Притчи Христовы: Богач и нищий

Эта запись является частью серии записей Притчи Христовы
Золото Евангельской мудрости: Притчи Христовы
Богач и нищий


Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.
Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 19-31).

Ученые, изучавшие притчу, отметили, что во времена Христа имели хождение подобные истории о жадном богаче и нищем праведнике. Возможно, Спаситель воспользовался одной из версий таких народных сказок, только добавил к ней вторую половину. Половину грозную и предупреждающую равнодушие и черствость.
Мы с вами разберем притчу, но сначала сделаем несколько предварительных замечаний.

Итак, обратим внимание на то, что нам названо имя нищего. Это единственный пример, когда Христос в притче называет конкретное имя. Высказывались разные версии, вплоть до того, что это были реальные исторические личности, которых знал Иисус и Его слушатели, или что нищий Лазарь был популярным фольклорным персонажем (типа Ходжи Насреддина) и Иисус придумывает про этого популярного героя еще одну интересную историю.
На самом деле, как считает большинство экзегетов, причина в другом. А именно в том, что имя Лазарь (от евр. Елиезер) переводится как «Бог помогает». В этом имени страдающего на земле нищего заключена тайна: пусть пока царит несправедливость и Бог попускает ее, однако Суд и возмездие неотвратимы. Как и награда терпеливым. Имя это указывает на таинственный Промысл Божий, на то, что, сколько бы зло ни торжествовало, в результате все будет приведено к справедливому эпилогу.

Познакомимся поближе с нашими героями.

Богач, который не просто богат, а очень богат. Одевается он в порфиру и виссон. Порфира – греческое слово, больше известное нам по-латыни: пурпур. Ткань, окрашенная пурпурной краской (красителем насыщенных оттенков от багряного до фиолетового цвета, извлекавшимся из морских брюхоногих моллюсков – иглянок), стоила очень дорого. Для окраски 1 килограмма шерсти требовалось добыть не менее 30 тысяч моллюсков. Цена такого отреза материи исчислялась несколькими тысячами динариев (один динарий – поденная плата наемному работнику или наемному воину), то есть, пурпурный плащ стоил столько, сколько зарабатывал человек за 5 лет работы. Виссон – тонкая льняная ткань. Из нее делали дорогие рубашки.
Итак, перед нами – человек, одетый в длинную белую рубашку, завернувшийся в пурпурный плащ. Пиршествует он каждый день, причем блистательно, как стоит в нашем переводе, или, с греч., светло, то есть с обилием зажженных огней и светильников.
У стола богача – собаки, которые привычно хватают куски хлеба, используемые вместо тарелок. На одних хлебных лепешках едят, другими кусками гости вытирают рот и руки и бросают эти крошки (в нашем переводе), а правильнее – куски, собакам.

Как бы желал напитаться этим хлебом, пропитанным мясным соком и всвозможными соусами, другой герой притчи, нищий Лазарь! Он был весь в язвах, и собаки, прибегая, лизали его раны. «Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами» (Блаж. Феофилакт).

А теперь, когда мы узнали о героях и увидели, как проходила их жизнь на земле и как она разворачивается в мире ином, давайте посмотрим, о чем притча нам говорит, о чем предупреждает.

Но сначала отметим, что не нужно пытаться составить по этой притче учение о загробной жизни (это часто пытались сделать толкователи древности). Христос не старается начертать учение о Тайнах посмертного бытия, а использует в рассказе представления, общепринятые в Его время. Все, что мы можем сказать о жизни после смерти по этой притче, – это то, что: а) жизнь после смерти тела продолжается; б) это не сонное, иллюзорное существование, а полноценная жизнь души, во время которой души имеют память о прошлом, остроту чувств и способность рассуждать.

Центр тяжести притчи в другом, а именно в том, что, сколь бы долго зло не продолжалось и как бы безнаказанно не было, Бог восстановит справедливость!
Для этого Христос использует парадоксальный прием. В притче после смерти героев их статус переворачивается. При жизни богач пиршествовал, а бедняк голодал, после же смерти бедняк пирует вместе с Авраамом и праведниками (выражение «лоно Авраамово» означает разделить пир вместе с Авраамом, возлежать за столом возле Авраама), а вчерашний богач умоляет прохладить его воспаленный язык хотя бы каплей воды.

В чем грех богача? Значит ли его осуждение, что пировать вообще плохо? Нет! Грех его – в черством равнодушии, в том, что не замечен им тот, кто нуждается. Это первая огромная тема, которая поднимается этой притчей.
Обратите внимание на одну деталь – богач знает нищего по имени: Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста… Он знал этого бедняка по имени, но ничего не сделал, чтобы облегчить его судьбу. Как часто люди, живущие в роскоши, знают, что рядом находятся те, кому они могут помочь. Но ничего не делают для этого.

Вторая большая тема: как важно прислушиваться к голосу Священного Писания, которое учит нас тому, как следует жить. Через Авраама, Моисея и пророков Бог открывает Себя и Свою волю, так, что у пренебрегающих Его волей не будет законного права жаловаться на свою посмертную участь. Потом поздно будет кусать локти и плакать. Время жизни – не время, данное для безответственного прохлаждения, а время, очень важное для судьбы человека в вечности.
Многие люди ждут какого-то особого, личного вразумления в своей жизни. Но Бог не должен спускаться к каждому и каждому на пальцах объяснять, что нужно изменить в жизни, чтобы наследовать Жизнь Вечную. Истина проповедана! Спасение принесено! Церковь худо-бедно возвещает об этой Истине. (Слышу возражения – плохо возвещает!.. Да если бы и молчала, как в советские годы, когда проповедовать было запрещено, то возвещает самим фактом существования храмов, книг, песнопений, нравственных законов… всего того, что громогласно вопиет о Инобытии.) Нежелание прислушаться – не имеет оправдания.
Люди, которые сегодня игнорируют голос Истины и голос собственной совести, могут оказаться в состоянии, когда будет уже поздно. Всю притчу пронизывает этот важный и страшный мотив: слишком поздно. «Богач слишком поздно обратил внимание на Лазаря, слишком поздно обнаружил непреодолимую бездну, слишком поздно подумал о братьях, слишком поздно прислушался к Закону и пророкам» (Б. Крейг). Эта притча обращается к сердцу каждого из нас: а ты внимателен к тому, что происходит вокруг?

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Обратим внимание на эти слова богача. Они показывают, что богач на собственном опыте знает, как мало значило для таких людей, как и он сам, услышанное слово Писания. Он настаивает именно на чуде, сверхъестественном и ошеломительном, которое одно может остановить и заставить задуматься людей…
Как точно! И разве не согласны мы, что и спустя две тысячи лет нынешние богатые (да и небогатые) люди мало обращают внимания на призывы Церкви, на Слово Библии, стучащееся в их сердца...

Несколько полезных иллюстраций:

гостинная богатого дома.JPG
Гостиная богатого дома времен Иисуса, раскопанная археологами в центре Иерусалима.

меню.JPG
Меню праздничного обеда того времени.

цены.JPG
Перечень цен на разные продукты во времена Христа. Про монеты, которые здесь упоминаются, мы многократно читаем в Евангелии.

Вообще, запомните про этот перечень. Он не раз может вам пригодиться, когда вы будете читать Евангелие, чтобы ориентироваться, что сколько стоит.

Иллюстрации из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010.

Комментарии

Батюшка, спасибо большое за эторазъяснение. Стало на много легче. Понял для себя очень важную вещь.
 
Еще, как правило, в проповедях и толкованиях придают определенное значение тому, что богачь, будучи в аду, не забывает заботиться о спасении своих братьев: одни видят в этом признак не окончательной испорченности богача, другие - благотворное влияние наказания.
На картинке с ценами встечаются странные соотношения: римский воин получал за год столько же денег, сколько мужчина (видимо, среднестатистический муж) тратил на одежды женщины (тоже среднестатистической) за то же время при том, что работник виноградника при желании мог заработать эту же сумму за два месяца. Выходит, воинствующая империя совсем не ценила своих воинов?
 
Батюшка, большое спасибо, (всегда поражаюсь, Вы для нас всегда находите невероятно интересную информацию, которую не встретишь специально), а картинку с ценами смотрела в увеличенном размере, все сохраним!!!!!
 
Прочитала, и как-то грустно стало (за тех людей - наших ближних - кто живёт без страха Божьего)... В своей работе я многократно сталкиваюсь с тем, что люди не любят читать руководства. Разрабатываешь для них, например, программу, готовишь удобное руководство пользователя, делаешь презентацию, где доходчиво рассказываешь, где и как можно найти нужную информацию, снабжаешь короткими памятками для распечатки (чтобы их можно было держать на виду), даже иногда присылаешь человеку лично по почте ссылку на нужную главу из документа с совершенно конкретными инструкциями по его проблеме... А в результате - снова и снова звонки: "Спасибо, конечно, за руководство, за ссылку... Но расскажите мне, пожалуйста, лично..." (при этом понятно, что человек ничего читать не стал). В отношениях с Богом, мне кажется, тоже так. Люди хотят личного, вербального общения с Ним (ну, или хотя бы персонального послания от тех, кто имеет с Ним постоянную связь - от того мы так почитаем старцев; внимаем словам покойных родственников, приходящих к нам во сне). Другие формы донесения информации воспринимаются с недоверием, требуют времени для того, чтобы самостоятельно думать и чего-то делать. Размышляю, почему так... Может быть, основная причина в том, что люди слишком сильно загружают себя какими-то делами (а современные - особенно), и им банально некогда? Некогда слышать слово Божие, думать о Нём, замечать поблизости страждущих Лазарей (в Вашем дневнике, батюшка, Вы рассказывали об эксперименте с семинаристами, которые, опаздывая на экзамен, в большинстве своём проходили мимо лежащего на улице больного человека - такова сила внешних факторов, недостатка времени)... Не случайно, в больнице или в тюрьме - в местах, где время "останавливается", человек больше думает о Боге (а иногда и впервые обращается к Нему). И в Евангелии неспроста имеются яркие эпизоды о Марфе, о непринявшем приглашение на Пир занятом полевыми работами госте, об озабоченных только наполнением своих житниц и чрева богачах... Возможно ли думать о "едином на потребу" в суете? И возможно ли вообще перестать суетиться, прекратить постоянно заботиться о чём-то своём земном?..

Снова и снова возникает и не даёт покоя до сих пор не разрешённый для меня вопрос: что делает дело Спасения первоприоритетным в жизни человека? Чтобы самому захотелось (без самопринуждения, без панического страха наказания) отложить все другие дела и пойти в храм или почитать Евангелие, помолиться, поделиться с кем-то своими ресурсами... Откуда взять эту внутреннюю мотивацию? Это - Дар Божий или результат каких-то трудов (опять же, связанных с самопринуждением)?
 
О.Константин,спасибо Вам за подробные рассказы! Прошу,дайте ссылку о разбойнике,висевшим рядом со Спасителем/там говорится,что это был не простой разбойник,а патриот,борюшийся с римлянами/..не смог найти..
 
Сергей П написал(а):
О.Константин,спасибо Вам за подробные рассказы! Прошу,дайте ссылку о разбойнике,висевшим рядом со Спасителем/там говорится,что это был не простой разбойник,а патриот,борюшийся с римлянами/..не смог найти..

М.б. эта: http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=739
 
В картинке наверное ошибка. В случаем с воином. Если годовое его жалование-50 динариев (а не 1 динарий в день, как Вы писали Ранее, что в 7 раз больше), то он получал 4 дин в месяц, и не мог на эти деньги выжить( если даже учитывать, что его бесплатно кормили, то сумма всё равно символическая.
 
Незарегистрированный написал(а):
В картинке наверное ошибка. В случаем с воином. Если годовое его жалование-50 динариев (а не 1 динарий в день, как Вы писали Ранее, что в 7 раз больше), то он получал 4 дин в месяц, и не мог на эти деньги выжить( если даже учитывать, что его бесплатно кормили, то сумма всё равно символическая.

Да, думаю, что тут ошибка. Я посмотрел в других энциклопедиях на этот счет, и они говорят, что сумма годовой оплаты воину колебалась в районе 250-400 динариев (в зависимости от классификации воина и его ранга). Впрочем, говорят, что с воина высчитывали на амуницию более половины его зарплаты.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
9.592
Комментарии
9
Последнее обновление
Сверху