Пророк Иона

Статус
Эта запись является частью серии записей Святые
Пророк Иона
Небольшая и полезная проповедь о пророке Ионе, а потом несколько интересных фотографий

Посмотреть вложение 4873
Старинная картина, изображающая пророка, выплюнутого китом.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о пророке Божием Ионе. Вы, наверное, все помните об этом персонаже, читали в книгах. Часто этот сюжет обыгрывается в фильмах, картинах. Иона – это тот самый пророк, который был проглочен, по преданию, китом. И которого потом кит выплюнул, после того как Иона три дня находился в его чреве.
Невозможно отделить историю от мифа, от легендарных элементов, и делать мы этого не будем. А в библейском рассказе они перемешаны - подлинная история и мифология. Расскажу вам именно о библейском рассказе об этом герое Ионе, и о том, какие мы можем сделать, хотя бы самые поверхностные, выводы из его истории.

Пророк Божий Иона был один из так называемых «малых пророков». Пророк отправляется, по приказанию Божьему, в языческие земли, в Ниневию. Ниневия печально прославилась развратом и грехом. Люди там безобразничали и грешили. И вот Господь задумал за эти грехи подвергнуть Ниневию суду и наказать ее жителей. Он направляет туда пророка Иону, чтобы тот рассказал ниневитянам о том, что их ждет, может быть, образумил их, дал им возможность покаяться.

Иона плывет на корабле. Он не хочет исполнять повеления Божьего, он всеми силами пытается избежать этого. Но, тем не менее, пророк обязан выполнять не свою волю, пророк – глашатай воли Божьей. Хочет или не хочет, а должен исполнять послушание.
Иона приходит на причал, но специально садится на корабль, плывущий в противоположную от Неневии сторону. По пути начинается буря. Матросы говорят: «Наверное, у нас на борту есть какой-то грешный человек». Бросают жребий, и жребий указывает на Иону. Корабельщики в ужасе спрашивают: «Что ты сделал, за что Бог нас покарал этой бурей»?..
Наш герой признается, что хотел бежать от послушания Божьего. Выбросьте меня за борт и буря утихнет. Не хотели этого делать, но, когда для всех настала смертельная опасность возопили: да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.
Но Иона не погибает. Замечательно, что в этой книге мы видим, что никакие обстоятельства – ни погодные, ни грех человеческий – не могут помешать исполнению планов Божиих.

Когда Иону бросили в море, его поглотила огромная рыба. В нашем переводе сказано, что это был кит. Два слова об этом ките. Когда ученые с умным видом говорят, что кит не может проглотить, потому что у кита глотка не такая, чтобы проглотить, - он может только планктоном питаться, что киты в этой широте не водятся и прочее, эти «умники» не понимают, что они борются с ветряными мельницами… Ни о каком ките в Библии не говорится. Говорится о некоем чудовище, гигантской рыбе, скорее всего, имеется в виду мифологическое существо левиафан. Когда Библию стали переводить на греческий, переводчики думали, как назвать это чудовище по-гречески? И использовали слово китос, что по-гречески означает просто морское чудовище, чудище.
Смысл рассказа не в том, что кит, поднатужившись, как-то проглотил пророка, а в том, что даже чудища морские, не подконтрольные человеку и ужасные, – служат Богу. Этот рассказ учит нас тому, что от Бога, от Его повелений, от Его замыслов не убежишь и не спрячешься. И даже если ты не хочешь, Господь тебя все равно достанет со дна морского и направит выполнять Его волю. И служат Ему все твари земные и подчиняются Его воле даже таинственные демонические существа (а левиафан рассматривался в Библии как участник богопротивных замыслов).
И вот это существо поплыло и выплюнуло Иону не куда-нибудь, а на берег Ниневии.
Дальше пророк предупреждает ниневитян, что они будут наказаны за свои грехи. И происходит чудо – чудо покаяния.
Смотрите, как говорит об этом Библия: И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».

Какое потрясающее покаяние – постятся даже животные.
И Господь смилостивился и простил их. Иона очень от этого… расстроился. Он считал, что в глазах ниневитян выглядит обманщиком. А, может быть, в самом деле, над ним местные жители подшучивали.
Раздраженный Иона вышел за город и сел там в тени лицом к городу, чтобы наблюдать, что будет дальше. Господь вырастил рядом с ним прекрасное растение, и оно покрывало пророка своими прохладными сочными листьями.
В тени этого растения Иона лежал и размышлял о том, как Господь несправедливо с ним поступил: направил в этот город, заставил три дня просидеть в чреве чудовища, сделал посмешищем, потому что никакого Суда и казни нет. Тогда Господь, как говорит опять же книга пророка Ионы, - книга, кроме того, что увлекательная, еще и очень юмористическая, - посылает червяка, который за ночь подгрыз корень растения, что своими листьями закрывало от зноя Иону, и это дерево засохло. Тут Иона, в расстройстве от того, что все у него плохо, все не получается, закричал лучше мне умереть, нежели жить… И тут с ним беседует Господь. Господь его спрашивает: «Тебе жалко это растение?» «Очень, очень жалко» – возопил Иона. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
Какие удивительные слова! Разве можно после этого ставить вопрос о равнодушии Бога к человеческому страданию? Господь говорит: Тебе жалко какую-то траву, неужели ты думаешь, что Мне не жаль целого народа…

...Вот такая книга пророка Ионы. История очень увлекательная. Но она говорит нам о многих богословских, очень высоких вещах. Одно мы уже с вами обозначили: От Промысла Божьего, от воли Божьей не убежишь. И даже пытаться бежать не надо, будет только хуже!​

Другая – посмотрите, как Бог любит человечество. Почему, часто мы спрашиваем, на этой земле вместе с праведниками существуют и злодеи, и грешники… Почему? Потому, что Господь долготерпелив и многомилостив, и Он не желает погибели никакого, даже самого закоренелого, грешника, а ждет, чтобы люди покаялись. Господь дает время людям покаяться! Об этом говорят пророки еще в Ветхом Завете. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?.. (Иезек. 33, 11)​

В Новом Завете, когда люди недоумевали, почему Господь медлит наказать грешников, Апостол Петр отвечал: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Петр. 3, 9).​

Ему вторит Апостол Павел, который говорит, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4).​

Человеческая история – это своего рода – можно вспомнить евангельскую притчу – поле, на котором растет хорошая пшеница и растут сорняки (по-славянски – плевелы). Слуги господина, увидев сорняки, говорят хозяину: «Позволь нам пойти выдернуть эти сорняки». А хозяин говорит: оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Мф. 13, 30).​

Жнецы – Ангелы, которые будут помогать вершить Суд. Никакой грешник – мучитель, обидчик, убийца, подлец - от наказания не уйдет.​

Разве это не отвечает на вопрос, почему существует зло в этом мире? Господь долготерпит, дает возможность людям, даже самым мрачным и злым сердцем, даже развращенным до самой глубины – опомниться и покаяться и, может быть, исправить свою жизнь.​

Невозможно? – нет, возможно, я сам тому свидетель. Постоянно в храм приходят люди, у которых совесть, как одна женщина несколько дней назад сказала: сожжена грехами. Тем, не менее, эти люди приходят, и оказывается, что совесть у них есть, просто она загнана в подполье души. И человек начинает духовную жизнь, начинает каяться. Начинает исправляться, молиться, и благодать Божия его очищает, омывает. И он уже понимает, что Господь его сажает одесную, то, есть, справа, от Себя и одевает в прекрасные одежды, как блудного сына, который вернулся из далекой страны к отцу; отец его принял с распростертыми объятьями.​

Книга пророка Ионы нам показывает, что Господь терпит, и если человек кается, то Господь прощает и милует, а если человек не кается, наглеет в беззакониях, Бог его накажет. Еще здесь накажет, и уж тем более – за горизонтом этой жизни, в мире ином. Как вы думаете, если бы народ Ниневии не покаялся, что бы произошло? – Ну, наверное, Господь казнил бы его, как, помните, некогда казнил человечество во времена Ноя, когда спас только семью праведного Ноя.​

Эта тема позволяет нам более масштабно мыслить. Значит, если говорить о судьбе всего нашего мира, она тоже зависит от нас, судьба мира. Спрашивают: «Когда будет конец света?» А святые отцы отвечают: «А это зависит от нас с вами». Если человечество будет грешить, если оно развратится, даст сатане править балом… что ж, человечество само себя обречет на гибель и Суд Божий. А может быть, эта гибель совершится и собственными руками людей - какую-нибудь войну ядерную или что-нибудь другое устроят… Но, когда человечество образумливается, тогда Суд переносится.​

У многих богомудрых отцов можно найти странные, на первый взгляд, вещи. Они пишут, что мир стоит у черты и что конец, как говорил Христос, «близ, при дверях». То есть, конец наступит уже сейчас. Об этом и Ап. Павел писал… Действительно, во времена Апостола Павла, если бы христианство не исцелило тогдашний мир, языческий, то, возможно, уже тогда, две тысячи лет назад, наступил бы конец света. Сколько еще таких мы можем найти в истории моментов, когда человечество, по своей глупости, подходило к черте. И, действительно, читая писания отцов разных времен, видишь, что и им казалось, что уже в их время произойдет конец света. Кажется, но не происходит, не потому, что святые отцы ошибаются, а потому, что Господь переносит Свой праведный Суд! И в двадцатом веке, когда началась большевистская и богоборческая революция, многие наши новомученики и исповедники говорили, что, наверное, конец света наступает.​

Если бы эта коммунистическая богоборческая тоталитарная инфекция проникла и захватила бы весь мир, если бы она не столкнулась, с фашизмом… Не знаю, что бы и было, и был ли бы мир сейчас. А тут, лоб в лоб, столкнувшись, эти две античеловеческие и антибожеские силы и сами пожрали друг друга - «гидра гидру пожирает». И после этого уже на каком-то новом уровне началось развитие цивилизации на Земле.​

По милости Божией, человечество пока существует, и судьба мира, задумайтесь, – в наших с вами руках. Вот это большая другая тема, которой нас учит книга пророка Ионы.​

Помолимся, дорогие так: «Пророче Божий Ионе! Вразуми нас, наставь на истину, научи слушаться голоса Божьего, удержи нас от желания бежать от послушаний Господних, как ты убегал, а дай нам принять эти послушания со смирением и радостью. Аминь»​

2007

Пророк Иона и Яффа
Я очень люблю эту ироничную, но глубокую книгу. Два слова о том, каким образом Яффа (Иоппия) связана с именем пророка Ионы.
Здесь был большой морской порт, построенный еще во времена египетских фараонов. И сама Библия совершенно конкретно говорит, что из этого порта Иона отправился в путь: «И было слово Господне к Ионе…: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Ион. 1, 1-4).
Далее, Иона признается корабельщикам, что буря произошла из-за него, из-за того, что он решил убежать от Господа. Иону выбрасывают за борт, и его проглатывает кит.
Три дня и три ночи проведя во чреве чудища, Иона покаялся, и Господь позволяет ему повторить попытку. Кит выплевывает Иону, и тот вместо Фарсиса смиренно направляется уже в Ниневию.
Несомненно, что Иона как в первый раз, так и во второй, отправляется из порта Иоппии. Когда морское животное извергает Иону вон, оно делает это, вероятно, возле Иоппии, как бы возвращая Иону в начальную точку пути. И местное предание связывает скальную гряду близ старого порта Иопии с этим происшествием.

Посмотреть вложение 4865
Вид на побережье современной Яффы.

Посмотреть вложение 4866
Причал Яффы. Здесь в древности был порт Иоппии. Отсюда Иона начал свой путь.

Посмотреть вложение 4867
Вот на этот камень (черную скалу), на которой стоит израильский флаг, и был извергнут пророк Иона китом.

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
7.724
Последнее обновление
Сверху