского. Щедрость же Господа по отношению к мощам святого и нам, грешным, была безграничной и исключительной. Сведения об отличительных особенностях мощей преподобного Александра сохранились в исторических и архивных материалах, но об этом ниже.
По воле Божией и лицо преподобного Александра пребывает до сих пор в полной сохранности, что дало возможность специалисту-антропологу провести иконографическое исследование и выявить сходство с ранними изображениями святого, а также подтвердить его принадлежность к вепсам, на земле которых он родился, жил и построил монастырь.

Невольно задаешься вопросом, для чего хранил Господь мощи святого избранника в такой необычайной сохранности, почему на протяжении нескольких лет после второго обретения не утихают страсти по мощам? Необычайная сохранность плоти святого на протяжении уже почти 500 лет – свидетельство того, что, видно, такова изначально была воля Божия – сохранить мощи до нашего атеистического и полуатеистического времени. Может быть, мощам святого избранника предстояло выполнить какую-то особую миссию? Не об этой ли миссии говорил греческий архимандрит Иосаф, приехавший из Фессалоникийского храма поклониться мощам преподобного, размещенным тогда в храме Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их. Софии Санкт - Петербурга. После обильных слез, пролитых у раки, он поведал послушнику Александру, постоянно находившемуся при раке, через переводчика, что святой Александр пришел, чтобы каждый обнаружил себя, кто он есть, и свою веру. Еще он вещал о том, что среди священников будет разделение: одни поверят в явленную благодать Божию, другие – нет. Мощам же святого придется претерпеть все то, что на них обрушилось в 1918 году. Эти слова еще раз подтвердились письменно сообщением из Иерусалима от одного православного монаха, его письмо начиналось словами: «А, святой Александр вернулся, теперь-то все и начнется…»

От Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36:23)

Принято считать, что мощи святых и иконы являются «равночестными» святынями: те и другие наделены силой чудотворения, те и другие обладают способностью к мироточению. Известно, что в изображениях на иконах, особенно древних, все не просто, здесь каждая деталь имеет значение и свое объяснение, имеет свое богословское и символическое толкование.

Так, ноги и пята в Библии имеют различные символические значения. “Как прекрасны на горах ноги благовестника, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: воцарился Бог твой[3].
Босые ноги Богомладенца – это изображение прекрасных ног благовестника, символизирующих собой чистоту принесенного Христом в мир учения. В текстах Библии слово “ноги” как понятие используется для выражения смирения и покорности. Быть босым, идти босиком традиционно означало смирение и покорность.
Каждый, кто подходит к святым мощам преподобного Александра Свирского, прежде всего, обращает внимание на обнаженные стопы преподобного, все остальное тело скрыто под схимническим одеянием. Как сообщалось выше, при первом обретении мощей ноги святого, так удивившие монахов своим необычным взаимоположением, были обуты в древние сандалии. В 1918 г. с мощей было полностью снято одеяние. С тех пор ноги преподобного Александра продолжают быть обнаженными, являя смирение и покорность перед Господом и обстоятельствами, сложившимися вокруг них. С обнаженных ног периодически стекает миро, подобно тому, как оно стекает сегодня с многих икон.

Особая символика заключена и в изображении открытой пяты Богомладенца, которую он либо прикрывает Своей рукой, либо закрывает ее сводом другой ноги. В этом раскрывается богословский смысл стиха 15 третьей главы книги Бытия о семени Жены, которое поражает искусителя в голову, и об искусителе, жалящем в пяту рожденного Женою. Именно на Иисусе Христе исполнилось это Едемское обетование, хранимое в роде Авраама. Примечательно, что Новозаветный очевидец Пресвятой Троицы – преподобный Александр, верный служитель Господа – предстал перед нами, людьми ХХ – ХI веков, не в иконописном изображении, а сам, в своих мощах с обнаженной пятой.

Семя змеи “жалило в пяту”: Христос претерпел страсти и был распят, но он попрал врата ада, воскрес и тем поразил в голову “искусителя.”
“Изображение прикрытой пяты правой ноги Спасителя (на иконе Одигитрии – Шуйской Смоленской) указывает не только на исполнение Едемского обетования на Иисусе Христе, его победу в духовной брани со злом, но и на Апокалиптическое пророчество о втором пришествии Спасителя“ [4].

В Финляндии, в г. Саванди, в часовне святого Олафа хранится скульптура, датированная 15-м веком (это то время, когда родился преподобный Александр Свирский), которая изображает Богородицу с Богомладенцем [5]. Правая стопа Богомладенца опирается на свод левой стопы. Как не поразиться и не задуматься над тем фактом, что правая пята преподобного Александра Свирского тоже прикрыта, она опирается на свод левой стопы. Случайность? Каждый христианин знает, что случайностей у Господа не бывает. Тогда, что это – знак? Знак того, что преподобный Александр, подобно Господу, будет ужален змеем-искусителем?
Финский народ родствен вепсам – к этой этнической группе относится святой Александр Свирский. Финны считают его своим святым и часто приезжают к его святым мощам.


Верится, что милостивый Господь неслучайно дал нам знание о финской скульптуре: этим дополнительно подчеркивается важность такого признака, как необычайное положение ног преподобного, аналогичное изображению ног на иконах сокрытой пяты Господа.
Укус искусителя в пяту святой Александр все же получил: его мощи, как уже сообщалось, дважды в течении ХХ века прошли через хулу, поругание, клевету, и, что особенно примечательно: больше всего досталось ногам преподобного.
Вернемся еще раз к “ пяте Спасителя” и приведем слова историографов, занимающихся исследованием икон с изображением прикрытой стопы Спасителя. Они свидетельствуют о том, что появление своего рода “страстного образа” и распространение их в различных вариантах как бы служило знаком наступления времени Антихриста. Подобные образы всегда возникали в эпоху апокалиптических и эсхатологических переживаний, связанных с ожиданием Антихриста.
Имя преподобного Александра Свирского связано со временем так называемых апокалиптических периодов. На молитвенные подвиги на реке Свирь он вышел в 1486 году, за 6 лет до ожидаемого конца света – т.е. времени окончания 7000 г. по старому исчислению. Конца света тогда не произошло, но люди пережили большое духовное напряжение[6]. Это высочайшее напряжение эсхатологических ожиданий нашло отражение в печатях Русского Царства того времени. На печати был изображен всадник на коне, позади коня – змей, который имеет две ноги, птичью голову с клювом, два рога и птичью голову с клювом, два рога и очень длинное жало. Основой композиции ранних печатей является изображение схватки. Главный ее элемент – змей вот-вот ухватит коня за пятку. В славянском переводе “Откровения” Мефодия Патарского есть такие строчки: “… и тогдашние святые во время оно (это время определяется в тексте седьмым тысячелетием) на коне - истине вьседшеи ухаплени будут от змия сиречь от сына погибели, в пету в последний день”. Возникший образ глубоко символичен, по мнению историографов: конь воплощал в себе образ веры, всадник – святой на коне, пята – последний день. Все несет на себе особый смысл и до сего времени. Разве не являются сегодня пророческими слова о том, что святые будут “ ухаплены от сына погибели в пяту”. И опять”пята“: пята - в книге Бытия, пята в иконописном изображении, пята в псалмах Давида, пята – в новом пророчестве 15-го века.

В контексте настоящего сообщения, посвященного преподобному Александру Свирскому, последнее пророчество о судьбе святых в апокалиптическое время особенно значимо[7]. Начало революции в России иначе как апокалиптическим не назовешь. Во время крушения храмов и монастырей срывается покров с мощей многих святых. Мощи предстают перед людьми в открытом, обнаженном виде.
Как было сообщено выше, первый святой, кто был публично обнажен руками чекистов, – это преподобный Александр Свирский. Обнаженными и полуобнаженными нередко изображают аскетов, столпников, юродивых, ибо они “совлекли с себя ветхие одежды, предоставив тело в жертву живую, благоугодную”.

