Проблемы воцерковления современного человека при отсутствии катехизации

Эта запись является частью серии записей Катехизация
Учитывая то, что около 70% россиян крещены, но не просвещены, синонимом слова катехизация стало выражение внутренняя миссия. Перед нами стоит парадоксальная задача привести номинально крещённых во Христа людей ко Христу.
Даже при самой краткой огласительной беседе перед Таинством Крещения новорожденному христианину рекомендуют посещать Литургию, участвовать в Таинствах Покаяния и Евхаристии, читать духовную литературу, молиться в течение дня. Рассмотрим каждую из этих составляющих в разрезе необходимости подробной, поэтапной катехизации.

1) Посещение богослужений. Обычно это воскресная Литургия. Крайне редко входящий в храм человек может получить пособие по изучению богослужения, практически нигде в притворе храма нет и листочка с кратким чинопоследованием основных служб (приятное исключение автор встречал в храме Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади). Учитывая это, обычный срок привыкания к Литургии, поверхностного ее изучения составляет около года. За этот период человек запоминает последовательность основных составляющих службы, содержание некоторых неизменяемых молитвословий и не задаёт вопросов: служба входит в привычку, становится «всё ясно».

2) Остановимся подробнее на исповеди.
Приведём цитату про первую исповедь: «Часто, к примеру, первое, что предлагают приходящему в храм, даже настаивают – покаяться. Но здесь сразу возникает много неясностей: «А что значит покаяться?» – «Ну, это пойти к священнику и исповедать грехи». «А что есть грех? Если это плохой поступок, так я сожалею о них и даже, где смог, извинился» – «Это нарушение Заповедей Божиих». – «А почему они Божии, если практически согласно всем им нас учили в школе и для культурного человека они не являются чем-то неведомым?» – «Грехом человек повреждает свою бессмертную душу, и потому для него недостижимым становится Царство Небесное». – «А зачем Богу нужно, чтобы Ему каялись?» и т.д. Видим, что при таком «методическом» подходе для человека сразу(!) возникает целый ряд непроясненных фундаментальных понятий: грех, Заповеди, душа, бессмертие, Бог, Небесное Царство, священник и т.д»[1].
Предположим, что человек нашёл ответы на эти вопросы или они его не остановили. Далее, в идеальном случае, если очередь на исповедь будет небольшой, прихожанин будет исправно перечислять грехи, наиболее ранящие душу. На первый взгляд, всё правильно, но нет важнейшей составляющей – планомерного, осознанного покаяния как процесса. Многие люди честно исповедуются, стараются не повторять грехи, но у большинства нет даже базовых знаний нравственного богословия, антропологии и аскетики для того, чтобы прервать круг однотипных исповедей и начать духовное восхождение. Далеко не все имеют духовника, возможность индивидуального пастырского окормления, понимают, какие книги и в какой последовательности нужно читать.

3) Что касается Евхаристии, то здесь сложность двоякая. С одной стороны, открыт допуск практически любого человека к главному Таинству Церкви, хотя в первые века христианства тайноводство входило в заключительный период оглашения. С другой стороны, существует разнобой в требованиях к подготовке, притом некоторые из них фактически отстраняют христианина от Евхаристии (трех- или семидневные периоды Евхаристического поста)[2].

4) О духовном чтении. Что читают прихожане? В основном то, что им приглянулось в церковной лавке, и то, что посоветовали знакомые. Мы не можем себе представить подобного поверхностного отношения ни в одной другой области человеческих знаний. Люди читают про аскетический опыт великих подвижников, восхищаются подвигами великих старцев, но применим ли этот опыт к их духовному уровню? Человек ещё сквернословить не отучился, а ему советуют читать «Добротолюбие». Несомненно, как пример, как образец житийная литература очень полезна, но является ли она универсальным, самодостаточным источником построения аскетической практики современных неофитов? При этом следует учесть, что большая часть аскетической литературы написана монахами и для монахов.

