Происхождение человека и особенности его создания. Часть 1. Глава 2

Глава 2. Об образе и подобии Божьем в человеке

1.1. Особенности создания человека

§1. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1: 26). Таким образом «Творец дает бытие человеку не как другим тварям — просто повелевая природе (воде, земле) извести их из себя. Он творит его как бы совещаясь Сам с Собою, рассуждая, размышляя о его сотворении» (протоиерей Николай Иванов) (14:127). Здесь Бог как бы планирует создание нового существа — человека, обладающего особыми качествами: образом и подобием (точнее, возможностью подобия) Божьим.

Святитель Василий Великий пишет: «Такие слова не были обращены ни к одному из созданий … Осознай же свое достоинство. Он не провозгласил твое появление приказом, но выразил размышление Бога о том, как предстоит появиться в жизни достойному существу. “Сотворим!” Мудрый размышляет, Творец обдумывает. Разве Он оставляет без внимания искусство? Не стремится ли Он со всей заботливостью сделать Свое любимое творение совершенным, законченным и прекрасным? Не хочет ли Он показать тебе, что ты совершенен в глазах Бога?» (15, Беседа 10).

Иерей Борис Левшенко говорит: «Бог во Святой Троице рек: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”. Здесь речь идет о предвечном совете Бога с Самим Собою. Вместо обычного “Да будет” здесь мы встречаемся с образованием человека новым способом “по образу и подобию Божию”, что указывает на особую связь человека с Богом» (25. См. лекция 8, разд. «Творение человека»).

§2. В соответствии с особыми качествами (образом и подобием Божьим), которыми Бог хотел наделить новое существо — человека, Он и создает его особым способом [1]. Не просто повелительным словом, как других живых тварей, а непосредственно Сам «Своими руками творит человека и из видимой, и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения…» (святой Иоанн Дамаскин) (1:151).

Святитель Григорий Богослов пишет: «Так рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества» (22:131). По словам священномученика Иринея Лионского: «Первозданный Адам получил состав свой из земли невозделанной и еще девственной и был создан рукою Божею, то есть Словом Божиим…» (цит. по 26:70 со ссылкой на: Толкования Св. Отцов на мессианские места Библии. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. С. 1). По мнению блаженного Феодорита Киррского: «описывая творение, великий пророк замечает, что другие твари Бог всяческих создал словом, а человека образовал Своими руками» (цит. по 26:70 со ссылкой на: Серафим (Роуз), иеромонах. Православное понимание книги Бытия. М., 1998. С. 87).

Заметим, что в разделе «Брейшит» Торы также отмечается отличие в создании человека и других живых существ: «способ создания человека отличается от создания всех остальных живых существ: они сотворены словом Всевышнего, человек же — Самим Всевышнем собственнолично» (69:37. См. комментарий к словам «по Божественному образу сотворил Он его» — Быт 1:27); «При описании сотворения человека подчеркивается, что этот процесс не похож на все предыдущие акты Творения. Человек, которого Всевышний наделил особым достоинством, представлен как завершение Творения … Смысл такого описания заключается в том, чтобы подчеркнуть особую важность человека как цели Творения, которая достигается на последнем этапе реализации плана, в то время ка все остальное является лишь промежуточными звеньями (Абарбанель)…» (70:11. См. комментарий к словам «создадим человека» — Быт. 1:26).

1.2. О сходстве человека с Богом: образ и подобие. Их различное понимание разными авторами

§1.
В Библии многократно и различным образом говорится об определённом сходстве человека с Богом, или об образе и подобии Божьем в человеке. Так в Священном Писании указывается о создании человека, как по образу Божьему, — без упоминания о подобии [2], так и по подобию Божьему, — без упоминания об образе [3]. Перед созданием человека, Бог в совете с Самим Собою [4] говорит одновременно и об образе, и о подобии Божьем в человеке [5]. Вместе с этим, в книге пророка Исайи сказано: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис. 40: 18); «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый» (Ис. 40: 25); «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» (Ис. 46: 5), то есть здесь фактически говорится о том, что Богу нет подобия в сотворенном мире. Рассмотрим теперь этот вопрос подробнее.

Некоторые авторы не делают различия между образом и подобием, т.е. считают эти слова синонимами (считают эти понятия тождественными). Так «Кирилл Александрийский не одобряет этого различия (различия между образом и подобием — П.Д.), считая оба слова имеющими одно значение, тем более, что евреям было обычно помещать друг против друга синонимические слова…» (1:41. См. прим. ко 2-й кн., гл. 12, п. 2). Профессор архимандрит Киприан (Керн) пишет: «Афанасий (святой Афанасий Александрийский — П.Д.), по-видимому, не делает различия между образом и подобием» (27:142). «По мнению митр. Филарета (Дроздова), “образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе”» (17:24 со ссылкой на: Филарет (Дроздов), митр. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1. — М., 1867. — С. 21).

Иного мнения придерживается святитель Василий Великий: «“И создал Бог человека; по образу Божиему создал его”. Не заметил ли ты, что это свидетельство неполное? “Создадим человека по образу Нашему и по подобию”. Это волеизъявление содержит два элемента: “по образу” и “по подобию”. Но созидание содержит только один элемент … Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему … Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника … И вот одно тебе дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния…» (15, Беседа 10).

Святитель Григорий Нисский так поясняет различие между образом и подобием: «В самом моем сотворении я получил — по образу, а по произволению бываю — по подобию … Одно дано, а другое оставлено недовершенным, дыбы ты, усовершив сам себя, соделался достойным мздовоздания от Бога…» (цит. по 6:458).

Преподобный Максим Исповедник говорит: «по образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же — одни добрые и мудрые» (цит. по 16:221 со ссылкой на: Св. Максим Исповедник. О любви. III, 25. Спб., 1991).

Святой Иоанн Дамаскин о различии образа и подобия пишет: «душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что именно, конечно, мы и называем божественным образом; ибо выражение: по образу обозначает разумное и одаренное свободною волею; выражение же: по подобию обозначает подобие через добродетель, насколько это возможно [для человека]» (1:151).

Архимандрит Антоний (Амфитеатров) рассуждает об образе и подобии Божьем в первосозданном человеке, как о главном его совершенстве и приводит следующие сведения об их различии: «Образ и подобие Божие, как главнейшее и высшее совершенство первозданного человека, по изъяснению святых Отцов Церкви, различаются между собой тем, что под образом разумеются свойства и способности души человеческой, дарованные человеку в самом творении и составляющие сущность его духовной природы … Подобием же Божиим означается состояние … способностей и сил — богоподобное и всецело направленное к Богу … и что не только принадлежит человеку первозданному по сотворению, но и должно было зависеть от его произволения и деятельности» (4:10).

Митрополит Макарий (Булгаков) о данном вопросе пишет: «…Есть ли различие между образом и подобием Божиим в человеке, или нет? Наибольшая часть Отцов и учителей Церкви отвечали, что есть, и говорили, что образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе; а подобие — в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком, частнее — в совершенствовании его разума и свободной воли, или того и другого вместе, в добродетели и святости, в стяжании даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность» (2:456,457).

Архимандрит Сильвестр (Малеванский) считает образ Божий существенной принадлежностью души человеческой: «…мы не можем и не должны иначе понимать слова Бытописателя о намерении Божием создать человека по образу Своему и подобию, то есть по подобному Себе образу [6] (Быт. 1:26), а также о самом создании человека по образу Божьему (Быт. 1:27), как только в преимущественном или даже в исключительном применении к душе человеческой, тем более, что Бытописатель для такого понимания дает твердое основание…» (5: 260, 264).

Протоиерей Серафим Слободской об образе и подобии Божьем в человеке пишет: «Св. Церковь учит, — под образом Божиим, нужно разуметь данные Богом человеку силы души: ум, волю, чувство; а под подобием Божиим нужно разуметь способность человека направлять силы своей души к уподоблении Богу, — совершенствоваться в стремлении к истине и добру … Образ Божий находится в свойствах и силах души. Подобие Божие зависит от направления душевных способностей. Оно требует духовной работы человека над собою…» (61:136).

Иерей Вадим Коржевский говорит о двояком смысле подобия: «Однако человек был создан не только по образу Божию, но и по подобию. Есть ли различие между двумя этими понятиями? Если учитывать двоякий смысл термина “подобие”, то нужно сказать, что есть, но тогда, когда он употребляется не в смысле обозначения сходства, что соответствует понятию образа, а в смысле обозначения свободно-разумного процесса уподобления. В первом смысле человек подобен Богу в свойствах своей нравственной жизни. В первом смысле подобие есть подобие образа, которое сообщено при творении, во втором смысле подобие есть подобие в собственном смысле, которое вырабатывается усилиями человеческой личности. В таком смысле многие из святых Отцов разграничивают понятия образа и подобия, говоря, что образ Божий находится в самой природе нашей души и ее силах, а подобие — в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил» (28:42).

Святитель Игнатий Брянчанинов считает подобие Божье в человеке совершенным Его образом: «Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Под словом образ следует понимать, что само существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия, а подобием выражается сходство в оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие, соединенные вместе, составляют полноту сходства; напротив, утратой или искажением подобия нарушается все достоинство образа. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, а, следовательно, сотворил его совершенным образом Своим» (29:33).

Протоиерей Николай Малиновский делает следующий вывод об образе и подобии Божьем в человеке: «Итак, образ Божий в человеке есть сходство с Первообразом прирожденное и постоянное в нашей душе, хотя и может под влиянием греха затемняться, а подобие составляет задачу или цель человеческой жизни, которая может быть достигаема путем деятельного упражнения и совершенствования природных свойств и способностей человека по заповеди Спасителя будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48)» (30:199).

Профессор А.П. Лопухин, при толковании Быт. 1:26, считает, что «здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает идеал, образец совершенства; другое — реализацию этого идеала, копию с указанного образца. “Первое (по образу) — рассуждает св. Григорий Нисский — мы имеем по сотворению, а последнее (по подобию) мы совершаем по произволению”. Следовательно, образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы, богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке (Мф. 5:48; Еф. 5:1,2), но может иногда и отсутствовать совершенно (Быт. 6:3, 23; Рим. 1:23; 2:24)…» (11. См. комментарий к Быт. 1:26).

Протопресвитер Михаил Помазанский пишет: «…все добрые и благородные свойства и способности души являются выражением образа Божия. Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть святых отцов и учителей Церкви отвечает, что Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий мы получаем от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получив от Бога только возможность. Стать по “подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию, а о самом действии творения: По образу Божию сотворил его (Быт. 1:26), рассуждает свт. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть по “подобию”» (31:118,119).

Святитель Тихон Задонский полагает, что душа создана по образу Божьему: «Низшая Бога, но высшая всех тварей — душа человеческая. Честен портрет царя земнаго ради царя, яко образ и подобие царское в том изображается: честна и душа человеческая и многоценна и великолепна, яко образ и подибие небеснаго Царя в ней изображено» (16:310 со ссылкой на: «Творения святителя Тихона. 6-е изд. 1899 г. Т. 4, с. 360).

Протоиерей Григорий Дьяченко на вопрос: «В чем же состоит образ Божий, по коему создан человек?» отвечает: «…Итак, Бог Дух есть, и человек по душе своей духовен; Бог есть Дух разумный, и человеческая душа разумна; Бог есть Дух всесвободный, и человек одарен разумною свободою; Бог есть Дух благий или вселюбящий и блаженнейший, и человек имеет сердце для разумной любви и для блаженства: вот первое подобие между Богом и человеком, или все то же, следы образа Божия в человеке; в существе души человеческой Бог отражается, как всякое лицо в картине. Какое достоинство для человека этот в нем образ Божий!» (54:78,79).

В догматическом богословии архимандритов Алипия (Кастальского-Бороздина) и Исайи (Белова) сказано: «Большинство современных комментаторов не настаивает на различении терминов “образ” и “подобие” (которые на еврейском языке — синонимы), однако святоотеческая традиция отмечает, что “образ” — это общее достояние людей, а “подобие” мы имеем только в потенции. Достижение богоподобия — цель человеческой жизни. Выполнение этой задачи зависит от свободной воли человека» (10:221).

В «Словаре библейского богословия» говорится: «Никто на земле не видел и не может видеть Бога Отца: но познавать Себя Он дает в образах Своих (ср. с Ин. 1:18). До полного откровения Себя Самого, которое Он дал через Свой самый совершенный образ, а именно через Сына Иисуса Христа, Он уже в Ветхом Завете являл людям сияние Своей славы, открывающей Его. Премудрость Божия, «чистое излияние славы Его» и «образ благости Его» (Прем. 7:25,26), открывает уже некоторые аспекты Божества; и человек, сотворенный для владычества над природой и наделенный бессмертием, уже представляет собою живой образ Бога» (32. См. «Образ»).

Иерей Борис Левшенко в «Катехизисе» рассуждает об образе и подобии Божием в человеке так: «Обычно обращается внимание на то, что Бог говорит: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”, а потом говорится: “И сотворил Бог человека по образу Своему”, то есть не говорится о том, что Он сотворил “по подобию”. Следовательно, “образ” и “подобие” должны быть разными.

Возникает естественный вопрос: что же входит в состав образа Божиего, и что же значит богоуподобление, подобие Божие. На это у разных святых отцов, учителей Церкви, были разные ответы. Мы ищем в человеке какие-то свойства, которые присущи Богу, и мы можем узнавать что-то о Боге по тому, что есть в нас (ум, любовь, желание добра, духовности). Тем самым мы проводим параллель и говорим, что образ Божий как раз соответствует именно этому. Иначе мы не могли бы этих свойств узнать в Боге. Святые отцы именно по этой схеме и искали, что есть образ Божий в человеке. Надо помнить, что образ Божий остается в человеке и в аду при крайнем грехопадении человека. Образ Божий никогда не исчезает.

Богоуподобление есть задача совершенствования человеческих возможностей, задача приближения к Богу. Если к образу Божиему относится разум, который присущ человеку, то, естественно, развитие разума является задачей человека, причем развитие такое, которое приближало бы человека к Богу. Развитие любви в человеке делает его ближе к Богу. Воля, если она направлена к Богу, также приближает человека к Нему. Задача приближения к Богу, Богоуподобления — это задача нашей жизни» (25. См. лекция 8, разд. «Образ и подобие Божии в человеке»).

Приведём для сведения комментарии из раздела «Брейшит» Торы, касающиеся образа и подобия Божьего в человеке:

«Человек сотворен по образу и подобию Бога: в потенциале он обладает Божественными свойствами. “Всевышний сотворил человека бессмертным, чтобы тот, являясь подобием Творца, стал бы отражением Его вечности и независимости от времени” (Книга Премудрости Соломона, 2:23). Человек отличается от всех живых существ тем, что ему известны понятия нравственности и морали, а также тем, что он наделен свободой выбора. Он может знать Творца и испытывать чувство любви по отношению к Нему, может вести с Ним диалог. Человек является единственным существом, которое способно совершать действия, руководствуясь разумом. В этом смысле он является подобием Всесильного (Рамбам). Поскольку человек наделен разумом, он может обуздать свои желания, поставив их на службу нравственным и религиозным идеалам. Он рожден для того, чтобы властвовать над природой…» (70:11,12. См. комментарий на слова: «по образу Нашему, по подобию Нашему» — Быт. 26);

«Слово целем (“образ”) подразумевает духовный облик человека, присущий ему по человеческой природе» (69:35. См. комментарий на слова: «в образе Нашем» — Быт. 1:26);

«Слово дмут (“подобие”) употребляется в Торе тогда, когда требуется определить явление, не имеющие на земле никаких аналогий. В таких случаях приходится прибегнуть к сравнению. В данном случае имеется в виду разум, “искра Б-жья”, которой одарен человек в отличие от всех других живых существ на земле … человеческая свобода не сопоставима со свободой Б-жественной. Поэтому в Торе и сказано здесь кидмутейну, что означает лишь относительное подобие, а не бидмутейну (“в Нашем подобии”)» (69:36. См. комментарий на слова: «по подобию Нашему» — Быт. 1:26).