Обнаженность – знак полной отданности Богу. На упоминаемых нами царских печатях и Русском гербе 15-го – середины 16-го веков всадник изображался обнаженным, в развевающемся плаще.. 80 лет пробыл преподобный Александр в обнаженном виде, завернутый в рогожу в музее анатомии Военно-Медицинской академии, засвидетельствовав перед всеми свою полную отданность Богу. Если учесть, что тело преподобного имеет сохранность и всех наружных органов, то эта обнаженность выступает перед всеми с какой-то целомудренной откровенностью.

Современный антрополог свидетельствует, что почил преподобный на животе, подложив левую руку под бок, а левой стопой прикрыл стопу правой ноги. В таком виде тело окоченело, при перевороте на спину положение ног было не исправить, правая нога оказалась лежащей пяткой на своде левой ноги. На следующий день тело Преподобного монахи с горьким плачем и песнопением предали земле. Таким образом, святой Александр прикрыл свою правую пяту 479 лет назад. И предстал он перед теми, кто искал его святые мощи, и перед теми, кто освидетельствовал их, – с прикрытой пятой и в состоянии полной отданности воле Божией и нашей вере, а для кого-то – и под откровенное глумление. Такой был, видно, Промысл Божий: сохранить мощи преподобного Александра в виде целого светлого тела с необычно расположенными ногами – и нет других мощей святых подобного вида, и верится, в этом состоит тайна Божия, которую, кажется, удалось разгадать. Но путь к раскрытию был не простой.

Попытаемся вернуться на 479 лет назад и представить себе последний день жизни Преподобного и его облик, тем более, что это не очень трудно сделать тем, кому посчастливилось видеть перед собой полностью сохранившееся его тело и лицо без малейших признаков тления.

Итак, конец августа 1533 года, этот август был очень жаркий и душный На исходе лето, на исходе и земная жизнь святого подвижника. Он возвращается медленно, слегка прихрамывая на левую ногу, из отходной пустыни, где привык молиться и где теперь размещается Преображенская часть монастыря. Его новая келья находится в нижней части строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы. Над фундаментом этого строящегося храма незадолго перед кончиной Преподобного было явление ему Пресвятой Богородицы с сонмом ангелов, обещавшей никогда не оставлять его обитель. Обращаясь к нему, Богородица назвала его Избранником Сына Своего и Бога. Храм строился с трапезной, так повелел строить Архиепископ Новгородский Макарий для общежительных монастырей. (Время владычества митрополита Макария Новгородской епархией совпадает с периодом жизни Александра Свирского и его игуменства в монастыре. Таким образом, судьбы двух святых святителя Макария и преподобного Александра Свирского соединились еще при жизни. Соединены они и при отшествии: над ракой митрополита Макария в Успенском соборе Кремля находится икона св. Александра. Как свидетельствует история, икона написана по заказу святителя в связи канонизацией преподобного (приблизительно в 1552г.). Из 30 всероссийских святых, канонизированных по представлению митрополита Макария, такое единение его в земной жизни прослеживается только с преп. Александром Свирским.)

О скором отшествии в мир иной преподобному Александру было оповещено еще за год. И он ожидал его, как встречу с Господом, смиренно и с надеждой, и покаянием (о чем свидетельствуют молитвы, написанные им самим), так ожидали встречи все святые подвижники, думая о смерти. Итог жизни им был подведен, завещание составил, замену себе на игуменство оставил в числе четырех братьев обители: священноинока Исайи – он же был духовником преп. Александра, Никодима, Леонтия и Иродиона, сказав: «кого восхочет архиепископ Макарий благословить, тот и будет игумен на моем месте». Иродиону через 14 лет после преставления Преподобного предстояло написать его «Житие» повелением митрополита Московского и всея Руси Макария.

