Псков: Дом Святой Троицы

Эта запись является частью серии записей Псков
Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Юрий Кисель, Анастасия Коренькова

Псков: Дом Святой Троицы

Отойдя немного после утренней неприятности – поломки автобуса, – мы, немного опоздав, все же добрались до Пскова, города, который не может не вызывать уважения и трепета. Он не мелькает часто в новостях и в современной России потеснен молодым соседом, Петербургом. Но есть в нем какая-то внутренняя сила, мощь, которую невозможно не почувствовать. Возможно, это связано с тем определением, которое дали своему родному городу сами псковичи – Дом Бога на Руси. Гордыня здесь не при чем. Просто первый храм на нашей земле, освященный в честь Святой Троицы, появился именно здесь. Произошло это при княгине Ольге, и сейчас на том месте в Кремле – уже четвертый по счету Троицкий собор. И местные жители издревле именно так себя и воспринимали – жители Божьего града.

1.jpg
Таким хмурым и холодным днем мы приехали в Псков

«Псковскими архитектурными доминантами являлись крепости и храмы, ведь город постоянно воевал, но в то же время всегда был религиозным, – обратил наше внимание краевед Андрей Таскаев, с которым мы с радостью встретились вновь. – В советские годы у большинства городов доминантами стали школы: приоритетом в обществе оказалось образование. Сейчас же облик городов формируют торговые центры. И это тоже отражает дух времени, правда?»

Да, с этим трудно поспорить. Облик самого Пскова сегодня тоже размывается: осталась лишь малая часть древних храмов, уступив место стандартным хрущевкам и высоткам. Но те церкви, что остались, искусствоведы называют даже не архитектурой – скульптурой.

«А вы знаете, что знаменитый архитектор Ле Корбюзье состоялся как творческая личность после посещения Пскова? – удивил Таскаев. – Он был так поражен гармоничной архитектурой наших церквей, что после возвращения из древнего града создал известную капеллу в Роншане. Посмотрите, как она похожа на Богоявленский храм, возле которого мы сейчас стоим!»

Андрей показал две фотографии. Приглядевшись, мы поняли: действительно, что-то есть! И хоть не венчает капеллу крест, да и форма у здания футуристическая, но в то, что вдохновили француза именно псковские белокаменные богатыри, очень даже верится.

2.jpg
Храм Богоявления с Запсковья (1496 г.) на берегу реки Псковы

23.jpg

20.jpg
А вот капелла в Роншане (1955 г.)

14.jpg
Вид на храм с другого берега Псковы

А здешние храмы, между прочим, всегда строились по одним и тем же принципам: как правило, одна глава, четыре столпа, три алтарные апсиды (символизирующие Троицу), подпружные арки, создающие впечатление лестницы, ведущей к Богу. Еще одна особенность – замурованные в сводах керамические кувшины (голосники), облегчающие свод и создающие неповторимую акустику. А внутреннее пространство храмов всегда было устроено таким образом, чтобы даже из укромного уголка молящийся видел иконостас. Красота и функциональность – вот главные качества псковской церковной архитектуры.

22.jpg
Этот снимок взят с официального сайта храма Богоявления. Здесь как раз видны отверстия – голосники и подпружные арки над ними

«Обратите внимание также на внешний орнамент храмов, – показал наш экскурсовод, когда мы оказались возле еще одного замечательного храма, церкви Василия на Горке. – Тройной ряд украшений – тоже не случайность. Мое личное убеждение: строители храма, будучи богословами, тем самым напоминали о Боге-Троице. И элементы выбраны не просто так. Вот, например, треугольник, тоже являющийся символом Троицы. Почему он расположен то вверх вершиной, то вниз? А помните у святых отцов: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом»? Я уверен, что именно эта богословская мысль заключена в нехитром узоре».

Интересно, правда? По крайней мере, есть над чем задуматься.

21.jpg
К сожалению, своих снимков церкви Василия на Горке (1413-1415 г.) у нас не оказалось, но я нашла это фото на просторах Сети, чтобы было понятно, о каком орнаменте говорил А. Таскаев

13.jpg
А это еще один эталон псковской церковной архитектуры – церковь Петра и Павла с Буя (1540 г.). С ним, кстати, связана забавная история. Готовясь к войне со шведским королем Карлом XII, Петр I заставил рыть окопы даже священников. На робкий вопрос: «Как город будет без попов?» Петр безапелляционно ответил: «Я сам буду за попа». И пошел именно сюда, в Петропавловский храм (поскольку жил рядом), читать Псалтирь

3.jpg
Внутри храма. Поскольку он был не единственный в Пскове, освященный в честь Первоверховных апостолов, его прозвали «с Буя». Древнерусское слово «буй» означает кладбище

4.jpg

В Пскове, кстати, за эти полтора года появилась новая достопримечательность: грандиозный макет псковского Кремля и посада времен Ивана III (т.е., 15-й век), автором которого стал академик архитектуры Геннадий Мокеев, а воплотила в жизнь целая команда краеведов, художников, макетчиков. На модели, где все выверено до миллиметра, поместилось все: 25 белоснежных храмов, вечевая площадь, кладбище и даже клети с «золотым запасом» города, а также рыболовные предприятия.

7.jpg
Увидеть макет можно в колокольне Троицкого собора Кремля. Всем любителям Пскова советую – очень интересно

8.jpg

9.jpg

10.jpg

19.jpg

Кстати, мысль о том, что Псков – город Божий, отражалась не только на архитектуре, но и на политическом устройстве. Три века псковского народовластия связаны как раз с тем, что местные жители считали: в городе Бога не может быть единоличного человеческого правления. Князей, конечно, приглашали, но если они переставали устраивать псковичей, их отпускали на все четыре стороны, щедро одарив. При принятии важных городских решений молились Господу, чтобы совершилась именно Его воля. Поэтому ни одно решение не принимали, если из 300 участников вече хотя бы один был против. Та же мысль проводилась и при судопроизводстве: например, никогда не приговаривали к смертной казни за убийство. Считалось: Господь Сам совершит суд Свой. Ну, а бытовой или хозяйственный спор разрешали… кулаками. Кто победит (и не всегда это был сильнейший!), за тем и правда.

«Сразу видно – христианская мысль!» – иронично прокомментировал кто-то из моих спутников. Что ж, не будем забывать, что речь идет о средневековых людях…

18.jpg

«Так жил Псков до 16-го века, того времени, когда начала объединять вокруг себя земли русские земли Москва. Василий III приехал в Псков, снял вечевой колокол. 300 лучших людей (успешные управленцы, как бы мы сейчас сказали), а потом еще 500, были перевезены в новую столицу, сюда же приехали жить московиты. Многих псковичей выселили за пределы города. Есть свидетельства, что люди уходили в монастырь, лишь бы остаться на родной земле. Горожанам казалось, что наступает конец света. Разграбление города, известное как «Псковское взятие», продолжалось 60-80 лет», – завершил свой рассказ о расцвете Пскова Андрей Таскаев.

Он также напомнил, что вскоре династия Рюриковичей прервалась, а в стране началось Смутное время. По мнению нашего рассказчика, в духовном смысле эта национальная трагедия стала следствием унижения Пскова, Дома Святой Троицы.

«И я убежден, что возрождение России может начаться только с возрождения Пскова», – добавил краевед.

Мысль, конечно, дискуссионная: к Смутному времени, как мы помним, привел целый ряд факторов. Да и сама логика исторического развития Руси вела к объединению вокруг единого центра. Сегодня никто не будет спорить с тем, что Москва хранит в себе великие русские святыни и, безусловно, является духовным центром страны. Хотя, конечно, ничем нельзя оправдать ту жестокость, с которой порой действовали наши правители…

5.jpg
Кстати, главный храм города – Троицкий кафедральный собор – уже не является представителем псковской архитектурной школы. Это гораздо более молодой, типовой московский проект (1699 г.)

11.jpg

12.jpg
Лишь чудом сохранился в годы Советской власти иконостас. Не разорили его и фашисты: спешно отступая из города, они лишь заминировали собор. Разобрать иконостас и вывезти образа не успели

15.jpg

16.jpg

17.jpg
Чтимая святыня храма – рака с мощами четырех святых: благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобномученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, блаженного Николая Христа ради юродивого, Псковского чудотворца (того самого, что усмирил гнев Ивана Грозного и не дал расправиться с псковичами)

6.jpg

Но с одним я точно согласна: Псков – совершенно особый город на карте нашей страны. Находясь у западных границ России, он не только ее защитник в буквальном смысле, но и духовная крепость. Место, где явно пребывает Божия благодать. Конечно, хотелось бы верить, что мы еще увидим его в былом великолепии. И уж точно будем рады новым встречам.

Первая часть рассказа о поездке на Псковщину
Перейти к предыдущей записи Псков. Часть 2. В гостях у отца Иоанна

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху