Золото Евангельской мудрости: Притчи Христовы
Богач и нищий
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.
Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 19-31).
Ученые, изучавшие притчу, отметили, что во времена Христа имели хождение подобные истории о жадном богаче и нищем праведнике. Возможно, Спаситель воспользовался одной из версий таких народных сказок, только добавил к ней вторую половину. Половину грозную и предупреждающую равнодушие и черствость.
Мы с вами разберем притчу, но сначала сделаем несколько предварительных замечаний.
Итак, обратим внимание на то, что нам названо имя нищего. Это единственный пример, когда Христос в притче называет конкретное имя. Высказывались разные версии, вплоть до того, что это были реальные исторические личности, которых знал Иисус и Его слушатели, или что нищий Лазарь был популярным фольклорным персонажем (типа Ходжи Насреддина) и Иисус придумывает про этого популярного героя еще одну интересную историю.
На самом деле, как считает большинство экзегетов, причина в другом. А именно в том, что имя Лазарь (от евр. Елиезер) переводится как «Бог помогает». В этом имени страдающего на земле нищего заключена тайна: пусть пока царит несправедливость и Бог попускает ее, однако Суд и возмездие неотвратимы. Как и награда терпеливым. Имя это указывает на таинственный Промысл Божий, на то, что, сколько бы зло ни торжествовало, в результате все будет приведено к справедливому эпилогу.
Познакомимся поближе с нашими героями.
Богач, который не просто богат, а очень богат. Одевается он в порфиру и виссон. Порфира – греческое слово, больше известное нам по-латыни: пурпур. Ткань, окрашенная пурпурной краской (красителем насыщенных оттенков от багряного до фиолетового цвета, извлекавшимся из морских брюхоногих моллюсков – иглянок), стоила очень дорого. Для окраски 1 килограмма шерсти требовалось добыть не менее 30 тысяч моллюсков. Цена такого отреза материи исчислялась несколькими тысячами динариев (один динарий – поденная плата наемному работнику или наемному воину), то есть, пурпурный плащ стоил столько, сколько зарабатывал человек за 5 лет работы. Виссон – тонкая льняная ткань. Из нее делали дорогие рубашки.
Итак, перед нами – человек, одетый в длинную белую рубашку, завернувшийся в пурпурный плащ. Пиршествует он каждый день, причем блистательно, как стоит в нашем переводе, или, с греч., светло, то есть с обилием зажженных огней и светильников.
У стола богача – собаки, которые привычно хватают куски хлеба, используемые вместо тарелок. На одних хлебных лепешках едят, другими кусками гости вытирают рот и руки и бросают эти крошки (в нашем переводе), а правильнее – куски, собакам.
Как бы желал напитаться этим хлебом, пропитанным мясным соком и всвозможными соусами, другой герой притчи, нищий Лазарь! Он был весь в язвах, и собаки, прибегая, лизали его раны. «Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами» (Блаж. Феофилакт).
А теперь, когда мы узнали о героях и увидели, как проходила их жизнь на земле и как она разворачивается в мире ином, давайте посмотрим, о чем притча нам говорит, о чем предупреждает.
Но сначала отметим, что не нужно пытаться составить по этой притче учение о загробной жизни (это часто пытались сделать толкователи древности). Христос не старается начертать учение о Тайнах посмертного бытия, а использует в рассказе представления, общепринятые в Его время. Все, что мы можем сказать о жизни после смерти по этой притче, – это то, что: а) жизнь после смерти тела продолжается; б) это не сонное, иллюзорное существование, а полноценная жизнь души, во время которой души имеют память о прошлом, остроту чувств и способность рассуждать.
Центр тяжести притчи в другом, а именно в том, что, сколь бы долго зло не продолжалось и как бы безнаказанно не было, Бог восстановит справедливость!
Для этого Христос использует парадоксальный прием. В притче после смерти героев их статус переворачивается. При жизни богач пиршествовал, а бедняк голодал, после же смерти бедняк пирует вместе с Авраамом и праведниками (выражение «лоно Авраамово» означает разделить пир вместе с Авраамом, возлежать за столом возле Авраама), а вчерашний богач умоляет прохладить его воспаленный язык хотя бы каплей воды.
В чем грех богача? Значит ли его осуждение, что пировать вообще плохо? Нет! Грех его – в черством равнодушии, в том, что не замечен им тот, кто нуждается. Это первая огромная тема, которая поднимается этой притчей.
Обратите внимание на одну деталь – богач знает нищего по имени: Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста… Он знал этого бедняка по имени, но ничего не сделал, чтобы облегчить его судьбу. Как часто люди, живущие в роскоши, знают, что рядом находятся те, кому они могут помочь. Но ничего не делают для этого.
Вторая большая тема: как важно прислушиваться к голосу Священного Писания, которое учит нас тому, как следует жить. Через Авраама, Моисея и пророков Бог открывает Себя и Свою волю, так, что у пренебрегающих Его волей не будет законного права жаловаться на свою посмертную участь. Потом поздно будет кусать локти и плакать. Время жизни – не время, данное для безответственного прохлаждения, а время, очень важное для судьбы человека в вечности.
Многие люди ждут какого-то особого, личного вразумления в своей жизни. Но Бог не должен спускаться к каждому и каждому на пальцах объяснять, что нужно изменить в жизни, чтобы наследовать Жизнь Вечную. Истина проповедана! Спасение принесено! Церковь худо-бедно возвещает об этой Истине. (Слышу возражения – плохо возвещает!.. Да если бы и молчала, как в советские годы, когда проповедовать было запрещено, то возвещает самим фактом существования храмов, книг, песнопений, нравственных законов… всего того, что громогласно вопиет о Инобытии.) Нежелание прислушаться – не имеет оправдания.
Люди, которые сегодня игнорируют голос Истины и голос собственной совести, могут оказаться в состоянии, когда будет уже поздно. Всю притчу пронизывает этот важный и страшный мотив: слишком поздно. «Богач слишком поздно обратил внимание на Лазаря, слишком поздно обнаружил непреодолимую бездну, слишком поздно подумал о братьях, слишком поздно прислушался к Закону и пророкам» (Б. Крейг). Эта притча обращается к сердцу каждого из нас: а ты внимателен к тому, что происходит вокруг?
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Обратим внимание на эти слова богача. Они показывают, что богач на собственном опыте знает, как мало значило для таких людей, как и он сам, услышанное слово Писания. Он настаивает именно на чуде, сверхъестественном и ошеломительном, которое одно может остановить и заставить задуматься людей…
Как точно! И разве не согласны мы, что и спустя две тысячи лет нынешние богатые (да и небогатые) люди мало обращают внимания на призывы Церкви, на Слово Библии, стучащееся в их сердца...
Несколько полезных иллюстраций:
Гостиная богатого дома времен Иисуса, раскопанная археологами в центре Иерусалима.
Меню праздничного обеда того времени.
Перечень цен на разные продукты во времена Христа. Про монеты, которые здесь упоминаются, мы многократно читаем в Евангелии.
Вообще, запомните про этот перечень. Он не раз может вам пригодиться, когда вы будете читать Евангелие, чтобы ориентироваться, что сколько стоит.
Иллюстрации из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010.
Богач и нищий
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.
Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 19-31).
Ученые, изучавшие притчу, отметили, что во времена Христа имели хождение подобные истории о жадном богаче и нищем праведнике. Возможно, Спаситель воспользовался одной из версий таких народных сказок, только добавил к ней вторую половину. Половину грозную и предупреждающую равнодушие и черствость.
Мы с вами разберем притчу, но сначала сделаем несколько предварительных замечаний.
Итак, обратим внимание на то, что нам названо имя нищего. Это единственный пример, когда Христос в притче называет конкретное имя. Высказывались разные версии, вплоть до того, что это были реальные исторические личности, которых знал Иисус и Его слушатели, или что нищий Лазарь был популярным фольклорным персонажем (типа Ходжи Насреддина) и Иисус придумывает про этого популярного героя еще одну интересную историю.
На самом деле, как считает большинство экзегетов, причина в другом. А именно в том, что имя Лазарь (от евр. Елиезер) переводится как «Бог помогает». В этом имени страдающего на земле нищего заключена тайна: пусть пока царит несправедливость и Бог попускает ее, однако Суд и возмездие неотвратимы. Как и награда терпеливым. Имя это указывает на таинственный Промысл Божий, на то, что, сколько бы зло ни торжествовало, в результате все будет приведено к справедливому эпилогу.
Познакомимся поближе с нашими героями.
Богач, который не просто богат, а очень богат. Одевается он в порфиру и виссон. Порфира – греческое слово, больше известное нам по-латыни: пурпур. Ткань, окрашенная пурпурной краской (красителем насыщенных оттенков от багряного до фиолетового цвета, извлекавшимся из морских брюхоногих моллюсков – иглянок), стоила очень дорого. Для окраски 1 килограмма шерсти требовалось добыть не менее 30 тысяч моллюсков. Цена такого отреза материи исчислялась несколькими тысячами динариев (один динарий – поденная плата наемному работнику или наемному воину), то есть, пурпурный плащ стоил столько, сколько зарабатывал человек за 5 лет работы. Виссон – тонкая льняная ткань. Из нее делали дорогие рубашки.
Итак, перед нами – человек, одетый в длинную белую рубашку, завернувшийся в пурпурный плащ. Пиршествует он каждый день, причем блистательно, как стоит в нашем переводе, или, с греч., светло, то есть с обилием зажженных огней и светильников.