Последний месяц жизни Преподобного – август славен праздниками, посвященными Господу, Пречистой Матери Его и Животворящему Кресту: «Первый Спас» – Изнесение Креста Господня, и в этот же день праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице; праздник Преображения Господня; праздник Спаса Нерукотворного; день Успения Пресвятой Богородицы. Одному Богу известно, как молился в эти дни преподобный Александр Господу и Пресвятой Богородице, сколько покаянных и благодарственных молитв вознес он в последний месяц своей жизни. По своему смирению не мог он не сокрушаться, наверное, думая и о том, смог ли он угодить Господу в своей земной жизни, получив от Него столько милости и щедрых даров.
Преподобный заканчивал свою жизнь в возрасте 85 лет, но внешне он не выглядел дряхлым, немощным стариком. Судя по виду его мумифицированного тела, святой Александр держался прямо, натруженные порой тяжелым трудом плечи - прямые, широкие, развернутые. Сутулости и в помине нет. Шея крепкая, высокая, мускулистая, покрытая изборожденной морщинами кожей. Узкая и аскетического вида нижняя часть торса. Во всем его телесном облике
стройность, гармоничность, легкость и мужественность. Лицо не подвержено тлению, напротив – гладкое, покрытое эластичной кожей. Его сохранность позволила антропологу провести иконографическое исследование, найти сходство, почти портретное, с иконой 16-го века и сделать заключение о его этнической принадлежности к вепсам. Таким он предстал перед нами – теми, кому выпала честь принять участие в поиске мощей и их освидетельствовании.

Не знаем мы, с какими мыслями заснул Преподобный своим последним земным сном: выражение его лица каждый читал по-своему. Одни видели скорбь, связанную со страданием, другие отмечали благоговение в его облике. Третьи… впрочем, приводить мнение третьих не будем, так как оно лишь выявляет откровенно кощунственное отношение к его святым мощам некоторых наших современников.
Думая о преподобном Александре Свирском, его молитвенных подвигах, об удивительной сохранности его святых мощей, о необычном положении его ног, удивляясь яркому пятну запекшейся крови прямоугольной формы на своде правой ступни, невольно задаешься вопросом: есть ли аналогии подобного состояния в мощах других святых? И что это за пятно цвета свежей крови на своде стопы преподобного, ведь мощам его сегодня 479 лет? Внешний вид мощей, положение ног святого удивил и наших предков, открывших их в середине 16-го века.


Сведения о сохранности пятен свежей крови на теле имеются в книге о Туринской плащанице. Скрупулезное исследование учеными Туринской плащаницы, проводимое на протяжении более 100 лет, дает возможность через толщу веков увидеть страшную картину… ”На казнь Он шел босым: в области правой пятки полотно впитало много следов земли и пыли. Страдалец падал плашмя и не мог помочь Себе руками, привязанными к балке: на кончике носа, на колене – тот же тип пыли, что и на пятке. Осужденный шел босым по Палестине. Образцы из отпечатка в области ступни содержат аргонит с примесью железа и стронция. Такое вещество встречается редко, но его находят в выборках почвы из Иерусалима.
Невинный страдалец упал, и тяжелая балка плотно прижала голову к пыльному камню. Улюлюканье озлобленной толпы”…
[8]

“На плащанице имеется два изображения. Одно из них - отпечаток правой ступни почти в полный след с оттиском пятки и пальцев ног, в центре которого находится квадратная рана от гвоздя со следами крови. Отпечаток же левой ноги слабо различим, а ее пятка приподнята выше правой. Предполагают, что правая ступня непосредственно опиралась на столб креста, левая нога было согнута в колене, а ее ступня повернута так, чтобы опираться на верхнюю часть правой стопы” [9]. Как не поразиться описанию положения стоп Господа в последние часы Его земной жизни: одна стопа прикрывает другую. Примечательно, что и у преподобного Александра Свирского левая нога тоже согнута в колене, а на своде правой стопы, касающейся свода левой ноги, яркое пятно цвета запекшейся крови…
Господь прославил Преподобного еще в период его земной жизни, представ перед ним в трех Ипостасях, и, видно, угодно было Господу оставить на Своем избраннике и печать Своей Голгофы, печать перенесенных Им страданий от страстей человеческих. От нас скрыт мистический смысл этого знака, оставленного на мощах Преподобного,
печати крестоношения. Можно только строить предположения, исходя из анализа событий, происходивших вокруг его святых мощей. В период своей земной жизни преподобный Александр совершал те же подвиги, что и многие другие святые подвижники. Видимо, угодно было Господу после преставления святого Александра утяжелить его крест или дать новый – понести на себе человеческие страсти, накопленные за 80 лет безбожия. Плоть святого необычайной сохранности и его имя молитвенника за Царей после убиения Помазанника Божиего, очевидно, должны были понести на себе злонамеренные страсти человеческие. Они на него и обрушились: гордость человеческая, неблагодарность, неправедность, нечестие, нелюбовь, немирность, клеветничество, наглость, предательство, сребролюбие и др. Вспомним, как Господь говорил: «Если гнали Меня, будут гнать и вас». Насколько тяжел был этот крест, почувствовали те, кто все время находился рядом с мощами святого Александра. Нет другого святого, на чьи мощи обрушилось бы столько кощунства и хулы, сколько обрушилось их на мощи преподобного Александра Свирского.
Когда атмосфера злонамерений вокруг мощей сгустилась так, что стала, по нашим человеческим меркам, угрожать их сохранности, они были перевезены в родную обитель Преподобного. Вот тогда-то и обрушился самый мощный шквал всей хулы и кощунства. Каждый, кто хотел, вносил сюда свою лепту: и миряне, и священники. Никто не задумывался над тем, что их «информированность» может быть основана на лжи недобросовестных оппонентов. Из тех священников, кто был смущен, только один пришел к тем, кто искал мощи святого, чтобы выяснить истину.

Знали ли люди 17-го века, что необычайное положение ног святого, так поразившее их, – особый знак Господа, который будет понятен позже, следующим поколениям, при втором обретении мощей? Людям 17-го века с высоким уровнем веры трудно было предположить, что мощи святого могут когда-то пройти через поношение и клевету – те искушения, которым был подвергнут Спаситель. Наверное, поэтому святой закрывает свою пяту, чтобы догадались мы о том, что он тоже будет ужален в пяту. Верится, что этот знак был предуготован для нас – современников второго обретения мощей. В нашу задачу входило: узнать, понять, принять и поверить в явление во плоти избранника Божиего, собеседника Пресвятой Троицы.,
Уж не к этому ли святому избраннику Божию относится пророчество из “Откровения“ о сыне погибели, святом и его пяте?.

Насколько известно из имеющихся источников, нет другого святого, который имел бы столько признаков, заключенных в пророчестве: реально существующая пята, а не просто пяточная кость, реально “ухапленная “ искусителем, тоже реально действующим в лице недобросовестных оппонентов, и сам святой со всеми признаками святости (чудотворение, исцеления, мироточение). И нет другого святого, обретение мощей которого вызвало бы столько противления, сколько выпало на долю мощей преподобного Александра Свирского. Мощи святого Серафима Саровского, хоть и вызвали у некоторых сомнение при вторичном обретении, но не провели разделительной черты на верующих и неверующих в поданную благодать Божию. В своей земной жизни, сохраняя мир души, подаренный Самой Пресвятой Троицей, преподобный Александр Свирский не участвовал активно даже в спорах того времени по поводу «новгородской ереси». Но смиренный инок, понесший на себе нестерпимый для представителей “темного мира” яркости свет Пресвятой Троицы, был во все века ненавистен им, наверное, поэтому его мощи и стали первыми при захвате власти богоборцам в Русском государстве в начале ХХ века и подверглись хуле и клевете при втором их обретении в конце ХХ века.

