Псалтирь (Введение): 1

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 15158

Псалтирь
Введение в тему

Каждый день мы с вами слышим слова дивной Псалтири. Ею наполнено наше богослужение, наше домашнее молитвенное правило. Ее выражения вошли в плоть и кровь нашей культуры, многие выражения нашего языка происходят именно из Псалтири. Язык Псалтири – был языком и Господа нашего Иисуса Христа. Во многих Его высказываниях, поучениях слышны цитаты (прямые или непрямые) именно из псалмов. Американский астронавт Джеймс Ирвин в день пребывания на Луне цитировал стих из 120-го псалма: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя».

Псалтирь – это сборник молитвенных песен, или гимнов, составленный целым рядом боговдохновенных людей: от царя Давида (10-й век до Рождества Христова) до анонимных авторов 6-го века до Рождества Христова. Уже при царе Давиде эти песни исполнялись при Иерусалимском Храме с большим торжеством. Впоследствии их исполнение считалось священной обязанностью левитов (их место в нашем богослужении примерно соответствует диаконам).
Само слово Псалтирь происходит от названия струнного инструмента, типа арфы, но кроме этого псалмы исполнялись под аккомпанемент и других древних иудейских музыкальных инструментов.

Псалмы, то есть гимны, в которых выразилась любовь человека к Богу, покаянный плач или славословие, сочинялись еще задолго до царя Давида. Именно богопросвещенный Давид возвел это духовное творчество на совершенно небывалый уровень, можно сказать, заложил фундамент этого жанра, но и другие библейские авторы сочиняли псалмы.

Вот, например, гимн Моисея по поводу чудесного избавления евреев от египетского плена. Бежав от преследователей, пройдя как посуху через Красное море, Моисей, явно видя присутствие Божие в судьбе его народа, в восторге всех своих чувств восклицает Господу:
Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?..

И вот Библия рассказывает о том, как песнь благодарности Богу воспела сестра Аарона, Мариам: «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх., гл. 15 ).

Тут мы имеем дело с настоящими псалмами, хотя они и были сложены за тысячу лет до царя Давида...
И в Новом Завете мы встречаемся с песнями, которые могут быть названы псалмами. Специалисты-богословы относят к жанру псалмов, возникших незадолго до Рождества Христова, и такие любимые нами песни, как песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа моя Господа» или песнь праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».
Библейских псалмов, сочиненных разными вдохновенными от Бога людьми, множество, и, к сожалению, многие из них до нас не дошли.
В Ветхозаветных книгах, например, в кн. Числ ( гл. 21, стих 14), в кн. Иисуса Навина (гл. 10, ст. 13), во 2-й кн. Царств (гл. 1, ст. 18) и в других местах, упоминаются не дошедшие до нас сборники гимнов и псалмов во славу Божию. Называются они «книга Браней Господних» и «книга Праведного». В этих не дошедших до нас эпических сочинениях, которые были, однако, знакомы жителям библейских времен, также рассказывалось о могуществе Божием и любви Его к народу.

Однако до нас дошел самый главный сборник псалмов. По-древнееврейски он называется «Тхилах», т.е. «хвала, слава», сами же псалмы – «тхилим», то есть, «славления», «хваления».
В греческом переводе этот сборник был назван переводчиками иначе: «Псалтирь», от глагола «псалло». Значение «псалло» – дергать, щипать... Затем развились вторичные значения – перебирать (например, пальцами струны), бряцать, ударять по струнам или, наконец, петь. Отсюда и греческое слово «псалмос», означающее пение под струнную музыку. Сам же инструмент по-гречески назывался «псалтирион», или, по-русски, «псалтирь».
Про этот загадочный древний струнный инструмент мы читаем у Аристотеля, у Плутарха, у других античных авторов. Доподлинно неизвестно, как он был устроен. Скорее всего, древний «псалтирион» был похож на лиру, или небольшую арфу. На древних русских гравюрах можно увидеть, как псалмопевец Давид держит в руках гусли.
Итак, славянское и русское «псалтирь» и «псалмы» – это дословное повторение греческого слова, происходящего от названия струнного инструмента, под аккомпанемент которого пелись псалмы.
Отсюда и славянское, и русское слово «псалом».

Всего в еврейском тексте Библии существует 150 псалмов. Однако в греческом тексте сохранился еще один, 151-й, псалом. В сирийском же переводе сохранилось еще больше – 155. Уникальные находки древних еврейских свитков в районе Мертвого моря позволили восстановить еврейский текст 151-го и двух сирийских псалмов.

А теперь – несколько слов о датировке псалмов, их авторстве, их видах и т.д.
Поводы, вдохновившие псалмопевца на молитву, на песнь Богу, многоразличны. Это и исторические события, например политические нестроения. Священный автор просит Господа помочь ему разобраться, выручить его.
Это и покаянные плачи: о содеянных грехах, о расслабленности в духовной жизни. Автор просит Бога простить его, очистить его грехи, укрепить, не гневаться на него.
Есть псалмы – прославления Бога. Псалмопевец захвачен созерцанием великой картины Богом созданного мирозданья. Определены пути светил небесных, обуздана океанская стихия, перед величием Божиим трепещут небо и земля.
Есть и «келейные» воздыхания, где звучит тоска по Богу, по Его правде, справедливости, защите угнетенных и обиженных...
Есть разные псалмы, но над всем этим томлением по Богу, над всею личной и всенародной житейской скорбью и духовной радостью господствует одна заветная дума, одно нетерпеливое ожидание – Мессии грядущего, при мысли о Котором дух псалмопевца исполняется пророческой силою.

Есть среди псалмов и еще одна, совершенна отдельная тема, это тема царственности, и, соответственно, т.н. «царские псалмы».
Эти царские песни заключают в себе молитвы (например, в Псалмах 20, 61, 72), благодарения за царя (как в Псалме 21), прорицания о царе (Псалмы 2 и 110). В Псалме 132 нам дана некая царская Песнь восхождения. Возможно, что эти псалмы использовались при восшествии на престол израильских царей. В любом случае, не будем забывать, что еврейский царь – это не ближневосточный тиран. Помазание на царство, благословение на царство превращает такого царя как бы в наместника Бога на земле, он называется приемным сыном Божиим. Но царство любого израильского царя – лишь слабое подобие грядущего потрясающего царствования Мессии, самого великого Царя.

Кем и когда были сложены псалмы?..
Преимущественный автор – высочайший представитель священного рода гимнотворцев царь Давид, живший ок. 1005 — 965 до Рождества Христова, то есть, 3 тысячи лет назад.
Из 150 псалмов в еврейской традиции 73 псалма носят его имя, в греческом переводе – именем Давида надписаны 84 псалма.
Но были и другие авторы. Десять псалмов наименованы «псалмами сынов Кореевых», 12 псалмов принадлежат вдохновенному творчеству певца Асафа. Псалом 87-й надписан именем Емана, брата Асафа, 88-й – именем Ефана. Все эти псалмотворцы – члены колена Левиина, колена священников, вероятно, родственники. Псалом 89-й надписан именем Моисея, а 71-й приписывается царю Соломону, сыну царя Давида.
Остальные псалмы безымянны.

Хронологическую последовательность возникновения псалмов можно представить себе приблизительно так: данный Давидом импульс продолжал действовать в течение столетий до Вавилонского плена (6-й век до Рождества Христова). Именно тогда, в период Иудейской и Израильской монархий, появились «царские псалмы», в этом же плену были составлены псалмы, в которых слышится вопль угнетенного и скорбящего человека; возвращение из плена воспевается 125-м псалмом.
И последующие века, вплоть до Новозаветной эпохи, оставили нам немало псалмов. Тут сразу скажем, что очень тяжело научно достоверно определить, когда и кем сложен псалом. Например, по грамматическим формам, по словоупотреблению, каким-то текстологическим особенностям можно сказать, что какой-нибудь псалом как законченное произведение оформился веке в 5-м до Рождества Христова. Но основа псалма может восходить к самому царю Давиду... По большому счету, нам неважно, кто и когда писал псалмы, потому что в любом случае писал их человек просвещенный, наставленный Духом Святым.
Не главное в псалме авторство или датировка. Главное в псалме – его учение, его богословие. Темы, затрагиваемые в псалмах, не привязаны к месту или времени. Они вечны. Сколько будет жить человек, столько он будет искать высший смысл жизни, стремиться к истине... Сколько будет существовать этот злой и еще не преображенный мир, столько богатый будет угрызать и утеснять бедного, а тот будет молить Бога о справедливом Суде.

…Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно, т.е. круглосуточно. Читать должны были двенадцать сестер, меняясь через каждые два часа, и читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи. (Псалтирь и сегодня читается в Дивеевской обители круглосуточно. Однако сегодня сестер в обители намного больше, чем во времена преп. Серафима, и каждая сестра имеет свой день и час чтения Псалтири: один раз в неделю 1 час.)
Конечно, преподобный Серафим желал, чтобы сестры подражали древним христианам, любившим и знавшим Псалтирь. Святитель Григорий Нисский говорит: «Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви». Вот такую любовь к Псалтири, какую имели к ней христиане древние, преподобный и желал вложить в сердца сестер Дивеевских.

Знакомство с христианской древностью убеждает нас, что Псалтирь была той книгой, которая поддерживала отшельников в пустынях, питала их душу и сердце в пещерах… Приведу пример из жития преподобного Антония Великого, основателя монашеского подвижничества. Его биограф и автор жития святитель Афанасий Александрийский, или, как его еще называют, Афанасий Великий, – сам известный подвижник и аскет.
Так вот, свт. Афанасий рассказывает, что преп. Антоний все время пребывал в молитве и любимой молитвой его было чтение святых псалмов. Особенно псалмы помогали, когда на отшельника нападали демоны.
Однажды демоны особенно нападали на преп. Антония, сотрясали стены его хижины, хлопали в ладоши, свистели и плясали. Их задачей было испугать подвижника и заставить его прекратить молиться.
Но св. Антоний «пел про себя псалмы» и вышел победителем из поединка с нечистой силой.
В другой раз демоны вновь хотели отвлечь преподобного своим пением и играми. Когда же это им не удалось, они наполнили хижину отшельника разными существами, издавашими конское ржание и фыркание, иные страшные звуки и видения. Чтобы противостоять нечистой силе, св. Антоний громко запел 8-й стих из 19-го псалма: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся».
Демоны были посрамлены и бежали.

Однажды, будучи в пустыне, преп. Антоний заперся в гробнице для молитвы. Однако бесы вновь приступили, набросились на подвижника и стали бить его и мучить. Превозмогая боль, подвижник пел 3-й стих из 26-го псалма: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое».

Однажды Антоний много дней не выходил из кельи и все подумали, что он умер. Когда же отворили дверь и зашли к нему, все услышали, как подвижник поет 67-й псалом: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут».
А затем Антоний пропел стих из 117-го псалма: «Все народы окружили меня; но именем Господним я низложил их».

Сам испытавший чудесное действие псалмов, св. Антоний наставлял и своих учеников: «Пойте псалмы перед сном и после сна».
И ученики следовали совету наставника, как сообщает автор жития: «проводя жизнь в пении псалмов, в посте и бдении».

Все это мы читаем в житии преподобного Антония Великого, написанном его другом, святителем Афанасием Великим. Сам свт. Афанасий оставил нам целую книгу толкований на псалмы. Впрочем, может быть, свт. Афанасий преувеличил любовь преп. Антония к псалмопению?..
Обратимся к другому источнику, к знаменитому сборнику монашеских историй и поучений «Лавсаику». Его автор, Палладий, живший в конце 4-го – начале 5-го века, составил уникальный сборник о великих подвижниках Востока, собственно, открывших путь монашеского подвижничества.
И вот Палладий рассказывает, как к св. Антонию пришел некий старик-монах. Старик хотел во всем следовать за Антонием. Вот один лишь эпизод из их совместной жизни: «Вновь ночью поднялся Антоний, прочел двенадцать молитв и спел двенадцать псалмов. Затем он лег для своего первого краткого сна и еще раз поднялся среди ночи, чтобы петь псалмы до наступления дня. И когда увидел, с каким рвением старик подражает ему, он сказал: “Если ты можешь делать это каждый день, тогда оставайся со мной”».
Наконец, обратимся к третьему независимому источнику: св. Иероним описывает случай, происшедший через три года после смерти Антония, когда преподобный Иларион посетил место его отшельничества. Ученики Антония сказали Илариону: «Вот место, где он пел псалмы». Эти слова весьма знаменательны, так как они показывают нам, что даже в древности воспоминания об Антонии Великом были неразрывно связаны с представлением о поющем псалмы монахе…

Продолжение следует…

«Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 16).
Спаситель процитировал слова 8-го псалма, 3-й стих. В этом псалме рассказывается о премудром создании Божием – человеке, которого Бог любит и носит на руках от колыбели до Вечности.

IMG_7540.JPG
  • Незарегистрированный
  • Юлия Пятигорск
  • Дмитрий_и_Наталия
  • Наталья Скоробогатова
  • Елена Панцерева
  • Незарегистрированный
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии