Проповедь Иоанна Крестителя: 2

Эта запись является частью серии записей Проповедь Иоанна Крестителя
Проповедь Иоанна Крестителя: 2
Пророк Суда и надежды


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мне хотелось бы сегодня, дорогие братья и сестры, рассказать вам о служении Иоанна Крестителя. В храме звучат крещенские песнопения и чтения, повторяется и напоминается нам вновь и вновь история жизни и служения Иоанна Крестителя. Кто он, этот таинственный пророк, последний представитель Ветхого Завета, крестивший Христа? Что бы мы увидели, если бы перенеслись на две тысячи лет назад на берега Иордана, в Палестину?
Просто почитаем Евангелие от Луки и подумаем о прочитанном.

Сначала два слова о том, почему именно у Евангелиста Луки мы встречаем подробное описание служения Иоанна Крестителя. Иоанн был очень популярным проповедником, у него были ученики. Эти ученики иногда себя противопоставляли даже ученикам Христовым. Помните, однажды ко Христу приходят ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? Иисус отвечает: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 14-15). В другой раз Христу говорит Его апостол: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих (Лк. 11, 1). Тогда Иисус дал им молитву «Отче наш», молитву Господню. А ученики Иоанна Крестителя существуют и до сих пор. Это секта, состоящая из нескольких сотен человек. Эти люди почитают Иоанна Крестителя великим пророком; но не признали в Иисусе Мессию, то есть, не признали в Иисусе Того, Кто пришел для того, чтобы спасти мир. Они до сих пор ждут Спасителя. Совершают ритуальные омовения в Иордане, как Иоанн крестил, так и они погружаются туда, и сохраняют многие и многие предания, относящиеся к жизни Иоанна Крестителя.

Такая секта была и в те времена, когда составлялись Евангелия. А Евангелия составлялись, конечно, уже спустя десятилетия после Смерти и Воскресения Христова, в 60-е, 70-е годы первого века. И когда Лука писал свое Евангелие, он собирал информацию. Он обратился, возможно, к родственникам Божьей Матери в Назарете, встречался с какими-нибудь людьми, которые знали Богоматерь, и поэтому так много у него интересных подробностей о Ней. Он также, видимо, общался и с членами общины иоаннитов – людей, почитающих Иоанна Крестителя, и собирал у них информацию. У него мы находим наиболее полный рассказ о служении Иоанна Крестителя. Это очень интересно, потому что другие Евангелисты упоминают о нем лишь кратко, только Лука сообщает некоторые подробности. И эти подробности проливают свет на вопрос, что же это за загадочное Крещение Иоанново. Для чего Иоанн крестил, что он проповедовал и возвещал.

Сказано: В пятнадцатый год правления Тиберия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее (дальше перечисляются сыновья Ирода, который, помните, гнал младенцев, а потом, после смерти, разделил свои владения на несколько частей и назначил царями своих сыновей), при первосвященниках Анне и Каиафе (упоминаются первосвященники, то есть, очень четко, конкретно и точно датируется время служения Иоанна) был глас Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. Какой глас? – глас: выходить из пустыни и идти на проповедь. И вот Иоанн выходит из пустыни и начинает свое проповедническое служение. И он (Иоанн) проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

«Вопиющий в пустыне», о котором упоминает пророк Исаия, – это некий глашатай, идущий впереди царской процессии. Когда ехал царь, то за несколько дней до того, как царь проследует на своей колеснице, посылали специального глашатая, вестника. Что он делал? Громогласно объявлял (вопиял): «Скоро здесь проследует царь, приведите дороги в порядок, уберите все вокруг!» И проверял дороги: если на дороге были ямы, он приказывал – и ямы зарывали, чтоб царь, упаси Бог, туда не провалился, если же это была кривая дорога, так что лошади могли, например, опрокинуть царскую повозку, то такую дорогу выпрямляли, брали рабов – и выпрямляли. (И сейчас перед проездом президента специальная команда тщательно проверяет его дорогу.)