Врагу рода человеческого очень хотелось стереть даже само имя преподобного Александра Свирского из памяти людей: древнему змею во все века была известна духовная мощь этого святого чудотворца – избранника Божия. Его стараниями в храмах практически не сохранились иконы святого Александра Свирского. Можно ли этим было досадить благоискусному воину Христову, можно ли досадить тому, кто «по благодати приемый власть на духи нечистыя»?! В первую очередь враг досаждал нам, хотел лишить нас защиты, получаемой по молитвам преподобного Александра Свирского, предстоящего престолу Пресвятой Троицы. О нем в акафисте, написанном А. Ковалевским, есть такие строчки: «Разумом богопросвещенным постиг еси суету мира сего и непостоянство, в нем радость сменяется скорбью, благополучие наветуется нечаянными бедами. Вечных благ возжелел еси , отче преподобне, и сия взыскати потщался еси отречением мирских благ и вольною нищетою».
Дал Господь преподобному Александру возможность познать главное в отношениях с людьми что нет у него права на земле судить согрешающего брата, и люди текли к нему толпами за наставлениями, помощью и всегда уходили утешенными. Любовь, только она одна, есть единственная мера приверженности ко Христу, и этот дар дан был преподобному Александру Самим Богом – Троицей.

***​
[1] Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Ставропольского. М.–СПб,Центр изучения охраны и реставрации наследия священника П. Флоренского,1999. С. 90.
[2] Ж. Русский дом.
[3] Ис. 52. 7.
[4] М. Мартис. “ Чудотворная икона в Византии и Древней Руси”. 1996. С. 324,325. Икона была написана в 1654 году в г. Шуе местным иконописцем Герасимом Тихоновым. В момент написания иконы Одигитрии Смоленской, которую он писал по иконописному подлиннику, чудесным образом изменилось положение рук и ног Богомладенца. Поставив в известность духовное начальство и прихожан, иконописец закончил написание иконы в том виде, какой она таинственным образом приобрела сама. Иконографической особенностью является поза Младенца: правая обнаженная нога высоко поднята и согнута в колене, при этом левая рука прикрывает пятку правой ноги. По мнению специалистов, этот образ Богоматери не первый среди икон этого иконографического извода. Самая ранняя известна с 15-го века, но получил распространение этот образ в 16-м веке. Общей деталью для икон этого типа является прикрытая пята Богомладенца либо рукой, либо другой Его ногой.
[5] То же. С. 322 – 329.
[6] “…тяжела была ночь на 25 марта 1492г., – писал С.П.Шевырев. – После роковых трех лет господства антихристова, которое находили современники в учении Схарии и его последователей в Новгороде и Москве, робкие люди в эту ночь с трепетом ужаса ожидали всемирного звука трубы архангелов Михаила и Гавриила. Можно себе представить, с какой радостью проснулись эти люди в праздник Благовещения”. Шевырев С.П. История русской словесности. М., 1960. Ч. 4, С. 83.
[7] В 1905 году митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Храповицкий) в одной из своих проповедей предвещал о том, что мощи наших святых окажутся в анатомических театрах. “Россия перед вторым пришествием”. 1998, М. Об-во Василия Великого. Т. 2 .
[8] Священник Вячеслав Синельников. 2002. “Туринская плащаница на заре новой эры”. Изд. Сретенского монастыря. С.23.
[9] То же. С. 25.

Комментарии

Преподобне отче Александрие, моли Бога за нас!
Спаси Вас Бог Людмила, читая очерк, опять переживала за нетленные мощи нашего великого святого Александра Свирского.Надо к нему обязательно съездить поклониться и попросить прощения...
 
Спасибо инокине Леониде и познакомившей нас с ее необычной работой Людмиле Ильюниной!

К загадкам, там обозначенным, хочу прибавить и свой, давно волнующий меня, небольшой вопрос: почему в церковных календарях (как, например, в Сретенском) на 30.08/12.09 имя прп. Алексадра Свирского дано обычным шрифтом, а св. блгв. князя Александра Невского – жирным: Прп. Александра Свирского (1533). Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724).
При всем благоговении и преклонении перед св. Александром Невским, все же выбор Святой Троицы пал не на него… Святому князю назначено было совершить великие воинские и христианские подвиги, но Бог-Троица явился, несколькими веками позже, и во второй и последний на сегодня, после Авраама, раз в истории человечества, именно прп. Александру Свирскому!
...Когда, девять лет назад, я в первый раз была у Преподобного и молилась у его мощей о своем сыне, ответ был получен незамедлительный (на следующий же день) и несомненный. Это мое маленькое свидетельство о подлинности кем-то пререкаемых мощей этого святого.
 
К сожалению действует закон инерции. При Петре I память прп.Александра заместили памятью св.блг.кн.Александра Невского. Императору был нужен небесный покровитель новой столицы и государства - воин, а не смиренный инок, хотя и прп. Александра он почитал - в монастыре бывал не раз.
Вообще прп.Александр был порядком забыт, широкого почитания не было. По-настоящему оно восстановилось после второго обретения мощей.
 
Я помню пребывание святого на подворье Тервенического монастыря, волны благоухания от мощей, нескончаемые молебны, очереди желающих приложиться к тогда еще очень скромной раке святого. И сколь же было удивительно (другого слова не подберу) потом читать в прессе всякую ложь об обретенной святыне. Спасибо за исторический очерк!
Святый отче Александре, моли Бога о нас.
 
При всем благоговении и преклонении перед св. Александром Невским, все же выбор Святой Троицы пал не на него…
Мне кажется, что дело в разном типе святости. Святой князь прославился на ниве деятельного служения, а преподобный - на ниве созерцания.
Естественно, что я не сужу, кто выше, а кто ниже).
 
Да, конечно, но лучше бы и "ранжировать" их в рамках их нив, не отдавая предпочтение одной перед другой шрифтом. И деятели нужны, но и созерцатели нужны. Тем более, что прп. Александр был не такой уж и созерцатель, а Александр Невский под конец жизни тоже стал "смиренным иноком". И в этом качестве я люблю его еще больше, чем в воинских доспехах.
 
Святой Александр,милостивый. Вымоли у Господа Бога нашего исцеление для сына моего Р.Б. Александра от ВИЧ. Проси Бога простить нас несчастных и помиловать. Даровать прежнее счастье и радость в нашу семью.
 
Святой Отче наш Александре! Помоги нам зачать, бережно выносить и родить здоровых детей на радость Богу нашему, Тебе и всему Миру! Моли Бога о нас! Умоляем Тебя, помоги нам, Преподобный Александр Свирский!
 
Для паломничества :
Святые [https://101mesto.com/svyatye-mesta/moshhi-aleksandra-svirskogo.html]мощи Александра Свирского[/URL] открываются в дни славы и почтения памяти 30 апреля и 12 сентября, на православную Троицу и на Преображение. Паломники будут иметь возможность причаститься и соприкоснуться с нетленным телом старца-чудотворца.
Свято-Троицкий храм чудотворца Александра располагается неподалеку от городка Лодейное Поле. От Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе надо проехать 253 км, а по времени поездка займет около 4-5 часов. Общественным транспортом можно доехать из Санкт-Петербурга с автовокзала №1 до Лодейного Поля или на маршрутке № 863 до поселка Свирское
Из Москвы можно добраться, заказав паломнический тур, так же самостоятельно на личном автотранспорте. Расстояние от столицы до Лодейного Поля 830 км. Время беспрерывного пути — 12ч., потому необходимо планировать остановки, обед и отдых.


 
Последнее редактирование:
Сверху