У стола богача – собаки, которые привычно хватают куски хлеба, используемые вместо тарелок. На одних хлебных лепешках едят, другими кусками гости вытирают рот и руки и бросают эти крошки (в нашем переводе), а правильнее – куски, собакам.
Как бы желал напитаться этим хлебом, пропитанным мясным соком и всвозможными соусами, другой герой притчи, нищий Лазарь! Он был весь в язвах, и собаки, прибегая, лизали его раны. «Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами» (Блаж. Феофилакт).
А теперь, когда мы узнали о героях и увидели, как проходила их жизнь на земле и как она разворачивается в мире ином, давайте посмотрим, о чем притча нам говорит, о чем предупреждает.
Но сначала отметим, что не нужно пытаться составить по этой притче учение о загробной жизни (это часто пытались сделать толкователи древности). Христос не старается начертать учение о Тайнах посмертного бытия, а использует в рассказе представления, общепринятые в Его время. Все, что мы можем сказать о жизни после смерти по этой притче, – это то, что: а) жизнь после смерти тела продолжается; б) это не сонное, иллюзорное существование, а полноценная жизнь души, во время которой души имеют память о прошлом, остроту чувств и способность рассуждать.
Центр тяжести притчи в другом, а именно в том, что, сколь бы долго зло не продолжалось и как бы безнаказанно не было, Бог восстановит справедливость!
Для этого Христос использует парадоксальный прием. В притче после смерти героев их статус переворачивается. При жизни богач пиршествовал, а бедняк голодал, после же смерти бедняк пирует вместе с Авраамом и праведниками (выражение «лоно Авраамово» означает разделить пир вместе с Авраамом, возлежать за столом возле Авраама), а вчерашний богач умоляет прохладить его воспаленный язык хотя бы каплей воды.
В чем грех богача? Значит ли его осуждение, что пировать вообще плохо? Нет! Грех его – в черством равнодушии, в том, что не замечен им тот, кто нуждается. Это первая огромная тема, которая поднимается этой притчей.
Обратите внимание на одну деталь – богач знает нищего по имени: Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста… Он знал этого бедняка по имени, но ничего не сделал, чтобы облегчить его судьбу. Как часто люди, живущие в роскоши, знают, что рядом находятся те, кому они могут помочь. Но ничего не делают для этого.
Вторая большая тема: как важно прислушиваться к голосу Священного Писания, которое учит нас тому, как следует жить. Через Авраама, Моисея и пророков Бог открывает Себя и Свою волю, так, что у пренебрегающих Его волей не будет законного права жаловаться на свою посмертную участь. Потом поздно будет кусать локти и плакать. Время жизни – не время, данное для безответственного прохлаждения, а время, очень важное для судьбы человека в вечности.
Многие люди ждут какого-то особого, личного вразумления в своей жизни. Но Бог не должен спускаться к каждому и каждому на пальцах объяснять, что нужно изменить в жизни, чтобы наследовать Жизнь Вечную. Истина проповедана! Спасение принесено! Церковь худо-бедно возвещает об этой Истине. (Слышу возражения – плохо возвещает!.. Да если бы и молчала, как в советские годы, когда проповедовать было запрещено, то возвещает самим фактом существования храмов, книг, песнопений, нравственных законов… всего того, что громогласно вопиет о Инобытии.) Нежелание прислушаться – не имеет оправдания.
Люди, которые сегодня игнорируют голос Истины и голос собственной совести, могут оказаться в состоянии, когда будет уже поздно. Всю притчу пронизывает этот важный и страшный мотив: слишком поздно. «Богач слишком поздно обратил внимание на Лазаря, слишком поздно обнаружил непреодолимую бездну, слишком поздно подумал о братьях, слишком поздно прислушался к Закону и пророкам» (Б. Крейг). Эта притча обращается к сердцу каждого из нас: а ты внимателен к тому, что происходит вокруг?
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Обратим внимание на эти слова богача. Они показывают, что богач на собственном опыте знает, как мало значило для таких людей, как и он сам, услышанное слово Писания. Он настаивает именно на чуде, сверхъестественном и ошеломительном, которое одно может остановить и заставить задуматься людей…
Как точно! И разве не согласны мы, что и спустя две тысячи лет нынешние богатые (да и небогатые) люди мало обращают внимания на призывы Церкви, на Слово Библии, стучащееся в их сердца...
Несколько полезных иллюстраций:
Гостиная богатого дома времен Иисуса, раскопанная археологами в центре Иерусалима.
Меню праздничного обеда того времени.
Перечень цен на разные продукты во времена Христа. Про монеты, которые здесь упоминаются, мы многократно читаем в Евангелии.
Вообще, запомните про этот перечень. Он не раз может вам пригодиться, когда вы будете читать Евангелие, чтобы ориентироваться, что сколько стоит.
Иллюстрации из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010.