И вот Исаия о таком вестнике упоминает. А Иоанн Креститель проводит параллель между вестником, глашатаем царя, и собою: …как написано в книге слов пророка Исаи: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему… Конечно, если в историческом контексте речь шла об обычном царе, для которого нужно было выпрямить обычные дороги, то здесь речь идет об исправлении сердца, совести. Здесь под дорогой мы должны понимать внутреннее состояние души человеческой: прямыми сделайте стези Ему. Напоминая пророчество Исаии, Иоанн Креститель имеет в виду следующее: Грядет Господь, Царь царей. Подготовьтесь к приходу Спасителя, приготовьтесь к Суду. Это конец для прежнего, злого, греховного, Суд будет беспощадный, жесткий, очистительный, и дальше произойдет нечто совершенно новое. Иоанн продолжает цитировать Исаию: Всякий дол да наполнится, (дол – это яма, она наполнится – будет сровнена с землей) и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие!

Вот такая высокая, торжественная проповедь. Иоанн был глашатаем, предваряющим пришествие Спасителя.

Конечно, народ, в потрясении от таких слов, спешил каяться и креститься от Иоанна. Приходившему креститься от него народу Иоанн говорил: Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Ехидна – это род змеи. В оригинале стоит просто змея. Можно было бы так и перевести, но наши русские переводчики перевели ехидна, потому что по-славянски именно так называли змею, это старинная форма.) Итак, Иоанн не старается понравиться людям: «Вы, порождения змеиные!» Вспомним, кто такой змей в понимании древнего человека? Змей – это сатана, помните, Змей искушал Адама и Еву? Что значит сказать: «Вы, порождения змеиные»? Это значит сказать: «Вы, бесовское отродье, вы, потомки диавола!»

Почему такие жесткие формулировки? Не будем идеализировать древних людей. Как сейчас люди не очень-то высокой нравственностью обладают, так и тогда были и убийства, и предательства, и прелюбодеяния. Богачи и ловкачи обирали простых людей, лишали их и кров, и пищи, и всего, для жизни потребного. Люди называли себя правоверными иудеями, хвалились, что лично от Бога получили откровения и благословения, – и безобразничали, творили беззакония.

И вот Иоанн приходит с очень жесткой проповедью, бросает грозные, в духе древних пророков-обличителей, слова: Кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Евреи творили безобразия – и говорили, если их начинал кто-то обвинять: «А мы – дети Авраама». А Иоанн их как называет: «порождения ехиднины», «дети сатаны». «Не вздумайте, – говорит он, – хвалиться: «Мы – дети Авраамовы». Никакой вам в этом нет ни чести, ни пользы, потому что, если Бог захочет, Он может и из камней вот этих сделать детей Аврааму. Подлинный сын, наследник Авраама – тот, кто живет, как Авраам жил. Достойно, благородно живет, соблюдает заповеди. Не надо думать, что мы – дети Авраама и поэтому будем спасены».

Пророк и Креститель Иоанн говорил резкие слова. Он вызывающе одевался, странно питался: саранчой и диким горьким медом. Его проповедь была очень резкой, нелицеприятной: Кто внушил вам бежать от будущего гнева? … Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Все люди – это растения, колоски, насажденные Богом. Уже серп занесен над этими растениями. И всякое растение, не приносящее доброго плода, больное, не имеющее зерна, срежут, сложат в кучу и подожгут.

Народ был в ужасе. Евангелист пишет: И спрашивал его народ: Что же нам делать? То есть, как нам исправиться? Что изменить в нашей жизни?
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Как просто – делись! Как это так, ты называешь себя верующим человеком, а брат твой рядом голодает, страдает?

Пришли и мытари креститься, то есть, сборщики налогов, изгои общества.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам (то есть, не обдирайте народ: Еели вы собираете налоги, будьте честными сборщиками).
Ко мне приходят иногда люди, занимающие, например, какие-то административные посты, связанные с тем, что им нужно, скажем, деньги взимать у кого-то. И эти люди говорят: «Нет, в нашей профессии не спастись. Не стать праведным человеком, потому что приходится брать официально и как-то незаметно к рукам прилипают неофициальные деньги…» Я им привожу в пример эти слова Крестителя, что и мытари, и сборщики налогов (и, добавлю, налоговые инспекторы, сотрудники ДПС и т.д.) могут спастись, только бы были честными людьми, только бы не брали ничего более определенного. Бог тебя не осудит за то, что ты честно взыскиваешь налоги. Но уж, пожалуйста, не хитри, не обманывай людей и государство. Не бери больше, чем человек должен отдать.

