Путешествие в Норвегию: 2

Эта запись является частью серии записей Путешествие в Норвегию
Путешествие в Норвегию
Часть 2
Начало см.: Путешествие в Норвегию: 1

Мы продолжаем путешествовать по извилистым тропам Норвегии. Под нами рокочут водопады, вокруг – изрезанное горами и фьордами пространство. Невероятная, захватывающая дух природная красота...
Сегодня – вторая часть нашего путешествия. Пользуясь случаем, приглашаю всех делиться своими впечатлениями об интересных поездках. Просьба: кроме фотографий, присылайте и свои подписи к ним, свое осмысление увиденного и пережитого. Ваш прот. К.

Напоминаю, что путешествие, в которое мы с вами отправляемся благодаря этой фотоподборке, осуществили Виктория Голубкова и ее муж Александр.

День второй: Фломсдален (продолжение)

59.jpg
Железные дороги – одна из тех вещей, которыми Норвегия может гордиться. Большинство норвежских поездов – это современные составы, способные развивать очень высокую скорость. Но вагончики, которые не спеша перемещаются по Фломсбане, сохраняют в своём облике традиции середины 20-го столетия.

60.jpg
Когда представляешь себя жителем одного из этих домиков в уютной долине у водопада,
кажется, что это и есть идеал мечты. :)

61.jpg
Козлята не боятся кручи, хотя под ними, ниже метров на 50, бурлит мощная река.

62.jpg
Здесь всё дышит кротостью и смирением. И козочка, доверчиво прижавшаяся к выступу скалы, невольно напомнила нам икону «Умиление»... :)

63.jpg
Любуемся бирюзовым цветом воды и вдыхаем медовый аромат трав... :)

64.jpg
Мы приближаемся к самому мощному на этом маршруте водопаду...

65.jpg
Вода с неистовой силой срывается в пропасть! СТИХИЯ!!!

66.jpg
Всячески пытаемся передать цвет речного потока... Хочется верить, что из такой чистой воды и делают «Акваминерале». :)

67.jpg
Постепенно течение успокаивается, и река продолжает свой бег по долине...

68.jpg
...

69.jpg
Отметим, что в Норвегии линии электропередач стараются проводить под землёй, чтобы висящие провода не портили панорамных видов. Но, к сожалению, при больших расстояниях это не всегда возможно.

70.jpg
Наши милые попутчики с чистыми «детскими» взглядами. :)

71.jpg
Этот нерукотворный каскад из водопадов произвел на нас одно из самых ярких впечатлений! Настоящая кульминация всей нашей прогулки!

72.jpg
И везде – милое великолепие цветочных ковров...

День третий: Поездка в городок Лаэрдаль

73.jpg
В один из дней, чтобы отдохнуть от долгих переходов, мы отправились в городок Лаэрдаль. Здесь нам тоже удалось сделать несколько пейзажных фотографий.

74.jpg
Почти весь этот день мы провели, неспешно прогуливаясь по берегу Лаэрдаль-фьорда.

75.jpg
Снизу фьорды выглядят не так выигрышно. Но именно здесь нас очаровала умиротворяющая игра света и отражений в спокойных водах уединённого норвежского залива.

День четвёртый: Сталхейм

76.jpg
Если здесь свернуть с основной государственной трассы на дорогу Йордалвеген, то через 2-3 часа пешего пути можно оказаться в тех местах сельской Норвегии, которые достаточно редко посещаются туристами. Но, чтобы попасть туда, пешеходу необходимо с фонариком в руках преодолеть два абсолютно тёмных туннеля, общей протяженностью около километра. Другого пути нет! Вынырнув на свет после первого подгорного перехода, мы радостно празднуем победу над собственными страхами. :)

77.jpg
Норвежские горные долины часто сообщаются с остальным миром посредством туннелей, а местные жители, «выезжая в свет», обычно пользуются собственными автомобилями. Путешествуя внутри горы, мы очень боялись «столкновения», всю дорогу прислушивались и инстинктивно старались держаться ближе к стене. Но на самом деле ширина прохода позволяет перемещаться здесь вполне безопасно.

78.jpg
Маленькая открытая площадка между двух туннелей открывает вид на узкое жутковатое ущелье. Порожистая река, пропасть… Настоящее королевство троллей!

79.jpg
В начале второго туннеля нас немного ободрили вот такие «окошки». Но за первым же поворотом снова пришлось включить фонарь…

80.jpg
Сразу за туннелями открывается уютная солнечная долина. Пейзаж резко контрастирует с мрачным неприступным ущельем, которое мы только что миновали! «Диггерский» адреналин понемногу уступает место радости жизни. Теперь путь лежит к далёкому горному перевалу.

81.jpg
Глаз радуется очаровательным картинам дикой природы. Нас, россиян, приятно удивляет полное отсутствие мусора. Даже в двух шагах от проезжей дороги ни бумажки, ни случайно брошенного полиэтиленового пакета. Только девственная чистота!

82.jpg
Как и повсюду в Норвегии, в долине Йордален множество горных речек. Обычно вода в них настолько чиста, что без всяких опасений может использоваться как питьевая.

83.jpg
Речки в этой долине гораздо более спокойные, чем те, что мы видели до сих пор. Настоящая лирическая картинка.

84.jpg
Живописный пейзаж с водопадом задержал нас надолго.

85.jpg
Здесь всё в постоянном движении...

86.jpg
...а на камнях растут цветы... :)

87.jpg
Последний пологий участок пути – и дорога круто устремится вверх…

88.jpg
В долине иногда встречаем небольшие сельские домики, но хозяев не видно. Почти каждая норвежская семья считает своим долгом содержать загородный дом. Но летом многие норвежцы предпочитают отдыхать где-нибудь на юге, а домики сдают туристам.

89.jpg
На столбе – объявление: «Частная дорога». Здесь же указана цена за проезд в зависимости от вида транспорта. Как же хорошо путешествовать на своих двоих! :) С пешеходов денег не берут. ;)

90.jpg
Чем выше в горы, тем более низкорослыми становятся берёзки. На границе леса нам попадается последний фермерский домик... Недостроенный! Видимо, фермеры, как и деревья, с трудом распространяются за пределы долины. :)

91.jpg
Красота туристической Норвегии обычно ассоциируется с фьордами. Но панорамы горных долин завораживают не менее. Переживаем чувство надмирности... близости ко Творцу.

93.jpg
Только находясь наверху, вдыхая ароматы трав и чувствуя невероятную лёгкость от прохладного горного воздуха, можно по-настоящему оценить величие картины....

92.jpg
Такое ощущение, что в этом райском мире мы одни. Далеко внизу осталась лента дороги, по которой мы проходили всего час назад.

94.jpg
После небольшого привала начинается самый трудный отрезок пути.

95.jpg
Долина Йордален постепенно скрывается за склонами гор. Здесь начинаются горные пастбища Хогане.

96.jpg
Этот милый ручеёк – начало бурной горной реки. Здесь его можно перепрыгнуть, а то и перешагнуть.

97.jpg
И вновь обращаемся к помощи читателей: как называется это растение?

98.jpg
Полудикие обитатели пастбищ встретили нас с любопытством. Им было явно интересно, что за люди вторглись незваными на их территорию. «До чего же мирные создания!..» – умилённо подумали мы...

99.jpg
...но в этот момент дорогу нам преградили бараньи аксакалы. :) Весьма целеустремлённо они направились в сторону Саши!

101.jpg
Их было пятеро. Явно назревал мужской разговор. В качестве аргумента пришлось использовать громкий отгоняющий крик. Не найдя, что ответить, они нехотя разбежались. Но ненадолго...

100.jpg
Даже когда мы сели перекусить, эти пятеро так и ходили за Сашей по пятам. И теперь мы на собственном опыте знаем, что значит «смотреть, как баран на новые ворота». :)

102.jpg
Посмеиваясь над бараньим конвоем, мы и не заметили, как добрались до снежного перевала. А тут – ТАКОЕ!!! :) Прикасаемся к снегу, пробуем блестящие кристаллы на вкус и глядим в оба, чтобы не поскользнуться на горке! :)

103.jpg
Даже не верится... Трогаем снег в августе... И он здесь – удивительно, просто невероятно чист!

104.jpg
Ну что? Поиграем в снежки? :)

105.jpg
...Кидай! :)Я тут!

106.jpg
Самый счастливый момент путешествия!!! :)

107.jpg
А между тем, бараны, наглядевшись на наши странные развлечения, всем своим видом продемонстрировали равнодушие и вернулись к поглощению привычной травяной пищи... Путь свободен! :)

108.jpg
Проходим через перевал и спускаемся в следующую долину...

109.jpg
Вокруг по-прежнему пустынно, лишь тихонько позвякивают колокольцы пасущихся овец и коров. Идеальное место для пастбища. Примечательно, что даже в таких безлюдных местах норвежцы ставят скамейки, чтобы любой случайный путешественник мог полюбоваться сдержанной красотой окружающего пейзажа.

110.jpg
Наконец, выходим к одноимённому со всей местностью отелю «Сталхейм». С его смотровой площадки открывается сказочный вид на долину Нёрейдален с её необычной круглоголовой вершиной Йордалснутен. Известный благодаря этой панораме, отель занимает в Норвегии почетное второе место среди прочих видовых гостиниц.

111.jpg
Фотографируемся на память в последних лучах заходящего солнца. Здесь, в горах, оно садится быстро. Еще одно мгновение – и наши лица на фотографии оказались бы тёмными. Но нам и здесь повезло!.. :)

День пятый: Стегастейн

112.jpg
От Аурландс-фьорда в окрестные горы ведёт Снежная дорога. Одна из достопримечательностей, которую встретит здесь автомобилист, – смотровая площадка Стегастейн. Из посёлка Флом сюда можно попасть на экскурсионной маршрутке.

113.jpg
Сама смотровая площадка представляет собой металлическую платформу, далеко выдающуюся вперёд и нависающую прямо над пропастью.

114.jpg
Перед нами разворачивается грандиозная перспектива Аурландс-фьорда.

115.jpg
А прямо внизу находится местный административный центр – городок Аурландс.

116.jpg
Ощущение бездны усиливают прозрачные бортики. Хотя мальчишки безбоязненно опираются на стекло,
смотреть на них нам страшновато. :)

117.jpg
До новых встреч!..
Перейти к предыдущей записи Путешествие в Норвегию: 1

Комментарии

Как обещал, несколько слов для тех, кому интересен опыт подобных путешествий.

Традиция самостоятельного туризма существует в нашей семье уже давно. Сначала это были обычные отпускные поездки для отдыха и удовольствия, но, по мере накопления опыта, они стали обретать совершенно иной смысл. Сейчас уже трудно сказать, в какой момент жизни мы стали осознанно предпочитать пляжным шлёпанцам трекинговые кроссовки, а шуму курортных набережных уединение горных долин и чистую воду природных источников. Это никогда не оговаривалось особо, а всегда получалось как-то само собой. Я только помню, как ещё во время свадебного путешествия после одной провальной экскурсии в крымский Судак, я довольно зло заявил, что не на какие экскурсии «ни о чём» мы больше ездить не станем. Это было в 2005 году, но с тех пор мы действительно ни разу не пользовались предложениями турфирм местного происхождения…. Во всяком случае, если не были уверены в точности, что нам это может пригодиться.

Привычку к длительным пешим переходам мне ещё в детстве привил отец, в силу топографической профессии исходивший в молодые годы изрядную часть русского Севера. Папа, сейчас уже совсем пожилой человек, до сих пор сохранивший эту свою романтическую и какую-то детски наивную любовь «на всю жизнь» к скитаниям по Земле, смог передать и мне особо уважительное, бережное отношение к природе. Сработало, конечно, и моё твёрдое убеждение, что «..художник должен ходить пешком»… Потому что так «больше видно». Но с Виктошей было сложнее. Когда мы прошагали первые совместные двадцать километров, моя верная спутница была крайне удивлена тому, что из окраинного петербургского Купчино можно попасть в самый центр города, совершенно не пользуясь городским транспортом. Она устала, конечно, но… идея была одобрена.

Со временем в нашем походном «арсенале» завелись предметы, нужные для фото- и видеосъёмки, и, постепенно обозначилась теперь уже непременная цель поездок – передать в художественных образах, зафиксированных в тексте, видеосюжетах или фотографиях наш опыт переживания, личное видение красоты Божьего мира. Так Виктоша обрела во внутрисемейных кругах славу автора фотоочерков, а мне досталась роль видеоэссеиста.

Чем больше мы ездили, тем более «авторскими» становились наши экспедиции. Тщательная подготовка тематических маршрутов, в конце концов, вылилась в составление целых семейных путеводителей. Надо сказать, что сейчас эти увесистые талмуды почти всегда занимают почётное место в нашем багаже. Например, путеводитель по Норвегии - более 100 страниц. Полезные справочные сведения, координаты местных экстренных служб, расписания транспорта, карты и схемы, описания пешеходных треков, фотографии.... Готовиться начинаю задолго до поездки, так как придётся перебрать огромное количество информации. Интернет велик, а ведь есть ещё и библиотеки с книгами! Особое место в планировании занимает также подбор жилья, покупка билетов и оформление всевозможных броней. Чтобы в 2010 году организовать поездку по городам Золотого Кольца, мне даже пришлось предварительно побывать во Владимире. Хорошо помню, как, старательно вперяя глаза в асфальт, чтобы не увидеть раньше времени Успенского Собора, я вышагивал по Большой Московской. Тут-то и ахнул раскат грома такой силы, что я присел от неожиданности. И тут же невиданный июньский ливень…. Та поездка была для нас одной из лучших!

Результаты добросовестной подготовки бывают забавными. Например, будучи впервые в Пскове, мне довелось подсказать дорогу местному таксисту. А в той же Норвегии, девушка - продавщица сувенирного магазинчика в Гудвангене, никак не могла вспомнить, есть ли пешеходная тропа вдоль берега фьорда. И только когда мы показали ей эту тропу на нашей схеме с фотографиями, утвердительно закивала головой и сказала, что да, действительно есть и уверенно махнула в нужную сторону. Вообще, это всякий раз непредсказуемое ощущение, когда, очутившись в новом месте, сравниваешь его с образом, нарисованным воображением. Оживают улицы городов, виденные прежде лишь на фото, возникают полноразмерные очертания гор, абстрактный доселе мир наполняется запахами, подлинными красками и движением ветра. Я всякий раз испытываю азарт. Совпадёт или не совпадёт?.. Вот, в Алуште не совпало. Музей Ивана Шмелёва отыскать с наскока не удалось. Только с помощью одного старичка, случайно выхваченного из шумной и многочисленной толпы приезжих отдыхающих. Большинство из них были «не в курсе» относительно замечательного русского писателя, не говоря уже о каком-то непонятном музее. Оказалось, здание стоит на горке, а улица ниже метров на пятьдесят. Конечно, нам, тогда ещё неопытным петербуржцам, привыкшим к плоским перспективам, было трудно это понять.

Пройдя многие сотни километров пешком, я, тем не менее, не могу сказать, что "наматывать" расстояния и покорять вершины является для нас самоценной задачей. Мы не живём в палатках, питаясь подножным кормом, как это делают заядлые туристы, не ставим спортивных рекордов, и до сих пор находимся в блаженном неведении относительно категории сложности большинства из наших прогулок. Давно выработали для себя собственные критерии. 20 км за день - легко, 25 - тоже легко, 30 - уже тяжеловато, 35-40 - можно, но лучше не стоит. В горах умножаем все расстояния в полтора раза. После длительных ежедневных переходов, для нас особая радость хотя бы ненадолго вернуться к цивилизованной жизни, к ощущению маленького временного дома. Как правило, останавливаемся на 7-10 дней в каком-нибудь населенном пункте, удобно расположенном для радиальных походов или поездок. За время отпуска таких транспортных узлов может быть и несколько. Алушта, например, идеальна для однодневных вылазок в районы горного Крыма, норвежский Флом – для того, чтобы составить представление о регионе фьордов.

В последние два-три года стиль наших путешествий, кажется, вполне сформировался. А, готовясь, к норвежской экспедиции, мы, к своему удовольствию, обнаружили в европейском Интернете и модное словечко, обозначающее наше увлечение. Хайкинг – прогулки по пересечённой местности, чаще однодневные, без специального альпинистского снаряжения. Похоже, именно такой род физической активности даёт фотографу или видеографу наиболее полный простор для реализации творческих задач. А не слишком высокие и невероятно красивые норвежские горы с их идиллическими долинами и фьордами вообще превосходны, если вы путешествуете с камерой. Здешние маршруты могут быть весьма не просты для новичков, но всегда можно выбрать тропу по собственным силам. И совсем не обязательно лучшие виды находятся в труднодоступных местах. Будучи известными мастерами ландшафтного дизайна, норвежцы всегда прокладывают дороги так, чтобы было красиво....
 
Вика! Есть растение, очень напоминающее бруснику -толокнянка, мед
вежья ягода, медвежьи ушки. На фото может быть толокнянка
 
Виктория и Александр, спасибо за интересный рассказ и замечательные фотографии.

Расскажите нам и про другие свои путешествия - например, Алушту (интерес тут у меня немного корыстный, собираюсь провести отпуск в Большой Алуште и хотелось бы услышать, что, по Вашему мнению, стоит посмотреть, где побывать и т. д.).

Наталия (Ижевск)
 
Об организационной стороне норвежской поездки.

Путешествие по Норвегии - одной из самых дорогих стран мира в любом случае обременительно для бюджета среднего россиянина. А в нашем случае дело осложнилось ещё и тем, что почти спонтанное решение о поездке было принято всего за месяц до отправления. К тому же, наш отпуск пришёлся на самый разгар высокого сезона. Это очень удобно для любителей полазать по горам, так как количество снега в это время минимально, большинство троп доступно, погода не такая капризная, а природа щедро дарит свои краски. Но в высокий сезон и цены тоже максимально высокие. Таким образом, нам пришлось сильно переплачивать.

Ещё один сложный момент – отсутствие мест в гостиницах. В крупных городах Норвегии всегда можно забронировать номер в отеле за неделю или даже за несколько дней до отправления. Но Флом, где нам необходимо было поселиться для вылазок в горы – это крошечный туристический посёлок, пользующийся благодаря своему удобному географическому положению большой популярностью среди туристов всего мира. Хитрые иностранцы бронируют места в здешних немногочисленных гостиницах за много месяцев до предполагаемой поездки. А отелей здесь всего два – «Fretheim» и «Flamsbrygge hotel». Есть также более простые и дешёвые варианты размещения – отдельные домики или апартаменты, где предполагается самообслуживание и меньший уровень сервиса. По сравнению с отелями цены ниже в два, а то и в три раза. Любопытно, что даже сейчас, в феврале, всемирная система бронирования www.booking.com, где можно узнать и стоимость проживания, сообщает, что свободных мест на летний сезон уже совсем немного. Когда я начал задумываться о том, где бы нам остановиться, то наблюдал, как буквально с каждым днём мест оставалось всё меньше и меньше. Первыми исчезали дешёвые предложения, затем те, что дороже.

Забронировать номер мы так и не успели, поэтому пришлось обратиться к туроператору. Как мне объяснил сотрудник петербургской компании, номерной фонд дорогих отелей поделён на отдельные сектора, не пересекающиеся друг с другом. Есть сектор для частного бронирования, сектор для работы с туроператорами, обязательный резервный фонд. То есть, если в системе частного Интернет-бронирования указано, что мест нет, это не значит, что их нет совсем. По письменному запросу туроператора нам повезло. В отеле «Fretheim» оказались два свободных номера (единственных на весь Флом!) на интересующие нас даты. Так мне всё же удалось обеспечить семью пристанищем. Поскольку времени на подготовку поездки оставалось совсем мало, а ещё надо было сделать главное и продумать пешие маршруты, бронирование билетов и отелей в других местах Норвегии, мы также поручили представителям туристического бизнеса. Компания-туроператор помогла нам и в оперативном оформлении шенгенских виз. На выходе мы получили множество туристических ваучеров с номерами различных броней. Впоследствии было страшновато, что какая-нибудь из них окажется недействительной. Но всё обошлось. Мы просто вводили нужную комбинацию цифр в билетный автомат или называли номер брони на ресепшене отеля.

Продумывая транспортную схему поездки, я и не подозревал, что она полностью совпадёт со стандартным предложением норвежской туристической компании «Fjord 1». Компания предлагает поездку по Норвегии «Согне-фьорд в миниатюре». Пакет позволяет проехать по красивейшим дорогам страны разными видами общественного транспорта со значительной скидкой. При этом предусмотрена возможность остановки в любом пересадочном пункте сколь угодно долго, во всяком случае, в пределах туристического сезона. Из столицы страны, города Осло, путешественник отправляется на скоростном поезде в регион фьордов по Бергенской дороге – одной из красивейших железнодорожных магистралей мира. В районе высокогорной станции Финсё маршрут проходит через свою высшую точку (более 1300 м над уровнем моря) и далее на станции Мирдал следует пересадка на поезд экскурсионной железной дороги Фломсбана. Через 20 км она спускается прямо в посёлок Флом на берегу Аурландс-фьорда. Далее рейсовый паром совершает пятичасовой круиз по самому крупному и глубокому фьорду Норвегии и прибывает в город Берген на западном побережье страны. Отсюда предполагается возвращение в Осло уже только по железной дороге. Это полностью совпадало с нашими планами, и через российского посредника мы забронировали тур и использовали его, как основу путешествия. В Осло мы остановились на два дня, во Фломе на пять дней, и в Бергене на один день.

Отдельного внимания заслуживают способы добраться из Петербурга до самой Норвегии. Их существует великое множество. Самолётом через Прибалтику, Москву или Хельсинки (прямые рейсы из Петербурга редкость, мне так и не удалось «отловить» ни одного). Паромом через Стокгольм и далее на поезде. На собственной машине через паромную переправу и Швецию или по автомобильным трассам вокруг Ботнического залива. Здесь нужно смотреть и комбинировать по обстоятельствам, средствам и предпочтениям. Чтобы доехать до Осло и потом вернуться на родину мы потратили 26 330 рублей на двоих. Эта цифра точно зафиксирована в семейном отчёте. Через сайт www.tutu.ru я бронировал перелёт Хельсинки – Осло и обратно. До финской столицы мы добирались на поезде «Аллегро» (бронирование билетов – на сайте www.poezd-allegro-train.ru). На дороге до Хельсинки можно было сильно сэкономить, воспользовавшись маршруткой или автобусом, но, поскольку самолёт вряд ли стал бы нас дожидаться, решили не подвергаться риску застрять на таможне. Поезд «Аллегро» курсирует точно по расписанию, а таможенный контроль пассажиры проходят прямо в пути следования.

Среди наших транспортных расходов во время поездки значились также затраты на многочисленные локальные перемещения внутри страны. Нужно сказать, что транспорт здесь невероятно дорог, хотя точных цен за давностью времени я уже не назову. Самый дешёвый способ попасть в требуемое место, несомненно, собственная машина (или вполне возможный автостоп). Именно поэтому в Норвегии так популярен автомобильный туризм. Готовясь к поездке, я сочинил несколько маршрутов по горным местностям, чтобы у нас был выбор и запасные варианты. Слава Богу! Один из походов пришлось отменить как раз в силу его непомерной дороговизны. В тот уголок норвежской провинции не ходят рейсовые автобусы, и мы рассчитывали доехать до начальной точки восхождения на такси. Но, когда выяснилось, что в пересчёте на российские рубли стоимость проезда составит до 10 000 в одну сторону (примерно за 25 км пути)!!... От этой идеи мы отказались сразу. Впрочем, справедливости ради, нужно отметить, что в крупных городах ситуация значительно благоприятнее…

Питание в Норвегии также дорого, как и всё остальное. В больших городах существенно дешевле, но даже в маленьком Фломе существуют возможности жить более или менее экономно. Здесь есть, например, супермаркет, где можно найти относительно недорогие продукты, сопоставимые по ценам с московскими. В молодёжном кемпинге в сезон круглосуточно работает недорогое заведение. Что-то вроде шашлычной. Мы не разу не питались там, но запах всякий раз доносился превосходный… Норвежская кухня, на мой взгляд, вполне привычна для россиян. И, что особенно важно, здесь всё, везде и всегда отменно свежее. Отравиться некачественными продуктами невозможно. Даже упакованные в полиэтилен магазинные бутерброды, которые весьма милы норвежскому сердцу, создавали впечатление, что их приготовили специально к нашему приходу.

Организация горных походов – самая дешёвая часть подготовки (практически бесплатная, если уже есть нужное снаряжение), но зато и самая ответственная. Отправляясь в горы нужно обязательно позаботиться о своей одежде. Для Норвегии необходима, прежде всего, качественная обувь - непромокаемая, удобная, на толстой подошве. Лучше всего подходят специальные трекинговые кроссовки. Мембранная куртка хорошо «дышит», но не пропускает воду. В горах в ней можно одинаково хорошо укрыться и от палящего солнца и от внезапно налетевшего дождя или ветра. Перед норвежской экспедицией я даже провёл тест для своей, купленной к случаю одежды. В Петербурге как раз случился ливень, и я два с лишним часа мочил свои покупки, гуляя под тепловатыми струями прямо по лужам…. Не промок!

В долгих переходах нужен и удобный туристический рюкзак. Мне хватает с избытком объёма в 30 литров. Сюда легко помещается штатив, запас еды для привала, видеокамера, запасная или ненужная в данный момент одежда. Виктоша носит на себе рюкзак с фотооборудованием. Не годится для походов рюкзачок городского типа. Его вес распределяется неправильно, поэтому даже при относительно небольшом грузе быстро заболит спина. Ещё один полезный предмет – хайкинговые палки. Эти складные конструкции из прочного лёгкого металла очень помогают на спусках, позволяя не бить лишний раз коленей. Но покупать нужно только самые качественные изделия! Представьте, что будет, если вы обопрётесь на палку, а она вдруг возьмёт и сложится. Запросто можно полететь кубарем по крутому склону. Для переходов по малонаселённым местностям, когда не у кого спросить дорогу, очень удобно пользоваться навигатором, пришедшим на смену традиционному компасу, и бумажными картами в том случае, если навигатор вдруг сломается. Навигаторы бывают функционально разные, например автомобильные. Но в нашем случае необходим специальный туристический прибор, позволяющий загружать топографические карты.

На просторах Интернета можно найти огромное количество информации относительно самых разных хайкинговых маршрутов. Я думаю, те кто всерьёз заинтересуется темой, смогут предпринять соответствующие изыскания самостоятельно. Я же лишь приведу адреса нескольких сайтов, материалами которых пользовался при подготовке нашей экспедиции:

http://www.visitnorway.com – официальный туристический портал по Норвегии. Мне особенно нравится здесь очень подробная интерактивная карта.

http://forum.awd.ru – форум Винского, объединяющий самостоятельных путешественников. Огромное количество полезной информации, отчётов о поездках и полезных советов.

http://www.nor-way.no – расписание движения рейсовых автобусов по всей стране. Правда только одного перевозчика, хоть и самого крупного.

https://www.ortodoks.no/russisk - ссылка специально для блога отца Константина. Сайт русской православной церкви в Норвегии. Эта тема может стать отдельным интересным материалом для обсуждения.

Лёгких дорог, друзья!
 
В одном из комментариев к "Римским каникулам: 1" сказано, что Рим здесь живой, в отличие от "открыточной Норвегии". Уж если говорить об "открыточности", то нет, наверное, более открыточной страны, чем Италия, с ее Неаполитанским заливом, Венецией, Флоренцией, Везувием, Колизеем и т.д., притом снятыми при солнечной погоде. Это в принципе неправомерно - сравнивать городские виды с ландшафтными. Насколько я знаю, Голубковы готовят сейчас фотоочерки о норвежских городах. Вот тогда и можно будет сравнивать:))
 
Я видела Венецию "не открыточную", можно сказать "Южный Петербург",(ноябрь, мокрый снег, плюс 5 град.), но и то иногда возникало ощущение, что оказалась в театральной декорации...
 
Наталия (Ижевск)

Мы с удовольствием поможем Вам советом, если это будет в наших силах и компетенции. Но лучше сделать это в личных сообщениях, поскольку данная тема посвящена всё-таки Норвегии. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, на "Азбуке" и тогда сможете написать мне или Вике. Меня также можно обнаружить на сайте "В контакте".
 
Сверху