5) Одними из самых распространённых вопросов неофитов являются вопросы: «можно ли молиться своими словами?» и «какие молитвы использовать?». Высокая молитвенная поэзия святых отцов безупречна, но она отражает их опыт, их духовное состояние. Не является ли фальшью «со слезами смиренно молю Тя» из уст новоначального, не понимающего, что в данном контексте значит «смирение» и чем эмоциональная слезливость отличается от благодатного дара слёз?.. Крайне нужны общецерковные рекомендации о келейном молитвенном правиле для новоначальных.

6) Околоцерковные суеверия, которым подвержены не только малограмотные пожилые люди, а и весьма образованные молодые прихожане, подробнее будут рассмотрены ниже.

«Бытует до сих пор в обществе мнение, что православная вера примитивна, что она устарела и является уделом старушек и недалеких, задавленных жизнью малограмотных людей... Такая скудность, обедненность, невзыскательность в представлениях о православном вероучении вызывает приток людей соответствующего склада мышления и образа жизни, оттого сегодняшняя церковная среда в глазах людей порой свидетельствует о Православии далеко “непрезентабельно”. Сейчас, увы, нечасто можно встретить отблеск правильного, именно православного, миропонимания, знания и веры. По этой причине в сферу церковного влияния часто остерегаются входить многие мыслящие, ищущие, интересные, крепкие умом и социальным положением люди, особенно мужчины и юноши»[3].
Как верно заметил С.А. Левицкий: «мы приняли христианство от Византии, где риторика и благолепие обряда часто заслоняли мысль»[4]. В наше время людей, смотрящих кинофильмы в 3D-формате, уже не удивишь убранством храма, а наша риторика часто прячется за непонятный церковнославянский язык или тяжеловесные переводы древних авторов.

Три составляющие системного воцерковления

Воцерковление должно носить системный, поэтапный характер, очевидность этого тезиса в наше время уже мало у кого вызывает возражение. Несомненно, встреча человека и Бога носит неповторимый, таинственный, личностный характер и не поддаётся схематизации. Также не вызывает сомнений, что люди имеют различную силу воли, интеллект, душевные особенности. Тем не менее, есть исторический и современный опыт, показывающий, что без системной катехизации большинство «семян» оказываются посеянными «в тернии». Длительная трёхэтапная система воцерковления золотого века катехизации наглядно показала свою эффективность, и мы не должны терпеливо ждать чудесных превращений «савлов» в «павлов», в уповании на Божественную благодать, пренебрегая собственными усилиями.

В любой области человеческой деятельности присутствует поэтапность, постепенность усвоения знаний, опыта. Никто не поступает в старшие классы, минуя начальную школу, никто не начинает изучать иностранный язык с грамматики, не выучив хотя бы нескольких простых слов. В религиозных вопросах, тем не менее, большинство людей считают себя знающими, так как и сама вера представляется им набором несложных обрядов. Проблема состоит в том, что ответы на вопросы из области догматики, сотериологии, экклезиологии не могут быть адекватно поняты без знания основ христианского вероучения, задачи для 8-го класса не решаются без того, чему учат в первом. Люди, практически ничего не знающие о Спасителе, задают вопрос: «Что такое Причастие?», тогда как во время расцвета катехизации (IV век) смысл происходящего на Евхаристии открывали только новокрещённым.
Поэтому отрывочные, фрагментарные сведения не приносят плодов, не приближают людей ко Христу, а создают лишь иллюзию понимания некоторых вопросов. Эта иллюзия парализует человека в стремлении к духовному росту. Даже многие воцерковлённые люди успокоены тем, что они бывают в воскресный день на Литургии, читают молитвенное правило, соблюдают посты. В итоге получается религия закона и уверенности в том, что духовная жизнь идёт по правильному пути.
Исходя из этого, поэтапная катехизация должна стать не причудой отдельных пастырей, а общецерковной задачей, необходимой составляющей жизни каждой общины.

Необходимо выделить и рассмотреть составляющие системного воцерковления. Можно назвать их триаду:
· благодать Божия,
· катехизация,
· христианская община.

В постсоветский период огромное количество людей осознало свою религиозную идентичность в христианстве и пожелало креститься. Крестили практически всех желающих, без подготовки. Вся надежда была на благодать Божию. После того, как более 70% россиян крестились, обнаружилось, что в Церкви остались лишь несколько процентов новокрещённых. Это привело к пониманию порочности Крещения без просвещения. Слово «катехизация» перестало восприниматься как древний пережиток и увлечение узкого круга священнослужителей. Была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», на общецерковном уровне готовится «Образовательная концепция Русской Православной Церкви», в храмах решено ввести штатную должность катехизатора, а в некоторых епархиях уже запрещено Крещение без предварительного оглашения.

Говорить об итогах второго этапа пока рано, но уже смело можно прогнозировать, что и после его реализации количество воцерковившихся новокрещённых не будет велико. Причина в том, что человек, даже получив определённую степень знаний, не должен остаться один, он должен (желательно ещё в процессе катехизации) влиться в церковную общину соответствующего храма.

Реализация третьего этапа – это вопрос времени, далеко не все приходы пока представляют собой христианскую общину. Одна из задач оглашения состоит в разрушении у катехуменов индивидуалистического представления о церковной жизни, спасении. В идеале Крещение должно являться принятием новых членов в Евхаристическую общину. Катехумены, объединённые в группу, учатся жизни в ином, братском, пространстве, которое после Крещения должно органично претвориться в жизнь приходской общины. Помощь в воцерковлении новых членов является задачей и каждого члена прихода. Соблюдая Великий Пост (изначально предназначенный для оглашаемых), верные со-переживают с ними таинство вхождения в церковную общину, молитвенно поддерживают их.
Приходилось слышать, что средний период формирования приходской общины в наше время составляет семь лет, но, несомненно, это в первую очередь зависит от возможностей клириков прихода, желания его настоятеля и состава прихожан.

В качестве примера большой и дружной церковной общины хотелось бы привести приход Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга, состоящий из нескольких сотен прихожан и духовно окормляемый старшим священником монастыря, протоиереем Николаем Беляевым.
«Для более эффективной помощи и взаимопомощи членов прихода друг другу прихожане объединены в группы по профессиональным интересам.
Эти группы получили название общин. Для удобства им даны краткие названия, отражающие профессиональную деятельность их членов. («Гиппократ» − врачебная, «Закон» − юридическая, «Педагог» − педагогическая и т.д.). Каждая община имеет двух-трех взаимозаменяемых руководителей. Общины регулярно собираются для обсуждения своей деятельности. В настоящее время в приходе существуют тридцать четыре различных по численности (от 2 до 150 человек) общины.
Большие общины разделены на подгруппы по 10 человек. Это позволяет эффективно и быстро доводить до каждого члена общины общеприходскую и внутриобщинную информацию (о паломнических поездках, совместных трудовых начинаниях, встречах, просьбах о помощи, о приходских праздниках и крупных мероприятиях, которые готовятся совместными усилиями всех общин)»[5].

Катехизация в идеале должна являться плодом миссии. Большинство взрослых людей в нашей стране уже крещены, поэтому основными группами катехуменов должны стать:
– невоцерковленные родители при Крещении младенцев;
– невоцерковленные восприемники (по определению, они должны быть не просто воцерковлены, но и иметь значительный опыт духовной жизни, однако на практике у родителей не всегда есть подходящие кандидатуры на роль крестных);
– собирающиеся венчаться;
– осознавшие необходимость катехизации через проповедь, священническое наставление после исповеди или перед первой исповедью, с помощью православных СМИ и т.п.

Даже далёкие от Церкви люди периодически приходят в храм: помянуть своих близких, освятить автомобиль, куличи, взять святой воды для болящих. Этих людей мы должны стараться заинтересовать, правильно сориентировать в духовной жизни.
В качестве резюме к этой главе привожу слова протоиерея Геннадия Фаста, уже несколько десятков лет занимающегося предкрещальной катехизацией: «Вопрос в том, куда мы приведем новообращенного. Если в храме благоговейно совершается богослужение, есть дружная община, сплоченная вокруг Божественной литургии и таинств, объединенная совместными делами, в том числе делами милосердия и благотворительности, то есть если человек сможет увидеть церковную жизнь во всей ее полноте, он с гораздо большей долей вероятности останется в этом храме. Если нет — его ничто не задержит в Церкви, даже если он прослушал цикл прекрасных лекций»[6].

Срок катехизации. Восприемники и родители крестника

Дары, полученные в Таинстве Священства, семинарское образование, высокий кредит доверия со стороны мирян дают священнослужителям немало преимуществ перед мирянами, однако не исключают возможность и для мирян стать успешными катехизаторами. Священнослужителей некоторые катехумены воспринимают как некую касту, и таких катехизатор-мирянин может больше расположить к себе, упростить общение.

Мы имеем пример из Священного Писания, когда человек свидетельствовал о Христе, не имея первоначально никакого отношения ни к Апостолам, ни к рукоположенным от них пресвитерам. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос (Деян.18:24-28)». Апостол Павел отметил роль святого апостола Аполлоса в распространении христианства в Коринфе: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог (1 Кор. 3:6).

Часто приходится встречать аргумент: важнее всего для проповеди собственная жизнь по заповедям Христовым, а учительство – это лишнее. Этот тезис активно исповедуют некоторые воцерковлённые и зачастую даже достаточно начитанные миряне. В подтверждение своей позиции они обычно приводят слова прп. Серафима: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». На это можно ответить следующее:

1) Не умаляя истинности слов Саровского подвижника, можно добавить, что собственный пример – не отдельный метод, а необходимый элемент любого метода катехизации. Слова человека, просвещенного Божественной благодатью, намного быстрее найдут отклик в душах людей. Однако, в практическом плане, где найти столько святых катехизаторов, обладающих ещё и даром слова?

2) В дополнение имеет смысл привести ещё два высказывания по обсуждаемому вопросу, которые не противоречат словам преподобного Серафима, а дополняют их.

Преподобный Иоанн Лествичник: «не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы, ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения. Мы не все стяжали всё в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле, а в других, напротив, дело сильнее слова»[7].

Праведный Иоанн Кронштадтский: «Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то дьявол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание»[8].

3) Внутренняя и внешняя миссия – это не хобби, а проявление деятельной любви, обязанность любого христианина по спасению ближнего. Не все становятся аскетами-подвижниками, но любой имеет возможность хотя бы посоветовать ближнему хорошую книгу или разоблачить псевдоцерковное суеверие.

Отношение к подготовке ко Крещению является лакмусовой бумажкой серьёзности переступающего порог храма потенциального катехумена. Если человек стремится ответственно участвовать в Таинстве Крещения, то катехизация будет для него только подспорьем. Если же он не желает учиться, то шанс на то, что человек станет христианином, невысок.

По своему опыту служения катехизатором могу сказать, что представление людей о крещении, которое они хотят принять, радикально отличается от того, чем Таинство Крещения действительно является. Национальная традиция, оберег, страховка – самые разнообразные мотивы, но Христос упоминается, увы, крайне редко. Большинство людей ищет в религии награды в виде душевного спокойствия, здоровья, защиты от неприятностей. Отсутствие быстрого «результата» и необходимость труда над собой отталкивают многих.

Наиболее распространёнными проблемами катехуменов являются:
– Магизм, потребительство. Люди желают получить определённые блага ценой определённых усилий или материальных затрат.
– Духовная апатия, основанная на религиозном синкретизме.
– Атрофированная воля. Люди часто с интересом готовы слушать о вере, но менять себя, прилагать усилия, тем более отказывать себе в чём-то, способны единицы.
– Двоеверие. Христианство при этом не является определяющим вектором поступков и всей жизни человека, а встраивается в уже имеющуюся систему ценностей, причём таким образом, чтобы занять определённую нишу и не противоречить иным ценностям.
– Эгоизм, нацеленность на «индивидуальное спасение», оскудение любви.
– Желание спорить, а не слушать.

Желательная форма проведения катехизации – коллективные занятия с катехизатором. Это и гарантирует в некоторой степени систематичность занятий, и прививает человеку навык общинности. Если катехизатор опытный и обучение ведётся частично в режиме диалога, то он сможет лучше узнать катехуменов и найти к ним индивидуальный подход, учитывая их духовный, интеллектуальный и эмоциональный уровень.
Одновременно с теоретическими занятиями в группе желательно вводить катехуменов в общинную жизнь, наладить возможность общения с постоянными членами прихода.

Срок катехизации, по нашему мнению, должен быть достаточно продолжительным: не менее полугода, желательно – год. По словам проф. А.М. Копировского «от мгновенного или почти мгновенного эффекта, произведенного словом, обращенным непосредственно к духовному центру («сердцу») человека, нужно переходить к длительной последовательной работе над его духом, душой и телом»[10].
Оглашение проходят взрослые люди, со своими моральными и мировоззренческими устоями, и изменить их за несколько занятий крайне сложно. Православие – это не теория, а образ жизни, «перемена ума», для абсолютного большинства катехуменов процесс «осознания, принятия и изменения» занимает продолжительное время. Условиями Крещения являются вера и покаяние, которые требуют усилий со стороны человека. Что касается «быстро загорающихся», то зачастую они так же быстро и «затухают». Также следует учитывать, что люди должны быть последовательно подготовлены к принятию той или иной информации, возможности применения её к себе, чтобы не сказали нам: «об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32).
«На вопрос, сколько времени требуется, чтобы узнать все необходимое о вере, правильно отвечать: «Вся жизнь[11]»». В первые века христианства срок оглашения составлял до трех лет, католические приходы на территории СНГ оглашают в течение одного-двух лет, и это в условиях настороженного отношения к ним основной части населения. Практика показывает, что вероятность воцерковления катехумена прямо пропорциональна сроку оглашения; единичные занятия могут дать лишь самый минимум теоретической информации, которая быстро забывается. Общины, где срок оглашения составляет год-два, имеют самые значительные результаты. Возврат к длительной катехизации крайне необходим: неосознание этого в церковной среде будет стимулировать процессы секуляризации общества и распространение сект.

Крёстным положено быть церковными людьми, дабы обучать крестников основам веры. Не должно допускать к восприемничеству людей, которые не смогут его ответственно исполнять ввиду своей нецерковности. Можно достаточно деликатно отказать им, объяснив всю ответственность, в том числе на Страшном Суде, за эту миссию.
В наше время непросто найти воцерковлённого крёстного для далёких от Церкви людей. Понимая ответственность перед Богом, многие христиане отказываются формально исполнять обязанности крёстных. В некоторых случаях лучше выдвинуть родителям конкретные задачи по воцерковлению ребёнка, чем отворачиваться от тех, кто потенциально стоит на пороге храма. Например, родители должны взять на себя труд ежевоскресного Причащения ребёнка, молитв с ним. Таким образом, через ребёнка крёстный может содействовать воцерковлению всей семьи[12].


Примечания:
[1] О. Николай Литургин. Россию возродит литургия. Как нам быстро, разумно и эффективно организовать религиозное просвещение / – [Электрон. ресурс] (1 файл). – URL: http://www.liturgin.orthodoxy.ru/main.htm (04.12.2012)
[2] Автор некогда переписывался с мужчиной, серьёзно заболевшим и стоявшим на грани суицида, который отвергал Церковь и священноначалие, так как причастился и «ничего не почувствовал». И никакие аргументы его уже не убеждали, поскольку он имел личный негативный опыт приобщения к Таинству, а не просто заблуждения теоретического характера.
[3] О. Николай Литургин. Россию возродит литургия. Как нам быстро, разумно и эффективно организовать религиозное просвещение / – [Электрон. ресурс] (1 файл). – URL: http://www.liturgin.orthodoxy.ru/main.htm (04.12.2012)
[4] Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон. 1996. 496 с.
[5] Приход Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга. / – [Электрон. ресурс] (1 файл). – URL: http://pravprihod.ru/pages/main/right_menu/prihod/index.shtml (03.12.2012).
[6] Газета «Кифа». С чего нужно начинать катехизацию. – [Электрон. ресурс] (1 файл). – URL: http://gazetakifa.ru/content/view/3946/ (03.12.2012).
[7] Преподобный Иоанн Лествичник Лествица, Слово 26, п. 154. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.
[8] Св. Иоанн Кронштадтский Моя жизнь во Христе, (абзац 688) / [Электрон. ресурс] (1 файл). – URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Kronshtadtskij/moja_gizn_vo_hriste=2_3#p688 (17.09.2013).
[9] Наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов/ [Электрон. ресурс] (1 файл). – URL: http://azbyka.ru/katehizacija/oshibki-katekhizatorov.shtml (17.09.2013).
[10] А.М.Копировский. Этапы духовной жизни катехуменов и этапы катехизации. Доклад на Международной научно-богословской конференции 17-19 мая 2010 г. Москва. Традиции святоотеческой катехизации: Пути возрождения. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. 122–134 с.
[11] Т. Кириллина. Катехизация: Мечты и реальность. Журнал «Вода живая». № 11 (ноябрь) 2011.
[12] Автору известен и противоположный случай, когда церковные родители пригласили в крёстные ещё нецерковную подругу с целью её воцерковления. Надо заметить, что сама их подруга выражала желание стать членом Церкви, но ей не хватало решимости.
Перейти к предыдущей записи Как создать эффективный приходской сайт

Комментарии

Спасибо Вам, Кирилл, как всё становится понятно, когда читаешь Ваши заметки. Очень нужный материал не только для катехизаторов, но и нам прихожанам.
 
Кирилл, спасибо за статью! Простите, меня очень заинтересовал пункт
– Эгоизм, нацеленность на «индивидуальное спасение», оскудение любви.
Это что имеется в виду?
Также вопрос: а как же быть человеку с атрофированной волей? как оживить себя, свою волю? Я чувствую, что я именно таким и являюсь.. Понимаю что будучи уже почти два года в Церкви, ничего свойственного её истинному члену не представляю..
 
Роман, здравствуйте!

Имелось в виду восприятие православия как свода обязанностей. Недаром обрядовые вопросы наиболее популярны: что можно, что нельзя, в какое время и т.п.
Люди главным образом хотят определиться со сводом личных обязанностей, начать "соблюдать".
Главная заповедь о любви к Богу и ближнему, точнее любовь к Богу посредством любви к ближнему (как раз об этом было сегодняшнее евангельское чтение Недели о Страшном суде), воспринимается лишь как благочестивый лозунг, имеющий отношение к человеку примерно такое же, как плакаты времён СССР.
Яркий пример - крайне слабая миссия, строится и восстанавливается много, а о просвещении забываем.

как же быть человеку с атрофированной волей? как оживить себя, свою волю?
Ответ банален: усилием, дисциплиной и планированием. А перед этим изучения опыта тех, кто смог преодолеть атрофию воли, разбудить её.

Вчера разговаривал с молодым человеком, он оказался в тяжёлой жизненной ситуации из-за разгульной жизни. Он искренне собирался исправиться, начать новую жизнь, даже перед этим был на Исповеди. Пришлось ему объяснить, что одного желания мало, для начала нужно узнать себя (образ и подобие), получить начальное представление о силах души (уме, чувствах и воле), изучить заповеди, осознать цель жизни. Как можно стремиться ко Христу, если ничего не знать о Нём и Его Церкви? Не зря Христос в Притче о сеятеле начал с "посеянного при дороге" - "...к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге".

Простите, за "лирическое отступление". По поводу воли предлагаю прочитать здесь: http://azbyka.ru/dictionary/03/volya.shtml
 
здравствуйте, Кирилл!
"Посещение богослужений. Обычно это воскресная Литургия."
Воскресная Литургия-имеется ввиду та, что в субботу вечером или в воскресенье утром?
спасибо
 
Воскресная Литургия-имеется ввиду та, что в субботу вечером или в воскресенье утром
День добрый!

В воскресенье утром, конечно. Вечером служится (не везде пока) Литургия Преждеосвященных Даров, но это в будние дни Великого Поста (по средам и пятницам, на 5 неделе - в четверг и на Страстной неделе - в понедельник, вторник и среду).

В субботу вечером обычно совершается Всенощное бдение.
 
Спасибо, Вам Кирилл за вразумляющий ответ.
Вы правы, к сожалению есть такая болезнь, когда мы будучи воодушевляемы, меняем все что угодно, только не себя. И навязываем на себя кучу благочестивых правил и привычек, а голоса совести и ближних, которые вокруг нас забываем. То есть получается некоторое фарисейство. Я правильно понимаю?

Так же жаль, что присуща такая болезнь, которая лично во мне сидит как корень. С радостью решаешься,, воодушевляешься, а когда дело доходит до исполнения заповедей, до самоотвержения, отказа от любимых страстей, то все заканчивается падением... Видишь свою никчемность, бессилие и опускаются руки. И так много много раз... Почему так? Это гордость? Самонадеянность,, или просто немпособность души произрастить плод Евангельского зерна? Понимаешь, что душа - камень...

Подскажите, а какие именно примеры людей, которые избавились от подобных недугов? Я слышал, что блаженный Августин до определенного времени жил неправильной духовной жизнью,, причем зная о правильной.
Спаси Вас Господь за поддержку и ответы на мои глупые вопросы.
 
Почему так? Это гордость? Самонадеянность,, или просто неспособность души произрастить плод Евангельского зерна?
У нашей души значительно больший потенциал, чем у тела. На сколько спортсмены в высоту прыгают? При титанических усилиях до 2,5 метров не дотягивают... А в духовном плане человек может так "прыгнуть", что даже силуэта не разглядишь.))) Примеры нам ежедневно преподаёт церковный календарь.

Рекомендую "Исповедь" Августина блаженного.

Понятие: Решимость.
 
Спаси Господь Вас, Кирилл!

Нашла по ссылкам много полезного для себя (о решимости):
"Человек не тотчас, как услышит Божье слово, делается уже достойным благой чести. Утверждая противное, отнимаешь у человека волю и отрицаешь бытие сопротивной силы, противоборствующей уму. Мы же говорим, что слушающий слово приходит в сокрушение и потом начинает он упражняться и поучаться в брани, борется и подвизается против сатаны и после долгого состязания и борения одерживает победу и делается христианином (решается, то есть, быть строгим последователем Христовым). (27, 20). (преподобный Макарий Великий)

Катехизация необходима, и время катехизации, на мой взгляд, может быть очень разным в зависимости от устроения и духовного уровня конкретного человека.

Как красиво пишет святой Макарий об обетованиях Божиих!
"Велики и неизреченны обетования христианам и в такой мере велики, что с верой и богатством одной души не идут даже в сравнение вся слава и лепота неба и земли, и прочее их украшение и разнообразие, и богатство, и красота, и наслаждение видимым. Итак, при стольких побуждениях и обетованиях Господних, как же не пожелать нам всецело приступить к Господу, Ему посвятить себя самих, сверх всего прочего по Евангелию отрекшись, и души своей, возлюбить Его Единого, не любя притом ничего иного? Вот все сие даровано нам и какая еще слава! Сколько Господних о нас смотрений со времени Отцов и Пророков! Сколько возвещено обетований! Сколько побуждений! Какое благосердие Владыки было к нам от начала! Напоследок же в пришествие Свое неизреченную к нам благость доказал Он распятием, чтобы нас обратившихся ввести в жизнь. А мы не расстаемся еще с своими изволениями, с любовью к мiру, с худыми побуждениями и навыками, и чрез это оказываемся маловерными или неверными! Однако же вот и при всем этом Господь пребывает к нам милостивым, невидимо охраняя и упокоивая нас, до конца не предавая нас по грехам нашим пороку и обольщениям мiра, по великой благости и долготерпенью не попуская нам погибнуть, имея еще в виду, что обратимся к Нему когда-нибудь (4. 17. 18)."
Слава Господу!
 
Сверху