Спрашивали его также и воины: а нам что делать? То есть, казалось бы, воины убивают, это же их профессия – убивать. И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием. В то время было, к сожалению, принято, что, когда город какой-то захватывали, воинов, чтобы те хорошо дрались, военачальники стимулировали обещанием: мы отдадим вам город на разграбление. Когда Константинополь пал, город был отдан на три ночи и три дня на разграбление мусульманам. И, конечно, все, что в эти три дня и три ночи можно было украсть, разграбить, разбить – всё это было сделано, все храмы были разорены дотла, все монахини были вытащены из монастырей и обесчещены и потом проданы в рабство, а кого хотели, того воины убили. Полное безобразие и полный ужас… Иоанн Креститель объявляет, что, если кто из воинов надеется на прощение, ему никогда нельзя допускать ничего подобного. Нельзя мародерствовать, нельзя, отметьте, кого-то обижать (!), я уже не говорю: убивать, мучить, довольствуйтесь своим жалованьем.

Народ был в сильнейшем волнении. Когда все помышляли в своих сердцах об Иоанне: «Не Христос ли он?» – Иоанн отвечал: Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Иоанн крестит, собирая людей, которые каются, которые готовы с покаянием принять Спасителя, желают исправиться. Иоанн учит, следуя традиционным представлениям своего времени, что Мессия будет жестким повелителем, уже и лопата в руке Его – имеется в виду лопата, которой провеивали смолотый хлеб. Зерно собирали на площадку, и палками или цепами выколачивали зерно. Зерно оказывалось перемешано с соломой. Потом брали лопату, похожую на деревянные вилы с широкими зубьями, зачерпывали эту массу, подбрасывали, солома оставалась на лопате, а зерно просыпалось вниз, и потом это зерно собирали и мололи муку. Вот это и имеет в виду Иоанн, когда говорит: «Мессия близок, и уже лопата в руке Его. Он просеет людей, чтобы отделить хороших от злых. Злых Он сожжет, как солому, огнем неугасимым, а праведников поселит с Собой в Царствии Небесном, в блаженной вечности». Многое и другое благовествовал Иоанн народу, поучая его.

И далее Евангелист Лука сообщает нам о Иисусе, Который, придя на Иордан и встретившись с Иоанном, от него крестился.
В Евангелии от Луки подробно не говорится о том, как Иисус крестился, потому что в других Евангелиях, которые до этого существовали, – Евангелиях от Марка, от Матфея – уже было подробно об этом сказано. Лука просто говорит, что Иисус крестился. И когда Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

18.jpg
После освящения воды в реке Неве, в Санкт-Петербурге
(фото Ирины Заболоцкой).


Какие важные вещи говорятся каждым словом Евангельского рассказа! Например, отверзшееся небо и голубь, сошедший на Иисуса.
Когда люди согрешили, небеса, по верованию евреев, затворились для людей; то есть, человек уже войти на небо к Богу не мог… А здесь сказано, что небеса отворились, то есть, после того, как Христос пришел на землю, люди имеют самый короткий, удобный, прямой, доступ в небеса. Дух Святой, в виде голубя, слетел на Иисуса. Голубь – это птица, символизирующая примирение Бога и людей… Помните, рассказ о потопе в Ветхом Завете? Когда потоп кончился, именно голубь принес в клюве весточку о наступившем спасении – оливковую веточку. Пикассо удачно его изобразил одним росчерком кисти, он у него так и называется: «Голубь мира». (В советское время на первомайских открытках его любили изображать, этого голубя мира, того самого, которого Ной выпустил из ковчега. И священники, когда в советское время видели эти открытки, в душе радовались, что вот, сами того не зная, коммунисты изображают библейские мотивы.)

Голубь символизирует, что Бог с человеком примирились, наступает эра новых отношений. Эра, когда люди будут близки к Богу, когда они станут родными Богу, когда они смогут стать Его сыновьями и дочерьми – как и все мы, христиане… И голос с Небес прогрохотал: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение. Этот голос навсегда подтвердил, Кто такой Иисус. Истинный Сын Божий, посланник с Небес и наш Спаситель.

Вот что кратко можно сказать, исследуя рассказ о Крещении Спасителя от Иоанна в Евангелии от Луки.

Милости вам Божией, храни всех Господь!
Аминь.

2009
Перейти к предыдущей записи Проповедь Иоанна Крестителя: 1

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху