Протоиерей Андрей Жук: Служение в Вагановке – большая радость

Анастасия Коренькова

Протоиерей Андрей Жук: Служение в Вагановке – большая радость

В день Пятидесятницы отметит свой престольный праздник церковь Святой Живоначальной Троицы при Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Домовой храм знаменитого учебного заведения был основан в 1806 году. Император Александр I, одобряя его идею, сказал: «Танцы – танцами, а вера в Бога сим не должна быть поколеблена». Разогнанный в годы советской власти приход возобновил свою деятельность в 1998 году. С тех пор неизменным настоятелем церкви является клирик Князь-Владимирского собора протоиерей Андрей Жук. С ним – наше сегодняшнее интервью.

Храм «маленьких лебедей»

– Отец Андрей, как Вы восприняли новость о том, что будете настоятелем храма в таком необычном месте – в Вагановке?

– Это была радостная для меня новость, потому что служение в таком старинном заведении, которое несет людям радость, искусство, культуру, – большая честь. Как человек музыкально одаренный (я закончил регентский класс и потом Семинарию), я очень обрадовался, что буду воспитывать себя в другом культурном направлении и, в свою очередь, преподносить людям искусства то, что приобрел в Духовной семинарии.

Большая радость – встречать в учебных коридорах таких маленьких лебедей, которые всегда по-особому приветствуют. На лицах почти никогда нет огорчения, всегда улыбаются. Даже я, когда прихожу туда, ровнее становлюсь. Говорю: «Я уже почти как ваш. Осталось только чуть-чуть покрутиться» (улыбается).

– Но ведь не секрет, что творческие люди считаются достаточно сложными...

– Это, наверное, со стороны сложные люди. Но в реальном общении они очень легко воспринимают духовность, потому что их танец всегда наполнен душой. Многие, видя меня в коридоре Академии, берут благословение. В прошлом году я выступал вместе с хором духовенства Санкт-Петербургской епархии в Москве, в Кремлевском зале, – в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия мы поздравляли Святейшего патриарха Кирилла. И там была группа «моих» детей из Академии балета имени Вагановой. Когда они выходили на сцену, то говорили: «Мы под особой защитой – здесь отец Андрей, он за нас помолится». Многие в тот вечер могли видеть духовное воспитание Ульяны Лопаткиной, которая помолилась, прежде чем танцевать. Поэтому это ошибочное мнение, что люди искусства трудны для духовного восприятия.

В здании Академии русского балета на улице Зодчего Росси храм существует с 1836 года, а сама школа в этом году отпраздновала 275-летний юбилей (кстати, официальные торжества пройдут 26 июня. – Прим. авт.). И первая заповедь студента, согласно висящему в учебном коридоре листу заповедей, гласит: начинать и заканчивать свое дело с молитвы. Не соглашусь ни с кем и никогда, если будут говорить, что дети там духовно не восприимчивые.

– Будущие артисты балета приходят в Вагановку в пятом классе. Многие приезжают из других регионов, и Академия становится для школьника новым домом. Но ведь для ребенка, вступающего в переходный возраст, серьезная травма – оторваться от родителей, когда еще так привязан к ним. Как вы работаете с такими ребятишками, утешаете их?

– Вы задаете насущный вопрос, потому что я сам знаю, что такое быть далеко от родителей. Мои родители находятся в 1500 км от меня, на Украине. Правда, я взрослый, а ученики Академии – дети. Поэтому всегда обращаю внимание на тех, кто иногородний. Они ближе ко мне, больше вопросов им задаю, стараюсь, чтобы они не были никем обижены. Спрашиваю даже: кушать хотите? Бывает и такое. Потому что Церковь – помощница таким людям.

Чаще всего дети не показывают, что скучают. У большинства из тех, кто идет в Академию балета, высокая мотивация: они понимают, что пришли не в простое учебное заведение. Поэтому они умеют и постирать, и еще каким-то образом поухаживать за собой. И не забыть помолиться, как только проснулся утром.

Было время, когда Слово Божье входило в сетку расписания Академии. На сегодняшний день занятия проходят факультативно. Мы встречаемся по пятницам, с 16 до 18 часов, когда я бываю в храме. Сначала я им что-то рассказываю, потом спрашиваю, что им интересно. Бывает, даже дети других вероисповеданий заходят в храм, хотят почитать что-то о Боге. На мои удивленные вопросы отвечают так: «А мама, когда было сложно, говорила: "Господи, помилуй!"»

Крест, который символизирует Страдания Господа нашего Иисуса Христа, освящает каждого приходящего в наш храм, дает ему ту духовную силу, которая помогает танцевать, исправно другие предметы изучать. Но также бывают и слезы по окончании полугодия, и я как священник должен эти слезы утирать. Давать им надежду, что они не забыты Богом. В Академии в каждом направлении остаются самые лучшие, самые достойные, самые одаренные. А те, кто должен покинуть учебное заведение, не должны разочаровываться, а наоборот, найти в себе еще силы, найти ту тропинку, которая дальше принесет насущный хлеб.

– Были ли случаи, когда вам приходилось помочь ребенку сделать выбор, оставаться в Академии или уйти?

– Практически нет. Чаще всего уже идут ко мне со слезами на глазах от того, что уходят. Дети ведь очень привыкают к сцене. Набор, вы сами, наверное, знаете, большой – 60 человек, а остается к выпуску 20. Две трети учащихся покидают стены Академии. Но разочаровываться не надо. Нужно верить преподавателям. Я со стороны наблюдаю и верю, что педагоги знают свое дело. Если Господь дает преподавателям ведение, что этот ребенок не справляется, значит, не справляется. Бороться нужно с ленью. Но, бывает, лень и не при чем здесь. Как говорят, «по фигуре не подходит».

– И все-таки, отец Андрей, как отец троих детей, ответьте, пожалуйста, на вопрос: искусство, даже такое высокое, как балет, стоит ли таких жертв – отрыва от семьи, тяжелой учебы?

– В направлении танца – да. Оно как спорт. Если видим мы в ребенке талант, его нужно развивать, несмотря на то, что нужно покинуть родной город и переехать в Санкт-Петербург. И потом, такие дети становятся более самостоятельными. Уже с малых лет они принимают участие в спектаклях, где есть детские роли, и приобретают настоящую работу.

– А подрастая и покидая Вагановку, бывшие выпускники находят вас?

– Находят: в этом году буду венчать бывшую ученицу Академии. Освящаю квартиры, детей крещу. Многие преподаватели перешли в Школу танца Бориса Эйфмана – там, наверное, также будут введены встречи с духовным пастырем.
Я верю, что все, кого я видел в Академии, меня помнят, и я их лица тоже всегда помню.

6.jpg
С ребятами после выступления

7.jpg
С Ульяной Лопаткиной

8.jpg

Молитва за Анну Иоанновну

– Батюшка, церковь Святой Живоначальной Троицы, как и многие храмы нашей страны, начала новый этап своей жизни практически с нуля. Но какие-то традиции прежних времен остались?

– После революции наш храм закрывался «с боем»: он продержался с 1917 года до 1932-го. Сначала отказались штатному священнику зарплату платить – преподаватели жертвовали деньги. Потом пришлось приглашать священника из другого храма на службы, а потом церковь и вовсе была закрыта, разрушена. Но осталась лепнина, которая до сегодняшнего дня напоминает о месте нахождения храма, когда идешь по коридору на пятом этаже. Это самое святое место. Воссоздан храм в другом месте, на втором этаже, но в нашем новом иконостасе старинная лепнина сохранилась – мы уменьшили ее и вставили в иконостас, дабы оставить частицу святыни.

Вспоминая 1998 год, когда церковь была открыта вновь, я бы хотел сказать большое спасибо тогдашнему директору академии Леониду Николаевичу Надирову. Это было его решение, которое поддержал педагогический коллектив. Самое непосредственное участие в воссоздании храма принял настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин.

Наш храм наполнен иконами, которые пожертвованы знаменитыми выпускниками Академии: Олегом Михайловичем Виноградовым, Натальей Михайловной Дудинской, с которой я имел счастье беседовать …

Что касается традиций, то я читал о дореволюционном правиле: на Страстной седмице каждому верующему студенту разрешали посетить свой храм. Не только православным: многие ходили в костел или кирху. Хотелось бы, чтобы этот обычай вернулся и в современную жизнь Академии, несмотря на плотное расписание. Ведь сегодня мы стремимся к тому, чтобы на Руси все вернулось на круги своя: чтобы священника никто не боялся, а наоборот, шли к нему с надеждой, что батюшка попросит помощи у Господа и сам подскажет, в меру своего духовного воспитания. Даст поддержку, чтобы студент никогда не пребывал в унынии и отчаянии, ни при каких обстоятельствах.

Но молимся мы не только за живых, но и усопших. В домовом храме Академии существует свой синодик, своеобразная летопись учебного заведения, которая помнит всех, начиная от императрицы Анны Иоанновны, основательницы системы хореографического образования в России, и заканчивая сегодняшним днем. Всех почивших преподавателей записываем.

– Кстати, а какие святые наиболее чтимы в Вагановских стенах? Какие иконы знают дети?

– Какие знают иконы? Спасителя, Матери Божией. Обязательно знают Сергия Радонежского, который помогает в учебе. Они видят издалека святителя Николая. Если я промолчу о святых Санкт-Петербурга, это будет неправильно: у нас большие иконы Ксении Блаженной и святого благоверного князя Александра Невского. Иоанна Кронштадтского они также ни с кем не перепутают. К Пасхе я смог разместить половину икон в новых красивых киотах. Радуются и глаз, и душа. Они нашли свое место.

1.jpg
Возрождающийся храм Святой Троицы

2.jpg
Помощники

3.jpg
Юная паства :)

4.jpg

5.jpg

«Пение – вторая молитва»

– Отец Андрей, а Вы сами-то любите балет?

– Знаете, я люблю все: песни, балет, оперу. Очень люблю смотреть, как наши дети танцуют в «Щелкунчике» в Мариинском театре перед Новым годом, меня всегда приглашают. Очень нравятся и внутренние экзаменационные концерты, когда ставят отрывки из разных балетов. Учащиеся танцуют в нашем местном театре, но все выглядит так, как будто они на большой сцене: переживания, аплодисменты.
Но, к сожалению, в театре все-таки я бываю редко. В постное время ходить в театр запрещено, а в остальное – не разорваться. Ведь мое служение проходит не только в Князь-Владимирском соборе и Академии русского балета, но еще и в больнице Святой Ольги. А еще требы…

– Вопрос-провокация. А своего ребенка отдали бы в балет?

– Отдал бы, если бы кто-то из детей захотел. Но, зная, что ростом я сам не высок, и матушка тоже, а в балетную школу берут парней и девчонок повыше, то, наверное, с балетом вряд ли получится. Но все мои дети – воспитанники музыкальной школы. Старшая, Лена, закончила музыкальную школу по классу фортепиано и сейчас учится в Медицинском университете. Избрала такой путь. Что ж, я рад. Средний, Юра, также учится играть на фортепиано. А младший, по совету матушки, ради разнообразия, пошел на класс флейты.

Сам же я, как уже упоминал в начале разговора, являюсь участником хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии. Пение – это то, что дано было мне от рождения. У нас в семье было пятеро детей. Наш папа закончил консерваторию, был дирижером духового оркестра, потом и в храме помогал на клиросе. Мама – лучшее сопрано нашего села, нашего местного сельского хора. Дома мы всегда пели. Поэтому для меня пение – вторая молитва.

– Вот что значит пример родителей! Пожалуй, закончим беседу тогда вопросом о родителях: что бы Вы сказали родителям, которые хотят отдать ребенка в такое учебное заведение, как Академия Русского балета?

– Не запрещайте детям входить в храм Божий. А остальное все приложится.

9.jpg

10.jpg
Восстановленный иконостас

11.jpg
Освящение пасхальной снеди

12.jpg

13.jpg
Пасхальная служба

Справка. Андрей Дмитриевич Жук родился в 1967 г. на Украине в селе Ногачево Львовской области. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию и регентский класс. Рукоположен в 1995 году епископом Тихвинским Симоном в Андреевской церкви.

Служение в Князь-Владимирском соборе начал с февраля 1994 года в сане диакона. По совместительству является настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы при Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. Женат, имеет двоих сыновей и дочь.


14.jpg

Комментарии

Дорогая Анастасия! Спасибо за такое разнообразие материала, которое явно прослеживается на этом блоге. Побольше бы таких интервью, где священники проявляют себя как разносторонне одаренные личности (по примеру о. Андрея). Возможно, благодаря этому многие новоначальные христиане поменьше бы смущались и не спешили бросать свои увлечения и таланты, в жертву благочестию. Напротив же, украшали все сферы земного бытия человека своей верой и свидетельством о Христе по мере своих сил. Вам творческих успехов!
 
Года два назад одна моя знакомая, прихожанка Князь-Владимирского собора, вытащила меня на концерт хора Санкт-Петербургского духовенства. И во время концерта тихонько мне шепнула: "А это наш отец Андрей Жук!" Так что это интервью сразу привлекло мое внимание. Спасибо Насте за более близкое знакомство с этим неординарным священником!
И будем надеяться, что Вагановскому храму повезет больше, чем Консерваторскому (см. статью о Веронике Афанасьевой), и эти чудные дети (смотрела бы и смотрела на эти лица) не останутся "сирыми".
 
Настя, спасибо огромное за Ваш труд! Не всегда получается оставить комментарий, но всегда с интересом читаю материалы данного блога.

Меня тоже поразили эти милые детские лица. И радует, что эти дети, приученные к жесткой дисциплине и тяжелому физическому труду, имеют поддержку от Матери-Церкви и, находясь далеко от родных, со своими тяготами могут прибежать под крыло любимого батюшки.
 
Настя, спасибо! Согласна с Ксенией - эта статья редкий пример того, когда священник с большой любовью относится к светскому искусству и с таким уважением относится к человеческим талантам, что даже рекомендует родителям отдавать своих детей для их развития в иногородние учебные заведения. Возможно, таких священников гораздо больше (наш отец Константин тоже из их числа), но действительно иногда складывается впечатление, что Церковь относится к творческим способностям человека как к чему-то маловажному, а светское искусство если не отвергает, то по крайней мере, считает бесполезным человеку "духовному" (и, увы, мне приходилось встречать православных христиан, которые, оставаясь в миру, отреклись от светского искусства совсем, считают его совершенно ненужным для духа). По этой причине, мне кажется, так множится в наши дни православный дилетантизм в искусстве. Ведь верующие люди тоже испытывают потребность в том, чтобы творить самостоятельно, а профессионально заниматься искусством, отдавать ему большую часть сил и времени боятся - вроде как не сильно благочестивое занятие.
 
Сверху