!ИЗДАНИЕ ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БУМАГЕ ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА!
(6-й рассказ из цикла «Обыденное чудо»)
Посвящается с благодарностью и пожеланием долгих лет здравия, отцу Вячеславу Дроговозу.
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(Мф.5:16).
На заре своего воцерковления – на границе девяностых и двухтысячных, я имел честь познакомиться с прекраснейшим, остроумнейшим и умнейшим человеком, щедрым бессребреником, добрым и заботливым пастырем, ревностным и рассудительным священником – отцом Вячеславом.
Батюшка - крупный мужчина, с рыжей бородой. Он так и говорил о себе – «я рыжий поп». Что интересно, таким прозвищем называли несколько веков назад, знаменитого венецианского композитора, Антонио Вивальди. Впрочем, отец Вячеслав, по моему мнению, был фигурой не менее замечательной и колоритной.
Прошлое батюшки так же заслуживает интереса. Я нередко бывал у него дома, и как-то спросил: «А что это за медаль?», имея в виду золотистого цвета диск на полке шкафа. Отец Вячеслав небрежно бросил в ответ, что это медаль, с которой он закончил физико-математический факультет МГУ. Это был первый раз в моей жизни, когда я имел возможность лицезреть живого золотого медалиста МГУ!
А ещё, как я понял позже, батюшка прекрасно разбирался в медицинских нюансах, к чему я ещё вернусь. Так я узнал и про фельдшерские курсы(если память мне не изменяет, и я правильно это называю), которые закончил батюшка.
Отдельно стоит о щедрости и батюшки. Нередко он приходил домой с одной гривней в кармане. При этом, он отказывался от серьёзных подарков, и тем более от материальной помощи.
Расскажу лишь о двух случаях. Окружение батюшки долго оценивало опасность отказа взять подарок, когда было принято решение купить ему мобильный телефон, которого у него, насколько я помню, ещё не было. Поднося коробку с подарком мы затаили дыхание, и когда батюшка распечатал и поблагодарив принял это устройство, облегчённо переглянулись.
У батюшки в санузле прохудились трубы. Естественно, заставить его взять деньги на новые, или принять новые, не было никакой возможности. Тогда один из его прихожан применил тактический приём в духе лучших шпионских романов. Придя к батюшке в гости и посидев за столом для вежливости некоторое время, он деликатно удалился как - бы по нужде. Не знаю, или не помню, как он умудрился протащить в туалет сантехнику, но провозившись там какое-то, непродолжительное время, он как ни в чём не бывало вскоре вернулся за стол. И лишь после его ухода батюшка обнаружил, что в туалете новые трубы…
И отец Вячеслав, и я, проживали в ту пору в Николаеве – как известно, городе невест и корабелов. Но это для гостей и обычных жителей города. Для батюшки этот город был местом его миссионерской и пастырской деятельности. Местом ежедневных сражений с дьяволом за души человеческие.
Батюшка регулярно посещал городские больницы. При чём, он был прекрасным организатором. То, как он смог наладить плодотворное окормление лечебных заведений города, достойно восхищения и уважения.
Его знал и уважал медицинский персонал в каждой больнице, которую батюшка посещал как минимум раз в неделю. Если случалось кому-нибудь в тяжёлом физическом, а то и психологическом состоянии, батюшке немедленно звонили, и в краткое время он был у постели больного.
Для примера, на окраине Николаева есть крупный медицинский комплекс «Дубки». Это красивое место, окружённое сосновым леском, представляет собой ряд многоэтажных зданий. В «Дубках» были онкологическое, ожоговое, гнойное, и прочие отделения, располагавшиеся в этих корпусах.
И в каждом из этих отделений, на всех этажах, в уголках для отдыха, батюшкой были устроены «святые углы». В них, как правило, была икона Божией Матери «Пантанасса», и духовная литература, включая распространённые в те годы синие карманные издания Нового Завета синодального перевода.
Придя в отделение, батюшка располагался возле очередного святого угла. Затем он заходил во все палаты, общаясь с людьми, и записывая имена пожелавших принять участие в грядущем заздравном молебне, или быть упомянутыми в оном, если состояние здоровья не позволяло встать с постели.
При чём, важно отметить, что медицинские знания и понимание больничной жизни, давали батюшке возможность не только посещать больных в удобное для них и больничного персонала время ( что, между прочим, было совсем не маловажно), но и лучше их понимать.
Разумеется, отец Вячеслав не имел времени обойти все палаты, потому с ним нередко ходили несколько мирян, которым батюшка доверял. Мы обходили часть палат, общаясь с их жильцами, общаясь с людьми, и приглашая их принять участие в молебне, и записывая их имена на листочках.
Нередко, батюшка исповедовал и причащал прямо в палате, соборовал. Говорят, что есть несколько событий в мире, на которые можно смотреть бесконечно, и одна из них – умелые руки мастера. Поистине, отец Вячеслав превратил миссионерство в искусство! Всё у него было максимально приспособлено для заботы о страждущих.
У него была маленькая чаша, которую изготовили специально по его заказу, которая закручивалась крышечкой с крестом на вершине, что давало возможность причащать Св. Дарами не просушенными заранее, а взятыми утром за божественной литургией в городском храме, где батюшка служил.
Когда же батюшка соборовал, то молитву, читаемую во время помазывания освящённым елеем, он читал наизусть, что здорово экономило время, весьма ценное для больного.
Всё у батюшки спорилось в руках, всё получалось идеально! При этом, батюшка говорил мне: «Вот, Рустик, смотрите ( батюшка всегда обращался ко всем на «вы», в том числе и ко мне – семнадцатилетнему юнцу) и учитесь. Станете священником – вам это пригодится».
А ещё, надо было видеть, с какой любовью и заботой батюшка общался с людьми. А те, в свою очередь, расцветали, видя перед собой образ Христов. Порой складывалось впечатление, что в палату входил не человек в чёрной рясе и большим портфелем - саквояжем, а вкатывалось солнце, заставляя всё вокруг светиться от радости!
С каким глазами уставшие от тягот жизни, раздавленные унижающей человеческое достоинство болезнью, а порой лишённые рук и ног, смотрели на батюшку! С какой стыдливой, но доверчивой благодарностью они позволяли приподнять их для принятия Св. Даров, или запивки, или поправить одеяло открывшее культю.
А знаете ли вы, что такое «нулевая палата»? Дай Бог никогда не узнать! Она находилась в самом конце коридора, и ваше обоняние безошибочно определило бы приближение к ней. В ней лежали те, кого излечить уже было невозможно. Препараты и медикаменты, сколько могут, поддерживают их угасающую жизнь. Цвет кожи несчастных насельников этого царства скорби колебался от пепельно-сизого к зеленоватому. Хоспис в миниатюре…
Признаться, я не смог находиться в этой палате дольше минуты, ну максимум нескольких минут, в силу реакции моих обонятельных рецепторов на запах, и был вынужден вскоре покинуть помещение, выйдя в коридор, дабы прекратить стремительно приближающиеся желудочные спазмы.
Батюшка же, подходил к каждому больному. Ласково беседовал, дарил иконки, поправлял подушку, или одеяло, по-отечески целовал их в макушку.
Возможно именно тогда, наблюдая столь высокий пример человеческого служения отца Вячеслава, и понимая важность священнического служения для этого мира, я принял окончательное решение, закончив музыкальное заведение, поступить в семинарию.
Кроме всего вышеперечисленного, батюшка вёл катехизаторские курсы для взрослых. Однажды мне повезло присутствовать на одним из них. Помню, как интересно отец Вячеслав пересказывал «Поучения Аввы Дорофея».
Именно в доме батюшки я впервые увидел, и с интересом читал, познавательные церковные журналы.
После очередного посещения больницы батюшка устраивал нашему маленькому кружку чаепитие, за которым были долгие разговоры, горячие дискуссии, звучали пастырские советы и истории.
На всю жизнь я запомнил слова отца Вячеслава о том, что общение за чаем и сладостями – это очень хорошо и полезно, но очень важно, чтобы оно строилось вокруг конкретного доброго дела.
Нельзя не упомянуть и то, что всю финансовую сторону посещения больниц батюшка брал на себя, и никогда не брал денег от людей.
В 2004 году в прокат вышел известный фильм о страданиях и Крестной Смерти Господа нашего Иисуса Христа. Финансовые возможности моей семьи не могли на тот момент позволить мне сходить в кинотеатр. И тогда отец Вячеслав заплатил за мой билет, сказав, чтобы это кино я должен увидеть на большом экране, потому что буду помнить об этом сеансе всю жизнь. Так и случилось.
При том, батюшка был очень деликатен в общении. Спустя годы я понимаю, как фальшиво мы – молодёжь, помогающая в миссионерском деле, пели тогда на молебнах в больнице, как порой (о молодость!) ссорились между собой. Но не разу я не видел, чтобы отец Вячеслав грубо нас одёргивал. Он мог деликатно, с ироничной улыбкой намекнуть, что мы не правы. Нам становилось стыдно, и хотелось отвести в сторону глаза.
Не смотря на это, в Прощённое Воскресенье, когда подошёл в кафедральном соборе к батюшке, стоящему с напрестольным крестом в очереди других священников, дабы по обычаю испросить прощения и благословения на предстоящий Великий Пост, не я, а он – священник, сделал земной поклон передо мной.
Об отце Вячеславе можно рассказывать бесконечно, настолько он поразительный человек. Его шутки, изречения, поражали глубиной и блеском! Он поразительный рассказчик, тонкий и внимательный слушатель и собеседник!
Но я хочу рассказать о маленьком по времени и объёму текста, но глобальном и ёмком по сути и значению случае, произошедшим с батюшкой в самом начале его миссионерского пастырства.
Ведь взирая на величественное и прекрасное здание, всегда интересно и полезно узнать, с чего всё начиналось.
Эта история будет короткой и ещё по одной причине: я не имел счастье присутствовать при данном событии, а услышал его в кратком пересказе от других людей. Сам батюшка, по своей скромности, никогда о нём не упоминал, видимо, считая его не стоящим внимания.
Придя в одну из николаевских больниц, отец Вячеслав, как было описано раннее, начал с посещения палат, желая пообщаться с людьми, принести им Слово Божией.
Но как-то так вышло, что его порыв был встречен безразлично. Люди равнодушно отводили взгляд от священника в палате, предпочитая заниматься своими делами.
Как бы мы поступили дальше на месте батюшки, мне неведомо. Но сам батюшка сделал следующее.
Заметив, что в палате грязный пол, он раздобыл швабру с тряпкой и ведром, и вымыл его...
И сердца людей откликнулись!
Есть такая церковная наука – гомилетика. Она изучает проповедь. Согласно этой науке, целью проповеди является донесение до сердец слушателей Богооткровенных истин.
Красиво, проникновенно и плодотворно сказанная проповедь - сложное искусство. Но куда большим искусством является проповедь собственной жизнью, когда исполняются слова Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(Мф.5:16).
Несомненно, отец Вячеслав являет собой яркий пример такой жизни, поистине являясь украшением человечества и образом Христа для всех страждущих и падающих духом.
В этом рассказе нет описания чуда в привычном для нас понимании, но он по праву вошёл в цикл о чудесах. Ведь чудо – это не только истечение благовонного мира из иконы, или исцеление от тяжкой телесной болезни.
Чудом является и сам человек – прекраснейшее и уникальнейшее создание во вселенной. Чудом может быть и общение с человеком, если его жизнь насыщена удивительными в обыденности, и великими в своей простоте поступками, идущими от чистого и любящего сердца.
В последний раз мы виделись, когда я приезжал на каникулы, уже будучи в диаконском сане, и имел честь сослужить сему пастырю за Божественной Литургией.
Я давно не живу в моём родном Николаеве, да и батюшка служит теперь в совсем другом городе, но воспоминания о том удивительном периоде моей церковной жизни, если на то будет Божья воля, никогда не изгладятся из моей памяти!
Этот рассказ – скромное приношение человеку, который показал мне пример ревностного священника и доброго христианина, помог определить направление моей жизни, а значит, привнёс в неё Свет Христов.
В моей памяти навсегда останется образ крупного священника с рыжей бородой, чёрной рясе с длиннющими рукавами, и большим саквояжем в руках, наполненным духовными лекарствами, с которыми отец Вячеслав спешит к очередному страждущему.
08.03.2017.
(6-й рассказ из цикла «Обыденное чудо»)
Посвящается с благодарностью и пожеланием долгих лет здравия, отцу Вячеславу Дроговозу.
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(Мф.5:16).
На заре своего воцерковления – на границе девяностых и двухтысячных, я имел честь познакомиться с прекраснейшим, остроумнейшим и умнейшим человеком, щедрым бессребреником, добрым и заботливым пастырем, ревностным и рассудительным священником – отцом Вячеславом.
Батюшка - крупный мужчина, с рыжей бородой. Он так и говорил о себе – «я рыжий поп». Что интересно, таким прозвищем называли несколько веков назад, знаменитого венецианского композитора, Антонио Вивальди. Впрочем, отец Вячеслав, по моему мнению, был фигурой не менее замечательной и колоритной.
Прошлое батюшки так же заслуживает интереса. Я нередко бывал у него дома, и как-то спросил: «А что это за медаль?», имея в виду золотистого цвета диск на полке шкафа. Отец Вячеслав небрежно бросил в ответ, что это медаль, с которой он закончил физико-математический факультет МГУ. Это был первый раз в моей жизни, когда я имел возможность лицезреть живого золотого медалиста МГУ!
А ещё, как я понял позже, батюшка прекрасно разбирался в медицинских нюансах, к чему я ещё вернусь. Так я узнал и про фельдшерские курсы(если память мне не изменяет, и я правильно это называю), которые закончил батюшка.
Отдельно стоит о щедрости и батюшки. Нередко он приходил домой с одной гривней в кармане. При этом, он отказывался от серьёзных подарков, и тем более от материальной помощи.
Расскажу лишь о двух случаях. Окружение батюшки долго оценивало опасность отказа взять подарок, когда было принято решение купить ему мобильный телефон, которого у него, насколько я помню, ещё не было. Поднося коробку с подарком мы затаили дыхание, и когда батюшка распечатал и поблагодарив принял это устройство, облегчённо переглянулись.
У батюшки в санузле прохудились трубы. Естественно, заставить его взять деньги на новые, или принять новые, не было никакой возможности. Тогда один из его прихожан применил тактический приём в духе лучших шпионских романов. Придя к батюшке в гости и посидев за столом для вежливости некоторое время, он деликатно удалился как - бы по нужде. Не знаю, или не помню, как он умудрился протащить в туалет сантехнику, но провозившись там какое-то, непродолжительное время, он как ни в чём не бывало вскоре вернулся за стол. И лишь после его ухода батюшка обнаружил, что в туалете новые трубы…
И отец Вячеслав, и я, проживали в ту пору в Николаеве – как известно, городе невест и корабелов. Но это для гостей и обычных жителей города. Для батюшки этот город был местом его миссионерской и пастырской деятельности. Местом ежедневных сражений с дьяволом за души человеческие.
Батюшка регулярно посещал городские больницы. При чём, он был прекрасным организатором. То, как он смог наладить плодотворное окормление лечебных заведений города, достойно восхищения и уважения.
Его знал и уважал медицинский персонал в каждой больнице, которую батюшка посещал как минимум раз в неделю. Если случалось кому-нибудь в тяжёлом физическом, а то и психологическом состоянии, батюшке немедленно звонили, и в краткое время он был у постели больного.
Для примера, на окраине Николаева есть крупный медицинский комплекс «Дубки». Это красивое место, окружённое сосновым леском, представляет собой ряд многоэтажных зданий. В «Дубках» были онкологическое, ожоговое, гнойное, и прочие отделения, располагавшиеся в этих корпусах.
И в каждом из этих отделений, на всех этажах, в уголках для отдыха, батюшкой были устроены «святые углы». В них, как правило, была икона Божией Матери «Пантанасса», и духовная литература, включая распространённые в те годы синие карманные издания Нового Завета синодального перевода.
Придя в отделение, батюшка располагался возле очередного святого угла. Затем он заходил во все палаты, общаясь с людьми, и записывая имена пожелавших принять участие в грядущем заздравном молебне, или быть упомянутыми в оном, если состояние здоровья не позволяло встать с постели.
При чём, важно отметить, что медицинские знания и понимание больничной жизни, давали батюшке возможность не только посещать больных в удобное для них и больничного персонала время ( что, между прочим, было совсем не маловажно), но и лучше их понимать.
Разумеется, отец Вячеслав не имел времени обойти все палаты, потому с ним нередко ходили несколько мирян, которым батюшка доверял. Мы обходили часть палат, общаясь с их жильцами, общаясь с людьми, и приглашая их принять участие в молебне, и записывая их имена на листочках.
Нередко, батюшка исповедовал и причащал прямо в палате, соборовал. Говорят, что есть несколько событий в мире, на которые можно смотреть бесконечно, и одна из них – умелые руки мастера. Поистине, отец Вячеслав превратил миссионерство в искусство! Всё у него было максимально приспособлено для заботы о страждущих.
У него была маленькая чаша, которую изготовили специально по его заказу, которая закручивалась крышечкой с крестом на вершине, что давало возможность причащать Св. Дарами не просушенными заранее, а взятыми утром за божественной литургией в городском храме, где батюшка служил.
Когда же батюшка соборовал, то молитву, читаемую во время помазывания освящённым елеем, он читал наизусть, что здорово экономило время, весьма ценное для больного.
Всё у батюшки спорилось в руках, всё получалось идеально! При этом, батюшка говорил мне: «Вот, Рустик, смотрите ( батюшка всегда обращался ко всем на «вы», в том числе и ко мне – семнадцатилетнему юнцу) и учитесь. Станете священником – вам это пригодится».
А ещё, надо было видеть, с какой любовью и заботой батюшка общался с людьми. А те, в свою очередь, расцветали, видя перед собой образ Христов. Порой складывалось впечатление, что в палату входил не человек в чёрной рясе и большим портфелем - саквояжем, а вкатывалось солнце, заставляя всё вокруг светиться от радости!
С каким глазами уставшие от тягот жизни, раздавленные унижающей человеческое достоинство болезнью, а порой лишённые рук и ног, смотрели на батюшку! С какой стыдливой, но доверчивой благодарностью они позволяли приподнять их для принятия Св. Даров, или запивки, или поправить одеяло открывшее культю.
А знаете ли вы, что такое «нулевая палата»? Дай Бог никогда не узнать! Она находилась в самом конце коридора, и ваше обоняние безошибочно определило бы приближение к ней. В ней лежали те, кого излечить уже было невозможно. Препараты и медикаменты, сколько могут, поддерживают их угасающую жизнь. Цвет кожи несчастных насельников этого царства скорби колебался от пепельно-сизого к зеленоватому. Хоспис в миниатюре…
Признаться, я не смог находиться в этой палате дольше минуты, ну максимум нескольких минут, в силу реакции моих обонятельных рецепторов на запах, и был вынужден вскоре покинуть помещение, выйдя в коридор, дабы прекратить стремительно приближающиеся желудочные спазмы.
Батюшка же, подходил к каждому больному. Ласково беседовал, дарил иконки, поправлял подушку, или одеяло, по-отечески целовал их в макушку.
Возможно именно тогда, наблюдая столь высокий пример человеческого служения отца Вячеслава, и понимая важность священнического служения для этого мира, я принял окончательное решение, закончив музыкальное заведение, поступить в семинарию.
Кроме всего вышеперечисленного, батюшка вёл катехизаторские курсы для взрослых. Однажды мне повезло присутствовать на одним из них. Помню, как интересно отец Вячеслав пересказывал «Поучения Аввы Дорофея».
Именно в доме батюшки я впервые увидел, и с интересом читал, познавательные церковные журналы.
После очередного посещения больницы батюшка устраивал нашему маленькому кружку чаепитие, за которым были долгие разговоры, горячие дискуссии, звучали пастырские советы и истории.
На всю жизнь я запомнил слова отца Вячеслава о том, что общение за чаем и сладостями – это очень хорошо и полезно, но очень важно, чтобы оно строилось вокруг конкретного доброго дела.
Нельзя не упомянуть и то, что всю финансовую сторону посещения больниц батюшка брал на себя, и никогда не брал денег от людей.
В 2004 году в прокат вышел известный фильм о страданиях и Крестной Смерти Господа нашего Иисуса Христа. Финансовые возможности моей семьи не могли на тот момент позволить мне сходить в кинотеатр. И тогда отец Вячеслав заплатил за мой билет, сказав, чтобы это кино я должен увидеть на большом экране, потому что буду помнить об этом сеансе всю жизнь. Так и случилось.
При том, батюшка был очень деликатен в общении. Спустя годы я понимаю, как фальшиво мы – молодёжь, помогающая в миссионерском деле, пели тогда на молебнах в больнице, как порой (о молодость!) ссорились между собой. Но не разу я не видел, чтобы отец Вячеслав грубо нас одёргивал. Он мог деликатно, с ироничной улыбкой намекнуть, что мы не правы. Нам становилось стыдно, и хотелось отвести в сторону глаза.
Не смотря на это, в Прощённое Воскресенье, когда подошёл в кафедральном соборе к батюшке, стоящему с напрестольным крестом в очереди других священников, дабы по обычаю испросить прощения и благословения на предстоящий Великий Пост, не я, а он – священник, сделал земной поклон передо мной.
Об отце Вячеславе можно рассказывать бесконечно, настолько он поразительный человек. Его шутки, изречения, поражали глубиной и блеском! Он поразительный рассказчик, тонкий и внимательный слушатель и собеседник!
Но я хочу рассказать о маленьком по времени и объёму текста, но глобальном и ёмком по сути и значению случае, произошедшим с батюшкой в самом начале его миссионерского пастырства.
Ведь взирая на величественное и прекрасное здание, всегда интересно и полезно узнать, с чего всё начиналось.
Эта история будет короткой и ещё по одной причине: я не имел счастье присутствовать при данном событии, а услышал его в кратком пересказе от других людей. Сам батюшка, по своей скромности, никогда о нём не упоминал, видимо, считая его не стоящим внимания.
Придя в одну из николаевских больниц, отец Вячеслав, как было описано раннее, начал с посещения палат, желая пообщаться с людьми, принести им Слово Божией.
Но как-то так вышло, что его порыв был встречен безразлично. Люди равнодушно отводили взгляд от священника в палате, предпочитая заниматься своими делами.
Как бы мы поступили дальше на месте батюшки, мне неведомо. Но сам батюшка сделал следующее.
Заметив, что в палате грязный пол, он раздобыл швабру с тряпкой и ведром, и вымыл его...
И сердца людей откликнулись!
Есть такая церковная наука – гомилетика. Она изучает проповедь. Согласно этой науке, целью проповеди является донесение до сердец слушателей Богооткровенных истин.
Красиво, проникновенно и плодотворно сказанная проповедь - сложное искусство. Но куда большим искусством является проповедь собственной жизнью, когда исполняются слова Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(Мф.5:16).
Несомненно, отец Вячеслав являет собой яркий пример такой жизни, поистине являясь украшением человечества и образом Христа для всех страждущих и падающих духом.
В этом рассказе нет описания чуда в привычном для нас понимании, но он по праву вошёл в цикл о чудесах. Ведь чудо – это не только истечение благовонного мира из иконы, или исцеление от тяжкой телесной болезни.
Чудом является и сам человек – прекраснейшее и уникальнейшее создание во вселенной. Чудом может быть и общение с человеком, если его жизнь насыщена удивительными в обыденности, и великими в своей простоте поступками, идущими от чистого и любящего сердца.
В последний раз мы виделись, когда я приезжал на каникулы, уже будучи в диаконском сане, и имел честь сослужить сему пастырю за Божественной Литургией.
Я давно не живу в моём родном Николаеве, да и батюшка служит теперь в совсем другом городе, но воспоминания о том удивительном периоде моей церковной жизни, если на то будет Божья воля, никогда не изгладятся из моей памяти!
Этот рассказ – скромное приношение человеку, который показал мне пример ревностного священника и доброго христианина, помог определить направление моей жизни, а значит, привнёс в неё Свет Христов.
В моей памяти навсегда останется образ крупного священника с рыжей бородой, чёрной рясе с длиннющими рукавами, и большим саквояжем в руках, наполненным духовными лекарствами, с которыми отец Вячеслав спешит к очередному страждущему.
08.03.2017.