Архимандрит Киприан (Керн), как и другие авторы, отмечает, что церковные писатели и учителя по-разному понимали образ и подобие Божьи в человеке: «…среди писателей и учителей церковных одни различают образ от подобия, другие же склонны считать эти выражения синонимами. Кроме того … не всеми учителями Церкви вкладывается в это выражение то же содержание и смысл. При этом следует напомнить, что в древнейшее время усматривали образ Божий в одной какой-то способности человека, тогда как со временем церковные писатели готовы под понятием образа Божия понимать совокупность духовных дарований или способностей, да и вообще в это библейское выражение вкладывали все больший и больший объем содержания» (27:353).

По мнению В.Н. Лосского: «Множественность и разнообразие этих определений (определений образа Божия в человеке — П.Д.) показывают, что мысль святых отцов избегает ограничивать то, что в человеке сообразно Богу, какой-либо одной частью его существа. Библейское повествование действительно никак не уточняет того, что именно в человеке по образу Божию, но говорит о самом его сотворении как об особом акте, отличном от создания прочих существ» (8:88,89). Вместе с этим, как видно из приведенных выше систем православного догматического богословия, большинство отцов и учителей Церкви связывали образ Божий в человеке с его душой.

В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых на Архирейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г., об образе и подобии сказано: «Если к образу Божию в Православии возводится неотъемлемое, онтологическое достоинство каждой человеческой личности, ее высочайшая ценность, то подобающая достоинству жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по Божественной благодати достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей…» (Разд. I: Достоинство человека как религиозно-нравственная категория, п. 1.2).

1.3. О соотношении образа и подобия

§1.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, о сходстве человека с Богом (являющимся по Своей природе чистейшем Духом), или об образе и подобии Божьем в человеке, можно сказать следующее.

· носителем образа Божьего в человеке является его душа. Более конкретно образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения [7], а также в ее бессмертии (как невозможности разрушения или уничтожения).

Из этого, в свою очередь, следует, что образ Божий:

– присутствует в человеке независимо от его духовного состояния. Другими словами, образ Божий присущ как праведнику, так и грешнику;

– входит в природу человека. Иначе говоря, дается человеку даром, без его ведома и, в связи с этим, не является заслугой человека.

· подобие Божье в человеке представляет собой, по сути дела, праведность (святость) человека, обусловленную его лучшими чертами, в частности, стремлением к Богу, чистой совестью, добродетелью, бескорыстной любовью. Подобие дается человеку только в потенции (как возможность). Иначе говоря, человеку дается не готовое подобие Божье, а только возможность достичь его, то есть дается возможность перехода от богообразия к богоподобию (богоуподоблению).

Из этого следует, что подобие Божье, в отличие от образа:

– присуще только праведнику, то есть присутствует в человеке только при его определенном духовном состоянии;

– не входит в природу человека, достигается им своим трудом (в духовной брани) с помощью Божьей (то есть в сотрудничестве, или в синергии двух воль: Бога и человека) и, в связи с этим, является заслугой человека и результатом его победы в духовной борьбе.

§2. При таком определении подобия Божьего в человеке, легко объяснить, почему в Быт. 1:27 говорится только об образе и не говорится о подобии. Действительно, праведность (святость), равно как и грешность, является определенным духовным состоянием человека, характеризуемым преимущественной склонностью, соответственно, к праведным или грешным поступкам, и представляющим собой результат свободного нравственного выбора. В связи с этим, праведность принципиально не может являться природным свойством человека (входить в его природу), то есть не может даваться человеку принудительно, без его воли (желания, согласия, участия).

Иначе говоря, человека нельзя насильственно создать по подобию Божьему, если под подобием понимать праведность человека. Ибо необходимое не является ни праведным, ни греховным. Необходимое вообще не имеет (лишено) нравственной направленности и оценки. Невозможно стать праведным без возможности стать грешным. Также и нельзя стать грешным не имея при этом возможности стать праведным. Эти понятия являются коррелятивными, т.е. одно из них подразумевает другое. Конечно, Всемогущий Бог мог бы создать такое живое существо, которое по своей природе не могло бы нарушать Его волю. Однако это существо уже не было бы человеком, а было бы неким роботизированным созданием, для которого исчезло бы и само понятие нравственного поступка (то есть понятие праведного или греховного поступка). В.Н. Лосский пишет: «Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля (Божественная — П.Д.) в творении, но две (Божественная и человеческая — П.Д) — для того, чтобы образ стал подобием» (8:244).

§3. Вместе с этим, в (Быт. 5:1) и (Иак. 3: 9) говорится, что человек создан (сотворен) по подобию Божию. Здесь, по нашему мнению, подобие имеет тот же смысл, что и образ. Именно о создании (сотворении) человека по образу Божию, а не по подобию, сказано в других местах Библии: (Быт. 1:27; 9:6; Сир. 17:3).

Таким образом, с рассмотренной точки зрения слова о подобии Божием в человеке имеют в разных местах Библии различные значения. Они обозначают как праведность (святость) человека, так и образ Божий в человеке (то есть основные способности души и ее бессмертие). Вообще, в Библии нередко одно и то же слово используется в различных (иногда в нескольких) смыслах, например, душа [8], дух [9], сердце [10], плоть [11] и наоборот, разные слова могут иметь одинаковое значение (являться синонимами) [12]. Заметим, что слово «творение» также имеет разное значение: как создание не из чего-либо ранее существовавшего, так и создание из уже существующего (имеющегося) материала.

§4. Некоторые авторы полагают, что подобие Божье в человеке есть развитый (усовершенствованный) образ Божий, или образ, находящийся на определенной стадии (ступени) своего развития (совершенствования).

Так, например, в «Православно-догматическом богословии» митрополита Макария (Булгакова) говорится: «Есть ли различие между образом и подобием Божиим в человеке, или нет? Наибольшая часть Отцов и учителей Церкви отвечали, что есть, и говорили, что образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе; а подобие — в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком…» (2:456). Профессор протоиерей Ливерий Воронов в «Догматическом богословии» пишет, что подобие есть просиявший (усовершенствованный) образ: «Данный человеку образ Божий может или тускнеть, или просветляться. Приобретению богоподобия (у которого есть свои степени) соответствует просияние образа Божия; утрате богоподобия (которая также имеет свои степени) отвечает омрачение или изъязвление образа Божия … “Образ” напоминает преимущественно о даре Божием человеку, “подобие” — о духовно-нравственной обязанности человека хранить этот дар и содействовать его просиянию» (17:25,26). В «Догматическом богословии» архиммандритов Алипия (Кастальского-Бороздина) и Исайи (Белова) сказано: «Достижение богоподобия — цель человеческой жизни. Выполнение этой задачи зависит от свободной воли человека. Подчиняясь свободно воли Божией, человек может развивать свою природу и совершенствовать “образ”… Действительно, добродетельная жизнь — это прежде всего совершенствование ума и укрепление воли в добре. У достигших богоподобия эти черты образа проявляются особенно отчетливо…» (10:221). Митрополит Иерофей (Влахос) говорит: «Согласно учению отцов, мы верим, что образ есть потенциальное подобие, а подобие есть образ в действии» (36:162).

§5. Такое понимание соотношения образа и подобия Божьих в человеке, очевидно, обусловлено предположением, что одни и те же силы (способности) души (ум, сердце, воля) относятся и к образу, и к подобию. Соглашаясь с этим в общем виде, мы, тем не менее, хотим более конкретизировать соотношение понятий «образа» и «подобия» или, другими словами, — внести некоторое уточнение в данное соотношение.

Сущность этого уточнения заключается в том, что хотя и образ, и подобие означают определенное сходство (аналогию) с Богом и включают в себя одни и те же силы души, однако речь здесь идет о разных видах этого сходства и разных сторонах этих сил. Дело в том, что ум (способность мыслить), сердце (способность чувствовать) и воля (способность исполнять принятые решения) [13] являются, по сути дела, духовными векторами, то есть характеризуются с одной стороны, величиной (развитостью), а с другой — духовной направленностью (64, гл. 6).

В связи с этим, отличие в человеке образа Божьего от подобия Божьего состоит в том, что образ заключается в собственно способности человека мыслить, чувствовать, исполнять свои решения, а также в бессмертии души, а подобие — в направленности ума, сердца и воли к Богу. При этом в дихотомической (двухчастной) схеме состава человека носителем образа и подобия Божьего в человеке является его душа. В трихотомической (трехчастной) схеме, полагающей человека, состоящим из духа, души и тела, ответственным за направленность душевных сил человека, или за его взаимоотношения с Богом, является дух человека [14].

Подобие и образ не связаны между собой взаимно-однозначной связью, любой человек имеет образ Божий, но не все имеют подобие Божье, однако наличие подобия (как уже отмечалось выше) необходимо предполагает и наличие образа. Иначе говоря, «образ» является необходимым, но недостаточным условием для «подобия».

§6.
По вопросу соотношения образа и подобия можно привести следующие аналогии или отличие образа от подобия можно пояснить на следующих примерах:

● движение автомобиля, являясь векторной величиной, характеризуется двумя параметрами: скоростью и направлением. Двигатель автомобиля ответственен за скорость движения, а руль — за направление движения. Скорость и направление не связаны между собой взаимно-однозначной связью. При этом возможность изменения направления движения необходимо предполагает некоторую (ненулевую) скорость. Здесь двигатель — аналог образа, руль — подобия, автомобиль — человека;

● если взять определенный треугольник, то другие треугольники будут иметь одинаковый с ним образ, заключающийся в том, что все треугольники представляют собой фигуру, образованную отрезками прямой линии, соединяющими три точки, не расположенные на одной прямой. Однако только некоторые из них будут подобны данному треугольнику, а именно те, которые обладают определенными дополнительными признаками (например, если три стороны в этих треугольниках будут пропорциональны трем сторонам данного треугольника).

Что же касается приведенных выше слов о том, что в сотворенном мире Богу нет подобия (Ис. 40:18,25; 34:5), то в этих стихах говорится о величии и могуществе Бога, которым нет подобия в мире. Действительно, могущество Бога абсолютно (бесконечно). Бог всемогущ и нет предела Его возможностям [15]. И нет этому подобия, так как все твари, созданные Богом, имеют лишь ограниченные возможности, дарованные (назначенные) им Богом при их создании.

«Св. Исаак Сирин отмечает, что в творении есть некая таинственная различная модальность Божественной деятельности; если, сотворив небо и землю, Бог в последовательных приказаниях повелевает материи производить все разнообразие тварного, то мир ангельских духов он сотворяет “в молчании”. Так же и сотворение человека не есть следствие данного земле повеления, как сотворение остальных живых существ: Бог не приказывает, а говорит Себе в Своем Превечном Совете: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему”. Своими повелениями Бог разделяет мир и устрояет его части; но ни ангелы, ни человек не являются, собственно, частями, они — существа личностные. Личность не часть какого-либо целого, она заключает целое в себе. Согласно этому образу мыслей человек полнее, богаче, содержательнее ангельских духов [16]. Поставленный на грани умозрительного и чувственного, он сочетает в себе эти два мира, будучи причастен всем сферам тварной вселенной. “В него, как в горнило, стекается все созданное Богом, и в нем из разных природ, как из разных звуков, слагается в единую гармонию”» (цит. по 13:82).

Цитируемая литература

1. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Ладья, 2000.

2. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие: в 2-х тт. — Т. 1. — М.: Молодая гвардия, 1999.

3. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Православное догматическое богословiе: в 2-х тт. — Т. 1. — 2-е изд. — Черниговъ: Типографiя Ильинскаго монастыря, 1865.

4. Антоний (Амфитеатров), архим. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, съ присовокуплениемъ общаго введенiя въ курсъ богословскихъ наукъ. — 8-е изд. — СПб.: Типографiя Александра Якобсона, 1862.

5. Сильвестр (Малеванский), архим. Опытъ Православнаго догматическаго богословiя (с историческимъ изложенiемъ догматовъ): в 5-ти тт. — Т. 3.— 2-е изд. — Кiев: Типографiя Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1889.

6. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. — М.: Православный Свято — Тихоновский богословский ин-т, 2003.

7. Дьяченко Г., прот. Вера, Надежда, Любовь: Катехизические поучения. В 3-х т. — Т. 1 — М.: Донской мон-рь; АРП Инт. Ко, 1993.

8. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — (Религиозно-философская серия).

9. Православное осмысление творения мира: Сб. докл. // 13-е Международные Рождественские Образовательные чтения; сост. свящ. К. Буфеев.– М.: ШЕСТОДНЕВ, 2005.

10. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

11. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Преемников А.П. Лопухина. Т. 1. Петербург, 1904-1907. / Второе издание. Институт перевода Библии. Стокгольм. 1987. Т. 1.

12. Филарет, митр. Пространный Христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. — Варшава: Синодальная Типографиия, 1930.

13. Словарь архимандрита Никифора. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maranatha.org.ua, свободный. — Загл. с экрана.

14. Иванов Н., прот. И сказал Бог…: Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги БЫТИЯ (Гл. 1-5). — 2-е изд. — Клин: Христианская Жизнь, 1999.

15. Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседы 1–10: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиеп. Кесарии Каппадокийския. — Ч.1. — М., 1891. — С. 5 –149. Беседы 10–11: Журнал Московской Патриархии, 1972. — № 1.

16. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003.

17. Воронов Л., прот., док., проф. Догматическое богословие: учеб. для дух. учебн. завед. — 2-е изд. — Клин: Христианская жизнь, 2002.

18. Сурожский Антоний, митр. Труды. — М.: Практика, 2002.

19. Лоргус А., свщ. Православная антропология: курс лекций. — Вып. 1. — М.: Российский Православный университет св. ап. Иоанна Богослова, 2003.

20. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. — Т. 1. — Изд-во П. П. Сойкина. 1992.

21. Библейский словарь / сост. Эрик Нюстрем; пер. со швед. под ред. И. С. Свенсона. — СПб: Библия для всех, 1997.

22. Свт. Григорий Богослов. Избранные слова. — М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002.

23. Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека // О человеке: сб. — М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2004.

24. Немесий, еп. Эмесский. О природе человека. — Учеб.-информ. экумен. центр ап. Павла; МГУ, 1996. — (Учителя неразделенной церкви).

25. Левшенко. Б., иер. Катихизис. Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1997. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.sedmitza.ru/text/431749.html, свободный. — Загл. с экрана.

26. Буфеев К., свящ. «Православный эволюционизм» как одно из новых «мнений Церкви» / сост. свящ. К. Буфеев/ Православное осмысление творения мира: сб. докладов // 15-е Международные Рождественские Образовательные чтения; – М.: ШЕСТОДНЕВ, 2007.

27. Киприан (Керн), архим., проф. Антропология святителя Григория Паламы: диссер. — Париж: YMCA – PRESS, 1950.

28. Коржевский В., свящ. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. — М., 2004.

29. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о человеке. Слово о смерти. — М.: Издат. Совет РПЦ; ДАРЪ, 2005.

30. Малиновский Н., свящ. Православное догматическое богословiе: в 4-х тт.— Т. 2. — Ч. 2: Ученiе о Боге Творце и Промыслителе мiра. — Предъустроенiе Богомъ человеческаго спасенiя — Ставрополь-Губернскiй. 1902.

31. Помазанский М., протопр. Догматическое богословие. — Клин: Христианская жизнь, 2001.

32. Словарь библейского богословия / под ред. Ксавье Леон-Дюфура, Жана Люпласи; — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krotov.info, свободный. — Загл. с экрана.

33. Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Книга Бытия. Российское Библейское общество. 2002.

34. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. — Ч. 1, псалмы 1 – 50. Н. Новгород, 2000.

35. Кэтрин Барнуэлл. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: сл.-справ. / Кэтрин Барнуэлл, Пол Дэнш, Тони Поп. — СПб.: Библия для всех, 2000.

36. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души / пер. с греч. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

37. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла // Богословская наука сегодня. Православное учение о человеке. Избранные статьи. — М.; Клин: Синодальная Богословская Комиссия; Христианская жизнь, 2004.

38. Сайт «Тора Онлайн». Тора с комментарием Раши и Сончино. Книга Берейшис. Гл. 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.toraonline.ru/tora_inline/bereyshis/bereyshis.htm, свободный. — Загл. с экрана.

39. Танах / пер. Мосад рав Кук. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.toraonline.ru/bereyshis/bereyshis.htm, свободный. — Загл. с экрана.

40. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское Библейское общество, 2004

41. Вихлянцев В.П. Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг. М.; Коптево. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vp35.narod.ru/, свободный. — Загл. с экрана.

42. Иудаизм о сотворении мира. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://toldot.ru, свободный. — Загл. с экрана.

43. Толковый словарь Русского языка / под ред. проф. Д.Н. Ушакова: в 4-х тт. — Т. 4. М.: Гос. издат. иностр. и нац. словарей, 1940.

44. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского: избранные творения. Беседы на Книгу БЫТИЯ. Т. 1. — Издат. отдел Московского Патриархата, 1993. Печатается по изданию: Творения святого отца нашего IОАННА ЗЛАТОУСТА Архiепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 4. С.-Петербург. Издание С.- Петербургской Духовной Академии, 1898.

45. Блаженный Августин. О книге Бытия, буквально. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.katehizis.ru/index.php?o...ow&pid=16308&cid=115019&limitstart=0&limit=50, свободный. — Загл. с экрана.

46. Никифор, архим. Библейская энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books, свободный. — Загл. с экрана.

47. Св. преподобный Серафим Саровский Чудотворец. — М.: P. S.; Московская Патриархия, 1990.

48. Мудрые советы свт. Феофана из Вышенского затвора / сост. прот. А. Бобров; c прил. Симфонии по письмам свт. — М.: Правило веры, 1998.

49. Размышления о бессмертной душе. О естестве и назначении души / сост. Иоанн (Крестьянкин), архим. — Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь, 1999.

50. Закон Божий. М.: Сретенский мон-рь. Новая книга. Ковчег, 1998.

51. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. — М.: Лепта, 2002.

52. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.

53. Митр. Сурожский Антоний. Труды. Кн. 2-я. М.: Практика, 2007.

54. Франк С.Л. С нами Бог / сост. и предисл. А. С. Филоненко. — М.: АСТ, 2003.

55. Полный церковно-славянский словарь / сост. свящ. Г. Дьяченко. — М.: Издат. отдел Московского Патриархата, 1993.

56. Азбука христианства: Слов. — справ / сост. А. Удовенко. — МАИК; Наука, 1997.

57. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х тт. — Т. 2.

58. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. 1998.

59. Человек — Храм Божий // отв. за вып. прот. Николай (Лихоманов). — М.: Сибирская благозвонница; Паломник, 2002.

60. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник / Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.

61. Законъ Божiй / сост. прот. С. Слободской. Изд. 4-е. Репринтное изд. осущесвлено издательством «Молодая гвардия», 1991.

62. Глубоковский. Библейский словарь. — Сергиев Посад — Джорданвилль, 2007.

63. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х томах. Т. 2. П–Я. — М.: ДАРЪ, 2009.

64. Добросельский П. В. Общие аспекты православной психологии. — М.: Грифон, 2011.

65. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О душе / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина, — 2-е изд., испр. — СПб.: Издательство Олега Абышко; Кифа, 2008 — 256 с. — (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).

66. Статья: Почему существуют два различных упоминания о Творении в 1-2 главах книги Бытие? Ответы на вопросы. // Сайт «Библия Онлайн». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bibleonline.ru/qa/375-creation-accounts/, свободный. — Загл. с экрана.

67. Тора с комментарием Раши. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://toldot.ru/TorahRashi.html, свободный. — Загл. с экрана. // Сайт «Иудаизм и евреи».

68. Комментарий Сончино. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://toldot.ru/Sonchino.html, свободный. — Загл. с экрана. // Сайт «Иудаизм и евреи».

69. Пятикнижие Моисеево или Тора с русским переводом, комментарием, основанным на классических толкованиях Раши, Ибн-Эзры, Рамбана, Сфорно и других и гафтарой. Перевод и отбор комментариев З. Левина, Б. Хаскелевича, Й. Векслера. Под общ. ред. Проф. Г. Брановера. Консультанты: раввин Н. Виленкин, раввин И. Зильбер, д-р, Н. Кравицкий, Ш. Фридман. —Шамир, Иерусалим 5750 (1990). — Книга 1, Брейшит.

70. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино» главного раввина Британской империи д-ра Й. Герца. — Мосты культуры, М., 2001. — Гешарим, Иерусалим, 5761.

71. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиеп. Константинопольского избранные творения. Беседы на Книгу Бытия. Т. 1. Репринт с издания 1898. Издат. отдел Московского патриархата, 1993.

72. Размышления о цели и смысле земной жизни человека. [Текст, составление] — М.: Оранта, 2017. — 368 с, — (Христианская антропология и современность. Вып. 2).

73. Пинхас Полонский. Евреи и христианство. Несовместимость двух подходов к миру. Гл. 8: Проблема первородного греха. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — http://psylib.org.ua/books/polon01/txt03.htm#8, свободный. — Загл. с экрана.

74. Библия не церковно-славянском языке. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.my-bible.info/biblio/bib_tsek/bytie.html, свободный. — Загл.

с экрана.

75. Добросельский П.В. О происхождении человека и особенностях его создания // XVII Международные Рождественские Образовательные Чтения. Отдел Религиозного образования и катехизации РПЦ. Миссионерско-Просветительный Центр «Шестоднев». Выпуск 5. Православное осмысление творения мiра и современная наука», — М., 2009.



_______________________________________



[1] «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

[2] «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1:27); «… Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6); «По природе их (людей — П.Д.), облек их силою и сотворил их по образу Своему…» (Сир. 17:3); «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия…» (1 Кор. 1:7).

[3] «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их… (Быт. 5:1,2). «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:9).

[4] «Это — совет в Самом триипостасном Боге, то есть между лицами Св. Троицы…» (протоиерей Н. Малиновский) (6:226. Кн. 1).

[5] «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1:26).

[6] Здесь два различных понятия «образ Божий» и «подобие Божие» в человеке объединены в одно — «подобный Богу образ в человеке» или «подобие образа Божия в человеке», что, по нашему мнению, не совсем правомерно. Это обусловлено тем, что хотя «образ» и «подобие» и обозначают определенное сходство с Богом, однако это сходство различное (относится к различным типам). При этом «подобие» представляет собой большее сходство с Богом, чем «образ» (об этом сказано ниже).

[7] Эти способности присущи душе, как отделенной от тела, так и соединенной с ним, причем во втором случае данные способности души проявляются только при определенном состоянии тела, а именно при его здравии. См. об этом подробнее в 64, глл. 2,3,5,6.

[8] См., например, 29:113; 55:159,160; 34:63,64; 47:64-72; 48:95-100.

[9] См., например, 29:112,113; 55:157-159; 34:62,63; 47:48-64.

[10] См., например, 55:592; 47:329-341.

[11] См., например, 47:241-252; 37:23.

[12] Например, в (3Цар. 17:21,22) и (Лк. 8:54,55) слова «душа» и «дух» имеют одинаковое значение, а именно, значение некой субстанции, оживляющей тело, которая может выходить из тела и повторно возвращаться в него.

[13] Мы здесь даем лишь самые общие обозначения ума, сердца и воли, не уточняя содержания (определения) этих терминов и не проводя их анализ в православной антропологии.

[14] «В человеке надо различать душу и дух … О чем ни станешь рассуждать — всегда приходишь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге» (48:346,347).

[15] «Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9); «Господи! кто подобен Тебе, избавляющего слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?» (Пс. 34:10; «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс. 134:6); «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7); «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, — и кто отвратит ее?» (Ис. 14:24-27); «Я — Господь, сказал — и сделал» (Иез. 36:36); «Запретит Он морю — и оно высыхает и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» (Наум. 1:4-6).

[16] Вместе с этим ангелы считаются существами более высшими, чем человек, как по своей природе вообще, так и по своим уму и могуществу, в частности.

Заметим, что в Иудаизме ангелы, в отличие от человека, считаются лишёнными свободы воли (69:36. См. примечание к словам: «по подобию Нашему» (Быт. 1:26).

Пинхас Полонский говорит: «В иудаизме ангелы вообще и “сатан” в частности, в отличие от человека, мыслятся как существа, не наделенные свободой воли. Это орудия, служебные духи, которые, проявляя расторопность внутри предписанной им миссии, заведомо лишены каких-либо собственных интересов. В частности, миссия сатана – осуждать человека, то есть провоцировать человека на поступки, противные его достоинству и назначению, и отмечать грехи. Сатан выступает на Божественном Суде как обвинитель человека перед Богом (то есть как “небесный прокурор”, необходимая часть правильного судопроизводства), но отнюдь не как независимый судья, не как “противник Бога”, облеченный хоть какой-либо самостоятельной властью» (73).

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху