Притчи Христовы: О блудном сыне

Эта запись является частью серии записей Притчи Христовы
Золото Евангельской мудрости: Притчи Христовы
О блудном сыне


Экспозиция
Притча, которая слушателя повергала в шок! Все, о чем мы в этой притче читаем, – скандал! Невероятное поведение сыновей, странный отец…
Мы так много раз слышали эту притчу, что перестали воспринимать ее как нечто взрывное, переворачивающее представления слушателя с ног на голову, а она является именно такой. Но сначала еще раз перечитаем притчу, а потом прокомментируем:

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, гл. 15, 11-32).

Современному человеку непонятно, что в этой притче может быть шокирующим. Кажется, обычная ситуация: сын забирает часть наследства, чтобы строить самостоятельную жизнь. Он промотал деньги, бедствовал, пришел к выводу, что пора браться за ум и возвращаться домой. Разве это не распространенная ситуация в наше время?
В самом деле, известная картина. Но так мы притчу не поймем.
Для того, чтобы понять притчу, нам необходимо перенестись из дня сегодняшнего в мир библейских реалий, окунуться в культуру, в которой притча была произнесена. И тогда, в этих «полевых условиях», мы сможем увидеть, какие сокровища она таит.

Разработка
Итак: мир древнееврейской деревни. Глава семьи – отец. Все принадлежит ему, хотя в будущем перейдет к детям. Претендовать на наследство дети могут или со смертью отца, или при его жизни, если он выделит какую-то часть выросшему сыну, желающему жить своей семьей. Но никто и никогда не имеет права требовать свою часть у живого отца. Этой своей, вернее твоей, части нет, все принадлежит отцу. Сказать: отче! дай мне следующую мне часть имения – значит, поступить не просто по-хамски, а вопиюще! Это все равно, что сказать: «ты для меня, как мертвый», «я тебя вычеркнул из своей жизни», «тебя для меня нет».

Далее: никакой древневосточный отец не стал бы отделять зарвавшемуся юнцу часть наследства. Сделать это – значит, стать посмешищем для всей деревни. «Что за дурак, этот старый Хаим!» – будут трепать твое имя последние беззубые старухи-скотницы...

Следующее: сын уходит на чужбину и тратит все деньги. Тратит отвратительно, блудно, бесчестит имя отца. Наконец, поведение его естественно приводит к печальному итогу: он становится пастухом свиней. Никакой еврей на такую работу бы не нанялся, свиньи – нечистые животные. Но свиней разводили язычники. Тут мы видим, что еврей нанимается в пастухи свиней к язычникам. Уверен, что нормальный еврей, слушавший эту притчу, понимал, что лучше умереть, чем находиться в таком позоре. Еще раз повторю, все, что люди в этой притче Христа слышали, находилось в вопиющем противоречии со всеми их жизненными установками.

Далее, сын осознает ужас своего падения и решает возвратиться к отцу. Он совершенно законно предполагает, что после того позора, который он отцу устроил, теперь на большее, чем наняться в батраки к своему же отцу, он рассчитывать не может.

Когда блудный сын подходит к дому, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Тоже невероятное поведение. Отлупить палкой и принять на исправление, в число слуг – возможно, не выйти из дома и оставить сына на несколько дней стонать и молить о прощении у ворот – вероятно. Но побежать, обнять и целовать?.. Похоже, этому отцу все равно, что будут о нем говорить в деревне.

Но отец не просто поддался нежным чувствам. Он приказывает: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
Все это показывает, что отец восстанавливает блудного сына в статусе своих детей и наследников. Перстень-печать имели только те, кто был волен распоряжаться имуществом, красивая одежда, обувь – атрибуты хозяина, а не слуги.

Начинается веселье: танцы, шумная музыка. В это время с поля возвращается старший сын. Он не предавал отца, он верно трудился, ожидая в свое время заслуженной награды. Старший сын, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Опять драма, позор для отца. Скандал, который происходит на улице, на глазах у всех. Подобные вещи никогда не выносились за пределы дома.
Более того, сын говорит отцу оскорбительные вещи: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими…
Козленка часто готовили на… поминки. В словах старшего брата слышится злое: «Ты, отец, зажился на свете. Мы с друзьями уже давно хотели бы помянуть тебя доброй трапезой. Помянули бы и я зажил спокойно и в свое удовольствие»…

Вот только некоторые из основных моментов этой притчи, которые нужно было пояснить, чтобы приблизиться к ее расшифровке. Это то, что было очевидно слушателю Иисуса, то, что позволяет теперь идти вперед и пытаться понять, о чем же притча говорит.

Реприза
А притча говорит вот о чем: Бог бесконечно, если хотите, абсурдно, с нашей точки зрения, милостив и терпелив к Своим детям. (Несомненно, что отец в притче – это именно Бог.)
Дети поступают жестоко, безрассудно, но Отец Небесный ждет их возвращения. Как бы низко ни упал ребенок, Бог примет его, обнимет и опять назовет Своим чадом.

Как часто приходят в храм люди, которые говорят: «Мы столько злого сделали, что Бог нас не простит». Объясняю: Простит! Наденет на палец перстень своего наследника, укроет плечи нарядным халатом, а ноги обует в драгоценную обувь, только вернись к Отцу.

Мы привыкли, что притча эта говорит о возвращении грешного человека к Богу. Но это не единственный смысл. Этот смысл действительно присутствует в притче, но слушатели Христа не могли не уловить и другой смысл.

Вот смотрите: отношения блудного сына и отца – это только часть притчи. Не упускайте из виду вторую часть, где говорится о немотивированной и странной злобе старшего сына к отцу. Если комплексно рассматривать притчу, то мы увидим трех главных героев, которые находятся в сложном взаимодействии: блудного сына, терпеливого отца и верного сына, который вдруг проявляет злобу. А теперь давайте наложим этих персонажей на реальность, в которой жили Иисус и Его слушатели.
И нам станет очевидно, что у героев этой притчи есть прототипы:
Отец – это всегда Бог;
Блудный сын – это самаряне и язычники (то есть дети отвергнувшие Отца, ушедшие от Него);
Верный сын – это евреи.

Смысл притчи в том, что Бог Отец, каким Его рисует в притче Иисус, раскрывает объятия всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности. Придите, наследуйте Царство, возвратитесь к Богу, вы, сбившиеся на путях своих, блудящие с иными богами, сбитые с толку иными ценностями…

И как, казалось бы, евреи должны радоваться этому возвращению заблудившихся самарян и язычников. Но почему проповедь о милости Божией к иноверцам так бесила слушателей, что однажды они вывели Иисуса из синагоги и повели на гору, чтобы сбросить? (Об этом мы читаем в этом же самом Евангелии, в 4-й главе Евангелия от Луки.)

Притча эта парадоксальна, потому что мы можем себя узнать в каждом из сыновей. Мы можем увидеть в себе блудного сына (что мы часто делаем). Но мы можем увидеть в себе, если пристально посмотрим, и сына, который стиснув зубы трудится, а потом злится: разве не справедливо, что неверные должны погибнуть?

Все, все чада Божии, всех любит Бог и всех ждет к Себе. Бог хочет, чтобы мы оставались дома, с Ним, а если мы убежим, ждет нашего возвращения. И Бог хочет, чтобы мы не вели себя подобно старшему сыну, не злорадствовали о гибнущих, а радовались их покаянию.

55059973_bludsyn2b.jpg

P.S. Дорогие. Несколько слов о принципах моего толкования притч:
Как вы понимаете, Христос, рассказывая притчу, хотел донести до слушателей что-то конкретное. Вот именно об этих смыслах, вложенных в притчи Христом, то есть о том, для чего, собственно, притчи людям и рассказывались, мы и говорим.

Естественно, что на протяжении двух тысячелетий христианские мыслители и проповедники рассматривали притчи под разным углом зрения. И открывали какие-то новые грани. Порой можно предположить, что Иисус подразумевал и это, порой можно с достоверностью говорить, что Христос этого никак не подразумевал… Но в Предании Церкви все эти многочисленные, а порой совсем аллегорические и фантастические толкования сохраняются.
Поэтому не трудитесь, пожалуйста, писать в комментариях: а вот у этого святого отца мы читаем еще и такое… Я не преследовал цели собрать все святоотеческие мнения, я дал стержень, обрисовал контуры, показал, что именно Христос хотел сказать притчей. А вы уже, в дальнейшем, читая святых отцов, ищите жемчужины новых смыслов, обогащайте и углубляйте свое понимание той или иной притчи.
О любой притче можно собрать материала на целую книгу. Но мы с вами такую цель не преследовали, верно?

Комментарии

Отец Константин, долго думала, почему вы назвали три части своего рассказа так странно, а потом уточнила в интернете, что это значит, и поняла. Это замечательно! Это дает еще одно как бы толкование притчи.
 
Блудный сын в таком случае больше похож на самарян, а не на язычников - именно они верные чада, предавшие закон.
А вообще замечательно, спасибо, батюшка
 
Как здорово!
Меня всегда заставляла недоумевать поведенческая позиция старшего и верного сына. Хотя по-человечески она понятна.Но тут же другой уровень взаимоотношений! И я отгоняла от себя мысли, которые пытались указать мне, что старший сын, может быть, и не очень хороший человек, завистливый, хоть и послушный и из воли Отца не выходил. А все оказалось намного глубже...Спасибо!
 
Елена Панцерева написал(а):
Как здорово!
, что старший сын, может быть, и не очень хороший человек, завистливый, хоть и послушный и из воли Отца не выходил. А все оказалось намного глубже...Спасибо!
А послушный ли старший сын? Или он как и многие из нас расчетливый? Потому и смирялся, как бы внешне, а внутри бунт...
 
Спасибо, батюшка! Для меня притча, растолкованная Вами, стала в большей мере притчей о старшем сыне. Никогда не задумывалась об этом персонаже. Да и экстраординарности в этой притче не видела - это Вы правильно заметили. Мне казалось, что простить своего заблудшего сына - так естественно для любящего родителя...
 
А я никогда не думала,что отец в этой притче это Бог. Я только всей душой восприняла поведение этого отца, как пример для себя, вот так, думала я и должна поступать любящая мама... А когда мой сын, и не один(!!!!!) раз возвращался в дом,дойдя до последней черты, я встречала его с любовью... Слава тебе, Господи! Ты вразумлял меня, моя молитва доходила до Тебя. Сейчас мой мальчик (ему 35 лет) с Божьей помощью, "окончательно пришел домой". Спасибо, дорогой батюшка, низкий поклон Вашему священному служению.
 
Диакон Сергий Чекоданов написал(а):
Блудный сын в таком случае больше похож на самарян, а не на язычников - именно они верные чада, предавшие закон.
А вообще замечательно, спасибо, батюшка

Да, дорогой отец Сергий. Многие библеисты считают, что под блудным сыном нужно понимать самарян. Однако в последнее время (последние лет 15) в мировой библеистике все же утвердилось «комплексное» понимание блудного сына. То есть под блудными детьми, вероятнее всего, нужно понимать: язычников, самарян и вообще всех евреев, не живущих верно, в послушании заповедям (блудниц, мытарей и т.д.). То есть притча говорит о том, что наступило восхитительное время возвращения к Отцу. Иисус для всех распростер объятия, там всем найдется место. Недаром Иисус пил и ел с мытарями и грешниками, Он этим самым показывал, что сейчас всех зовут на пир благодати.
Да, притча о всех блудных детях, но… все же, в первую очередь, о возвращении к Богу язычников.
Лука очень много посвятил этому места. В его Евангелии большое место уделяется приходу ко Христу язычников. Он своим Евангелием и книгой Деяний как бы прокладывает мосты для вхождения в Церковь язычников. Нигде и ни у кого из Евангелистов нет такого множества моментов, в которых мы видим, как ко Христу обращаются язычники. Именно в его Евангелии даны речи Христа о том, что Бог любит всех, все Его чада, и язычники в том числе. И притча эта, как считают библеисты, тоже в первую очередь говорит о возвращении язычников. А во вторую очередь, несомненно говорит и о самарянах и о грешниках.

К сожалению, я не могу, комментируя притчи, упомянуть обо всех аспектах. Не хочу перегружать читателя. Я только набрасываю контуры. А дорисовывать, раскрашивать, прописывать детали на чудном полотне притчи приглашаю всех желающих.
 
Спаси Господи, отец Константин. Я за месяц прочла все темы вашего блога, ваши дневники и все фоторепортажи. Вы очень помогли и поддержали меня духовно. Столько полезного, спасительного и радостного я нашла для себя, и так своевременно...Очень нужно ваше служение. Очень вам благодарна! Марина г. Пенза
 
Незарегистрированный написал(а):
Спаси Господи, отец Константин. Я за месяц прочла все темы вашего блога, ваши дневники и все фоторепортажи. Вы очень помогли и поддержали меня духовно. Столько полезного, спасительного и радостного я нашла для себя, и так своевременно...Очень нужно ваше служение. Очень вам благодарна! Марина г. Пенза

Спасибо за добрые слова. Каждый труждающийся на сайте АЗБУКА ВЕРЫ отдает этому много сил и времени. И нам очень радостно видеть, что кого-то наши заметки, репортажи, статьи и прочие "продукты" сайта утешили, наставили на путь истинный, привели к Богу.
Самой большой благодарностью (если кто-то хочет ее выразить) будет Ваша помощь сайту. И финансовая, и практическая (программисты, редакторы и проч.). Наконец, вы можете просто послужить нашему общему делу, если будете знакомить с нашим сайтом других людей (друзей, коллег, Ваших собеседников в соц.сетях). 5-10 новых человек узнают о нем, и это уже что-то...
Если кто-то захочет предложить конкретную помощь, свяжитесь, пожалуйста, с Администратором сайта Кириллом. Сам сайт - его детище, все мы - им подтянуты к сайту.
Всем большое спасибо за Ваши добрые слова и доброжелательное отношение к нашим трудам.
Ваш...
 
Совсем недавно читал эту притчу и не подозревал,что там скрыт такой глубокий смысл..Спасибо!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
17.022
Комментарии
13
Последнее обновление
Сверху