50 заметок о Святой Земле
25: Проклятое дерево…
В Евангелии есть совершенно непонятная и даже, как может показаться, жестокая история, когда Иисус Христос проклинает дерево. И это дерево засыхает…
Зачем такая жестокость? Что все это вообще значит?
Об этом и о многом другом – этот очерк.
Итак, самое, пожалуй, часто упоминаемое в Евангелии растение: смоковница.
Давайте мы с вами разберемся, что это за дерево, и познакомимся с Евангельскими историями, в которых смоковница упоминается. Уверен, что, разобравшись с этим вопросом, вы чуточку лучше будете понимать Евангелие.
Смоковница, или инжир, – одно из самых распространенных деревьев Востока и Средиземноморья. Дерево это достигает высоты 6-15 метров, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону.
Листья смоковницы опадают в начале зимы, и до весны дерево остается голым, пока, в начале апреля, не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета: От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето (Мф. 24: 32).
В Палестине смоковница плодоносит три раза в году. Первый урожай созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, так называемые «ранние смоквы» (евр. паггим), которые символизируют конец зимы.
Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, так как в это время года других свежих фруктов нет. Дерево, на котором нет ранних смокв, бесплодно. Оно может быть обильно украшено листвой, но дерево это безнадежно, оно ни к чему не годится…
В Евангельском рассказе Иисус проклял именно такое дерево:
На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его... Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня (Мк., гл. 11).
Здесь загадка только в одном: почему Евангелист Марк пишет: ибо еще не время было собирания смокв? Это было время ранних смокв! Может быть, Евангелист Марк этого не знал? Возможно. Мы ничего не знаем о том, кто он был по происхождению и где жил. Хорошее владение языком показывает, что он был, скорее, горожанином, а не сельским жителем. Скорее всего, он был римским горожанином, во всяком случае, он написал Евангелие именно там.
А вот у Евангелиста Матфея мы читаем такую версию:
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21: 18-19).
Этот рассказ Матфей заимствует у Марка. И чуть преувеличивает эффект чуда: смоковница засыхает тотчас.
Но зато Матфей исправляет «ошибку» Марка: он не пишет, что еще не было время плодов.
Но не будем обращать внимание на такие детали, а обратим внимание на главное: Иисус не уничтожил хорошее дерево, Он уничтожил бесполезное и плохое дерево. Листья без плодов показывали, что дерево не может плодоносить. Древесина смоковницы пористая, поэтому ее не используют в плотницких задачах. Соответственно, бесполезное дерево не растят, а сразу срубают и используют как топливо.
На этот счет можно вспомнить притчу Христа:
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13: 6-9).
Кстати, смысл истории с проклятой смоковницей и притчи, которую я привел чуть выше, в том, что Израиль – бесполезен. Этот народ (а смоковница часто символизировала Израиль) не принимает Посланника Божьего – Христа, то есть, не приносит плодов. Ну да, есть пышная крона (храмовой ритуал, мудрецы, религиозная культура), но нет главного, ради чего народ был создан. А если смоковница не плодоносит, то…
Когда мы еще встречаемся со смоковницей? В рассказе о том, как на нее влез низкорослый Закхей, начальник мытарей, чтобы увидеть Христа:
И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью (Лк. 19: 2-6).
А еще когда читаем про смоковницу? В рассказе о призвании Апостола Варфоломея:
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною... Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?
Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!.. (Ин. 1: 43-49).
Почему странные слова Иисуса привели к такому решительному повороту человека, который минутой ранее иронично относился ко Христу?.. Если вам это действительно интересно, вы можете узнать об этом здесь.
Об этом «дерзком» Апостоле можно прочитать здесь: Апостолы Христовы: Варфоломей.
Ранняя весна. Еще голая смоковница. Кстати, обратите внимание на то, что смоковница посажена в винограднике. И вспомните притчу, которую я привел чуть выше.
Это не совпадение. Смоковница очень хорошо себя чувствует, когда растет рядом с виноградом. И винограду это нравится. Поэтому в Палестине издавна эти растения сажают вместе.
А вот еще смоковница. Делая снимок, я специально подчеркнул ее жутковатость, вспоминая о проклятой и засохшей смоковнице из Евангелий от Марка и Матфея.
А это, дорогие, – дерево, на которое влез Закхей-мытарь! Оно находится на территории русского культурного комплекса в городе Иерихоне на улице Дмитрия Анатольевича Медведева. Да, не шучу. Иерихонцы так и назвали улицу и таблички развесили. В честь посетившего город и оказавшего ему помощь русского президента (на тот момент президента). Убедиться.
Но в нескольких километрах отсюда находится мрачноватый греческий храм. В котором вам объяснят, что русские – мошенники, потому что настоящая смоковница Закхея – у них.
В храме около десятка икон на тему мытаря Закхея.
...
...
И часовня, с оберегаемым стволом уже засохшего древнего дерева.
«Только наша смоковница самая настоящая», – говорят греки.
Но, положа руку на сердце, дорогие, признаюсь: уверен, что ни одна из этих смоковниц не является «той самой».
Но это не имеет значения. Город – тот самый, где произошло Евангельское событие. Дерево – того же рода: смоковница. Тогда спокойно можно сказать: эти деревья – примерно такие, как то, на которое влез Закхей.
25: Проклятое дерево…
В Евангелии есть совершенно непонятная и даже, как может показаться, жестокая история, когда Иисус Христос проклинает дерево. И это дерево засыхает…
Зачем такая жестокость? Что все это вообще значит?
Об этом и о многом другом – этот очерк.
Итак, самое, пожалуй, часто упоминаемое в Евангелии растение: смоковница.
Давайте мы с вами разберемся, что это за дерево, и познакомимся с Евангельскими историями, в которых смоковница упоминается. Уверен, что, разобравшись с этим вопросом, вы чуточку лучше будете понимать Евангелие.
Смоковница, или инжир, – одно из самых распространенных деревьев Востока и Средиземноморья. Дерево это достигает высоты 6-15 метров, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону.
Листья смоковницы опадают в начале зимы, и до весны дерево остается голым, пока, в начале апреля, не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета: От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето (Мф. 24: 32).
В Палестине смоковница плодоносит три раза в году. Первый урожай созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, так называемые «ранние смоквы» (евр. паггим), которые символизируют конец зимы.
Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, так как в это время года других свежих фруктов нет. Дерево, на котором нет ранних смокв, бесплодно. Оно может быть обильно украшено листвой, но дерево это безнадежно, оно ни к чему не годится…
В Евангельском рассказе Иисус проклял именно такое дерево:
На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его... Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня (Мк., гл. 11).
Здесь загадка только в одном: почему Евангелист Марк пишет: ибо еще не время было собирания смокв? Это было время ранних смокв! Может быть, Евангелист Марк этого не знал? Возможно. Мы ничего не знаем о том, кто он был по происхождению и где жил. Хорошее владение языком показывает, что он был, скорее, горожанином, а не сельским жителем. Скорее всего, он был римским горожанином, во всяком случае, он написал Евангелие именно там.
А вот у Евангелиста Матфея мы читаем такую версию:
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21: 18-19).
Этот рассказ Матфей заимствует у Марка. И чуть преувеличивает эффект чуда: смоковница засыхает тотчас.
Но зато Матфей исправляет «ошибку» Марка: он не пишет, что еще не было время плодов.
Но не будем обращать внимание на такие детали, а обратим внимание на главное: Иисус не уничтожил хорошее дерево, Он уничтожил бесполезное и плохое дерево. Листья без плодов показывали, что дерево не может плодоносить. Древесина смоковницы пористая, поэтому ее не используют в плотницких задачах. Соответственно, бесполезное дерево не растят, а сразу срубают и используют как топливо.
На этот счет можно вспомнить притчу Христа:
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13: 6-9).
Кстати, смысл истории с проклятой смоковницей и притчи, которую я привел чуть выше, в том, что Израиль – бесполезен. Этот народ (а смоковница часто символизировала Израиль) не принимает Посланника Божьего – Христа, то есть, не приносит плодов. Ну да, есть пышная крона (храмовой ритуал, мудрецы, религиозная культура), но нет главного, ради чего народ был создан. А если смоковница не плодоносит, то…
Когда мы еще встречаемся со смоковницей? В рассказе о том, как на нее влез низкорослый Закхей, начальник мытарей, чтобы увидеть Христа:
И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью (Лк. 19: 2-6).
А еще когда читаем про смоковницу? В рассказе о призвании Апостола Варфоломея:
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною... Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?
Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!.. (Ин. 1: 43-49).
Почему странные слова Иисуса привели к такому решительному повороту человека, который минутой ранее иронично относился ко Христу?.. Если вам это действительно интересно, вы можете узнать об этом здесь.
Об этом «дерзком» Апостоле можно прочитать здесь: Апостолы Христовы: Варфоломей.
Ранняя весна. Еще голая смоковница. Кстати, обратите внимание на то, что смоковница посажена в винограднике. И вспомните притчу, которую я привел чуть выше.
Это не совпадение. Смоковница очень хорошо себя чувствует, когда растет рядом с виноградом. И винограду это нравится. Поэтому в Палестине издавна эти растения сажают вместе.
А вот еще смоковница. Делая снимок, я специально подчеркнул ее жутковатость, вспоминая о проклятой и засохшей смоковнице из Евангелий от Марка и Матфея.
А это, дорогие, – дерево, на которое влез Закхей-мытарь! Оно находится на территории русского культурного комплекса в городе Иерихоне на улице Дмитрия Анатольевича Медведева. Да, не шучу. Иерихонцы так и назвали улицу и таблички развесили. В честь посетившего город и оказавшего ему помощь русского президента (на тот момент президента). Убедиться.
Но в нескольких километрах отсюда находится мрачноватый греческий храм. В котором вам объяснят, что русские – мошенники, потому что настоящая смоковница Закхея – у них.
В храме около десятка икон на тему мытаря Закхея.
...
...
И часовня, с оберегаемым стволом уже засохшего древнего дерева.
«Только наша смоковница самая настоящая», – говорят греки.
Но, положа руку на сердце, дорогие, признаюсь: уверен, что ни одна из этих смоковниц не является «той самой».
Но это не имеет значения. Город – тот самый, где произошло Евангельское событие. Дерево – того же рода: смоковница. Тогда спокойно можно сказать: эти деревья – примерно такие, как то, на которое влез Закхей.